Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: меры для предотвращения и возможности его урегулирования. Конфликт интересов на государственной гражданской службе Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

Главная / Квартира

Настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность государственного служащего влияет (или может повлиять) на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает (или может возникнуть) противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда таким правам и интересам.

Условиями, способствующими возникновению конфликта интересов на государственной службе, можно назвать высокий уровень расплывчатости и неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих; неинформирование либо недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти; наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании, чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества, вторжение в компетенцию других органов власти; несовпадение между законодательно установленными принципами государственной службы, порядком поступления на нее, ее прохождением и реальным осуществлением управленческой, кадровой и организационной политики в органе государственной власти; отсутствие реальной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, ненадлежащий контроль за государственным служащим на стадии исполнения им должностных обязанностей, несоблюдение служебной и организационной дисциплины; отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда; деформацию, двусмысленность и неопределенность социальной роли и статуса гражданского служащего, вызывающие его намеренное или ненамеренное антисоциальное поведение; отсутствие реальной защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность; отсутствие критериев, позволяющих выявить ситуацию возникшего либо предполагаемого конфликта интересов.

Конфликт интересов на государственной службе, как правило, приводит к негативным последствиям, возникновению которых способствуют необъективное исполнение государственным служащим должностных обязанностей, противоречия между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, государства. Такие последствия выражаются в нарушении конституционно гарантированных прав граждан, причинении вреда законным интересам граждан, организаций, общества, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации, нанесении ущерба авторитету государства, государственной службы, престижу и имиджу органов государственной власти и управления.

Крайне важно в целях недопущения отрицательных последствий выявить конфликт интересов на ранних стадиях его возникновения и развития. Выявление конфликтной ситуации может производиться путем анализа заявлений служащего об обращении к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, рассмотрения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным служащим, уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, служебных записок, обращений граждан и организаций, в том числе в электронном виде, публикаций в средствах массовой информации.

Эффективное урегулирование конфликта интересов на государственной службе обусловлено реализацией предусмотренных Конституцией РФ принципов защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, принципов гражданской службы, внедрением механизма противодействия коррупции, формированием государственной службы как целостного государственно-правового института, совершенствованием системы политических, социально-экономических, правовых, культурных отношений не только на государственном уровне, но и на уровне личных интересов, стремлением к достижению баланса интересов гражданина, общества и государства при решении публичных вопросов.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предусмотрел несколько способов урегулирования конфликта интересов на государственной службе - изменение должностного или служебного положения являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей; отказ такого служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов; отвод (самоотвод) государственного служащего в установленных действующим законодательством случаях и порядке. Трудность применения способа, заключающегося в изменении должностного либо служебного положения являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей, состоит в том, что понятие «изменение должностного или служебного положения государственного служащего» в действующем законодательстве отсутствует. С учетом этого полагаем, что под изменением должностного (служебного) положения служащего надлежит понимать его перевод на иную должность государственной службы или увольнение с гражданской службы. Однако перевод осуществляется только с письменного согласия государственного служащего, а не посредством исключительного волеизъявления представителя нанимателя, а такого основания для расторжения служебного контракта, как участие в конфликте интересов, законодательство о государственной службе не содержит.Следующий способ урегулирования конфликта интересов состоит в добровольном отказе государственного служащего от явившейся причиной возникновения конфликта интересов выгоды. Однако понятие выгоды ни в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ни в Федеральном законе «О противодействии коррупции» не раскрыто. Очевидно, что под выгодой можно понимать получение государственным служащим льгот или преимуществ, связанных с использованием его должностного статуса, а также любых других, вытекающих из неслужебной деятельности (например, из управления некоммерческой организацией, владения ценными бумагами, имуществом). Нет ясности в вопросах реализации процедуры отказа служащего от уже полученной или намечающейся к получению выгоды, формы, статуса такого отказа и последствий его нарушения, возможности урегулирования механизма отказа государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, подзаконными актами. В качестве мер предотвращения конфликта интересов могут выступать совершенствование системы, структуры и организации деятельности органов государственной власти; конкретизация, оптимизация, исключение дублирования полномочий государственных органов и служащих; совершенствование порядка использования государственных ресурсов, размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; установление для лиц, замещающих государственные должности, ограничений и запретов, аналогичных ограничениям и запретам, определенным для государственных служащих; разработка организационного и правового механизма передачи государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности, в доверительное управление ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций); продолжение практики предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера всеми государственными служащими, а не только включенными в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышение уровня денежного содержания государственных служащих, мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей; обеспечение правовой и социальной защищенности государственных служащих; нормативное закрепление перечня ситуаций, при возникновении которых государственный служащий должен письменно уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; урегулирование конфликтов интересов независимыми от органа государственной власти комиссиями.

Способы, формы и методы урегулирования конфликта в каждом конкретном случае зависят от характера и степени его обострения, вида государственной службы, полномочий, функций и направлений деятельности органа государственной власти, служебного положения и должностных обязанностей государственного служащего. Также в условиях конфликтной ситуации необходимо проведение обязательной последующей оценки эффективности урегулирования конфликта интересов в целях исключения ситуации, которая может спровоцировать его повторение.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» установил прямую обязанность государственных служащих представлять непосредственному руководителю уведомление в письменном виде о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов, как только служащему станет известно об этом. Отрицательным моментом при таких обстоятельствах является то, что в условиях отсутствия законодательно закрепленного перечня типовых конфликтных ситуаций первоначальная субъективная оценка потенциально конфликтных действий и решений возложена непосредственно на государственного служащего – субъекта конфликта интересов. В этом случае существует большая вероятность невозможности объективного оценивания государственным служащим конфликтной ситуации, а также полноценного и своевременного исполнения им обязанностей по уведомлению руководителя о конфликте интересов.

Кроме того, порядок формирования и состав комиссии по урегулированию конфликта интересов позволяют предположить возможность существования определенной зависимости принимаемого такой комиссией решения о наличии либо отсутствии личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов, от решения представителя нанимателя в отношении служащего.

Конфликт интересов порой лежит буквально на поверхности и хорошо виден окружающим. Тем не менее наиболее серьезные проблемы возникают в тех случаях, когда подобное явление внешне незаметно. Если его вовремя не выявить, то в итоге это может сильно навредить репутации человека или организации.

Можно привести множество примеров конфликта интересов из жизни. Например, человек является боссом, а его сын работает у него помощником. И даже если последний будет блестяще справляться со своей работой, люди никогда объективно не оценят подобную ситуацию.

Что же такое конфликт интересов и как его можно обнаружить? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.

Область распространения

Конфликт интересов - это повсеместно встречающееся явление. Подобные ситуации могут возникнуть в любых сферах жизни. Примеры конфликта интересов нередко встречаются между членами семьи и одноклассниками, среди сотрудников, входящих в штат одной организации, а также в сообществах, созданных единомышленниками. Причем их наличие вовсе не означает того, что люди испытывают друг к другу личную неприязнь. Наиболее сложные сферы, в которых имеет место конфликт интересов, - политический и общегосударственный сектор.

Определение понятия

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

В 2009 г. в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.

Рассмотрим некоторые наглядные примеры конфликта интересов:

  1. Фармацевтическая компания вручает доктору исследовательский гранд. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным прописывать своим пациентам лекарства именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
  2. Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает боссу достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
  3. Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
  4. По итогам года босс выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у владельцев компании имеются серьезные убытки.

В большинстве случаев подобные ситуации не являются нарушением закона. Именно поэтому в любых организациях так много примеров конфликта интересов. Но имеющаяся проблема непременно поставит под сомнение репутацию сотрудника, его надежность и честность. В дальнейшем это негативно отразится на работе всей команды.

Признаки и формы

Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.

Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями. Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше. Ведь на вечер у него имеются свои планы.

В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно. Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом. Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.

Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект - представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.

Образец уведомления

Каким же образом государственный служащий должен предотвратить возможность возникновения проблемы личного плана в решении того или иного вопроса? Для этого ему понадобится написать уведомление о конфликте интересов, с примером заполнения которого можно ознакомиться ниже.

Документ должен быть составлен на имя начальника. Далее следует его название: «Уведомление о конфликте интересов». В тексте документа указывается фамилия, имя и отчество государственного служащего, а также его должность. После этого описывается ситуация, которая провоцирует вероятность того, что возможно проявление конфликта интересов. Например, она может касаться заключением организацией договоров с фирмой-поставщиком, во главе которой находится близкий родственник должностного лица. Далее следует согласие или несогласие служащего присутствовать во время заседания комиссии, созданной для урегулирования данного конфликта интересов. Внизу уведомления проставляется подпись лица, написавшего его, а также его Ф. И. О. и дата составления документа.

Рассмотрим типовые ситуации и примеры конфликта интересов на государственной службе России.

Отношения с родственниками

Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица. Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников. Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:

  • Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
  • В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
  • В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.

Исполнение иной работы, подлежащей оплате

Примером конфликта интересов на государственной службе является ситуация, когда должностное лицо, а также его родственники или прочие близкие для него лица собираются выполнять или уже выполняют работу для организации, где трудится данный сотрудник, на условиях оплачиваемого гражданско-правового или иного договора.

В этом случае также должно быть составлено уведомление о наличии конфликта интересов. Но при этом у представителя нанимателя нет права указать на невозможность выполнения иной работы этим должностным лицом.

Примером конфликта интересов на государственной службе является и такая ситуация, когда сотрудник совместно со своими родственниками или же иными лицами, с которыми осуществляется выгодное взаимодействие, выполняет работу в дочерней, материнской или иной подобной компании, в отношении которой этим служащим выполняются управленческие функции.

И в этом случае представителю нанимателя должно быть составлено уведомление. В нем государственный служащий должен указать на те связи, которые имеют место между взаимодействующими организациями. Представителю нанимателя, согласно нормам законодательства, рекомендуется отстранить сотрудника от исполнения им обязанностей в принятии управленческих решений в отношении аффилированной компании.

Пример конфликта интересов на госслужбе можно увидеть и в несколько иной ситуации. Она касается выполнения работ, заказчиком которых является орган, в котором человек замещает должность. Представитель нанимателя в данном случае должен указать на появление конфликта интересов. Если человек не принимает никаких мер для устранения проблемы, то его следует отстранить от замещаемой должности.

Владение определенными ценными бумагами

Рассмотрим и другие случаи возникновения конфликта интересов. Примеры на службе в государственных или муниципальных органах могут касаться владения служащим или (и) его родственниками ценных бумаг, принадлежащих данной организации. Об этом также должно быть составлено уведомление в письменной форме. Ценные бумаги в таком случае должны быть переданы в доверительное управление. Помимо этого, может быть рассмотрен вопрос об их отчуждении.

Примеры конфликта интересов могут касаться и тех ситуаций, когда госслужащий имеет вклады в банках или иных кредитных организациях, в отношении которых им осуществляются управленческие функции. В этом случае также потребуется написание уведомления об имеющейся личной заинтересованности на имя непосредственного начальника. До принятия необходимых мер сотрудник должен быть отстранен от исполнения им тех должностных обязанностей, которые касаются работы с банками и кредитными организациями.

Получение услуг и подарков

Возможна и такая ситуация, когда госслужащий или его родственники получают различные блага. Это могут быть скидки и ссуды, бесплатные услуги, оплата транспортных расходов, развлечений и т.д.

Подобные подарки, если они предоставлены организациями или физическими лицами, в отношении которых госслужащий осуществляет в настоящее время или осуществлял ранее управленческие функции, являются предметом разрастания конфликта интересов. Для избежания подобной ситуации рекомендуется просто не принимать эти блага. Если же представителю нанимателя стало известно о получении подарков госслужащим, то он должен оценить связь полученного с исполнением возложенных на сотрудника должностных обязанностей, и в случае необходимости принять меры дисциплинарной ответственности.

Сфера образования

Помимо государственной службы можно привести примеры конфликта интересов и в школе. Это касается ситуаций, когда преподаватель параллельно с осуществлением своей трудовой деятельности оказывает платные услуги.

Законодатель стремится бороться с такой ситуацией, когда педагог занимается с учеником, который обучается в школе, являющейся местом работы этого педагога. В результате подобных действий и возникает конфликт интересов в образовании. Примеры оказания подобных платных услуг можно встретить повсеместно. При этом некоторые педагоги искусственно создают такие ситуации, при которых родители детей или их законные представители вынуждены согласиться с предоставлением навязанного им репетиторства. Порой коллеги «поставляют» друг другу таких обучающихся. При этом они пользуются принципом «ты - мне, а я - тебе».

Стоит понимать, что закон вовсе не запрещает оказывать образовательные платные услуги. Они могут быть предоставлены школой на договорной основе. В этом случае тот педагог, который проводит у ребенка обычный урок, согласно учебному расписанию, вполне может оказывать платные услуги. То есть на законных основаниях сделать это можно только являясь представителем исполнителя при заключении договорных обязательств.

В каких же случаях оказываемые педагогом услуги нарушают нормы действующего законодательства? Происходит это при выполнении следующих условий:

  • услуга, оказываемая учителем, носит неофициальный характер и является платной;
  • школьник обучается в той организации образования, где работает репетитор;
  • оказание платной услуги становится причиной возникновения конфликта интересов учителя.

При соблюдении всех перечисленных выше условий дополнительное обучение не соответствует требованиям законодательства и находится под запретом. Касается это и тех случаев, когда учитель не ведет уроки у конкретного ученика. Ведь в таком случае невозможно доказать факт отсутствия сговора среди педагогических работников.

Конфликт интересов в сфере образования заключается в том противоречии, которое возникает между профессиональными обязанностями и личной выгодой человека. Ведь придя в школу, педагогический работник сталкивается с возможностью приобретения материальной или же нематериальной выгоды. Это и является причиной невыполнения им профессиональных обязанностей или их ненадлежащего исполнения.

Ключевые слова

КОРРУПЦИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / СORRUPTION / CONFLICT OF INTEREST / VESTED INTEREST / PUBLIC SERVICE / MUNICIPAL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Костюнина Ольга Владиславовна, Елизарова Ирина Андреевна

Рассматриваются причины и условия, способствующие возникновению конфликта интересов на государственной гражданской службе и муниципальной службе в Российской Федерации. Устанавливается, что главным потенциалом для развития и распространения коррупции в сфере службы является конфликт интересов , в связи с чем раскрывается его законодательное отражение в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции », а также практическое проявление в сфере службы. Структурируется механизм сообщения служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов , предлагаются варианты усовершенствования этого механизма. Затрагиваются вопрос организации комиссий по урегулированию конфликта интересов и проблемные аспекты нормативного правового регулирования, а также эффективности их деятельности с учетом экспертно-правовой практики главного предназначения указанных комиссий. Исследуется вопрос об альтернативных способах минимизации проявления конфликта интересов в сфере государственной службы и муниципальной службы (антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, тестирование при поступлении на службу). Предлагаются возможные варианты усовершенствования института антикоррупционной экспертизы, а также конкурсных испытаний при приеме на службу. Выявлена необходимость включения в нормативные правовые акты положений об ответственности (дисциплинарной) за нерассмотрение (ненадлежащее рассмотрение) замечаний по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, также установлена необходимость в нормативном закреплении отчетности за рассмотрение замечаний по результатам проведения антикоррупционной экспертизы.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Костюнина Ольга Владиславовна, Елизарова Ирина Андреевна

  • Вопросы реализации законодательства по противодействию коррупции на уровне муниципального района

    2011 / Шободоев Владимир Евгеньевич
  • Конфликт интересов: содержание, порядок предотвращения и урегулирования

    2016 / Михайлов Валентин Иванович
  • Анализ деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов и противодействию коррупции в системе государственного управления

    2017 / Портнягина Елена Владимировна, Лощилова Марина Андреевна
  • Конфликт интересов: Вопросы этики и совершенствования законодательного оформления

    2018 / Михайлов Валентин Иванович
  • Становление и развитие правового регулирования в сфере противодействия коррупции в Республике Крым

    2017 / Козлов Тимур Леонидович
  • Органы антикоррупционного контроля при конфликте интересов на государственной и муниципальной службе: проблемы нормативного обеспечения

    2017 / Баскакова Василиса Евгеньевна, Криваксина Юлия Владимировна, Патрушева Анастасия Владимировна
  • Правовые проблемы предупреждения конфликта интересов в системе государственного управления

    2018 / Капинус Оксана Сергеевна
  • Особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих, замещавших должности, связанные с коррупционными рисками

    2016 / Шилкин А.М.
  • Преодоление конфликта интересов на государственной и муниципальной службе - важнейший механизм противодействия коррупции

    2017 / Утросина Светлана Анатольевна
  • Коллегиальные органы по рассмотрению вопросов противодействия коррупции

    2018 / Зайков Денис Евгеньевич

It is established that the main potential for development and distribution in the sphere of service is «conflict of interest », in this connection its legislative reflection in the Federal law of December 25, 2008 no 273-FZ «about counteraction of corruption», and also its practical manifestation in the sphere of service is being considered. An overview of typical situations of conflict of interest in the service is presented. It also describes the mechanism of reporting by the employees about the occurrence of personal interest in the performance of official duties, which leads or may lead to a conflict of interest , offers options for its improvement. The article touches upon the organization of commissions for settling conflict of interest and problematic aspects of normative legal regulation, as well as the effectiveness of their activities, taking into account the expert and legal practice of the main purpose of these commissions. The article reveals the question of alternative ways to minimize the manifestation of conflict of interest in the sphere of public service and municipal service (anti-corruption expertise of normative legal acts and their projects, testing on admission to service). The possible options for improving the Institute of anti-corruption expertise, as well as competitive tests in the employment are being proposed. The need identified to incorporate in normative acts provisions about the responsibility (disciplinary) for the failure to address (improper consideration) comments on the results of anti-corruption examination and the need for regulatory consolidation of statements for the consideration of comments on the results of anti-corruption examination also are being established.

Текст научной работы на тему «Препятствия выявления и устранения конфликта интересов на государственной гражданской службе и муниципальной службе»

УДК 342.5:35.083

препятствия выявления и устранения конфликта интересов на государственной гражданской службе и муниципальной службе

© Костюнина О. В.1, Елизарова И. А.2, 2018

1 Иркутский государственный университет, г. Иркутск

2 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области, г. Иркутск

Рассматриваются причины и условия, способствующие возникновению конфликта интересов на государственной гражданской службе и муниципальной службе в Российской Федерации. Устанавливается, что главным потенциалом для развития и распространения коррупции в сфере службы является конфликт интересов, в связи с чем раскрывается его законодательное отражение в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также практическое проявление в сфере службы. Структурируется механизм сообщения служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предлагаются варианты усовершенствования этого механизма. Затрагиваются вопрос организации комиссий по урегулированию конфликта интересов и проблемные аспекты нормативного правового регулирования, а также эффективности их деятельности с учетом экспертно-правовой практики главного предназначения указанных комиссий. Исследуется вопрос об альтернативных способах минимизации проявления конфликта интересов в сфере государственной службы и муниципальной службы (антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, тестирование при поступлении на службу). Предлагаются возможные варианты усовершенствования института антикоррупционной экспертизы, а также конкурсных испытаний при приеме на службу. Выявлена необходимость включения в нормативные правовые акты положений об ответственности (дисциплинарной) за нерассмотрение (ненадлежащее рассмотрение) замечаний по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, также установлена необходимость в нормативном закреплении отчетности за рассмотрение замечаний по результатам проведения антикоррупционной экспертизы.

Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, личная заинтересованность, государственная гражданская служба, муниципальная служба.

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 гг., утвержденным Указом Президента России от 1 апреля 2016 г. № 147 , необходимо совершенствовать правовые основы и организационные механизмы предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

На данный момент можно обозначить четыре основные исторические причины коррумпированности систем государственной службы и муниципальной службы:

1) усложнение аппарата управления;

2) нехватка квалифицированных служащих или недостаточная квалификация;

3) традиция дарения подарков как выражение благодарности за оказанную услугу;

4) «клановость аппарата управления», т. е. привлечение родственников и лиц, с которыми имеются неформальные отношения.

Живучесть и распространенность коррупции в обществе не вызывают сомнений. Масштабы охвата и формы проявления коррупции зависят от многих факторов. Чаще всего она возникает там, где имеют место публичная власть, бюрократический аппарат и государственные ресурсы.

Отмечается, что сама по себе коррупция не может существовать и распространяться, необходим потенциал к этому. Главным таким потенциалом в юридической литературе принято считать конфликт интересов. В ходе анализа научно-практического материала данной тематики выделены основные понятия и проблемы, требующие детального рассмотрения. В первую очередь это понятия «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «предконфликтные ситуации», «коррупциогенные должности» и их оценочный характер; во-вторых, предусмотренные в законодательстве способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов и, в-третьих, это органи-

зация и роль комиссий по урегулированию конфликта интересов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Таким образом, законодательство России о противодействии коррупции закрепило деяния, возникающие в результате конфликта интересов, как самостоятельную форму противоправного поведения государственных и муниципальных служащих.

Но конфликт интересов не возникнет, более того, не получит развитие, если не будут иметь место предпосылки.

Основными причинами (предпосылками), которые препятствуют выявлению конфликта интересов в сфере государственной гражданской и муниципальной службы, следует назвать:

1) несовершенство нормативно-правового регулирования Российской Федерации в сфере противодействия коррупции на всех уровнях (федеральном, региональном и местном);

2) несовершенство правовых механизмов обнаружения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, недостатки в практике их применения;

3) отсутствие комплексной научно-методологической основы обнаружения и разрешения конфликта интересов.

Условия же для зарождения и распространения конфликта интересов на государственной гражданской службе и муниципальной службе в большей степени сводятся как раз к личностным качествам служащих и их внутренним установкам. Вместе с тем социальные и экономические факторы также оказывают существенное влияние на возможные варианты поведения служащего, которое может поспособствовать развитию конфликта интересов и разрешению его вне установленных норм права. «Отсутствие примерного перечня таких ситуаций как на законодательном,

так и на подзаконном уровне, делает выявление и урегулирование конфликта интересов достаточно проблематичным» . Однако в юридической доктрине, с учетом частных интересов государственных и муниципальных служащих, примерный перечень таких ситуаций предлагается. Так, например, возникновение конфликта интересов наиболее вероятно при: выполнении отдельных функций управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего; выполнении иной оплачиваемой работы; владении ценными бумагами, банковскими вкладами; получении подарков и услуг; имущественных обязательствах и судебных разбирательствах; взаимодействии с бывшим работодателем и трудоустройстве после увольнения со службы; явном нарушении установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств) .

Процедура урегулирования конфликта интересов имеет нормативно-правовые основы, установленные законодательством Российской Федерации. Анализ законов и подзаконных нормативных правовых актов в области противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе позволяет сформулировать основные его этапы: выявление (получение) информации о наличии конфликта интересов или возможном его возникновении; предварительное рассмотрение; рассмотрение и принятие преимущественно рекомендательного решения коллегиальным органом; принятие окончательного решения о наличии или отсутствии конфликта интересов и принятии мер. Поскольку наиболее распространенным проявлением конфликта интересов является возникновение личной заинтересованности у служащего, главным механизмом выявления конфликта интересов в сфере государственной гражданской и муниципальной службы сейчас предстает процедура сообщения государственными гражданскими и муниципальными служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Данный механизм можно представить в виде следующей схемы.

1-я стадия: уведомление служащим в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности;

2-я стадия: предварительное рассмотрение уведомления уполномоченным лицом;

3-я стадия: комиссионное рассмотрение данного уведомления. Для урегулирования конфликта интересов по данному вопросу на муниципальной службе указанная стадия является факультативной;

4-я стадия: принятие решения уполномоченным субъектом (представителем нанимателя (работодателя)).

При этом стоит учесть, что стадийность механизма может претерпевать некоторые изменения. Вместе с тем комиссионное рассмотрение сведений, содержащихся в уведомлении о конфликте интересов, тоже имеет свои особенности. Так, например, согласно Приказу министерства имущественных отношений Иркутской области от 24 декабря 2015 г. № 83-мпр «Об утверждении Положения о порядке уведомления министра имущественных отношений Иркутской области государственными гражданскими служащими министерства имущественных отношений Иркутской области о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов» по решению министра рассмотрение сведений, содержащихся в уведомлении о конфликте интересов, осуществляется на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства имущественных отношений Иркутской области и урегулированию конфликта интересов. Однако согласно п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 , одним из оснований для проведения заседания комиссии является уведомление государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В свою очередь, согласно Приказу министерства труда и занятости Иркутской области от 28 декабря 2015 г. № 89-мпр утверждено Положение о порядке уведомления

лицом, замещающим должность государственной гражданской службы в министерстве труда и занятости Иркутской области, представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (далее - Положение) . В соответствии с положениями данного приказа гражданский служащий обязан письменно уведомить министра о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Отдел кадровой работы в течение трех рабочих дней со дня регистрации уведомления обеспечивает его направление с приложением всех документов и материалов в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов министерства труда и занятости Иркутской области (далее - Комиссия). Следовательно, в силу предоставленного срока неясным с точки зрения реализации представляется положение, закрепленное п. 16.2 Приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 8 июня 2015 г. № 46-мпр «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в министерстве труда и занятости Иркутской области» , которое гласит, что обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения или уведомления представляются председателю комиссии. Более того, организация и проведение проверки содержащихся в уведомлении сведений осуществляется комиссией в соответствии с правовым актом министерства (п. 13 Положения). Вместе с тем, исходя из норм Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 , организация и проведение проверки сведений, содержащихся в уведомлении, противоречит правовой природе таких комиссий и не входит в их компетенцию, а следовательно, данные положения противоречат действующему законодательству. Указанное несоответствие чаще всего выявляется в нормативных правовых актах муниципальных образований Иркут-

ской области при проведении правовой и антикоррупционной экспертизы, осуществляемой на основании Закона Иркутской области от 12 марта 2009 года № 10-оз «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области».

Что касается муниципальных служащих, то согласно ст. 132 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Тем самым отмечается, что стадия комиссионного рассмотрения может как присутствовать, так и отсутствовать, в этой связи есть необходимость процедуру сообщения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, сделать как можно более объективной, беспристрастной и прозрачной, чтобы устранить возможность препятствования беспристрастному урегулированию конфликта интересов. Для этого необходимо:

1) сделать комиссионное рассмотрение обязательной стадией механизма выявления и искоренения конфликта интересов;

2) не ставить вопрос о передаче уведомления на рассмотрение комиссии в зависимость от мнения представителя нанимателя (работодателя).

Но способствовать выявлению и устранению конфликта интересов можно не только в процессе осуществления служащим своих обязанностей, но и на начальном этапе его поступления на службу. Так, в соответствии с п. 19 Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замеще-

ния этой должности. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур, одной из которых является тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. Таким образом, представляется возможным в тест по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты, включить вопросы не только на знание претендентом законодательства Российской Федерации, правил русского языка, но и психологические вопросы, которые помогут выявить отношение претендента к коррупции, которые поспособствуют определению склонности личности к проявлению личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей. В случае отрицательных результатов тестирования это должно являться основанием для отказа в назначении на вакантную должность гражданской службы. Данная мера позволит снизить риск возникновения конфликта интереса еще на этапе поступления на государственную гражданскую службу.

Одним из факторов, препятствующих выявлению и устранению конфликта интересов, является несовершенство механизма правового регулирования в области антикоррупционной экспертизы, что не позволяет ей выступать одним из основных эффективных инструментов борьбы государства с коррупционными проявлениями на государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Вместе с тем антикоррупционная экспертиза зарекомендовала себя перспективным инструментом предупреждения коррупционных проявлений, закрепленным в нормативных правовых положениях, в том числе и в тех нормах, которые регулируют отношения в сфере государственной гражданской службы и муниципальной службы, но есть и недочеты, способствующие распространению коррупции в секторах государственной гражданской службы и муниципальной службы. В рамках развития положений ст. 6 Федерального закона от

25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» был принят Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» . Однако за время работы данного института выявлено несовершенство законодательства в области антикоррупционной экспертизы. Так, например, согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Пунктом 14 Постановления правительства Иркутской области от 12 января 2015 № 3-пп «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области и их проектов» установлено, что замечания, изложенные в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы о наличии в тексте действующего акта (проекта акта) коррупцио-генных факторов, подлежат обязательному рассмотрению исполнительным органом государственной власти Иркутской области в установленной сфере деятельности (разработавшему проект акта).

Но данная «обязательность» не подкреплена специальными мерами юридической ответственности, поскольку, если орган не рассмотрит заключение независимого эксперта, возможность применения специализированных санкций к нему исключена, так как законодательно таковые не предусмотрены, тем самым для реальной работы механизма независимой антикоррупционной экспертизы необходимо ввести ответственность (дисциплинарную) в отношении служащих за нерассмотрение (ненадлежащее рассмотрение) замечаний, также нормативно закрепить отчетность за рассмотрение замечаний.

В связи с вышеизложенным наиболее эффективными признаны следующие способы минимизации препятствий в рамках выявления и устранения конфликта интересов в сфере государственной гражданской службы и муниципальной службы:

1) объективная, беспристрастная и прозрачная процедура рассмотрения уведомлений служащих о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

2) включение в тест по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты, психологических вопросов, которые помогут выявить отношение претендента к коррупции, поспособствуют определению склонности личности к проявлению личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий);

3) включение в нормативные правовые акты положений об ответственности (дисциплинарной) за нерассмотрение (ненадлежащее рассмотрение) замечаний по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, также нормативно закрепить отчетность правотворческого субъекта за рассмотрение антикоррупционных экспертных заключений и контроль со стороны специально уполномоченных органов государственной власти за механизмом его реализации;

4) повышение роли модельного правотворчества как основы для принятия муниципальных нормативных правовых актов.

Как представляется, большинство вопросов, возникающих с реализацией конструкции института конфликта интересов, это следствие несовершенства федерального законодательства, наличия в нем пробелов и коллизий, что влечет дефектность подзаконного правотворчества и неоднозначность правоприменительной практики. Разделяя мнение С. Н. Братановского и М. Ф. Зе-ленова, отметим, что основные проблемы «не могут быть решены на ведомственном уровне, так как затрагивают права и свободы государственной и муниципальной службы» . Ш

1. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 гг. : указ Президента РФ от 1 апр. 2016 г. № 147 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 14. Ст. 1985.

2. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.

3. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2014. 356 с.

4. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / Т. С. Глазырин [и др.]. М., 2016. 196 с.

5. Об утверждении Положения о порядке уведомления министра имущественных отношений Иркутской области государственными гражданскими служащими министерства имущественных отношений Иркутской области о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ М-ва имуществ. отношений Иркут. обл. от 24 дек. 2015 г. № 83-мпр // Областная. 2015. № 24.

6. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 // Собр. законодательства РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.

7. Об утверждении Положения о порядке уведомления лицом, замещающим должность государственной гражданской службы в министерстве труда и занятости Иркутской области, представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения: приказ М-ва труда и занятости Иркут. обл. от 28 дек. 2015 г. № 89-мпр // Областная. 2015. № 148.

8. Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в министерстве труда и занятости Иркутской области: приказ М-ва труда и занятости Иркут. обл. от 8 июня 2015 № 46-мпр // Областная. 2015. № 67.

9. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 // Собр. законодательства РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.

10. Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области: закон Иркут. обл. от 15 окт. 2007 г. № 88-оз // Областная. 2007. № 120.

11. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 февр. 2005 г. № 112 // Собр. законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 439.

13. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.

14. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области и их проектов: постановление Правительства Иркут. обл. от 12 янв. 2015 г. № 3-пп // Областная. 2015. № 14.

15. Братановский, С. Н., Зеленов М. Ф. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля // Государство и право. 2012. № 6. С. 16-22.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 29. -Ст. 3609.

О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 февр. 2005 г. № 112 // Собр. законодательства РФ. - 2005. -№ 6. - Ст. 439.

О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 // Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 27. - Ст. 3446.

О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 гг. : указ Президента РФ от 1

апр. 2016 г. № 147 // Собр. законодательства РФ. - 2016. - № 14. - Ст. 1985.

Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области: закон Иркут. обл. от 15 окт. 2007 г. № 88-оз // Областная. - 2007. - № 120.

Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области и их проектов: постановление Правительства Иркут. обл. от 12 янв. 2015 г. № 3-пп // Областная. - 2015. - № 14.

Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в министерстве труда и занятости Иркутской области: приказ М-ва труда и занятости Иркут. обл. от 8 июня 2015 г. № 46мпр // Областная. - 2015. - № 67.

Об утверждении Положения о порядке уведомления министра имущественных отношений Иркутской области государственными гражданскими служащими министерства имущественных отношений Иркутской области о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ М-ва имуществ. отношений Иркут. обл. от 24 дек. 2015 № 83-мпр // Областная. -

Об утверждении Положения о порядке уведомления лицом, замещающим должность государственной гражданской службы в министерстве труда и занятости Иркутской области, представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения: приказ М-ва труда и занятости Иркут. обл. от 28 дек. 2015 № 89-мпр // Областная. - 2015. - № 148.

Братановский С. Н. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля / С. Н. Братановский, М. Ф. Зеленов // Государство и право. - 2012. -№ 6. - С. 16-22.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / Т. С. Глазырин [и др.]. -М. : Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2016. - 224 с.

Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. - М. : Юриспруденция, 2014. - 672 с.

O protivodeistvii korruptsii: feder. zakon ot 25 dek. 2008 g. no 273-FZ. Sobr. zakonodatel"stva RF, 2008, no 52, st. 6228.

Ob antikorruptsionnoi ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov. Feder. zakon ot 17 iyulya 2009 g. no 172-FZ. Sobr. zakonodatel"stva RF, 2009, no 29, st. 3609.

O konkurse na zameshchenie vakantnoi dolzhnosti gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 1 fevr. 2005 g. no 112. Sobr. zakonodatel"stva RF, 2005, no 6, st. 439.

O Natsional"nom plane protivodeistviya korruptsii na 2016-2017 g. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 1 apr. 2016 g. no 147. Sobr. zakonodatel"stva RF,

2016, no 14, st. 1985.

Ob otdel"nykh voprosakh munitsipal"noi sluzhby v Irkutskoi oblasti. Zakon Irkutskoi oblasti ot 15 okt. 2007 g. no 88-oz. Oblastnaya, 2007, no 120.

Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya antikorrupt-sionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov Irkutskoi oblasti i ikh proektov. Postanovlenie Pravitel"stva Irkutskoi oblasti ot 12 yanv. 2015 g. no 3-pp. Oblastnaya, 2015, no 14.

Ob utverzhdenii Polozheniya o komissii po soblyu-deniyu trebovanii k sluzhebnomu povedeniyu gosu-darstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh i ureg-ulirovaniyu konflikta interesov v ministerstve truda i zanyatosti Irkutskoi oblasti. Prikaz Ministerstva truda i zanyatosti Irkutskoi oblasti ot 08 iyunya 2015 g. no 46-mpr. Oblastnaya, 2015, no 67.

Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke uvedom-leniya ministra imushchestvennykh otnoshenii Irkutskoi oblasti gosudarstvennymi grazhdanskimi sluzhashchimi ministerstva imushchestvennykh otnoshenii Irkutskoi oblasti o vozniknovenii lichnoi zainteresovannosti, kotoraya privodit ili mozhet privesti k konfliktu interesov. Prikaz Ministerstva imushchestvennykh otnoshenii Irkutskoi oblasti ot 24 dek. 2015 g. no 83-mpr. Oblastnaya, 2015, no 24.

Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke uvedom-leniya litsom, zameshchayushchim dolzhnost" gosu-darstvennoi grazhdanskoi sluzhby v ministerstve truda i zanyatosti Irkutskoi oblasti, predstavitelya nanimatelya o voznikshem konflikte interesov ili o vozmozhnosti ego vozniknoveniya. Prikaz Ministerstva truda i zanyatosti Irkutskoi oblasti ot 28 dek. 2015 g. no 89-mpr. Oblastnaya, 2015, no 148.

Bratanovskii S.N., Zelenov M.F. Konflikt interesov na gosudarstvennoi i munitsipal"noi sluzhbe kak ob"ekt antikorruptsionnogo kontrolya. Gosudarstvo i pravo, 2012, no 6, pp. 16-22. (in Russian)

Glazyrin T.S. . Konflikt interesov na gosudarstvennoi i munitsipal"noi sluzhbe, v deyatel"nosti organizatsii: prichiny, predotvrashchenie, ureg-ulirovanie: nauchno-prakticheskoe posobie. Moscow, Institut zakonodatel"stva i sravnitel"nogo pravovedeniya pri Pravitel"stve Rossiiskoi Federatsii, INFRA-M, 2016, 224 p. (in Russian)

Khabrieva T.Ya. (otv. red.). Korruptsiya: priroda, proyavleniya, protivodeistvie. Moscow, Yuris-prudentsiya, 2014, 672 p. (in Russian)

Impediments of Exposure and Elimination a Conflict of Interest on the Public Service and the Municipal Service

© Kostyunina O. V., Elizarova I. A., 2018

It is established that the main potential for development and distribution in the sphere of service is «conflict of interest», in this connection its legislative reflection in the Federal law of December 25, 2008 no 273-FZ «about counteraction of corruption», and also its practical manifestation in the sphere of service is being considered. An overview of typical situations of conflict of interest in the service is presented. It also describes the mechanism of reporting by the employees about the occurrence of personal interest in the performance of official duties, which leads or may lead to a conflict of interest, offers options for its improvement. The article touches upon the organization of commissions for settling conflict of interest and problematic aspects of normative legal regulation, as well as the effectiveness of their activities, taking into account the expert and legal practice of the main purpose of these commissions. The article reveals the question of alternative ways to minimize the manifestation of conflict of interest in the sphere of public service and municipal service (anti-corruption expertise of normative legal acts and their projects, testing on admission to service). The possible options for improving the Institute of anticorruption expertise, as well as competitive tests in the employment are being proposed. The need identified to incorporate in normative acts provisions about the responsibility (disciplinary) for the failure to address (improper consideration) comments on the results of anti-corruption examination and the need for regulatory consolidation of statements for the consideration of comments on the results of anti-corruption examination also are being established.

Key words: corruption, conflict of interest, vested interest, public service, municipal service.

Гражданин, поступая на гражданскую службу, добровольно берет на себя все обязательства, связанные с прохождением гражданской службы, соглашается с установленными требованиями, ограничениями и запретами.

Одной из таких обязанностей является обязанность принимать меры по недопущению и урегулированию конфликта интересов.

Служение интересам общества – это основополагающая задача всех гражданских служащих и органов государственной власти. Общество ожидает от должностных лиц этих органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей.

Конфликт интересов нельзя отождествлять с коррупцией, однако он является основой коррупционных проступков и преступлений. Неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным правонарушениям.

Чтобы не допустить конфликта интересов в первую очередь необходимо понимать его суть, способы недопущения и его урегулирования.

Понятия конфликта интересов и личной заинтересованности закреплены в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции». Если говорить кратко, конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) с целью недопущение причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Данная норма раскрывает также круг лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего» – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Сюда же можно отнести граждан или организации, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами; друзей служащего, их родственников; бывших работодателей; организации, владельцем, руководителем, которых являлся служащий до поступления на государственную гражданскую службу.

Необходимо различать реальный, возможный и мнимый конфликт интересов.

Реальный – возникшее противоречие между служебными обязанностями и частными интересами служащего, при котором частные интересы лица негативно влияют на исполнение им своих служебных обязанностей.

Возможный – должностное лицо имеет личный интерес, который в будущем, в случае изменения определенных обстоятельств, может воспрепятствовать объективному исполнению служащим своих должностных обязанностей.

Мнимый – ситуация, при которой законные действия служащего могут привести к подозрению в наличии у него конфликта интересов, даже несмотря на отсутствие такового. Зачастую мнимый конфликт интерес связан непосредственно с соблюдением норм этики. Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Анализ судебной практики показывает, что само по себе родство не может рассматриваться как основание для принятия соответствующих мер, например, прекращения служебных отношений. Следует иметь в виду, что родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.

Обязательными признаками конфликта интересов являются реализация служащим своих должностных обязанностей в конкретной ситуации, извлечение материальной выгоды этим служащим или иными лицами (возможность ее извлечения) и причинная связь между ними.

Предполагается наличие у служащего поведенческого выбора между надлежащим исполнением служебных обязанностей и принятием необъективного, пристрастного решения.

Под определение «конфликт интересов» попадает множество отдельных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий).

Наиболее часто встречающимися случаями конфликта интересов являются:

Выполнение отдельных функций государственного/муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего

Получение служащим, его родственником от подконтрольного/поднадзорного лица имущества в дар или пользование;

Участие служащего в заседании комиссии при рассмотрении вопроса получения материальных благ его родственником;

Издание служащим распорядительных документов по распределению материальных благ в пользу его родственника;

Получение подарков и услуг;

Имущественные обязательства и судебные разбирательства;

Выполнение служащим функций представителя нанимателя в отношении его родственника, также находящегося в непосредственном подчинении лица, замещающего должность;

Ведение предпринимательской деятельности родственником служащего в подконтрольной ему сфере;

Осуществление иной оплачиваемой работы лицом, замещающим должность, в организации, осуществляющей деятельность в поднадзорной ему сфере и т.п.

Во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) служащих в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном это связано с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Например, начиная выполнять какое-то поручение или задание, осознав наличие личной заинтересованности, служащему следует уведомить представителя нанимателя.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Аналогичная норма установлена ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции». Соответствующий Порядок уведомления определяется представителем нанимателя.

Таким образом, в целях предотвращения коррупции законодатель обязывает как служащих, так и представителя нанимателя принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Своевременное уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов является одной из главных обязанностей служащего.

Служащий обязан на имя представителя нанимателя, через уполномоченное правовым актом органа исполнительной власти на прием такого уведомления структурное подразделение (уполномоченному должностному лицу) подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление).

Уведомление представляется в письменной форме лично или по почте, как только стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Уведомление подлежит регистрации в соответствующем журнале в день его представления и передается представителю нанимателя. По просьбе лица, представившего уведомление, копия с отметкой о регистрации выдается ему под роспись в журнале регистрации или направляется по почте заказным письмом.

В ходе предварительного рассмотрения уведомления лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, вправе получать в установленном порядке от служащего, представившего уведомление, необходимые пояснения и оформлять запросы для направления их установленном порядке в территориальные органы федеральных органов государственной власти, государственные органы Алтайского края, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

По результатам предварительного рассмотрения уведомления подготавливается мотивированное заключение.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по результатам рассмотрения уведомления с приложением к нему материалов и мотивированного заключения принимает одно из решений, предусмотренных положением о данной комиссии.

В случае принятия решения о наличии или возможности возникновения конфликта интересов представитель нанимателя принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.

Важно помнить, что уведомление служащим представителя нанимателя о личной заинтересованности не освобождает его от принятия (при необходимости) мер по недопущению или урегулированию конфликта интересов, и не снимает ответственности за несвоевременное принятие таких мер в целях снижения вероятности возникновения конфликта интересов либо уменьшения рисков причинения вреда.

Служащий вправе прибегнуть как к предусмотренным ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» способам предотвращения или урегулирования конфликта интересов, так и к иным мерам, доступным, необходимым и достаточным для предотвращения или устранения конфликта интересов в конкретном случае.

Такими мерами могут быть:

Самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

Передача ценных бумаг в доверительное управление, либо их отчуждение в собственность третьих лиц;

Отказ от выполнения иной оплачиваемой работы;

Отказ от получения работ/услуг у лиц, в отношении которых служащий выполняет отдельные функции государственного управления/контрольно-надзорные полномочия и т.п.;

Отказ от принятия управленческого решения/реализации контрольно-надзорных полномочий и т.п. в отношении лица (физического, должностного, юридического), состоящего с ним в близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях;

Отказ от распространения служебной информации;

Переход на иную должность либо увольнение с должности, когда исполнение обязанностей по ней связано с постоянным возникновением ситуации конфликта интересов и т.п.

Приведенный перечень мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть найдены иные формы его урегулирования. При этом действия служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не должны противоречить действующему законодательству.

В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на гражданской службе рекомендуется использовать в практической деятельности Обзоры типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, а также практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1, подготовленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (размещены на сайтах Минтруда, Правительства Алтайского края в разделе «Противодействие коррупции»).

На усмотрение: для каждой сферы деятельности органа исполнительной власти характерны свои ситуации конфликта интересов, поэтому предлагаем на выбор рассмотреть несколько типичных ситуаций.

В случае принятия решения о несоблюдении служащим требований об урегулировании конфликта интересов и совершении коррупционного правонарушения, на представителе нанимателя лежит обязанность применения в соответствии с действующим законодательством мер ответственности во всех случаях совершения гражданским служащим коррупционных правонарушений.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия. Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка уведомления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей может быть в форме взысканий, установленных ст. 59.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Подводя итог, следует отметить, что проблема конфликта интересов в системе государственной гражданской службы сегодня достаточно актуальна, и останется такой еще долгое время. Ситуация «конфликта интересов» имеет моральную составляющую, так как во многом зависит от уровня нравственной культуры вас, служащих, от правового сознания, умения принимать должные моральные решения.

Личная заинтересованность – это еще не правонарушение. Необходимо сообщать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, не опасаясь предать гласности наличие личной заинтересованности. Легче предотвратить конфликт интересов, чем его потом урегулировать. Конфликт интересов характеризуется альтернативностью, выбором между долгом и личным интересом. В ситуации конфликта интересов служащий еще не сделал окончательный выбор. Своевременное выявление и урегулирование конфликта интересов является средством предупреждения коррупционных правонарушений.


Дата публикации: 25.05.2018 г.
Дата изменения: 25.05.2018 г.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация