Обязательное указание остаточного срока годности. В. Н. Кухаркин М. П. (личная подпись). Срок годности продуктов питания по госту

Главная / Квартира


Одна из актуальных проблем, которая затрагивает практически всех производителей и покупателей – срок годности товара. Для каждой категории продуктов она составляет разные цифры. Важно знать и понимать, что ошибки в дате дозволенного употребления продукта приводят к негативным последствиям и санкциям, согласно законодательству.

Остаточный срок годности на момент поставки продуктов питания по 44 ФЗ

Данный период времени устанавливается в случаях, если некоторые качественные характеристики продукции были утрачены. К примеру, вследствие нарушения условий хранения.

Тогда продуктовое изделие выставляется на аукцион, реализуясь в соответствии с процентом остаточного периода срока годности. Как правило, он составляет до 80%.

Следует знать, что, несмотря на данные законодательства, не желательно указывать остаточный срок годности в процентах.

Еще стоит помнить про такие продукты, как мед. Официально равен одному году, но это касается лишь лечебных свойств. Вкусовые же качества сохраняются практически без изменений, чем и пользуются недобросовестные продавцы.

Правила и сроки хранения продуктов питания

Все товары подразделяются на три категории. В соответствии с этим варьируется и время возможного употребления продуктовых изделий:

  • особо скоропортящиеся – время хранения которых составляют от 6 до 72 часов. Такую продукцию следует держать в холодной температуре, максимум +6°С;
  • скоропортящиеся – температура хранения которых также не превышает +6°С, однако период употребления составляет от 3 до 30 дней;
  • нескоропортящиеся – позволено хранить более месяца.

Срок годности продуктов питания по ГОСТу

Период возможного использования продуктовых изделий зависит от того, к какой категории они относятся. Разберём подробно каждую группу.

Особо скоропортящиеся:

  • молочная продукция (максимум – 36 ч.);
  • мясная продукция (до 48 ч.);
  • рыба замороженная (до 48 ч.) и охлаждённая (до 24 ч.) при температуре 0 до -2°С;
  • торты (до 72 ч.);
  • заправленные салаты (до 12 ч.);
  • пирожные (максимум – 36 ч.).

Пример особо скоропортящегося продукта — яйца. И про срок годности вареных яиц (равно как и сырых) можно почитать .

Скоропортящиеся:

  • топлёное молоко (до 5 дн.);
  • сыр (максимум – 5 дней);
  • варёная колбаса (не более 10 дн.);
  • обработанный при помощи температуры творог (до 5 дней).

К нескоропортящимся относятся:

  • консервы;
  • макароны;
  • крупы;
  • карамель;
  • некоторые виды овощей;
  • смеси в сухом виде.

Все перечисленные числа характерны для продукции, упаковка которой не была нарушена в процессе экспорта.


Как определить срок годности продуктов питания?

Определяется период возможного применения продуктового изделия в соответствие с датой, указанной на упаковке продукции. Момент начала приемлемого употребления – это день самого изготовления.

Если готовое продуктовое изделие состоит из нескольких компонентов, то время хранения определяется в зависимости от определённых дат возможного применения этих составляющих.

Таким образом, необходимо всегда следить за тем, что именно лежит на прилавках магазина, ведь любое несоответствие нормам влечет негативные последствия.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Читать больше

С бумом популярности криптовалют и ростом их стоимости появилось много желающих заработать на них. Рассмотрим в нашей статье с чего начать заработок в сфере ICO и с какими рисками связана данная деятельность. 1 С чего начать?2 Заработок на ICO3 Риски С чего начать? Перед тем как начать зарабатывать на ICO необходимо рассмотреть способы заработка в данной сфере. Существует пять способов заработка...

Причиной большого количества обращений в судебные органы считается нарушение потребительских интересов. Если претензия направлена непосредственно в адрес продавца или другого лица, предоставляющего какие-либо услуги, то покупателям остается для собственной защиты обращаться за помощью к судебным инстанциям. Для этого составляется соответствующее обращение с просьбой разобраться в сформировавшейся...

Российское государство заинтересованно в поддержании эпидемиологической безопасности в стране. Для этих целей в законодательстве РФ существует положение, которое обязует все предприятия (организации, компании, фирмы), а также индивидуальных бизнесменов получать на свой вид деятельности специальный сертификат соответствия установленным эпидемиологическим и санитарным нормам. 1 Виды санитарно...

В некоторых случаях, при разрешении гражданско-правовых споров, требуется назначение строительно-технической экспертизы. Ведь суд не обладает специальными познаниями в данной области. К тому же, высказывание собственных суждений, является субъективным и может поставить под сомнение объективность и справедливость принятого решения. Таким образом, строительная техническая экспертиза представляет...

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

По мнению Департамента, учитывая, что требования заказчиков об остаточном сроке годности медицинских изделий, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и количества участников закупок, остаточный срок годности таких товаров, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению.

Аналогичной позиции придерживается ФАС России.

Так, согласно письму от 31 октября 2014 г. N АЦ/44495/14 вопрос о возможности или невозможности применения тех или иных формулировок в технической документации по указанию срока годности необходимо рассматривать в зависимости от товарных рынков, на которых происходит закупка. Так, например, для некоторых медицинских изделий срок годности (службы) может быть установлен и определен производителем конкретной датой, а для некоторых — срок годности (службы) начинается с момента ввода медицинского изделия в эксплуатацию.

При прочих равных характеристиках закупаемых товаров одного товарного рынка заказчику необходимо обосновывать требуемый остаточный срок годности, который не может быть меньше срока, в период которого заказчик планирует использовать (применить) товар по назначению. Если заказчик устанавливает в документации требования к остаточному сроку годности товаров, то такой срок целесообразно определить периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо конкретной датой, до которой эти товары должны сохранять пригодность.

По мнению ФАС России, в целях снижения антиконкурентных рисков и возможности ограничения количества участников закупок заказчику целесообразно избегать указания в технической документации требований к срокам годности товара, выраженных в процентах.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Об установлении в документации о закупке остаточного срока годности медицинских изделий, выраженного в процентах

17. Правовое регулирование приобретения и использования поставляемых товаров: в соответствии с действующим законодательством.
18. Иные требования по усмотрению Заказчика: наличие у Поставщика лицензии на фармацевтическую деятельность.

19. Обоснование начальной максимальной цены: в соответствии с мониторингом цен на товар и анализом коммерческих предложений от Поставщиков.


п/п

Наименование лекарственного средства, форма выпуска, количество

Цена за единицу, руб.

Цена за ед., руб.

Итого, руб.

Коммерческое предложение № 1 (вх. № 318 от 21.07.2015)

Коммерческое предложение № 2 (вх. № 319 от 21.07.2015)

Коммерческое предложение № 3 (вх. № 320 от 21.07.2015)

1.

Цераксон (МНН: Цитиколин)

р-р для в/в и в/м введ., 1000 мг, амп., 4мл, уп. контурн. яч. 5, пач.картон. 1

Кол-во: 4 уп.


1 100,00

1 150,00

1 200,00

1 150,00

4 600,00

Итого:

4 600,00

  1. Приложение № 1

  2. к техническому заданию

  1. ПРОЕКТ ДОГОВОРА
на поставку лекарственного средства: Цераксон (МНН: Цитиколин) для МАУ «ГКБ №14»
г. Екатеринбург «____»_____________ 2015 г.

  1. ___________________, именуемое (ый) в дальнейшем «Поставщик», в лице ____________________, действующего на основании _____________________, с одной стороны, и Муниципальное автономное учреждение «Городская клиническая больница № 14» , именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице главного врача медицинской организации Кухаркина Владимира Николаевича , действующего на основании Устава, с другой стороны, на основании Протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок № _____ от _______________, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

  2. 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

  3. 1.1. Поставщик обязуется передать в собственность Заказчика товары, указанные в п. 1.2. настоящего договора, в указанные в настоящем договоре сроки, а Заказчик обязуется принять указанные товары и своевременно произвести их оплату на условиях настоящего договора.

  4. 1.2. Предметом поставки является следующее лекарственное средство: Цераксон (МНН: Цитиколин) , в соответствии со спецификацией товаров (Приложение № 1 к договору)

  5. 2. КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА

  6. 2.1.Количество подлежащего поставке товара определяется в спецификации товаров (Приложении № 1 к договору).

  7. 3. КАЧЕСТВО ТОВАРА

  8. 3.1. Качество поставляемого Товара должно соответствовать требованиям ГОСТ, ТУ, иным нормативным требованиям, установленным законодательством для данного вида товаров.

  9. 3.2. Все Товары должны быть снабжены соответствующими сертификатами и (или) другими документами на русском языке, надлежащим образом подтверждающими качество Товара.

  10. 4. СРОКИ И ПОРЯДОК ПОСТАВКИ ТОВАРА

  11. 4.1. Товар поставляется в сроки, указанные в графике поставок (Приложение № 2 к договору).

Толстобоков Олег Николаевич, кандидат технических наук, эксперт по комплексному контролю государственных и общественных закупок аккредитованный при Минюсте России, эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ

Напомним, что согласно письму ФАС России от 26.08.2014 г. № AК/34487/14 ФАС России, остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в документации о закупках должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течении которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению. Таким образом, требования заказчиков об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженное в процентах, является незаконным. Однако, практикой контроля доказывается правомерность требований об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженных в процентном отношении ко времени. Рассмотрим подробнее сложившуюся практику.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 вышеуказанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из ст. 190 Гражданского кодекса РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
С позиции Челябинского УФАС России срок годности лекарственного средства устанавливается производителем и не имеет нормативного закрепления. Как следует из постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 7.30-4.2/12-16 от 29.01.2016, установления требования в документации о закупке к остаточному сроку годности закупаемого лекарства не менее 75% от нормативного срока не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Так, остаточный срок годности необходимых лекарственных препаратов должен быть обусловлен потребностью заказчика и определен конкретным периодом, в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
Как отмечено в постановлении о назначении административного наказания Мордовского УФАС России № 81 от 03.03.2016, требования заказчиков об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженное в процентах, является незаконным. Однако, в нарушение вышеуказанных требований № 44-ФЗ, заказчик «…» в документации об электронном аукционе, а так же в проекте государственного контракта в п. 7.1 раздела 7 «Гарантии качества товара», установил, что срок годности лекарственных средств в момент поставки должен быть не менее 80% от основного срока годности, установленного производителем, что обусловило наложение штрафа за неправомерное утверждение закупочной документации.
Результатами прокурорской проверки закупки лекарственного препарата (пирацетам) выявлено, что в документации было предусмотрено требование о том, что остаточный срок годности на момент поставки должен быть не менее 70%. Однако, в государственном реестре лекарственных средств на территории Российской Федерации зарегистрировано 149 лекарственных средств «Пирацетам», в том числе в форме раствора для внутривенного и подкожного введения различных производителей. Например, лекарственное средство «Пирацетам», производимое ООО «Гротекс», ООО «Атол», ОАО «Биосинтез» с различными сроками годности данного препарата. При этом, установленные в документации электронного аукциона требования об остаточном сроке годности не менее 70 %, при расчете остаточного срока годности указанных выше лекарственных средств, ставит участников закупки в неравные условия и обусловливает наложение в отношении виновных должностных лиц штрафов в размере 3 000 рублей согласно ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ (см. Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении Краснодарского УФАС России № 606 А-Р3/2015 от 30.12.2015).
В другом случае, в документации электронного аукциона были предусмотрены к поставке лекарственные препараты со следующими международными непатентованными наименованиями: анастрозол, бусерелин, иматиниб, леветирацетам, интерферон, ондансетрон, флутамид, ондансетрон с указанием, что остаточный срок годности на момент поставки должен быть не менее 80% от установленного производителем.
Проводимой прокуратурой Крыловского района Краснодарского края про- веркой установлено, что, в государст- венном реестре лекарственных средств на территории Российской Федерации зарегистрировано более 15 лекарственных средств с действующим веществом Леветирацетам в форме таблеток, по- крытых оболочкой различных производителей. Например, лекарственное средство «Заницетам», производимое в Чешской Республике, имеет срок годности 3 года (регистрационное удостоверение ЛП-003115 от 23.07.2015 г.), лекарственное средство «Кепра», производимое в Италии, имеет срок годности 2 года (регистрационное удостоверение ЛП-000352 от 22.02.2011 г.).
Также согласно государственному реестру лекарственных средств на территории Российской Федерации зарегистрировано более 25 лекарственных средств с действующим веществом более 25 различных производителей. Например, лекарственное средство «Иматиниб», производимое в Российской Федерации имеет срок годности 3 года (регистрационное удостоверение ЛП003080 от 06.07.2015 г.), лекарственное средство «Иматиниб Форсайт», производимое в Индии, имеет срок годности 2 года (регистрационное удостоверение ЛП-002766 от 17.12.2014 г.). При этом, установленное в документации электронного аукциона требование об остаточном сроке годности не менее 80 %, при расчете остаточного срока годности указанных выше лекарственных средств, ставит участников закупки в неравные условия.
Бесспорно, что заявки поставщиков должны содержать конкретные показатели остаточного срока годности поставляемых лекарств, исходя из их срока годности. Например, действия аукционной комиссии в части отказа в допуске к аукциону по причине непредставления в заявке информации по остаточному сроку годности, признаны ФАС России в решении по делу № К-420/16 от 22.03.2016, правомерными. Пунктом 1.2 Документации об Аукционе установлено, что «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии); наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки. Остаточный срок годности поставляемого Товара указывается исходя из срока годности Товара, предлагаемого к поставке».
Аукционе установлено следующее требование: «Остаточный срок годности Товара на момент поставки должен составлять: если установленный срок годности поставляемого Товара составляет 1 год – не менее 7 (семи) месяцев от установленного срока годности; если установленный срок годности поставляемого Товара составляет 1,5 года – не менее 11 (одиннадцати) месяцев от установленного срока годности; если установленный срок годности поставляемого Товара составляет 2 года – не менее 14 (четырнадцати) месяцев от установленного срока годности; если установленный срок годности поставляемого Товара составляет 2,5 года – не менее 18 (восемнадцати) месяцев от установленного срока годности; если установленный срок годности поставляемого Товара составляет 3 года – не менее 21 (двадцати одного) месяца от установленного срока годности; если установленный срок годности поставляемого Товара составляет 4 года – не менее 28 (двадцати восьми) месяцев от установленного срока годности; если установленный срок годности поставляемого Товара составляет 5 лет – не менее 36 (тридцати шести) месяцев от установленного срока годности».
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия ФАС России установила, что заявка Заявителя не содержит информации об остаточном сроке годности товара необходимого к поставке.
Вместе с тем, автор статьи обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 472, статьей 473 Гражданского кодекса Российской Федерации сроком годности считается срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Срок годности исчисляется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Закон о контрактной системе, предоставляет заказчику право устанавливать в документации об аукционе требование к потребительским свойствам, а также позволяет указывать иные показатели (требования к товару), связанные с качественными характеристиками товара и определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Причем при формировании технического задания и выборе того или иного препарата заказчик может учитывать определенные особенности течения заболевания пациентов, поскольку в отношении отдельных пациентов эффективность лекарственных средств не является одинаковой.
я одинаковой. Такие характеристики как срок годности лекарственного препарата обусловлены требованием к безопасности товара, то есть лекарственный препарат может быть востребован не только в течение всего периода, на который осуществляется закупка, но и больший в соответствии с потребностями заказчика. Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию характеристики по безопасности товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
В решении Чувашского УФАС по делу № 111-ВП/2014 от 01.12.2014 от- мечено, что при проведении аукциона заказчиком Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики не было допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части установления в техническом задании остаточного срока годности поставляемого лекарственного препарата в относительных показателях, определенного как не менее 70%. Указание такого требования не могло повлечь установление неравных условий для производителей лекарственных препаратов и ограничение количества участников закупки. Так, в Государственном реестре лекарственных средств для медицинского применения, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 746н (далее – Реестр) международное непатентованное наименование «инсулинлизпро» представлено одним торговым наименованием «Хумалог» производства Лили Франс С.а.С., Франция. Иных торговых наименований не зарегистрировано. С учетом того, что иных производителей данного препарата Реестр не содержит, требование об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженное в процентном отношении ко времени, а не периодом времени не может с позиции Чувашского УФАС России ограничить количество участников электронного аукциона.

Вывод: Принимая во внимание, сложившуюся практику контроля в части указания остаточного срока годности закупаемых лекарств в процентах, автор статьи рекомендует указывать их исключительно в случаях закупок лекарств, если согласно государственного реестра лекарственных препаратов возможна только у одного производителя. В противном случае, установление в документации электронного аукциона требований об остаточном сроке годности в процентах, при расчете остаточного срока годности закупаемых лекарственных средств, ставит участников закупки в неравные условия.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации срок годности представляет собой срок, по окончании которого товар становится непригодным для использования по назначению. В то же время на продавца возложена обязанность передать товар таким образом, чтобы он мог быть использован покупателем до истечения срока годности.

В целом, гарантия, предусмотренная ГК РФ, не может защитить покупателя в полной мере, поэтому обычно стороны в договоре закрепляют условие о минимальном периоде времени, оставшемся до окончания срока годности, так называемый остаточный срок годности. Не являются исключением в этом вопросе и государственные закупки лекарственных средств. Для государственного заказчика крайне важно, чтобы лекарственные средства, поступающие в лечебные учреждения, могли быть использованы максимально долго, что, в свою очередь, обеспечивает экономию бюджетных средств.

Содержание понятия «остаточный срок годности»

Прежде всего, необходимо понимать, что любой товар, срок годности которого не истёк, является качественным. Это, соответственно, влияет и на природу нарушений положений государственного контракта о сроке годности. При нарушении требований об остаточном сроке годности не применимы положения ст. 475 ГК РФ о последствиях передачи товара ненадлежащего качества. То же самое касается и неустоек, предусмотренных контрактом. Так, в одном из дел государственный заказчик пытался взыскать с поставщика, поставившего лекарственные препараты со сроком годности менее остаточного, неустойку за нарушение требований к качеству. Суд отметил, что срок годности сам по себе не является качественной характеристикой товара: в течение срока годности товар полностью пригоден к использованию, и лекарственный препарат, в частности, сохраняет все свои качественные характеристики.

Проценты vs . конкретный период времени

Один из первых вопросов который возникает у государственного заказчика в ходе разработки аукционной документации: как установить остаточный срок годности. Существует только два принципиально отличных друг от друга варианта: остаточный срок годности, выраженный в процентах от срока годности, установленного производителем, или срок годности, выраженный конкретным периодом или датой.

Ранее у антимонопольных органов была достаточно сдержанная позиция относительно установления срока годности в процентах. Такой способ в большинстве случаев не признавался условием, ограничивающим конкуренцию (см. например: решение Иркутского УФАС России от 16.10.2013 № 803).

Однако в середине 2014 г. вышло письмо ФАС России с разъяснениями по этому вопросу (письмо ФАС России от 26.08.2014 № АК/34487/14). В нём антимонопольный орган выразил отрицательное отношение к сроку годности лекарственных средств, установленному в процентах. По её мнению, это может ограничивать конкуренцию в ходе проведения закупок лекарственных препаратов.

Свою позицию ФАС России проиллюстрировала простым примером. Предположим, что в аукционе принимают участие два поставщика. Первый предлагает лекарственный препарат со сроком годности производителя - 3 года. Второй - 2 года. В аукционной документации заказчик предъявляет требование - остаточный срок годности не менее 70% от установленного. Таким образом, участник 1 должен будет поставить препарат, до истечения срока годности которого остаётся не менее 2,1 года, участник 2 - не менее 1,4 года, что ограничивает конкуренцию. В качестве альтернативы ФАС России дал рекомендации заказчикам устанавливать срок годности конкретным периодом или датой. Например, остаточный срок годности - 1,5 года, если срок годности лекарственного препарата должен истекать не ранее 11.2016 г. В этой связи сразу отметим, что в последнем случае срок годности истекает 31.11.2016 г., такая трактовка срока годности поддержана и в судебной практике (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2014 г. по делу № А56-80790/2013).

Однако такая позиция ФАС России не в полной мере соответствует природе остаточного срока годности. Как уже отмечалось, лекарственный препарат остаётся качественным в рамках срока годности, а более короткий срок годности, в том числе в абсолютном выражении, в любом случае сокращает период времени, в течение которого лекарственное средство может быть реализовано.

В связи с этим, указанное письмо ФАС России не всегда является ориентиром не только для судебных органов (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 № 08АП-5942/2015 по делу № А75-13497/2014), но и непосредственно для территориальных управлений ФАС России (см. например: решение Мурманского УФАС России от 12.09.2014 по делу № 06-10/14-302, решение Курганского УФАС России № 05-02/111-14 от 09.06.2014). При этом как суды, так и антимонопольные органы исходят из того, что «процентный» срок годности не привёл к ограничению конкуренции и был обусловлен потребностями заказчика.

Отдельно стоит обратить внимание на заполнение заявки. Очень часто, предъявляя требования к остаточному сроку годности в процентах, заказчик дифференцирует его в зависимости от установленного срока годности (например, если срок годности 3 года, то остаточный срок годности - 70% от установленного, если срок годности 5 лет, то остаточный срок годности - 60% от установленного). В этом случае в заявке обязательно указывать срок годности, установленный производителем, иначе заказчик не может оценить соответствие заявки требованиям.

В этом же аспекте отметим ещё одну проблему: единицы измерения срока годности. Несмотря на то, что на практике такое встречается достаточно редко, вполне возможна ситуация, когда участник в заявке указывает остаточный срок годности в процентах, хотя в аукционной документации он установлен конкретной датой. Скорее всего, в данном случае последует отказ в допуске к аукциону, особенно, если в документации прямо указано на необходимость использования тех же самых единиц измерения. В то же время представляется, что оспаривание отказа возможно в судебном порядке, поскольку суды менее формально относятся к подобным несоответствиям и анализируют реальную возможность участвовать в аукционе.

Конкретика vs . неопределённость

По общему правилу, установленному п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в первой части заявки указываются конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией. В этом случае участнику в заявке необходимо указать конкретный остаточный срок годности (см. например: решение Новосибирского УФАС России № 08-01-427 от 17.11.2014).

Однако отдельные судебные решения свидетельствуют о том, что отказ в допуске по данному формальному основания недопустим. В частности, судом было отмечено, что заявителем не указано, каким образом указание остаточного срока годности товара в диапазоне от 60% до 100% (вместо конкретного показателя остаточного срока годности) негативно повлияет на качество товара или обязательства поставщика по контракту.

Аналогична и обратная ситуация. Так, например, в аукционной документации может быть прямо указано, что срок годности лекарственного препарата должен быть неопределённым (не менее X месяцев). В этом случае именно таким образом срок и должен быть указан в заявке. В противном случае, даже несмотря на то, что конкретно указанный в заявке срок годности будет входить в диапазон, определённый заказчиком, заказчики обычно отказывают в допуске к аукциону, а впоследствии их позиция поддерживается и антимонопольным органом.

Учитывая сложившуюся противоречивую практику по способу установления остаточного срока годности на лекарственные средства, государственному (муниципальному) заказчику предпочтительно в аукционной документации закреплять его в виде конкретной даты или периода. В то же время, в случае если заказчиком выбран процентный вариант, в ходе административного или судебного рассмотрения требуется доказать, что это не привело к ограничению конкуренции.

Участникам торгов, в свою очередь, необходимо внимательно изучать аукционную документацию и при формировании заявки учитывать все требования заказчика по способу установления срока годности лекарственного препарата.

Шадрин Алексей Дмитриевич, младший юрист юридической фирмы «BRACE »



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация