Когда договор по 223 фз считается заключенным

Главная / Квартира

Как определить срок заключения договора по 223-ФЗ?

Федеральный закон № 223 не устанавливает точных сроков, с соблюдением которых заказчик и исполнитель должны заключить договор, являющийся предметом проведенных торгов. Это значит, что при оформлении всех необходимых бумаг необходимо руководствоваться положениями других нормативных актов, действующих в России.

Чтобы определить максимальный срок, в течение которого может быть подписан договор по 223-ФЗ, стоит примерно определить временные затраты на оформление всех необходимых документов, оценив продолжительность каждого этапа процедуры подписания договора. Заключение контракта осуществляется, как правило, в течение 15 дней после выбора победителя. Однако даже в том случае, если договор не будет заключен на более длительное время, никаких законодательных нарушений в этом не будет. Исключение составляют лишь случаи, когда точные сроки и возможные штрафные санкции прописаны непосредственно в разработанном заказчиком положении о закупке.

Еще одним фактором, который может оказать косвенное влияние на продолжительность максимального срока, отведенного для заключения договора, является разработанный организацией-заказчиком план закупок на предстоящий год, который заказчика обязывают составлять положения ч. 2 ст. 4 223-ФЗ. В нем необходимо указать объем затрат, которые понесет заказчик на исполнение своих обязательств по заключенным с исполнителями договорам, а также перечень договоров, которые он будет заключать в течение указанного в плане периода. Контракт, сведения о котором были включены в план закупок, необходимо заключить в том же году, на который был составлен план. Если закупка была проведена в конце года, стоит поторопиться и оформить все необходимые документы до того, как начнется новый отчетный период.

Ограничение минимального срока заключения договора

Фактически законодатель, не устанавливая ограничений на продолжительность времени, в течение которого организатор должен заключить контракт с победителем торгов, запрещает заключать договор сразу после определения исполнителя поставленной задачи, не дожидаясь истечения 10-дневного срока с момента завершения торгов.

Так, ст. 18.1 федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 предоставляет участнику торгов право на обжалование неправомерных действий (либо бездействия) организаторов торгов. При этом п. 4 той же статьи указывает на то, что обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с соответствующей жалобой можно в течение 10 дней с момента выбора исполнителя по контракту. Заключение договора до истечения указанного срока влечет за собой невозможность реализации другими участниками торгов своего права на обжалование незаконных действий организаторов.

Верховный суд РФ в своем определении от 02.02.2016 № 309-КГ 15-14384 указал на то, что заказчик, сокращая сроки подписания соглашения, злоупотребляет имеющимися у него правами и ущемляет интересы прочих участников. ФАС при этом лишается возможности оперативного реагирования на незаконные действия организатора (в том числе посредством временного приостановления торгов).

Не знаете свои права?

Таким образом, договор, заключаемый в соответствии с положениями 223-ФЗ, не может быть подписан ранее 10 дней с момента завершения торгов и выбора его исполнителя. Такая же точка зрения изложена в письме Минэкономразвития РФ от 20.07.2016 № ОГ-Д28-8807.

Чем регламентируется срок подписания договора по 223-ФЗ?

В конечном счете срок заключения договора по 223-ФЗ регламентируется положением о закупке, составляемым заказчиком в ходе подготовки к проведению торгов. Также в документе можно указать:

  • срок, в течение которого проект договора должен быть передан победителю;
  • порядок и срок подписания договора в том случае, если со стороны других участников торгов поступят жалобы/претензии по поводу действий организатора и/или победителя и т. п.

Если заказчик, формируя положение о закупке, не учтет требования закона № 135 и установит меньшую продолжительность срока заключения договора, чем указано, договор, подписанный в соответствии с таким положением, будет признан недействительным.

Срок подписания договора исчисляется исходя из даты определения победителя торгов. Как правило, это день подведения итогов торгов, а если сведения о закупке размещаются в единой информационной системе — день размещения.

Сроки подписания договора ЭЦП по 223-ФЗ

Положения ч. 4 ст. 3 223-ФЗ указывают на то, что Правительство РФ вправе установить перечень видов договоров, заключение которых должно осуществляться исключительно в электронной форме. В настоящее время действует постановление Правительства «Об утверждении…» от 21.06.2012 № 616, определяющее такой перечень. Если планируемый к подписанию договор упоминается в нем, закупки должны проводиться в электронной форме с использованием возможностей электронных торговых площадок, функционирующих в сети Интернет.

Чтобы принять участие в таких торгах, потенциальному участнику необходимо стать обладателем электронной цифровой подписи. Этот инструмент позволяет удостоверить подлинность документов, передаваемых заказчику через телекоммуникационные каналы связи, а также подписать договор в том случае, если заявитель будет выбран победителем торгов.

Сроки подписания документов такой подписью не отличаются от общих сроков, с соблюдением которых должен быть заключен договор с выбранным исполнителем. Однако практика показывает, что использование ЭЦП позволяет существенно сократить продолжительность процедуры подготовки всех необходимых документов, т. к. стороны могут не встречаться лично, а оформить договор, не выходя из кабинета.

Итак, конкретный срок, в течение которого между заказчиком и победителем проведенных в соответствии с 223-ФЗ торгов, должен быть заключен договор, в законе не указан. В связи с этим при определении точных сроков подписания бумаг необходимо руководствоваться положениями закона о защите конкуренции. Также важно помнить, что эти сроки, согласно закону 135-ФЗ, не должны лишать третьих лиц права на оспаривание действий сторон заключаемого соглашения. Таким образом, оформить все необходимые для заключения договора бумаги можно не ранее чем через 10 дней с момента публикации сведений о победителе торгов в единой информационной системе. Если такие сведения являются конфиденциальными и не подлежат публикации в открытых источниках, точкой отсчета считается день составления итогового протокола.

Процедура подписания договора по 223-ФЗ детально не регламентирована законом. В нем оговорены лишь общие правила. Порядок заключения, исполнения и изменения договора заказчики устанавливают в положении о закупках.

Сроки заключения договора по 223-ФЗ

О заключении договора говорится в ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. В частности, установлено, что стороны не могут подписать документ раньше чем через 10 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола. При этом договор должен быть заключен не позднее 20 дней с момента размещения протокола. Если для заключения необходимо одобрение органом управления заказчика, а также если ведется обжалование в ФАС, договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или вынесения вердикта антимонопольной службой.

Однако заказчики могу устанавливать свои сроки подписания. К примеру, в положении Роскосмоса говорится, что договор по итогам процедуры закупки заключается:

  • в случае проведения торгов - не позднее 30 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги торгов;
  • в случае проведения процедуры закупки в иной, отличной от торгов форме - не позднее 20 дней после официального размещения протокола;
  • при проведении закупки у единственного поставщика - после официального размещения извещения и документации о закупке.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Порядок заключения договора по 223-ФЗ

Заказчики указывают это в своих положениях. Он должен включать:

  • срок заключения договора;
  • порядок обмена документами при заключении договора по результатам проведения закупки;
  • перечень условий проекта договора, в отношении которых допускается предоставление участником закупки встречных предложений;
  • возможность и условия проведения преддоговорных переговоров.

Если в документации заказчик установил требование о предоставлении обеспечения, предоставить его победитель должен до заключения договора. Кроме того, если при проведении закупки победитель должен выполнить антидемпинговые мероприятия, договор может быть подписан только при условии выполнения таких мероприятий и подтверждения этого факта.

Договор подпишите не раньше чем через 10 и не позже чем через 20 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговый протокол. Подпишете документ раньше, и любой участник через суд оспорит сделку. Избежать споров помогут точные формулировки в Положении о закупке и проекте договора. Читайте, как заключить договор без ошибок, с примерами из судебной практики.

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, после выбора победителя могут провести с ним преддоговорные переговоры. Обычно это нужно, чтобы уточнить или изменить некоторые условия договора. Они могут проводиться лично и дистанционно.

Переговоры могут касаться:

  • снижения цены без изменения объема закупаемой продукции;
  • увеличение объема закупаемой продукции не более чем на 10 процентов;
  • улучшение условий исполнения договора для заказчика (сокращения сроков исполнения договора);
  • уточнения сроков исполнения обязательств;
  • уточнения условий, которые не были зафиксированы в документации о закупке и заявке победителя.

После определения победителя и завершения всех подготовительных этапов заказчик вносит в проект договора, который был частью закупочной документации, изменения, касающиеся:

  • условий исполнения договора, предложенных победителем закупки;
  • встречных предложений;
  • реквизитов победителя;
  • условий, по которым было достигнуто соглашение по итогам преддоговорных переговоров.

Если закупка проводилась в бумажной форме, договор заключается в виде бумажного документа. Если проводились электронные торги, договор может быть заключен в электронном виде.

Все особенности заключения договоров комиссии и агентских договоров по Закону № 223-ФЗ

Мы собрали полный перечень всех возможных случаев, когда заказчик по Закону № 223-ФЗ становится стороной агентского или комиссионного договора. Читайте, в каких случаях такой договор надо заключать по Закону № 223-ФЗ, а когда про положение о закупке можно забыть. Разобраться заказчику с этим нужно до заключения договора, иначе договор признают ничтожным, а должностное лицо оштрафуют.

Примеры и все случаи распределения «ролей» заказчика

Когда заказчик может отказаться от договора

Список причин для отказа смотрите в положении. Как правило, к ним относятся следующие:

  • возникли обстоятельства непреодолимой силы;
  • произошло непредвиденное изменение потребности в продукции, в том числе изменение производственных программ;
  • появилась необходимость исполнить предписание контролирующих органов или вступившего в законную силу судебного акта;
  • при подготовке извещения или документации о закупке были допущены существенные ошибки;
  • изменились нормы законодательства, регулирующие порядок исполнения договора.

Изменение существенных условий договора по 223-ФЗ

Во время исполнения договора могут меняться цена, объемы, сроки, условия поставки и оплаты, обязательства сторон, гарантии, обеспечение, ответственность. Решение об этом принимает закупочная комиссия. Все изменения оформляют дополнительным соглашением к договору.

В частности, в положении о закупках научно-производственной организации «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва» указано, что внесение правок возможно, если:

  • проводится дополнительная закупка продукции по ранее заключенному договору на сумму не более 30 процентов от первоначальной стоимости, и смена поставщика нецелесообразна;
  • снижается цена договора без изменения объема товара;
  • увеличивается объем закупаемой продукции, а цена остается прежней;
  • изменилось законодательство;
  • в ходе исполнения договора изменились регулируемые государством цены и тарифы;
  • нужно провести повторную оценку рыночной стоимости объекта недвижимости;
  • существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора;
  • необходимо уменьшить объем закупаемой продукции (при этом цена договора должна быть снижена пропорционально);
  • необходимо перевести ориентировочную цену в фиксированную.

Менять предмет договора нельзя.

Исполнение договора по 223-ФЗ

Некоторые заказчики прописывают в положениях и договорах порядок так называемого мониторинга исполнения договора. К примеру, АО «ИСС» следит за исполнением условий договора как со своей стороны, так и со стороны поставщика. Для этого компания проводит мониторинг. Он включает:

  • контроль за приемкой результатов, порядком оплаты;
  • координацию действий структурных подразделений заказчика в рамках исполнения договора;
  • своевременную передачу информации и документов о закупках для включения в реестр договоров;
  • контроль за действиями поставщика, в том числе экспертизу результатов договора;
  • пресечение фактов коррупции;
  • проверку поставщика на соответствие требованиям заказчика, критериям допуска к закупке, периодическую оценку правоспособности;
  • применение штрафных санкций за допущенные нарушения.

Реестр договоров по 223-ФЗ

Реестр договоров находится в ЕИС. Там же можно посмотреть образец договора по 223-ФЗ. Направлять информацию для реестра заказчики должны в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора. Информация о результатах исполнения должна быть внесена в течение 10 дней с момента исполнения, изменения или расторжения договора.

Вложенные файлы

  • Договор о поставке товара по Закону № 223-ФЗ.docx
  • Договор об оказании услуг по Закону № 223-ФЗ.docx

Если антимонопольный орган или прокуратура придут к выводу, что рынок конкурентен, например: — существует несколько автомобильных дилеров, — на сайте www.zakupki.gov.ru имеется информация о проведении закупки аналогичной продукции на конкурентной основе, — Заказчиком при расчете цены договора было получено несколько коммерческих предложений, — Заказчик не может обосновать необходимость закупки автомобиля конкретной марки, — у проверяющих органов имеется информация о наличии поставщиков, помимо контрагента Заказчика, готовых поставить товар, то действия Заказчика могут быть расценены как нарушение законодательства о защите конкуренции, что повлечет наложение на должностных лиц значительных штрафов.

Прямая закупка у единственного поставщика

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора. Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся.

Закупка у единственного поставщика по 223 фз

Правовед.RU 444 юриста сейчас на сайте

  1. Гражданское право
  2. Договорное право

Сумма по году с одним поставщиком 9 000 рублей на полиграфические услуги, в 2016 году договора разбивались до 100 тысяч и в месяц их было 5-7 договоров, план закупок был нулевой. В 2017 году изменили положение — до 800 тысяч по одному договору. Получается 1 договор в месяц публикуем на сайте. Не является ли нарушением 223фз ситуация 2016 года, 2017 года Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Заключение контракта по 223-ФЗ как физ.


    Лицо

  • Как избежать штрафа, за нарушение порядка ведения реестра договоров (223-ФЗ) по вине контрагента?

Ответы юристов (1)

  • Все услуги юристов в Москве Составление договоров Москва от 10000 руб.

По заключению прямых договоров по 223 фз

Правовые основы заключения договора Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке. Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется.

Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме. Рамочный договор по 223 - ФЗ Рамочный договор (или рамочное соглашение) - договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Заключение договора по 223-фз: правовые основы

При этом решение о цене и конкретных видах необходимых товаров, работ или услуг принимается заказчиком, исходя из его потребностей в данный момент. Организатор обязан привести сведения о необходимости выбора именно этого способа проведения процедуры и экономическое обоснование цены контракта. Заказчик может применять и ценовой подход к выбору способа закупки.

Если общая стоимость закупаемых товаров или услуг не превышает 100 000 рублей, то провести закупку можно и без проведения особых процедур. Когда сумма превышает порог в 100 000 рублей, организатор обязан привести полное обоснование выбора такого способа, исследование рынка, представить на обсуждение комиссии кандидатуру выбранного поставщика, разработать грамотную документацию. Основные случаи проведения прямой закупки Согласно положениям 223-ФЗ заказчик вправе самостоятельно определять случаи, при которых допускается прямая закупка.

Как происходит заключение договоров по 223-фз

С помощью большого количества различных мер (законодательные акты, нормативы, правила, санкции) государство всячески препятствует подобному положению вещей. Проведение закупок единственного поставщика само по себе, конечно, не преступление, но оно регулируется законом № 223 «О закупках», чтобы исключить злоупотребление и ущемление прав одного из участников торговых или партнерских отношений. Этот закон предусматривает обстоятельства, при которых разрешена закупка такого типа, порядок действий субъектов, список недобросовестных покупателей и продавцов, а также документальное оформление таких сделок (включая обязательные отчеты).


Осуществление закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика регулируют и другие законы, описывающие схожие процедуры. Их действие распространяется на большинство ситуаций, при которых участники торговых отношений прибегают к неконкурентным поставкам.

Внимание

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика.


Инфо

Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры. Особенности прямой закупки Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных. Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры.


Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения. В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки.

Заключение договора по 223 ap прямая закупка

При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.

  • Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  • При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  • Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.
  • Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

В какой срок подпсиываеться договор по 223 фз прямая закупка

Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование Для того чтобы доказать законность причин, которые привели к сотрудничеству с одним исполнителем, руководитель или уполномоченное лицо предприятия-заказчика составляет и подает в контролирующий орган отчет. 44-ФЗ «О закупках» не содержит указание о форме и детальном содержании этого документа, поэтому зачастую он отражает следующие данные:

  • Код, присвоенный закупке.
  • Кто выступает заказчиком.
  • Пункт о том, что данная закупка является вынужденной или оправданной по ряду причин (указание обоснований).
  • Наиболее важные тезисы: что, в каком количестве и почему планируют покупать. Также важны цена и срок выполнения контракта.

Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:

  • Отчета о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно.
  • Расчета цен и формулировки обоснования.
  • Обращения, необходимого для того, чтобы закупка была согласована.
  • Проекта контракта.
  • Извещение о закупке у единственного поставщика

Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев. Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.

На данный момент еще вольный Закон № 223-ФЗ позволяет заключать рамочные договоры. Это применяется в закупочной деятельности, когда объем закупки за период времени неизвестен или сумма по каждой поставке не более 100 тыс. руб. Здесь имеет место ряд нюансов, а также присутствуют определенные риски. В этой публикации мы с Вами рассмотрим особенности применения этого типа договоров.

Рамочный договор (на профессиональном сленге «рамочник», "рамочное соглашение") — договор с открытыми условиями, определяющий общие условия взаимоотношений, которые можно уточнить и конкретизировать. Для этого позволяется заключить отдельные договоры, реализовать систему «заказ поставка», подписать приложения, дополнительные соглашения или любые другие способы, которые определят стороны (ст. 429.1 ГК РФ).
В статье — подробно о том, когда применяется рамочный договор, как его заключить, как отчитываться по нему, а также какие есть риски таких договоров.

Когда применяется?

Рамочное соглашение актуально и эффективно при совокупности двух условий, а именно когда:

  • объем потребности закупаемых товаров, работ, услуг за определенный период неизвестен;
  • сумма по каждой поставке не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. — для крупных заказчиков).

Первое условие исходит из существа рамочного соглашения. При этом если второе условие не исполняется, то рамочный договор существенно добавит заказчику механической работы. Ведь тогда каждую поставку от 100 тыс. руб. нужно будет размещать в ЕИС по всем правилам. А закупки до 100 тысяч заказчик вправе не публиковать.
Если заказчик понимает, что каждая поставка будет свыше 100 тыс. руб., то логичнее проводить закупки с примерными, но конкретными существенными условиями обычного договора. Пусть даже в ходе исполнения эти условия, вероятно, изменятся.

Правомерность рамочного договора по Закону 223-ФЗ

У многих может возникнуть вполне резонный вопрос: зачем заключать рамочное соглашение, если с точки зрения Закона № 223-ФЗ он применим в ситуации, когда образуется масса мелких закупок, которые можно не размещать в ЕИС? Ведь в этом случае удобнее закупать все напрямую у единственного поставщика.
Безусловно, удобнее, но в таком случае у заказчика возникает риск нарушения норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» — ограничение конкуренции.
С другой стороны, в Законе № 223-ФЗ о рамочных договорах не написано ни слова. С этим фактом не поспоришь, однако это не значит, что они запрещены к применению. Например, Новосибирское УФАС России в своем решении от 07.12.2015 прямо поддержало заказчика, приняв доводы о правомерности использования такого договора. Аналогичную точку зрения изложил и Восемнадцатый Арбитражный суд в решении по делу № А76-2502/2015.
Кроме того, непосредственно в пользу рамочников выступает Гражданский кодекс (он с 1 июня 2015 г. ввел официальное определение этого понятия, которое приведено в начале статьи).

Заключение рамочного договора.

Известны случаи, когда заказчик закупает автомобильные запчасти мелкими партиями без конкурентных процедур и без рамочного соглашения. Пусть даже заранее конечная потребность неизвестна, контролеры трактуют такие действия как «дробление» с соответствующими штрафными санкциями по ч. 1 и 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Хотя термина «дробление» в законодательной базе не существует, но Минэкономразвития России в своем письме от 11.02.2015 № Д28и-205 употребило понятие «злоупотребление правом осуществления закупки у единственного поставщика», который по смыслу соответствует общепринятой трактовке такого явления. К слову сказать, на это письмо сослалось Рязанское УФАС России в своем решении по делу № 501-07-3/2015 — и не в пользу заказчика.
Для минимизации этого риска и соблюдения требований законодательства следует отбирать исполнителя по рамочнику конкурентным способом, то есть проводить конкурентную процедуру закупки на право заключения рамочного договора. Фактически таким образом «легализуются» мелкие закупки — закупки у единственного поставщика, отобранного ранее.
Поскольку рамочный договор отличается от «полноценного», то и проведение закупки на право заключения рамочного договора будет обладать своей спецификой.
Прежде всего, не бойтесь указывать предельный срок исполнения договора. От этого рамочный договор не перестает быть рамочным, а вы сможете адекватно контролировать поставки и расходы по такому договору. Для бюджетных и автономных учреждений с учетом их требования составления плана финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется составлять договоры на календарный год. Для прочих заказчиков этот срок индивидуален.
Ключевые вопросы проведения закупки — как указывать начальную максимальную цену договора при проведении закупки и что будет являться точкой конкуренции (то есть за счет чего будет определяться победитель)?

Есть несколько вариантов.

Вариант 1. Точка конкуренции — цена единицы товара (работы, услуги)
Пожалуй, самый изящный и аккуратный способ. В документации указывают начальную цену единицы товара. Участники же подают заявки или торгуются на аукционе, снижая заявленную заказчиком цену. Если же номенклатура по товару обширная и видов товаров несколько, то можно оценивать предложение, усредняя предложенные участниками цены по каждому виду. Разумеется, все это необходимо прописать в документации о закупке:

Вариант 2. Цена единицы товара определена заказчиком и изменению не подлежит. Точка конкуренции — неценовые критерии
Тот случай, когда заказчику важны прежде всего условия, не влияющие на цену: оперативность поставки после соответствующего заказа, отсрочка оплаты, квалификация исполнителя и другие критерии. Безусловно, в данном случае невозможно проведение аукциона или запроса цен — только запрос предложений и конкурс:

Вариант 3. Цена единицы товара определена заказчиком и изменению не подлежит. Точка конкуренции — предельная цена договора
Заказчик устанавливает предельную цену договора. Эта цена не твердая, то есть цена договора как существенное условие остается неизвестной. Она может быть и меньше установленной предельной (например, если срок исполнения договора истечет до момента достижения предела), но при достижении этого предела договор «закрывается». Этот вариант подходит для заказчиков, у которых большое количество номенклатуры в предмете закупки и по плану финансово-хозяйственной деятельности. Например, есть лимитированный объем средств, готовых к выделению для удовлетворения потребности. Но желательно этот лимит уменьшить для перераспределения бюджета:

Вариант 4. Точка конкуренции — цена единицы товара. Предельная цена определена заказчиком и изменению не подлежит
Похожий на предыдущий случай, но более аккуратный вариант, позволяющий заказчику достичь больших объемов поставки за счет снижения цены единицы товара, однако сам лимит остается неизменным:

Данный вариант аналогичен примеру в варианте № 1 с учетом, что общая сумма всех поставок не может быть больше предельной цены, которую заказчик определяет в документации и договоре.
В связи с текущими особенностями технических требований ЕИС вы не сможете разместить извещение без соответствующей позиции в плане закупки. Поэтому перед проведением закупки добавьте позицию в план. При этом цену укажите в соответствии с выбранным вариантом фабулы процедуры.

Как отчитываться по рамочным соглашениям?


Как обычно, после непосредственного проведения закупки и определения победителя начинается самое «интересное» — отчетность.
В этом месте вернемся к определению и существу рамочного договора. Поскольку каждую поставку во исполнение рамочного соглашения следует квалифицировать как отдельную закупку, то и подчиняться эти закупки будут общим правилам. Закупки до 100 тыс. руб. вы публикуете только в отчетности, закупки свыше 100 тыс. руб. — «прогоняете» по полному циклу: от плана до реестра договоров.
Сам рамочный договор размещать в реестре договоров не обязательно, но рекомендуется с целью сохранения общей последовательности публикации информации о закупке. Исполнение там вести на манер «полноценного» договора не обязательно.
Однако нельзя забывать об обязанности ведения ежемесячной отчетности. Каждую поставку квалифицируем как 1 договор (закупку) на сумму, равную сумме поставки.

Возможные риски

Как и любое относительно нестандартное решение, применение рамочного соглашения имеет свою зону риска, и это нужно принимать во внимание.
Несмотря на прозрачность и полную законность применения такого типа договоров, мы допускаем, что в некоторых регионах контролирующие органы могут иметь свое собственное негативное отношение к понятию рамочное соглашение и отчетности по ним.
Следует понимать, что на сегодняшний день рынок закупок, уровень компетенции большинства участников закупки развит не так, как хотелось бы, и многие попросту не знают, что такое рамочный договор, и не понимают, что его применение законно.
В конечном счете, можно утверждать, что рамочный договор — эффективный и полезный инструмент для заказчика. Но, как и всем на свете, им нужно правильно и вовремя пользоваться.

Что же такое «Рамочные договоры», и действуют ли Договоры, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сейчас?

На сегодняшний день существует несколько проблемных вопросов, связанных с рамочными договорами:

  1. Отсутствие однозначного определения рамочных договоров с точки зрения законодательства.
  2. Спорность, противоречие принципам 223-ФЗ пролонгации существовавших ранее рамочных договоров.

Поскольку законодательно понятие «рамочный договор» не закреплено, каждый заказчик понимает под ним что-то свое.

На практике рамочные договоры можно поделить на следующие виды:.

  • «Без цены и объема».
  • «С открытыми условиями».
  • «По заявкам заказчика с фиксированными условиями».

Законодательство не содержит определения что такое «Рамочные договоры», но из самого названия понятно, что это договор, в котором не все до конца определено.

Договоры, заключенные до вступления в силу Закона № 223-ФЗ .

п. 4 ст. 1 ГК РФ. Действие закона на отношения возникшие до его вступления в силу распространяются только в случаях прямо предусмотренных.

п. 2 ст. 422 ГК РФ. Условия заключенного договора сохраняют силу, за исключением случаев, когда в законе прямо предусмотрено, что он применяется к отношениям возникшим до его вступления.

Из гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если появляется новое законодательство, то оно действует на старый договор, только в тех случаях, когда это прописано в этом новом законе, что он регламентирует отношения возникшие до него. В Законе № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., нигде не написано, что он регламентирует отношения связанные с ним.

Таким образом, формально, все виды договоров, в том числе рамочные, в том числе предусматривающие пролонгацию условную/безусловную, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ или включения Заказчика в сферу регулирования 223-ФЗ, продолжают действовать.

На практике, очень многие Заказчики этим пользуются, даже если у них на самом деле имеются договоры с пролонгацией на всю оставшуюся жизнь, например на поставку бумаги, канцелярии, техники и т.д., но они даже каким-то волшебным образом предугадали и заключили договор с пролонгацией несколько лет тому назад, в котором имеется весь список товаров, работ и услуг, которые необходимо закупать в электронной форме (Постановление Правительства РФ № 616 от 21.06.2012 г. «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»), и соответственно электронная форма им не нужна.

С точки зрения ГК РФ, никаких нарушений здесь нет, и эти договоры могут действовать, пока одна из сторон не захочет прекратить свои обязательства по договору.

Но с другой стороны, нужно понимать определенное противоречие принципам закона.

Каким образом такой Заказчик сможет объяснить, почему он не хочет проводить конкурентные процедуры? Почему не хочет экономить деньги компании? Почему не хочет повысить прибыльность?

Прокуратура ведет активную работу по устранению нарушений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Внимательно следит за тем, чтобы договоры заключались в рамках действующего законодательства.

Допустим, если Заказчик заключил договор (либо пролонгировал) на поставку щепы топливной с единственным поставщиком и обосновал эту закупку, например, так, что поставщик является единственным поставщиком в данном регионе при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным.

При проверке может быть доказано, что указанный договор заключен с нарушением требований действующего законодательства, а именно без проведения в сети «Интернет» открытого способа закупки. Данный договор может быть признан недействительным и запрещен к дальнейшему исполнению, в целях обеспечения эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений.

Несколько примеров.

Прокуратурой Чеченской Республики в государственном специализированном автономном учреждении «Чеченский лесопожарный центр», выявлено подобное нарушение.

Арбитражным судом Ивановской области удовлетворены исковые требования Шуйского межрайонного прокурора о признании недействительным договора по приобретению МУП ЖКХ г. Шуи автомобиля марки Tayota Camry 2,5.

Как видно из вышесказанного, эти вопросы решаются и на административном и на юридическом уровне, поэтому от таких договоров нужно уходить. В случае пролонгации, когда заказчик попадает под действие 223-ФЗ, и при этом заказчик тратит дополнительные денежные средства более 100/500 тысяч рублей, т. е. возникает новая закупка, например, закупка услуг связи. Эта закупка в обязательном порядке должна размещаться на официальном сайте как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с обязательным включением такой закупки в план. На ООС размещается извещение, документация (либо в извещении прописать, что данное извещение имеет силу документации о закупке) и проект договора, если вдруг поступят какие-то запросы, обязательно нужно публиковать разъяснения на положения документации (обосновать, почему не провели конкурентную закупку), а также для завершения данной процедуры функционал сайта требует публиковать протокол закупки у единственного поставщика. Такая закупка включается в ежемесячный отчет , и полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат .

Если заказчику нужна новая конкурентная закупка, то договор нужно расторгнуть и провести новую конкурентную закупку.

Рамочные договоры «Без цены и объема»

Ст. 432 ГК РФ. Стороны должны определить существенные условия договора.

На практике, все договоры можно поделить на 3 вида, и для каждого вида договора определяются существенные условия в соответствии с ГК РФ.

1. Договор поставки (Гл.30 ГК РФ).

По-другому называют договор купли-продажи. По договору поставки, одна сторона обязуется поставить, а другая принять и оплатить товар.

2. Договор подряда (Гл.37 ГК РФ).

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда и договор возмездного оказания услуг, очень тесно взаимосвязаны между собой. Отличие лишь в том, что при заключении договора подряда, Заказчик может потрогать результат работы по договору.

3. Договор возмездного оказания услуг. (Гл.38 ГК РФ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены существенные условия по каждому виду договоров.

Существенными условиями договора поставки являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ

Условие о наименовании товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ).

Условие о количестве товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ, ст. 465 ГК РФ).

Не являются существенными условиями договора поставки:

Условие о сроке поставки товара.

Условие о цене товара (п. 1 ст. 485 ГК РФ, п.3 ст. 424 ГК РФ).

Существенными условиями договора подряда являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Условие о содержании работ (ст. 702, ст.703 ГК РФ).

Условие о начальном и конечных сроках выполнения работ (ст. 708 ГК РФ).

Существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются:

Предмет договора п.1 ст. 432 ГК РФ

Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях п. 1 ст. 779 ГК РФ.

п. 2 ст. 465 ГК РФ. Если невозможно определить количество передаваемого товара, договор не заключенный.

Если в договоре не согласованы существенные условия, то он не может считаться договором вообще,

Но каждая конкретная поставка с определенными условиями - договор.

Вывод: такие «Рамочные договоры» действуют, но каждая конкретная поставка - закупка по 223-ФЗ от 18.07.2011 г., в том числе с публикацией информации на ООС (при необходимости).

Например, 2 компании договорились, что компания «Горячий хлеб», всегда будет доставлять для другой компании хлебобулочные изделия .

В любой организации, есть по несколько таких «Рамочных договоров».

С точки зрения ГК РФ, в которых не определены существенные условия исполнения договора, количество продукции и цена, считаются фактически не заключенными. Они не могут вообще являться договорами. Но на самом деле они действуют, если в таком договоре указано, что объем продукции, и её стоимость определяются на момент заявки Заказчика. Вроде бы это не договор даже, а вот каждая заявка по такому договору, носит силу договора, если в заявке имеются существенные условия. И если стоимость по такой заявке будет превышать 100/500 тысяч рублей, необходимо ее включать в план закупок и размещать в единой информационной системе извещение, документацию, проект договора, и т.д..

Договоры без объема имеет смысл перезаключить и включить туда примерный объем на основании предыдущих периодов. Иначе, если каждая поставка по такому договору будет превышать 100/500 тысяч рублей, то Заказчику придется работать по следующей схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору без объема.

Включить каждую поставку в план.

Осуществить закупку

Включить в ежемесячный отчет все поставки отдельно.

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат, все поставки отдельно.

«Рамочные договоры» по заявкам заказчика с фиксированными условиями

Не является «рамочным», а простым гражданско-правовым договором, так как определены все условия: срок действия, ассортимент, цена, объем.

По 223-ФЗ обычно торгуется - предельная цена договора не подлежит изменению, торгуется только «прайс-лист» (либо пропорционально, либо по позициям (сложно и неудобно, потенциально ведет к недобросовестным действиям со стороны Поставщиков (Подрядчиков, Исполнителей))).

Если Заказчик, в договоре пропишет, что Поставка осуществляется по конкретным заявкам участника, это не рамочный договор, а нормальный договор с выборкой, здесь никаких сложностей нет, он торгуется как обычно, может торговаться как прайс-лист.

Например, у Заказчика есть 3 миллиона рублей, которые ему нужно потратить на продукты питания, примерно 50 позиций, не понятно какие позиции, и в каком объеме, но не более чем на 3 миллиона рублей. Поэтому в документации такой Заказчик прописывает единичные расценки, и Поставщики дают дисконт к этому прайс-листу. Каждая позиция дисконтируется пропорционально. Например, банка сгущенки стоит 70 рублей, и банка тушенки стоит тоже 70 рублей. Поставщик предлагает снижение на 8 %, значит все на 8 %, и тушенка и сгущенка.

Необходимо учесть 2 момента:

1. Правильно сформировать начальную максимальную цену, хотя в 223-ФЗ, обоснование цены не является требованием для Заказчика, но если Заказчик не правильно пропишет цену в документации, не изучив рынок, есть риск, что к нему просто никто не придет.

2. Финальная цена определяется не пропорционально по всем позициям, а по каждой позиции отдельно.

Например, компания выходит и предлагает поставлять сгущенку по 10 рублей, а тушенку также по 70 рублей.

Здесь есть огромный риск на недобросовестное действие поставщика.

Поставщик с радостью будет поставлять Заказчику тушенку по 70 рублей, но если Заказчик начнет запрашивать сгущенку по 10 рублей, он откажется от исполнения договора, найдет массу уважительных причин, для того чтобы расторгнуть договор. Это классический принцип, поставить, то, что подороже, и отказаться, когда Заказчик потребует то, что подешевле.

Чтобы обезопасить себя, Заказчику не следует предлагать Участнику закупки торговаться по единичным расценкам, а делать пропорциональное снижение по всем абсолютно позициям.

Если же имеется рамочный договор, в котором прописано, что каждая поставка по заявке Заказчика, но при этом указан объем, например, поставка молока на 600 000,00 руб., и указана цена за 1 литр молока.

Это обычный договор, здесь все согласовано, поэтому работать нужно по такой схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору с объемом.

Включить один раз в план при заключении договора.

Осуществить закупку.

Включить в ежемесячный отчет (в месяц, когда был заключен договор).

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат как одну закупку.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика нужно предусмотреть в своем Положении о закупке. Нарушением не будет считаться, если Заказчик сначала проведет закупку, а затем включит её в план. В Постановлении Правительства РФ № 932 от 17 сентября 2012 г. «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», сказано, что мы должны внести в план до размещения извещения на ООС, закупки, касающиеся только торгов, а к торгам относятся конкурс и аукцион (статья 447 ГК РФ). Про остальные способы закупки, в данном Постановлении ничего не сказано. Значит можно вносить закупку в план после опубликования извещения о закупке.

Но желательно при всех способах закупки придерживаться схемы, как и при проведении торгов, если работать, таким образом, не получается, то можно сделать исключение.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация