4 причины преступления раскольникова. Каковы причины преступления Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Родион Раскольников и Свидригайлов: две стороны одной медали

Главная / Квартира

ПЛАН ОТВЕТА

1. «Преступление и наказание» - философско-психологический роман.

2. Причины бунта Раскольникова:

Бедность и бесправие героя;

Социальная несправедливость;

Мстительные устремления Раскольникова;

Теория «сильной личности»;

Непонимание причин общественного зла.

3. Нравственные муки Раскольникова:

Сомнения перед убийством;

Признание Раскольникова Соне;

Переоценка «идеи» Раскольниковым.

4. Гуманизм романа.

1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны.

2. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.

Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.

Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».



Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенноети с человечеством».

3. Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.

Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, - сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.

Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:

«- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

Это человек-то вошь!

Да ведь я знаю, что не вошь, - ответил он, странно смотря на нее. - А впрочем, я вру, Соня, - прибавил он, - давно уже вру...»

Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.

Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток - то есть на самое людное место - посылает его Соня.

4. Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью - «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Когда происходит у Раскольникова соприкосновение идеи убийства с личными мотивами?

2. Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова?

3. Когда приходит к Раскольникову мысль искупления и спасения?

Родион Раскольников - главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Он типичный представитель «низов», бедный студент, который в глубине души, как и многие, мечтает о лучшей жизни. Нищета, голод, долги - вот какая повседневность окружает Родиона, вот чем он живет, и вот от чего мечтает убежать. К сожалению, Петербург его времени - это суровое, беспощадное место. По улицам проезжают роскошные кареты, запряженные лошадьми, вокруг снуются люди, которым совершенно нет дела до его бед и лишений. В этой обстановке Раскольников как никто другой чувствует страшное одиночество, которое с каждым днем порождает все больше мыслей. Возможно, все сложилось бы по-другому, не будь он так одинок.

Именно одиночество Раскольникова стало его союзником. В одиночестве крепла его решимость совершить преступление. Парадокс заключается в том, что с каждым днем, предаваясь все более глубоким раздумьям, он все меньше думал об этом как о преступлении, оправдываясь тем, что это необходимость. Голодный студент, снимавший маленькую комнатку, он взрастил в себе ненависть к тем, кто, как он считал, недостоин того, чтобы иметь сытый желудок и теплую постель пока он, Раскольников, влачит жалкое существование без надежды на светлое будущее. В одиночестве рождается страшный, но, как кажется самому Родиону, вполне практичный план, который поможет ему распрощаться с нищетой, голодом и долгами. Старуха-процентщица в понимании Раскольникова - просто ненужное звено в цепи, которым можно пожертвовать ради собственного блага.

Раскольников, планируя убийство старухи, не считает себя злодеем. Ему не кажется, что все люди равны по своей природе, и что каждый из них заслуживает того, чтобы жить наравне с остальными. Нет, ради великих умов и грандиозных идей можно пожертвовать так называемым «расходным материалом», к которому Родион и относит старуху-процентщицу. Ее жизнь кажется Раскольникову какой-то ошибкой. С его точки зрения старуха не приносит никакой пользы, лишь дразня и раздражая его тем, что она имеет то, что недоступно самому Родиону. Почему она живет в достатке и сытости, а он должен со страхом ждать каждого нового дня? Почему этот новый день должен внушать ему такой ужас, в то время как она, нисколько не ценя того, что имеет, живет, не ведая тех забот, которыми полна жизнь Родиона?

Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва. Жалеет ли он тех, кого сам низверг до уровня «расходного материала»? Нисколько. Сам Родион уверен, что ради таких, как он, можно принести в жертву старуху-процентщицу. Жизнь ее бесполезна и пуста, она и без того уже подходит к закату, а для него, для Раскольникова все еще только начинается. Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели - собственного благополучия. Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие - нищета. И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг - устранить старуху.

Поддался ли бы Раскольников такому страшному, всепоглощающему раскаянию, если бы вместе со старухой ему не пришлось так же жестоко расправиться с Елизаветой, как с невольной свидетельницей его преступления? Вряд ли его бы так мучила совесть, останься старуха его единственной жертвой, ведь он столько раз прокручивал в голове сценарии ее убийства, ни разу не ужаснувшись тому, что за мысли приходят ему в голову. Но Елизавета в понимании Раскольникова явно не вписывалась в категорию тех, кем можно с легкостью и без зазрения совести пожертвовать ради высокой цели.

Потерпела ли бы теория Раскольникова крах, если бы он совершил преступление точно по задуманному им сценарию? Если бы, убив старуху и разжившись ее деньгами, он тихо скрылся в шумном и многоголосом Петербурге, в котором каждый второй прячет за душой тайну или проступок, за которым могло бы последовать наказание? Так или иначе, но именно смерть Елизаветы - невинно загубленной души - помогает ему прозреть, и с каждым днем чаша раскаяния наполняется все больше и больше, пока не начинает переливаться до краев.

И только тогда, сдавшись на милость беспощадному палачу - собственной совести - и признавшись во всем, Раскольников, наконец, обретает покой.

Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.

Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспринимает чужую боль немного острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похороны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Разумихин – преданный друг Раскольникова, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его преступлении.

Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам. Условия жизни, в которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно. Он рассказывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов. В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя человеческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу.

В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников исповедь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как‑то помочь семье. Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагедиями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их.

Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека. Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается им как воплощение жестокости окружающего мира.

Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Раскольникова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все остальные приравниваются к «тварям дрожащим».

Но чем больше Родион анализирует свое преступление и те нравственные мучения, происходящие в нем после него, тем больше понимает, что он «не переступил, на этой стороне остался». Он не выдержал испытания на «необыкновенного» человека.

Достоевский, как настоящий психолог, с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести для героя – наказание намного сильнее, чем наказания каторгой.

Читатель не может не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.

Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сложно найти во всём творчестве Фёдора Михайловича Достоевского роман противоречивее, чем «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, Родион Раскольников, совершает убийство. А мотивы его поступка, ход его мыслей и самоанализ становятся ключевым сюжетом романа. Чтобы понять причины преступления, необходимо обратиться к образу молодого убийцы, мастерски прописанному Достоевским.

В классической русской литературе писатели часто используют приём «говорящих фамилий». Автор «Преступления и наказания» не стал исключением. Не случайно он даёт своему Родиону такую фамилию – Раскольников, а чтобы подчеркнуть противоречия, раскол в душе героя.

С одной стороны, персонаж вынашивает идею убийства с великой целью – доказать человечеству, что смерть одного человека ничтожна, если это может принести счастье другим (деньгами убитой старухи он надеялся помочь сестре и матери). С другой стороны, Раскольников планировал убить старуху-процентщицу из сугубо эгоистичных целей – он надеялся доказать собственную теорию о превосходстве одних людей перед другими. Доказать своё превосходство: «Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Однако затея Раскольникова провалилась. Он не только не сделал никого счастливым (к тому же убил безвинную Лизавету), но и понял, что сам не является исключительным человеком.

На мой взгляд, преступлением Раскольникова Достоевский показывает, что насилие невозможно оправдать даже высокими целями. Оно в любом случае аморально и ведёт к разрушению личности (души) преступника.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

sochinenienatemu.com

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Раскольникову

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.

Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи. Да, Раскольников беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий. Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях. Суть теории Раскольникова заключается в том, люди делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть «материал» для великих
  • Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является «тварью дрожащей».

    Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

    • Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников понимает, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
    • Накануне преступления Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизни непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова глубокое впечатление.
    • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников против того, чтобы Дуня шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
    • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет Раскольникова задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
    • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»).
    • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен.
    • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.

    Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают Раскольникова, как преступника.


    Раскольников после преступления

    Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей теории. Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

    Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов он сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

    www.alldostoevsky.ru

    Cочинение «СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”»

    Роман Ф.М.
    Достоевского, по существу, является
    социально-психологическим и философским
    произведением. Достоевский показал дно
    капиталистического города, мир униженных и
    оскорбленных. Автор разоблачает общество,
    где властвуют деньги, общество, которое
    беспощадно к тем, кто не имеет денег.
    Жертвой капиталистического мира
    становится и главный герой романа - Родион
    Раскольников. Этот образ воссоздан
    психологически тонко, со свойственной
    Достоевскому способностью проникать во
    внутренний мир своих героев. Автор рисует
    крайне тяжелые условия жизни своего героя.
    Жил Раскольников в комнате, имевшей самый
    жалкий вид со своими желтенькими, пыльными
    и всюду отставшими от стены обоями. Сам
    Раскольников имел до того жалкий вид, что
    даже иногда на улице получал подаяние,
    потому что весь его облик вызывал чувство
    сострадания. Раскольников был исключен из
    университета, потому что не имел денег для
    дальнейшего обучения. Он даже не мог в срок
    уплатить за квартиру.

    Условия, в
    которых живет Раскольников, вызывают у него
    протест. Зреет бунт, но он носит
    индивидуальный характер. Раскольников
    считает, что всех людей можно разделить на
    две группы. Первая группа - это
    обыкновенные люди, другие же имеют в себе
    дар или талант совершать новое в обществе.
    Эта категория людей может преступить закон,
    нарушение закона для таких людей - это не
    преступление. Создавая свою теорию, Раскольников подводил себя к черте, за
    которой стояло преступление. Под влиянием
    жизненных обстоятельств он постепенно
    приходит к мысли о том, что его теория
    объясняет поступки не только исторических
    деятелей, но и простых людей. Раскольников
    окончательно пришел к мысли об убийстве под
    влиянием исповеди Мармеладова. Это
    разговор о семнадцатилетней дочери
    Мармеладова Сонечке, о том, что
    человек
    может примириться с любыми
    обстоятельствами, привыкнуть к ним.
    Раскольникову было жаль Соню, потому что
    она ради спасения семьи от голода встала на
    унизительный путь, но даже отец не стыдится
    брать у нее денег. Раскольников отбрасывает
    мысль, что человек по природе подл, и делает
    вывод, что это - закон жизни, общества. Есть
    жертва и есть те, кто пользуется этим. И
    тогда он приходит к мысли, что желание его
    сестры Дуни выйти замуж за богатого
    человека, который поддержал бы их семью и
    дал бы Раскольникову возможность закончить
    учебу, является по сути такой же жертвой,
    как жертва Сонечки. Решение Родиона было
    однозначным - не страдать пассивно, а
    действовать.

    Раскольников
    совершает убийство. Выбранная им жертва -
    старуха-процентщица. Он думал о старухе как
    о ненужном, злом и жадном человеке.
    Рассуждения сводились к тому, что такому
    скупому человеку и жить не следует, и что
    многих нуждающихся людей можно было бы
    осчастливить. После убийства старухи сразу
    же происходит второе преступление. Он
    убивает ее сестру Лизавету, которая явилась
    неожиданным свидетелем убийства.

    Мучительно
    состояние Родиона после совершенных
    злодеяний. Автор показывает, что главное
    наказание - наказание не от общества, не
    каторга, а глубокие внутренние страдания,
    страдания нравственные. Человек,
    осознающий себя убийцей, уже по-другому
    воспринимает мир. Раскольников пытается
    бороться со своим состоянием. Родион не
    понимает истинной причины своих терзаний.
    Ему кажется, что главная причина состоит в
    том, что он оказался “тварью дрожащей”, что
    жизнь показала его слабость, именно поэтому
    он говорит сестре, которая предлагает ему
    последовать совету следователя, что он не
    считает себя преступником, что он виноват
    только в
    том, что не смог, не сумел осуществить
    задуманное.

    Самый
    напряженный момент борьбы - это разговор
    со следователем Порфирием Петровичем,
    который понял, кем совершено убийство, и
    пытается разоблачить Раскольникова.
    Достоевский исследует такую проблему, как
    нравственное возрождение личности. Именно
    поэтому следователь, предлагая Родиону
    явку с повинной, спросил, верит ли он
    легенде о Лазаре, которого воскресил
    Христос и которого сделал истинным
    христианином.

    Сам
    Достоевский был против всякого бунта. Бунт
    же Раскольникова является эгоистическим, и
    в этом заключается его слабость и
    обреченность. Но бунт против
    существовавших условий, ставящий своей
    целью изменение несправедливых условий
    общества, является оправданным. Именно на
    каторге

    Раскольников
    приходит к выводу о том, что его теория не
    имеет смысла и нужно начать новую жизнь.

    Но есть
    люди, для которых вообще не существует
    нравственного закона. Это - люди,
    пользующиеся властью, которую им дают
    деньги. Сила романа заключается в том, что
    он эмоционально воздействует на читателя
    благодаря глубокому психологизму и
    реализму, вызывает протест против
    несправедливого мира, где деньги имеют
    власть над человеком.

    • о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
    • Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
    • Закон о дошкольном образовании С начала нового учебного года в 2013 году стал действовать новый Федеральный закон №-273 «Об образовании в Российской Федерации». В первую очередь поправки затронули […]

Ф.М. Достоевский вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из несчастья людей. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, желающего жениться на Дунечке Раскольниковой. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.

А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых.

Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем. Раскольников не желает принимать такой философии, он «заботится» о счастье всех людей, хочет всемирного блага.

Но не только ради мести Родион совершает свое преступление. Важно, что его протест и возмущение сочетается с теорией «сильной личности». Презрение к современному обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»

Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.

Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета и ее ребенок?

Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помогает понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

Сам Достоевский был против насилия. Своим романом он спорит с революционерами, утверждающими, что единственный путь к всеобщему счастью – «призвать Русь к топору».

Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Почему Раскольников совершил преступление? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Почему Раскольников совершил преступление?

Почему Раскольников совершил преступление? Ответ на этот вопрос обязательно нужно найти, чтобы понять смысл произведения великого русского писателя Федора Достоевского. Именно поискам его посвящено мое сочинение на тему «Почему Раскольников совершил преступление?»

Главный герой этого интересного произведения – молодой человек. Студент Родион Раскольников. Он беден, практически нищ, но совсем не глуп. И наделен Раскольников большими амбициями. Живет в тесной, жалкой комнатушке, вынашивая планы по глобальному преобразованию окружающего его мира.

То, что видит Раскольников вокруг себя, его не совсем устраивает. Большинство людей прозябают в нищете и бесправии, а кучка господ тянет из них соки, заставляя преждевременно умирать от лишений, болезней и бед. Главный герой не хочет быть частью серой массы, управляемого стада… Он считает, что помимо такой категории людей в обществе есть другие. Лидеры. Их единицы. И зачастую их великие дела замешаны на крови, поэтому современники их проклинают. Но зато потомки возводят на пьедестал.

Таким человеком видится Раскольникову Наполеон – его кумир и пример для подражания. Молодой человек причисляет себя к единицам, способным сворачивать горы и менять мир. Отсюда и «растут ноги» его преступления.

Решив проверить себя, Раскольников убивает старуху-процентщицу. «Вошь», по его мнению, абсолютно бесполезное и даже вредное существо, загоняющее нищих в еще большую нищету и наживающееся на их горе. Ничего плохого в своем поступке студен не видит. Но только «до».

А после… К Раскольникову пришло осознание, что он ошибался. Нельзя идти к светлому, используя темные методы. Кровавый путь не приведет к добру.

Герой раскаивается. И понимает, что единственный выход – это сохранять в своей душе любовь к миру и людям, какими бы они ни были. Излучать свет, меняя таким образом окружающую действительность к лучшему.

К сожалению, такое осознание далось слишком дорогой ценой. Погибли ни в чем не повинные люди. А сам герой вряд ли когда-нибудь сможет себя простить за совершенное преступление. И даже наказание в ссылке не искупит вины перед самим собой.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление.

Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое он совершил.

Раскольников подслушал разговор в трактир е, в котором шла речь об убийстве старухи-процентщицы Раскольников получил письмо матери. где говорилось о будущей свадьбе Дуни с Лужиным и ее унижении в семье Свидригайловых Раскольников случайно услышал, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома в определенное время Комната-шкаф Раскольникова очень угнетала его и наталкивала на мрачные мысли Раскольников разочаровался в жизни и не видел возможности честно заработать на жизнь, чтобы выбраться из нищеты

Раскольников пошел на убийство не из-за нищеты и безнадежного положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом – разбогатеть и помочь матери с сестрой выбраться из бедности.

Но главной причиной была теория Раскольникова. Он хотел проверить свою теорию и доказать себе, что он – “Наполеон”, что он может убить старуху ради счастливого будущего.

люди гениальные люди обычные, то есть “материал”

Раскольников надеялся доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, а “Наполеон”, который может переступить через убийство ради светлого будущего.

Но теория Раскольникова потерпела крах, так как была обречена на провал с самого начала.

Раскольников не хотел, чтобы его сестра Дуня выходила замуж за Лужина, чтобы мать (Пульхерия Александровна) портила глаза за копеечной работой и т. д.

Но он не мог помочь своей семье сейчас и сразу, зарабатывая понемногу честным путем.

Поэтому задумал решить эти проблемы с помощью убийства. Однако бедность не была первопричиной убийства.

Почему Раскольников решил убить именно старуху-процентщицу?

Убийство старухи казалось Раскольникову небольшой платой за “светлое будущее” его семьи и, например, Лизаветы (сестры старухи).

Раскольников считал старуху-процентщицу “вошью”, недостойной жить. Свои планы на убийство Раскольников оправдывал тем, что старуха-процентщица:

была злой и жадной одинокой старухой наживалась на чужой беде, давая клиентам малые деньги под высокие проценты использовала свою слабоумную сестру Лизавету как рабыню и била ее написала завещание, по которому ее сестре Лизавете не оставалось ничего – все предназначалось какому-то монастырю

Раскольников отчасти оправдывал свои планы на убийство этими “благородными” намерениями. Конечно, пришел он к такому выводу из-за большой нужды и некоторого помутнения сознания

В результате, Раскольников не только не “освободил” Лизавету от издевательств сестры, но и убил ее как случайного свидетеля. Кроме того, он и себя не сделал богатым и счастливым.

Идя на преступление, Раскольников представлял себе свою жизнь после убийства совсем не так, как вышло.

Физическая и психологическая слабость, отчаяние из-за бедности и пессимизм помешали ему трезво оценить ситуацию и избежать трагедии.

Раскольников не учел того, что он не подходит на роль хладнокровного убийцы. Он понял, что “старуха была ошибкой”. Он осознал, что больше не сможет жить спокойно и счастливо после страшного преступления. Раскольников догадывался об этом, но все-таки пошел на убийство.

В результате, он сам в своих глазах оказался “вошью”, потому что струсил своего поступка, потому что не воспользовался ограбленным, не использовал эту “добычу” на построение своего будущего.

Парадоксально, но Раскольников не потратил ни одного украденного рубля (деньги начали гнить под камнем, где Раскольников спрятал “добычу”).

Наказание настигло Раскольникова не на каторге, а его сразу же после преступления. Его главным наказанием стали душевные терзания, которые “съедали” его с самого начала.

Сразу после преступления Раскольников понял, что больше не сможет жить прежней жизнью после того, что он сделал. Он осознал, что не должен был совершать этого убийства. Но не потому, что ему стало жалко старуху или Лизавету, а потому что он оказался слаб, чтобы быть преступником.

Но, к сожалению, уже ничего нельзя было изменить.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем – нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит...
  2. Преступление и наказание. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским на каторге “в тяжелую минуту грусти и саморазложения”....
  3. Переход к трагическим сюжетам был в те года судьбой не только Шекспира. На английской сцене появляется много пасмурных, будто “встревоженных”...
  4. Рассказ “Старуха Изергиль” относится к раннему романтическому периоду творчества М. Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к...

«Преступление и наказание». Он типичный представитель «низов», бедный студент, который в глубине души, как и многие, мечтает о лучшей жизни. Нищета, голод, долги - вот какая повседневность окружает Родиона, вот чем он живет, и вот от чего мечтает убежать. К сожалению, Петербург его времени - это суровое, беспощадное место. По улицам проезжают роскошные кареты, запряженные лошадьми, вокруг снуются люди, которым совершенно нет дела до его бед и лишений. В этой обстановке Раскольников как никто другой чувствует страшное одиночество, которое с каждым днем порождает все больше мыслей. Возможно, все сложилось бы по-другому, не будь он так одинок.

Именно одиночество Раскольникова стало его союзником. В одиночестве крепла его решимость совершить преступление. Парадокс заключается в том, что с каждым днем, предаваясь все более глубоким раздумьям, он все меньше думал об этом как о преступлении, оправдываясь тем, что это необходимость. Голодный студент, снимавший маленькую комнатку, он взрастил в себе ненависть к тем, кто, как он считал, недостоин того, чтобы иметь сытый желудок и теплую постель пока он, Раскольников, влачит жалкое существование без надежды на светлое будущее. В одиночестве рождается страшный, но, как кажется самому Родиону, вполне практичный план, который поможет ему распрощаться с нищетой, голодом и долгами. Старуха-процентщица в понимании Раскольникова - просто ненужное звено в цепи, которым можно пожертвовать ради собственного блага.

Раскольников, планируя убийство старухи, не считает себя злодеем. Ему не кажется, что все люди равны по своей природе, и что каждый из них заслуживает того, чтобы жить наравне с остальными. Нет, ради великих умов и грандиозных идей можно пожертвовать так называемым «расходным материалом», к которому Родион и относит старуху-процентщицу. Ее жизнь кажется Раскольникову какой-то ошибкой. С его точки зрения старуха не приносит никакой пользы, лишь дразня и раздражая его тем, что она имеет то, что недоступно самому Родиону. Почему она живет в достатке и сытости, а он должен со страхом ждать каждого нового дня? Почему этот новый день должен внушать ему такой ужас, в то время как она, нисколько не ценя того, что имеет, живет, не ведая тех забот, которыми полна жизнь Родиона?

Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва. Жалеет ли он тех, кого сам низверг до уровня «расходного материала»? Нисколько. Сам Родион уверен, что ради таких, как он, можно принести в жертву старуху-процентщицу. Жизнь ее бесполезна и пуста, она и без того уже подходит к закату, а для него, для Раскольникова все еще только начинается. Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели - собственного благополучия. Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие - нищета. И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг - устранить старуху.

Поддался ли бы Раскольников такому страшному, всепоглощающему раскаянию, если бы вместе со старухой ему не пришлось так же жестоко расправиться с Елизаветой, как с невольной свидетельницей его преступления? Вряд ли его бы так мучила совесть, останься старуха его единственной жертвой, ведь он столько раз прокручивал в голове сценарии ее убийства, ни разу не ужаснувшись тому, что за мысли приходят ему в голову. Но Елизавета в понимании Раскольникова явно не вписывалась в категорию тех, кем можно с легкостью и без зазрения совести пожертвовать ради высокой цели.

Потерпела ли бы теория Раскольникова крах, если бы он совершил преступление точно по задуманному им сценарию? Если бы, убив старуху и разжившись ее деньгами, он тихо скрылся в шумном и многоголосом Петербурге, в котором каждый второй прячет за душой тайну или проступок, за которым могло бы последовать наказание? Так или иначе, но именно смерть Елизаветы - невинно загубленной души - помогает ему прозреть, и с каждым днем чаша раскаяния наполняется все больше и больше, пока не начинает переливаться до краев.

И только тогда, сдавшись на милость беспощадному палачу - собственной совести - и признавшись во всем, Раскольников, наконец, обретает покой.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация