Дружинин николай петрович. Владимир дружинин - психология общих способностей

Главная / Квартира

Психология общих способностей. Дружинин В.Н.

3-е изд. - СПб.: 2007. - 368 с.

Цель данной книги - изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж.Гилфорда, Г.Айзенка, Э.П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.

Формат: pdf

Размер: 25,7 Мб

Скачать: Rghost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему изданию 3
От автора 5
От автора 7
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
История исследований и развитие проблематики психологии способностей... 9
Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
Литература 17
Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
Факторные модели интеллекта 25
Модель Ч. Спирмена 26
Модель Л. Терстоуна 29
Модель Дж. Гилфорда 30
Модель Р. Б. Кэттелла 31
Другие иерархические модели
(С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
Монометрический подход 37
Когнитивные модели интеллекта 41
Модель Р. Стернберга 42
Другие когнитивные модели 47
Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
Литература 54
Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
Психометрические замечания 56
Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
Тест Д. Векслера 66
Тесты структуры интеллекта 77
Литература 84
Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
Психогенетика общих способностей 85
Влияние среды на развитие интеллекта 98
Развитие интеллекта и специальных
познавательных способностей в течение жизни 106
Литература ПО
Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
Психофизиология интеллекта 112
Модель А. Н. Лебедева 115
Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
Способности женщины и мужчины 125
Личность и интеллект 131
Литература 138
Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
Исследования обыденных представлений о способностях 144
Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
Литература 156
Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
Творчество и деятельность 158
Проблема способности к творчеству.
Концепция редукции творчества к интеллекту 170
Творческая личность и ее жизненный путь 173
Креативность и ее диагностика 185
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
Концепция С. Медника 193
«Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
Литература 210
Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
Психогенетика креативности 213
Формирование креативности и обучаемость 219
Обучаемость, креативность и интеллект 241
Литература 244
Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
Общий интеллект и школьная успеваемость 247
Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
Общий интеллект и креативность 252
«Одномерная модель» 254
Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
Четырехмерная модель 261
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
интеллектуальных способностей 264
Литература.266
ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
ПРИЛОЖЕНИЯ 278
Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
Диагностика вербальной креативности
(адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349

ДРУЖИНИН Николай Петрович (6.12.1858, дер. Маклаково Никольской вол. Угличского уезда — 1941, Ленинград) — журналист, издатель и общественный деятель.

Отец его был мещанином г. Углича, мать происходила из крепостных графа Шереметьева. Образование Дружинин получил в Московском коммерческом училище(1871−79), некоторое время был вольнослушателем Демидовского юридического лицея , затем с 1881 по 1884 посещал лекции на юридическом факультете Петербургского университета.

В 1898 он начал сотрудничать с газетой« Северный Край », являясь её собственным корреспондентом в Санкт -Петербурге. В 1899 провел около полугода в Англии, большей частью в Оксфорде, где состоял студентом-пансионером колледжа и слушал лекции в университете. Еще во время учебы в Петербурге Дружинин начал печататься в журналах« Нива», «Иллюстрированный мир», «Живописное обозрение», «Мысль», «Русское богатство».

По приезде в Ярославль в 1901 он активно занялся журналистской деятельностью в «Северном крае». После смерти редактора Э.Г. Фалька стал его фактическим преемником в редакционном комитете Товарищества по изданию газеты. В 1906 «Северный край» был закрыт властями, посчитавшими опасными настроения его редакции. Дружинин никогда не отличался радикальными взглядами. Ему ближе была реформаторская позиция, занятая умеренной частью российских либералов. Не случайно с момента основания партии конституционных демократов(кадетов) Дружинин примкнул к ней и вскоре стал одним из самых активных членов кадетской организации в Ярославле. В апреле 1906 года он временно возглавил губернский комитет конституционных демократов, позже являлся секретарем комитета.

В 1909 совместно с К.Ф. Некрасовым Дружинин основал газету« Голос », близкую по своей политической направленности к кадетам. Затем, отказавшись от издательских прав, был приглашен на место главного редактора и занимал его в течение восьми лет. Очень быстро« Голос» стал ведущим печатным органом в губернии, что в немалой мере было заслугой его редактора.

В 1912 Дружинин был выдвинут кандидатом на выборах в IV Государственную Думу, но местные власти сделали все для того, чтобы отсеять его кандидатуру. С тем же результатом завершилась и повторная попытка Дружинина пройти в Думу на следующий год на дополнительных выборах.

Дружинин был также известен как юрист, занимавшийся вопросами представительных учреждений и крестьянского самоуправления. Работая в газетах, он активно разъяснял идеи самоуправления и создания представительных органов(было опубликовано более 200 его статей в ярославских газетах). Февральскую революцию 1917 он встретил с радостью, увидев в ней начало эры долгожданной свободы, но очень скоро радужные надежды сменились разочарованием. «Голос» занял последовательную позицию, выступая против стремления радикальных партий повести Россию по рискованному пути социалистических экспериментов. Ярославские большевики зачислили газету и ее редактора в разряд главных врагов, и сразу после Октябрьского переворота« Голос» был закрыт. Некоторое время газета выходила под названием« Свободное слово», но Дружинин в это время все более и более отходил от политики.

Летом 1918 в дни антибольшевистского восстания он оказался в Ярославле, однако отверг все предложения о сотрудничестве со стороны руководителей восстания. Когда восстание было подавлено, Дружинин был арестован, 42 дня провел в тюрьме, но был отпущен на свободу за отсутствием вины. После этого он уехал в село Мулино Рыбинского уезда, где было небольшое имение родителей, и безвыездно прожил там около десяти лет. Здесь он возобновил педагогическую деятельность: читал лекции в воскресной школе повышения знаний, а затем работал учителем школы в Александровой Пустыни .

В это время Дружинин, как и многие другие, увлекся краеведческой работой. Он был членом местных краеведческих обществ(Ярославского естественно-исторического и краеведческого; Рыбинского научного), участвовал в работе краеведческих съездов, организованных Рыбинским научным обществом, много печатался в журналах« Краеведение», «Наш труд», «Школа и жизнь».

В 1926 Дружинин был снова арестован по обвинению в связях с Ярославским мятежом и вместе с семьей сослан в Липецк. В начале 30-х гг. он переехал в Ленинград. К тому времени он уже отошел от литературной деятельности и занимался приведением в порядок своего архива. Архив его находится в РНБ в Санкт-Петербурге.

Правьте на звезды…: Рыбинский край в отечественной науке XIX - XX в. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1999.

Соч.:

Волостное правление и волостной старшина. - СПб., 1898;

Волостной сход. - М., 1905;

Мещане, их положение и нужды. - М., 1906;

Формы правления // Избиратели и народные представители. - М., 1906;

Право и личность крестьянина. - Ярославль, 1912;

Мещанское движение 1905-1917 гг. - Ярославль, 1917;

Из истории крестьянства. - Рыбинск, 1927;

Покушение на новое закрепощение крестьян перед революцией 1905 г. - Рыбинск, 1927.

) - российский психолог и организатор науки.

Сочинения

  • «Психологическая диагностика способностей: теоретические основы» (ч.1-2, 1990),
  • «Развитие и диагностика способностей» (соавт., 1990),
  • «Структура и логика психологического исследования» (1993),
  • «Методы психологической диагностики» (соавт., 1993),
  • «Психология общих способностей» (1995),
  • «Психодиагностика общих способностей» (1996)
  • «Психология семьи.» (2000)
  • «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии.» (2001)

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дружинин Владимир Николаевич" в других словарях:

    Дружинин, Владимир Николаевич: Дружинин Владимир Николаевич (1907 1976) участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Дружинин Владимир Николаевич (1908 1995) советский писатель, автор исторической, военной и… … Википедия

    Дружинин, Владимир Николаевич - (1955 2001) Российский психолог, доктор психологических наук (1991), профессор (1993). В работах Д. разрабатываются проблемы дифференциальной психометрии. Им предложена и обоснована обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации,… … Кто есть кто в российской психологии

    Владимир Николаевич Дружинин Дата рождения: 1908 год(1908) Место рождения: Ярославль Дата смерти: 1995 год(1995) Гражданство … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дружинин. Владимир Николаевич Дружинин Дата рождения 25 декабря 1907(1907 12 25) Место рождения … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дружинин. Владимир Николаевич Дружинин (12 августа 1955(19550812), пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области 22 июня 2001, Сочи) российский психолог и… … Википедия

    - (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области 22 июня 2001, Сочи) российский психолог и организатор науки. Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета (1978). Кандидат… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Максаков. Владимир Николаевич Максаков … Википедия

    Фамилия. Известные носители: Дружинин, Александр Васильевич (1824 1864) русский писатель, литературный критик, переводчик. Дружинин, Борис Иванович (род. 1938) советский и литовский шашист, национальный гроссмейстер Литвы, заслуженный тренер СССР … Википедия

    Владимир Николаевич Дружинин (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области 22 июня 2001, Сочи) российский психолог и организатор науки. Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного… … Википедия

Книги

  • Психология одаренности и творчества. Монография , Дружинин Владимир Николаевич, Богоявленская Диана Борисовна, Бабаева Юлия Давыдовна. Монография посвящена актуальной проблеме психологии одаренности и творчества. В ней рассматриваются теоретико-методологические подходы к изучению одаренности итворчества на разных этапах…

Владимир Николаевич Дружинин погиб четыре года назад... До сих пор написать это в одно предложение - непосильный труд. Настолько трагична смерть, когда нет и сорока шести, когда сделано многое, но еще больше - задумано, словом, в самом расцвете сил. Как тут не поверить, что смерть действительно выбирает лучших. Многим, кому посчастливилось знать Владимира Николаевича, по-прежнему трудно говорить о нем в прошедшем времени - такие яркие впечатления остались в памяти от общения с ним. Одно из таких впечатлений - лекция, прочитанная Владимиром Николаевичем в год его смерти на конференции в Удмуртском государственном университете. Дружинин руководил тогда проектом "Динамика развития способностей и личностных особенностей учащихся в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором", в рамках которого и проводилась конференция. Выступление вылилось в оживленную дискуссию. В ней, несмотря на разнородность аудитории, приняли участие практически все, кто находился в зале, - учителя школ, преподаватели вузов, представители Министерства образования, и, конечно, психологи. Текст готовился к печати но он не может, к сожалению, передать огромное количество нюансов, характеризовавших Владимира Николаевича как блестящего докладчика и оратора - глубина и содержательность его выступлений всегда удивительным образом сочетались с простотой изложения и доступностью для понимания. Неортодоксальный склад ума, склонность к выявлению парадоксов, глубокая аналитичность и широчайшая эрудированность придавали всему облику Владимира Николаевича яркие, неповторимые, уникальные штрихи.

Еще в студенческие годы, обучаясь на факультете психологии и биологии Ярославского государственного университета, ленинский стипендиат и комсомолец Володя Дружинин пел в церков-

ном хоре - это в семидесятые-то годы! Диплом психолога, естественно, был получен с отличием. И сразу - в армию, в читинскую учебку, но не проходит и года, как в коридорах Института психологии АН СССР появляется сержант пограничных войск КГБ СССР В. Дружинин, прикомандированный к одной из лабораторий института. Помнится один из его рассказов о том времени и первом "научном" задании, полученном от заведующего лабораторией. Суть его сводилась к тому, чтобы составить полный перечень упоминаний слова "психология" в полном собрании сочинений В. И. Ленина. Пятидесятичетырехтомный труд классика был "проглочен" сержантом в кратчайшие сроки, и военная психология обогатилась бесценным справочным пособием.

После окончания службы в армии Дружинин остается в институте и уже в 1982 году на закрытом Совете защищает кандидатскую диссертацию "Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки", как любил говорить сам автор, "работа моя была под грифом "совершенно секретно, перед прочтением - сжечь"". В том же году у него рождается первенец, семья живет далеко от Москвы, но молодой отец каждый день в институте. Работая в разных лабораториях, Владимир Николаевич всегда был в курсе событий, происходящих в институте, принимал в них самое непосредственное участие. Его активная жизненная позиция проявлялась не только в научной жизни - в 1991-м был на баррикадах у Белого дома, а в 1993-м мы с ним встретились в безлюдном Институте психологии, и он в деталях рассказывал о танковых стрельбах в центре Москвы, откуда только что вернулся.

А какой заместитель директора появился в 1992-м в Институте психологии! Доктора наук и профессора, автора двух монографий с первых дней было невозможно найти в своем кабинете. Было такое впечатление, что он везде - в лабораториях, в бухгалтерии, у директора, в библиотеке. Самым надежным способом встретиться с ним - было просто встать на центральной лестнице и "перехватить" его на пути в очередной кабинет. Именно в это время с наибольшей полнотой раскрылся талант Дружинина как организатора науки. Сфера интересов его настолько широка, что ему было буквально тесно в рамках какого-либо отдельного направления психологии. Руководитель ряда проектов, поддержанных фондами РФФИ, Сороса, РГНФ, Министерства образования и другими, Дружинин привлекал к участию в них все новых и новых сотрудников, аспирантов, студентов, постоянно при этом сетуя на неизбывный кадровый дефицит. Владимир Николаевич был одним из организаторов междисциплинарных семинаров и конференций как в самом Институте психологии, так и далеко за его пределами.

Результатом этой деятельности стали такие учебные и информационно-справочные издания, как "Современная психология", 1999; "Психология" (для экономических, гуманитарных и технических вузов), 2000; "Когнитивная психология", 2001; том "Человек" в серии энциклопедий для детей издательства "Аванта+", 2001, одни только названия которых свидетельствуют об энциклопедичности знаний человека, не только организовавшего подготовку рукописей, но и ставшего их активным автором, а также взыскательным и беспристрастным редактором. Среди авторов этих изданий имена не только сотрудников Института психологии, но и ученых из Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, других городов. Несмотря на постоянную занятость, у Владимира Николаевича всегда находилось время для высококвалифицированной консультации и доброжетальной, заинтересованной оценки, а также совместного обсуждения новых мыслей, идей, переживаний, которыми он всегда щедро делился с окружающими.

Активное участие в коллективном творчестве органично сочеталось с плодотворной авторской деятельностью - за двадцать с небольшим лет научной жизни в стенах Института психологии из-под пера Дружинина вышло более 150 работ, в том числе монографии и учебники: "Экспериментальная психология", "Психология общих способностей", "Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие", "Психология семьи", "Очерки экзистенциальной психологии".

Владимир Николаевич всегда проявлял огромный интерес к начинающим исследователям, умел создать вокруг себя среду живой науки, дававшую стимул к движению и совершенствованию. Сотни студентов, аспирантов и стажеров еще долго будут с гордостью говорить о нем, как о своем учителе. Под руководством В. Н. Дружинина защищено более 20 кандидатских диссертаций и несколько докторских.

Особое место в жизни В. Н. Дружинина занимала созданная им лаборатория психологии способностей, работу в которой он начал в 1986-м: тогда это была группа психологии развития способностей и профессионально важных качеств. Можно без преувеличения сказать, что бессменный руководитель этого научного коллектива с 1991 года, Владимир Николаевич относился к нему как к своей собственной семье, иногда даже уделяя лаборатории больше времени.

И сейчас, по прошествии четырех лет, все работавшие с Дружининым очень тепло вспоминают проведенные вместе годы. Бывало всякое -и нарекания за несвоевременно выполненную ра-

боту, и радость совместных открытий, и огорчения от неудач.

Вспоминает самая молодая сотрудница лаборатории, кандидат психологических наук Наталья Борисовна Горюнова, одна из последних аспиранток Владимир Николаевича:

"Мне довелось работать под непосредственным руководством В. Н. Дружинина. У меня была уникальная возможность испытать благотворное влияние общения с ним, советоваться по поводу различных проблем, возникающих в ходе экспериментальных исследований, следить за ходом его мысли. Всегда можно было получить доброжелательную и квалифицированную оценку своей работы. В. Н. Дружинин не только автор известных научных трудов, но и замечательная, одаренная личность, человек высокой культуры, глубокого ума и поразительного обаяния. Широта и многообразие познаний Владимира Николаевича проявлялись не только в сфере его профессиональной деятельности. Увлечение наукой не исключало его интереса к искусству и, прежде всего, к поэзии. Для Владимира Николаевича "поэзия - это не деятельность, а образ жизни, требующий личной отваги".

В архиве В. Н. Дружинина были найдены его ранние, не публиковавшиеся стихи.

Некоторые из них мы приводим ниже.

Словно вдова фотографию и похоронку

Память моя бережет про запас:

Я, шестилетний, тону в двадцатилетней воронке,

В речке, которую ранил фашистский фугас.

Там, задыхаясь, на берег отец меня вынес.

Об остальном не стоит писать -

Снова кружусь в глубину, не взирая на то, что вырос,

Снова тону - только некому больше спасать.

Нельзя освободиться от печали,

Нельзя освободиться от любви.

Давно уже гитары отзвучали,

Отпели канарейки-соловьи.

Они остались в деревянном детстве,

Но уголки бетонных городов

Передают от бабушек в наследство

Их пятую и сотую любовь,

Которые легли на фотопленку

И карточкой желтеют на столе -

Но мы проходим словно два ребенка

По новой и загадочной земле,

Ведь на земле не могут появиться

Ни жизнь, ни человеческие лица.

Моряк живет, в душе мечту храня -

Согреться у домашнего огня.

Десятки драк в портовых кабаках,

Десятком женщин был приучен к боли.

Когда-то смерть, когда-то...

А пока Он будет жить, не выходя из роли, -

Чтоб горький ветер губы обжигал,

Чтоб жажду выносить не понапрасну,

Чтоб судно выносило к берегам

Невиданным, богатым и прекрасным,

Чтоб очутиться не на дне морском,

А у камина теплого под старость,

Напоминая правнукам о том,

Кому такого счастья не досталось.

Совершенно закономерно, что в после смерти Владимира Николаевича Дружинина сотрудники лаборатории выступили с инициативой о присвоении его имени своему подразделению - мы просто не могли поступить иначе. Эта инициатива получила одобрение и поддержку Ученого совета ИП РАН и теперь на дверях кабинетов лаборатории, приходя на работу, мы видим дорогое всем нам имя.

Тогда же, в 2001-м, именем Дружинина была названа кафедра общей психологии психолого-педагогического факультета Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Нельзя не сказать теплых слов о сотрудниках этого факультета, ставших невольными участниками трагического события лета 2001 года, ведь именно туда был приглашен председателем государственной аттестационной комиссии Владимир Николаевич. Начиная с 2002 года на базе психолого-педагогического факультета в начале мая проводятся ежегодные международные научно-практические конференции студентов и аспирантов, посвященные памяти В. Н. Дружинина, - "ДРУЖИНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ".

Все, кто знал Владимира Николаевича Дружинина, всегда будут хранить память о нем как о талантливом ученом, мудром наставнике, увлекательном собеседнике, надежном друге и неповторимом человеке.

Сейчас ему было бы всего 50...

С. Д. Бирюков, кандидат психол. наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей имени В. Н. Дружинина ИП РАН, Москва

Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов

Предисловие научного редактора 3

Предисловие научного редактора

Уважаемый читатель!
Ты держишь в руках необычный учебник. Издательство «Питер» реализует программу выпуска учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов и преподавателей непсихологических специальностей, для всех, кто изучает или преподает психологию в рамках обязательной программы высшего образования. Психология с 1994 года входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Этот учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины. Для гуманитарного знания психологические факты и законы выполняют функцию объяснительных принципов: психология раскрывает закономерности индивидуального и группового поведения, особенности внутренней духовной жизни людей, природу их способностей, потребностей и т. д. В нашем учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам. Отечественная психология развивалась под влиянием трудов выдающихся российских философов и ученых-гуманитариев: Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Н. А. Бердяева и многих других. Не случайно получившая мировое признание культурно-историческая концепция развития высших психических функций была разработана российским психологом Л. С. Выготским.
Большинство выдающихся отечественных психологов успешно использовали в своих исследованиях как метод понимания, присущий гуманитарным наукам, так и естественнонаучные методы: наблюдение, измерение, эксперимент. Достаточно назвать фамилии основоположников крупнейших научных школ С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова. В меру своих сил мы - авторы учебника - старались продолжить эти традиции. Работая над учебником, мы стремились доступно и максимально строго изложить основы современной психологической науки. Главный принцип, которым мы руководствовались, - уважение к студенту. Авторы считают, что интеллектуальный уровень читателя, по крайней мере, не ниже, чем их собственный, и современный студент способен усвоить базовые психологические знания в их «естественной» форме, а не в виде популярных очерков, психологических анекдотов и рассуждений в пределах «здравого смысла». Некоторые трудности, которые неизбежно возникают при знакомстве с новой областью знаний, будут компенсированы радостью понимания, на которое мы рассчитываем.
Учебник содержит основы современных психологических знаний, изложенные в соответствии с принятыми во всем мире стандартами написания учебной и учебно-методической литературы. Каждая часть учебника посвящена какой-либо из основных областей психологического знания. Части состоят из глав, а главы - из параграфов. В конце каждой главы помещены вопросы и список рекомендуемой литературы (только на русском языке). Полный список источников помещен в конце книги.
Разумеется, объем материала, который содержится в этом томе, значительно превышает необходимый для успешной сдачи экзамена или зачета по курсу психологии, читаемом в вузе, но стоит вспомнить великого русского поэта А. Т. Твардовского, который сказал одному молодому драматургу: «Если будете ориентироваться на Шекспира, из вас получится хотя бы Корнейчук, а если ориентироваться на Корнейчука, то и его из вас не выйдет». Чем выше планка, тем выше результат. Мы полагаем, что наша задача - сделать хороший, доступный и современный учебник, а решили мы эту задачу или нет - судить читателям и времени. Конечно, нельзя считать, что вся современная психология содержится в этой книге. Современная научная психология - огромная дифференцированная область человеческой деятельности, которой занимаются сотни тысяч специалистов во всех странах мира. Только в нашей стране ежегодный выпуск психологов превышает несколько тысяч. В России ежегодно выходят сотни научных и околонаучных психологических книг, издается свыше двадцати психологических журналов и газет. Психология стала популярной и все больше и больше входит в повседневную жизнь людей.
Одна из главных целей, которую ставили перед собой авторы, - создать у читателя адекватное представление о психологической науке и практике, чтобы он мог, прочитав этот учебник, отличить научные психологические знания от ненаучных и в случае жизненной необходимости обратиться за помощью к практическому психологу-специалисту, а не к шарлатану. Мы также хотели, чтобы студент захотел обратиться к другим книгам, посвященным конкретным областям психологии, в частности к тем, которые выпускаются издательством «Питер» в серии «Мастера психологии». Для тех же, кто решит углубить свои знания в фундаментальной психологии, мы рекомендуем справочник «Современная психология», подготовленный коллективом сотрудников Института психологии Российской академии наук.
Авторы благодарят издательство «Питер» за предложения сотрудничества, а также Н. Б. Горюнову за помощь в подготовке рукописи к печати, В. А. Кольцову - за помощь в подборе фотопортретов и Л. В. Брушлинского - за постоянную поддержку.

В. Н. Дружинин
Учебник подготовлен коллективом авторов:
Аверкин Р. Г., аспирант ИП РАН (гл. 6); Александров И. О., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2);Алмаев Н.А.,к.п.н.,науч.сотр.ИП РАН (гл. 14); Бирюков С. Д., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 4, 17); Блинникова И. В., к. п. п., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 10); Бодров В. А.; д. м. н., профессор, засл. деятель науки и техники РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 23,25,26); Васильев В. Л., д. п. н., профессор СПб университета МВД РФ (гл. 33); Воронин А. Н., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 2, 26); Греченко Т. Н., д. п. н., ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 3); Дружинин В. Н., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5,35); Журавлев А. Л., д. п. н., и. о. зам. директора ИП РАН (гл. 18,19,22); Ильин Е. П., д. п. н., профессор РГПУ им. А. И. Герцена (гл. 8); Кольцова В. А., к. п. н., зав. лабораторией истории психологии и исторической психологии ИП РАН (гл. 30); Лебедева Н. М., д. п. н., ведущий науч. сотр. Института антропологии и этнографии РАН (гл.31,32); Максимова Н.Е., к.п н„ ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2); Орел В.Е., к. п. н., доцент, декан факультета психологии Ярославского государственного университета (гл. 24); Парамей Г. М., к. п. н; ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 5); Позняков В. П., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 19, 21); Ребеко Т. А.. к. п. н., cm, науч. сотр. ИП РАН (гл. 12); Резников Е. Н., д. п., профессор, ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 20); Русалов В. М., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 15); Сергиенко Е. А., д. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5, 16); Соснин В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18,19,20,21); Субботин В. Е., к. п. н., науч. сотр. ИП РАН (гл. 9,11,34); Тарабрина Н. В., к. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (часть V); Ушаков Д. В., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл.13); Ушакова Т. Н., член-корр. РАО, д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 14);Харламенкова Н. Е., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 7,16); Хащенко В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18); Хромова В. Л., аспирантка ИП РАН (гл. 19); Шорохова Е. В., д. филос. н., профессор, заслуж. деятель науки РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 22).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация