Медведев и его министры не обладают статусом государственных служащих? Государственный служащий и государственная служба Президент является госслужащим или нет

Главная / Квартира

§ 1. Понятие государственной службы и ее виды

В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе.

Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хо­зяйственных услуг (например, ремонт), а в осуществлении адми­нистративных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций.

В таком широком пони­мании государственная служба сводилась, по существу, к работе в любого рода государственных организациях, т.е. в государствен­ных органах, государственных учреждениях (школы, больницы, вузы, культурно-просветительные учреждения и др.), на государ­ственных предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.).

Нетрудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой ос­новной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян.

При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государствен­но-бюджетных средств.

Наряду со столь широким пониманием государственной служ­бы существовала ее трактовка в узком смысле.

Соответственно го­сударственной службой считалось не любое выполнение непроиз­водственных функций в той или иной государственной организа­ции, а только деятельность людей, входящих в аппарат государст­венных органов, в состав администрации государственных пред­приятий и учреждений.

Применительно к сфере государственного управления это означало, что государственная служба представля­ет собой деятельность административно-управленческого персона­ла государственных организаций, т.е. таких работников, которые являются непосредственными участниками в той или иной форме процесса реализации функций исполнительно-распорядительного (государственно-управленческого) характера.

В порядке осущест­вления государственной службы в узком (управленческом) смысле происходит и руководство поведением государственных служа­щих в широком смысле (например, ректор вуза и его профессорско-преподавательский состав, заведующий поликлиникой и лечащие врачи).

Нормами административного права регулировалась деятель­ность государственных служащих, составляющих административ­но-управленческий персонал, в то время как деятельность других категорий государственных служащих была объектом регулирова­ния преимущественно нормами трудового права, т.е. как и ра­бочих.

Такой была ситуация до 1993 г. Конституция РФ 1993 г. закре­пила в ведении РФ федеральную государственную службу (п. «т» ст. 71).

В декабре 1993 г. Президентом РФ было утверждено Поло­жение о федеральной государственной службе – по существу, пер­вый нормативно-правовой акт, специально посвященный государ­ственной службе.

Дальнейшее развитие оно получило в Федераль­ном законе «Об основах государственной службы Российской Фе­дерации» от 31 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990).

И сей­час имеются достаточные основания для того, чтобы получить ответ на вопрос: что представляет собой государственная служба в ее современном понимании?

В самом общем виде государственная служба понимается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения пол­номочий государственных органов (ст. 2 Закона).

Сразу же обращает на себя внимание ограничительное понима­ние этого вида деятельности.

Таковой не признается работа в госу­дарственных учреждениях и на государственных предприятиях, даже если она связана с выполнением чисто управленческих или иных организационных функций, поскольку учреждения и пред­приятия не являются государственными органами.

Следующее ограничение понятия государственной службы свя­зано с тем, что для того, чтобы быть признанным в качестве госу­дарственного служащего, необходимо занимать государственную должность, учрежденную в соответствующем государственном ор­гане.

Ограничение в данном случае состоит в том, что далеко не всякая должность, занимаемая лицом в аппарате того или иного государственного органа, признается в качестве государственной.

Существуют специальные реестры (перечни) государственных должностей.

А это свидетельствует о том, что не любой работник государственного органа может быть признан государственным служащим (например, лица обслуживающего персонала типа уборщика, гардеробщика, истопника и т.п.).

Наконец, даже занятие некоторых государственных должнос­тей не влечет за собой автоматического признания факта государ­ственной службы и соответственно лица, занимающего такую должность, государственным служащим.

Законодателем установ­лено, что государственные должности, устанавливаемые Консти­туцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, не имеют отношения к государственной службе.

Точнее, лица, занимающие должности такого типа, государствен­ными служащими не являются.

Какие же должности имеются в виду в данном случае?

Оказы­вается, что это Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители ор­ганов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ, депутаты, министры, судьи.

В буквальном смысле, следовательно, Председатель Правительства РФ не является государственным служащим, а его заместители являются; федеральный министр – не государственный служащий, а его заместители – служащие и т.п.

Государственные должности, не влекущие за собой признание лиц, их замещающих, государственными служащими, тем не менее учреждаются для непосредственного исполнения полномо­чий государственных органов (ст. I Закона).

Ясный и четкий ответ на этот вопрос практически отсутствует.

Можно ли после всего изложенного считать, что под государст­венной службой подразумевается замещение государственных должностей в государственных органах? Конечно, нельзя, так как можно занимать государственную должность и не быть государст­венным служащим.

В русском языке термин «государственная служба» означает состояние на службе у государства, пребывание на государствен­ной службе.

Что же она собой представляет?

Законом определено следующее:

а) государственная служба есть профессиональная деятель­ность.

Но профессиональной является и деятельность инженера, врача, преподавателя и т.п. Значит, одного этого признака еще недостаточно для правильного понимания государственной службы;

б) государственная служба внешне выражается в замещении государственной должности.

Сам по себе и этот признак еще ни о чем не говорит, ибо, как уже отмечалось, даже занимая такую должность, можно оказаться за рамками государственной служ­бы. Однако должность как категория предусматривается в качест­ве первичной ячейки организационной структуры государствен­ных предприятий и учреждений. Так, государственные вузы объ­являют конкурсы на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. Эти должности определены государством, а потому имеют все основания также именоваться государственными. Следовательно, требуется дальнейшее уточне­ние признаков государственной службы;

в) государственная служба находит свое выражение в замеще­нии особой категории государственных должностей – законода­тель называет их государственные должности государственной службы.

Их особенность заключена в обеспечении исполнения полномочий государственных органов. Это уже существенно отли­чает государственную службу от работы на государственных пред­приятиях и в учреждениях;

г) государственная служба выражается в ответственной дея­тельности по реализации служебных обязанностей, определяе­мых характером данной государственной должности государст­венной службы.

Это наиболее значимый признак государственной службы;

д) государственная служба предполагает выполнение лицом, замещающим соответствующую должность, таких обязанностей, которыми обеспечивается реализация полномочий, которыми на­делен данный государственный орган;

е) государственная служба предполагает денежное содержание лица, замещающего государственную должность государственной службы, за счет средств государственного бюджета.

В свое время это называлось жалованьем.

Данный признак не специфичен для государственной службы. В таком же порядке получают денежное вознаграждение лица, занимающие государственные должности, но не являющиеся при этом государственными служащими. Ана­логично содержание многих работников государственных пред­приятий и учреждений.

Приведенные положения в совокупности дают представление о современном понимании государственной службы.

Государственная служба в видовом варианте подразделяется на:

а) федеральную;

б) службу субъектов РФ.

Кроме того, можно выделить военную службу, а также (предположительно) гражданскую службу. Особое место отводится муни­ципальной службе, которая по своему характеру не является госу­дарственной.

  • Система
  • Служба
  • Персоналии
  • Государственная служба

    Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

    Государственная служба РФ делится на следующие виды:

    • государственная гражданская служба;
    • военная служба;
    • правоохранительная служба;
    • федеральная государственная служба.

    В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

    • федеральную государственную гражданскую службу;
    • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

    Схематично это выглядит следующим образом.

    Несколько подробнее охарактеризуем вышеуказанные виды государственной службы. Начнем с государственной гражданской службы.

    Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) .

    В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ .

    В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб (кроме тех, сотрудники которых находятся на военной и правоохранительной службах) до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

    Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ .

    К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

    Следующим видом госслужбы РФ является военная служба . Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства .

    Наиболее ярким отличительным признаком является то, что гражданам, находящимся на ней, присваиваются воинские звания. Также стоит отметить, что военная служба в России имеет место быть не только в Министерстве обороны РФ, но и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и др.

    Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина .

    Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции). Настоящий вид госсужбы, например, имеет место быть в органах внутренних дел, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

    Особняком стоит федеральная государственная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ .

    Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.

    Таким образом, поступив на ту или иную разновидность госсужбы, человек становится государственным служащим.

    Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета .

    Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета .

    П. 2. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    П. 3. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    Ст. 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    Ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    Ст. 4 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    П. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    П. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

      Государственные должности Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся следующие… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов… … Юридическая энциклопедия

      Юридический словарь

      ЛИЦА ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения… … Юридическая энциклопедия

      По смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

      лица, занимающие государственные должности Российской Федерации - по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Большой юридический словарь

      Являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной… … Википедия

      Государственные должности РФ - 1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также государственные должности) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для… … Официальная терминология

      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ КАТЕГОРИИ А - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

      Государственные должности категории Б - Должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории А. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119 ФЗ Об основах… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Книги

    • Территориальная организация местного самоуправления Российской Федерации Монография , Шарнина Л.. Монография посвящена комплексному изучению территориальной организации местного самоуправления Российской Федерации. В ней определяются сущность и социальная основа территориальной…
    • Женские награды Российской империи , Левин Сергей Семенович. Книга`Женские награды Российской империи` посвящена малоизученной теме - женским наградам. Конечно, многим известны орден Святой Екатерины и знак отличия Святой Ольги, часто неправильно…

    Возникла некоторая путаница, связанная с тем, что в РФ существует два вида чиновников - госслужащие и лица, замещающие государственные должности .
    Думаю, что необходимо с этим разобраться - чтобы ясно представлять себе - что из себя представляет "РФ".
    Итак - с госслужащими все более менее понятно - они служат государству.
    Кто или что является у нас государством - это отдельный вопрос, но можно взять такое определение, что государство - это инструмент подавления правящим классом класса угнетенного. Никто не будет отрицать, что в РФ классовое общество и на данный момент у нас осуществляется диктатура буржуазии, прикрытая демократией, всякими выборами, многопартийностью и прочим.
    Гораздо интереснее с "лицами, замещающими".
    Значение слова "замещающий" - я взял определение из бизнес-словаря, поскольку у нас кругом и всюду этот самый "бизнес"-

    ЗАМЕЩАЮЩИЙ ДИРЕКТОР
    (alternate director) Лицо, которое может временно выполнять директорские обязанности при отсутствии директора компании.
    Замещающий директор представляется на заседании совета директоров, если в уставе (articles of association) компании есть соответствующие положения и если другие директора согласны с тем, что данное лицо способно выполнить возлагаемые на него обязанности.

    Уже становится интересно - "временно выполняющий обязанности при отсутствии директора" - не правда ли, интересная формулировка?
    Получается, что все чиновники, которые замещают государственные должности - это временщики, поставленные на время отсутствия лиц, исполняющих обязанности.
    Самый главный вопрос - кто эти лица? , где они находятся, кто реально управляет образованием "государство РФ"?
    Список должностей, которые замещают временщики в отсутствие "хозяина" и разьяснение из Вики.

    Госуда́рственные до́лжности Росси́йской Федера́ции - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

    Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы ).

    Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

    Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 15 июня 2017 г. этот перечень включает следующие должности:

    Президент Российской Федерации
    Председатель Правительства Российской Федерации
    Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
    Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
    Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
    Федеральный министр
    Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
    Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
    Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
    Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
    Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
    Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
    Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
    Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
    Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
    Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
    Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
    Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
    Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
    Судья Конституционного Суда Российской Федерации
    Председатель Верховного Суда Российской Федерации
    Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
    Судья Верховного Суда Российской Федерации
    Генеральный прокурор Российской Федерации
    Председатель Следственного комитета Российской Федерации
    Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
    Уполномоченный по правам человека
    Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
    Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    Председатель Счетной палаты
    Заместитель Председателя Счетной палаты
    Аудитор Счетной палаты
    Председатель Центрального банка Российской Федерации
    Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
    Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
    Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
    Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
    Председатель федерального суда
    Заместитель председателя федерального суда
    Судья федерального суда
    Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

    Как видите - все ключевые фигуры - это временщики, которые просто замещают кого то, которые являются исполнителями чьей-то воли. Но не "воли народа" - не питайте иллюзий.
    Так что или кто является у нас "государством"?

    Задача 1. Перечислите признаки государственного служащего и с их учетом определите, кто из названных работников не является государственным служащим: Президент РФ, ректор СПбГУЭФ, следователь прокуратуры, судебный пристав, судья, губернатор области (края), Председатель Совета Федерации, депутат Государственной Думы, член комиссии Государственной Думы, помощник Председателя Государственной Думы, федеральный министр, руководитель Федеральной таможенной службы, Председатель Центральной избирательной комиссии.

    Признаки государственного служащего:

    1) Конкретные физические лица граждане РФ, иностранные граждане если предусмотрено законом

    2) Лицо замещающее государственную должность в органе государственной власти. Лица, работающее не в органах гос власти не являются гос служащими за исключением случаев установленных действующим законодательством, например воинские формирования или учреждения исполнения наказаний.

    3) Гос. служащий выполняет обязанности предусмотренные должностью государственной службы

    4) Получает за выполнение обязанностей денежное вознаграждение выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета

    5) Нанимателем является РФ или ее субъект (здесь отличие от трудовых отношений, потому что там работодатель наниматель)

    6) Гос. служащий соответствует квалификационным требованиям к должностям гос службы установленным действующим законодательством.

    7) Гос. служащему присваивается в порядке установленным законом классный чин, дипломатический ранг, воинское звание либо иное звание

    8) Выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в различных сферах.

    самое важное не путать госслужащего с лицами, которые замещают государственные должности!(не являются госслужащими и законы о госслужбе их деятельность не регулируют)

    должность госслужбы - это низовая структурная единица госмеханизма (его органов, воинских частей и т.п.)

    1) замещается на основе правоприминительного акта государственной администрации

    2) учреждается компетентным гос. органом (а не КРФ, ФЗ)!

    Гос.служащие: Президент РФ, судья,если федеральный, губернатор области (края), Председатель Совета Федерации, член комиссии Государственной Думы, Председатель Центральной избирательной комиссии

    НЕ ГОС СЛУЖАЩИЕ: ректор СПбГУЭФ, следователь прокуратуры, судебный пристав

    депутат Государственной Думы,

    Помощник Председателя Государственной Думы,

    федеральный министр,

    руководитель Федеральной таможенной службы,

    Махмудов, будучи руководителем структурного подразделения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, на рабочем месте призывал граждан, прибывших по служебному вопросу, к принятию ислама и присоединению к религиозному объединению. Те же действия он совершал в отношении сотрудников государственных учреждений.

    Может ли Махмудов быть привлеченным к ответственности или нести негативные последствия своих действий? Если да, то к какой ответственности? Укажите основания ответственности?

    Махмудов может быть привлечен к дисциплинарной ответсвенности за нарушение ст. 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ

    13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

    Согласно ст.57 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ к нему могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий:

    Статья 57. Дисциплинарные взыскания

    1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

    4) утратил силу. - Федеральный закон от 07.06.2013 N 116-ФЗ;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2,подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

    2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    Исходя из ст. 57 основанием привлечения к ответсвенности является нарушение законодательства о гос гражданской службе (Махмудов является госслужащим)

    Задача 3. Член Правительства РФ Х. является членом Совета директоров АО «Газпром» и кандидатом на выборную государственную должность. В его декларации о доходах и имуществе избиратели-сторонники КПРФ не обнаружили никаких сведений о доходах, полученных за работу в АО.

    Имеются ли основания у избирателей утверждать, что Х. не соблюдает законодательство РФ?

    Член Правительства РФ может быть членом Совета директоров АО «Газпром», как представитель Российской Федерации, согласно Постановлению Правительства РФ № 738 от 03.12.2004г. «Об управлении находящимися в федеральной собственностями акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»). Но при этом должен выполняться запрет, связанный с гражданской службой, установленный п.1 ч.1 ст.17 Закона РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно – участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Он также должен выполнять ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации, установленные ст. 11 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации». Следовательно, сведений о доходах, полученных за работу в Совете директоров АО «Газпром», у гражданина Х. быть не может, так как эту деятельность он мог выполнять только на бесплатной основе, без получения вознаграждения.

    Задача 4. Государственный служащий Ч., сотрудник Министерства экономического развития и торговли, опубликовал книгу с использованием служебных материалов (не имеющих грифов «секретно» или «для служебного пользования»). В книге имеются критические заключения в отношении решений и действий руководства министерства. Три четверти тиража книги были выкуплены концерном «Нефтяной альянс», и автор получил по авторскому договору гонорар в сумме 200 тыс. евро.

    Имеются ли в действиях Ч. признаки нарушения законодательства, в том числе – о государственной службе?

    В действиях госслужащего Ч. можно усмотреть признаки нарушения п.9 ч. 1 ст. 17 Закона № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части использования в книге служебных материалов, поскольку данный пункт устанавливает запрет на использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшей ему известными с связи с исполнением должностных обязанностей. Так как данный пункт содержит союз «или», то следовательно, установлен запрет ни использование любой служебной информации, а не только с грифом «секретно» или «для служебного использования». Определение понятия «служебная информация» не установлено действующим законодательством. В части допущения в книге критических заключений в отношении действий и решений руководства министерства нельзя это однозначно рассматривать как нарушение запрета, установленного п.10 ч.1 ст. 17 Закона № 79-ФЗ на недопущение публичных высказываний, суждений и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, поскольку в Постановлении Конституционного суда РФ № 14-П от 30.06.2011г. указано, что положение п.10 ч.1 ст.17 вышеуказанного Закона не может рассматриваться как не допускающее публичного выражения государственным служащим своего мнения, суждения, оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей. При оценке правомерности действий государственного служащего в этих случаях необходимо учитывать содержание допущенных им публичных высказываний, суждений или оценок, их общественную значимость и мотивы и другие факторы.

    Задача 7. Стеклова М. К., имеющая среднее специальное образование, поступила на федеральную государственную гражданскую службу и была назначена на должность категории «специалисты». Через 8 месяцев она обратилась с заявлением о переводе ее в смежное подразделение на вакантную вышестоящую должность категории «помощники (советники)».

    Определите квалификационные требования к лицам, поступающим на должности категории «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Возможно ли удовлетворить это заявление?

    В число требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей группы должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направления деятельности (без требований к стажу).

    В число квалификационных требований к должности «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей, а также «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей группы должностей входит наличие высшего образования.

    79 ФЗ: требования к стажу: на высшую группу должностей – не менее 6 лет; на главную – не менее 4 лет; на ведущие должности – не менее 2 лет.

    Задача 8. По результатам проведенной прокурорской проверки соблюдения в федеральных органах исполнительной власти законодательства о государственной гражданской службе, заместитель Генерального прокурора принес протест на следующие виды правовых актов, изданных руководителями федеральных органов исполнительной власти:

    а) распоряжение руководителя Федеральной антимонопольной службы о присвоении заместителю руководителя данной службы классного чина государственного советника Российской Федерации 3 класса;

    б) распоряжение руководителя Федерального архивного агентства о назначении К., окончившего образовательное учреждение высшего профессионального образования и не имеющего стажа гражданской службы на государственную должность руководителя отдела центрального аппарата данного агентства с присвоением ему классного чина советника гражданской службы 2 класса;

    в) приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отнесении должности секретаря-делопроизводителя к должностям государственной гражданской службы категории «специалисты».

    Проведите юридический анализ вышеназванных правовых актов на предмет их соответствия законодательству о государственной гражданской службе. В отношении каждой из указанных должностей определите ее категорию, группу, классный чин, квалификационные требования и порядок замещения должности.

    1. ФАС - федеральный орган исполнительной власти, чин гос советник 3го класса присваивается лицам, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы; в федеральных органах ИВ - чин гос. Своетник 1,2,3 класса присваивается Правительством, в иных федеральных органах – руководителем, требования – высшее образования, стаж не менее 4 лет.

    2 . первый классный чин для ведущей группы должностей – советник гражданской службы 3 класса. Нарушено требование к стажу.

    3. ФОИВ не относится к должностям гос. Гражд. службы

    Задача 9. Л. решил обратиться в суд с заявлением о признании незаконной статьи 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации в той мере, в которой она позволяет применять к военнослужащему, временно исполняющему обязанности по не занимаемой им воинской должности, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

    По мнению Л. эта часть нормативного правового акта нарушает предусмотренные пунктом 2 статьи 10, пунктом 10 статьи 28.2, пунктом 1 статьи 28.4, пунктом 1 статьи 28.5 и пунктом 10 статьи 28.6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" его права на объективную оценку результатов прохождения военной службы в занимаемой воинской должности, исправление и справедливую меру ответственности за совершенный дисциплинарный проступок, лишает возможности быть назначенным на высшие воинские должности.

    Л. полагает, что оспариваемая статья устава также противоречит абзацу девятому пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и не согласуется с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

    Дайте правовую оценку ситуации и определите, какое решение должен вынести суд.

    Согласно ст. 96 Дисциплинарного устава дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии - применяется один раз за время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности.

    По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке.

    Военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания в случае систематического нарушения исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.

    Суд должен отказать в удовлетворении заявления:

    В обоснование принятого решения суд указал, что ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, определен порядок возложения в связи со служебной необходимостью на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной или невакантной равной или высшей воинской должности, которую он не занимает. По смыслу данной правовой нормы, во взаимосвязи со ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, временное исполнение возложенных по приказу командира (начальника) обязанностей по не занимаемой воинской должности относится к тем обязательствам, которые принимает на себя военнослужащий при заключении контракта о прохождении военной службы.

    В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба является видом федеральной государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", согласно пп. 1 и 4 ст. 42 которого военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением прохождения военной службы в период нахождения в распоряжении командира (начальника).

    Согласно п. 2 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

    Кроме того, в силу ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при поступлении на военную службу по контракту военнослужащий принимает на себя обязательство в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, нарушение которых на основании ст. 28 и п. 1, 2 и 3 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

    Содержание правовых норм указывает на то, что в период пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой воинской должности на него в силу штатных должностных обязанностей может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, за неисполнение которых командование вправе привлечь его к дисциплинарной ответственности, в том числе прийти к выводу о несоответствии его занимаемой штатной воинской должности.

    Из изложенного следует, что установленное в ст. 96 Дисциплинарного устава положение о том, что дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии - применяется в период пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности, соответствует названным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.

    Что касается положений п. 2 ст. 10, п. 10 ст. 28.2, п. 1 ст. 28.4, п. 1 ст. 28.5 и п. 10 ст. 28.6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и абзаца девятого п. 1 ст. 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", то эти нормы, вопреки утверждению в жалобе, не предусматривают иных, отличных от указанных выше, прав и гарантий военнослужащего, временно исполняющего обязанности по воинской должности, которую он не занимает, при привлечении к дисциплинарной ответственности и применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, а также ограничений полномочий командиров и начальников, применяющих это взыскание.

    Задача 10.

    Виды государственной службы

    Органы, в которых проходят службу

    Виды чинов и званий

    Требования к служащему

    Гражданская

    Администрация, Правительство

      1 Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

      2 Служба внешней разведки Российской Федерации

      3 Федеральная служба безопасности Российской Федерации

      4 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

      5 Федеральная служба охраны Российской Федерации

      6 Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

      7 Управление делами Президента Российской Федерации

      8 Федеральная миграционная служба

      9 Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

      10 Федеральная служба по оборонному заказу

      11 Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

      12 Федеральное агентство специального строительства

      13 Федеральная служба исполнения наказаний

      14 Федеральная регистрационная служба

      15 Федеральная служба судебных приставов

      23 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

      24 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

      25 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

      26 Федеральное агентство по науке

      50 Федеральная налоговая служба

      52 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

      53 Федеральная служба по финансовому мониторингу

      56 Федеральная таможенная служба

      61 Федеральная антимонопольная служба и т.д.

    Должности федеральной гражданской службы высшей группы - Действительный государственный советник Российской Федерации 1,2,3 класса

    Главной- Государственный советник Российской Федерации 1,2,3 класса.

    Ведущей- Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2,3 класса

    Старшей- Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 ,2,3класса

    Младшей - Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2,3 класса.

    Обязанности ст 15 ФЗ№79

    Наличие высшего образовании для категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей

    В Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации

    В инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти

    В спасательных воинских формированиях ФОИВ, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

    В Службе внешней разведки РФ, Ворганах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях

    Войсковые:

    Высшие офицеры:

    Маршал Российской Федерации

    Генерал армии

    Генерал-полковник

    Генерал-лейтенант

    Генерал-майор

    Старшие офицеры:

    Полковник

    Подполковник

    Младшие офицеры:

    Старший лейтенант

    Лейтенант

    Младший лейтенант

    Прапорщики:

    Старший прапорщик

    Прапорщик

    Солдаты, сержанты,старшина

    Старшина

    Старший сержант

    Младший сержант

    Ефрейтор

    Корабельные:

    Высшие офицеры:

    Маршал Российской Федерации

    Адмирал флота

    Вице-Адмирал

    Контр-адмирал

    Старшие офицеры:

    Капитан 1-го ранга

    Капитан 2-го ранга

    Капитан 3-го ранга

    Младшие офицеры:

    Капитан-лейтенант

    Старший лейтенант

    Старший лейтенант

    Младший лейтенант

    Мичманы:

    Старший мичман

    Старшины,матросы:

    Главный корабельный старшина

    Главный старшина

    Cтаршина 1 статьи

    Cтаршина 2 статьи

    Старший матрос

    По контракту-соответствовать медицинским требованиям профессиональным психологическим по уровню его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

    По призыву-нет требований к образованию, только к физической подготовке и медицинским требованиям

    Служба в органах внутренних дел

    Главное командование внутренних войск

    Следственный департамент МВД России

    Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения(ГИБДД)

    Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ

    Главное управление по противодействию экстремизму

    Главное управление собственной безопасности

    Главное управление на транспорте

    Главное управление уголовного розыска

    Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции

    Департамент государственной службы и кадров

    Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий

    Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций

    Территориальные органы внутренних дел

    1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;

    2) младший начальствующий состав:

    а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;

    б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;

    в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;

    г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;

    д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;

    е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

    3) средний начальствующий состав:

    а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;

    б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;

    в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;

    г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

    4) старший начальствующий состав:

    а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;

    б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;

    в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;

    5) высший начальствующий состав:

    а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;

    б) генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;

    в) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;

    г) генерал полиции РФ

    Соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел;

    проходить ежегодно профилактическое медицинское обследование, а также по направлению медицинской организации либо уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование);

    поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование;

    Задача 11. Заполните карту сравнительного анализа

    Квалификац. *требования к стажу, квалификации, знаниям и навыкам*

    Способ замещения должности

    Должностные обязанности

    Срок замещения должности(фз№79)

    Руководители

    (высшая группа)**не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности

    Наличие знаний КРФ, ФКЗ,ФЗ Наличие навыков руководства структурным подразделением; практического применения нормативных правовых актов; разработки и управления проектами и т.д.

    Наличие высшего образования

    Без конкурса

    1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности2) назначение на должности и освобождение осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

    Соблюдать Конституцию РФ,ФКЗ,иные НПА РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

    2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

    3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

    4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

    5) соблюдать служебный распорядок центрального аппарата Ростехнадзора;

    Замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий

    Помощники

    (главная) не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности; Наличие высшего образования

    Назначаются на должность и освобождаются от нее представителем нанимателя

    Без конкурса - при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности

    Соблюдать К РФ, ФЗ, ФКЗ, иные НПА конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

    4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций

    5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

    6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

    Замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий руководителей;

    Специалисты

    (ведущая) не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности; Наличие высшего образования

    По результатам конкурса

    Ст.15 ФЗ №79 +обязанности возложенные отделом(все устанавливается конкретным регламентом)

    Замещаемые без ограничения срока полномочий

    Обеспечивающие специалисты

    (старшие и младшие) без предъявления требований к стажу

    Наличие высшего образования(только для главной и ведущей группы)

    Для старшей и младшей группы-наличие среднего профессионального образования

    По результатам конкурса

    Ст15ФЗ №79+ возложенные обязанности

    Замещаемые без ограничения срока полномочий.

    **Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131"О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих"



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация