Неоднократное продление срока конкурсного производства возможно лишь в исключительных случаях, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами. Продление конкурсного производства (Белоконь И., Лебедева

Главная / Квартира

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Зориной О.В.,

судей Гладышевой Е.В., Семеновой Т.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7255/2009) конкурсного управляющего открытого акционерного общества Межхозяйственная передвижная механизированная колонна “Знаменская“ Ф.И.О. на определение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2009 по делу N К/Э-86/05 (судьи Мельник С.А., Ваганова Т.А., Сорокина И.В.) об отказе в продлении конкурсного производства, принятое по делу о несостоятельности открытого акционерного общества Межхозяйственная передвижная механизированная колонна “Знаменская“,

при участии в судебном заседании:

от Государственного учреждения Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - представитель Матвеева О.Ф. (доверенность от 22.12.2008 N 40);

от конкурсного управляющего Кузьмина А.П. - представители Кучковский В.В. (доверенность от 09.09.2009), Юдин А.А. (доверенность от 09.09.2009),

установил:

решением Арбитражного суда Омской области от 10.01.2006 по делу N К/Э-86/05 открытое акционерное общество Межхозяйственная передвижная механизированная колонна “Знаменская“ (далее - ОАО МПМК Знаменская“, должник) признано несостоятельным банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утвержден Кузьмин А.П.

Определениями по делу от 03.04.2007, 21.08.2007, 18.03.2008, 19.08.2008, 17.02.2009, 11.08.2009 срок конкурсного производства продлевался. Согласно последнему определению от 11.08.2009 срок конкурсного производства установлен до 10.09.2009.

В судебном заседании от 15.09.2009, назначенном для рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, арбитражный управляющий заявил ходатайство о продлении срока конкурсного производство.

Суд первой инстанции определением по делу от 15.09.2009 в удовлетворении заявления отказал, назначил судебное заседание по рассмотрению отчета на 13.10.2009.

Отказ в продлении процедуры банкротства обоснован тем, что заявителем не представлено документов, безусловно свидетельствующих о том, что продление срока приведет к пополнению конкурсной массы и погашению требований кредиторов.

Конкурсный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2009 по настоящему делу в части отказа в продлении срока конкурсного производства отменить.

Заявитель жалобы указывает, что длительность процедуры конкурсного производства возникла не по причине ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей. По объективны причинам поиск и возврат имущества данного должника был затруднен.

Ссылается на то, что отказ в продлении срока не обоснован, поскольку в настоящее время идет реализация имущества должника на торгах, не окончено судебное разбирательств, связанное со взысканием неосновательного обогащения с ОАО “Карбышевское“ (дело N А46-16692/2009), предпринимаются меры по оформлению в собственность должника земельного участка, принадлежащего должнику на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В судебном заседании представители конкурсного управляющего доводы жалобы поддержали, просили принять новый судебный акт о продлении срока конкурсного производства.

От уполномоченного органа (ФНС России) получен отзыв на жалобу, в котором указано: что продление сроков конкурсного производства приведет к необоснованному увеличению расходов на проведение процедуры банкротства; в ходе проведения процедуры банкротства вырученные от реализации имущества денежные средства не были направлены на погашение требований кредиторов, а полностью пошли на компенсацию расходов конкурсного управляющего.

Присутствовавший в судебном заседании представитель кредитора Государственного учреждения Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ пояснил, что не возражает против продления сроков банкротства в отношении должника.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда по настоящему делу от 15.09.2009 в части отказа в продлении сроков конкурсного производства отмене не подлежит.

Поскольку конкурсным управляющим заявлено ходатайство о продлении процедуры конкурсного производства, введенной в отношении ОАО МПМК “Знаменская“ в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ без учета изменения и дополнений, внесенных Федеральными законами от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ и от 28.04.2009 N 73-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), при разрешении спора необходимо руководствоваться положениями этой редакции Закона.

Формирование конкурсной массы является обязанностью конкурсного управляющего (статья 131 Закона о банкротстве). Поэтому управляющий должен принимать все меры, направленные на выявление и возврат имущества должника. Поскольку процедура банкротства является срочной, предполагается, что мероприятия по формированию конкурсной массы должны быть проведены в сроки, предусмотренные законом для проведения конкурсного производства.

Из положений статей 2, 131 Закона о банкротстве следует, что целью проведения срочной процедуры конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника за счет конкурсной массы, сформированной из выявленного имущества должника.

В соответствии со статьей 124 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Продление срока конкурсного производства является крайней мерой, которая может иметь место только в случае, если конкурсным управляющим не были в полной мере реализованы полномочия по формированию конкурсной массы с целью максимального удовлетворения требований кредиторов.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.

Из материалов дела следует, что срок конкурсного производства в отношении ОАО МПМК “Знаменская“ продлялся 6 раз, в связи с чем общая положительность процедуры составила более трех с половиной лет.

Коль скоро целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, суд при разрешении вопроса об очередном продлении конкурсного производства должен оценить целесообразность такого продления, то есть наличие достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве требований кредиторов должника.

Вероятность такого рода может считаться установленной только при представлении в дело заявителем доказательств достаточного объема имущества должника для полного или частичного расчета с его кредиторами или доказательств обязательного поступления такого имущества к должнику в будущем в определенный и разумный срок.

В противном случае, затягивание процедуры банкротства может нарушить права кредиторов, в том числе вследствие необоснованного увеличения расходов на проведение процедуры банкротства, на что ссылается в отзыве на жалобу уполномоченный орган, по заявлению которого возбуждена процедура банкротства ОАО МПМК “Знаменская“. Кроме того, такое продление будет бессмысленным, поскольку все равно не приведет к полному или частичному удовлетворению требований кредиторов.

Поэтому при разрешении вопроса о продлении конкурсного производства следует оценить, с одной стороны, объективную реальность пополнения конкурсной массы, а с другой стороны - время, которое будет затрачено для совершения соответствующих мероприятий.

С учетом сказанного, суд апелляционной инстанции считает, что при наличии обстоятельств, на которые ссылается арбитражный управляющий, продление конкурсного производства в отношении должника нецелесообразно.

Так, право бессрочного (постоянного) пользования должника на земельный участок ничем не подтверждается, а документов о предоставлении земельного участка в пользование не представлено.

Кроме этого, в деле имеется письмо Администрации Знаменского муниципального района (л.д. 146 т. 4), в котором указано на невозможность приобретения должником в собственность земельного участка в связи с отсутствием у заявителя правоустанавливающих документов на него.

Возможность включения в конкурсную массу земельного участка заявителем не обоснована и с точки зрения установленного законом порядка обращения земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, в собственность.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ приобретение юридическими лицами указанных выше земельных участков производится в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. путем его выкупа.

Между тем, возможность выкупа земельного участка арбитражный управляющий не обосновал, так как наличие у должника достаточных денежных средств материалами дела не подтверждается. Стоимость земельного участка в случае его реализации также не указана, т.е. невозможно оценить возможность удовлетворения требований кредиторов за счет реализации такого имущества.

В отношении несостоявшихся торгов суд отмечает следующее.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 05.10.2009 торги были признаны несостоявшимися, за исключением имущества по лоту N 3, в связи с отсутствием заявок на участие в торгах.

Представитель конкурсного управляющего пояснил, что выставленное на торги недвижимое имущество включено в конкурсную массу должника на основании плана приватизации, иных документов, подтверждающих право собственности ОАО МПМК “Знаменская“ на данную недвижимость в деле нет.

Между тем, план приватизации не является достаточным доказательством наличия у должника права собственности на недвижимое имущество, выставленное на торги, поскольку индивидуализировать имущество на основании плана приватизации не представляется возможным.

В противном случае, конкурсный управляющий осуществил бы государственную регистрацию права собственности на это имущество в установленном законом порядке.

Однако этого сделано не было, несмотря на то, что имущество было включено в конкурсную массу в 2006 году (л.д. 68-69 т. 3).

При таких обстоятельствах ни право должника на указанное имущество, ни законность его реализации на торгах, судом установлены быть не могут.

Правом на реализацию данного имущества как иного объекта гражданских прав, конкурсный управляющий не воспользовался.

С учетом того, что спустя почти три года после того, как была проведена оценка, имущества, включенного в конкурсную массу, это имущество до сих пор не реализовано, возможность его реализации и получения денежных средств от такой реализации конкурсным управляющим не доказана.

Признание торгов несостоявшимися в связи с отсутствием покупателей в настоящем случае подтверждает вывод суда о нецелесообразности продления конкурсного производства.

К тому же в деле отсутствуют доказательства наличия объективных причин выставления имущества на торги спустя три года после включения его в конкурсную массу.

Конкурсный управляющий выявил это имущество своевременно, а доказательств наличия действий, направленных на легализацию данного имущества, в деле нет. Так, ни в судебном, ни в заявительном порядке право собственника должника на данное имущество не устанавливалось.

Наличие судебного разбирательства тем более не может рассматриваться судом как основание для продления конкурсного производства, поскольку при оценке доводов заявителя в соответствующей части суд не вправе давать оценку предъявленным требованиям о взыскании неосновательного обогащения.

На момент рассмотрения ходатайства дело N А46-16692/2009 не рассмотрено.

Срок рассмотрения данного дела с учетом права на обжалование заявителем не обоснован. Возможность исполнения судебного решения в разумные сроки конкурсным управляющим также не обоснована.

Внеочередные расходы на проведение процедуры при длительном рассмотрении названного дела могут сравняться с суммой взыскания.

Учитывая все сказанное выше, следует сказать, что никаких объективных доказательств возможности полного или частичного погашения требований кредиторов любой очереди конкурсный управляющий, подавая заявление о продлении срока конкурсного производства, не представил.

Поэтому продление конкурсного производства не отвечает принципу разумности и является нецелесообразным.

Апелляционную жалобу суд оставляет без удовлетворения.

Согласно статье 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Возможность обжалования определения об отказе в продлении срока конкурсного производства Законом о банкротстве не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве определения арбитражного суда, не предусмотренные статьями 50, 71, 100 названного Закона, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным.

Следовательно, поскольку определение суда первой инстанции об отказе в продлении конкурсного производства не предусмотрено АПК РФ, и возможность его обжалования Законом о банкротстве также не предусмотрена, настоящее постановление являются окончательным и обжалованию не подлежит.

Аналогичный порядок обжалования определения об отказе в продлении срока конкурсного производства установлен действующим законодательством (Законом о банкротстве с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 28.04.2009 N 73-ФЗ, от 19.07.2009 N 195-ФЗ).

На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2009 по делу N К/Э-86/05 в части отказа в удовлетворении ходатайства о продлении срока конкурсного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.

Председательствующий

О.В.ЗОРИНА

Е.В.ГЛАДЫШЕВА

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд (п. 1,2 ст. 53 , п. 1 ст. 124 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закон N 127-ФЗ). Сразу оговоримся, что данное решение может быть обжаловано (п. 4 ст. 53 Закона N 127-ФЗ).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (п. 2 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). Конкретный срок конкурсного производства указывается в упомянутом выше решении суда. Этот срок исчисляется с даты принятия решения суда, а если резолютивная часть решения была объявлена отдельно, то с даты ее объявления ().

Если конкурсное производство длится более 6 месяцев

Хотя изначально установленный срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, он может быть продлен. Но опять же не более чем на 6 месяцев. Для этого необходимо подать в суд ходатайство о продлении. Сделать это может лицо, участвующее в деле о банкротстве, к примеру, конкурсный управляющий (п. 2 ст. 124 , п. 1 ст. 34 Закона N 127-ФЗ).

По итогам рассмотрения ходатайства суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). При этом Закон не требует, чтобы сведения о продлении процедуры были опубликованы в .

Причины, по которым срок конкурсного производства может быть продлен, в Законе 127-ФЗ не поименованы. То есть в каждом отдельном случае обстоятельства дела рассматриваются в суде индивидуально и с учетом их судьи оценивают необходимость продления процедуры.

Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Максимальный срок конкурсного производства

На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена. То есть в общей сложности на конкурсное производство отводится год.

С другой стороны, прямого ограничения по продолжительности процедуры конкурсного производства в Законе 127-ФЗ нет. Более того, как разъяснял ВАС РФ, в определенных случаях возможно неоднократное продление срока указанной процедуры. В том числе для реализации имущества должника и завершения расчетов с кредиторами (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). При этом вынесенные судом определения о продлении должны быть обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 15 АПК РФ).

Соответственно, верхний предел для периода конкурсного производства законодательно не установлен.

Предприятия должника.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются:
  1. назначение специального лица (как правило, судом) для управления имуществом должника;
  2. отстранение должника от управления своим имуществом;
  3. приостановление индивидуальных требований кредиторов;
  4. возможность отказа в судебном порядке специальным лицом от сделок, совершенных должником до начала конкурсного производства;
  5. формирование конкурсной массы за счет всего имущества, принадлежащего должнику;
  6. удовлетворение претензий кредиторов за счет имущества, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленным приоритетом.

Сроки конкурсного производства

Процедура конкурсного производства открывается принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вводится сроком на один год , который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх этих сроков. Основанием для продления срока могут служить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить продажу имущества должника и расчеты с кредиторами.

Основанием для признания гражданина банкротом является неспособность исполнить денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов превышает стоимость имущества гражданина. При осуществлении процедуры банкротства свои требования к гражданину смогут предъявить также кредиторы по обязательствам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью, взысканием алиментов и иным обязательствам личного характера. Но если даже такие требования не будут предъявлены, они, в отличие от других обязательств гражданина, сохранят свою силу и после окончания процедуры банкротства.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
  • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
  • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;
  • исполнительные документы подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия этого решения, прекращаются. Страхователи (выгодоприобретатели) по прекратившимся имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который этот договор был заключен, и сроком, в течение которого он действовал.

Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать выплаты страховой суммы.

При осуществлении процедуры признания банкротом гражданина к нему должны быть предъявлены все требования по обязательствам, связанным с его ; одновременно могут быть заявлены и требования по другим обязательствам (о взыскании алиментов, возмещении причиненного вреда, по оплате коммунальных услуги т. п.). Признание банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, означает также, что утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Аналогичным образом утрачивает силу государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя в случае признания банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства. , признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Дело о банкротстве не может быть возбуждено повторно по заявлению гражданина в течение пяти лет после признания его банкротом.

Конкурсный управляющий

Конкурсный управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

В течение 5 дней с даты своего утверждения конкурсный управляющий обязан направить сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальное издание, определенной Правительством РФ, в настоящее время изданием является "Российская Газета".

Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляют:

  • комитет кредиторов или собрание кредиторов, которым конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию;
  • арбитражный суд, по требованию которого конкурсный управляющий обязан предоставлять все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Конкурсная масса

Конкурсная масса — все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога.

В конкурсную массу не входит:
  1. Имущество, изъятое из оборота .
  2. Имущественные права, связанные с личностью должника , в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.
  3. Социально значимые объекты (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения). Они продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.
  4. и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального , поскольку с момента введения внешнего управления или конкурсного производства оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если другое не предусмотрено соглашением арбитражного управляющего с клиентами. Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество этих ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, их возврат клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются в рамках процедур банкротства.

В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Удовлетворение требований кредиторов

Следует особо подчеркнуть, что требования кредиторов удовлетворяются не за счет непосредственно имущества, составляющего конкурсную массу (имущества и имущественных прав), а за счет денежных средств, вырученных от продажи этого имущества на торгах . При этом используется только один расчетный счет должника, остальные счета подлежат закрытию.

После продажи с торгов имущества должника, конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований в порядке очередности. Следует заметить, что до этого погашаются все внеочередные расходы :

  • судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о ;
  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
  • задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и в ходе конкурсного производства;
  • иные связанные с проведением процедур банкротства расходы;

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда (кредиторы первой очереди);

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (кредиторы второй очереди);

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (кредиторы третьей очереди).

Реестр требований кредиторов

Конкурсный управляющий (собственник, учредитель — если они исполняют обязательства должника) производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов , который закрывается по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Реестр требований кредиторов — документ, представляющий из себя перечень кредиторов, содержащий информацию об очередности удовлетворения и размере их требований. В соответствии с реестром требований кредиторов проходит голосование на собраниях кредиторов, а также расчеты с кредиторами. Ведет реестр арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг).

Особенности расчетов с кредиторами

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди .

Если после завершения расчетов с кредиторами осталось имущество, а кредиторы отказались от него для погашения своих требований и отсутствуют заявления собственника, учредителей (участников) о правах на него, то это имущество передается органам местного самоуправления по месту нахождения должника.

При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

В случае невозможности перечисления денежных средств на счет кредитора причитающиеся ему суммы вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника. Если кредитор не забирает эти средства в течение трех лет, то они поступают в федеральный бюджет.

Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению независимо от того, когда они были заявлены.

В качестве отступного может быть предоставлено только имущество, не обремененное залогом. Зачет требования и погашение требования предоставлением отступного допускаются только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Не допускается погашение требований с помощью новации обязательства.

Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.

Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право предъявить требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника, в течение 10 лет после окончания производства по делу о банкротстве.

После завершения расчетов по заявленным требованиям гражданин освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью , независимо от того, были, заявлены такие обязательства или нет. Что касается обязательств, не связанных с его предпринимательской деятельностью, то погашаются лишь заявленные и учтенные требования. Особенность последствия признания банкротом индивидуального предпринимателя, в отличие от банкротства юридического лица, состоит в том, что кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не предъявили свои требования до признания его банкротом, сохраняют право на их предъявление и после завершения процедуры банкротства.

Кроме того, не погашаются требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также другие требования личного характера независимо от того, были они заявлены при процедуре банкротства или нет.

Если в отношении должника не вводилось ни , ни , а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у него есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Если по обязательствам расплатились учредитель, собственники, то арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу.

Если этого не произошло и не было заключено мировое соглашение, то после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства .

Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляет это определение в орган, в который должны представляться необходимые документы для осуществления государственной регистрации предприятия-должника в связи с его ликвидацией.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника .

С момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник — ликвидированным .

1. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

2. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

3. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Ст. 124 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Правовым последствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом является открытие конкурсного производства. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Ранее действовавший Закон о банкротстве 1998 г. содержал отдельную главу VI, положения которой регулировали порядок принудительной ликвидации организации-должника по решению арбитражного суда. Цель конкурсного производства в соответствии с вновь принятым Законом о банкротстве не изменилась (в ст. 2 комментируемого Закона конкурсное производство определяется как одна из процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов), но суть самой процедуры имеет отличия от ранее применявшейся. Это касается, во-первых, очередности удовлетворения требований кредиторов; во-вторых, конкретных последствий открытия конкурсного производства; в-третьих, возможности исполнения обязательств должника собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве; в-четвертых, замещения активов должника в ходе конкурсного производства и др.

2. Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем данный Закон допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев (п. 2). Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий, в частности, от анализа финансового состояния должника, принятия мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, конкурсным управляющим. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд может вынести определение о продлении указанного срока.

3. По смыслу п. 2 комментируемой статьи по истечении годичного срока конкурсное производство может неоднократно продлеваться по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего. В частности, при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, срок конкурсного производства продолжается сверх 18 месяцев.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства (п. 2 ст. 127). Завершается конкурсное производство после рассмотрения отчета конкурсного управляющего. Следовательно, конкурсный управляющий вправе продолжать выполнять свои функции до непосредственного завершения конкурсного производства.

4. Определение о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация