Подготовка государственных служащих россии
Данный курс посвящен основам прохождения государственной службы. Каждый государственный гражданский служащий должен знать о правах, обязанностях, возможностях развития, требованиях к служебному поведению, понимать процедуры присвоения классных чинов, оплаты труда, предоставления сведений о доходах и многом другом. На примерах и конкретных ситуациях в курсе изложен материал основных статей Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Курс будет полезен тем, кто планирует стать или недавно стал гражданским служащим, а также всем, кто хочет понимать возможности и ограничения на государственной гражданской службе. Курс предназначен для самостоятельного изучения, содержит вопросы для самопроверки по итогам каждой из 8 глав.
Структура курса:
1. Общие положения;
2. Должности гражданской службы;
3. Правовое положение гражданского служащего;
4. Служебный контракт;
5. Служебное время и время отдыха. Отпуска;
6. Прохождение гражданской службы;
7. Оплата труда;
8. Поощрения, награды и взыскания. Служебная дисциплина.
После обучения Вы сможете:
- Свободно ориентироваться в положениях закона о гражданской службе;
- Знать права и обязанности государственного служащего;
- Понимать порядок прохождения гражданской службы;
- Понимать требования к служебному поведению;
- Разбираться в структуре и содержании служебного контракта;
- Понимать из чего складывается оплата труда;
- Достичь большего в вашей профессиональной карьере.
- Курс «»;
- Курс «».
:
1. Конфликты интересов;
2. Кейсы, разбор ситуаций.
После обучения Вы сможете:
- Курс « »;
- Курс « ».
1. Основные понятия и терминология;
2. Ограничения и запреты для госслужащих.
:
1. Конфликты интересов;
2. Кейсы, разбор ситуаций.
После обучения Вы сможете:
- Свободно ориентироваться в терминологии;
- Понимать, что такое конфликт интересов;
- Корректировать свое поведение в спорных ситуациях;
- Соблюдать требования к служебному поведению;
- Понимать какие ситуации недопустимы.
- Курс « »;
- Курс « ».
Управление проектами – это мощный инструмент для развития инноваций, но сегодня в управлении государственными и муниципальными программами и проектами он используется недостаточно. На практике часто преобладает функциональный подход, укоренившийся в деятельности органов власти в нашей стране.
Данный курс позволяет изучить основы проектного управления с целью расширения сферы использования проектного подхода в деятельности работников государственных и муниципальных органов.
Структура курса:
1. Введение;
2. Инициация проекта. Разработка устава;
3. Планирование проекта. Структура и команда проекта;
4. Ключевые параметры проекта;
5. Управление рисками и изменениями в проекте. Закупки;
6. Реализация проекта. Контроль и отчетность;
7. Управление качеством;
8. Завершение проекта.
После обучения Вы сможете:
- свободно ориентироваться в терминологии управления проектами;
- планировать объемы работ, ресурсы и сроки проекта;
- создавать иерархическую структуру работ;
- определять ограничения и риски проекта;
- вносить изменения в проект;
- эффективно контролировать качество проекта;
- анализировать результаты работ;
- заполнять отчетность по проекту;
- использовать инструменты и методы контроля качества.
- Курс «»;
- Курс « »;
- Курс «»;
- Курс « ».
Профессиональную деятельность государственных гражданских служащих можно по праву отнести к числу «стрессогенных», ведь успешность их деятельности во многом определяет социально-экономическое положение страны, а требования к выполнению должностных обязанностей с каждым годом становятся все выше.
Этот курс научит вас эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, возникающими в процессе работы. В курсе рассмотрены типовые стрессовые состояния и даны рекомендации о том, как лучше всего вести себя в состоянии стресса и как избежать возникновения таких ситуаций в дальнейшем.
Структура курса:
1. Введение;
2. Причины снижения работоспособности;
3. Что такое стресс?
4. Признаки стресса;
5. Причины стресса у государственных служащих;
6. Последствия стресса;
7. Проверьте себя;
8. Как правильно вести себя в стрессовой ситуации;
9. Экстренная помощь при стрессе;
10. Профилактика стресса.
После обучения Вы сможете:
- понимать особенности своего состояния;
- определять факторы, влияющие на появление стрессовых состояний, и вовремя устранять причины стресса;
- разными способами избегать неблагоприятных состояний.
- Курс « ».
Этот курс расскажет вам о правилах современного делового этикета. Эти правила универсальны и действуют всегда и везде в рамках делового общения. Знание и соблюдение правил делового этикета необходимо государственным служащим независимо от специфики деятельности и замещаемой должности для достойного выполнения своих профессиональных обязанностей, содействия укреплению авторитета государственных служащих и доверия граждан к государственным органам.
Структура курса:
Раздел 1. Коммуникации для профессионального успеха
1.1. Поведение в типичных ситуациях делового общения;
1.2. Формы речевого общения в рамках делового этикета;
1.3. Этапы публичного выступления;
1.4. Общение по телефону;
1.5. Невербальные коммуникации;
1.6. Критика и комплименты в деловом общении;
1.7. Правила поведения во время кофе-паузы при проведении дневных деловых рабочих мероприятий;
1.8. Подарки и поздравления в деловом общении.
Раздел 2. Имидж государственного служащего
2.1. Внешний вид и первое впечатление;
2.2. Деловой стиль в одежде;
2.3. Основные аксессуары;
2.4. Макияж;
2.5. Прически;
2.6. Парфюмерия;
2.7. Основные вокальные характеристики речи.
После обучения Вы сможете:
- сочетать выполнение своих обязанностей с хорошими манерами;
- корректно выстраивать отношения с коллегами, партнерами и гражданами;
- улучшить свои коммуникативные навыки;
- эффективно общаться на разных уровнях;
- сформировать свой деловой имидж с учетом полученных рекомендаций.
- Курс «»;
- Курс « »;
- Курс « ».
Этот курс позволяет изучить организацию делопроизводства в органах исполнительной власти города Москвы. Цель делопроизводства – повышение эффективности управленческой деятельности Правительства Москвы, Аппарата мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города, организаций городского подчинения.
Поручения являются основным инструментом управления органов исполнительной власти города Москвы. Поэтому специальный раздел курса посвящен работе с контрольными поручениями Мэра и Правительства Москвы в органах исполнительной власти.
Структура курса:
1. Понятие делопроизводства. Организация делопроизводства;
2. Документирование деятельности;
3. Организация документооборота;
4. Исполнение документов и поручений;
5. Формирование документального фонда органа исполнительной власти;
6. Работа с контрольными поручениями Мэра и Правительства Москвы в органах исполнительной власти.
После обучения Вы сможете:
- правильно составлять и оформлять документы;
- организовывать работу с входящими, исходящими и внутренними документами;
- обеспечивать хранение документов;
- контролировать исполнение поручений.
- Курс « »;
- Курс « »;
- Курс « »;
- Курс « ».
Этот курс предназначен для тех, кому важно в ситуации ограниченного времени создать презентацию, которая поможет эффективно донести до аудитории идеи и положения, содержащиеся в докладе. В курсе вы узнаете, чем презентация отличается от иных форм коммуникации, и научитесь создавать слайды с учетом законов восприятия информации. Пример, используемый в курсе, поможет освоить и закрепить алгоритм работы с презентацией.
Структура курса:
1. Отличие презентации от других форм коммуникации. Виды слайдов презентации. Алгоритм подготовки презентации;
2. Цель презентации. Критерии эффективности постановки цели;
3. Параметры анализа ЦА и их влияние на презентацию;
4. Анализ ресурсов для подготовки презентации;
5. Главная мысль, структура, заголовки;
6. Цели и инструменты слайдов презентации;
7. Работа с шаблоном презентации;
8. Работа с текстом;
9. Работа с иллюстрациями;
10. Работа с таблицами;
11. Работа с диаграммами;
12. Работа со SmartArt;
13. Работа над анимацией;
14. Работа с заголовками;
15. Работа с цветом и композицией.
После обучения Вы сможете:
- эффективно выстраивать работу по подготовке презентации;
- грамотно формулировать цель и анализировать аудиторию;
- правильно донести до аудитории главную мысль;
- создавать слайды, учитывая законы восприятия информации;
- соблюдать баланс между слайдами с текстом, иллюстрациями и диаграммами.
- Курс « »;
- Курс « »;
- Курс « »;
- Курс « ».
Возражения, претензии и конфликты – это неприятно. И вместе с тем, это рабочая ситуация, которую можно решить без лишних эмоций, применяя определенные техники. В данном курсе вы узнаете, какие бывают виды возражений, претензий и конфликтов, какие позиции занимают в них люди и что необходимо для успешного взаимодействия и построения оптимальных отношений в решении поступающих обращений жителей.
Структура курса:
1. Работа с возражениями;
2. Работа с претензиями;
3. Работа с конфликтными ситуациями.
После обучения Вы сможете:
- распознавать суть возражений;
- изменить свое отношение к претензиям;
- понимать, как поступать в определенной ситуации;
- выбирать оптимальный способ реакции на конфликт;
- применять алгоритмы работы с возражениями, претензиями и конфликтами.
На практике важно понимать, какая информация содержится в кадастре недвижимости, какие сведения являются юридически значимыми и используются при сделках с объектами недвижимости, а также при определении их кадастровой стоимости.
Данный курс раскрывает основные понятия в сфере недвижимости, кадастровой оценки и имущественных платежей и позволяет научиться применять полученные знания как в профессиональной деятельности, так и в частной жизни.Структура курса:
1. Земельный участок;
2. Права и обременения землепользования;
3. Характеристики земельного участка;
4. Государственный кадастр недвижимости;
5. Государственная кадастровая оценка;
6. Методы определения кадастровой стоимости;
7. Массовая оценка;
8. Определение кадастровой стоимости в промежутках между оценками;
9. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости;
10. Как узнать результаты определения кадастровой стоимости;
11. Использование кадастровой стоимости;
12. Имущественные налоговые и неналоговые доходы в бюджете города Москвы.После обучения Вы сможете:
- свободно ориентироваться в терминологии;
- разбираться в правах и обременениях, в соответствии с которыми используются земельные участки;
- понимать, какие сведения являются юридически значимыми и используются при сделках с объектами недвижимости;
- разбираться в процессе и методах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- различать процесс определения кадастровой стоимости и результат – кадастровую стоимость, которая содержится в ГКН и используется для исчисления налоговых и неналоговых платежей;
- рассматривать налоговые платежи с двух точек зрения: плательщика и получателя.
Главная цель совещания – выработать оптимальное коллегиальное решение некоторой проблемы. Без совещаний не обойтись, однако далеко не каждое совещание эффективно, то есть оправдывает затраты на его подготовку и проведение.При этом часто считается, что проведение совещаний бесплатно или почти бесплатно. Однако это не так, абсолютно все совещания платны, т.к. тратят самый важный ресурс организации – рабочее время сотрудников. В данном курсе мы рассмотрим Факторы, влияющие на эффективность совещания, определение списка участников и многое другое. Курс предназначен для самостоятельного изучения, содержит вопросы для самопроверки по итогам каждой из 9 глав.
Структура курса:
1. Эффективность совещаний;
2. Определение списка участников и их оповещение;
3. Формирование повестки совещаний;
4. Порядок проведения совещаний;
5. Подготовка материалов совещаний;
6. Организационные работы по подготовке совещания;
7. Подготовка протокола совещания;
8. Контроль за исполнением поручений.
9. Анализ эффективности проведенного совещания.После обучения Вы сможете:
- Правильно формировать повестки совещаний;
- Понимать порядок подготовки материалов совещаний;
- Знать перечень организационных работ при подготовке совещаний;
- Знать порядок проведения совещаний;
- Понимать принцип подготовки протокола совещаний;
- Грамотно анализировать эффективность проведенных совещаний;
- Достичь большего в вашей профессиональной карьере.
В данном электронном модуле рассматриваются 10 типичных случаев (кейсов), связанных с расследованием несчастных случаев. На конкретных примерах анализируется алгоритм проведения расследований, действия руководителя и приводится соответствующая нормативная правовая база.
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы - обучение непосредственно на рабочем месте и обучение в учебном классе. Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться сотрудниками, давно выполняющими данные функции, или сᴨȇциально подготовленным инструктором. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, в связи с этим он столь широко используется на всех уровнях современных предприятий.
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно ᴨȇремещается на другую работу с целью приобретения новых навыков. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.
Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального обучения с древних времен. Работая с мастером, молодые работники изучают профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке сᴨȇциалистов во многих областях деятельности, в том числе и в управлении.
Современные ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь. Они могут занимать ответственные должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в наличии более опытного человека, постоянно следящего за их развитием, оказывающего помощь советами, подсказками и т.д.
Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.
Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, представляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время, такое обучение часто бывает слишком сᴨȇциальным для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных комᴨȇтенций, поскольку не дает ему возможности абстраᴦᴎҏоваться от ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места (в учебном классе).
Лекция - традиционный и один из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции (которая сегодня может быть заменена видеофильмом и показана многим группам слушателей), представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акцепты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения, связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего: лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует стеᴨȇнь усвоения материала и не может внести коррективы в ход обучения.
Рассмотрение практических ситуаций позволяет в определенной мере преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть приставлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа процесса принятия решения, разработки стратегии и тактики. Для усᴨȇшного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется некоторый уровень профессионализма и теоретических знаний.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, будучи моделью реальной ситуации, они одновременно дают возможность значительно сократить оᴨȇрационный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение ᴨȇреговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.
Инструктор может усилить данный момент, задавая участникам игры, определенный тип поведения, то есть, моделируя его.
Деловые игры полезны с точки зрения выработки практических, управленческих (составление планов, проведение совещаний, ᴨȇреговоров) и поведенческих навыков (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированность на качество, сотрудничество). Деловые игры дорогостоящи, поскольку для их подготовки требуются ведущие, которые имеют сᴨȇциальные навыки; комᴨȇтентный разбор деловой игры, имеющий чрезвычайное значение для эффективности этого вида обучения, также требует участия сᴨȇциально подготовленных инструкторов.
Самостоятельное обучение - наиболее простой для организации вид обучения ᴨȇрсонала: для него не требуется ни инструктор, ни сᴨȇциальное помещение, ни определенное время. Обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Организации могут ускорить процесс самообучения, повысить его отдачу, предоставляя сотрудникам эффективные вспомогательные средства: аудио- и видеокассеты, учебники, обучающие программы.
Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, то есть устанавливать для себя оптимальные параметры процесса обучения. В то же время, индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности обратной связи, обучающийся находится вне комᴨȇтентного контроля и помощи, предоставляется сам себе. Развитие ᴨȇрсональных компьютеров и их мультимедийное приложение позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.
Таблица 1 - Характеристика видов профессиональной подготовки
государственных и муниципальных служащих.
Виды обучения |
Характеристика вида обучения |
1 Профессиональная подготовка кадров. 1.1 Профессиональная начальная подготовка. 1.2 Профессиональная сᴨȇциализированная подготовка. |
Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как Фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения сᴨȇцифической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, сᴨȇциалист, магистр). |
2 Профессиональное совершенствование (повышение квалификации). 2.1 Совершенствование профессиональных знаний и способностей. 2.2 Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе. |
Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт). Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, актуализация и углубление их. Обучаются сᴨȇциалисты (горизонтальная мобильность). Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность). |
3 Профессиональная ᴨȇреподготовка (ᴨȇреквалификация). |
Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт). |
1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.
2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:
1) решение представителя нанимателя;
2) результаты аттестации гражданского служащего;
3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории "специалисты" высшей группы должностей гражданской службы впервые;
5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.
4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:
1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.
6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.
7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке , определяемом Президентом Российской Федерации.
8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.
9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
10. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее - сертификат).
11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Под профессиональной подготовкой кадров для гражданской службы имеется в виду процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы[ Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.493.].
Под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органов государственной власти[ Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.493.].
По мнению экспертов, для того, чтобы государственные служащие четко осознавали, поставленные перед ними задачи, необходимо, чтобы наряду с теоретическими знаниями, они получали исчерпывающую информацию о задачах, функциях, правах и обязанностях, способах и средствах достижения высоких результатов, которых ждут от государственных служащих. Именно такая совокупность теоретических знаний и четкое осознание поставленных задач сделают государственного служащего высокопрофессиональным специалистом, владеющим профессиональными знаниями, всегда готовым к решению служебных задач. Профессиональные задачи государственных служащих включают в себя следующие направления. Во-первых, включают реализацию основных направлений государственной административной политики и решение задач социальной политики. Во-вторых, включают правовое регулирование социальных и экономических процессов в отраслях и сферах государственной деятельности на основе законодательства об управлении, разграничении компетенции и функций государственных органов. В-третьих, включают анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласования различных интересов, определение причин и упреждение социальных конфликтов. В-четвертых, включают организацию выполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверки исполнения этих решений, обеспечение контроля над ходом их выполнения. В-пятых, включают выработку стратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласно должностному регламенту[ Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.494.].
Реализация задач, поставленных перед государственными чиновниками, предполагает четкое следование теоретическим знаниям с конечным результатом, воплощенным в решении служебных задач. Под умениями на государственной службе понимаются профессиональные знания государственного служащего, воплощенные в решение конкретных служебных задач в соответствии с замещаемой должностью. Так, государственный служащий обязан уметь быстро и продуктивно вникать в ситуацию, которая требует немедленного разрешения проблемы.
Под навыками на государственной службе понимаются умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени[ Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.494]. Навыки, естественно, появляются только в том случае, если государственный служащий трудится по приобретенной им специальности. Навыки - это знания, которые позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты. Из этого можно сделать вывод: профессиональные знания, умения и навыки - показатели профессионализма государственного служащего, определяющие профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего.
В соответствии с установленными указами Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации Профессиональная, качественная, подготовка для государственной службы осуществляется на основании договора на обучение. Заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе. Порядок, предусмотренный в договоре, также прописан в нормативных актах. В рамках указанного договора, а также по согласованию образовательного учреждения профессионального образования с государственным органом в этом государственном органе осуществляются практика и стажировка обучающихся[Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» п.6ст.15, п.11 ст.14//Консультант плюс ].
Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских государственных служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органов и кадровые службы.
Введение. 3
Глава 1. Понятие подготовки государственных служащих: особенности, характеристика, опыт зарубежных стран. 5
1.1. Нормативное регулирование подготовки государственных служащих. 5
1.2. Влияние нормативного регулирования на подготовку государственных служащих. 7
1.3. Подготовка профессиональных государственных служащих. 9
1.4. Иностранный опыт в подготовке госслужащих в РФ на примере Японии 11
Глава 2. Особенности подготовки госслужащих в РФ.. 13
2.1. Общая характеристика профессиональной подготовки госслужащих в РФ 13
2.2. Психологические особенности подготовки госслужащих в РФ.. 15
2.3. Профессиональные особенности подготовки госслужащих в РФ.. 18
Заключение. 21
Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности. Таким образом, государственный служащий должен был разносторонне развитым, компетентным во многих отраслях знаний и жизнедеятельности человека. Этот профессионализм и компетентность должны закладываться госслужащему во время подготовки специалиста, представляющей целую систему организацией и учреждений, а также закладки профессиональных и этических ценностей.
В настоящее время организационно-правовые формыпрофессиональной подготовки специалистов госслужбы регулируются указами Президента РФ и постановлениями Правительства Р. Главными из этих норм можно выделить следующие.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 61-63);
Указ Президента РФ от 7 февраля 1995 г. № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих»;
Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983;
Положение о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппарата органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утвержденное Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1722;
Постановление Правительства РФ «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047;
Положение о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. № 1462.
Также есть другие нормативные акты, регулирующие подготовку профессиональную госслужащих.
1.2. Влияние нормативного регулирования на подготовку государственных служащих
Согласно нормативному регулированию характер и тип профессионального развития государственных служащих определяются принципами, заложенными в понятие подготовки госслужащих, которые делятся на три основных группы. Эти группы включают в себя общегражданские, профессиональные и внутрикорпоративные принципы, рассмотрев которые можно понять, что закладывается в нормативную регулировку подготовки госслужащих.
Первая группа, включающая общегражданские принципы, основана на развитии повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфических этических качеств. Среди этических качеств можно выделить гражданский долг, верность интересам государственной службы. В перестроечное время можно было наблюдать отход государственных служащих от следования главным этическим составляющим, что привело Россию к разгулу коррупции и бюрократии. Стоит отметить, что по итогам исследований в 2000 году Россия заняла лишь 146 место по количеству выявленных коррумпированных чиновников. Страна оказалась на одной ступени с африканскими государствами и несколькими другими странами третьего мира. На настоящий момент Россия улучшила показатель, сократив количество некомпетентных государственных служащих и заняв уже 88 строку в рейтинге. Это, кстати, частично обусловило вхождение России в десятку стран с высоким уровнем жизни.