Игра-конкурс: По страницам наших прав. Интеллектуально-познавательная игра «Правовое колесо Визитка команды на конкурс по правовому воспитанию
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Фаленки»
Сценарий визитки районного интеллектуально-правого конкурса «Подросток и закон».
Сценка «Ребенок в мире права».
Участники - ученики 7 класса: Александр, Артем, Павел, Дарья, Алина.
Дети сидят за столом и играют в игры в телефонах (Алина, Даша, Павел), не обращают ни на кого внимания, скептически настроены. Заглядывают изредка друг к другу в телефоны. Заходят Артем и Саша. Саша - скромный, тихий, часто поправляет очки. Артем - подвижный, много жестикулирует, подражает ведущим тренингов.
(Артем) - Привет, Саня!
(Саша)- Привет, Тема!
(Артем, по-деловому) - Все собрались на правовой тренинг?!
(Саша) - Собрались-то собрались…, но они, похоже, не готовы ( показывает на ребят )
(Артем) - Не переживай, что-нибудь придумаем (потирает руки)
(Артем, обращаясь к зрителям) - А, вы, целевая аудитория, готовы к правовому тренингу ?
- Да!
(Артем )- Не слышу! Да или нет!?
(Реплики ребят из зала, болельщики фаленские помогают) - Да!!
(Саша Делает шаг вперед и объявляет. Включается ролик) - Ребенок в мире прав.
(Артем, старается, жестикулирует) - Как у всех других людей есть права у малышей
Мысли есть свои и взгляды,
Это взрослым помнить надо.
( Артем застыл в позе. В это время реплика ребят )- Ага! Взрослым - надо!
( Саша и Артем поворачиваются к столу, идут к столу и по очереди обращаются непосредственно к ребятам играющим на телефонах. Саша ) – Каждый ребенок имеет право на жизнь и семью.
( Реплики ребят )- Угу!
( Артем) – Каждый ребенок имеет право на индивидуальность.
( Реплики ребят )- Какая актуальность!
( Саша) - Право на помощь, защиту и собственность
( Реплики ребят, девочки покрутили телефонами )- Ага!
(Артем) - Каждый из вас имеет право на образование.
( Саша ) - И право говорить на своем родном языке.
( Реплики ребят )- Ха, кто бы поспорил. Я на другом-то не умею .
( Артем ) – Вы имеете право свободно выражать свои мысли
( Реплики ребят )- Или не выражать.
( Саша. Пытается воодушевить ) – А еще есть право на отдых и досуг .
( Ребята развалились на стульях и вытянули ноги )
( Артем строго стукнул по столу ) – Все обязаны слушать родителей и соблюдать дисциплину
( Ребята убрали ноги, сели прямо, но продолжают играть )
( Саша. Пытается, как бы уговорить, воодушевить )- С 14 лет можно начать работать!
( Реплики ребят )- Ага! Начать никогда не поздно!
( Артем строго )- С 14 лет подросток несет уголовную и административную ответственность!
( Реплики ребят, передают телефон с отвращением, обращаясь к друг другу )- Что несет?.. ( передал ) От кого несет?.. ( передал ) Кому несет?..( засмеялись своему остроумию)
( Саша ) – Все юноши с 17 лет встают на воинский учет.
( Девочки пальцами показывают на Пашу )
(Паша отрицательно мотает головой )- Нее-а!
(Артем машет на них рукой и обращается к залу, рубит рукой по другой ладони) –
В общем! Все! Знайте свои права! Да!?
Да!!!
(Реплики ребят с телефонами, вскакивают)- Да!!! (Идут к ведушим)
(Саша делает шаг, поправляет очки, скромно добавляет)- И не забывайте свои обязанности.
(Реплики ребят, обращаются к ведущим. Даша)- Тема, Саня, не обижайтесь на нас. Это была проверка.
(Алина делает шаг вперед)- А мы, фаленские правовые активисты, всегда ЗНАЕМ!
(Паша делает шаг вперед)- Поможем!
(Даша делает шаг вперед)- Научим!
(Артем обращается к залу) – А песню с нами споете?
(Реплики ребят из зала, болельщики фаленские помогают)- Да!
(Артем обращается к залу) – Не слышу? Споете?
(Реплики ребят из зала, болельщики фаленские помогают, хлопают)- Да!
Песня «Чему учат в школе».
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать
Учат в школе,
Учат в школе,
Учат в школе.
И законы уважать,
Малышей не обижать
Учат в школе, 2 раза
Учат в школе,
Учат в школе.
На учебу есть права
И на отдых есть права
Учат в школе,
Учат в школе,
Учат в школе.
На заботу есть права,
На работу есть права
Учат в школе, 2 раза
Учат в школе,
Учат в школе.
Свод законов есть большой
Вместе мы его с тобой
Учим в школе,
Учим в школе,
Учим в школе.
Чтоб сумел их применять,
Смог себя ты защищать
Учат в школе,
Учат в школе, 2 раза
Учат в школе.
Концовка визитки.
( Артем направляет руку на ребят ) команда ФПА - Фаленские Правовые Активисты.
( Алина делает шаг вперед ) - Алина.
( Даша делает шаг вперед ) - Даша.
( Павел делает шаг вперед ) - Павел.
( Саша делает шаг вперед ) - Саша.
( Артем делает шаг вперед ) - Артем.
( Вместе ) - Знаем! Поможем! Научим!
Петрова Наталия Александровна
учитель истории и обществознания
2019 г.
Материалы предоставлены Избирательной комиссией Пензенской области
Для проведения конкурсов понадобится по два конверта для каждой команды. Три комплекта иллюстраций, карточки с выдержками из закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», карточки с терминами для «Конкурса актерского мастерства», карточки со словами и с буквами для конкурса с высказыванием, ватманы с таблицей с вопросами для конкурса «Горки».
Жюри оценивает команды по двухбалльной системе.
Фестиваль КВН «О выборах с улыбкой»
Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Рад вас приветствовать в этом зале в Клубе веселых и находчивых. Сегодня на этой сцене соревнуются команды....
Мы часто говорим такие слова: «Имею право! Имею право жить, имею право выбирать себе друзей, имею право на медицинское обслуживание и на образование, на свободное передвижение!»
А совсем скоро ваши родители и некоторые из вас воспользуются правом избирать. 4 декабря в нашей стране проводятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Это событие нельзя оставить без внимания. Ведь наш выбор сегодня - это наше будущее! Имеем право выбрать самых достойных! Тех, кто будет защищать именно наши интересы!
Поэтому тема нашего сегодняшнего КВН - «Имею право»! И разговор пойдет именно об избирательном праве.
Итак, встречаем команды.
Звучит музыка-заставка из телепередачи КВН. Команды выходят на сцену.
Ведущий: Давайте знакомиться! Первый конкурс - «Визитка».
Слово предоставляется команде...
(Примерное выступление:
Эй, народ, сидящий в зале,
Знаем, вы нас очень ждали!
Мы вам расскажем без прикрас
(вместе) О том, что так волнует нас!
Вы не скучайте, не зевайте,
А громче, громче нас встречайте!
(аплодисменты зрителей)
Команда отходит на задний план, на переднем плане парень и девушка.
Д. (пискляво): Ой, а куда это мы попали! (озирается по сторонам, читает вывеску) КВН? Что это?
П.: Это оповещение, что эта зона заражена вирусом. Вирус КВН.
Д.: А как расшифровывается КВН?
П.: Когда Все Напрасно!
Д.: Что напрасно?
П.: Напрасно жить - все равно умрешь. Напрасно учиться - зачем?
Д.: Чтоб работать!
П.: На хорошую работу все равно устроиться невозможно! А на ту, на какую сможешь устроиться - так там больше зарплаты тебе ничего не светит.
Д.: Можно заняться бизнесом. Бизнесмены все при деньгах, ездят на хороших автомобилях, отдыхают на шикарных курортах.
П.: А где денег взять на бизнес?
П.: А если не получится? И прогорит бизнес! Не-е, это не для меня! Вот хорошо живется депутатам и Президенту. Сидят себе в Думе, в Кремле, ничего не делают, только голосуют да по командировкам на персональных самолетах летают. У них и зарплаты большие, и неприкосновенность, и авто, и известность. Вот бы Президентом стать... Ну или, на крайняк, депутатом. Вот это жизнь! Но там уж все места заняты. А все остальное - все напрасно. Зачем?
Д.: Да, наверное, ты на самом деле серьезно заразился этим вирусом КВН! Что же делать? Надо тебя как-то лечить и спасать!
Капитан команды: Да, ребята, его надо спасать!
Команда: Конечно! Нужно прогнать его траурные мысли о безысходности, развеять миф о безоблачной и безответственной жизни наших избранников.
Д.: Ой, а вы кто такие?
Команда: Мы - члены Клуба веселых и находчивых. Именно так расшифровывается КВН. А совсем не «Когда Все Напрасно». Наша команда называется.
Капитан команды: А я - капитан команды Толя. А это Вася - он самый умный, мозг команды. Это Ваня - он самый скромный - совесть команды. А это (показывает на девочку) Виталик - лицо команды. Перенес восемь пластических операций. Поэтому он теперь Ирина.
Команда: Наш девиз: ...
П.: Вы всегда, что ли, такие веселые? Может, и на контрольных вам смешно?
Здравствуйте, дети, сегодня мы пишем контрольную работу.
Марь Ивана, а калькуляторами пользоваться можно?
А транспортиром?
А решебниками?
Можно. Записывайте, тема контрольной «История Древней Греции».
(смех, аплодисменты)
Капитан команды: Подружитесь с нами - и мы вам расскажем еще много интересного.
А сегодня наша встреча в этом клубе посвящена праву выбора.
Мы приглашаем вас (обращается к П. и Д.) вступить в нашу команду, чтобы больше узнать об избирательном праве, чтобы вместе находить достойный выход из самых, на первый взгляд, безвыходных ситуаций.
С шуткой, песней идти по жизни И никогда не унывать!
Ну что, вы с нами?
П. и Д.: С вами!
(Поют на мотив «Чумачечая весна»)
Я иду по улице, словно чумачечи,
От солнца, чтоб не жмуриться, я нацепил очечи.
И сегодня рано не вернуться мне домой,
(хором) Как же замечательно, что снова нас с тобой Связал и заморочил голову нам чумачечий КВН,
И снова веселимся мы до утра...
(один) Пам-па-ра, па-ра, па-ра, па-ра,
Па-ра, па-ра, па-ра, па-ра.
Капитан команды: Стоп-стоп, остановись, что ты заладил па-ра, па-ра. Ты забыл свои слова, что ли?
Да нет, я про то, что пора освобождать место на сцене нашим соперникам.
О, точно!!!
(Под музыку убегают со сцены.)
Ведущий: Спасибо командам. А сейчас разрешите мне представить жюри, которое и объявит оценки первого конкурса-знакомства «Визитка».
(Слово жюри)
Ведущий: Спасибо, а я попрошу команды приготовиться к следующему конкурсу, который называется «Разминка». Какая команда знает больше песен про выбор?
Команды отвечают по очереди.
Например:
1. Каравай-каравай, кого хочешь выбирай!
2. Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня! (Н. Гнатюк)
3. «Я выбираю город - город выбирает меня,
Я выбираю свой образ жизни, имя и паспортный стол.» («Моральный кодекс»)
4. «Вот, говорила я тебе много раз,
Кого ж ты выбрала, дурная, это просто атас!
Какой-то страшный, несуразный, говорит ерунду,
И если это - выбор твой - на свадьбу я не приду!» (Верка Сердючка)
Ведущий: А теперь задание усложняется. Какая команда знает больше афоризмов, крылатых выражений, пословиц или поговорок о выборах?
1) Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют (Д.Д. Нейтан).
2) Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников (Лоренс Питер).
(Об этом конкурсе команды, наверное, должны быть извещены заранее, чтоб они могли вспомнить или найти данные высказывания и выучить их. Но отвечать на сцене без каких-либо шпаргалок.)
(Слово жюри)
Ведущий: Следующий конкурс - «Иллюстратор». Каждой команде выдаются карточки с выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и несколько иллюстраций. За определенное время команды должны соотнести каждую картинку с выдержкой из закона.
(Готовя иллюстрации к этому конкурсу, необходимо подготовить комплект с правильными ответами и для жюри, чтобы они смогли оперативно оценить команды.)
Пока команды работают - музыкальная пауза (номер художественной самодеятельности).
Команды отвечают. Слово жюри.
Ведущий: Следующий конкурс мы назвали «Конкурс актерского мастерства». Каждой команде в конвертах выдается по 10 (или 5-7) избирательных терминов. Нужно объяснить зрителям с помощью жестов, движений, мимики, инсценировки этот термин (главное правило - не используя слова). Побеждает та команда, которая быстрее объяснит зрителям свои термины. Может все термины объяснять один человек, могут разные, можно объяснять инсценировкой, то есть несколько человек - один термин.
Команды выступают.
Слово жюри.
Ведущий: И следующий наш конкурс - музыкальный. Команды получали домашнее задание - представить на наш суд мюзикл на избирательную тему.
Итак, на сцену приглашается команда...
(Мюзикл «Кем быть».
У меня растут года - Будет скоро 22.
Универ уж позади!
Что же ждет нас впереди?
Специальностей на свете много,
Вот только мне куда пойти?
Нужные работники - мебельщики-плотники.
(на мотив Потапа и Насти Каменских «Чундра-чучундра)
Пилим-строгаем, гвоздь забиваем,
Мебель любую вам предлагаем.
Мебель любую из бука и дуба,
Пилим, строгаем и рубим-рубим-рубим.
Мебельщиками хорошо, а моделью лучше,
Я б на подиум пошла, пусть меня научат.
(Верка Сердючка «А я иду такая вся»)
А я иду такая вся в «Dolce&Gabbana»,
А у ног моих Милан, Лондон и Канны.
Всюду вспышки-вспышки, крики «Браво! Браво!»
И я иду такая вся. по подиуму славы.
Быть моделью хорошо, а банкиром лучше,
Я работать в банк пойду, пусть меня научат.
(«Дискотека Авария» «Недетское время»)
Деньги, крупные деньги и мелкие тоже,
Вот и настало мое время, может.
Я тоже хотел ведь крутые коктейли,
Кровавую Мэри и жить на Ривьере,
Отдыхать в Куршавеле И клеить моделей,
Зажигать на банкете,
Летать на ракете,
Решать все проблемы - Пришло мое время!!!
Пришло мое время!!!
Время пришло!
Быть банкиром хорошо, а стюардессой лучше!
В стюардессы я пойду, пусть меня научат.
(«Фабрика» «Романтика»)
Романтика!
Романтика!
Красивым девушкам всегда на месте не сидится.
Мечтаем мы о том, чтоб в небе полететь, как птица.
Чтоб форма модная такая, типа от Версаче...
Чтоб лайнер белый и пилот в кабине парень хоть куда.
Вот это да! Совсем не ерунда! Такие вот дела!!!
Стюардессой хорошо! А депутатом лучше!
В депутаты я пойду, пусть меня научат!
Работаю в Думе,
Законы читаю,
Наказы избирателей В жизнь
Воплощаю!..
(русская народная песня «Как родная меня мать»)
«- В депутаты меня мать провожала,
Тут и вся моя родня прибежала.
«Ох, куда ты, паренек, ох куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек, в депутаты!
Активистов без тебя две палаты,
Лучше б ты пошел, как все, во солдаты!»
И невеста тут моя прибежала,
Долго охала она и рыдала:
«На кого меня, мой милый, покинешь,
Как уедешь ты в Москву - так и сгинешь!
Ты законы принимать в Думе будешь - Про меня, моя любовь, ты забудешь!
Мать, страдая по тебе, поседела,
Эвон в поле и в избе сколько дела!
Без тебя законотворцы найдутся,
Без тебя, уж как-нибудь обойдутся!»
Поклонился я родне у порога:
«Ой, не плачьте вы по мне, ради Бога.
Если б были все как вы ротозеи - Чтоб осталось от Москвы, от Россеи?
Все б пошло на старый лад, на недолю,
Взяли б все у нас назад - хлеб и волю.
Так что лучше у крыльца не тусуйтесь,
Эй, ты куда?
Подожди меня, я тоже пойду!
И я тогда пошел!
Команда уходит, кроме «депутата».
(Слово жюри)
Ведущий: Следующий конкурс для наших команд. Каждая команда получает конверт с карточками, на которых написаны слова и буквы. Из слов нужно составить высказывание о выборах, а из букв - имя автора.
«Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует».
Лоренс Питер
(Жюри оценивает)
Ведущий: И заключительный конкурс нашего КВНа - конкурс капитанов. (Звучит музыкальная заставка, выходят капитаны.) Конкурс называется «Горки». На вертикальной поверхности открываются две таблицы с 13 строками. На каждой строке вопрос о выборах. Капитану нужно написать ответ. Но начинают команды не с первой строки, а с того номера - сколько набрали баллов. То есть, одна команда может набрать 6 баллов и стартовать с шестой ступеньки, пропуская первые пять вопросов. А другая команда - только два балла. И стартует со второй ступеньки. Но все зависит от знаний и скорости капитана. Именно этот конкурс может вывести проигрывавшую команду на лидирующую позицию.
1 | Участие в выборах является обязательным для граждан РФ? (нет) |
2 | Во сколько лет Вы можете сами попытаться стать Президентом? (в 35 лет) |
3 | Сколько лет нужно прожить в России, чтобы иметь право избираться Президентом России? (10 лет) |
4 | С какого возраста Вы будете иметь право участвовать в выборах Президента, депутатов Государственной Думы, представителей местных органов власти? (с 18 лет) |
5 | Что является основным законом страны? (Конституция) |
6 | Кто рассматривает законы, вносит поправки после того, как создан закон Государственной Думой? (Совет Федерации) |
7 | Кто утверждает закон после рассмотрения и одобрения Советом Федерации? (Президент) |
8 | Обязательные для всех правила, которые в письменном виде устанавливаются государством и за невыполнение которых наступает юридическая ответственность - это... (закон) |
9 | Человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. (гражданин) |
10 | Кому из известных русских поэтов принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? (Николаю Николаевичу Некрасову) |
11 | Осуществляется ли контроль за голосованием граждан на выборах, референдуме со стороны органов государственной власти? (нет) |
12 | Имеют ли право избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане РФ, признанные судом недееспособным или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда? (нет) |
13 | Зависит ли право гражданина избирать, быть избранным, участвовать в референдуме от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям? |
(Слово жюри.)
Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Хочется сказать, что кем бы вы ни стали по жизни, цель у нас у всех одна - строить будущее. Для нас, для наших детей и внуков. Поэтому не будьте пассивными, участвуйте в выборах. Твой выбор - это твоя жизнь, твой успех!
Спасибо большое командам - за участие, зрителям - за активную поддержку, жюри - за справедливые оценки!
Еще по теме КВН «ПРАВО ИМЕЮ» для учащихся средних специальных учебных заведений:
- КРУГЛЫЙ СТОЛ «От правовых знаний к гражданской позиции»
- КВН «ПРАВО ИМЕЮ» для учащихся средних специальных учебных заведений
- § 1. Нормы материального права, регулирующие различные стороны отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
- 2. Правовое регулирование охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних
- § 3. Специальный трудовой стаж, необходимый для получения пенсии за выслугу лет
- Становление и развитие конституционного права на образование в истории России
- § 4. Основные направления правового обеспечения реформы государственной службы на современном этапе
- Становление и развитие административной деятельности отечественных органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних
- §1. Налогообложение физических лиц от Древней Руси до наших дней
- §2 . Аспекты налогового правового статуса физических лиц
- § 1. Воинские преступления как форма криминального конфликта
- § 3. Основные направления развития и финансово-правового регулирования образовательного и научного процессов в зарубежных странах
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право -
КВН в школе «Я и мои права»
Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.Задачи:
- с помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;
- способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
- воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.
Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры КВН. Игра состоит из 10 конкурсов. В каждом конкурсе команда набирает баллы, которые записываются в «Маршрутный лист» (Приложение 1). Побеждает тот класс, который наберет в сумме большее количество баллов.
Оборудование: ПК, проектор, бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.
1 ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый день педагоги! Добрый день, дорогие гости! Рад вас приветствовать в этом зале в Клубе веселых и находчивых.
2 ведущий: Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать только на случай.
Право – тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.
1 ведущий: Предлагаем вам поучаствовать в конкурсах и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей Республики и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях. Сегодня речь пойдет о праве.
2 ведущий: Мы часто говорим такие слова: «Имею право! Имею право жить, имею право выбирать себе друзей, имею право на медицинское обслуживание и на образование, на свободное передвижение!» И разговор пойдет именно о наших правах и обязанностях.
1 ведущий: Прежде, чем мы начнем нашу игру, давайте вспомним о том, где прописаны наши права и обязанности?
2 ведущий: День прав человека отмечается 10 декабря - именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. Накануне этого праздника мы и проводим наш КВН, посвященный знанию наших прав и обязанностей.
Мультфильм «Смешарики» - «Азбука права»
1 ведущий: Сегодня в нашей игре принимают участия команды 6 классов. Команда 6-А класса «МАКСИМУМ» и команда 6-Б класса «УМНИКИ».
2 ведущий: А следить за нашей игрой будет профессиональное жюри в составе:
1. Библиотекарь – Клещевникова Лилия Леонидовна
2. ученица 9 класса – Ковалева Дарья
3. ученица 9 класса – Сокол Карина
1 ведущий: Каждый конкурс оценивается по 5-тибальной системе. Команды желаем вам удачи!
Отбивка «Мы начинаем КВН»
2 ведущий: Первый конкурс «Приветствие». Командам необходимо представиться: название команды и девиз. На сцену приглашается команда 6-А класса.
Выступление команды 6-А класса
1 ведущий: А сейчас с ответным приветствием мы встречаем команду 6-Б класса
Выступление команды 6-Б класса
2 ведущий: Спасибо командам. А сейчас разрешите мне предоставить слово жюри, которое и объявит оценки первого конкурса-знакомства «Приветствие».
Жюри выставляет оценки
1 ведущий: Следующий конкурс «Разминка»
Каждой команде дается вопросы, на которые необходимо ответить. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
2 ведущий: Вопросы команде 6-Б класса:
- Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)
- Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории ДНР? (Конституция)
- Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)
- Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)
- Государственным языком на всей территории ДНР является… (Русский)
Спасибо команде УМНИКИ за ответы.
Переходим к команде 6-А класса.
Вопросы команде 6-А класса:
- Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. (Гражданин)
- Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
- Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция)
- С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 16 лет)
- Определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения (Обязанности)
1 ведущий: Спасибо команде МАКСИМУМ за ответы.
Слово предоставляется жюри
Жюри выставляет оценки
2 ведущий: Все мы в детстве любили сказки. Вначале нам их читали мамы, папы, бабушки, старшие братья и сестры. Затем, когда вы научились читать – вы читали их сами. Наш конкурс называется «Сказка ложь, да в ней намек». Вам необходимо назвать какое право нарушено в каждой сказке. Правильный ответ оценивается 1 баллом. Если команда ответила неправильно, право переходит команде противника.
* Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
* Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
* Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
* При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
* Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
* Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
* Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (Право на жизнь)
* Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
* Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
* Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)
1 ведущий: Спасибо командам. Слово жюри.
Жюри выставляет оценки
1 ведущий: Спасибо нашему жюри. На сцену приглашаются капитаны команд. Конкурс называется «Словесный». Каждый капитан получает по слову, из которого вам необходимо составить как можно больше других слов.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
У вас 3 минуты.
2 ведущий: Пока наши капитаны работают, мы переходим к следующему конкурсу. Конкурс называется «Анаграмма». Участники получают карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
1 ведущий: А пока наши капитаны выполняют задания, мы проведем игру с болельщиками, которая называется «Да! Нет!».
Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
2 ведущий: – Россия – наша страна?
– Нет!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
1 ведущий: – Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
2 ведущий: – Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
1 ведущий: – Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
2 ведущий: – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
1 ведущий: – Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да
2 ведущий: Ну что ж молодцы ребята! Все вы знаете. Давайте сейчас посмотрим, как дела у наших капитанов. Приглашаем капитанов.
Ответы капитанов
Жюри выставляет оценки
2 ведущий: А сейчас можно расслабиться. Следующий конкурс «В шутку о серьезном». Задача команд кто быстрее серьезно ответить на шуточные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
1 ведущий: 1. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?
Билета
2. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.
Сорока
3. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного.
Буратино
4. «Избави Бог и нас от этаких судей!» - восклицал А. Крылов. Кто же был героем басни?
Осел
5. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.
Шапка
Жюри выставляет оценки
2 ведущий: Раскрыть ценность прав человека помогает искусство. Убедиться в этом вы сможете, взглянув, на знакомые с детства произведения живописи по новому – сквозь призму Всеобщей декларации прав человека.
Следующий конкурс называется «По ту сторону холста» . Командам предлагаются репродукции известных картин. Ваша задача, определить, какие права в них отражены.
За правильный ответ 2 балла.
- Решетников Ф. «Опять двойка» (право на образование)
- Репин И. «Бурлаки на Волге» (никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению)
- Репин И. «Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану» (право свободно выражать свои мысли)
- Перов В. «На привале» (право на отдых).
Жюри выставляет оценки
1вед Права это хорошо. Но ведь существуют и обязанности. Давайте вспомним обязанности школьников. Внимание на экран
Просмотр видеоролика «Обязанности ученика»
1 ведущий: Следующий наш конкурс «Права и обязанности» Необходимо распределить права и обязанности школьников.
Бесплатное образование
Активность в приобретении знаний
Уважать мнение всех учащихся и учителей
Удобное рабочее место
Посещать школу в предназначенное для этого время
Защита личной собственности
Посещение школьных мероприятий
Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
Вести себя корректно на переменах и на уроках
Деловое сотрудничество с учителем
Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
Беречь школьное имущество
(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)
Жюри выставляет оценки
1 ведущий: А сейчас я предлагаю вам побыть детективами. Конкурс «Детектив». Командам необходимо по описанию правонарушения назвать сказку.
1. В какой из сказок личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно?
«Красная шапочка»
2 ведущий: 2. В этой сказке говориться о коварстве красивой женщины при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимости больших затрат на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1 ведущий: 3. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано?
«Волк и семеро козлят»
2 ведущий: 4. В какой сказке речь идет о некоем спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили подойти ему к самому финишу. Но финал трагичен - проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает.
«Колобок»
1 ведущий: 5. В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего?
«Дюймовочка»
2 ведущий: 6. В какой сказке один долго-долго-долгожитель, не пользующийся успехом среди женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с ней в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену?
«Кощей Бессмертный»
1 ведущий: 7. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сын царя и сжигают его.
«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная»;
2 ведущий: 8. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого малолетнего ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом 20 века? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками.
«Гуси-лебеди»
1 ведущий: 9. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, но не имеющую клейма, шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированны как незаконный захват жилища.
«Заячья избушка»
2 ведущий: 10. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за непомерной тяги к стяжательству?
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Жюри выставляет оценки
1 ведущий: И закончим наш КВН по традиции «Музыкальным конкурсом». Командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне.
«Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.
«Чему учат в школе» – Право на образование.
«Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.
«Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами.
«В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие.
Жюри выставляет оценки. Подводит итоги.
Награждение победителей
2 ведущий: Предупреждение преступлений и правонарушений среди молодёжи является важнейшим аспектом государственной молодёжной политики. Каждый из нас должен задуматься о своей жизни, занять активную гражданскую позицию, соблюдать нормы и правила, установленные законом и обществом. Твой выбор – это твоя жизнь, твой успех!
1 ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Хочется сказать, что кем бы вы ни стали по жизни, цель у нас у всех одна – строить будущее.
2 ведущий: Спасибо большое командам – за участие, зрителям – за активную поддержку, жюри – за справедливые оценки!
Общее фото
Цели и задачи:
Распространить знание по закону «О правах ребёнка», о Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка;
Воспитывать уважительное уважение к правам других людей путём неущемления их достоинства и выполнения своих обязанностей;
Развивать умение решать проблемы детей в нашем государстве, исходя из международного опыта.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на нашем правоведческом конкурсе «По страницам наших прав». Думаем, что все собравшиеся и родители и дети с интересом и пользой для себя проведете здесь время, будете активными болельщиками и участниками мероприятия и своей поддержкой поможете командам вырваться вперед.
Я приглашаю вас на конкурс, а теперь бурными аплодисментами встретим наших участников. (Музыкальная заставка. Выход команд.)
В сегодняшнем конкурсе принимают участие команды... (представить по названию каждую команду) . Мы искренне желаем вам успеха и полной победы!
А сейчас хочу представить вам наше жюри, которое строго и справедливо будет оценивать игру (назвать всех членов жюри). Далее мы поближе познакомимся с командами. Каждая команда готовила домашнее задание, свою визитную карточку, которая и поможет нам поближе узнать каждую команду.
Жюри оценивает этот конкурс по пятибалльной системе. Обязательным должно быть:
Название команды, эмблема, приветствие, отражающее название команды.
Время, отпущенное на визитную карточку, не должно превышать 5 минут: (Музыкальная заставка). Визитные карточки команд (приложение 1).
Оглашение результатов 1-го конкурса.
Ведущий: Мы переходим ко 2-му конкурсу.
Он будет проходить по системе игры «Брейн-ринг» по статьям закона «О правах ребенка». Команда, которая первой верно и точно ответит на вопрос, получит 1 очко. За досрочный и верный ответ команде добавляется еще 1 дополнительное очко. Проигравшая команда уступает свое место следующим игрокам. Время обсуждения вопроса - 1 минута.
1. Кто признается ребенком по Закону «О правах ребенка» Республики Беларусь?
(Действие этого Закона распространяется на лиц с момента рождения до 18 лет).
2. Каковы обязанности гражданина?
(Соблюдать законы страны, уважать права и интересы других граждан, уважать традиции и культурные ценности народа, овладевать знаниями, бережно относиться к природе, к государственной и общественной собственности, к имуществу граждан).
3. С какого возраста несовершеннолетние имеют право на труд?
(С 14 лет, если родители дают разрешение подписывать трудовой договор, а с 16 лет дети имеют право самостоятельно решать вопрос «Где работать?»)
4. Можно ли применять в отношении детей до 15 лет задержание, арест, предварительное заключение?
(Можно как крайнюю меру и только в случае, предусмотренном законом).
5. По достижении какого возраста дети имеют право на самостоятельный выбор религии?
(Дети, которые не достигли 15-летнего возраста, религиозные обряды, справляют с согласия родителей или опекунов, с 15-летнего возраста они имеют право выбора к принадлежности той или иной религиозной конфессии).
6. С какого возраста несовершеннолетние несут уголовную ответственность?
(С 16-ти лет, лишь за особо тяжкие преступления с 14-ти лет).
7. Могут ли быть приговорены к смертной казни несовершеннолетние?
(Не могут, в том числе и женщины).
8. Является несовершеннолетие смягчающим обстоятельством при назначении наказания за преступление?
(Да, является).
9. Когда был принят закон РБ «О правах ребенка»?
10. Если несовершеннолетний привлечен к уголовной ответственности, то при производстве дознания, следствия участие, каких лиц обязательно?
(При совершении преступления несовершеннолетними детьми расследование производится в присутствии педагога-психолога и адвоката).
Ведущий: Большое спасибо командам. - Слово жюри.
Ведущий: В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В статье 12 закона РБ «О правах ребенка» написано, что каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание. А от себя хочу добавить, что каждый ребенок имеет право на помощь родителей в игре. Я попрошу сейчас родителей участников команд пройти к своим детям и помочь им заработать очки. (К ребятам присоединяются родители: одинаковое количество от каждой из команд ) .
Ведущий: 1 июня - Международный день защиты прав детей. Дети всех стран имеют право на детство, на счастливое, защищенное детство. Перед вами карта мира. И всем бы она хороша, но вот только нет на ней названий государств. А задания командам следующее: с помощью собственных знаний и знаний ваших родителей за 5 минут напишите на карте названия как можно большего количества стран.
Пока выполняется, задание для зрителей звучит следующая информация.
Первым выражением международной озабоченности положением детей было принятие в 1923 г. Советом созданной незадолго до этого неправительственной организации «Международный союз спасения детей» Декларации о правах ребёнка. Эта Декларация, получившая название Женевской, была одобрена в следующем году пятой Ассамблеей Лиги Нации. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила текст Декларации с некоторыми изменениями, а в 1959 г. приняла новую Декларацию, содержащую 10 фундаментальных принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.
Декларация 1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции о правах ребенка. В 1978 г. правительство Польши представило Комиссии ООН по правам человека первоначальный проект, подготовленный на основе этой Декларации. Тогда выражалась надежда, что его можно будет принять в 1979 г., который был объявлен Международным годом ребенка. Комиссия, однако, пришла к выводу, что текст требует углубленного рассмотрения, и создала специальную рабочую группу, которая проводила по одному заседанию в год в течение 1980-х гг. Рабочая группа достигла консенсуса в отношении окончательного варианта незадолго перед сессией Генеральной Ассамблеи ООН 1989 г. принявшей Конвенцию 20 ноября, в тридцатую годовщину Декларации 1959 г.
Вступление в силу Конвенции о правах ребенка 2 сентября 1990 г. стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, послушайте стихотворение.
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять постель,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться:
Конец терпенью моему
Де - мо - би - ли - за - ци - я.
Уважаемые родители и дети, подумайте над стихотворением и сделайте каждый для себя правильные выводы
Ведущий: Закон РБ «О правах ребенка» основывается на Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.
В марте 1995г. членами ООН были 185 государств. Беларусь является членом ООН с октября 1945г.
Посмотрите, пожалуйста, эмблемы Организации Объединенных Наций и подпишите каждую эмблему. (Подведение итогов конкурса)
Статья 23 закона дает право на объединение в общественные организации. В Беларуси действует множество детских и молодежных объединений.
Какие детские и молодежные организации, действующие, на территории нашей республики вы знаете? Это задание командам, (подведение итогов конкурса)
Ведущий: Тринадцатилетняя Нура Бахи из Алжира обращается ко всем людям мира:
Сколько детей погибло из-за нищеты, бедствий; Они погибли, искалеченные в результате разрушений и войны. Они погибли без приговора. Их единственное преступление в том, что они не были сильными, что их родители были бедными. Дети любят мир, как пчелы цветы. Тот, кто изобрел войну, думал об истреблении. Он забыл о людях, он забыл о детях.
Маленькая японская девочка по имени Садако жила в полутора милях от Хиросимы, когда там взорвалась бомба, однако она не получила ожогов и, как тогда казалось, не пострадала. Однако через 10 лет после восстановления Хиросимы она заболела лейкемией - раком крови - и вынуждена была лечь в больницу. Ей было очень страшно: она знала, что может умереть. Ее родные и друзья приходили к ней каждый день, пытаясь ее подбодрить. Ее лучший друг Тидзуко рассказывал ей историю о журавле - священной птице в Японии. Существовало поверие, что журавль живет тысячи лет и если больной сделает тысячу бумажных журавликов, он поправиться.
И Садако решила сделать тысячу журавликов. Изо дня в день продолжала она делать журавликов и обнаружила, что это занятие помогает ей набираться мужества. Иногда она чувствовала себя так плохо, что не могла делать журавликов, но, тем не менее, пыталась. Когда родные и друзья бывали у нее в больнице, она старалась им улыбаться и быть веселой, чтобы они не слишком за нее волновались.
Садако смогла сделать свыше 600 журавликов, однако ей не становилось лучше. Она терпеливо продолжала делать журавликов, но, к сожалению, в конце концов, она умерла. Она сделала 644 бумажных журавлика.
Одноклассники Садако решили сделать остальные 356 журавликов и всю тысячу бумажных журавликов похоронили вместе с ней. Садако была не единственным ребенком, умершим от лейкемии в Хиросиме. От этой болезни умерли или умирали многие другие дети. (Эта болезнь была известна как болезнь атомной бомбы).
Для сбора средств на строительство памятника Садако дети создали клуб. Этот клуб разрастался, и деньги ему присылали тысячи школ со всего мира. Через три года дети набрали достаточно денег, чтобы заплатить за памятник. Он называется Детским памятником мира и стоит в парке Мира в Хиросиме. На камне выбиты слова: «Это наш плач, это наша молитва. Миру - мир».
Следующее задание не конкурсное. Я приглашаю всех участников и всех зрителей принять в нем участие. У каждого есть лист бумаги. Я предлагаю каждому сделать бумажного журавлика мира. А теперь каждый как можно дальше запустите своего журавлика (звучит песня «Детство, детство...» и запускаются журавлики). Подведение итогов игры.
Ведущий: В течение последнего десятилетия росло осознание международной общественностью понимание масштаба насилия в отношении детей. Дети становятся жертвами насилия дома, в школе, на улицах, в общине и в государственных учреждениях. Но вы четко должны знать, что имеете право на защиту от всех форм проявления насилия. (Звучит фонограмма песни «Солнечный круг».)
Скачать Чтобы скачать материал или !
Это представление команды. Визитка должна быть связана с темой игры. Каждая команда должна рассказать о своей деятельности в вопросе соблюдения норм права в творческой форме. Допускается использование презентации (время – до 3 минут).
Оригинальность формы представления
Глубина и содержание раскрытия темы
Соответствие визитки теме конкурса
Использование технических средств
Конкурс – «Сказка ложь, да в ней намёк»
Каждой команде будет предложено 2 сюжета из сказок, в которых нарушены одинаковые права. Задача команд определить какое и чье право было нарушено в обеих сказках.
На обдумывание вопроса – 30 сек.
За второй конкурс команды могут получить максимум 2 балла:
1 балл – ответ на вопрос, чьи права нарушены
1 балл – ответ на вопрос, какие права нарушены
Конкурс – «Вопрос – ответ»
Каждой команде задается по 5 вопросов, соответствующих теме игры:
3 вопрос из Конституции РФ;
1 вопрос из Уголовного Кодекса РФ – главы 3, 4, 16, 21;
За третий конкурс команды могут получить максимум 5 баллов -
Конкурсы III тура
Конкурс – Визитка «Мораль и право».
Это представление команды. Визитка должна быть связана с темой игры. Каждая команда должна рассказать о своей деятельности в вопросе соблюдения правовых норм в творческой форме. Допускается использование презентации. Время – до 3 минут.
Критерии оценок (за первый конкурс команды могут получить максимум 4 балла):
Оригинальность формы представления;
Глубина и содержание раскрытия темы;
Соответствие визитки теме конкурса;
Использование технических средств.
Конкурс – «Реши задачу».
Команда вытягивает билет, на котором описана юридическая задача. Команда должна дать мотивированный ответ на ее решение. Время на обдумывание – 30 секунд. За второй конкурс команды могут получить максимум 1 балл.
Конкурс – «Вопрос – ответ».
Каждой команде задается по 3 вопроса, соответствующих теме игры.
1 вопрос из Уголовного Кодекса РФ – главы 3, 4, 7, 16,17, 21
1 вопрос из Административного Кодекса РФ – главы 2, 7, 20
1 вопрос из Конституции РФ.
Время: 30 сек. на обдумывание ответа на каждый вопрос.
За третий конкурс команды могут получить максимум 3 балла – за каждый правильный ответ – 1 балл.
Подведение итогов игры.
8.1. Победителем объявляется команда, набравшая большее количество баллов. В случае ситуации одинакового количества баллов для команд-лидеров устанавливаются следующие правила: