Петражицкий л и является одним из основателей. Петражицкий Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. Вопросы и задания

Главная / Квартира
  • 6. Кантовское определение права и его значение для современного правопонимания.
  • 7. Г. Гегель: предмет и задачи философии права.
  • 8. Г. Гегель: идея права как идея свободы. Саморазвитие идеи права.
  • 9. Г. Гегель: смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».
  • 10. Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правового государства.
  • 11. Г. Фихте: право и самосознание.
  • 12. Г. Фихте: учение о правах человека.
  • 13. Г. Фихте: право на культуру и его значение для самосовершенствования человека и общества.
  • Нравственное учение
  • 14. К. Маркс: критика гегелевской философии права.
  • 15. Особенности марксистского подхода к предмету философии права.
  • 16. Значение марксистской методологии для отечественного правоведения (история и современность).
  • 17. Марксистская философия о происхождении и исторической роли государства и права.
  • 18. Значение философии права в формировании профессионального правосознания.
  • 19. Общая характеристика и основные направления философии права в России.
  • 20. B. C. Соловьёв о праве, государстве и историческом процессе.
  • 21. Этическая проблематика в русской философии права.
  • 22. Б. Н. Чичерин: право, гражданское общество и государство.
  • 23. П. И. Новгородцев: общественный идеал и кризис правосознания. Роль личности в праве.
  • 24. И. А. Ильин: правосознание, право и государство. Проблема борьбы со злом.
  • 25. Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.
  • 26. Социально-психологическая проблематика в русской философии права.
  • 27. Психоаналитическая традиция в исследовании природы преступности.
  • 28. Постструктурализм. Проблема соотношения свободы и права.
  • 29. М. Фуко: пенитенциарные модели порядка в обществе.
  • 30. Понятие и структура правосознания.
  • 31. Правосознание как феномен духовной жизни общества. Правовая культура.
  • 32. Специфика философского осмысления проблемы совершенствования правосознания.
  • 33. Предмет юридической антропологии. Методологические и мировоззренческие основания юридической антропологии.
  • 34. Теории естественного права: типология и философские основания.
  • Представители данной теории
  • 35. Современные дискуссии об «иерархии» естественных прав человека.
  • 36. Мировоззренческие и методологические аспекты правотворчества и правоприменения в области гуманитарного права.
  • 37. Правовая культура и правосознание – эпистемологические аспекты.
  • 38. Роль правосознания в различных видах правовой деятельности. Влияние национальных традиций и особенностей правового менталитета на правовую систему.
  • Структура правосознания
  • Виды правосознания
  • Структура правосознания
  • Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности
  • Функции правосознания
  • 39. Ценностные аспекты права.
  • 40. Социально-творческая функция законодательной деятельности. Смысл законотворчества.
  • 41. Правовая картина мира и место человека в ней.
  • 42. Индивид в сфере права. Правовые гарантии самореализации личности.
  • 25. Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.

    Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX-XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

    Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.

    Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

    Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

    Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги . Совершенно иное дело - правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.

    Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом". На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

    Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность отдельных выражений Петражицкого, не замечая, что за ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

    Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует "определенности права".

    Развитие обычаев и законодательства вместе с тем не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания, утверждал Петражицкий. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует, по его мнению, множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций . Психологическая теория в этом отношении приближалась к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов и групп в ней было истолковано индивидуалистически. "Интуитивных прав столько, сколько индивидов", - подчеркивал Петражицкий.

    Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является "царством интуитивного права по преимуществу". В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.

    Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как он полагал, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины - политики права. С точки зрения Петражицкого философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

    Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

    Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX-XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы "социализации производства", замены "деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления". В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. "Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным".

    Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей происходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).

    Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

    Жизнь и деяния видных российских юристов. Взлеты и падения Звягинцев Александр Григорьевич

    Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931)

    Лев Иосифович Петражицкий

    «Что пользы в работе, когда все проиграно…»

    Лев Иосифович Петражицкий происходил из польских дворян. Он родился 13 апреля 1867 года в местечке Коллонтаево Витебской губернии. Получив среднее образование, поступил на медицинский факультет Императорского унивеоситета Святого Владимиоа в Киеве, но вскоре перевелся на юридический, который блестяще окончил в 1890 году. Еще в студенческие годы увлекся римским правом и достиг в этой области больших успехов. Хотя, по признанию самого Петражицкого, сначала общая часть римского права ему казалась ненужной, слишком отвлеченной, даже бессмысленной. Но только потом, вчитываясь в другие, специальные части права, он понял смысл и значение его общих положений, понял всю стройность и логичность этого древнейшего классического права. И ему самому захотелось перевести с немецкого одну из наиболее интересных работ профессора Ю. Барона «Система римского гражданского права», что он и сделал. Причем перевод был выполнен настолько профессионально, что книга, вышедшая в Киеве в 1888 году, в течение нескольких лет рекомендовалась студентам в качестве учебного пособия.

    Студент Петражицкий, подающий большие надежды и склонный к наукам, после окончания университета был командирован в русскую семинарию в Берлине. За два года обучения он не только углубил свои познания в области римского и гражданского права, но и опубликовал на немецком языке две монографии, в одной из которых подверг критике проект нового Гражданского уложения Германии, что вызвало негативное отношение к нему со стороны части научной общественности. В своих работах Петражицкий, по его словам, предпринял попытку доказать «возможность и необходимость создания науки политики права» и выработать основные посылки и научный метод для «решения вопросов законодательной политики».

    Вернувшись из-за границы, Петражицкий некоторое время преподавал в Императорском училище правоведения, а после защиты магистерской диссертации стал читать лекции в Санкт-Петербургском университете в качестве приват-доцента. В 1898 году он защитил докторскую диссертацию по римскому праву и был избран профессором юридического факультета университета. Вскоре он становится здесь заведующим кафедрой энциклопедии и философии права. Длительное время он возглавлял в университете кружок философии права. Здесь Лев Иосифович оставался вплоть до 1917 года.

    А. И. Петражицкий приобрел широкую известность своими трудами по гражданскому праву. В 1900 году он опубликовал большой труд «Право добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» (переиздано кафедрой гражданского права юридического факультета Московского государственного университета и издательством «Статут» в 2002 году). В этой работе один из исследователей творчества Петражицкого, профессор Д. Д. Гримм, отмечал, с одной стороны, богатство идейного содержания, смелое новаторство на почве большой эрудиции, острую и тонкую критику, живую научную интуицию ученого, а с другой – избыток полемического задора, глубокую, даже «прямо фантастическую веру в непогрешимость собственных взглядов, идущих рука об руку с несколько заносчивым тоном по отношению к его предшественникам и вообще всем несогласно мыслящим». Другой рецензент, профессор Г. Ф. Шершеневич, также писал, что в книге Петражицкого «оригинальная мысль бьет ключом и пробивает себе новые пути, останавливая невольно внимание читателя, согласного или несогласного. Нельзя не благодарить автора за то, что он выдвинул забытые вопросы политики права, нельзя не поражаться обширностью его знаний юридических и экономических и умению связывать их в одно целое».

    И действительно, в книге Петражицкого «полемического задора» было много. Он, например, утверждал: «Науки цивильной политики еще до сих пор нет, и о постановке развития гражданского права на почву научной, систематической и методической разработки может быть речь лишь относительно будущего, а не прошедшего или настоящего времени». «Что же такое теперешние гражданские уложения, как они делаются, продуктом каких психических процессов они являются?» – вопрошал он. И сам же отвечал: «Главнейшая и весьма преобладающая масса юридического материала, заключающегося в новых гражданских уложениях, представляет продукт подражания, копирования и компилирования, но без изучения цивильно-политического значения оригинала. Основным оригиналом для копирования является римское право». В этом, по мнению автора, заключается «причина и источник массы цивильно-политических промахов в новых гражданских уложениях».

    В сентябре 1905 года Петражицкого избрали деканом юридического факультета университета, но спустя год на его место был поставлен профессор Д. Д. Гримм. В начале 1900 года из печати вышли такие значительные работы А. И. Петражицкого, как «Очерки философии права», «Введение в изучение права и нравственности», «Университетская наука», «Основы эмоциональной психологии», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» и др. В своих работах ученый выступал с новой, так называемой психологической (эмоциональной) теорией права. Суть его теории «эмоционального мира человечества» сводилась к признанию особой важности и значимости как непосредственных, так и опосредованных психических реакций и переживаний личности, которые, со своей стороны, влияют на человеческое поведение. Социальный и политический прогресс он связывал с изменениями в психике людей, с преодолением ими неких «антисоциальных склонностей», а для этого предлагал свои рецепты по «общей и политической социализации личности», которые он называл «политикой права». Современники считали, что теория Петражицкого оказала известное влияние на общепринятые в то время представления о праве. По отзывам современников, лекции и семинарские занятия Петражицкого, особенно по философии права, были настолько неотразимыми и захватывающими, что становились для студентов своеобразным отправным пунктом в становлении их взглядов на общество и государство. Не случайно он стал кумиром будущего премьер-министра России А. Ф. Керенского.

    Лев Иосифович никогда не замыкался в узких рамках научных исследований и преподавательской деятельности. Он принимал самое непосредственное участие в политической жизни страны. В октябре 1905 года на Учредительном съезде конституционно-демократической партии (кадетов) он вошел в ее центральный комитет. Как представитель этой партии баллотировался и был избран от Санкт-Петербурга в Первую Государственную думу, открытие которой состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце. Первая Дума просуществовала немногим более двух месяцев и 8 июля была распущена. И все же Петражицкому удалось выступить с ее трибуны – 7 июля, в последний день ее работы, он произнес страстную речь о равноправии женщин. Вскоре представители оппозиционных партий собрались на свое заседание в Выборге, где приняли воззвание, призывавшее население, в знак протеста против закрытия Думы, к «пассивному сопротивлению». Это закончилось для всех депутатов арестом. Отбыв трехмесячное тюремное заключение, А. И. Петражицкий вернулся к своим научным занятиям, которые продолжал до Октябрьской революции. В 1919 году он поселился в Варшаве, где получил кафедру и стал читать лекции по социологии на юридическом факультете местного университета. Однако работ своих уже не публиковал. «Что пользы в работе, когда все проиграно», – сказал он как-то своему приятелю Г. К. Гинсу.

    Ученик Петражицкого Р. Вандхейлер в течение нескольких лет записывал лекции профессора по социологии. Когда он затем показал своему учителю собранные материалы, Лев Иосифович тщательно переработал текст, внес в него исправления и дополнения. Рукопись «Социологии» была направлена в одно из издательств и готовилась к печати, но неожиданно Петражицкий забрал ее назад.

    По словам хорошо знавших Петражицкого людей, он очень тяжело переживал «русскую катастрофу» и никак не мог примириться с ней. Еще более его удручало отношение к России со стороны «глупого и злого человечества», как он сам писал незадолго до смерти известному адвокату и политическому деятелю О. О. Грузенбергу.

    Во время Второй мировой войны, когда Варшава была полностью разрушена, пропал весь архив Петражицкого, в том числе и рукопись его последней книги «Социология».

    Из книги Герои, злодеи, конформисты отечественной НАУКИ автора Шноль Симон Эльевич

    Глава 22 Григорий Иосифович Роскин (1892-1964) Трудна и часто даже трагична судьба открывателей новых путей. История человечества перенасыщена такими примерами. Особенно тяжело принимается новое знание в тоталитарном идеологизированном обществе. Это прежде всего относится

    Из книги Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты автора Конев Владимир Николаевич

    ПРОСКУРОВ Иван Иосифович (18.02.1907-28.10.1941) Генерал-лейтенант авиацииРодился в селе Малая Токмачка ныне Ореховского района Запорожской области (Украина) в семье рабочего-железнодорожника. Украинец. Трудовую деятельность начал в литейном цехе завода в г. Запорожье. С 1923 г.

    Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

    1867 «Картулярий Винчестерского собора».

    Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

    Бирштейн Борис Иосифович Биографическая справка: Бирштейн Борис Иосифович, 1947 года рождения, уроженец Вильнюса.С 1972 года - директор текстильной фабрики в Вильнюсе. В 1979 году выехал в Израиль. В 1982 году эмигрировал в Канаду, где получил канадское

    Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

    Неизвестный Эрнст Иосифович (Род. в 1925 г.) Выдающийся русско-американский скульптор-монументалист, живописец, график, иллюстратор, работающий в стиле модерн, теоретик искусства, писатель, поэт. Профессор Орегонского (1983 г.) и Колумбийского (1986 г.) университетов; член

    Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

    Неизвестный Эрнст Иосифович Биографическая справка: Эрнст Иосифович Неизвестный родился в 1925 году.Известен как скульптор. Автор надгробного памятника Н.С. Хрущеву на Новодевичем кладбище в Москве.В 1976 году эмигрировал из

    автора

    Давидков Виктор Иосифович Родился 17 августа 1913 г. в селе Васильевна Екатеринославской губернии. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, работал на Запорожском алюминиевом комбинате. В 1935 г. окончил Энгельсское военное авиационное училище. Участник боев у озера Хасан в 1938 г. и

    Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

    Маковский Спартак Иосифович Был назван своим отцом-красногвардейцем в честь предводителя восставших римских рабов и оправдал великое имя. Маковский родился 27 ноября 1920 г. в Павлодаре. Окончил 7 классов, работал на заводе, учился в аэроклубе. В 1939 г. окончил Качинскую

    Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

    Чепинога Павел Иосифович Родился 14 августа 1912 г в селе Ивановка Херсонской губернии. Окончил 2 курса Херсонского дорожно-механического техникума. В 1940 г. - Харьковское военное авиационное училище летчиков.С января 1942 г. - на фронте. Сражался под Сталинградом, на Курской

    Из книги Что знал Сталин автора Мёрфи Дэвид Э.

    Глава 2. Искренний генерал Иван Иосифович Проскуров Как Сталин мог доверять Гитлеру? Вот рассказ, согласно которому Сталин, получив абсолютно достоверную информацию о намерениях Гитлера, которую ему предоставили разведывательные службы собственной страны, слепо

    Из книги Полководцы Первой мировой войны автора Копылов Н. А.

    Гурко Василий Иосифович Сражения и победыРусский военачальник, один из выдающихся полководцев Первой мировой войны. «Имя героя надежно забыто неблагодарными потомками», - так, в стиле публицистов начала XX века, можно было бы определить судьбу генерала.Действительно,

    Из книги Историческое описание перемен в одежде и вооружении российских войск.Том 31 автора Висковатов Александр Васильевич

    1867 год 1867 января 1. - Утверждены штаты и табеля для военных начальных школ, учительской семинарии Военного ведомства и Военно-Чертежной школы; воспитанникам означенных заведений установлено обмундирование по нижеследующему описанию.I. Военно-Чертежной школыШапка - по

    автора Штутман Самуил Маркович

    РОЗЕН Михаил Иосифович (Осипович) (1884 (1886?) - 13.10.1937) начальник войск ВЧК (25 марта - 13 апреля 1921 г.) Родился в г. Мстиславле Могилевской губернии в семье мелкого ремесленника. В юности вынужден был уехать в Харьков на заработки, трудился в ремесленных мастерских. С 1899 г.

    Из книги Внутренние войска. История в лицах автора Штутман Самуил Маркович

    КАЛНИН (КАЛНИНЬШ) Карл Иванович (Иосифович) (1884–1937) и. о. начальника Центрального управления конвойных войск при СНК СССР начальника конвойных войск (21 апреля - октябрь 1934 г.), комдив Родился в г. Риге. Из крестьян. Участник трех революций, Первой мировой и Гражданской

    Из книги Внутренние войска. История в лицах автора Штутман Самуил Маркович

    ЕФИМОВ Ефим Иосифович начальник обороны железных дорог Республики (05.10.1918–23.03.1919)Назначен приказом главкома № 38 от 4 октября 1918 г. Свой пост принял от В. В. Каменщикова. До этого был начальником Арзамасского участка обороны Московско-Казанской ж. д. Адъютантом

    Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

    Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления. Окончил Киевский университет, учился в Германии. Является основателем психологической школы права в России. В течение 20 лет (1898- 1918) работал профессором Петербургского университета. Избирался в состав первой Государственной думы. С 1918 г. жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Основные работы, содержавшие социологические идеи: "Введение в изучение права и нравственности" (1905), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (в двух томах, 1907).

    Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.

    Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение - изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.

    Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.

    Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.

    Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого, должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии - общество - не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.

    Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" [Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".

    Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.

    Разработка теории социальных норм - одно из его серьезных научных достижений Петражицкого. При этом он рассматривал их в тесной связи с обязанностями - как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). Нравственные нормы у ученого - переживание долга и его выполнение, юридические - это понимание долга как обязанности по отношению к другому. Любые нормы выполняют две функции - мотивационные (импульсивные) и педагогические. Первые стимулируют одни действия и сдерживают другие, вторые способствуют развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей.

    Общественный прогресс Петражицкий связывал с достижением идеала совершенного социального характера. Этот идеал достигается постепенно, по мере перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, что в свою очередь обеспечивает более высокую степень социально-разумного повеления граждан.

    Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

    Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой - еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно нс сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому позитивизму. Последний сохранился и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его методов и усиления гуманитарной составляющей в создаваемом научном знании.

    Вопросы и задания

    • 1. Почему в российской социологии появилось неокантианство?
    • 2. Что вы можете рассказать о влиянии на него идей Г. Риккерта и В. Виндельбанда?
    • 3. Каковы особенности неокантианства в российской социологии?
    • 4. Как трактовал предметное поле социологии В.М. Хвостов?
    • 5. Раскроите учение Хвостова о метолах социологии.
    • 6. В чем состоят заслуги П.И. Новгородцева перед социологической наукой?
    • 7. Как характеризовал проблемы развития нравственной сферы общественной жизни Новгородцев?
    • 8. Почему Б.А. Кистяковский рассматривал общество и социальное познание находящимися в состоянии кризиса?
    • 9. В чем Кистяковский видел главную задачу социологической науки?
    • 10. Охарактеризуйте суть социологической теории Л.И. Петражицкого.
    • 11. Почему центральным понятием социологии Петражицкий считал социальное поведение?
    • 12. В чем состояло значение неокантианского направления в российской социологии?

    Литература

    • 1. История социологии. Минск, 1993.
    • 2. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 2.
    • 3. Кистяковский Б. А. Проблема и задача социально-научного познания. "Русская социологическая школа" и категория возможности при решении социально-этических проблем. Необходимое и должное в культурном творчестве // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
    • 4. Кукушкина ЕЛ. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993.
    • 5. Култыгин ВЛ. Классическая социология. М., 2000.
    • 6. Медушевский АЛ. История русской социологии. М., 1993.
    • 7. Миненков Г Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
    • 8. Новгородцев ПЛ. Об общественном идеале. М., 1991.
    • 9. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
    • 10. Петражицкий Л.И. Основные положения эмоциональной теории эстетических и этических явлений. Два вида обязанностей и норм // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
    • 11. Хвостов В.М. Предмет и значение социологии. Метод социологии. Науки об общем и науки об индивидуальном // Там же.

    Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления. Окончил Киевский университет, учился в Германии. Является основателем психологической школы права в России. В течение 20 лет (1898- 1918) работал профессором Петербургского университета. Избирался в состав первой Государственной думы. С 1918 г. жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Основные работы, содержавшие социологические идеи: "Введение в изучение права и нравственности" (1905), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (в двух томах, 1907).

    Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.

    Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение - изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.

    Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.

    Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.

    Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого , должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии - общество - не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.

    Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" [Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".

    Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.

    Разработка теории социальных норм - одно из его серьезных научных достижений Петражицкого . При этом он рассматривал их в тесной связи с обязанностями - как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). Нравственные нормы у ученого - переживание долга и его выполнение, юридические - это понимание долга как обязанности по отношению к другому. Любые нормы выполняют две функции - мотивационные (импульсивные) и педагогические. Первые стимулируют одни действия и сдерживают другие, вторые способствуют развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей.

    Общественный прогресс Петражицкий связывал с достижением идеала совершенного социального характера. Этот идеал достигается постепенно, по мере перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, что в свою очередь обеспечивает более высокую степень социально-разумного повеления граждан.

    Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

    Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой - еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно нс сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому позитивизму. Последний сохранился и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его

    Олимпиадные задания 9 класс

    1. Элемент нормы права: А) коллизия; Б) санкция; В) превенция; Г) презумпция.

    2. Л.И. Петражицкий является представителем:

      психологической теории права;
      Б) нормативистской теории права;

      социологической теории права;

    Г) позитивистской теории права.

    3. Каким признаками характеризуется государственная власть?

    A) обладает верховенством в обществе;

    Б) предполагает зависимость одного лица от другого;

    B) предполагает определенную модель поведения людей;

    Г) реализуется специализированным государственным аппаратом.

    4. Первоначально латинское слово «конституция» (constitutio) означало:
    А) устройство;

    Б) согласие;

    В) договор;

    Г) предписание.

    5. Издаваемый в особом порядке нормативный правовой акт высшего представительного
    органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование
    наиболее важных общественных отношений – это

    Б) судебный прецедент;

    Г) декларация.

    6. Правовое государство характеризуется наличием: А) публичной власти;

    Б) разделения властей;

    В) системы правоохранительных органов;

    Г) законодательной системы.

    7. Конфедерация - это:

    A) союз субъектов федерации, обладающих суверенитетом;

    Б) союз субъектов федерации, не являющихся суверенными образованиями;

    B) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;

    Г) союз государств, объединившихся для достижения определенных целей.

    8. Демократическое государство должно осуществлять:

      укрепление целостности общества;
      Б) достижение единомыслия среди граждан;

      выработку планов экономического развития;

    Г) мероприятия, ведущие к достижению всеобщего равенства.

    9. Какова численность Государственной Думы Федерального Собрания РФ?

      200 депутатов;
      Б) 250 депутатов;

      450 депутатов.

    10. Принцип прямого избирательного права означает, что:

    A) избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей
    или каких-либо иных лиц;

    Б) никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах;

    11. В президентской республике:
    А) президент непосредственно формирует правительство;

    Б) президент является главой исполнительной власти;

    В) правительство формируется парламентским путем;

    Г) президент принимает законы;

    Д) не соблюдается принцип разделения властей.

    12. По общему правилу законы вступают в силу по истечении:

    13. Источник права, определяющий права и обязанности граждан и юридических лиц, а так же правила их взаимоотношений на основе соглашений:

    A) обычай;

    Б) нормативный договор;

    B) прецедент;

    Г) нормативно-правовой акт.

    14. Хранение и распространение наркотических веществ является правонарушением:

    А) уголовным;

    Б) должностным;

    В) административным;

    Г) гражданско-правовым.

    15. Правительство Российской Федерации издает:

      постановления;
      Б) распоряжения;

      кодексы;
      Г) указы.

    16. В гражданском праве предложение вступить в договорное отношение именуется

      оферта;
      Б) акцепт;

    Г) реституция.

    17. В Российской Федерации свобода совести относится к группе прав:

      личных;
      Б) культурных;

      социальных;
      Г) экономических.

    18. Сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей
    правовые последствия, называется:

    А) оспоримой;

    Б) ничтожной;

    В) притворной;

    Г) мнимой.

    19. Что из ниже перечисленного является юридическим фактом, который является результатом волевого поведения человека?

    A) наводнение;

    Б) рождение человека;

    B) наступление 16 летнего возраста;
    Г) регистрация брака.

      государственный диктат в политической сфере;
      Б) осуществление принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

      наличие государственного диктата во всех сферах жизни общества;

    Г) признание различных политических идеологий.

    21. Какие из перечисленных сделок вправе самостоятельно совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет:

    A) мелкие бытовые;

    Б) направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

    B) направленные на безвозмездное получении выгоды, требующие нотариального
    удостоверения либо государственной регистрации;

    Г) по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем для определенной цели.

    22. Нормативный акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения:

      законность;
      Б) справедливость;

      коллективность ответственности;
      Г) неотвратимость наступления ответственности.

    23. Положение: «В любом нормативно-правовом акте должны быть отражены международно-правовые стандарты, он должен быть принят легитимным органом государственной власти, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств, выработанных мировой практикой», - относится к принципу правового государства:

    A) приоритета права;

    Б) единства права и закона;

    B) правовой защищенности человека и гражданина;

    Г) правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

    24. Водитель автомашины, выезжая на перекресток при красном свете, осознает, что грубо
    нарушает правила дорожного движения, но надеется на мобильность своей машины, ее

    высокую скорость, невнимательность других водителей, и врезается в другую машину. d данном случае имеет место такая форма вины водителя, как:

      прямой умысел,
      Б) косвенный умысел,

      небрежность,
      Г) легкомыслие.

    25. Существует ли в РФ смертная казнь?

      нет, не существует;
      Б) существует;

      существует, но не применяется к несовершеннолетним;

    Г) существует, согласно Конституции РФ, только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей

    26. С какого возраста, по общему правилу, наступает уголовная ответственность:

      с 14 лет;
      Б) с 16 лет;

      с 18 лет;
      Г) с 21 года.

    27. Политическая идеология, провозгласившая ценностями свободу и права личности, частную собственность, ограничение сфер деятельности государства, называется:

      либеральной;
      Б) анархистской;

      консервативной;
      Г) социал-демократической.

    28. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации содержит:

      понятие преступления,
      Б) виды наказаний,

      исчерпывающий перечень преступлений,
      Г) понятие соучастия.

    29. Временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей
    (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора называется:
    А) забастовкой;

    Б) саботажем;

    В) локаутом;

    Г) штрейкбрехерством.

    30. Формой реализации материальной ответственности является:

    A) пеня, возмещение вреда,
    Б) выговор, увольнение;

    В) денежное взыскание;

    31. Основную ответственность за соблюдение прав человека несет:
    А) государство;

    Б) Комиссия ООН по правам человека;

    B) Европейский суд по правам человека;

    Г) Генеральная Ассамблея ООН.

    32. Нотариусом может стать лицо, имеющее высшее юридическое образование, сдавшее квалификационный экзамен, получившее разрешение на право совершения нотариальных действий и прошедшее стажировку у нотариуса, сроком не менее;

      одного года;
      Б) двух лет;

      трех лет;
      Г) пяти лет.

    33. Наследство может быть принято в течение:

      трех месяцев со дня открытия наследства;
      Б) шести месяцев со дня открытия наследства;

      десяти месяцев со дня открытия наследства;

    Г) двенадцати месяцев со дня открытия наследства.

    34. Судебное решение по гражданскому делу может быть обжаловано:

      в течение 7 дней;
      Б) в течение 10 дней;

      в течение 14 дней;
      Г) в течение месяца,

    РЕШИТЕ ЗАДАЧИ.

    35 Гражданин Волков Е.Б. разработал законопроект о мерах по повышению культурного уровня граждан России. Имеет ли право гражданин Волков самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы? Каким образом ему добиться рассмотрения своего законопроекта?

    36. Сотрудница Югбанка, придя домой, рассказала брату, что его сослуживец снял со своего счета крупную сумму денег. Брат заинтересовался этим вопросом и спросил у сослуживца, какую покупку тот собирается совершить. На следующий день сослуживец написал жалобу в Югбанк о нарушении тайны вклада. Обоснованна ли жалоба сослуживца? Свой ответ обоснуйте .

    37. Государственной Думой был принят Жилищный кодекс. Через четыре месяца учеными-юристами были подготовлены официальные комментарии к кодексу. Между гражданином Ивановым и гражданином Степановым возник спор: Иванов утверждал, что комментарии вносят поправки в кодекс, имеют юридическую силу, а Степанов с ним не соглашался, со своей стороны утверждая, что комментарий лишь разъясняют статьи кодекса. Кто прав в споре?

    38. Сестра купила брату в подарок свитер. Придя домой,она обнаружила, что у брата есть точно такой же свитер. Вернувшись в магазин, она попросила обменять свитер на другой свитер. Продавец ей отказал, сославшись на то, что, по его мнению, недостатка в данном товаре обнаружено не было. Обязан ли магазин произвести замену данного товара? При каких условиях? Обоснуйте ответ.

    39. Общеизвестно, важной юридической деятельностью в государстве является толкование права. В результате толкования обеспечивается уяснение и разъяснение сложных юридических норм действующего законодательства. Может ли осуществлять толкование нормативного акта тот же государственный орган, который его принял? Обоснуйте свой ответ.

    40. В интересах несовершеннолетнего Пятницкого Е.Г. его родители обратились в суд с иском о вселении его в жилое помещение. Однако суд отказался рассматривать этот иск, аргументируя свою позицию тем, что с иском в суд должны обращаться органы опеки и попечительства либо опекуны, назначенные этими органами – но не родители, не назначенные опекунами. Соответствует ли закону позиция суда?

    Ответы отправлять beshtokov-2011@



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация