Какой размер штрафа за езду по обочине. Езда по обочине на мкаде и наказание за это Пдд езда по обочине пункт правил

Главная / Квартира

С настоящей загруженностью дорог всегда найдется кто-то самый «умный», кто норовит двигаться быстрее всех. Часто такие ситуации складываются если на дороге пробка, и водители объезжают ее по обочине. Также такие случае не редки, когда по полосе движется тихоходный КАМаЗ, а встречная полоса занята. В итоге, этот самый КАМаЗ обгоняют используя обочину.
На самом деле не каждое медленное средство можно считать тихоходным и обгонять его соответственно тоже нельзя, согласно ПДД, будь то обочина или выезд на встречную через сплошную линию. Скажем так, выезд через сплошную это и вовсе серьезное правонарушение, а вот езда по обочине малое из возможных зол. Именно к езде по обочине прибегают дабы не выезжать на встречку, а также продвинуться вперед.
Итак, я представил возможные случаи езды по обочине, но еще не рассказали о штрафах за них. Именно об этом далее.

Что такое обочина у дороги, где не стоит продолжать движение

Прежде чем начну "махать шашкой" перечисляя критерии к штрафу, давайте разберемся с тем, что же такое обочина. Для этого достаточно взглянуть в "Общие положения" ПДД. В них можно прочитать определение.

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

То есть если говорить своими словами, то либо крайняя часть дороги с гравийным или земляным покрытием в отличии от асфальтового,

Либо все что находится за разметкой 1.2.

Я как мог аккуратно нарисовали стрелочками то место, где как раз и начинается обочина, с ее возможными вариантами разметки или без разметки вовсе.

В дополнение к вышеприведенной информации хотелось бы сказать о разметке 1.2. Не надо путать эту разметку с разметкой 1.1, которая разделяет полосы движения встречного направления на проезжей части. По сути 1.2 это разметка находящаяся справа относительно полосы движения и указывает она исключительно на обочину. Это значит, что если нет запрещающих знаков, то пересекать ее можно для остановки на обочине.

Теперь когда понятно где начинается обочина, можно поговорить и о запрете передвижения по ней. В ПДД написано

То есть езда по обочине запрещена, с некими исключениями, про которые расскажу далее в статье.

Какой статьей регламентируется штраф за проезд (обгон, опережение) по обочине

Такой статьей в КоАП является Статья 12.15 КоАП РФ «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона». Фактически в ней говориться о движении по обочине, также в статье упоминается и о нарушение в отношении выезда на встречную полосу через сплошную, но об этом в статье "Штраф за выезд на встречную полосу, через сплошную линию разметки ".
А теперь больше конкретики, то есть конкретно по нашей тематике, о езде по обочине. Кроме того, мы приведем и текст из КоАП РФ, чтобы явно обозначить условия сопутствующие такому нарушению как езда по обочине.

Штраф за движение (езду, опережение) по обочине

Итак, как уже упомянуто, езда по обочине относится к административным правонарушениям, которое оговорено статьей 12.15 КоАП РФ. Про обочину сказано в части 1 данной статьи…

…Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней - влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

То есть штраф в 1500 рублей будет выписан водителю за езду по обочине, в случае если его уличат в данном правонарушении. По факту случаи взимания таких штрафов редки, так как-либо инспекторы не в состоянии успеть везде и всюду, либо они просто игнорируют наказание за данное правонарушение.
Также здесь есть и еще одно "НО". Что такое движение по обочине и как долго надо ехать по ней, чтобы водителю выписали штраф? Ведь по факту когда водитель останавливается на обочине, в разрешенном месте, он тоже совершает движение по ней. В этом случае штраф с него не берут. Такой вариант защитной речи в качестве доводов может быть весьма полезен, при общении с инспекторами ГИБДД, когда водитель будет утверждать, что съехал для остановки. Хотя здесь уже будет все на грани понимания условных определений, человеческого фактора и настроения...
Так как все зависит от множества факторов, порой не "играющих нам на руку", то в связи с этим хотелось бы обратиться к водителям пропускающим транспорт и тем, кто считает что их должны пропускать, смещаясь на обочину за линию разметки. Первые нарушают правила, при этом фактически сами и добровольно. И здесь очень кстати будет фраза - благими делами выложена дорога в ад. Вторые, мигая фарами сзади или "поджимая" машины, фактически провоцируют нарушения другими, а также чрезвычайные ситуации.
Остается лишь надеяться на взаимное понимание тех и других, и соблюдение ПДД, не взирая на все провокационные факторы. Ведь именно здравый разум и чуть больше затраченного времени на дорогу, способны избавить многих нас от спровоцированных проблем.

Кому можно ездить по обочине без угрозы штрафа (мопед и тихоходное ТС)

Необходимо сказать пусть не о главном, но об обязательном. О том, что некоторым видам ТС все-таки можно ездить по обочине, при этом это не будет считаться нарушением ПДД. Это означает, что наказания в виде штрафа не последует. Достаточно обратиться к пункту 24.7 ПДД , чтобы понять, о чем мы хотим сказать.

Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Само собой из этого пункта следует, что мопеды могут передвигаться по обочине, при этом о штрафе в такой ситуации речь не идет. Если они, конечно, не мешают пешеходам, не создают помех.
Еще стоит сказать о тихоходных ТС. А вернее о том, что их вполне можно оправдать, если они будут ехать по обочине. Об этом написано в пункте 11.6 ПДД

В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

То есть если водитель тихоходного ТС прижался вправо и едет по обочине, то следуя данному пункту ПДД, он ничего не нарушает, так как ПДД не диктуют для него однозначной остановки, а лишь рекомендуют ее. При этом об ограничениях для заезда вправо, вплоть до заезда на обочину, ничего не сказано. Однако заметьте, что в отличии от мопеда, тихоходное ТС может принимать вправо лишь для того, чтобы пропустить едущих за ним, а мопед может постоянно ехать по обочине, вне зависимости от дорожной ситуации.

Можно ли заплатить штраф за езду по обочине со скидкой

Вопрос - ответ на тему "Штраф за езду, обгон по обочине"

Вопрос: Какой будет штраф за езду (движение) по обочине?
Ответ: Штраф за езду по обочине составляет 1500 рублей. Мопед имеет право движения по обочине не мешая пешеходам, а также тихоходное ТС для случая предоставления дороги едущим за ним.

Автомобиль может въезжать на обочину только для остановки или стоянки в случае, когда для этого нет более подходящего места. Ездить по обочине машинам запрещено Правилами дорожного движения (ПДД РФ).

Парадокс нетерпения

Именно по обочине наиболее нетерпеливые водители стремятся объехать автомобильные «пробки». Нередко создавая опасность для тех, кому по этой части дороги двигаться разрешено (пешеходов, велосипедистов и т.д.).

Пытаясь с обочины вновь вернуться в «свой» ряд, нарушители создают помехи движению и еще более увеличивают затор. За такие маневры с нарушением ПДД РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ предусматривает наказание от штрафа в 1500 рублей до лишения водительского удостоверения (ВУ).

Кому разрешено движение по обочине

  • штраф в 5000 рублей;
  • или лишение ВУ на 4-6 месяцев.

При повторном правонарушении, по ст.12.15, п.5 КоАП РФ

  • штраф в 5000 рублей (если правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме камерами фотовидеофиксации);
  • или лишение ВУ до 1 года.

ПРИМЕЧАНИЕ. Аргументы водителя, объезжавшего пробку по обочине встречной полосы, в пользу штрафа в 1000-1500 рублей за объезд препятствия по «встречке» (ст.12.5, п.2) не пройдут. Согласно п.1.2 ПДД РФ затор на дороге, как и ТС, остановившееся на дороге в соответствии с ПДД РФ препятствием не являются.

Некоторые водители оправдывают свой въезд на обочину тем, что выехав и не найдя подходящего места для остановки, вынуждены были продолжить движение по ней. Но никто не мешал им, подыскивая подходящее для остановки своего авто место на обочине, двигаться в своем ряду.

От езды несознательных автомобилистов по обочинам

  • пробки увеличиваются;
  • возрастает нервозность водителей;
  • мелкие ДТП случаются чаще.

Видео: Езда по обочине

Видеоролик с Приозерского шоссе (Санкт-Петербург) за 4 минуты без слов убеждает в неизбежности наказания за езду по обочине.

Видео: Езда по встречной обочине

Автомобильный затор сродни очереди в магазине, попытки «самых умных» с помощью проезда по обочине «влезть без очереди» вызывают законное раздражение у сознательных граждан, некоторые из которых могут умело «отмстить» торопыгам, банально заблокировав дальнейший путь по обочине.

Например, так как, как сделано в этом видеоролике. Хотя вряд ли нарушители сделали из этого правильные выводы.

Видео: Пикник на обочине

Справедливость и безопасность на дороге должны охранять сотрудники ГИБДД, используя предусмотренные законом вполне конкретные наказания за запрещенное правилами движение автомобилей по обочине. Но и внутренняя культура водителя, и соблюдение им ПДД РФ не отменяются.

Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

Наказание за езду по обочине

Ответственность за нарушение запрета передвижения по данному участку дороги регламентируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Согласно настоящему закону, если вы проезжаете по правой стороне обочины либо совершаете по ней обгон, вас ждет денежный штраф в размере 1 500 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 12.1 КоАП .

Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

Наказание за езду и обгон по тротуару или газону, примыкающим к дороге

Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

Наказание за езду по встречной обочине

Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо на срок от 4-х месяцев до полугода.

Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД , нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

Дополнительные нарушения

Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

  • Несоблюдение дорожной разметки /знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП , штраф составляет 500 рублей.
  • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
  • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП , влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

Почему закон запрещает езду по обочине

Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

  1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
  2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
  3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
  4. Увеличивается риск возникновения , например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

Что считается ездой по обочине

Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

Допускается ли езда по обочине в автопробках

Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

На трассе

Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

Как может осуществляться фиксация езды по обочине

Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

  • Инспектором Госавтоинспекции.
  • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

Для этого нужно:

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайт ГИБДД , выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка , примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Заключение

Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.

В по обочине сейчас наказывается штрафом. При этом размер его немаленький. Однако многие нетерпеливые водители пренебрегают правилами и все равно во время заторов стараются обогнать стоящие автомобили, передвигаясь по обочине.

Что такое обочина?

В есть понятие, что обочина является элементом дороги. Ее начало обычно ограничивается разметкой 1.2.1 или 1.2.2 действующих ПДД. Если разметки нет, то, как правило, обочина отличается от покрытием. Обычно оно грунтовое.

Нужно отметить, что что обочина является элементом дороги, ездить по ней строго запрещено. Движение по обочине ПДД разрешает только в самых редких ситуациях, например, когда проезд полностью был перекрыт из-за серьезного дорожно-транспортного проишествия.

В последнее время инспекторы патрульной службы особенно строго относятся к тем нарушителям, которые, невзирая на правила, все равно продолжают обгонять или передвигаться по обочине.

Почему так строго?

На самом деле такое поведение инспекторов ДПС вполне объяснимо, если понять, почему обочина была признана элементом дороги и для кого она предназначается.

Движение по обочине разрешено исключительно пешеходам, велосипедистам или мопедистам.

На загруженных дорогах часто встречаются такие ситуации, когда нарушитель, передвигаясь по обочине, видит пешехода и начинает ему сигналить, чтобы тот незамедлительно уступил ему дорогу. Однако в таком случае водитель будет неправ, и если совершит наезд на пешехода, то в таком случае он будет наказан по всей строгости закона.

Поэтому опытные водители, которые не привыкли обгонять "пробку", настоятельно рекомендуют нарушителям не выезжать на обочину, ведь обратно заехать в ряд стоящих автомобилей будет еще сложнее.

Сумма штрафа за движение по обочине зависит в первую очередь от стороны, на какой передвигается водитель.

Итак, если нарушитель решил проехаться по обочине справа, то в таком случае инспектор, увидев это нарушение, будет готов выписать ему штраф в размере 1 500 рублей.

Есть и такие лихачи, которые, несмотря на опасность, стараются обогнать едущие автомобили и по левой обочине, то есть по встречке. Такой вызов инспектор может расценить как нарушение правил обгона и как выезд ТС на встречную полосу. Штраф за обочину в этом случае будет более серьезным. Может даже дойти и до лишения прав.

Кроме этого, если при подобном маневре водитель не смог сразу же вернуться в свою полосу движения, то ему может быть выписан и еще один штраф - за создание аварийной ситуации.

Наказание за подобный проступок - 5 000 рублей. Суд может также лишить нарушителя водительского удостоверения на срок до полугода. Если водитель решит испытать судьбу еще раз, то лишение за такое деяние будет увеличено до года.

Кому можно передвигаться по обочинам

Несмотря на такое строжайшее наказание для водителей автомобилей и на абсолютный запрет на движение автомобилей по обочине, есть категория транспорта, которая имеет право двигаться по этому элементу дороги без страха получить штраф.

К этой категории относятся автомобили дорожно-сервисных служб, а также груженые фуры. Более того, фуры имеют право и останавливаться у обочины, если пункт, куда они везли товар, находится в непосредственной близости от нее.

Также по обочине могут двигаться еще некоторые ТС, если они не создают помехи пешеходам. Среди них:

  • велосипеды, в случае если человек, который им управляет, старше 14 лет;
  • мопеды также могут продолжать движение по обочине, пункт правил 24.7 (ПДД) тому подтверждение;
  • и прочий живой транспорт.

Передвижение по обочине велосипедов

Велосепедисты, которые старше 14 лет, могут передвигаться только по специально отведенным для этого дорожкам. Они называются велосипедными. Если же таких дорожет нет, тогда взрослые велосипедисты могут ездить и по обычной дороге, приняв при этом правое положение. Правила движения велосипедистов по обочине гласят, что передвигаться по этому элементу дороги можно лишь в том случае, если велосипедных дорожек нет, а двигаться по проезжей части невозможно.

Это правило распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Если же водитель младше этого возраста, то он имеет право двигаться исключительно по тротуару или по местам, которые попадают под понятие жилой зоны.

Езда по обочине мопедов

Сейчас стоит обратить внимание на мопеды и скутеры, водители которых вообще не следуют никаким поставленным правилам. Итак, как написано в правилах дорожного движения, которые не так давно вступили в силу, водители мопедов обязаны передвигаться только по проезжей части и только прижавшись в правую сторону.

Движение мопеда по обочине также не запрещено правилами, однако это можно делать только в самых крайних случаях и только в том случае, если на обочине нет пешеходов и их передвижению мопед мешать не будет.

Стоит также отметить, что, по сравнению с велосипедом, у мопеда гораздо больше ограничений по правилам передвижения. Например, водителям мопедов категорически запрещается передвигаться по велосипедным дорожкам и по пешеходным зонам. Также им запрещается передвигаться по тротуарам.

В каких случаях автомобили могут передвигаться по обочине

Не секрет, что движение по обочине не только может стать причиной небольших дорожно-транспортных проишествий, но и способно еще больше увеличивать пробку. Кроме этого, такие шустрые нарушители раздражают и без того нервных водителей, которые уже не первый километр стоят в заторе.

Несмотря на то что правилами строго запрещается, есть и такие ситуации, когда водитель просто не видит другого выхода, как передвижение по краю дороги.

Инспекторы дорожно-постовой службы иногда закрывают глаза на подобное нарушение. Но только в исключительных ситуациях. Для того чтобы понять, какая ситуация является исключительной, необходимо привести пример.

Итак, можно представить, что на дороге произошла крупная авария. В ней пострадало несколько автомобилей. Во время удара транспортное средство вынесло на соседнюю полосу, в итоге авария перегородила движение автомобилей во все стороны. Именно в этом случае у водителя не остается никакого другого выхода, как передвижение по обочине.

Понятно, что приведенный пример является исключительной ситуацией. В других же случаях водитель должен обгонять попавшие в ДТП автомобили только по встречной полосе, но ни в коем случае не по обочине.

Как сейчас "ловят" нарушителей

Конечно, если нарушитель передвигается по обочине и увидел инспектора ДПС, он сразу же перестроится в свой ряд. В этом случае блюститель порядка может и не заметить нарушения. Но сейчас вводится новая техника для выявления нарушителей.

Например, в крупных городах уже относительно давно стали работать камеры автоматической фиксации нарушений. Нужно заметить, что многие водители относятся к этому скептически, однако те нарушители, которые уже получили штрафы за езду по обочине в размере 1 500 рублей, думают абсолютно иначе.

Действительно безоговорочное наказание рублем гораздо эффективнее, чем разговоры с инспекторами ДПС. Нарушитель получил штраф и уже обязан будет его погасить, чтобы не нажить проблем с законом. Интересно то, что это уже давно было подтверждено на реальных примерах, когда, оплатив один штраф, водитель больше не полезет для обгона на обочину.

Проблемой многих городов на сегодняшний день является наличие пробок, особенно в определенные часы пик. Застрять в длинной очереди из машины несет в себе мало приятного. И часто находятся особенно спешащие водители, которые стремятся объехать создавшуюся колонну. Единственный способ сделать это – выехать на обочину, а потом опять вклиниться в общий ряд. Однако такие действия, согласно действующему законодательству, расцениваются как нарушение: на такого автомобилиста налагается штраф за езду по обочине. Эта мера вполне разумна, так как такое поведение вызывает ряд неудобств для остальных участников дороги, таких как образование мешающих обзору облаков пыли, создание аварийной ситуации на пешеходной зоне, еще большее затруднение движения в тех местах, где транспортное средство пытается вернуться с обочины в ряд движущихся машин. Езда по обочине является нарушением ПДД и влечет за собой административное наказание в виде штрафа. На какую сумму могут оштрафовать, и в каких случаях движение по этой части дороги разрешено?

Что гласит правило?

Обочина - боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.

Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.

В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?

Какой штраф за езду по обочине в 2019 году?

К штрафу за выезд на обочину могут добавиться и еще ряд санкций за правонарушения, которые возникли в результате пересечения разметки:

  • 500 рублей за игнорирование знака или дорожной разметки;
  • 2,5 тыс. рублей может получить водитель за объезд по обочине, если данное действие помешало пешеходам;
  • От 2 до 2,5 тыс. рублей – штраф за проезд по обочине, повлекший за собой причинение вреда здоровью участнику дорожного движения.

Следует понимать, что движение по правой или по встречной обочине может создавать на дороге опасные ситуации: возрастание риска ДТП, запыленность на дороге, пробки, создание препятствий для пешеходов.

Какое наказание предусмотрено за движение по обочине и по встречной?

Относительно непосредственного движения по данному участку дороги, такое поведение расценивается как административное нарушение, за которое причитается штраф за обочину. Размер выписанного штрафа составляет достаточно небольшую сумму - 1500 рублей.

Отдельно стоит обратить внимание на еще одно нарушение правил дорожного движения, которое является разновидностью уже рассмотренной езды по обочине. Аналогичным способом избежать ожидания в создавшейся пробке является движение по обочине встречной полосы.

Такое поведение включает в себя несоблюдение сразу двух предписаний: не только движение по обочине, но и езда по встречной полосе.

Следовательно, при обнаружении данного факта штрафные санкции, которые накладываются на водителя, будут намного серьезнее. Здесь вопрос, какой штраф за езду по обочине, может потерять свою актуальность. Ведь за движение по встречной полосе инспектор ГИБДД имеет полномочия лишить гражданина, находящегося за рулем транспортного средства, водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Что касается самого штрафа, его сумма в разы превышает ту, которая подлежит взысканию за обычную езду по краю дороги.

Можно ли выезжать на обочину по причине пробок?

По закону и ПДД объезд препятствия, мешающего передвижению по дороге, разрешен. Зная это правило, многие водители при задержании сотрудниками автоинспекции мотивируют свой проезд по обочине тем, что они объезжали препятствие. Но данное правило не применимо к заторам из машин. Пробка не относится к такому понятию как «препятствие». В этом случае водителю выпишут штраф за движение по обочине.

Штрафы за обочину на МКАД

Обочины на МКАДе обозначены сплошной разметкой, и для проезда они не предназначены. Размер штрафа за проезд транспортных средств по этому отрезку дороги такой же, как и при проезде по обочинах на остальных трассах – 1500 рублей.

Этот участок дороги, как и везде, предназначен для пешеходов, велосипедистов и остановки ТС. Однако заторы на дороге нередко заставляют автолюбителей объезжать машины или ехать по встречной полосе за границами разметки.

В целях фиксации правонарушений на МКАДе было постановлено несколько сотен камер, которые передают снимки правонарушении и данные ТС в ГИБДД. После анализа ситуации сотрудники инспекции направляют уведомление о начислении штрафа.

Кому разрешено движение по обочине?

Автомобилистам не всегда запрещено движение по этому участку дороги. Водитель имеет право проезжать по тротуару или обочине в том случае, если ему нужно что-либо загрузить в машину или выгрузить. Такой выезд за разметку будет считаться вынужденным. Но это допустимо при условии, что другого подъездного пути к месту нет.

Кто еще имеет право передвигаться на этом участке пути:

  • пешеходы;
  • велосипедисты;
  • водители мопедов;
  • повозки с вьючными или верховыми животными;
  • коммерческие ТС;
  • ТС, принадлежащие коммунальным службам;
  • ТС, принадлежащие скорой, МЧС и другим экстренным службам, в том числе и инспекторам ГИБДД.

Помимо этого, использовать участок за разметкой для проезда могут люди, управляющие самокатами, сигвеями и гироскутерами.

Допустимо проезжать по данному участку также в том случае, когда речь идет о чрезвычайной ситуации. Например, если по причине аварии дорога перекрыта, то водитель может объехать образовавшуюся пробку, но только в том случае, если иного варианта передвижения нет.

Следует знать, что объезды за разметкой помимо штрафов могут привести к потере времени. Многие автолюбители думают, что проезд по обочине сократит время пути, однако сэкономленное время часто теряется при попытке вернуться на проезжую часть и встать в ряд.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация