Что являлось основной целью создания рсчс. Основные термины в рсчс. Средства и силы рсчс
На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.
До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С учетом этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации он был объявлен Днем спасателя.
Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.
Цель создания системы - объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи РСЧС:
разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Подготовка населения к действиям при ЧС;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
Реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Что такое РСЧС? В каждом государстве существуют службы, которые призваны в случае любых чрезвычайных ситуаций (ЧС) заниматься вопросами:
- обеспечения в должной мере безопасности жизни (и конечно же, деятельности) населения;
- ликвидации причин самой ситуации и ее последствий;
- уменьшения нанесенного ущерба народному хозяйству.
В России в апреле 1992 году в соответствии с Постановлением правительства РФ за номером 261 была сформирована Российская система предупреждения и действий в ЧС (аббревиатура РСЧС), которая позднее, в 1995 году, была переименована в Российскую единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными принципами работы системы являются не только территориально-производственный и плановый характер; универсализм созданных подразделений, их мобильность и готовность в любой момент приступить к работе в условиях ЧС; но также и централизация управления. Нельзя сбрасывать со счетов и приоритетный характер службы.
Структура организации
Органы РСЧС - это прежде всего государственная структура, выстраивающая свою работу на основе права. Ее общее руководство осуществляет правительство Российской Федерации, а непосредственное управление возложено на МЧС РФ. Что входит в структуру этой системы? В состав РСЧС входят:
- органы исполнительной власти федерального значения;
- органы исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления и подразделения, в ведении которых находятся вопросы защиты населения и территорий в случае введения режима ЧС.
Все составляющие РСЧС обладают необходимыми средствами для решения поставленных задач, а также силами.
Классификация задействованных сил
Все задействованные силы подразделяют на следующие:
- Формирования штатные. Они включают в себя не только аварийно-спасательные службы и формирования, но и МЧС. Постоянно работают и в случае чего моментально реагируют. Могут в течение трех суток автономно находиться в зоне ЧС, так как полностью укомплектованы всем необходимым для этого.
- Нештатные подразделения. Они созданы на основе медицинских, ремонтных, химических или строительных служб.
- Общественные объединения и организации (например, добровольные дружины по охране общественного порядка). Имеют необходимую подготовку, которую подтверждают в аттестационном порядке. Работают исключительно под руководством определенных органов управления по делам ГОЧС.
На заметку! В случае необходимости (для полной ликвидации последствий ЧС) к работам могут быть привлечены средства и силы не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и ОВД (органов внутренних дел) в соответствии с указом президента РФ.
Цели РСЧС
Основные цели организации определены уже самим ее названием:
- Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, - для защиты населения и территорий.
- Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.
- Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
- Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.
Факторы, влияющие на функционирование РСЧС
Что составляет нормативно-правовую и законодательную основу построения и функционирования системы? В своей работе организация (как расшифровывается аббревиатура РСЧС, вы уже знаете) руководствуется прежде всего такими документами, как Конституция России; а также федеральными законами (их около 60) и постановлениями правительства (их более чем 120). Помимо этого внутри самого ведомства издано свыше 300 приказов, распоряжений, инструкций и положений. Только на основе всех этих документов деятельность такой организационно-правовой структуры и осуществляется.
Задачи системы
Основные задачи РСЧС:
- Самая главная - ликвидировать причины, вызвавшие чрезвычайную ситуацию.
- Обеспечить готовность номер один к действиям органов управления на разных уровнях, а также всех сил и средств для проведения предупреждающих и ликвидационных действий в плане ЧС.
- Взять под контроль резервы материальных и финансовых ресурсов, направленных на устранение чрезвычайной ситуации.
- Обеспечить в полном объеме жизнеобеспечение людям, пострадавшим в ходе ликвидации последствий ЧС.
- Способствовать восстановлению функционирования всех служб, отраслей экономики, объектов и предприятий на непосредственной территории чрезвычайной ситуации.
- Способствовать снижению ущерба и материальных потерь.
- Проводить так необходимые гуманитарные акции, направленные на соцзащиту пострадавшего гражданского населения.
- Постоянно организовывать мероприятия, имеющие предупреждающий результат в плане возникновения ЧС.
- Участвовать в оценке ущерба в социально-экономической сфере.
- Постоянно осуществлять сбор, обработку и обмен информационными данными в плане защиты территорий и населения от всякого рода ЧС.
- Готовить граждан к действиям службы. В частности, рассказывать, что такое РСЧС.
- В условиях мира активизировать свои действия в подготовке к ГО (гражданской обороне).
Предупреждающие действия РСЧС
Предупреждающие действия включают в себя комплекс инженерно-технических, организационных и специальных мероприятий, в основном направленных на существенное снижение рисков возникновения чрезвычайной ситуации; безусловное сохранение жизни и здоровья граждан; снижение ущерба, который мог быть причинен окружающей среде; а также к минимизации материальных потерь, связанных с ЧС.
Чтобы этого добиться, надо в обязательном порядке осуществлять:
- постоянное прогнозирование ситуации;
- оценку имеющихся рисков;
- отслеживание состояние природной среды;
- наблюдение за потенциально опасными объектами промышленного назначения;
- меры, направленные на страхование ответственности в случае причинения вреда при эксплуатации подобных объектов;
- их лицензирование;
- надзор и экспертизу со стороны государственных органов в вопросе защиты граждан и территорий от ЧС;
- создание резерва материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть направлены для предупреждения ЧС;
- создание базы (нормативно-правовой) для того, чтобы осуществлять защиту не только населения, но и территорий;
- меры, направленные на стабильную деятельность объектов экономики в экстренных условиях.
Как сохранить и повысить устойчивость работы объектов экономики в условиях ЧС
Задача для РСЧС (расшифровку аббревиатуры смотри выше) непростая, но осуществимая. Чтобы этого добиться, необходимо:
- Перевести потенциально опасные объекты на безопасные технологии (то есть современные) и вывести их с территорий, на которых проживают люди.
- Разработать и внедрить системы безаварийной остановки сложных производственных технологических линий в случае экстренной ситуации.
- Пользоваться автоматизированными системами, управляющими и контролирующими опасные технологические процессы.
- Обеспечить защиту людей от факторов поражающего действия.
- Внедрить повсеместно системы оповещения и информирования.
- Планомерно и неуклонно снижать на производствах количество ОВ (опасных веществ) и материалов.
- Создать и постоянно поддерживать в надлежащей готовности средства для ликвидации последствий ЧС.
- Совершенствовать охрану объектов и существенно улучшать технологическую дисциплину.
Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС
Ликвидационные действия, осуществляемые РСЧС (что означает аббревиатура, теперь не является для вас секретом), включают в себя следующие мероприятия:
- Немедленную локализацию территории, на которой возникла ЧС.
- Осуществление мер по прекращению воздействия факторов поражающего действия.
- Введение контроля с целью ограничения доступа на территорию ЧС.
- Проведение экстренных аварийно-спасательных действий, направленных на спасение людей и оказание им неотложной медицинской помощи.
- Уменьшение вреда, наносимого в результате ЧС.
- Организация мер по снижению размера материальных потерь.
Классификация ЧС
Чрезвычайные ситуации, которые уже повлекли или могут в будущем повлечь человеческие жертвы; нанести ущерб здоровью или природе, окружающей нас; нарушить обычные и привычный уклад жизни людей; принести материальные потери и экономический ущерб, подразделяют на несколько групп. Среди них:
- природного и естественного характера;
- технологические и искусственные;
- специфические;
- социально-биологические.
Катастрофы природного и естественного характера
Эта группа включает в себя следующее:
- Снежные заносы, оползни, наводнения и сели.
- Ураганы, смерчи и бураны.
- Пожары.
- Засухи и морозы.
- Повышенная сейсмическая активность и извержения вулканов.
- Падение метеоритов и другие космические «сюрпризы».
Катастрофы технологического и искусственного характера
Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:
- Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
- Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.
Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.
Специфические
В мире все время где-то происходят военные конфликты, в которые порой втягивается все большее и большее количество стран. Нет в мире спокойствия и стабильности. А жаль. Так вот, именно войны и вооруженные конфликты и относятся к этой категории.
Социально-биологические
По сравнению с вышеописанными группами эта категория связана непосредственно с человеческим фактором:
- Отсутствие каких-либо продуктов питания.
- Тяжелая эпидемиологическая обстановка.
- Беспорядки в обществе.
- Бытовой алкоголизм.
- Действия террористов.
- Зависимость от наркотиков (наркомания).
- Токсикомания.
В заключение
Надеемся, что теперь вы знаете, что такое РСЧС, каковы ее основные функции, цели и задачи. Какую важную и нужную работу выполняют сотрудники этой системы. И как она нужна всем нам. Также надеемся, что вы четко уяснили, как правильно расшифровывается аббревиатура РСЧС.
Основание для создания РСЧС
Нормативно-правовая основа создания РСЧС – постановление правительства №261 от 18.04.92г. РСЧС была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС постановлением правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» «№1113 от 5.11.95г.) Стр. №13
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования территориальных и функциональных подсистем РСЧС – Федеральный закон № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94 г.
Предпосылки создания РСЧС
Рисунок 1 . Пожар на нефтебазе в Ногинске. 30.08.2007 г.
В России функционирует свыше двух с половиной тысяч химически опасных объектов, более полутора тысяч радиационно опасных объектов, около восьми тысяч пожароопасных и взрывоопасных объектов, более тридцати тысяч гидротехнических сооружений. Основными, наиболее характерными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: увеличение количества и интенсивности опасных природных явлений; массовые застройки на территориях, подверженных воздействию опасных природных явлений; недостаточность инженерной защиты населенных пунктов; значительное количество опасных объектов, многие из которых расположены в крупных городах и густонаселенных пунктах (стоит отметить, что более пятисот нефтебаз и хранилищ расположены в районах жилой застройки); недостаток финансовых средств, выделяемых на обеспечение безопасности технологических процессов.
Рисунок 2 . Пожар в жилом доме во Владивостоке. 15.03.2007 г.
Кроме того, зачастую ситуация усугубляется из-за нерешенности вопроса принадлежности (собственности) опасных объектов. В настоящее время более тысячи трехсот гидротехнических сооружений бесхозны. В процентном соотношении чрезвычайные ситуации распределились следующим образом: техногенные чрезвычайные ситуации - около 75 процентов, природные - 20 процентов, биолого-социальные - 4 процента и террористические акты составляют менее 1 процента. В среднем количество пострадавших распределяется следующим образом. От природных чрезвычайных ситуаций гибнет и страдает самое большое количество - около 80 процентов, в техногенных чрезвычайных ситуациях - около 10, в биолого-социальных - около 8, при террористических актах - около 3 процентов, то есть наибольшее количество людей гибнет в техногенных катастрофах. Лишь прямой заявленный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций составляет в среднем около 100 миллиардов рублей в год. С учетом косвенных ущербов эта цифра достигает 450-500 миллиардов рублей. Одним из наиболее значимых источников техногенных чрезвычайных ситуаций являются пожары в жилом секторе и на объектах экономики, при этом большинство пожаров происходит в жилом секторе - до 70 процентов.
Создание РСЧС – как государственная задача
В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации.
Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.
Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.
Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствии (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Рисунок 3 . Боевой расчет Гражданской обороны
Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему, мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.
Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:
Предупреждение возникновения ЧС;
Снижение потерь и ущерба от ЧС;
Ликвидация последствий ЧС.
Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена.
РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время созданы территориальные и функциональные подсистемы РСЧС.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения
Предшественники РСЧС
Чтобы правильно понять настоящее, осознать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое, сказал кто-то из мудрецов. Такое прошлое есть и у Российской государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), хотя она еще очень молода. Но родилась РСЧС не на пустом месте. У нее имелись известные предшественники – местная противовоздушная оборона (МПВО) и гражданская оборона (ГО).
4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу МПВО выделялась в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха.
Рис. 4. В штабе МПВО
В июле 1961 года МПВО была преобразована в гражданскую оборону СССР. Ее новая организационная структура в значительно большей степени соответствовала возросшим требованиям к защите населения и всей территории страны, всех объектов народного хозяйства от появившихся тогда на вооружении средств массового поражения.
25 ноября 1992 года Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Тогда же и начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней – РСЧС.
На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.
До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С учетом этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации он был объявлен Днем спасателя.
Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.
Цель создания системы - объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи РСЧС:
разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Подготовка населения к действиям при ЧС;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
Реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
а) прогнозирование ЧС на территории Российской Федерации и организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) объединение усилий органов центральной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.
40. РСЧС состоит из:
а) республиканских и областных подсистем;
б) региональных и местных подсистем;
в) краевых и областных подсистем;
г) территориальных и функциональных подсистем;
41. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента (Выберите все правильные ответы):
а) оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий и развертывания силами гражданской обороны вооружения, военной техники и средств защиты населения;
б) объявления состояния войны, фактического начала военных действий;
в) отдания приказа Министром МЧС России войскам гражданской обороны о выдвижении в зоны ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
г) введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
42. Какие ЧС не являются техногенными?
а) лесные пожары;
б) аварии на химически опасных объектах;
в) аварии на радиационно-опасных объектах;
г) аварии в коммунально-энергетических сетях;
д) аварии на транспорте.
43. К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __ человек, при условии, что зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района:
а) 20, но не более 90 человек;
б) 15, но не более 70 человек;
в) 30, но не более 100 человек;
г) 10, но не более 50 человек.
44. Укажите стадии чрезвычайной ситуации в порядке их возникновения?
а) зарождения, инициирование ЧС, кульминация, затухания, ликвидация последствий;
б) зарождения, кульминация, инициирование ЧС, затухания, ликвидация последствий;
в) зарождения, кульминация, затухания, инициирование ЧС, ликвидация последствий.
45. Зона заражения АХОВ называют:
а) территорию, в пределах которой в результате аварии на химически опасном объекте произошли массовые поражения людей;
б) территорию, на которой могут быть массовые поражения людей;
в) территорию, подвергшуюся заражению АХОВ.
г) территория, на которой концентрация АХОВ достигает значений, опасных для жизни людей.
46. По характеру токсического воздействия аммиак относится к группе веществ:
а) преимущественно удушающего действия;
б) преимущественно общеядовитого действия;
в) нейротропных ядов;
г) метаболических ядов.
47. При наличии в атмосфере паров аммиака необходимо перемещаться:
а) в верхние этажи зданий;
б) на улицу;
в) в нижние этажи и подвалы.
48. При наличии в атмосфере паров хлора необходимо перемещаться:
а) в верхние этажи зданий;
б) на улицу;
в) в нижние этажи и подвалы.
49. Сколько экземпляров акта формы Н-1 составляется, если несчастный случай произошел с работником, направленным сторонней организацией?
а) один экземпляр;
б) два экземпляра;
в) три экземпляра;
г) четыре экземпляра;
д) столько, сколько запросит другая организация.
50. Кровоостанавливающий жгут накладывается:
а) при артериальных кровотечениях;
б) при капиллярных кровотечениях;
в) при венозных кровотечениях;
г) при паренхиматозных кровотечениях.
51. В холодное время года кровоостанавливающий жгут накладывается:
а) на 15 минут;
б) на 30 минут;
в) на 1 час;
г) на 2 часа.
52. Выберите и впишите в таблицу напротив каждого знака пожарной безопасности его смысловое значение (название).
№ | Знак пожарной безопасности | Смысловое значение знака |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | | |
6. | ||
7. | ||
8. | | |
9. | | |
10. |
Смысловое значение знаков пожарной безопасности:
Пожарный сухотрубный стояк. Кнопка включения установок (систем) пожарной автоматики. Пожарный гидрант. Пожарный кран. Пожарный водоисточник. Пожароопасно. Окислитель. Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества. Запрещается пользоваться открытым огнем и курить. Запрещается тушить водой. Звуковой оповещатель пожарной тревоги.
53. Задачи гражданской обороны объекта решаются путем проведения комплекса мероприятий. Соотнесите стрелками мероприятия с их содержанием.