Какие объекты могут быть отнесены к режимным. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Шаг за шагом

Главная / Квартира

Снимать разрешено
Начать стоит с того, что подобные требования практически всегда незаконны. Где бы вы ни находились - в кафе, магазине, супермаркете, на улице, и что бы вы ни снимали - ценники на витринах, продаваемые товары, само помещение, в котором находитесь, сотрудников МВД и других ведомств, находящихся при исполнении своих должностных обязанностей, вы имеете на это полное право. То есть все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата или видеокамеры, можно смело снимать. Исключения, конечно, тоже существуют, но все они четко определены законом, и о них мы поговорим отдельно. А теперь, собственно, обоснование вышеизложенного тезиса.
Стратегически Неважный объект
Представим, что какой-либо мост (или тоннель, или транспортная развязка) объявлен стратегическим или режимным объектом и съемка там запрещена. Однако по этому мосту (тоннелю, развязке) ежедневно проходят тысячи машин и людей, а значит, такой объект в принципе не может быть режимным или стратегически важным. Он явно является общедоступным, и съемка там не может быть запрещена. Но здесь стоит сделать оговорку и пояснить, что съемка в пределах территории, например ГЭС, действительно запрещена. Саму плотину можно снимать со стороны, но вот попытка съемки при нахождении непосредственно на территории объекта, в том числе на проезжей части, незаконна.
Съемка в магазинах и кафе
Отдельно о торговых центрах, магазинах, супермаркетах, кафе и ресторанах: тут дополнительно действует закон «О защите прав потребителей». Согласно ему человек имеет право получать и использовать любую информацию о товарах и услугах в любом магазине, торговом центре или кафе. Причем делать это можно любым удобным способом, в том числе и с помощью фото- и видеосъемки. Закон «О защите прав потребителей» никоим образом не ограничивает граждан в средствах и способах фиксации информации. Запрет же на съемку, напротив, ущемляет права потребителя и может быть оспорен, в частности, в комиссии по правам потребителя. Что касается желания владельца, продавца, официанта или охранника прекратить ваши действия по фото- или видеосъемке, то это не более чем сотрясание воздуха. Как уже было сказано, ограничить право человека на фиксацию информации любым удобным способом может лишь закон. К счастью, законотворчество в России не возложено на плечи продавцов, охранников и владельцев магазинов.
Музеи и галереи
Так же, например, в музеях и галереях запрет на съемку ввести никто не может. Сам факт фото- и видео-съемки в подобных учреждениях никаких законов не нарушает. Ограничения на доступ могут быть связаны только с неудовлетворительным состоянием экспонатов, отсюда запрет на вспышки. Брать плату за съемку музеи тоже не имеют права, хотя всегда берут, и даже открыто уведомляют об этом посетителей.
Частная территория
Иногда против человека с фотоаппаратом может быть выдвинут интересный аргумент - «Вы находитесь на частной территории, мы можем запрещать здесь все, что хотим». Обратимся к закону. Даже в случае нахождения на частной территории никто не может запретить получать и использовать информацию. Иногда владельцы заведений ссылаются на статью 209 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится о правомочиях собственников. Но при фото- и видеосъемке права собственника по закону не ущемляются. Более того, в пункте 2 статьи 209 ГК РФ закреплено, что собственник, распоряжаясь своим имуществом, не может ограничивать охраняемые законом права других лиц: «Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц…»
В статье 29 Конституции РФ установлено право на получение информации, федеральным законом от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в пункте 2 статьи 7 установлено, что «общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации». То есть, запрещая снимать на территории даже своего кафе или магазина, собственник не только не может подкрепить свои действия законом, но и сам становится нарушителем действующего законодательства. Все вышеизложенное правомерно и в отношении любой другой территории, имеющей статус частной собственности, но не ограничивающей свободное посещение всеми желающими.
Коммерческая тайна
Однако бывает и так, что при попытке фиксации информации с помощью фотоаппарата или видеокамеры появляется все тот же продавец (официант, охранник, владелец) и начинает рассуждать о коммерческой тайне. Но и это не более чем пустой звук, поскольку общедоступная информация по определению не может быть коммерческой тайной. Более того, коммерческой тайной может обладать только определенный круг лиц. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя в соответствии со статьей 10 Федерального закона РФ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» следующие действия: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
В случае если все вышеуказанные меры не предприняты, запрет на съемку незаконен. Подчеркнем, соблюдены должны быть абсолютно все вышеизложенные требования, а не только некоторые из них. Кроме того, запрет на съемку со ссылкой на «коммерческую тайну» без соблюдения вышеуказанных условий является нарушением статьи 8 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если ваши аргументы бессильны
Однако бывает и такое, что ваши аргументы в пользу законности фото- или видеосъемки не принесли желаемого результата, а все тот же охранник (продавец, официант, владелец) переходит в активное нападение и пытается отобрать фотоаппарат или выгнать вас из заведения. Такие действия можно иногда квалифицировать как хулиганство (если камера разбита или вы получили травму), что, в свою очередь, дает основание для наказания обидчика в гражданском или даже уголовном порядке. Также вы можете вызвать полицию, обратиться в суд, прокуратуру, Роспотребнадзор. Наказание, которое грозит при этом обидчику, может быть весьма разнообразным: от штрафа по административному кодексу до уголовной ответственности в случае хулиганских действий (принудительного выдворения, нанесения увечий или порчи имущества).
Снимаем госслужащих при исполнении
Но что делать, если вы столкнулись с попыткой пресечь фото- или видео-съемку на улице? Например, если вы пожелали сфотографировать бравого полицейского, патрулирующего вокзал, или сотрудника ДПС, который остановил вас и, как вам кажется, превышает свои полномочия. В данном случае следует ссылаться на Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». В нем, в частности, говорится:
«...Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается… в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемых ими решений, связанных с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан…» Более того, на помощь гражданам в данном случае приходит Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из положений которого является «публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (статья 3, пункт 3). И, наконец, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 8, пункт 4, подпункт 3) говорится, что «не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». А поскольку все сотрудники МВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры и прочих структур являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации, в том числе посредством фото- или видеосъемки, даже если он не является представителем СМИ.
Съемка людей. Что законно, а что нет?
Теперь пара слов о фото- и видео-съемке людей. В общественных местах съемка не запрещена и фотографировать можно кого угодно. Однако на практике были случаи, когда фотографии курящих или полуобнаженных знаменитостей выкладывали в сеть, и те пытались оспорить правомерность съемки. Суды шли по пути того, что поскольку звезды позволяли себе появляться на публике с сигаретой либо в полуобнаженном виде, то такое поведение не является их тайной, а фотографирование не нарушает их конфиденциальность и является правомерным. То есть вы можете смело снимать в общественных местах кого угодно в каких угодно положениях, ситуациях и позах, не опасаясь последствий. Однако не стоит переходить определенные границы - использование снимков людей в коммерческих целях без их согласия является незаконным, даже если они попали в кадр случайно.
Законные основания для запрета на съемку
А вот теперь поговорим о тех случаях, в которых ведение съемки все-таки действительно является незаконным. Как было сказано выше, для соответствующего запрета должны иметься установленные законом основания. Итак, вот они.
Во-первых, снимать железнодорожные объекты запрещено. Это установлено в распоряжении ОАО РЖД № 1693р от 12 марта 2004 года. Вместе с тем, данное правило распространяется лишь на съемки, результат которых будет использован в коммерческих целях, то есть фотографирование в личных целях не запрещается, что установлено в тех же правилах.
Во-вторых, в целях безопасности съемка самолетов при их взлете и посадке запрещена. Кроме того, статья 11.17 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна.
В-третьих, запреты на съемку в судах и исправительных учреждениях установлены федеральным законодательством, в частности Гражданский процессуальный кодекс РФ в статье 10 регламентирует, что осуществлять съемку можно только с разрешения суда. КоАП в части 3 статьи 24.3 установил запрет на осуществление съемки без разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Арбитражным процессуальным кодексом РФ в статье 11 установлено, что съемка разрешается в арбитражных судах лишь с разрешения председательствующего судьи. Уголовно-процессуальный кодекс РФ в статье 241 установил аналогичное правило.
В-четвертых, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ установлено, что съемка осужденных допускается лишь с письменного согласия самих осужденных (пункт 4), а съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения администрации учреждения (часть 5).
В-пятых, приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 года N 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» (пункт 1.9.8, подпункт « б») лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.
Также необходимо сказать о том, что локальными нормативно-правовыми актами учреждений и организаций может быть установлен запрет на фото- и видеосъемку. При желании осуществлять такую съемку необходимо удостовериться, что запрета нет. Сразу стоит оговориться, что данное утверждение не распространяется на те же магазины, кафе, музеи и прочее. В частности, помимо уже перечисленных объектов, где съемка прямо запрещена законом, снимать нельзя в здании Госстроя России, Министерства топлива и энергетики России, ФСБ России, в здании Федеральной службы по надзору в сфере транспорта России, на территории и в помещениях Минтопэнерго России, на территории объектов Федеральной таможенной службы. При этом съемка сотрудников перечисленных служб и ведомств при исполнении их обязанностей вне «рабочих» помещений разрешена. Также запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей, проносить съемочную и звукозаписывающую аппаратуру и вести съемку на заседаниях Госдумы, снимать на территории ГЭС, АЭС и воинских частей без разрешения руководства этих учреждений.
И не стоит забывать о таких понятиях, как «государственная» и «коммерческая тайна». Однако вряд ли вы получите доступ к такой информации, не узнав предварительно о ее особом статусе, подкрепленном очевидными признаками, и не подписав документы, свидетельствующие о получении вами допуска к какой бы то ни было «тайне».

Шалгунов О.В., руководитель Северного территориального агентства Московского городского комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В последнее время в силу различных причин объектами гражданского оборота становятся объекты недвижимости, которые ранее в таком обороте не участвовали либо были изъяты из оборота. К таким объектам можно отнести режимные объекты. В соответствии со ст.2 закона Российской Федерации "О государственной тайне" №131-ФЗ от 06.07.1997г. к режимным объектам относятся военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. В нашей статье под режимными объектами мы будем понимать объекты недвижимого имущества, включая здания, помещения и сооружения, для функционирования и использования которых законодательством предусмотрены дополнительные меры безопасности. Указанные объекты все чаще включаются в гражданский оборот, становятся предметами сделок (например, передача указанных объектов в аренду). Вступая в гражданский оборот, режимные объекты на равных участвуют в гражданских правоотношениях, связанных с государственной регистрацией возникновения, прекращения, перехода вещных прав, а также их ограничений и обременений. Это означает, что на них в полной мере должны распространяться положения ГК РФ, а также ФЗ №122 от 21.07.97 " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Гражданский кодекс Российской Федерации установил, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Ведение единого государственного реестра прав предполагает занесение определенных сведений об объекте недвижимого имущества, о правообладателях и других участниках сделки, а также о правоустанавливающих документах и их содержании. Вместе с тем указанные сведения при регистрации прав и сделок с режимными объектами недвижимого имущества, могут являться сведениями, относящимися к государственной тайне.

Некоторые особенности ведения единого государственного реестра прав при государственной регистрации прав и сделок с режимными объектами в части занесения сведений о субъектах-правообладателях исследуются в данной статье.

Особенности описания субъекта-правообладателя при государственной регистрации прав на режимные объекты и сделок с ними

В соответствии № 122-ФЗ от 27.07.2000г. (статья 5) участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с другой.

Из указанного перечня субъектов рассматриваемых правоотношений, можно выделить круг участников, на которых распространяется Законодательство о государственной тайне. Так, в соответствии с Законом "О государственной тайне", в отношениях, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностные лица и граждане, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования Законодательства РФ о государственной тайне.

Поскольку настоящая работа посвящена исследованию вопросов государственной регистрации прав на имущество режимных организаций, то ограничимся рассмотрением двух категорий субъектов: первая - предприятия, учреждения и организации (юридические лица); вторая - органы государственной власти федеральные, субъектов федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ст.16 ФЗ №122 представитель юридического лица представляет на государственную регистрацию учредительные документы юридического лица и документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени данного юридического лица. Могут ли эти документы содержать сведения, относящиеся к государственной тайне? В соответствии со ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Кроме того, в соответствии со ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Таким образом, государственная регистрация юридических лиц предусматривает открытость сведений о регистрируемых юридических лицах. Так, например, в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (ст.52 ГК РФ).

Исходя из изложенного, следует, что в случае обращения в учреждения юстиции по регистрации прав юридических лиц, подпадающих под действие Закона "О государственной тайне", их учредительные документы не могут содержать информацию, относящуюся к государственной тайне. Это же утверждение относится и к органам юридического лица, поскольку порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (ст.53. п.1 ГК РФ).

В соответствии с Законом участниками отношений по государственной регистрации прав могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

По организационно-правовой форме органы государственной власти можно классифицировать следующим образом:
а) правительства (РФ, входящих в ее состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);
б) министерства (федеральные, республиканские);
в) государственные комитеты (федеральные и республиканские);
г) федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры (только на федеральном уровне);
д) администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);
е) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы - структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы в субъектах Федерации.

Пункт 1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации определил, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.3 ст.16 ФЗ №122 в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Таким образом, органы государственной власти могут выступать участниками правоотношений по государственной регистрации прав, но лишь в тех случаях, когда регистрации подлежит право Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В этом случае они действуют от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, но лишь в рамках специальной компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ). Например, в соответствии с Распоряжением Мэра г. Москвы от 26 июля 2000 г. N 807-РМ полномочиями по управлению и распоряжению в установленном порядке имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности города Москвы наделен Департамент государственного и муниципального имущества г.Москвы. В других субъектах Федерации это, как правило, комитеты по управлению имуществом, фонды имущества. Вопросами приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции от имени Российской Федерации занимается Министерство имущественных отношений (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 536). Очевидно, что именно эти органы государственной власти могут обращаться в учреждения юстиции по регистрации прав для регистрации прав на недвижимое имущество, являющееся собственностью Российской Федерации или ее субъектов. Положения об этих органах не содержат сведений, относящихся к государственной тайне.

В некоторых случаях органы государственной власти могут обращаться в учреждения юстиции по государственной регистрации прав от своего имени (в частности имеются случаи обращения в Москомрегистрацию за регистрацией договоров аренды). Органы государственной власти действуют на основании положений. Так, например, органы государственной власти субъектов Российской Федерации действуют на основании положений утверждаемых Правительством РФ, либо в некоторых случаях Президентом РФ. Положения о некоторых органах государственной власти содержат информацию, относящуюся к сведениям, составляющим государственную тайну (например, положение о Федеральной службе безопасности). Такие документы, естественно, не могут быть представлены в учреждения юстиции по государственной регистрации прав. В этом плане интересен опыт Московской регистрационной палаты, которая при регистрации органов государственной власти в качестве юридических лиц, имеющих положения с грифом секретности, берет несекретную выписку из этих документов, составленную соответствующим режимным органом организации и заверенную самой организацией. По аналогии в случаях обращения в учреждения юстиции по регистрации прав органов государственной власти, действующих на основании секретных положений, заявителем может быть представлена выписка, содержащая все необходимые для регистрации сведения.

В соответствии со ст.ст.12,16 ФЗ №122 от 21.07.97, а также п.18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.98 №219, в ЕГРП должны быть внесены, а заявителем, соответственно, представлены, следующие сведения о субъекте права:

  • полное наименование лица,
  • юридический адрес,

Очевидно, что все эти сведения не являются секретными и могут быть без затруднений представлены любым юридическим лицом.

В случаях, если за регистрацией прав обращается сама Российская федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования - понятия юридического адреса, регистрационного свидетельства, и отчасти индивидуального номера налогоплательщика могут быть неприменимы. Однако эти вопросы не имеют никакого отношения к специфике регистрации прав и сделок с режимными объектами и в настоящей работе не рассматриваются.

Таким образом, права на режимные объекты и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации в полном соответствии с требованиями федерального закона от 21.07.97г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Ведение ЕГРП возможно и должно осуществляться на основании несекретных документов и в несекретной форме, что соответствует принципу открытости государственной регистрации прав.

Представление документов на регистрацию прав на режимные объекты и сделок с ними должно происходить в полном соответствии с требованиями федерального закона от 21.07.97г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В ЕГРП для регистрации прав на режимные объекты должны быть внесены, а заявителем, соответственно, представлены, следующие сведения о субъекте права:

  • полное наименование лица,
  • юридический адрес,
  • номер регистрационного свидетельства,
  • дата и место государственной регистрации,
  • индивидуальный номер налогоплательщика,
  • адрес фактического местонахождения.

Эти сведения подтверждаются представлением несекретных учредительных документов и свидетельства о регистрации. В случае, когда учредительные документы или положение об организации секретны, представляется несекретная выписка из этих документов.

(Окончание в следующем номере)

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на . Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Засекречивание каких-либо сведений регулирует закон «О государственной тайне». В нем (ст. 5) определен перечень сведений, которые составляют государственную тайну. Также подобный перечень утвержден указом Президента от 30 ноября 1995 года, с перечислением органов власти, которые уполномочены засекречивать конкретные сведения.
Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой «совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством». Проще говоря, не любая информация указанных категорий относится к «тайне», необходимо еще произвести ее засекречивание. На практике очень часто про это забывают, считая «тайной» вообще всю информацию тех категорий, которые содержатся в «перечнях».
В различных ведомствах существуют так называемые «перечни сведений, подлежащих засекречиванию», которые более детально описывают то, что необходимо относить к государственной тайне. Чаще всего эти перечни сами секретны либо имеют статус «для служебного пользования».
Процесс засекречивания включает в себя экспертную оценку обоснованности такого отнесения и присвоение сведениям соответствующего грифа секретности. На носители таких сведений наносятся реквизиты, описанные в ст. 12 закона. Если вы не видите таких реквизитов, то никакой «государственной тайны» нет. Секретные сведения вы без допуска не увидите, и конечно же, никто не сможет «засекретить» какой-нибудь мост, рядом с которым и по которому ежедневно проходят тысячи человек.
К уголовной ответственности по статье 283 УК за разглашение государственной тайны может быть привлечен только тот, кто имел допуск к работе с такими сведениями или давал подписку об их неразглашении. К ответственности по ст. 283¹ за незаконное получение такой информации может быть привлечен и тот, кто никакого допуска не имел, но при этом знал, что получаемая информация секретна. К сожалению, в тексте самой статьи этого не отражено, а доказыванием умысла на получение именно информации, составляющей государственную тайну, следствие зачастую не занимается. Кроме того, существуют и другие статьи Уголовного кодекса, сформулированные похожим образом, например, 275 и 276. В результате приговоры за незаконное получение таких сведений выносятся в отношении людей, которые допуска к государственной тайне не имели. Более того, причиной осуждения может стать разглашение общедоступной информации: так, несколько приговоров было вынесено за передачу сведений о перемещении танков, совершавшемся открыто [Женское дело. Что известно об осужденных за смски женщинах из Сочи // team29.org/story/sochi/].
Статьей 4 закона о СМИ средствам массовой информации также запрещено разглашать любую охраняемую законом тайну. При этом тайна остается тайной даже в том случае, если она уже кем-то разглашена или даже опубликована в открытых источниках. Согласно пункту 35 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г.  3--1, факт опубликования информации не является основанием для изменения или снятия грифа секретности. Привлечь к уголовной ответственности в такой ситуации невозможно, но надзирающий орган может вынести средству массовой информации предупреждение [О вынесении такого предупреждения газете «Коммерсантъ» можно прочитать на сайте газеты: «». Там же приводится решение суда, отказавшего в обжаловании предупреждения.].
Другой сферой, в которой действуют повышенные требования к защите государственной тайны, является картография. В перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном указом Президента, присутствуют «геопространственные сведения», раскрывающие результаты картографической деятельности и дистанционного зондирования Земли. Поэтому одним из приказов Роскартографии был определен перечень сведений, которые запрещено наносить на карты [Перечень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования (утв. Приказом Роскартографии от 14 декабря 2000 г.  181пр)], включающий в себя различные промышленные объекты (электроподстанции, склады горючего, и т.п.), элементы дорожной сети (тупики и подъездные пути железных дорог, их подпорные стенки, и т.п.), а также другие объекты. Это не значит, что все они секретны -- они просто «составляют государственную тайну», то есть, могут быть засекречены.
Существуют разногласия относительно того, являются ли секретными спутниковые снимки детального разрешения: якобы, секретными являются те из них, которые имеют разрешение лучше двух метров. Обычно в обоснование этого ссылаются на некий «секретный приказ», чаще всего -- на реально существующий приказ Министерства обороны от 30 августа 2006 г.  046, описывающий перечень сведений, подлежащих засекречиванию.
Существуют разъяснения того же Министерства обороны , в котором говорится прямо противоположное: что спутниковые снимки не являются секретными независимо от их разрешения. Для получения снимков с разрешением точнее 2 метров просто предусмотрен особый порядок. Если же речь идет о снимках, полученных иностранными организациями (например, опубликованных в картографических сервисах Google или Bing), то на них требования закона «О государственной тайне» не распространяются вообще: это установлено в его десятой статье.
Согласно Инструкции по обеспечению режима секретности, работы с документами, содержащими государственную тайну, могут производиться только в специально оборудованных и сертифицированных помещениях. Зачастую дополнительные требования по запрету съемки устанавливаются на всей территории предприятия или учреждения, имеющего «режимные» помещения. Законность этого -- под большим сомнением.
В указе от 30 ноября 1995 г. также дается определение термина «режимный объект», который также часто используется в обоснование запрета съемок. К таким объектам указ причисляет военные или государственные объекты, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Эти дополнительные меры, как правило, описаны в специальных актах, «правилах внутриобъектового режима». Бывают также «правила пропускного режима», регламентирующие проход на объект и выход с него. Часто они совмещаются в одном документе.
Уже упомянутая Инструкция из постановления  3--1 определяет порядок установления пропускного и внутриобъектового режима в здании в том случае, если в нем производится работа с документами, содержащими государственную тайну. Этот режим может включать в себя и запрет съемки. Действует он только на территории самого объекта, снимать его снаружи «режимом» запретить нельзя.
В Инструкции различаются понятия «режимной территории» и «режимного помещения», поэтому, возможно, она разрешает вводить какие-либо запреты внутри здания только в отдельных помещениях, в которых происходит работа с секретными документами.
Бывает, что на объектах, охраняемых частными охранными предприятиями принимаются «правила внутриобъектового режима». Они принимаются не в соответствии с законом «О государственной тайне». Их принятие разрешается законами «О ведомственной охране» и «О частной детективной и охранной деятельности». Такие правила могут содержать ограничения на доступ к информации, установленные другими законами (например, «О коммерческой тайне»). Фактически, «внутриобъектовым режимом» в этих законах и Инструкции по обеспечению режима секретности названы разные вещи (второе название «внутриобъектового режима» в Инструкции -- «режим секретности»).
Седьмая статья закона «О государственной тайне» также содержит перечень сведений, которые не могут засекречиваться.
Кроме того, существуют целые населенные пункты, на территории которых введены дополнительные ограничения, связанные с защитой государственной тайны. Это -- так называемые ЗАТО, «закрытые административно-территориальные образования». Те нормы, которые содержатся в законе о ЗАТО, касаются только вопросов местного самоуправления, землепользования, государственной поддержки жителей ЗАТО и других подобных вопросов. Они не ограничивают прав проживающих в ЗАТО граждан по сравнению с теми ограничениями, которые содержатся в законодательстве о государственной тайне. Единственное существенное ограничение, содержащееся в законе -- это особый порядок въезда и постоянного проживания, для которых требуется разрешение.

Наверняка все когда-то проходили мимо неприметного здания с колючей проволокой по забору. Понятие режимного объекта раскрывается в Указе № 61 Президента России, изданном 24 января 1998 года и носящем название "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Это:

На этих объектах ведутся засекреченные разработки, сведения о которых представляют собой государственную тайну.

Кто охраняет важнейшие сведения страны?

К органам по защите государственной тайны относятся как структуры исполнительной власти, так и организации, которые назначаются в специальном порядке:

  • Межведомственная комиссия - коллегиальный орган по координации деятельности власти, направленной на охрану сведений особой секретности.
  • ФСБ, Минобороны, ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации. В этот список также включена Служба внешней разведки, кроме того, сюда входит Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, а также все местные подразделения этих госучреждений.
  • Защиту секретных сведений обеспечивают определенные предприятия, учреждения и организации, а также их структурные подразделения.

Главная тайна государства

Что же относится к секретным сведениям? В рамках Указа номер 61, названного выше, государством определены данные, распространение которых угрожает причинением ущерба безопасности нашей страны. Эти сведения затрагивают:

  • военную область;
  • внешнеполитическую сферу;
  • экономическую область;
  • разведывательную и контрразведывательную сферы;
  • оперативно-розыскную деятельность страны.

В Указе также определены органы власти государства, имеющие допуск к распоряжению теми или иными сведениями. Например, данными о стратегических планах применения войск и всего, что связано с приведением войск в боеготовность, могут распоряжаться МЧС, Минобороны, а также, конечно, МВД, ФАПСИ и ФПС.

Между тем данные по долгосрочным планам развития вооружения, результаты выполнения научно-исследовательских и опытных работ по созданию образцов оружия поступают в распоряжение уже большего количества госорганов России. Не только тех, что перечислены выше, но и Минздрава, Минобразования, МПС, Минтопэнерго, Минтранса и Минэкономики, а также Росгидромета.

Кто допускается к секретным данным?

Как же работает система допуска к секретным сведениям?

Не всем гарантирован допуск к государственным сведениям секретного характера, но его могут получить граждане или должностные лица после определенной комплексной проверки. Допуск осуществляется в добровольном порядке.

Существует три типа сведений:

  • представляющие особую важность;
  • данные совершенно секретные;
  • секретная информация.

Для обеспечения максимальной защиты государственной тайны тем лицам, которым оформляется допуск к этим сведениям, предстоит предоставить согласие на проведение проверок в отношении них. Эти проверки проводятся полномочными органами в зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущено лицо. Проверяемый человек дает согласие на некоторое ограничение в плане неприкосновенности его частной жизни при проведении проверочных мероприятий.

Решение о допуске, вынесенное по результатам проверки, может быть обжаловано гражданином или должностным лицом в суде.

С гражданином или должностным лицом, допускаемым к гостайне, заключается контракт в рамках сотрудничества с режимным объектом. Обладающие допуском принимают на себя обязательства перед своим государством по нераспространению доверенных им секретных сведений. Люди соглашаются на временные ограничения их прав, например, ограничивается выезд за рубеж на срок, указанный в подписанном договоре.

Бонусы за секретность

Если вы имеете доступ к государственным секретным сведениям, вы имеете и привилегии. Для хранителей государственной тайны устанавливаются надбавки к зарплате и определенные льготы в зависимости от уровня неразглашения сведений, доступ к которым они получают.

Лицензии

Предприятиям, получившим допуск к государственной тайне, выдается лицензия на работу со сведениями той или иной степени секретности. Выдачей подобных лицензий занимается ФСБ.

Ответственность

Если речь заходит о нарушении законодательства допущенного к секретным сведениям лица, в том числе должностного, этот человек в зависимости от степени тяжести нарушения несет ответственность, в том числе уголовную, в рамках законодательной базы нашей страны.

Режимный объект ГЦСС - "кровь" страны

Именуемый сегодня ФГУП "Главный центр специальной связи" - ГЦСС - является правопреемником ранее созданной Службы специальной связи, начавшей работу еще в 1939 году. В 1964 году она была преобразована, с 1991 г. организация перешла в подчинение Министерству РСФСР по связи. В 2002 году учреждение спецсвязи приобрело статус ФГУП, и сегодня ГЦСС находится в подчинении у Федерального агентства связи, именуемого Россвязью.

ФГУП осуществляет перевозки разных категорий грузов по России и миру. Организация имеет лицензию на работы, связанные с секретными сведениями, до 2019 года. У нее имеется бессрочная лицензия на перевозку наркотических средств. С 2012 года этот режимный объект находится под руководством Олега Рыбалкина, являющегося выпускником Высшего военно-политического общевойскового училища, расположенного в Новосибирске. О. Рыбалкину сегодня 49 лет.

Запасы родины

Наше государство имеет стратегические резервы на случай возникновения обстоятельств, представляющих угрозу для страны и ее жителей. Эти запасы тщательно оберегаются в хранилищах госрезерва, они не заметны для обывателей, но обязательно присутствуют в каждом регионе. Склады с жизненно необходимыми товарами на случай возникновения чрезвычайных ситуаций распределены по всей стране, чтобы не терять времени на их транспортировку в случае необходимости.

В 1999 году Комитет РФ по государственным резервам был переформирован в Российское агентство по госрезервам. В 2004 году оно получило новое название и сегодня именуется Федеральным агентством по государственным резервам - Росрезервом.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация