Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Аварии на взрывопожароопасных объектах Аварии на взрывоопасных объектах примеры в мире

Главная / Квартира

Потенциальными объектами аварий, связанных со взрывом, являются хранилища и склады взрыва- и пожароопасных веществ, например: склады реактивного топлива, артиллерийских боеприпасов, склады взрывчатых веществ, нефтебазы и т.д.

В результате действия поражающих факторов взрыва происходит разрушение или повреждение зданий, технологического оборудования, транспортных средств, коммуникации и другие объекты.

При взрывах люди получают термические и механические повреждения: ожоги тела, верхних дыхательных путей, переломы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения.

Взрывчатое превращение в зависимости от свойств взрывчатого Вещества и вида воздействия на него может протекать в виде взрыва или горения. Скорость горения в значительной степени зависит от внешних условий, в первую очередь от давления в окружающем пространстве. С увеличением давления скорость горения возрастает, при этом в некоторых случаях горение может перейти во взрыв.

Взрывчатые вещества в зависимости от их природы и состояния обладают определёнными взрывчатыми характеристиками. Наиболее важными из них являются: чувствительность к внешним воздействиям; энергия (теплота) взрывчатого вещества; скорость детонации; фугасность (работоспособность).

Пылевоздушные смеси и особенности их горения. Практически все взрывы пылевоздушных смесей происходят в ограниченном пространстве. Пылевоздушную смесь иногда называют пылевым облаком, а её взрыв - взрывом пылевого облака.

Механизм взрыва пыли аналогичен процессу окисления, когда окислителем выступает кислород воздуха. При этом процесс окисления протекает на поверхности твёрдых частиц пыли. Интенсивность горения зависит от размера частиц и содержание кислорода в системе. Взрывоопасные пылевоздушные смеси могут возникать спонтанно, например, при встряхивании осевшей пыли.

Особенности физического взрыва. Их, как правило, связывают со взрывами сосудов от давления паров и газов. Их основной причиной является не химическая реакция, а физический процесс, обусловленный высвобождением внутренней энергии сжатого или сжиженного газа. Сила таких взрывов зависит от внутреннего давления, а разрушения вызывают ударная волна или осколки, разорвавшие сосуд.

Таким образом, пожары являются результатом химической, экзотермической реакции, а взрывы - физически превращений, они образуют зоны, в которых действуют опасные факторы.

К причинам взрывов на взрывоопасных предприятиях чаще всего относят: разрушение и повреждение производственных ёмкостей, аппаратуры и трубопроводов; отступление от установленного технологического режима; отсутствие постоянного контроля за исправностью производственного оборудования и своевременного проведения плановых ремонтных работ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.

Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов.

В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории,сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия.

Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий.

Аварии на взрывопожароопасных объектах

Взрывопожароопасными объектами называются такие объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.

Пожаром принято называть неконтролируемое горение вне специального очага, могущее привести и (или) приводящее к гибели и поражению людей и материальному ущербу. Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением.

Пожары классифицируются по нескольким признакам:

1) по масштабам:

Отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

Группы отдельных пожаров;

Сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий

(горят более 50% зданий на участке застройки);

Огненный шторм - особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующийся наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

2) по месту возникновения:

Пожары в городах и населенных пунктах;

Пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

Ландшафтные пожары.

Наиболее распространенным источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.

В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.

К ним, прежде всего, относится производство, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества. А также железнодорожный и трубопроводный транспорт, который несет основную нагрузку при доставке жидких, газообразных и взрывоопасных грузов.

Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

На предприятиях, производящих порох, реактивное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, а также продукцию на их основе, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов.

Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость эвакуации свыше 20 тыс. человек.

Статистика

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км. магистральных трубопроводов, 350 тыс. км. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.

Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, пришлось на 60-70 гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.

Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отросли).

Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения. К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений, высокая температура от горения различных веществ, материалов и загрязнения воздуха в очаге поражения продуктами горения, в том числе угарным газом.

При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волной, так и от летающих обломков, камней, осколков стекла и т.п. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва.

При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здание восстановлению не подлежит. При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.

Возникающие в результате взрывов пожары приводят к разрушению сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур, к образованию различных концентраций химически опасных веществ. Поражающими факторами для людей в этих условиях являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлениям различной степени.

Аварии на взрывопожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.

Исторические факты

Для наглядной характеристики последствий такой аварии приведем анализ катастрофы двух пассажирских поездов произошедшей в Башкирии 3 июня 1989 года в результате взрыва на трубопроводе. Крупная железнодорожная катастрофа явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда Новосибирск-Адлер(20 вагонов) и Адлер- Новосибирск(17 вагонов), следующие в разных направлениях, в 23 часа 10 минут оказались в зоне, скопившейся на местности площадью 250 гектар углеводородовоздушной смеси, образовавшиеся в результате истечения нефтепродуктов в окружающую среду из разорвавшейся трубы трубопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье.

Предположительно из-за искрения токоприемников локомотива во время прохождения зоны с большой концентрацией углеводородовоздушной смеси (в ее состав входили компоненты: метан, этан, пропан, изобутан и гексан; смешавшись с воздухом, такая смесь становится взрывоопасной) возник пожар и произошел объемный взрыв, энергия которого соответствовала энергии взрыва тротила массой 300 тонн. Взрыв и возникший в результате взрыва пожар привели к массовой гибели и поражению людей двух встречных пассажирских поездов, оказавшийся в зоне образования взрывоопасной смеси нефтепродуктов.

Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного и 6 другого состава), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, из них погибло 780 человек.

Катастрофа явилась следствием неудовлетворительного качества строительства трубопровода и недопустимо плохого состояния контроля над его строительством со стороны заказчика и неприятия, своевременных мер по устранению аварии (разрыв трубы), возникшей перед взрывом. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины катастрофы.

Еще одним ярким примером аварий на взрывопожароопасных объектах является взрыв метана на шахте "Распадская".

Вечером 8 мая 2010 года на крупнейшей угольной шахте России "Распадская", расположенной в Междуреченске Кемеровской области, произошел взрыв метана. Около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, 276 человек удалось вскоре вывести на поверхность. Спустя несколько часов в "Распадской" произошел второй взрыв, оставивший шахту без воздуха и разрушивший часть наземных построек. В результате была утеряна связь с тремя отрядами спасателей. По официальным данным, погибли 73 горняка, тела еще 18 человек до сих пор не обнаружены, они числятся пропавшими без вести. ОАО "Распадская" оценила свой ущерб в 8,6 миллиарда рублей. После аварии ушел в отставку директор шахты, ему предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности.

Заключение

авария взрывопожароопасный чрезвычайный

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал, Чернобыль). Анализ аварий показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев им предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии.

Для избежания возникновений подобных ситуаций следует более внимательно относиться к технике безопасности на па подобных предприятиях.

Список использованной литературы

1. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник" под ред. Н.К. Шишкина. - М., ГУУ, 2008г.

2. В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов "Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов" / ГУУ. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2005г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера. Поводы, приводящие к возникновению ЧС. Аварии на радиационно-опасных, химических, взрывопожароопасных объектах. Принципы защиты населения и территорий от ЧС и меры их предупреждения.

    презентация , добавлен 13.03.2015

    Понятие и характерные признаки опасных производственных объектов. Оценка степени аварийности на опасных производственных объектах Башкирии по отраслям: нефтегазодобыча, газоснабжение, химическая, энергетика. Оборудование, работающее под давлением.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причины их возникновения. Характер проявления аварий и катастроф. Минимизация вероятности возникновения последствий ЧС на промышленных объектах. Мероприятия по прогнозированию ЧС.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Источники чрезвычайных ситуаций, потери и ущерб как их следствие. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Зонирование территорий по видам опасности.

    реферат , добавлен 19.09.2012

    Характеристика основных элементов радиационно-опасных объектов и зон радиоактивного заражения местности при аварии на современных атомных электростанциях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2015

    Условия формирования и классификация техногенных чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения: аварии на химических, радиационных, пожаро- и взрывоопасных объектах, на транспорте, гидротехнических сооружениях.

    реферат , добавлен 09.04.2014

    Условия формирования и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций: транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ.

    реферат , добавлен 02.03.2015

    Обеспечение безопасности людей и сохранности оборудования при проведении огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах. Огневые работы внутри аппаратов, емкостей и на трубопроводах. Основные требования охраны труда в аварийных ситуациях.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2012

    Общемировой ущерб от чрезвычайных ситуаций. Условия возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенная авария на Чернобыльской атомной электростанции. Виды катастроф. Аварии с выбросом биологически опасных веществ, их последствия.

    реферат , добавлен 12.08.2013

    История и виды аварий на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Затопление прибрежных территорий в результате разрушения гидротехнических сооружений (плотин и дамб). Меры по уменьшению последствий аварий на опасных объектах.

Пожар - это горение, в результате которого уничто­жаются или повреждаются материальные ценности, созда­ется опасность для жизни и здоровья людей.

Горением называется быстро протекающий химичес­кий процесс окисления или соединения горючего вещества и кислорода воздуха, сопровождающийся выделением газа, тепла и света. Известно горение и без кислорода воздуха с образо­ванием тепла и света. Таким образом, горение представляет собой не только химическую реакцию соединения, но и раз­ложения.

Различают собственно горение, взрыв и детонацию. При собственно горении скорость распространения пламени не превышает десятков метров в секунду, при взрыве - сотни метров в секунду, а при детонации - тысячи метров в се­кунду.

С наибольшей скоростью горение происходит в чистом кислороде. По мере снижения концентрации кислорода про­цесс горения замедляется, наименьшая скорость горения при содержании кислорода в воздухе 14-15%.

Для горения необходимы горючие материалы, окисли­тель и источник поджигания.

В практике различают полное и неполное горение. Пол­ное горение достигается при достаточном количестве кисло­рода, а неполное - при недостатке кислорода. При неполном горении, как правило, образуются едкие, ядовитые и взры­воопасные смеси.

Самовоспламенение (тепловой взрыв) возникает при внут­реннем подогреве горючего вещества в результате химичес­ких процессов. Температура самовоспламенения зависит от различных факторов: состава и объема горючей смеси, дав­ления и др. Большинство газов и жидкостей воспламеняется при температуре 400-700 °С, а твердых тел (дерева, угля, торфа и т. п.) - 250-450 °С. Следует иметь в виду, что увели­чение содержания кислорода в веществах и уменьшение со­держания углерода снижают температуру самовоспламене­ния.

Для горения и воспламенения важное значение имеет концентрация газов и паров в воздухе. Диапазон горения и воспламенения характеризуется нижним и верхним предела­ми взрываемости. Они являются важнейшей характеристи­кой взрывоопасное™ горючих веществ. Нижний предел взры­ва характеризуется наименьшей концентрацией газов и па­ров воздуха, при котором возможен взрыв, а верхний - наи­большей их концентрацией, при которой еще возможен взрыв.

При взрывах некоторых газов, паров и смесей горение переходит в особую форму - детонацию. При этом скорость распространения пламени достигает 1000-4000 м/с, что пре­вышает скорость распространения звука. Детонация, как пра­вило, происходит в трубах, имеющих достаточный диаметр и длину, может возникать при определенном подогреве сме­си и сильной ударной волне, а также при специальном под­жигании взрывоопасного вещества. Детонация имеет верхний и нижний концентрационные пределы.



Все горючие жидкости пожароопасны. Они горят в воз­духе при определенных условиях, зависящих от концентра­ции их паров. Горючие жидкости постоянно испаряются, об­разуя над поверхностью насыщенные взрывоопасные пары.

По температуре вспышки горючие жидкости подразде­ляются на два класса. К первому классу относятся жидкости (бензин, керосин, эфир и др.), вспыхивающие при темпера­туре менее 45 °С, ко второму классу - жидкости (масла, мазуты и др.), имеющие температуру вспышки выше 45 °С. В практике первый класс жидкостей принято называть лег­ковоспламеняющимися (ЛВЖ), второй - горючими (ГЖ).

Пыли и пылевоздушные смеси горючих веществ пожаро­опасны. В воздухе они могут образовывать взрывоопасные смеси. Увеличение влажности воздуха и сырья, из которого образуется пыль, а также повышение скорости движения воздуха уменьшают концентрацию пыли в воздухе и снижа­ют пожароопасность.

Взрывоопасными являются пыль сахара, крахмала, на­фталина при концентрации в воздухе до 15 г/м 3 ; торфа, кра­сителей и т. п. при концентрации от 15 до 65 г/м 3 .

Важное значение в противопожарном отношении имеет правильная эксплуатация электрических сетей и приборов. Электрическая сеть в эксплуатационном отношении должна отвечать противопожарным требованиям. При ее устройстве устанавливают специальные автоматические выключатели и плавкие предохранители, защищающие ее от перегрузки и воспламенения изоляции. При эксплуатации электрической сети нельзя применять "жучки" вместо калиброванных плав­ких вставок или защитных средств, так как это приводит к перегрузке в линии, высыханию изоляции, возникновению короткого замыкания и пожару.



Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предпри­ятия, на которых производятся, хранятся, транспортируют­ся взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

К ним прежде всего относятся производства, где исполь­зуются взрывчатые и имеющие высокую степень возгорае­мости вещества, а также железнодорожный и трубопровод­ный транспорт как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Осо­бенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.

Все строительные материалы и конструкции из них под­разделяются на три группы: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые. Несгораемые - это материалы, которые под воздействи­ем огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. Трудносгораемые - это материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспла­меняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть при наличии источника огня. Сгораемые - это материалы, которые под воздействи­ем огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массо­вые. Отдельные - пожары в здании или сооружении.

Массовые - совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Сильные пожары при определенных усло­виях могут перейти в огненный шторм.

Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. К авариям на ПВОС 1 относятся пожары с последу­ющим взрывом газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов, топливно-воздушных смесей и других взрывоо­пасных веществ и взрывы чаще всего в результате свобод­ного истечения легковоспламеняющиеся взрывоопасных жид­костей или газов, приводящие к возникновению многочис­ленных очагов пожаров.

Особым случаем взрыва является объемный взрыв, когда подрывается газообразная или аэрозольная смесь, занимаю­щая значительный объем. Характерный пример такого взры­ва - взрыв при утечке газа. При этом взрывоопасное облако способно проникать в закрытые помещения через окна, люки и т. п. и взрыв может поражать людей и причинять разруше­ния в местах, защищенных стенами. Чрезвычайные ситуации, создающиеся на ПВОО, часто осложняются тем, что многие взрывоопасные вещества ядо­виты или образуют при сгорании химически опасные веще­ства (ХОВ).

Поражающие факторы при авариях на пожаро- и взры­воопасных объектах. К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся: воздушная ударная волна с образованием осколочных полей, тепловое и световое излучение и, как следствие, загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ХОВ.

Характер воздействия аварии на пожаро- и взрыво­опасном объекте на население и окружающую среду. При взрыве на ПВОО поражение людей и повреждения различ­ной степени могут происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и косвенно - от летящих обломков, кам­ней, осколков стекла и т. п. Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности.

Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пластмасс и некоторых синтетических ма­териалов - к образованию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др. Чаще всего на пожарах людей поражают окиси углерода (при со­держании в воздухе 1% окиси углерода наступает почти мгно­венная потеря сознания и смерть), реже - цианистые со­единения, бензол, окислы азота, углекислота и другие ток­сичные продукты. К поражающим факторам пожаров отно­сят также задымление, затрудняющее ориентирование, и сильный морально-психологический эффект.

Взрывы емкостей с газообразными и сжиженными веще­ствами, которые могут быть отнесены к категории ХОВ, при­водят к загрязнению токсичными веществами воздушного, водного бассейнов и значительных территорий местности, а также заболеваниям и гибели людей, животных и растений. Кроме того, следует учитывать, что взрывы и пожары на объектах, имеющих в производстве и хранении взрыво- и пожароопасные компоненты, представляют серьезную опас­ность не только для самих объектов, но и для населения, проживающего вблизи объектов.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, так как внутренние стены облицованы панелями из горючего материала, а потолочные плиты выполнены из горючих дре­весных плит. Часто возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других стро­ительных материалов, особенно пластиков. Чрезвычайно опасен в пожарном отношении применяе­мый при изготовлении мебели поролон, который при горении выделяет ядовитый дым, содержащий цианистые соедине­ния. Кроме того, в условиях стесненного производства стано­вятся опасными вещества, считающиеся негорючими. Так, взрывается и горит древесная, угольная, торфя­ная, алюминиевая, мучная, зерновая и сахарная пыль, а так­же пыль хлопка, льна, пеньки, джута. Самовозгораются та­кие обычные химикаты, как скипидар, камфара, барий, пи­рамидон и многие другие.

Аварии на объектах нефтегазодобывающей промышлен­ности всегда приносят большие бедствия. Так, вырвавшийся нефтяной или газовый фонтан при воспламенении перебра­сывает огонь на резервуары с нефтью, компрессорные уста­новки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы.

Бушующее пламя горящего фонтана поднимается огром­ным смерчем к небу, тяжелый дым застилает окрестности. Температура внутри такого смерча настолько велика, что плавятся стальные буровые вышки и другие конструкции.

Нередки пожары от возгорания горючего при перевозках. Во время пожаров на железнодорожном транспорте, как пра­вило, обрываются провода, парализуя все движение.

При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они проходят пять фаз:

· первая - накопление отклонений от нормального про­цесса;

· вторая - инициирование аварии;

· третья - развитие аварии, во время которой оказыва­ется воздействие на людей, природную среду и объекты на­родного хозяйства;

· четвертая - проведение спасательных и других нео­тложных работ, локализация аварии;

· пятая - восстановление жизнедеятельности после лик­видации последствий аварии.

5. А варии на гидротехнических опасных объектах

Гидротехнические сооружения - это объекты, созда­ваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, ме­лиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регули­рования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плоти­на, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооруже­ние, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооруже­ний и водохранилищ, связанных единым режимом водоперетока. Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воз­действия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, опол­зня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуа­тации, воздействия паводков, разрушения основания, недо­статочности водосбросов, а в военное время - в результате воздействия средств поражения.

При прорыве в плотине или в другом сооружении обра­зуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного по­ражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемеща­ется вместе с водой (камни, доски, бревна, различные кон­струкции).

Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологи­ческих и топографических условий реки. Например, для рав­нинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоп­лению местности и всего того, что на ней находится, поэто­му строить жилые и производственные здания в этой зоне запрещено. Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основания. Частота возникновения аварий по различным при­чинам приводится ниже, %

Аварии на транспорте

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:

Железнодорожная авария;

Авиационная катастрофа;

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

Аварии на водном транспорте;

Авария на магистральном трубопроводе и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:

Неисправности пути;

Поломки подвижного состава;

Выход из строя средств сигнализации и блокировки;

Ошибки диспетчеров;

Невнимательность и халатность машинистов;

Сход подвижного состава с рельсов;

Столкновения;

Наезды на препятствия на переездах;

Пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

Повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

Изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.

Среди причин авиакатастроф выделяются:

Ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;

Распад единой государственной системы Аэрофлота;

Рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;

Снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;

Ошибки пилотов;

Ошибки диспетчерских служб;

Неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);

Погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).

Данное положение объясняется следующими причинами:

Неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;

Большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;

Многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;

Неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;

Нарушением водителями Правил дорожного движения;

Плохой подготовкой водителей;

Превышением скорости на опасных участках дорог; -- выездами на полосу встречного движения;

Управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.

Основными причинами этих аварий являются:

Нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;

Износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;

Погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);

Ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;

Ошибки при проектировании и строительстве судов;

Столкновения и опрокидывания судов;

Посадка на мель;

Взрывы и пожары на борту;

Неправильное размещение и плохое закрепление грузов;

Низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Институт менеджмента и информационных технологий

(филиал)Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г.Череповце

(ИМИТ СПбГПУ)

Кафедра финансы и кредит

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Безопасность жизнедеятельности»

Тема: Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах: понятие и характеристика. Меры безопасности.

Выполнил студент группы з.492 Фарутина Светлана Ивановна

№ варианта 29 № зачетной книжки з4090206

Руководитель Куличенко Александр Георгиевич

«_______» _________________________20___г.

__________ __________________

отметка о зачете подпись преподавателя

г. Череповец

Введение……………………………………………………………………..…31. Общие сведения о взрыве…………………………………………………..4
2. Общие сведения о пожаре………………………………………………….7
3. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия……….11
4. Основные поражающие факторы пожара и взрыва……………………..13
5. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах…………..…..15
6. Пожары и паника…………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………….……..20

Список литературы

Введение

Пожаро - и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву.

К пожаро-, взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия, использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыве- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газо- и продукто-проводы. В условиях заводского концентрированного производства становятся опасными и вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль.

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объекта:

    Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных предприятий.

    Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ.

    Пожары (взрывы) на транспорте.

    Пожары (взрывы) в шахтах, пожземных и горных выработках, метрополитенах.

    Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

    Пожары (взрывы) на объектах с аварийно-химическими опасными веществами.

    Пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах.

    Общие сведения о взрыве.

Взрыв – это происходящее внезапно событие, при котором освобождается большое количество энергии в ограниченном объёме за короткий промежуток времени.

Классификация взрывов:

    подземные (подводные) - это взрыв, произведенный под землей (под водой) и характеризующийся выбросом большого количества грунта (воды), перемешанного с продуктами ядерного взрывчатого вещества (осколками деления урана-235 или плутония-239). Поражающее и разрушающее действие подземного ядерного взрыва определяется в основном сейсмовзрывными волнами (основной поражающий фактор), образованием воронки в грунте и сильным радиоактивным заражением местности. Световое излучение и проникающая радиация отсутствуют. Характерным для подводного взрыва является образование султана (столба воды), базисной волны, образующейся при обрушении султана.

    наземные (надводные) - это взрыв, произведенный на поверхности земли (воды), при котором светящаяся область касается поверхности земли (воды), а пылевой (водяной) столб с момента образования соединен с облаком взрыва. Характерной особенностью наземного (надводного) ядерного взрыва является сильное радиоактивное заражение местности (воды} как в районе взрыва, так и по направлению движения облака взрыва. Поражающими факторами этого взрыва являются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности и ЭМИ.

    воздушные - это взрыв, произведенный на высоте до 10 км, когда светящаяся область не касается земли (воды). Воздушные взрывы подразделяются на низкие и высокие. Сильное радиоактивное заражение местности образуется только вблизи эпицентров низких воздушных взрывов. Заражение местности по следу облака существенного влияния на действия личного состава не оказывает. Наиболее полно при воздушном ядерном взрыве проявляются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и ЭМИ.

При наземном ядерном взрыве около 50 % энергии идёт на образование ударной волны и воронки в земле, 30 - 40 % в световое излучение, до 5 % на проникающую радиацию и электромагнитное излучение и до 15 % в радиоактивное заражение местности.

При воздушном взрыве нейтронного боеприпаса доли энергии распределяются своеобразно: ударная волна до 10 %, световое излучение 5 - 8 % и примерно 85 % энергии уходит в проникающую радиацию (нейтронное и гамма-излучения).

Ударная волна и световое излучение аналогичны поражающим факторам традиционных взрывчатых веществ, но световое излучение в случае ядерного взрыва значительно мощнее.

Ударная волна разрушает строения и технику, травмирует людей и оказывает отбрасывающее действие быстрым перепадом давления и скоростным напором воздуха. Последующие за волной разрежение (падение давление воздуха) и обратный ход воздушных масс в сторону развивающегося ядерного гриба также могут нанести некоторые повреждения.

Световое излучение действует только на неэкранированные, то есть ничем не прикрытые от взрыва объекты, может вызвать воспламенение горючих материалов и пожары, а также ожоги и поражение зрения человека и животных.

Зоны действия взрыва:

Зона 1 - действие детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.

Зона 2 - действие продуктов взрыва. В ней происходит полное разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.

Зона 3 – действие воздушной ударной волны. Эта зона включает три подзоны: 3а - сильных разрушений, 3б- средних разрушений, 3в - слабых разрушений. На внешней границе зоны ударная волна вырождается в звуковую, слышимую на значительных расстояниях.

Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование.

Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения больших размеров с легкими несущими конструкциями, значительно возвышающиеся над поверхностью земли. Подземные и заглубленные в грунт сооружения с жесткими конструкциями обладают значительной сопротивляемостью разрушению.

Степень разрушения зданий и сооружений можно представить в следующем виде:

    полное - обрушены перекрытия и разрушены все основные несущие конструкции; восстановление невозможно;

    сильное - имеются значительные деформации несущих конструкций; разрушена большая часть перекрытий и стен;

    среднее - разрушены главным образом не несущие, а второстепенные конструкции (легкие стены, перегородки, крыши, окна, двери); возможны трещины в наружных стенах; перекрытия в подвале не разрушены; в коммунальных и энергетических сетях значительные разрушения и деформации элементов, требующие устранения;

    слабое - разрушена часть внутренних перегородок, заполнения дверных и оконных проемов; оборудование имеет значительные деформации; в коммунальных и энергетических сетях разрушения и поломки конструктивных элементов незначительны.

    Общие сведения о пожаре.

Горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха.

Для процесса горения необходимы следующие условия:

    наличие горючего материала (бумага, дерево и т.п.);

    наличие окислителя (кислород воздуха);

    наличие источника воспламенения (огонь, искра).

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из перечисленных условий.

Вещества и материалы делятся по группам возгораемости:

    негорючие – неспособные гореть;

    трудногорючие – способные гореть под воздействием источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления;

    горючие – способные гореть после удаления источника зажигания.

По внешним признакам горения пожары делятся на наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние, открытые и скрытые.

К наружным относят пожары, у которых признаки горения (пламя, дым) можно установить визуально. Такие пожары бывают при горении зданий и их конструкций, штабелей лесопиломатериалов, угля, торфа и других материальных ценностей, размещенных на открытых складских площадках; при горении нефтепродуктов в резервуарах, на открытых технологических установках и эстакадах; лесных массивов, торфяных полей, зерновых культур и др. Наружные пожары всегда бывают открытыми.

К внутренним относят пожары, которые возникают и развиваются внутри зданий. Они могут быть открытыми и скрытыми.

При открытых пожарах признаки горения можно установить осмотром помещений (например, при горении имущества в зданиях различного назначения; оборудования и материалов в производственных цехах, перегородок, полов, покрытий и т. д.).

У скрытых пожаров горение протекает в пустотах строительных конструкций, вентиляционных шахтах и каналах, внутри торфяной залежи. При этом признаками горения бывают выход дыма через щели, изменение цвета штукатурки, нагретость конструкций. Огонь бывает виден при вскрытии или разработке штабелей и конструкций.

С изменением обстановки изменяется и вид пожара. Так, при развитии пожара в здании скрытое внутреннее горение может перейти в открытое внутреннее, а внутреннее - в наружное, и наоборот.

По месту возникновения пожары бывают в зданиях, сооружениях, на открытых площадках складов и на природных массивах (лесные, степные, торфяные и хлебные поля).

>>ОБЖД: Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах

Глава 2. Взрывы и пожары

Из истории катастроф

В г. Светогорске, что на границе с Финляндией, то майское утро начиналось обыденно. Жители, проснувшись, выглядывали в окна, радуясь началу нового дня. Но не всем удалось его встретить. В 6.35 раздался взрыв. На улице Горького словно кто-то с гигантской силой отсек подъезд пятиэтажки вместе с его жителями. Белую ночь сменило черное утро горя и слез. В Светогорск пришла беда.

Уже через несколько секунд сотни телефонных звонков извещали о чрезвычайной ситуации оперативные службы и администрацию города. А через 15 минут после взрыва пожарные приступили к спасательным и другим неотложным работам.

Подобные взрывы, как правило, сопровождаются пожарами , особенно в жилых домах... В Светогорске, к счастью, этого не произошло. Тем не менее и у пожарных работы оказалось более чем достаточно.

Через работников паспортного стола было выяснено: в десяти квартирах был прописан 41 человек. Четверых в подъезде во время взрыва не было: кто-то выгуливал собаку, кто-то уже ушел на работу. Следовательно, если в квартирах подъезда в ту злополучную ночь больше никого не было, то реально пострадали 37 человек. Часть из них обнаружилась сразу, пожарные в первые же минуты спасательных работ сняли их с чудом уцелевшей стены. Под разрушившимися плитами оставались еще не менее 20 человек.

Быстро прибыли на место происшествия спасатели Ленинградской областной аварийно-спасательной службы. Поскольку Светогорск - приграничный город, на помощь поспешили финские коллеги-спасатели.

Сразу же отреагировали на поступивший сигнал и в Москве. Рассказывает спасатель международного класса Андрей Рожков:
«Наши телефоны и пейджеры надрывались от звонков. Дежурная группа отправилась на аэродром.

Первый эмчеэсовский самолет поднялся в воздух со спасателями и медикаментами. На второй были загружены вертолет для эвакуации раненых, аварийно-спасательный автомобиль и оборудование для базового лагеря.

Приземлились на аэродроме Громове Остальные 80 километров преодолели на вертолетах Северо-Западного регионального центра, а техника добиралась туда самостоятельно.

В это время работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации шли полным ходом. На объекте в поте лица трудились питерские спасатели, многих из которых мы знаем по совместной работе в разных горячих точках, и их финские коллеги.

Чтобы не толкаться сразу всем на маленьком пятачке и не терять темп работы , решили, что сменим их в 22.00.

К началу нашей смены под обломками оставалось еще восемь пострадавших. Рядом с нами, глотая пыль пополам со стекловатой, трудились военные спасатели. Да и все другие стремились хоть чем-то нам помочь - врачи, инженеры, водители.

В конце мая ночь в этих краях длится всего три-четыре часа. К шести утра осталось найти под завалами лишь одного пострадавшего. И тут вдруг была обнаружена оторванная кисть руки - в том месте, где пару часов назад наш спаниель Ленька обозначил «объект». По тому, как он сделал это - виновато, как бы извиняясь, - мы поняли, что и этот, последний, вряд ли жив. Однако все убыстрили темп раскопок. Через несколько минут из-под груды бетона достали безжизненное тело женщины. Но обе кисти у нее были на месте. Неужели в развалинах еще кто-то есть? Нет. Выяснилось, что это была кисть девочки, которую мы спецрейсом уже отправили в Москву».

Спасательные работы были закончены в 5.25 утра следующего после взрыва дня. Без малого сутки люди боролись за жизнь оказавшихся под завалами, но, к сожалению, 19 человек уже никогда не смогут произнести слов благодарности в адрес спасателей и медиков.

2.1. Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах

Многие трагические события, связанные с авариями и катастрофами, бывают вызваны пожарами и взрывами.

Каждый пожар и взрыв - это не только личная, общественная, государственная трагедия, это свидетельство непрофессиональной деятельности людей, в большинстве случаев являющихся непосредственными виновниками этих событий. Как показывает практика, наиболее распространенными причинами пожаров и взрывов на промышленных предприятиях , транспорте и в складских помещениях являются несоблюдение правил пожарной безопасности производственным персоналом, технологические нарушения при организации и проведении работ, использование неисправного оборудования, ошибки при проектировании и строительстве зданий (сооружений).

Сократить количество пожаров, взрывов , уменьшить тяжесть их последствий - вполне выполнимая задача. Для этого, прежде всего, надо научиться определять причины их возникновения и поражающие факторы, а также уметь правильно действовать в условиях, когда они случились.

Где же чаще всего происходят пожары и взрывы?

Пожары и взрывы чаще всего происходят на пожаро-и взрывоопасных объектах. Таких объектов в нашей стране около 8 тыс. Это предприятия, на которых в производственном процессе используют взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро- и взрывоопасных веществ.

К пожаро- и взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, Целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия, использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыво- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газо- и продук-топроводы. Особенно опасны аварии на предприятиях, производящих порох, твердое ракетное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнику.

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Пожары, взрывы.

  • Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных предприятий.
  • Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ.
  • Пожары (взрывы) на транспорте.
  • Пожары (взрывы) в шахтах, пожземных и горных выработках, метрополитенах.
  • Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.
  • Пожары (взрывы) на объектах с аварийно-химическими опасными веществами.
  • Пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах

В уеловиях заводского концентрированного производства становятся опасными даже вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль. Вот почему к пожаро- и взрывоопасным объектам относят также цеха по приготовлению угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, мукомольные предприятия, лесопильные и деревообрабатывающие производства.
Известны случаи взрывов и пожаров на складах вооружения, а также в жилых зданиях по причине неисправности и нарушения правил эксплуатации газовых плит.

14 мая 1994 г. возник пожар на объединенном складе авиационного вооружения и боеприпасов ВВС Тихоокеанского флота, расположенном в 6 км от населенного пункта Ново-нежино. В хранилищах на площади 60 га находились авиационные управляемые и неуправляемые ракеты, снаряды, бомбы.
Пожар охватил большую часть деревянных навесов и открытых площадок, вызвал серию взрывов. По свидетельству очевидцев, сначала за сопкой раздался взрыв, и небо окрасилось фейерверком из осветительных ракет. Затем на высоту до 300 м взметнулись языки пламени. Содрогнулась земля. Взрывная волна огромной силы прокатилась через полустанок «53-й километр», разрушая крыши домов и построек, выбивая оконные рамы и двери.


Потом взрывы малой и средней силы стали непрерывными. Затем последовали более мощные: как выяснилось впоследствии, это рвались трехтонные фугасные бомбы, В небо поднимались огромные дымные «грибы». Ракеты взрывались в воздухе или при ударе о землю. Канонада сопровождалась разбросом неразорвавшихся боеприпасов, осколков. Их находили затем в радиусе 5-7 км.

Территория склада и охраняемой зоны была обильно усеяна взрывоопасными предметами. Воронки имели диаметр около 30-35 м. В результате подрыва кассетных боеприпасов произошел массовый разброс мин, которые самопроизвольно привелись в боевое положение.

В зону воздействия ударной волны, разлета боеприпасов и осколков попали несколько населенных пунктов, а также железная и автомобильная дороги. Пострадали производственные здания, школы, детские сады, объекты торговли и общественного питания: у некоторых были выбиты стекла, оконные рамы и двери, сорвана кровля, деформированы несущие конструкции.

По счастливому стечению обстоятельств лишь один человек получил в результате взрывов ожоги лица и рук средней тяжести и был помещен в больницу, а 22 человека получили легкие ранения, царапины, порезы.

По потенциальной опасности пожаро- и взрывоопасные производства подразделяют на пять категорий: А, Б, В, Г, Д.

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. - 5-е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2005. - 254, с. : ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация