Обязательная сертификация работ по охране труда и добровольная сертификация систем охраны труда. Iii. порядок проведения сертификации работ по охране труда в организациях Порядок проведения добровольной сертификации по ОТ

Главная / Квартира

Цели проведения сертификации организации работ по охране труда

Система сертификации организации работ по охране труда (ССОТ) направлена на создание работодателями условий по охране труда (для деятельности организаций на едином рынке труда Российской Федерации) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные условия труда в соответствии с действующим методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.

Функционирование ССОТ ставит двуединую цель:
- средствами и методами сертификации организации работ по охране труда способствовать улучшению условий труда;
- создать механизм экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда.
При этом решается задача обеспечения социальной защищенности работника и экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда.
ССОТ взаимодействует с системой социального страхования, которая обеспечивает социальную защиту работников и возмещение ущерба жизни и здоровью работников при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Страховые тарифы в фонд социального страхования при страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска. К страховым тарифам могут устанавливаться скидки и надбавки, которые напрямую зависят от состояния организации работ по охране труда. Предполагается, что установление надбавок к страховому тарифу будет жестко зависеть от наличия сертификата соответствия.
Политика государства в области охраны труда заключается в том, чтобы от системы компенсаций перейти к системе экономического стимулирования работодателя в создании здоровых и безопасных условий труда. Вкладывать деньги в охрану труда должно стать более выгодным, чем нести расходы на ликвидацию последствий, связанных с нарушениями требований охраны труда, и компенсации работникам за работу во вредных и опасных условиях труда.

Принципы проведения сертификации организации работ по охране труда

Сертификация организации работ по охране труда (СРОТ) является обязательной процедурой для работодателей (ст.212 Трудового кодекса РФ).

Организует и управляет сертификацией организации работ по охране труда Центральный орган Системы сертификации организации работ по охране труда - Всероссийский центр охраны труда.
Система сертификации организации работ по охране труда обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке (п.7 раздела 2 Положения о системе сертификации работ по охране труда в организациях).
Для осуществления СРОТ формируется сеть органов по сертификации (один в субъекте РФ) и испытательных лабораторий, которые должны быть аккредитованы в установленном порядке (из Правил аккредитации органов по сертификации, аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда от 10.12.2002 № 77).
Все финансово-экономические отношения строятся на договорной основе. Заявитель оплачивает расходы независимо от результатов СРОТ.
Участники ССОТ обязаны соблюдать конфиденциальность при проведении СРОТ.
Нормативная база проведения СРОТ – нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда. Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23. 05. 2000 № 399.

Стуктура системы сертификации организации работ по охране труда

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Система сертификации организации работ по охране труда (ССОТ) введена постановлением Минтруда РФ “О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях”.
Организационную структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:
1. Всероссийский центр охраны труда.
2. Центральный орган ССОТ (Центральные органы отраслевых подсистем).
3. Аккредитованные органы по сертификации. Аккредитация проводится в соответствии с Правилами аккредитации органов по сертификации. Постановление Минтруда от 10.12.2002 № 77.
4. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Аккредитация проводится в соответствии с Правилами аккредитации испытательных лабораторий. Постановление Минтруда от 10.12.2002 № 77.
5. Научно-методический центр сертификации организации работ по охране труда (НМЦ).
6. Комиссия по апелляциям.
7. Заявитель (организация).
Направления организации работ по охране труда, которые оцениваются при сертификации организации работ по охране труда
В соответствии с п. 6 Положения о системе сертификации работ по охране труда у работодателя объектами сертификации в ССОТ является организация работ по охране труда, в том числе:
- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
- деятельность службы охраны труда;
- работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.
Процедура подтверждения соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:
- оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
- оценку деятельности службы охраны труда;
- оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Сертификат соответствия организации работ по охране труда (Сертификат безопасности) (Приложение № 5 к Правилам сертификации работ по охране труда) устанавливает, что сертификат безопасности выдан на основании акта проверки и оценки организации работ по охране труда.
Правила сертификации работ по охране труда не предусмотрели формы акта проверки и оценки организации работ по охране труда. Но в общем случае акт должен включать: обеспечение охраны труда работодателем и работником, деятельность службы охраны труда, деятельность совместных комитетов (комиссий) по охране труда, деятельность уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, планирование и реализация мероприятий по охране труда, деятельность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, организация функционирования объектов повышенной опасности.

Деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации

Ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.
Деятельность работодателя оценивается на соответствие требованиям к работодателю, содержащимся в ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 212 ТК РФ по отношению к своим работникам работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
В этой статье содержится 22 позиции. Работодатель через локальные нормативные акты: приказы о распределении должностных обязанностей, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях передает свои права и полномочия в сфере охраны труда должностным лицам (руководителям и специалистам) организации.

Деятельность службы охраны труда

Организацию работ по охране труда в организации осуществляет служба охраны труда (далее - Служба). При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо на договорной основе эту деятельность могут осуществлять привлеченные организации или специалисты, имеющие право оказывать услуги подобного рода, зарегистрированные в органах государственной экспертизы условий труда и включенные в реестр организаций (специалистов) Департамента труда Кемеровской области.
Деятельность службы охраны труда оценивается на основании требований, содержащихся в Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации (постановление Минтруда от 08.02.2000 № 14). Численность Службы рассчитывается на основании Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (постановление Минтруда от 22.01.2001 № 10) с учетом последних изменений в ТК.
Служба охраны труда организации подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля. Планирование деятельности службы охраны труда осуществляется, в том числе, и на основании Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда от 27.02.1995 № 11) и других нормативных правовых актов.
Работники службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

Работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится согласно Положению о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 №12, Методическим указаниям по оценке травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда от 10.06.1999 МУ ОТ РМ 02-99 и нормативным документам, устанавливающим обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
При аттестации рабочих мест дается фактическая оценка состояния условий труда на рабочих местах:
- определяется класс условий труда;
- оценивается травмобезопасность;
- оценивается обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является необходимым этапом и предваряет сертификацию работ по охране труда. Орган по сертификации оценивает аттестацию рабочих мест по условиям труда на основании заключения государственной экспертизы условий труда по результатам аттестации. В орган по сертификации представляются: заключение государственной экспертизы условий труда; ведомости аттестации рабочих мест; карты аттестации рабочих мест, протоколы инструментальных замеров, план мероприятий по улучшению условий труда.
При необходимости, если при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда инструментальные замеры проводились испытательной лабораторией (центром), не аккредитованным в Минтруде, данные инструментальных замеров частично перепроверяются лабораторией, имеющей аккредитацию в Минтруде. Орган по сертификации оценивает аттестацию рабочих мест по условиям труда, проведенной организацией, с точки зрения качества проведения аттестации, соблюдения процедуры. Количество аттестованных рабочих мест (условно аттестованных) для целей сертификации не имеет значения.

Организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда

Данное направление оценивается в рамках оценки травмобезопасности при аттестации рабочих мест по условиям труда на основании анализа локальных нормативных актов (инструкций, положений, приказов, распоряжений, графиков, протоколов экзаменационных комиссий и т. п.) и соответствия их установленным нормативным требованиям охраны труда.

Организация деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда

Орган по сертификации проверяет наличие комитета (комиссии) по охране труда, план работы, обученность членов комиссии, эффективность работы.
В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа (ст. 218 ТК РФ).

Планирование и реализация мероприятий по охране труда

Орган по сертификации анализирует план мероприятий по охране труда, каким образом учитываются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, реалистичность выполнения мероприятий по срокам, обеспечение финансированием (включение в финансовый план организации, фактическую оплату мероприятий).

Организация функционирования объектов повышенной опасности

Орган по сертификации проверяет наличие разрешительных документов, наличие нормативных правовых актов, нормативных документов и локальных нормативных актов, содержащих требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности.

Порядок и процедуры сертификации организации работ по охране труда

Сертификация организации работ по охране труда включает следующие этапы:

Подача заявки на проведение сертификации организации работ по охране труда

Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение СРОТ в организации по форме приложения 3 к Правилам по сертификации. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку и принимает решение на проведение СРОТ. Орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения СРОТ. В случае принятия отрицательного решения заявителю направляют уведомление о невозможности проведения СРОТ с указанием причин такого решения.

Проведение проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда

Сертификацию организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям охраны труда осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. В период проведения проверки и оценки соответствия организации работ возможны корректирующие мероприятия, которые позволят привести проверяемую организацию работ по охране труда к нормативным требованиям.
Процедуру СРОТ осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.

Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям

Комиссия органа по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда составляет акт проверки организации работ по охране труда, в котором комиссия дает рекомендацию о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия. При отрицательных результатах анализа комиссия указывает причины отказа и доводит их до сведения заявителя.

Выдача сертификата безопасности

При положительных результатах проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение о выдаче и оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением 5 к Правилам проведения СРОТ. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов СРОТ, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.

Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда

Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при проведении СРОТ. По результатам проверки действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.
Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем организации работ по охране труда. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя и заинтересованных участников сертификации организации работ по охране труда.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных организаций работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

Рассмотрение апелляций

Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и экспертов по сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов безопасности и по другим вопросам сертификации организации работ по охране труда, в системе сертификации организации работ по охране труда формируется комиссия по апелляциям.
При возникновении спорных вопросов по сертификации организации работ по охране труда участник сертификации первоначально подает апелляцию в комиссию по апелляциям. В случае несогласия участника сертификации организации работ по охране труда с решением комиссии по апелляциям и при недостигнутом соглашении между членами самой комиссии по апелляциям жалоба подается в центральный орган отраслевой подсистемы ССОТ, ЦО ССОТ либо, при невозможности разрешения спорного вопроса, в Департамент трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития.

Добровольная сертификация

Сертификация – одна из форм подтверждения соответствия. Кроме сертификации, оценка соответствия может проводиться в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, декларирования, лицензирования, аудита и в иной форме.
Формы подтверждения соответствия могут быть обязательными - государственный контроль (надзор), приемка и ввод в эксплуатацию строительного объекта, регистрация; только добровольными – внутренний аудит, мониторинг. Но в большинстве случаев формы подтверждения соответствия – смешанные. В дополнение к обязательной форме, по выбору субъекта, могут применяться и добровольные. К таким, например, относятся: аудит, декларирование, сертификация.
Выше была рассмотрена обязательная сертификация организации работ по охране труда, проводимая на основе национальных стандартов, положения и правил, введенных постановлением Минтруда РФ от 24.04.2002 № 702-Р «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях». Кроме обязательной сертификации, организация может проводить добровольную сертификацию работ, обеспечивающих безопасность труда: системы управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, являющихся частью системы управления качеством и системы управления деятельностью организации.
Система управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью в большей степени рассматривает вопросы профессиональной безопасности и здоровья. Задачи, связанные с обеспечением безопасности продукции и услуг, решаются в рамках системы управления качеством и системы управления деятельностью организации.
Обязательная сертификация ставит своей целью реализацию государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством. Иначе говоря, обязательная сертификация может подтвердить соответствие объекта (работ по охране труда) минимально установленным в нормативных правовых актах требованиям.
Добровольная сертификация в международных сертифицирующих органах «ТЮФ Рейнланд/Берлин-Бранденбург», «Прайсуотерхауз Куперс» и др. предполагает достижение цели более высокого уровня: имея базой реализацию минимальных требований, организация вырабатывает собственную политику в области охраны труда. Исходя из целей, определенных в политике, организация разрабатывает систему управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, основополагающим принципом которой является постоянное, последовательное улучшение условий труда, минимизация и исключение рисков, связанных с трудовой деятельностью.
Важнейшим этапом в реализации политики в области охраны труда является идентификация опасностей или рисков. Приступить к идентификации опасностей можно только при наличии налаженных процедур получения информации об опасностях, вовлечения в этом процесс максимального числа работников организации; нормативной базы, содержащей критерии (нормативы) опасностей (вредных факторов рабочей среды и опасных производственных факторов и, так называемого, «человеческого фактора»).
Продолжение идентификации - определение характеристик опасностей (абсолютных значений) по соответствующим методикам, сравнение с критериями (нормативами) и, по возможности, численное определение опасности (класс условий труда, по факторам рабочей среды, факторам трудового процесса, по опасным производственным факторам и др.).
Другими важными этапами в реализации политики в области охраны труда являются создание и поддержание (актуализация) нормативной базы документов.
Здесь были приведены только некоторые наиболее важные элементы системы управления охраной труда, но, в действительности, как количество элементов системы, так и их ранжирование определяет сама организация. Можно напомнить, что в систему, как правило, входят, кроме названных элементов: распределение обязанностей (назначение ответственных); внедрение и обеспечение функционирования выбранных направлений; обучение и уведомление персонала; мониторинг функционирования системы; внутренний и внешний аудит; документирование процедур; аттестация рабочих мест по условиям труда и т.д.
Предполагается, что для каждого направления (элемента) системы будет разработан стандарт организации, который содержит набор и описание операций (алгоритм действий) для обеспечения функционирования как отдельного элемента, так и системы в целом. Например, стандарт организации «актуализация нормативной базы» должен включать направления: создание и поддержание перечня нормативных правовых актов (НПА), регистрация отмененных НПА, изменения в действующих НПА, поступление новых НПА, издание пресс-релизов, доведение информации до заинтересованных сторон и лиц, пополнение нормативной базы (прием заявок, пожеланий от должностных лиц и структурных подразделений), анализ работы с НПА и т. п.
Наличие стандартов позволит формализовать функционирование системы и тем самым облегчить ввод в действие направлений, их функционирование, документирование процедур и элементов системы, контроль за выполнением процедур, проведение анализа функционирования, выработку рекомендаций - иначе говоря, обеспечить работу системы управления охраной труда и добиваться целей, определенных в политике организации в области охраны труда.
Очень важным обстоятельством является то, что для выхода предприятия на международный рынок целесообразна его сертификация на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9000 (Система управления качеством), ISO 14000 (Система управления окружающей средой), OHSAS 18000 (Система управления профессиональной безопасностью и здоровьем). Сертификация позволяет предприятию обеспечить высокое качество продукции с одновременным решением проблем промышленной и экологической безопасности, повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность предприятия.
Для стран, членов Всемирной торговой организации, существует неписаное правило, которое предписывает иметь международные сертификаты. Организациям (предприятия), не имеющим международных сертификатов указанных выше серий, очень трудно продвигать свою продукцию на международных рынках товаров и услуг.
Для международных сертифицирующих органов установлено правило, в соответствии с которым сертифицировать организацию на соответствие требованиям международных стандартов в области охраны труда можно только при наличии национального сертификата безопасности (соответствия). Действует общий принцип: добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Таким образом, обязательная сертификация организации работ по охране труда становится необходимым этапом для получения международного сертификата на основе стандартов серии OHSAS 18000.

Сертификация соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых на предприятии (в организации) работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Система сертификации работ по охране труда - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию работ по охране труда в организациях в соответствии с государственными нормативными требованиями по охране труда.

Сертификация работ по охране труда предназначена для подтверждения соответствия условий и охраны труда на предприятии или его подразделениях нормам и требованиям.

Сертификация необходима для оценки состояния условий и охраны труда на предприятии при подготовке предложений об отнесении его к классу профессионального риска, как предусмотрено п. 3 ст. 21 Федерального закона № 181 -ФЗ. Объекты сертификации - это работы на предприятии по всем видам экономической деятельности в соответствии с классификацией отраслей экономики по классам профессионального риска.

Основную организационную роль в системе сертификации выполняют Минтруд РФ и Госстандарт России как орган исполнительной власти, ведающий всей системой стандартизации в стране, включая Систему стандартов безопасности труда (ССБТ), организующий и осуществляющий работу по сертификации средств индивидуальной защиты, а также аккредитующий органы по сертификации и испытательные измерительные лаборатории.

Сертификация на предприятиях проводится непосредственно специалистами территориальных органов по сертификации с обязательным участием специалистов-экспертов, прошедших подготовку в научно-методическом центре и аттестованных в установленном порядке.

Сертификация работ на предприятии осуществляется комиссией, формируемой руководителем органа по сертификации, посредством проверки и оценки соответствия работ установленным государственным нормативным требованиям.

Процедура подтверждения такого соответствия включает в себя:

· оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасности условий труда на предприятии;

· оценку деятельности службы охраны труда;

· оценку деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда;

· проверку предприятия и качества обучения по охране труда работников предприятия, проведения инструктажей и проверки знаний норм и инструкций по охране труда;

· проверку обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты в производствах с вредными и опасными условиями труда;

· проверку наличия на объектах повышенной опасности, подконтрольных органам государственного надзора, разрешительных документов (лицензий, гигиенических заключений, сертификатов, декларации безопасности и т.д.);

· проверку материалов и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

· проверку наличия и качества программ или планов мероприятий по улучшению условий и охране труда.

Кроме того, сертификация работ по охране труда является по существу подведением итогов деятельности работодателя и коллектива предприятия по обеспечению безопасности труда. Поэтому при сертификации следует учитывать состояние производственного травматизма как в целом по предприятию, так и в отдельных его подразделениях, а также уровень профессиональной заболеваемости. В связи с этим необходимо провести проверку качества расследования несчастных случаев на производстве, эффективности и своевременности выполнения мероприятий, которые устраняют причины, выявленные при расследовании этих случаев, а также мероприятий по профилактике травматизма на производстве.

Орган по сертификации работ по охране труда, выдавший предприятию сертификат безопасности, обязан не реже одного раза в год проводить инспекционный контроль сертификации работ для установления их соответствия требованиям, подтвержденным при сертификации. По результатам инспекционного контроля составляется акт, который прилагается к сертификату безопасности. В акте делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

В тех случаях, когда при инспекционном контроле выявляются допущенные отклонения от требований охране труда, действие сертификата может быть приостановлено либо отменено.

Расходы предприятия на сертификацию работ по охране труда не должны быть большими, так как за короткое время они должны быть компенсированы, прежде всего, за счет скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, предприятие, получившее сертификат безопасности, поддерживая на должном уровне достигнутые результаты, касающиеся соблюдения требований в течении 5 лет (срок действия сертификата безопасности), имеет возможность постоянно сокращать потери рабочего времени за счет снижения и полной ликвидации производственного травматизма с временной утратой трудоспособности пострадавших.

Контрольные вопросы:

1. Назовите цели, задачи и порядок сертификации работ по охране труда в организациях.

2. Перечислите основные положения системы сертификации работ по охране труда в организациях.

3. Назовите органы по сертификации.

4. Какие предъявляются требования к испытательным лабораториям?

5. Какие предъявляются требования к органам по сертификации?

6. Расскажите о порядке подачи заявления на сертификацию и порядке ее прохождения.


Похожая информация.


В системе управления охраной труда есть много процедур требующих выполнения. Раньше в РФ существовала обязательная сертификация работ по организации охраны труда. Данное требование даже прописывалось в Трудовом кодексе. В 2010 данная система сертификации была отменена.
Давайте разберемся, существует ли сейчас сертификация в области охраны труда.
Главным законом регламентирующем понятия и порядок сертификации в Российской Федерации является Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Сертификация предназначена для подтверждения соответствия объектов требованиям тех.регламентов, документации по стандартизации, условиям договора. Объектами сертификации могут быть продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги.
Сертификация бывает обязательной и добровольной. Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Единый перечень такой продукции представлен в Постановлении Правительства от 1 декабря 2009 г. N 982 . Сертификаты продукции необходимы для отсеивания недоброкачественных и даже опасных для жизни и здоровья человека товаров.
Добровольная сертификация исходя из названия является свободным выбором той или иной компании. Предназначена она для улучшения имиджа продукции, услуг, персонала.
Работу по сертификации осуществляют органы сертификации. Для тех, кто будет заниматься обязательной сертификации, требуется получение аттестата аккредитации, добровольной сертификацией – по желанию. Для регистрации системы добровольной сертификации юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявку с приложением требуемых документов в Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию - Росстандарт. Также регистрацию в системе добровольной сертификации необходимо оплатить. Для системы сертификации может быть назначен свой уникальный знак соответствия.
Главным отличием обязательной сертификации от добровольной является то, что в первом случае применяется подтверждение соответствия требованиям Технических регламентов таможенного союза, России, ГОСТ Р. Тогда как в добровольной могут быть выбраны любые значимые параметры. Впрочем, добровольная сертификация по ГОСТ Р тоже популярна.
Все действующие системы добровольной сертификации входят в единый реестр. Всего в реестре 1353 позиции. Реестр расположен на сайте Росстандарта . Нашим читателям мы предлагаем ознакомиться с этим реестром в более наглядном виде, который был специально подготовлен для данной публикации. (реестр в .pdf , в .xlsx файлах - качайте, в таком виде реестр Вы больше нигде не найдете!)

Ознакомившись с реестром, можно заметить что в нём присутствуют и сертификация в сфере охраны труда . Вот перечень из реестра основных и наиболее "известных" систем сертификации по охране труда:

1. Система добровольной сертификации соответствия организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками "Профессиональная безопасность"
Рег. номер: РОСС RU.М982.04ФЖП0.
Знак соответствия:
Организация: Межрегиональная Ассоциация содействия обеспечению безопасных условий труда "ЭТАЛОН", г. Москва (ОГРН 1047796296536)
Организация работ по охране труда и управлению профессиональными рисками, системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы управления охраной труда, персонал, эксперты.

2. Система добровольной сертификации работ по охране труда в организациях на территории Российской Федерации
Рег. номер: РОСС RU.З476.04ИЮ00.
Знак соответствия:
Организация: ООО "СП Дебют" (ОГРН 1025005334023), г. Сергиев Посад
Область распространения системы:
Работы по охране труда

3. Система добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (СДСОТ)
Рег. номер: РОСС RU.И493.04ЕЛ00.
Знак соответствия:
Организация: СНО «Национальная ассоциация центров охраны труда» (ОГРН 1057746566558), г. Москва.

Область распространения системы:
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, выполняющие работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и производственного контроля, система управления охраной труда в организации, работники служб охраны труда, специалисты по охране труда в организациях, предприятиях и отдельных физических лиц, выполняющих работы в области охраны труда, работники служб охраны труда, специалисты по охране труда, образовательные программы, учебные планы, издания повышения квалификации специалистов для подготовки специалистов высшего и среднего образования в области охраны труда, промышленной безопасности, менеджмента, методов профилактики стресса, технической учебы, машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

4. Система добровольной сертификации в области охраны труда
Рег. номер: РОСС RU.В516.04ЛГ00.
Знак соответствия:
Организация: ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Росздрава (ОГРН 1027739708358), г. Москва
Область распространения системы:
Организации, оказывающие услуги по обучению и проверке знаний требований охраны труда, по обучению и проверке знаний специалистов измерительных лабораторий и экспертных комиссий, персонала организаций (предприятий) по аттестации рабочих мест по условиям труда и других заинтересованных лиц, независимо от форм собственности и организационных форм, принимающих участие в решении задач охраны труда, организации, выполняющие работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и производственного контроля, система работ по охране труда в организации, персонал (работники) служб по охране труда, специалисты по охране труда, образовательные программы, учебные планы, издания повышения
квалификации специалистов для подготовки специалистов высшего и среднего образования в области охраны труда, промышленной безопасности, менеджмента, методов профилактики стресса, технической учебы, машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

5. Система добровольной сертификации организаций, продукции, технологических процессов и работ в области охраны труда
Рег. номер: РОСС RU.З1011.04ЖЗН0.
Знак соответствия:
Организация: ЧОУ "Санкт-Петербургский институт промышленной безопасности и охраны труда" (ОГРН 1127800005497), г. Санкт-Петербург.
Область распространения системы:
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда,выполняющие работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и производственного контроля, системы управления охраной труда в организациях, работники служб охраны труда, специалисты по охране труда и иных работников, образовательные программы, учебные планы, издания повышения квалификации специалистов (в том числе рабочих профессий) для подготовки специалистов высшего и среднего образования в области охраны труда, промышленной безопасности, менеджмента, методов профилактики стресса, технической учебы, машины, механизмы и другой производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

6.Система добровольной сертификации организации работ и услуг в сфере охраны труда в организациях (СДС-ОТ)
Рег. номер: РОСС RU.О1311.04ВЮ03.
Знак соответствия:
Организация: ЧОУ ДПО "Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства" (ОГРН 1027810244087), Санкт-Петербург
Область распространения системы:
Системы управления охраной труда в организациях, системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента.

На официальных сайтах представленных организаций расположена информация по сертификации. Где-то в достаточной степени, а где-то её и вовсе нет.

1) По системе сертификации на сайте «ЭТАЛОН» имеется только положение о системе .

2) Официального сайта ООО «СП «Дебют», которой принадлежит Система добровольной сертификации работ по охране труда в организациях на территории Российской Федерации, мы не смогли найти вообще.

3) На сайте у СНО «Национальная ассоциация центров охраны труда» есть реестр правил и стандартов , есть реестр сертифицированных специалистов в СДСОТ, реестр испытательных лабораторий, аккредитованных в СДСОТ от 2015 года и есть график проведения инспекционного контроля сдсот на 2014 год!

4) На сайте ФГБУ "ВНИИ ТРУДА" МИНТРУДА РОССИИ, бывшее название ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» представлена информация только по обязательной сертификации средств индивидуальной защиты и ни слова про Систему добровольной сертификации в области охраны труда.


5) Интересный факт - под ОГРН 1127800005497 на сайте налоговой числится ЧОУДПО "ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ", которое в 2015 году прекратило своё существование. А в реестре добровольных систем сертификаций под этим же ОГРН указана компания ЧОУ "СанктПетербургский институт промышленной безопасности и охраны труда", которая в 2013 году зарегистрировала систему добровольной сертификации организаций, продукции, технологических процессов и работ в области охраны труда. Существует сейчас система не на бумаге? Сложно сказать.


6) На сайте ЧОУ ДПО "Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства" представлен только Перечень организаций - держателей Сертификатов соответствия организации работ по охране труда. В перечне 80 организаций и у всех срок действия сертификата истек.
Подведем итоги:
В настоящий момент в России, на наш взгляд, нет какой-либо действительно популярной и престижной добровольной системы сертификации по охране труда. Большинство из них скорее мертвы, чем находятся в активной фазе своего развития. Степень доступности исчерпывающей информации по этим системам минимальна.

Аналогичная судьба была и у обязательной системы сертификации организации работ по охране труда, действовавшей в период с 2002 года по 2010 год. В память об этом славном периоде, когда государственная политика свелась к реализации персональной мечты отдельных лиц сертифицировать все организации страны (или создать огромный спрос на контролируемые услуги), портал сайт положил в основу "ССОТ- сообщество специалистов по ОТ".

Также стоит отметить, что за весь период постсоветской России действительно неотъемлемым атрибутом крупной успешной компании, особенно поставляющей свою продукцию на внешние рынки, стала сертификация на соответствие международному стандарту по охране труда OHSAS 18000 . О том, во что в последние годы превратилась такая сертификация мы расскажем в нашей следующей публикации.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентирует, что обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

– создание и функционирование системы управления охраной труда;

– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников (смотрите статьи 24 и 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании");

– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Ознакомьтесь с положениями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами";

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Ознакомьтесь с положениями постановления Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";

– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

– проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (смотрите Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");

– в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

– предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

– расследование и учет в установленном законом порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 229.2 ТК РФ);

– санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

– беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законом сроки;

– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

– ознакомление работников с требованиями охраны труда;

– разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Сертификация работ по охране труда в организациях ранее проводилась в соответствии с Положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года № 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (утратило силу, как мы указали ранее).

Свою деятельность орган по сертификации ранее осуществлял в соответствии с Положением, разработанным на основе Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 77 "Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий" (утратило силу).

Данные документы утратили силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года № 779н "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда Российской Федерации и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям" (далее – Приказ № 779н).

При этом установлено, что аттестаты аккредитации, выданные испытательным лабораториям до вступления в силу Приказа № 779н, действуют до окончания их срока действия.

Анализируя данные изменения законодательства, следует сказать, что после издания Приказа № 779н в нашей стране осталась только добровольная система сертификации работ по охране труда.

Конечно, как представляется большинству населения, такие изменения приведут к тому, что работодатели просто не будут прибегать к этой сертификации. Однако это ошибочное мнение, ведь исходя из целей такой сертификации можно говорить, что работодателям "выгодно" обладать достаточной информацией о качестве и законности своих действий по созданию безопасных условий труда во избежание ответственности в данной области.

Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, которые включают в себя:

– деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

– деятельность службы охраны труда;

– работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

– организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается органами сертификации по следующим критериям:

– степени вредности и опасности;

– степени травмобезопасности;

– обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Сертификация работ по охране труда в организациях включает, как правило, следующие этапы:

1) подача заявки на проведение сертификации по охране труда в организациях;

2) проведение проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации;

3) анализ результатов проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

4) выдача сертификата безопасности (при условии положительного решения).

Положение о системе сертификации работ по ОТ в организациях

Замечание 1

Работодатель должен обеспечить сертификацию работ по ОТ в своей организации соответственно федеральному закону «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовому кодексу РФ.

Документ, который удостоверяет соответствие работ по ОТ, проводимых организацией, установленным государственным нормативным требованиям ОТ, носит название сертификата соответствия работ по ОТ (или коротко – сертификата безопасности).

Основная цель ССОТ (системы сертификации работ по ОТ) состоит в содействии последовательному решению проблем создания безопасных и здоровых условий труда, которое основывается на достоверной оценке, а также учете результатов сертификации в условиях экономической заинтересованности руководителей в улучшении условий труда с помощью методов и средств сертификации.

Организацией работ по сертификации работ по ОТ в организациях занимаются:

  • Министерство труда и соцразвития РФ;
  • Государственный комитет РФ по метрологии и стандартизации;
  • различные органы исполнительной власти – федеральные и по труду субъектов РФ.

К объектам сертификации в ССОТ относятся работы по ОТ, которые выполняют организации вне зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм, к которым принадлежит:

  • деятельность работодателя в области обеспечения безопасных условий труда;
  • деятельность службы ОТ;
  • работа по проведению аттестации рабочих мест;
  • проведение инструктажа по ОТ работников и проверка их знаний требований ОТ.

Для сертификации работ по ОТ формируется сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке.

В состав комиссий органов по сертификации входят эксперты по сертификации, которые аттестованы на право проведения работ по сертификации.

Деятельность ССОТ обеспечивает организационная структура, которая состоит из:

  • Минтруда России;
  • центрального органа ССОТ, который определяется Минтрудом России;
  • аккредитованных органов по сертификации;
  • центральных органов отраслевых подсистем ССОТ;
  • аккредитованных испытательных лабораторий.

Функции органов по сертификации

  • ведут базу нормативных правовых актов, которые необходимы для сертификации работ по ОТ в организациях;
  • проводят сертификацию работ по ОТ в организациях по заявкам заявителей;
  • оформляют и выдают сертификаты безопасности;
  • выполняют инспекцию сертифицированных работ по ОТ;
  • могут приостановить или отменить действия сертификатов безопасности;
  • представляют по требованию заявителя необходимую информацию;
  • ведут банк данных организаций, которые обладают сертификатом безопасности;
  • подготавливают и представляют в центральный орган ССОТ отчетную информацию и другие сведения, необходимые для включения в государственный реестр объектов и участников сертификации работ по ОТ.

Функции испытательных лабораторий

Испытательные лаборатории занимаются:

  • осуществлением оценки параметров опасных и вредных производственных факторов для сертификации работ по ОТ;
  • выдачей протоколов измерений (оценок) для сертификации работ по ОТ.

Правила сертификации работ по ОТ

Правила соответствуют основным положениям закона «Об основах ОТ в РФ», закону «О сертификации продукции и услуг», правилам по проведению сертификации в РФ, правилам сертификации работ и услуг в РФ.

Определение 1

Объекты сертификации – работы по ОТ, которые выполняются организациями независимо от того, к каким организационно-правовым формам и формам собственности они относятся.

Работы по ОТ сертифицируются органами по сертификации, которые выдают сертификаты безопасности.

При проведении сертификации работ по ОТ в организациях осуществляется проверка и оценка соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению ОТ государственным нормативным требованиям ОТ, учитывая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по ОТ в отраслях экономики.

Оплачивается работа по сертификации работ по ОТ руководителем организации.

Сертификация работ по ОТ состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявки на проведение сертификации работ по ОТ, ее рассмотрение и принятие решения.
  2. Проверка и оценка соответствия работ по ОТ установленным государственным нормам ОТ.
  3. Анализ полученных результатов, принятие решения о выдаче сертификата безопасности.
  4. Выдача сертификата безопасности.
  5. Инспекцию сертифицированных работ по ОТ.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация