Сборник практических и лабораторных по биологии

Главная / Квартира

Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 10 класса, Повышенный уровень, Лисов Н.Д., Шелег З.И., 2015.

Тетрадь подготовлена в полном соответствии с учебной программой для повышенного уровня (2015) и учебником «Биология» для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (под редакцией Н. Д. Лисова). Пособие предназначено для более эффективного выполнения учащимися лабораторных и практических работ, лабораторных опытов на уроках и во время учебных экскурсий. Использование тетради позволит не только сэкономить время на выполнение и оформление той или иной работы, но и сконцентрировать внимание на самых важных ее этапах. Приведенные задания и задачи разного уровня сложности позволят учащимся лучше понять и закрепить материал, а учителю - организовать дифференцированный подход к обучению биологии.

Наблюдение денатурации белков и их растворимости.
Цели: выяснить, растворяются ли белки в воде; понаблюдать явление обратимой и необратимой денатурации белка.
Оборудование и материалы: две стеклянные колбы объемом 500 мл, штатив с пробирками, держатель, спиртовки, пипетки, стеклянные палочки, воронка, марля, куриное яйцо, насыщенный раствор сульфата аммония, 96%-й этиловый спирт, 1%-й раствор сульфата меди, 2,5%-й раствор нитрата серебра, 1%-й раствор уксусной кислоты, 10%-й раствор уксусной кислоты, насыщенный раствор хлорида натрия.
Лабораторный опыт выполняется под контролем учителя!

Белок как амфотерный полиэлектролит содержит положительные и отрицательные заряды, соотношение которых определяется количеством кислых и основных аминокислот в его макромолекуле. Заряженность молекулы белка является одним из факторов его устойчивости в растворах, так как мешает слипанию белковых частиц и выпадению их в осадок. На общий заряд макромолекулы белка влияет pH среды. Для каждого белка существует значение pH, при котором сумма положительных и отрицательных зарядов его равна нулю. Это состояние белка называется изоэлектрическим, а соответствующее такому состоянию значение pH - изоэлектрической точкой (ИЭТ). В ИЭТ растворы белков неустойчивы и белки легко выпадают в осадок, особенно в присутствии водоотнимающих веществ (этиловый спирт, ацетон и т. д.).
Реакции осаждения белков - процесс денатурации - бывай и обратимыми и необратимыми. При обратимом осаждении макромолекулы белка в основном не подвергаются глубокой денатурации.

Содержание
Предисловие
Как выполнять лабораторные и практические работы
Лабораторный опыт № 1
Наблюдение денатурации белков и их растворимости
Лабораторная работа № 1
Выявление активности каталазы
Лабораторный опыт № 2
Определение полисахаридов и липидов в биоматериале и изучение их свойств
Практическая работа № 1
Решение задач по теме «Химические компоненты живых организмов»
Лабораторный опыт № 3
Наблюдение осмотических явлений в растительных тканях
Лабораторная работа № 2
Изучение явлений плазмолиза и деплазмолиза
Лабораторная работа №3
Сравнение строения растительной и животной клеток
Практическая работа № 2
Решение задач по теме «Репликация ДНК»
Лабораторная работа №4
Митоз в клетках корешка лука
Практическая работа № 3
Сравнение процессов митоза и мейоза
Практическая работа № 4
Деление клетки, плоидность клеток
Практическая работа № 5
Сравнение процессов брожения и клеточного дыхания
Практическая работа № 6
Решение задач по теме «Клеточное дыхание»
Практическая работа № 7
Решение задач по теме «Фотосинтез»
Практическая работа № 8
Решение задач на транскрипцию и трансляцию
Лабораторная работа № 5
Строение половых клеток животных
Практическая работа № 9
Сравнение бесполого и полового размножения
Практическая работа № 10
Решение задач по теме «Размножение организмов»
Экскурсия № 1
Способы размножения растений в природе
Практическая работа №11
Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»
Практическая работа № 12
Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»
Практическая работа № 13
Решение задач по теме «Сцепленное наследование и кроссинговер»
Практическая работа № 14
Решение задач но теме «Наследование признаков, сцепленных с полом»
Лабораторная работа № 6
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и вариационной кривой
Практическая работа № 15
Составление родословных
Экскурсия № 2
Многообразие сортов растений (пород животных).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 10 класса, Повышенный уровень, Лисов Н.Д., Шелег З.И., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 10 класс, Лисов Н.Д., Шелег З.И., 2012

Вступление:

На протяжении нескольких предыдущих уроках мы с вами выясняли особенности строения органических веществ в клетке, вспомнили их физические и химические свойства. Сегодня в ходе лабораторного практикума многие из этих свойств мы пронаблюдаем воочию. Итак, откройте тетради: записали тему (на доске):

Физические и химические свойства органических веществ в клетке.

Цель урока: пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке, сделать выводы.

В начале работы вспомним правила по технике безопасности . Инструкционные карты по ТБ на столах, прочтите.
В ходе лабораторный практикумдве работы предусматривают использование микроскопа, перечислим правила работы с микроскопом.
Ознакомьтесь с инструкцией по первой работе. (Объяснить почему два микроскопа)

Практическая работа I. «Плазмолиз и деплазмолиз клетки»

Цель: пронаблюдать явления плазмолиза и деплазмолиза клетки при воздействии концентрированного раствора поваренной соли (Na Cl)

Оборудование: два микроскопа, предметное, покровное стекло, лепесток сенполии, баллончики с гипертоническим раствором NaCl и H 2 O, пинцет, пипетка.

Ход работы:

  1. Настроить микроскопы.
  2. На предметное стекло капнуть H 2 O.
  3. Положить лепестки, найти клетки, заполненные антоцианом. (Красящие вещества (пигменты) растений красного, синего и фиолетового цвета. Растворены в клеточном соке; наряду с другими пигментами определяют окраску плодов, цветков, листьев.)
  4. На микропрепарат одного микроскопа с лепестком капнуть несколько капель NaCl.
  5. Пронаблюдать происходящее и сравнить с контрольным микропрепаратом, записать увиденное в тетрадь.

Вывод: при контакте клетки с гипертоническим раствором NaCl вода начинает выходить через плазматическую мембрану путем осмоса. Протопласт – живое содержимое клетки сморщивается и отстает от клеточной стенки – плазмолиз. Процесс обратим, если прилить гипотонический раствор.

Показать кадр «Пассивный транспорт» из урока №9 в теме клетка (Виртуальная школа Кирилл и Мефодий)

Вывод: в основе плазмолиза и деплазмолиза лежит явление пассивного транспорта веществ по градиенту.

Практическая работа II. «Физические и химические свойства органических веществ в клетке»

Цель: пронаблюдать свойства органических веществ – прозрачность, растворимость, а также денатурацию белка, расщепление полисахарида до моносахарида. Изменение свойств под воздействием высоких температур и других веществ.

Оборудование: стакан с водой, пробирки, спички, спиртовка, йод, масло, крахмал, белок, спирт (C 2 H 5 OH).

Ход работы:

  1. В пробирку с водой добавить масло, пробирку взболтать – суспензия (при поступлении в пищеварительную систему желчь превращает масло и жиры в суспензию). Жиры и липиды гидрофобы. С водой не реагируют.
  2. В пробирку с водой добавить крахмал. Как мы убедимся, что данное вещество крахмал. Прильем иод – качественная реакция на данное вещество. Подогреем содержимое пробирки. Цвет и растворимость изменятся – крахмал расщепляется до мономера глюкозы. Можно убедиться, попробовав на вкус.
  3. В пробирку с водой добавить куриный белок – в воде растворим (виде нитей – линейная структура). Подогреем содержимое, появляются хлопья – денатурация белка, если t 0 не значительная – хлопья исчезают – ренатурация белка. При определенной t 0 реакция становится необратимой.
  4. В пробирку с водой добавить куриный белок, затем спирт(C 2 H 5 OH). Происходит появление нерастворимых молекул белка – денатурация.

Что делаем

Что происходит

Выводы

1 Приливаем к H 2 O масло Масло в воде не растворяется, при взбалтывании образуется эмульсия Масло – гидрофоб, т.е. в воде не растворяется
2 Добавляем к H 2 O крахмал, йод Раствор становится фиолетовым Качественная реакция на крахмал.
3 Подогреваем пробирку с крахмалом и йодом Цвет раствора бледнеет, затем восстанавливается, увеличивается объем Изменение окраски связано с изменением цепей в полимере.
Идет набухание крахмала
4 Добавляем к H 2 O куриный белок Белок растворяется в воде Куриный белок обладает гидрофильными свойствами
5 Добавляем к H 2 O куриный белок и подогреваем Белок изменяет структуру, при незначительном повышении температуры реакция обратима
6 Добавляем к H 2 O куриный белок и спирт (C 2 H 5 OH) Происходит помутнение раствора – денатурация белка Белок изменяет структуру. Реакция необратима

Вывод: Мы пронаблюдали некоторые свойства органических веществ. Часть из них мы наблюдаем в нашей повседневной жизни.
Денатурация белков происходит под воздействие высоких температур, химических веществ и др. факторов.

Урок второй

Практическая работа III. «Химические свойства белка пероксидазы»

Цель: исследовать химические свойства фермента пероксидазы (каталазы).

Оборудование: баллончики с водой, сырой и вареный картофель, сырое и вареное мясо, перекись водорода H 2 O 2 , спирт (C 2 H 5 OH).

Информация: Перекись водорода H 2 O 2 является сильнейшим ядом для живых клеток. В клетках есть фермент пероксидаза, разрушающий этот яд.

Происходит реакция разложения перекиси водорода на воду и кислород:

2H 2 O 2 ––> 2H 2 O + О 2

За 1 сек. Одна молекула пероксидазы расщепляет 200000 молекул H 2 O 2 (Приложение 2 )

Исследуемые объекты Что наблюдаем Выводы
1 Картофель сырой и H 2 O 2 Пероксидаза разрешает яд
2 Картофель вареный и H 2 O 2 Реакция не идет
3 Мясо сырое и H 2 O 2 Образуются молекулы кислорода Пероксидаза разрешает яд
4 Мясо вареное и H 2 O 2 Реакция не идет Под действием высоких t пероксидаза денатурирует
5 Картофель сырой, H 2 O 2 и C 2 H 5 OH
6 Мясо сырое, H 2 O 2 и C 2 H 5 OH Образование кислорода в начале возрастает, затем замедляется Спирт (C 2 H 5 OH) вызывает разрушение мембран клетки, затем денатурацию фермента перексидазы

Вывод: в клетках растений и животных есть фермент, разрушающий перекись водорода – ядовитое вещество. Спирт нарушает процессы обезвреживания в клетке, вызывает денатурацию белков.

Обсуждение использования перекиси водорода в медицинских целях.
Влияние спирта на организм человека.
Общий вывод по лабораторному практикуму.
Оценить работу на уроке.
Домашнее задание.
Убрать инструментарий

Лабораторные работы по биологии

10 класс

Составитель: Порошина Марина Владимировна

учитель биологии

первой квалификационной категории

МБОУ ОСШ №3 г. Нягань

Оглавление

    Лабораторная работа №1 « Каталитическая активность ферментов в живых тканях» (в двух вариантах).

    Лабораторная работа №2 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука» (в двух вариантах).

    Лабораторная работа № 3 « Наблюдение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом, их изучение и описание».

    Лабораторная работа № 4 « Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток».

    Лабораторная работа № 5 « Сравнение строения клеток растений, животных, грибов»

    Лабораторная работа № 6 « Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

    Лабораторная работа № 7 « Сравнение процессов митоза и мейоза»

    Лабораторная работа № 8 « Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».

    Лабораторная работа № 9 « Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» (в двух вариантах)».

    Лабораторная работа № 10 « Изучение фенотипов растений»

Лабораторная работа №1 (в двух вариантах)

Тема: каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Вариант I

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

Ход работы

    Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью - кусочек вареного картофеля, в четвертую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

    Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.

    Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

    Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент катал азу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.

Вариант II

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля).

Ход работы

1. Приготовьте пять пробирок, и поместите в первую пробирку кусочек сырого картофеля, во вторую измельченного сырого картофеля, в третью - кусочек вареного картофеля, в четвертую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода.

2. Пронаблюдайте явление, возникшее в результате проникновения в клетки молекул пероксида водорода и взаимодействие их с ферментом каталазой.

3. Сравните процессы, протекающие во всех пробирках.

4. Внесите в таблицу полученные результаты.

пробирки (указать ее содержимое)

Что происходит на тканях в пробирках

5. Дайте ответы на вопросы: а) какие внутримолекулярные связи разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля и мяса, и как это отразилось в опыте? б) как влияет измельчение ткани на активность фермента?

6. Сделайте вывод по работе.

Примечание. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н 2 О 2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н 2 О 2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н 2 О 2 : 2 Н 2 О 2 2 Н 2 О 2 + О 2

Лабораторная работа №2 ( в двух вариантах)

Тема: плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука

Вариант I .

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

      1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

        Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

        Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

        Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

        Сделайте вывод по работе.

Вариант II.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить опыты на живых объектах; получить представление о тургоре в растительных клетках.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли (8 %), репчатый лук.

Ход работы

1.Снимите эпидермис с чешуки луковицы. Приготовьте микропрепарат, поместив клетки эпидермиса в каплю воды.

2. Рассмотрите препарат при увеличении микроскопа. Обратите внимание на оболочку клетки, цитоплазму.

3. Зарисуйте строение клетки.

Наблюдение плазмолиза – постепенное отставание цитоплазмы от оболочки клетки

4.Снимите покровное стекло с препарата, удалите воду фильтровальной бумагой и нанесите на препарат каплю 8 %-ного раствора NaCl . Рассмотрите препарат под микроскопом. Зарисуйте наблюдаемое явление. Объясните причину плазмолиза.

Наблюдение деплазмолиза – возвращение цитоплазмы к оболочке клеток.

5.Вновь поместите препарат в воду и наблюдайте восстановление тургора (напряжения) в клетках в результате постепенного возвращения цитоплазмы к оболочке клеток. Сделайте рисунок. Объясните причину деплазмолиза.

6. Ответьте на вопрос: каково значение плазмолиза и деплазмолиза в жизни растений?

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Примечание. Для того чтобы клетка могла быть живой ее химический состав должен быть относительно постоянным. Поэтому клетка должна поддерживать регулируемый обмен со средой. Регулирование этого обмена осуществляет клеточная мембрана. Транспорт воды в клетку с растворенными в ней веществами осуществляется путем осмоса по градиенту концентрации. (Медленная диффузия растворителя и веществ через полупроницаемые перегородки (мембраны) – называется осмосом). Транспорт молекул воды осуществляется из концентрированного в более насыщенный раствор.

Лабораторная работа № 3

Тема: наблюдение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом, их изучение и описание.

Цель : закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов (Приложение 1)

Ход работы

    Рассмотрите рисунок «Различные формы клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

    Сопоставьте увиденное с изображением объектов на рисунках. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимее в световой микроскоп органоиды.

    Сравните между собой эти клетки.

Название клеток

Рисунок клетки

Особенность строения клетки

    Ответьте на вопросы; в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины различия и сходства разных организмов?

    Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 4.

Тема: строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Цель: изучить особенности строения эукариотических и прокариотических клеток, выделить сходство и различие в их строении.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов (Приложение 2).

Ход работы

1.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов, клеток животных и бактерий.

2. Зарисуйте строение эукариотической и прокариотической клеток.

3.Сравните строение клеток эукариот и прокариот.

4. Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Прокариотическая клетка (бактерия)

Эукариотическая клетка (растений, животных, грибов)

1.Ядро

2. Генетический материал

3. Клеточная стенка

4. Мезосомы

5. Мембранные органоиды

6. Рибосомы

7. Цитоскелет

8. Способ поглощения веществ клеткой

9. Жгутики

10. Пищеварительные вакуоли

5.Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 5

Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов.

Цель : закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток растений, животных, грибов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты и рисунки клеток растений, грибов, животных (Приложение 3)

Ход работы

    Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.

    Зарисуйте строение растительной, животной и грибной клеток. Укажите основные части клеток.

    Сравните строение клеток растений, животных и грибов.

    Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

1.Клеточная стенка

2. Пластиды

3. Вакуоли

4. Запасной углевод

5. Способ хранения питательных веществ

6. Центриоли

7.Синтез АТФ

8. Запасной углевод

    Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 6

Тема: сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Цель : сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза

Оборудование: материал учебника

Ход работы

1. Повторите параграфы 24, 25 учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.

2. Сравните процессы фотосинтеза и хемосинтеза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения

Фотосинтез

Хемосинтез

1.Определения данных процессов

2. Какие организмы участвуют

2. Источник энергии

3. Исходные вещества

4. Конечные вещества

5. Роль в природе

3.Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 7

Тема: сравнение процессов митоза и мейоза.

Цель : сравнить процессы митоза и мейоза

Оборудование: материал учебника, таблицы «Митоз. Мейоз»

Ход работы

1. Повторите параграфы 29, 30 учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.

2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения

Митоз

Мейоз

1.Процессы в интерфазе

2. Число делений

3. Фазы деления

4. Кроссенговер

5. Число дочерних клеток

6. Хромосомный набор дочерних клеток

7. Количество ДНК в дочерних клетках

8. Для каких клеток организма характерно деление

9. Распространенность среди организмов

3.Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 8

Тема: сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

Цель : сравнить процессы развития половых клеток растений и животных

Оборудование: материал учебника, таблицы «Гаметогенез у животных» и «Двойное оплодотворение покрытосеменных растений»

Ход работы

1.Используя рисунок 51 «Схема гаметогенеза у человека» учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов или приложение 4 сравните между собой сперматогенез и оогенез.

2. Данные занесите в таблицу.

Стадии развития половых клеток

Тип деления, набор хромосом, количество ДНК

Сперматогенез

Оогенез

1.Размножение

2.Рост

3. Созревания

4. Формирование

3. Как происходит формирование пыльцевого зерна (микрогаметофита) и зародышевого мешка (мегагаметофита) у покрытосеменных растений? Какой тип деления клеток лежит в основе развития пыльцевых зерен и зародышевого мешка?

4. В чем суть двойного оплодотворения у покрытосеменных растений? Какой набор хромосом в клетках эндосперма покрытосеменных растений?

5. В чем сходство и различие в развитии половых клеток растений и животных?

6. Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 9 (в двух вариантах).

Тема: изменчивость, построение вариационного ряда

и вариационной кривой

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение

строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Вариант I

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

Ход работы

    Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.

    Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака- V (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже - частоту встречаемости каждого признака (P ). Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие - редко.

    Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.

    Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Вариант II

Оборудование: линейка или сантиметр.

Ход работы

    1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост - 166 см.

      Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150-155 см, 156-160 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:

Количество учащихся... 2 Рост, в см 145-150

    1. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.

      Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.

      Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.

Ответьте на вопросы: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой - наиболее редко? Какие отклонения встречаются в росте учеников? Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?

Приложение. Модификации образуют вариационный ряд изменчивости признака в пределах нормы реакции от наименьшей до наибольшей величины. Причина вариаций связана с воздействием различных условий на развитие признака.

Для определения предела изменчивости признака рассчитывают частоту встречаемости каждой варианты и строят вариационную кривую - графическое выражение характера изменчивости признака. Средние члены вариационного ряда встречаются чаще, что соответствует среднему значению признака.

Средняя величина выраженности признака высчитывается по формуле:

    сумма

М = ( P × V ) P – частота встречаемости

n V - варианта

n – общее число особей; M – среднее значение модификации

Лабораторная работа № 10

Тема: изучение фенотипов растений.

Цель : сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой .

Оборудование: гербарные экземпляры растений одного сорта (пшеницы, ржи, ячменя и др.).

Ход работы

1.Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта. Сравните эти растения.

2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков).

Наблюдаемые признаки

Название сорта растения

1-е растение

2-е растение

1.Вид стебля

2.Длина стебля

3. Длина междоузлей

4. количество листьев

5. Форма листьев

6. Колос:

А) наличие остей

Б) длина колоса

В) количество колосков

Г) количество зерновок

7. Тип корневой системы

3.Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.

4.Сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости, ее значении.

Используемая литература и сайты Интернет

1.Общая биология: Учеб. Для 9-10 кл. общеобразоват. учреждений /Д.К. Беляев, Н.Н. Воронцов. 1999 г.

2.Универсальное учебное пособие. Школьный курс «Биология» / А. Скворцов, А. Никишов, М. «АСТ-Пресс» 2000 г.

3.Биология. 10 кл. Поурочные планы. Профильный кровень / авт. О.Л.Ващенко. Волгоград 2009 г.

5. f estival.1september.ru/articles/508211/

Приложение 1 (к лабораторной работе №3)

1 – кокки, 2 - диплокки, 3 - стрептококки, 4 – вибрионы,

5 – спириллы, 6 – бациллы, 7 – хлорелла, 8 - хламидомонада,

10 – клетка эпителия, 11 – эритроциты, 12 – нервная клетка,

13 – растительная клетка.

Приложение 4 (к лабораторной работе №8)

Схема гаметогенеза у человека: ♀ - овогенез; ♂ - сперматогенез.

А – фаза размножения, Б – фаза роста, В – фаза созревания.

1 – сперматозоиды, 2 – оплодотворенная яйцеклетка (зигота), 3 – направленные тельца.

1. Какие химические элементы называются основными? Почему?

Основными элементами являются кислород (О), углерод (С), водород (Н) и азот (N), суммарное содержание которых в живых организмах составляет более 95 %. Водород и кислород входят в состав воды, на долю которой приходится 60-75 % массы живых организмов. Наряду с углеродом и азотом эти элементы являются основными составляющими органических соединений живых организмов.

2. Перечислите важнейшие макроэлементы. Какова их роль в живых организмах?

К макроэлементам относятся химические элементы, доля каждого из которых не ниже 0,01 % массы живых организмов. Это кальций (Са), фосфор (Р), сера (S), натрий (Na), калий (К), магний (Mg), хлор (С1). Кальций входит в состав костной ткани, активирует свертывание крови и сокращение мышечных волокон. Фосфор - составной элемент нуклеиновых кислот, АТФ, костной ткани. Сера входит в состав некоторых аминокислот и ферментов, витамина Вх. Ионы натрия и калия принимают участие в поддержании нормального ритма сердечной деятельности. Магний входит в состав молекулы хлорофилла, активирует энергетический обмен и синтез ДНК. Хлор является компонентом соляной кислоты в желудочном соке.

3. Какие элементы называются микроэлементами? В чем состоит их значение для жизнедеятельности организма?

Жизненно важные элементы, доля которых в живых организмах находится в пределах от 0,0001 до 0,01 %, составляют группу микроэлементов. Несмотря на незначительное содержание, они играют важную роль в жизнедеятельности организмов. Так, например, йод входит в состав гормонов щитовидной железы, регулирующих обмен веществ, ростовые процессы, деятельность нервной системы. Железо и медь участвуют в процессах кроветворения. Вместе с цинком они входят в состав ферментов, участвующих в клеточном дыхании. Фтор входит в состав костной ткани и эмали зубов. Кобальт в составе витамина В12 участвует в процессах кроветворения. Молибден в составе ферментов участвует в процессах связывания молекулярного азота атмосферы азот-фиксирующими бактериями. Бор влияет на ростовые процессы растений.

4. К чему может привести недостаток некоторых химических элементов в организме человека?

Источниками макро- и микроэлементов являются пища и вода. При недостаточном поступлении в организм кальция снижается плотность костей, появляется хрупкость зубов, слоение и мягкость ногтей. При дефиците фосфора отмечаются усталость, снижение внимания и памяти, мышечные спазмы. При недостатке магния появляются раздражительность, головные боли, перепады артериального давления. Дефицит калия приводит к аритмии сердца, снижению кровяного давления, сонливости, мышечной слабости. Недостаток железа вызывает снижение уровня гемоглобина и развитие малокровия (кислородного голодания). С недостатком селена связывают снижение иммунной защиты человека.

  • показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н 2 О 2) и условия, в которых он функционирует.
  • обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;

Оборудование:

  • 3% раствор пероксида водорода,
  • раствор йода,
  • лист элодеи (другого растения),
  • кусочки сырого и вареного картофеля,
  • сырого мяса,
  • микроскопы,
  • пробирки.

Информация для учащихся.

Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н 2 О 2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н 2 О 2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н 2 О 2:2 Н 2 О 2 2 Н 2 О 2 + О 2

Ход работы.

  • на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.
  • поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.
  • прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н 2 О 2 .
  • опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.
  • на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.
  • нанесите на лист 1-2 капли Н 2 О 2 , накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.
  • составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.
    1. Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?
    2. Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?

    Л/р. № 2 “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза”

    • убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

    Оборудование:

    • микроскопы,
    • луковица лука,
    • концентрированный раствор NaCl,
    • фильтровальная бумага,
    • пипетки.

    Ход работы

    1. снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм 2);
    2. приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
    3. с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
    4. рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
    5. нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
    6. в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
    7. сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!

    1. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
    2. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?

    Л/р. № 3 “Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом”

    • рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

    Оборудование:

    • микроскопы,
    • готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток,
    • таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

    Работа в классе естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого:

    • чашки Петри,
    • луковица,
    • лабораторные ножи,
    • пинцеты,
    • пипетки,
    • стеклянные мазевые ложечки,
    • выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.

    Ход работы:

    1. рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
    2. зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
    3. сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
    4. сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

    Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!

    1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
    2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
    3. Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

    Л/р. № 4 "Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой"

    • углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
    • сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

    Оборудование:

    • наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.
    • не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
    • метр для измерения роста учащихся класса.

    Ход работы:

    1. расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;
    2. измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
    1. постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; составления таблицы и графика!

    1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
    2. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

    Л/р. № 5 “Описание фенотипов растений”

    • убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.

    Оборудование:

    • два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.

    Ход работы

    1. рассмотреть два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия.
    2. результаты наблюдения фенотипов занесите в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные);
    3. выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
    4. сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.
    1. 1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.
    2. 2. Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?

    Л/р. № 6 “Морфологический критерий в определении вида”

    • используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.

    Оборудование:

    • гербарные или живые образцы растений одного вида.

    Ход работы

    1. Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?
    2. Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.
    3. Заполните таблицу:
    Название семейства и общие признаки семейства

    № растения

    Признаки вида

    Название вида

    Первое растение
    Второе растение

    Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    Л/р. № 6б “ Морфологические особенности растений различных видов”

    • обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

    Оборудование:

    • три комнатных растения разных видов.

    Ход работы

    1. Рассмотрите предложенные вам для работы 3 комнатных растения. Пользуясь планом описания растения, дайте им характеристику, сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов растений перед вами?)
    2. Заполните таблицу:

    “Морфологические особенности растений”

    1. Вывод: каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений? Назвать виды растений, с которыми вы работали.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    1. Дайте определение терминам – эволюция, вид.
    2. Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.

    Л/р. № 7 “Изучение приспособленности растений к среде обитания и относительный характер приспособлений”

    • на примере конкретного растения показать адаптивные черты строения и сделать предположение о причинах относительности этих приспособлений.

    Оборудование:

    • гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов).

    Ход работы

    1. Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите название растения и среду его обитания.
    2. Пользуясь учебником “Ботаника” определите особенности строения растения, приспосабливающие эти растения к среде обитания.
    3. Заполните таблицу:
    1. Сделайте предположения о надежности этих приспособлений.
    2. Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    1. Какие адаптации существуют у животных? Назовите их и приведите примеры.
    2. Дайте определение терминам – маскировка, мимикрия, адаптация

    Л/р. № 8 “Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов растений или пород домашних животных”

    • изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак;
    • сделать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.

    Оборудование:

    • гербарные образцы различных сортов пшеницы, иллюстрации различных пород лошадей или собак.

    Ход работы

    1. Рассмотреть внимательно гербарные образцы пшеницы и иллюстрации пород животных.
    2. Заполните таблицу:

    3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    1. Дайте определение терминам – естественный отбор, искусственный отбор.
    2. Какой вид искусственного отбора чаще применяют А) на конезаводах; Б) на селекционных растительных станциях? Почему?


    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация