Тема: Приоритеты аудита в процедуре банкротства. Аудит организации при процедуре банкротства на примере оао "полиграфист" Пример аудиторского заключения по банкротству

Главная / Квартира

2.7. Аудит несостоятельного предприятия

Как уже отмечалось ранее, любое предприятие проходит несколько стадий жизненного цикла: возникновение, становление, подъем, спад. И на каждой стадии возможны кризисные ситуации. При установлении характера кризисной ситуации наиболее обоснованной является комплексная ее оценка на основе совокупности абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и тенденции их изменения в изучаемом периоде. Определение жизнеспособности предприятия, выявление резервов лучшего использования его финансовых ресурсов, разработка мероприятий по улучшению финансового положения предприятия – основная цель проведения аудиторских проверок предприятия.

Обязательное проведение аудита законодательством не предусмотрено, аудиторские стандарты не выделяют процедуры аудита, выполняемые на этапах банкротства предприятий.

Целью проведения аудита предприятия-банкрота является определение соответствия законодательству совершаемых операций в ходе проведения процедур банкротства, выявление причин и факторов экономической нестабильности, а также разработка программы стабилизации финансового положения предприятия.

Аудиторская проверка может быть проведена на стадиях проведения процедур банкротства. Исходя из специфики проведения процедур банкротства существует ряд мероприятий, которые ставят цель проведения аудиторской проверки.

В процессе проведения аудита процедур банкротства аудитор должен выразить мнение о достоверности предоставляемой информации соответствующей отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, соответствии ведения процедур банкротства Закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

В соответствии с пунктом 6 стандарта № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» (постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405) возможно проведение аудиторской проверки на стадиях процедур банкротства с целью получения доказательств о непрерывности деятельности.

Признаками сомнения выполнения данного допущения являются:

Финансовые признаки: отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продлении срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов; изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки; неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществления других важных инвестиций; значительные убытки от основной деятельности; трудности с соблюдением условий договора о займе;

Производственные признаки: увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

Прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации; судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, не выполнимым для данного лица.

Особенность проведения аудита в данном случае заключается в анализе уместности использования руководством допущения о непрерывности деятельности. При планировании аудита обращается внимание на признаки наличия условий или событий, вызывающих сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно. Последствия выявленных условий и событий учитываются при проведении оценки риска, следовательно, и при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур.

На каждой стадии процедуры банкротства устанавливаются свои цели и задачи проведения аудита.

Так, на стадии процедуры наблюдения аудитор проверяет достоверность признаков банкротства, на основании которых предприятие признается банкротом. Основанием служат данные, характеризующие финансовое положение организации.

На стадии процедуры финансового оздоровления аудитор должен определить рациональность и оптимальность мероприятий, включенных в план финансового оздоровления, а также подтвердить соответствие совершаемых операций по выводу организации из кризисной ситуации.

На стадии процедуры внешнего управления аудитором должна быть подтверждена обоснованность, рациональность, оптимальность и соответствие законодательству РФ плана мероприятий внешнего управления. В план внешнего управления включены мероприятия восстановления платежеспособности: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника.

На стадии конкурсного производства аудитором подтверждается достоверность данных ликвидационного баланса и соответствие порядка оформления и отражения совершаемых операций, связанных с его формированием, законодательству РФ.

Но в системе антикризисного управления ряд процедур определяют как функции аудита кризисного предприятия.

О. В. Ковалевой, Ю. П. Константиновым дано определение аудита кризисного предприятия: это системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения.

К функциям аудита кризисного состояния относят: диагностика кризисной ситуации, подготовка программы выхода предприятий из кризиса, контроль выполнения антикризисных мероприятий, оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.

Целью аудита кризисного предприятия, по мнению О. В. Ковалевой и Ю. П. Константинова, является оказание содействия администрации по выходу предприятия из кризиса.

Ими же выделены следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности:

Анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности предприятия;

Формирование мнения о степени развития кризисной ситуации не предприятии на момент завершения диагностики и на перспективу;

Обоснование антикризисной стратегии управления предприятия;

Разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу предприятия из кризиса;

Организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;

Оценка эффективности выполнения антикризисной программы.

Также были выделены основные этапы проведения аудита кризисного предприятия:

1) подготовка к проведению аудита;

2) планирование аудита;

3) диагностика состояния объекта исследования;

4) разработка антикризисной программы;

5) контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы;

6) обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета).

На первом этапе проводится сбор необходимой информации, для того чтобы иметь представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенности ведения бизнеса на отраслевом и региональном уровне, характере и суммах обязательств.

При планировании аудита рассчитывают уровень существенности и аудиторский риск.

Под уровнем существенности аудита кризисного предприятия следует рассматривать предельное отклонение фактических показателей финансового состояния предприятия от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.

Аудиторский риск при проведении аудита кризисного предприятия означает вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода предприятия из кризиса запланированные показатели не будут достигнуты.

На этапе диагностики кризисной ситуации путем реализации комплекса исследовательских процедур определяется реальное состояние предприятия, выявляются причины и факторы кризиса.

Методика диагностирования состояния объекта в рамках аудита кризисного предприятия включает следующие этапы:

Подготовка исходной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности симптомов кризисных проявлений в функционировании предприятия;

Выполнение аналитических процедур аудита для оценки состояния объекта;

Обоснование системы показателей (критериев) оценки состояния объекта;

Количественная и качественная идентификация состояния объекта на основе выбранной системы показателей (критериев);

Документирование информации, полученной в процессе диагностики (по мере сбора и обобщения данных).

Информация для диагностики должна быть полностью сопоставима по годам изучаемого периода и реальна с точки зрения отражения действительных экономических процессов, происходящих на предприятии.

Для проведения диагностики кризисного состояния предприятия аудитором может быть составлен классификатор симптомов, причин, факторов кризисных явлений. Такой классификатор поможет аудитору установить наиболее вероятные факторы и причины ухудшения экономической ситуации на предприятии, по тем симптомам, которые будут обнаружены в процессе проведения диагностики и при подготовке антикризисных мероприятий.

При разработке антикризисной программы аудиторы выполняют обоснование антикризисной стратегии управления, подготовку инвестиционных проектов, формулирование рекомендаций по оптимизации организационной структуры предприятия, внедрению системы бюджетирования и др.

На следующем этапе осуществляются аудиторские процедуры по контролю выполнения администрацией и сотрудниками предприятий антикризисных мероприятий и оценке эффективности реализации антикризисной программы.

Все этапы проведения аудита кризисного предприятия документируются. Это необходимо для качества и контроля проведения аудита, отражения полноты информации о проделанной работе, недопущения пропусков данных.

При проведении аудита составляется промежуточная информация для руководителей предприятия, разрабатывается антикризисная программа по выходу предприятия из кризисной ситуации.

На заключительном этапе аудита кризисного предприятия производится обобщение данных рабочих документов, подготовленных на предыдущих этапах, и формирование аудиторского заключения (отчета). В аудиторском заключении отражаются следующие сведения: кому адресовано заключение; цели аудита; краткая характеристика ситуации, предшествовавшей аудиту; описание использованных в ходе аудита процедур и результаты их выполнения; краткое описание сформулированных в антикризисной программе основных направлений выхода предприятия из кризиса; характеристика основных результатов выполнения организационных, инвестиционных и экономических проектов; оценка эффективности реализации антикризисной программы; прогноз основных показателей деятельности предприятия и оценка возможности наступления новых кризисов.

Для того чтобы выявить глубину и причины несостоятельности предприятий-банкротов, необходимо проанализировать финансовое положение предприятия. Следовательно, одной из целей аудиторской проверки является аудит финансового состояния.

Аудит финансового состояния предприятия предполагает комплексную оценку его деятельности на основе использования ряда показателей. Такая оценка включает выбор наиболее значимых для конкретного предприятия показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализ их динамики, изучение влияния каждого из них на величину комплексного показателя.

Аудит финансового состояния начинают с предварительной оценки достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, рекомендуются следующие аудиторские процедуры:

Ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;

Провести анализ учетной политики экономического субъекта;

Ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

Убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;

Провести анализ системы внутреннего контроля;

Оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта и по возможности использовать результаты работы внутреннего аудита;

Провести необходимые аналитические процедуры;

Направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

Организовать направление письменных запросов (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;

Ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией;

В случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

Рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с предыдущим заключением.

При проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору следует руководствоваться нормативными документами, формой организации учета и данными инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета.

В конечном итоге нужно согласиться с мнением Н. А. Бреславцевой и О. Ф. Сверчковой о том, что аудит организации-банкрота имеет значение, как в практическом, так и в научном плане. На настоящий момент существует необходимость разработки стандарта, регламентирующего проведение аудита на каждой из процедур банкротства, а также определение критериев обязательного аудита и его взаимодействия с администрацией. Данные мероприятия должны быть направлены на совершенствование действующего института, сведение к минимуму злоупотреблений в этой области и возможность оказания сопутствующих консультационных услуг в области законодательства (налогового, трудового, гражданского, уголовного).

Одной их эффективных форм государственного воздействия может стать привлечение к проблемам банкротства независимых компетентных специалистов-аудиторов, на основе создания соответствующей законодательной базы. В странах с развитой рыночной экономикой государство активно привлекает аудиторские фирмы для осуществления отдельных функций государственного финансового контроля. При этом государственные органы финансового контроля не считают аудиторские фирмы своими конкурентами, а рассматривают их в качестве помощников в своей работе. Современные условия требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии со все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. В этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе повсеместного внедрения стандартов аудита, адаптации их к практическим условиям и особенностям деятельности клиентов, укрепления системы внутрифирменного контроля.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности организации бухгалтерского учета в условиях банкротства?

2. Перечислите организацию бухгалтерского учета в период ведения процедур банкротства.

3. Как отражаются в бухгалтерском учете расходы, связанные с проведением процедур банкротства и продажей предприятия (бизнеса)?

4. Перечислите основные этапы проведения ликвидации и реорганизации предприятия.

5. Перечислите основные документы, необходимые для проведения ликвидации и реорганизации предприятия.

6. Перечислите порядок составления промежуточного, ликвидационного, разделительного балансов.

7. Как отражаются в бухгалтерском учете операции, связанные с проведением ликвидационных и реорганизационных процедур?

8. Перечислите порядок проведения аудиторской проверки предприятия-банкрота.

9. Каковы цели и задачи проведения аудиторской проверки несостоятельного предприятия на разных этапах процедур банкротства?

10. Перечислите и охарактеризуйте очередность выплат расчетов с кредиторами.

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

57. Аудит налогообложения Этапы оценки правильности уплаты налогов в бюджет Цель анализа доходов и расходов:проверка законности и обоснованности операций по счетам доходов и расходовпроверка полноты и своевременности зачисления сумм на счета доходов и

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

3. Обязательный аудит Обязательный аудит регламентируется государством. В Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» приведен перечень критериев, по которым организация подлежит обязательной аудиторской проверке.Обязательный аудит – это

Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна

32. Обязательный аудит Обязательный аудит – это ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случае, если:1) организация имеет

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

65. Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования и направления использования. Структура капитала предприятия Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать основным и оборотным капиталом. Деление капитала на основной и

Из книги Практический аудит: учебное пособие автора Сиротенко Элина Анатольевна

8.4. АУДИТ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ Оценка правильности исчисления себестоимости продукции выполняется путем арифметического контроля данных ведомости сводного учета затрат. Причем при нормативном методе учета затрат себестоимость продукции определяется как алгебраическая

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

12.2. АУДИТ КРЕДИТОВ Получение предприятием банковского кредита оформляется кредитным договором, в котором указываются объект кредитования, срок выдачи и возврата кредита, форма обеспечения обязательств, процентные ставки и порядок их уплаты, права и ответственность

Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

12.3. АУДИТ ЗАЙМОВ Организации могут получать займы от других юридических лиц (кроме банков). В бухгалтерском учете займы, как и кредиты, подразделяются на краткосрочные (выдаваемые на срок до одного года) и долгосрочные (выдаваемые на срок более одного года). Предприятия

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

13.4. АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ Особое внимание аудитор уделяет формированию счета 90 «Продажи», который играет важную роль в определении финансовых результатов деятельности организации. Известно, что бухгалтерский учет по продаже товаров, готовой продукции, выполненных работ и

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

50. Отчетность и аудит ЦБ РФ Порядок предоставления отчетности ЦБ РФ регулируется ст. 24–26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Отчетный период (отчетный год) ЦБ РФ устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.ЦБ РФ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Аудит ИТ-процессов Процессы управления информационными технологиями следует рассматривать с точки зрения применения методов лучшего мирового опыта, то есть группы задач, направленных на оптимизацию эффективности (затраты/риски) или продуктивности (уровни

Из книги автора

70. Внутренний аудит предприятия Внутренний аудит – организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения

Из книги автора

71. Управленческий аудит, аудит хозяйственной деятельности и аудит на соответствие требованиям как виды внутреннего аудита предприятия Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным, аудитом.Основные задачи данного аудита –

Из книги автора

105. Аудит издержек производства и обращения, аудит прочих затрат Аудит издержек производства и обращения – это независимый финансовый контроль за распределением и обоснованностью включения в состав затрат различных расходов предприятия, от состава которых зависит

Из книги автора

29. Внутренний аудит Гораздо сильнее аналитическое начало проявляется во внутреннем аудите, чем во внешнем. Это обусловливается, прежде всего, тем, что частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны и другие хозяйственные

Из книги автора

АУДИТ ТАЛАНТОВ Аудит талантов идентифицирует тех сотрудников, которые обладают потенциалом, и закладывает фундамент для планирования и развития их карьеры, гарантирующий, что все талантливые сотрудники получат необходимый последовательный опыт, дополненный коучингом

Из книги автора

АУДИТ ТАЛАНТОВ Аудит талантов исследует запас наличных талантов и их поток в соответствии с прогнозами спроса и предложения и оценками показателей работы и потенциала. Он является основой для планирования преемственности и

Предприятие в стадии банкротства, производства нет. Численность: конкурсный управляющий, сторожа, охраняющие имущество и бухгалтер. По стоимости имущества предприятие подлежит обязательному аудиту. Обязано ли предприятие (в стадии банкротства) проводить обязательный аудит?

Да, обязано.

Банкротство не исключает обязанностей проводить аудиторскую проверку организации, которая подлежит обязательному аудиту.

Причем в случае банкротства управляющий обязан провести анализ финансового состояния должника (ст. 70 Закона о банкротстве). И среди инструментов такого анализа указан и обязательный аудит.

Но достаточно одной аудиторской проверки. Если у организации будет заключение аудитора, полученное для анализа финансового состояния должника, в Росстат можно представить его и не проводить еще одну аудиторскую проверку.

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Когда проведение аудита обязательно

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2014 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.*

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1 , ст. , Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • организаций, формирующих консолидированную отчетность.

Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Главбух советует: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Об этом сказано в Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545 , от 20 января 2014 г. № 16-15/003855 .

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Из закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

«Статья 70. Анализ финансового состояния должника

1. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.

3. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур».

- 22.46 Кб

Аудиторские услуги при банкротстве появились на стыке юридических и экономических наук в ответ на запросы практики, как реакция на многочисленные нарушения в области арбитражного управления. Раскрытие сущности аудита при банкротстве, его содержания, уточнение и конкретизация предмета, метода и объектов дают возможность сформулировать концептуальные основы этой отрасли научных знаний и обосновать перспективы ее развития.

Особенности аудита при банкротстве состоят в следующем. Во-первых, инициатива проверки исходит, как правило, от кредиторов, а не менеджмента или собственников. Во-вторых, необходимо согласие арбитражного управляющего как исполнительного органа обанкротившейся компании, чтобы обеспечить доступ к документации и материальным ценностям для сбора аудиторских доказательств. В-третьих, ввиду кризисного финансового положения организации, вплоть до полного отсутствия денежных средств в ее распоряжении, возможна оплата услуг аудиторов кредиторами должника.

Прежде чем описывать аудит при банкротстве экономического субъекта, обратимся к общему определению предмета и объектов аудита вообще.

Определение предмета аудита опирается на выяснение того, чем эта наука занимается, что изучает, каков круг решаемых ею основных вопросов. В специальной литературе приводятся различные подходы к трактовке сущности и содержания аудита. Множество определений предмета аудита объективно обусловлено тем, что сложно найти не вызывающую возражений и приемлемую для всех исследователей формулировку. Одни определения - краткие и упрощенные, другие - более широкие, но все они имеют общие признаки, что позволяет выделить среди них несколько групп:

1. Проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности. Независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов с целью выражения мнения о ее достоверности. Рассмотрение независимым аудитором бухгалтерских отчетов организации и выражение мнения о степени их достоверности и соответствия нормам, установленным законом.

2. Хозяйственная деятельность. Процессы и явления хозяйственной деятельности, на изучение которых направлена деятельность субъекта – аудитора. Процессы и явления, которые отображены документально и связаны с хозяйственной деятельностью предприятий, при этом границы аудиторского исследования определяются его целью. Финансово- хозяйственная деятельность экономических субъектов и достоверное представление результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Экспертиза экономической информации. Систематический процесс сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения их соответствия установленным критериям и предоставление результатов проверки заинтересованным пользователям. Сбор и оценка фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения), или информации о таком функционировании и положении, осуществляемые компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

4. Детализированный состав объектов. Осуществляемая на договорной и конфиденциальной основе независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности и другой экономической информации о деятельности хозяйствующего субъекта с целью объективной оценки ее полноты, точности и достоверности, представления заказчику квалифицированного заключения о действительном финансовом положении предприятия и реалистичности его финансовых прогнозов, а также проверка состояния внутреннего контроля, принятой учетной политики действующим законодательным и нормативным актам, оказание консультационных и иных услуг клиентам по интересующим их вопросам.

Предметом аудита при проведении процедур банкротства в отношении экономического субъекта является независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности должника и действий арбитражного управляющего, а также бухгалтерской и иной отчетности с целью выражения мнения о степени их соответствия установленным критериям, результатом которой является предоставление заинтересованным лицам объективной информации, касающейся прохождения процедур банкротства. Предмет аудита при банкротстве должен быть конкретизирован задачами, поставленными перед аудитором, и ограничен рамками хозяйствующего субъекта, деятельность которого попадает под проверку.

С предметом аудита тесно взаимосвязано определение его объектов. Понятие объекта аудита следует рассматривать как отдельный элемент предмета аудита, на который направлено действие аудитора. Объекты аудита в широком понимании весьма разнообразны по составу, целевой ориентации, по отношению к различным сферам функционирования исследуемого предприятия и другим характеристикам. Под совокупным объектом аудита понимается хозяйственная деятельность организаций. Но хозяйственная деятельность организаций представляет собой объект всех экономических наук, поэтому данный подход требует конкретизации.

Объектами аудита выступают осуществляемые хозяйственные процессы, которые в совокупности составляют хозяйственную деятельность проверяемого субъекта. Эти процессы формируют циклы хозяйственных операций, т.е. образующиеся при их осуществлении взаимосвязи между отдельными объектами учета.

Объекты аудита - хозяйствующие субъекты рыночной экономики. При этом имеются в виду отдельные процессы, результаты и стороны деятельности предприятий, их подразделения, участки, показатели, факторы, исследование которых позволяет полнее раскрыть предмет аудиторского задания. С точки зрения содержания аудита его объектами являются ценности, документы, операции, методы оценки. Объект аудита может рассматриваться как категория предметов, характеризующихся общими свойствами (например, активы, обязательства, капитал хозяйствующего субъекта).

Объектом аудита может быть любой документ, хозяйственный процесс, явление, факт хозяйственной деятельности. Аудитор чаще имеет дело не с самими фактами, процессами, явлениями, а с их отражением в системе бухгалтерского учета. С этой позиции объектом аудита можно назвать документально зафиксированную информацию о наличии и движении средств предприятия и источников их формирования. Следовательно, под объектом аудита в узком смысле понимается материальный носитель информации о фактических данных, связанных с аудиторским заданием. Это может быть определенный предмет, избранный для исследования аудитором (например, отдельно взятая накладная или счет-фактура).

Разнообразие объектов аудита, в том числе при банкротстве организации, требует их классификации , которая позволяет создать общее представление о них. Представленная классификация не является исчерпывающей. Она имеет целью выявить особенности объектов аудита при банкротстве хозяйствующего субъекта.

Классификация объектов аудита в случае прохождения процедур банкротства экономическим субъектом

Группы объектов Примеры
По процедурам банкротства
Наблюдение Отчет временного управляющего, реестр требований кредиторов, имущество
Финансовое оздоровление Отчет административного управляющего, реестр требований кредиторов, план финансового оздоровления, доходы, расходы, имущество
Внешнее управление Отчет внешнего управляющего, план внешнего управления, реестр требований кредиторов,имущество, доходы, расходы
Мировое соглашение Договор о мировом соглашении, реестр требований кредиторов
Конкурсное производство Промежуточный ликвидационный баланс , ликвидационный баланс, отчет конкурсного управляющего, реестр требований кредиторов, конкурсная масса, оценка, текущие расходы
По ответственным лицам
Документация, составленная арбитражным управляющим Реестр требований кредиторов, план финансового оздоровления, план внешнего управления, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, oтчет арбитражного управляющего, бухгалтерская отчетность, возражения по требованиям кредиторов, договорная и бухгалтерская документация
Документация, составленная руководством должника Бухгалтерская отчетность, возражения по требованиям кредиторов, договорная и бухгалтерская документация
По экономическим субъектам
Юридические лица Реестр требований кредиторов, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, отчет арбитражного управляющего, бухгалтерская отчетность, возражения по требованиям кредиторов, договорная и бухгалтерская документация, конкурсная масса
Физические лица Имущество, обязательства, личные доходы и расходы
Муниципалитеты Имущество, обязательства, доходы, расходы, бюджет, целевое финансирование, муниципальное имущество, план корректировки бюджета, антикризисная программа
Суверенные государства Бюджет, обязательства, доходы, расходы, федеральное имущество, условия реструктуризации обязательств
По наличию обычной деятельности
Объекты, связанные с продолжением хозяйственной деятельности Производственная и управленческая деятельность, экономическая эффективность, доходы, расходы, бухгалтерская отчетность, договорная и бухгалтерская документация
Объекты, связанные с ликвидацией Промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, отчет конкурсного управляющего, реестр требований кредиторов, конкурсная масса, текущие расходы, процедуры увольнения работников

До настоящего времени нет единства в понимании и определении основополагающего метода аудита как сложившейся системы, позволяющей познать его предмет. В среде практикующих аудиторов распространено мнение, что методы аудита содержатся в стандартах аудиторской деятельности.

Согласно А.Д. Шеремету и В.П. Суйцу метод аудита представляет собой совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. В широко известных работах других авторов недостаточное внимание уделяется определению метода аудита. Большинство исследований сводятся к перечислению и систематизации различных методик и отдельных процедур, применяемых в аудите.

Сложность и широта предметной области аудита обусловливают разнообразие методов его реализации . Для проведения качественного и всестороннего аудита разработана целая система методов, которые могут быть классифицированы различным образом:

  • методы организации проведения аудиторских проверок (сплошной, выборочный и комбинированный, документальный и фактический);
  • процедуры получения аудиторских доказательств (инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры);
  • методы аудита (общенаучные методы и подходы к исследованиям, собственные методы аудита, нормативно-правовые методы, эмпирические методы, методы других наук).

При этом внимание акцентируется на возможностях диалектического метода познания как основного способа изучения сложных систем, в пределах которого существуют дедуктивный и индуктивный методы. Многообразные приемы, используемые в аудите, подразделяются на методы собственно аудита и методы, заимствованные из других наук.

Методы аудита, в свою очередь, группируются по следующим направлениям:

  • определение реального состояния объектов (осмотр, пересчет, измерение, лабораторный анализ, запрос, документальная проверка);
  • анализ (аналитические процедуры);
  • оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов.

Аудит в условиях банкротства успешно выполняется с помощью известных методов, приемов, процедур и терминов посредством их адаптации к данной предметной области. На разных этапах аудита в обанкротившихся организациях и при обобщении проаудированных эмпирических материалов целесообразно использовать как отдельные приемы, входящие в научный аппарат аудита, так и их комбинации. Для конкурсного процесса характерны конфликты персонала, пробелы в учете, изъятие документации судом и органами дознания. Более широкое распространение в аудите обанкротившихся организаций получают нормативно-правовые методы и приемы фактического контроля. Проведение устных и письменных опросов может быть неинформативно в связи с частой сменой персонала и увольнениями в предбанкротный период. В случае утраты финансово-хозяйственной документации возрастает значимость запросов и подтверждения при снижении возможностей документальной проверки. Методы сбора и аудирования информации, необходимые для формирования аудиторских выводов и выработки рекомендаций, должны быть разнообразными в зависимости от объекта, его специфики, а также конкретных задач, стоящих перед аудитором.

Важным теоретико-методологическим аспектом, нуждающимся в переосмыслении в условиях банкротства, является обоснование основополагающих принципов аудита в несостоятельных организациях. Использование процедур банкротства для передела собственности в конце 1990-х годов и низкий уровень профессионализма арбитражных управляющих привели к тому, что в обществе сложилось негативное восприятие этих явлений. В значительной мере это связано со снижением уровня профессиональной этики, которая всегда служила основным критерием общественного доверия к той или иной профессии.

Описание работы

Аудиторские услуги при банкротстве появились на стыке юридических и экономических наук в ответ на запросы практики, как реакция на многочисленные нарушения в области арбитражного управления. Раскрытие сущности аудита при банкротстве, его содержания, уточнение и конкретизация предмета, метода и объектов дают возможность сформулировать концептуальные основы этой отрасли научных знаний и обосновать перспективы ее развития.

Приподниму тему, так как столкнулся с подобным вопросом: должен ли КУ привлекать аудиторов для проверки бухотчетности должника - АО? (Анализ должника был произведен ВУ ранее, тут вопросов нет.)

Судебная практика однозначного ответа не дает. Вот, разбил найденные акты по высказанной позиции:

1. Проводить обязательный аудит в конкурсном производстве не надо.

Спойлер: Постановление 19 ААС от 28.10.2016 по делу N А35-1514-2011

Уполномоченный орган просил суд признать ненадлежащим образом исполненными обязанности конкурсного управляющего Севрюкова Д.С., выразившиеся в необоснованном привлечении для обеспечения своей деятельности - ООО "Аудит-пром" по договору от 23.03.2015 N 18 с размером вознаграждения 460 000 рублей.

Конкурсный управляющий полагал, что привлечение аудитора было обязательной, поскольку активы должника превышали указанный в законе предельный порог стоимости, при котором проведение аудита обязательно.

При этом, нормами Федерального от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" не предусмотрено обязанности по привлечению аудитора в конкурсном производстве.

Таким образом, именно для анализа финансового состояния должника допускается использование услуг аудиторов при наличии обстоятельств, предусмотренных Закона о банкротстве.

С учетом изложенного, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что обязанность привлечения аудитора у арбитражного управляющего имеется лишь в случае установления достоверности бухгалтерской отчетности при проведении анализа финансового состояния должника.

Поскольку нормы Федерального от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в данном случае являются специальными по отношению к нормам Федерального от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", при привлечении аудитора конкурсный управляющий был обязан руководствоваться не целями аудита, указанными в нормах Федерального от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а нормами, регулирующими несостоятельность (банкротство).

Доказательств, свидетельствующих о достижении положительного эффекта от проведения аудита, приведших к увеличению конкурсной массы должника с целью наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, конкурсным управляющим не представлено.

Спойлер: Постановление АС Поволжского округа от 25.02.2015 по делу N А65-4126-2013

Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что им не был превышен лимит оплаты привлеченного специалиста, установленный Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) исходя из балансовой стоимости активов должника; выводы судебных инстанций о необоснованно завышенной оплате конкурсным управляющим оказанных аудиторских услуг не основаны на допустимых доказательствах; считает, что проведение аудита в конкурсном производстве не запрещено о банкротстве ( Закона о банкротстве), а в данном случае аудит является обязательным в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ; суды не учли, что оплата услуг аудитора не была произведена за счет средств должника.

Обращаясь в арбитражный суд с вышеназванной жалобой, ФНС России сослалась на Закона о банкротстве, указав на то, что проведение аудита в процедуре конкурсного производства с целью выявления недостоверности бухгалтерской отчетности не отвечает целям конкурсного производства. Как отметил заявитель жалобы, анализ финансово-хозяйственной деятельности был проведен Нурлыгаяновым М.Р. в процедуре наблюдения по тем же документам, что и последующий аудит; необоснованное привлечение аудиторской фирмы с размером вознаграждения в 600 000 руб. неоправданно увеличивает расходы на конкурсное производство, влечет уменьшение конкурсной массы и нарушает имущественные права кредиторов на удовлетворение своих требований.

Решая вопрос о привлечении аудитора в конкурсном производстве, суды с учетом всех обстоятельств дела сделали выводы о том, что после окончания наблюдения и открытия конкурсного производства необходимость в проведении аудиторской проверки и установлении финансового состояния должника отсутствует, поскольку основной целью является продажа имущества и расчет с кредиторами . Необходимость аудиторской проверки для нужд конкурсного производства конкурсный управляющий не обосновал, Закона о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего обязанность проводить аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности организации должника в процедуре конкурсного производства.


2. Привлечение аудитора обязательно.

Спойлер: Постановление 9 ААС от 17.09.2013 по делу N А40-27719-10

16.05.2013 в суд поступило ходатайство конкурсного управляющего ОАО "Универмаг Москва" о привлечении лица, для обеспечения деятельности конкурсного управляющего и установления размера оплаты услуг привлеченного лица.

В соответствии с ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в случае если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества, в отношении нее проводится обязательный аудит.

Таким образом, привлечение аудитора является обязательным для должника. Привлечение специалистов по определению суда предусмотрено для лиц, не перечисленных в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Вынесение такого определения для привлечения лиц, указанных в названного Федерального закона не предусмотрено. Конкурсный управляющий вправе привлечь аудитора и без определения суда.
...

Спойлер: Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.08.2016 по делу N А82-12211-2011

Заявитель полагает, что вынесено с нарушением норм материального и процессуального права: обязанность привлечь аудитора за счет средств должника имеется лишь у временного управляющего; проведение ежегодного аудита не распространяется на организации, находящиеся в конкурсном производстве, и не отвечает целям конкурсного производства.

В и Закона о банкротстве установлено, что расходы на оплату услуг аудитора, если его привлечение является обязательным, подлежат возмещению за счет должника.

Обязательный аудит проводится в случаях, предусмотренных в Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Суд апелляционной инстанции установил, что конкурсный управляющий обязан был привлечь аудитора, поскольку должник имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества и является топливно-энергетическим комплексом с объемом деятельности и размерами активов, имеющими стратегическое значение.

Следовательно, оплата услуг аудитора производится за счет средств должника в размере фактических затрат по правилам Закона о банкротстве и не включается в установленный в лимит расходов.

ООО "ТИТАН-АУДИТ" в данном случае не является привлеченным специалистом в понимании Закона о банкротстве, и, соответственно, отсутствует необходимость отражать сведения о нем в отчете конкурсного управляющего.

Спойлер: Постановление АС Московского округа от 28.03.2016 по делу N А40-46345-2014

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2015 ЗАО "Объединенные Ферросплавы" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Коновалов Александр Юрьевич.

В Арбитражный суд города Москвы 27.08.2015 поступила жалоба кредитора - ОАО "БАНК УРАЛСИБ" на действия/бездействие конкурсного управляющего ЗАО "Объединенные Ферросплавы" Коновалова А.Ю. с требованием об его отстранении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2015 в удовлетворении жалобы ОАО "БАНК УРАЛСИБ" на действия конкурсного управляющего должника отказано.

Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Аудиторская компания "Заря" и должником, в лице конкурсного управляющего, заключен договор N 431-14 от 05.11.2014 об оказании услуг по составлению аудиторского заключения для подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 01.01.2014 по 30.09.2014.

В соответствии с Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

Как следует из бухгалтерского баланса должника по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года, сумма активов должника превышает 60 миллионов руб.


Буду признателен за высказанные мнения по данному вопросу.

"Аудиторские ведомости", 2008, N 3

В статье рассматривается информационно-экспертная система, позволяющая компьютерным способом прогнозировать финансовое состояние хозяйствующего субъекта и определять возможное его предбанкротное состояние. Данные прогнозы применяются в аналитических аудиторских процедурах при доказательстве возможности осуществления бизнеса клиента в обозримом будущем.

Несостоятельность (банкротство) предприятий представляет собой один из экономических инструментов регулирования рыночной конкуренции. В эпоху социализма действующая плановая система экономики создавала определенные условия сбалансированности хозяйственно-экономических процессов предприятий. Кооперированные поставки и государственное регулирование товарно-денежных отношений посредством плановой системы хозяйствования способствовали относительной стабильности функционирования предприятий. При этом имели место планово-убыточные предприятия, чье функционирование диктовалось необходимым для экономики страны спектром производства товаров, работ и услуг. Таким образом, не возникало ни острых конкурентных отношений, ни банкротства хозяйствующих структур. В этих условиях контролирующим механизмом в функционировании структур, осуществляющих хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством, выступали ревизия и контроль.

При переходе России к рыночным отношениям возникли объективные предпосылки к процедурам банкротства предприятий. Жесточайшая конкуренция вела к выживанию только конкурентоспособных участников рынка, способных стабильно обеспечить цикл товарно-денежного оборота с расширенным воспроизводством и платежеспособность. Особое влияние на процесс банкротства оказала приватизация - передел собственности. Процесс банкротства предприятий, с одной стороны, дал возможность не расплатиться по своим обязательствам банкроту, а с другой - позволил кредитору обанкротить и выкупить по цене ниже рыночной стоимости имущество должника.

Важно отметить, что прогрессивная роль процедуры банкротства состоит в перераспределении капитала из менее эффективных структур экономики в более эффективные, отсечении больных сегментов экономики, а также оздоровлении предприятий, не нашедших свою рыночную нишу.

Однако эта процедура имеет и свои негативные стороны. Так, по выражению известного ученого Тристана Бернара, банкротство - это законная процедура, в ходе которой вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаете пиджак кредиторам.

В России впервые Закон о банкротстве появился 19 ноября 1992 г., затем был принят новый Закон от 8 января 1998 г., а с 3 декабря 2002 г. действует Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 19.07.2007) "О несостоятельности (банкротстве)", претерпевший ряд изменений и дополнений.

Процесс банкротства, проводимый в России, отличается от аналогичных процедур и в некоторых зарубежных странах, например в США и Германии. В правовой практике зарубежных капиталистических государств банкротство означает уголовно наказуемое деяние неплатежеспособного должника, которое наносит ущерб кредиторам. Так, в Германии достаточно сложно инициировать процесс банкротства и он часто носит уголовный характер. В США большинство банкротств носят "добровольный" характер, это связано с предупреждением (смирением) кредиторов на время реструктуризации и ликвидации предприятия. При этом в соответствии с Кодексом о банкротстве США кредитор обязан предоставить доказательство систематичности неплатежей значительной суммы долга в период, непосредственно предшествующий петиции о банкротстве. Имеются и другие отличия.

С социально-экономических позиций банкротство предприятий имеет следующие негативные последствия:

сокращение рабочих мест, рост безработицы и дальнейшее обнищание основной массы трудоспособного населения;

сокращение производства товаров народного потребления;

подрыв экономического потенциала страны;

отвлечение материальных ресурсов и денежных средств;

выход из структуры народного хозяйства нерентабельных, но необходимых для экономики страны видов производств и услуг;

потеря квалификации и навыков специалистов;

отвлечение из бюджета непогашенных обязательств в качестве налогов и сборов;

отвлечение собственных оборотных средств кредиторов и по цепи последующая провокация потенциального банкротства кредитора;

отвлечение больших по объему денежных средств и специалистов на процедуры ликвидации предприятия и расплаты по долгам с кредиторами.

Основные причины инициирования процедуры банкротства заключаются в том числе в:

несбалансированности товарно-денежного цикла;

слабой системе менеджмента, маркетинга, диагностики спроса товаров (количество, цена, ассортимент на рынке);

отсутствии управленческого учета и мотивации принятия управленческих решений, недостаточной компетенции персонала;

недостаточно широком применении системы финансовых и кредитных инструментов;

капитализации и затоваривании в результате неправильного планирования запасов товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) и несвоевременной их реализации;

пренебрежении инструментами прогнозирования доходов, расходов и денежных потоков;

плохо отлаженной системе бизнес-процессов и системе внутреннего контроля;

неэффективности направления вложения средств;

отсутствии дифференциации товаров;

низком качестве и высокой себестоимости ТМЦ и оказываемых услуг.

Важную роль в осуществлении процедуры банкротства играет независимая аудиторская проверка, которая призвана подтвердить достоверность предоставляемой финансовой (бухгалтерской) отчетности собственникам (пользователям). Однако собственник часто является одновременно и предпринимателем, что делает их связанными сторонами. Стремясь повысить свой рейтинг и укрепить конкурентоспособность своей продукции на рынке, предприниматель заинтересован в получении положительного аудиторского заключения. Аудиторский отчет руководству аудируемого лица не предоставляется широкому кругу пользователей, он содержит предложения аудиторов исправить ошибки, допущенные в отражении хозяйственных операций и составлении предоставляемой пользователю бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом исправление обнаруженных ошибок представляется полной прерогативой лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности, и не всегда возможно однозначно подтвердить или опровергнуть факт внесения ими корректировок. Сами же предложения аудиторов по корректировкам нередко оказываются спорными вследствие имеющихся разночтений в законодательстве и в сложности трактования отдельных статей законов и других нормативно-правовых актов и т.д.

В настоящее время проверки хозяйствующих субъектов по существу разделяются на аудит и налоговые проверки. Это, с одной стороны, разграничивает круг обязанностей по проверке, с другой стороны, увеличивает число проверяемых объектов и приводит к выполнению дублирующих функций. Последнее негативно сказывается на процессе осуществления и организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и снижает качество проводимых проверок. Отметим, что передача функций ревизии, проверки и контроля налоговой службе не решает вопросов полноты и качества работ по проверке. Например , в связи с различием в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в бухгалтерском и налоговом учете возникает потребность в большом штате квалифицированных работников налоговой службы при проведении камеральных проверок. По нашему мнению, органы финансового контроля должны при необходимости привлекать для совместной работы фискальные органы в борьбе с явлениями и действиями, ведущими к банкротству предприятий и усилению кризисных явлений.

Для предупреждения процедуры банкротства необходимо, по нашему мнению, проведение мониторинга контролирующими органами и аудиторскими компаниями, существенным элементом которого является определение платеже- и конкурентоспособности предприятий. В связи с этим нами была разработана информационно-экспертная система (далее - система), использующая программные и графические методы диагностики финансово-экономической стабильности экономического субъекта, основанные на коэффициентном анализе. Предварительно были отобраны экономико-аналитические коэффициенты, описывающие сложившуюся хозяйственно-экономическую ситуацию и позволяющие внести необходимые корректировки в целях обеспечения заданного оптимального производственно-хозяйственного направления, минимизации затрат и оздоровления финансового состояния на прогнозируемый период. Система оперирует оптимальными значениями коэффициентов и интерпретацией отклонений их от нормы. В соответствующей компьютерной программе можно задавать различные периоды времени (год, месяц, день) и использовать различные аналитические коэффициенты.

В прогнозировании может быть использована методика определения так называемой точки безубыточности, более глубоко отражающей финансово-хозяйственную ситуацию предприятия во времени. Точку безубыточности, т.е. максимально возможное отклонение от нормативного значения, можно определить для каждого вида издержек хозяйственной деятельности. При достижении большего значения отклонения предприятие при прочих равных условиях будет нести убытки.

Следовательно, устанавливая диапазон возможных отклонений от нормативного значения издержек хозяйственной деятельности путем расчета точки безубыточности для каждого вида издержек, можно направленно воздействовать на конечный результат производственного процесса - получение прибыли. Результаты данного исследования аудиторы могут использовать в аналитических процедурах аудита при прогнозировании бизнеса клиента в обозримом будущем.

При графическом представлении осуществляется наложение всех диаграмм, позволяющее наглядно отразить разброс определенных значений функций во времени. Значение дисперсии дает фактическую картину финансово-экономического состояния предприятия и его потенциальной платежеспособности.

Как следует из изложенного, роль аудита и финансового контроля в предупреждении банкротства хозяйствующих субъектов должна возрасти. Хотя аудит как инструмент рыночных отношений и дает выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности хозяйствующих субъектов во всех существенных аспектах и возможностей их функционирования в обозримом будущем, сам подход к проверке отчетности и отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете с рекомендациями по исправлению допущенных, по мнению аудиторов, ошибок без предъявления штрафных санкций и часто формальными заключениями руководству (собственнику) не представляется достаточно эффективным в борьбе с незаконными действиями при ведении бизнеса и не обеспечивает достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

В современных условиях всеобъемлющий аудит и контроль необходимы, на наш взгляд, во всех сферах деятельности как надежное средство в борьбе против незаконных методов экономических и политических отношений, способствующее конкурентоспособности государства на мировом рынке.

Литература

  1. Белых Л.П., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001.
  2. Глинкина С.П. Теневая экономика в глобализирующемся мире//Проблемы прогнозирования. - 2001. - N 4.
  3. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). - М.: Зеркало-М, 2002.
  4. Перфильев А.Б. Основные методики оценки финансового состояния российских предприятий и прогнозирование возможного банкротства по данным бухгалтерской отчетности. - Ярославль: ЯРИПК, 2002.
  5. Хайдаркова М.А. Показатели прогнозирования неплатежеспособности (банкротства) в коммерческих организациях. - М.: МАКС-Пресс, 2002.

Е.А.Мизиковский

профессор

Нижегородский

государственный университет

им. Н.И.Лобачевского

Л.Р.Рябышкина

директор по экономике,

финансам и аудиту



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация