В каких случаях запрещен обгон? Основные правила обгона, о которых важно знать

Главная / Квартира

Крайне тяжело останавливать скорость автотранспортного средства или уменьшать её тогда, когда водитель уже находится на пунктирной разметке или когда заехал на встречную полосу, чтобы обогнать по своей полосе переднюю машину. Это случается из-за неправильно рассчитанных скоростных сил, а также осуществляемых действий без «наката» – слишком близко был сделан подъезд к обгоняемому транспорту.

Есть и другой случай, например, водитель не с той стороны начал обгонять автомобиль, да еще и на перекрёсток попал. Как быть в этих обстоятельствах?
Такие и другие проблемы часто возникают среди автомобилистов, которые не учитываются ни Правил (), ни рекомендаций специалистов по грамотному обгону. Из-за их несогласованных действий часто им приходится попадать в аварию. Они провоцируют ДТП, потом используют имеющееся у них страхование в качестве возмещения ущербов. Но зачастую полисы личные их потери не восполняют. Рассмотрим все детали, при каких обстоятельствах разрешен обгон, когда его нельзя делать, и как это отражено в законе, вместе с наказаниями за нарушения.

Что это такое

Обгон – это объезд автотранспортными средствами медленно едущих впереди машин, при котором обгоняющая машина заезжает на встречную полосу, либо разграничительную черту. Обгонять разрешается одну или несколько машин, но только в разрешенных для этого местах, при наличии достаточного свободного пространства и в случае, когда машина не создает никаких помех другим участникам – как попутным, так и встречным. В местах, где установлены запрещающие указатели, приспособления (светофоры) и разметка дороги (сплошная) категорически запрещается объезжать движущийся транспорт.

Чем отличается от объезда, опережения

Терминология в автомобильной сфере предполагает наличие трёх понятий, которые очень часто путают автолюбители. Однако законодательство Российской Федерации их не разграничивает.
Юридически подразумевается, что этим словам их истинные значения следует придавать, следуя сугубо из контекста.
Каждому водителю тоже не помешает узнать, какими терминами называют те или иные процессы, происходящие на автодорогах:
Термин Пояснение
«Обгон» Перемещение по 2-х (или более) полосной дороге с целью объехать тихоходно движущуюся машину впереди, чтобы ехать впереди неё. Но при этом обязательно совершается кратковременный заезд на встречную полосу, либо на разграничительную пунктирную линию разметки.
«Опережение» Ускорение автомобиля с целью обогнать впереди едущий медленно автотранспорт, но только в рамках своей полосы. При этом выезд на встречный поток не совершается, а разграничительная черта не пересекается.
«Объезд» Обычно под этим понятием понимается ситуация, когда объезжается препятствие. Но слово также применимо и в случаях объезда движущейся машины. Поэтому оно воспринимается универсальным.
Что касается изменений в восприятии значений терминов, то еще до 2010 года не было никаких различий – все слова могли восприниматься в одинаковом контексте.
Но после того как были введены некоторые поправки в законодательные документы, обгоном стало считаться действие, кода у водителя возникает необходимость заезда на встречную полосу.
Опережением теперь называют действие, осуществляемое только в границах своей полосы. При этом обгон совершается строго с левой стороны, а опередить автомобиль в рамках своего потока можно и справа, если для этого позволяет площадь трассы.

Как прописан в ПДД

Обгоны регулируются специально составленным пунктом Правил дорожного движения (ПДД) – №11, которые претерпели последние поправки 26.10.2017 г. Каждый водитель обязан знать все нормы поведения и требования законов. Но не только, когда сдает экзамены на права, но также и при непосредственном управлении автотранспортным средством:
№ пункта ПДД Правило
11.1 Нужно убедиться в наличии свободного пространства, куда после обгона должен встать автомобилист. Также проверяется отсутствие предпосылок к опасности.
11.2 Запрет на обгон: обгоняемая машина сама объезжает статичное (или движущееся) препятствие; обгоняемая машина сигнализирует о том, что собирается поворачивать налево; машина, едущая позади, тоже собирается совершить маневр; ситуация на дороге, показывающая, что вернуться в исходное положение (в свой ряд, но впереди обгоняемой машины) у автомобилиста не получится.
11.3 Медленно едущему водителю нельзя ускоряться в момент, когда его опережают.
11.4 Места, где не разрешен манёвр: перекрёстки с регулировкой; перекрёстки без регулировки, но по неглавной дороге; пешеходные переходы и вблизи них (не ближе 10 м); ж/д переезды (не ближе 100, 300, 600 м перед ними, в зависимости от ТС); мосты, съезды с них; эстакадах; путепроводах; подъемах и др.
11.5 Перед пешеходными переходами или на «зебре» опережать можно только с аккуратными периодическими остановками, если позволяет дорожное полотно.
11.6 Обязанность тихоходного или груженого транспорта ехать, как можно правее, либо остановиться и пропустить остальные машины.
11.7 Когда разъезд затрудняется на встречной полосе при обгоне, тогда уступает дорогу тот автомобилист, на чьем пути возникло препятствие.

Знаки разрешающие и запрещающие обгон

Маркировка знака «Обгон запрещён» выглядит набором трех цифр, разделенных точкой – «3.20». Внешний вид знака за годы претерпевал различные изменения. Когда он выглядел так: на белом поле черный круг, внутри которого нарисованы рядом едущие две машины, перечеркнутые диагональю – четырьмя тонкими черными линиями с верхнего правого условного «угла» к нижнему левому «углу». Сегодня знак выглядит иначе. Это красный круг, внутри которого нарисованы две машинки, рядом движущиеся. Только одна из них выполнена красным цветом, та, что слева, а вторая – черным (справа).

Также есть и временный знак. Он выглядит точно также, только поле не белое, а желтое, и красный круг заключен еще дополнительно в черный круг.

Зону действия такого знака определяют следующие факторы:
  • другие знаки;
  • таблички;
  • указатели;
  • перекрёстки;
  • разметка и иное.
Другие знаки могут отменять в некоторых случаях запрет на обгон. Некоторые таблички обычно показывают километраж, на каком расстоянии от объекта не разрешается обгонять автомобили. А есть указатели, которые отражают диапазон расстояния от пункта запрета обгона, до места, где уже разрешается обгонять. Например, прописывать могут следующим способом – «3.21-3.20».
Кроме знаков также отменять запреты может и служащий Госавтоинспекции, если он дежурит на каком-то участке дороги в качестве регулировщика. Знак «Обгон запрещен» устанавливается только на дорогах, где имеется 2 разносторонние полосы движения.
В плане разметки есть новые ограничения, которые были внедрены в Правила с 12.07.17 г. Они заключаются в том, что запрещено пересекать те участки при обгонах (или ином маневрировании), на поверхность которых нанесены полосы класса – «1.1», «1.3» и «1.11» (когда прерывистую линию можно увидеть с левой стороны). Также это касается мест, оснащенных трамвайными путями или сплошной (одинарной или двойной) разделительной полосой.

В каком случае вы можете начать манёвр

Вот основные правила, придерживаясь которых, любой автомобилист будет знать, когда ему можно перестроиться для обгона. И при этом ему не будет грозить ни штраф, ни , ни арест:
Обстановка на дороге Правило, когда можно начинать обгон Описание и пояснение
Преимущество на дороге Только по главной дороге На прямоезжей трассе, либо регулируемом перекрестке, преимуществом всегда владеют те участники, что едут по главной дороге.
Специфика разметки Прерывистый разграничитель Когда между двумя потоками движения прочерчена прерывистая линия, тогда совершать обгон с кратковременным заездом на встречную полосу не запрещается. Но при этом такая машина не должна создавать проблем с ездой другим участниками – как на своей полосе, так и на противоположенной.
Ориентировка по габаритам Маневрирование правым поворотником После того как убедились, что спереди есть куда пристроиться, нужно соблюсти дистанцию с передней машиной, потом включить левый поворот. Выехав на обгон, следует поравняться с машиной и включать правый поворот только тогда, когда опережение тихоходного авто составит 1-1,5 корпуса.
Плотный поток После сигнальных огней водителей. Перед совершением манёвра учитывается намерение водителя, едущего сзади, и водителя, едущего спереди. Если кто-то из них намеревается совершить такое действие, они должны просигналить об этом огнями.
Плотный поток После уже начавшегося манёвра другим автомобилистом. Когда участник сзади или спереди уже начал совершать обгон, тогда следует переждать, когда они перестроятся и отъедут. Только после этого, убедившись в «чистоте проезда», можно самому обгонять.
Наличие свободного пространства Только если есть не занятое пространство впереди в «строю» Перед обгоном очень важно сначала удостовериться, действительно ли хватить того пространства, которое свободно впереди едущей машины. Если да, то водитель успеет, обогнав машину, встроиться в ряд. Если же нет, то лучше не стоит начинать маневр, ведь в противном случае можно оказаться на встречной полосе. А это уже другое нарушение и помеха для машин соседнего участка дороги.
Круговой перекрёсток Второстепенной дороги Двухколёсный транспорт Можно обгонять мотоциклы или мотороллеры (если к ним не прикреплены прицепные средства). В этом случае маневрировать разрешено только справа.

Когда запрещен

Автомобилисту всегда следует учитывать такой участок полотна, как встречная полоса и разделяющая её и противоположный примыкающий поток движения, линия разметки. Но кроме этого на разрешение или запрещение обгона может повлиять и дорожный знак. Рассмотрим теперь случаи, когда и годе нельзя обгонять впереди едущие машины:
Участок дороги Содержание, пояснение
Самая верхняя часть подъема Из-за того, что на данном участке, как правило, отсутствует достаточная видимость происходящего на автодороге, законом запрещается совершать здесь обгон.
Регулируемый перекрёсток Не разрешено делать маневр тем водителям, которые перемещаются по второстепенной дороге. А также в случае наличия запрещающего знака, ибо сигнального света светофора.
Нерегулируемый перекрёсток Действуют правила равнозначных дорог и уступки проезда тем, кто едет по главной части.
Расстояние до ж/д путей На участке дороги ближе, чем 100 м к ж/д переезду, обгоны нельзя делать. Существует заблаговременное предупреждение дорожными знаками о том, что впереди будет переезд.
Сплошная (двойная, одинарная) В любом случае пересекать сплошную линию разметки запрещено.
На главной дороге Нельзя обгонять только с допущением въезда на встречную полосу или пересечением сплошной разметки, а также, в зоне действия запрещающих указателей, светофорных сигналов.
На второстепенной дороге Обгон запрещён.
Пешеходные переходы Вблизи «зебры» и по ней обгоны не делаются. Даже, если на них нет пешеходов.
Эстакады, спуски с мостов, тоннели и др. Подобного рода места в автодорожной инфраструктуре признаются участками с ограниченной видимостью. Они часто обозначаются соответствующими предупредительными знаками. Здесь обгоны запрещены.
Трамвайные пути Обгон запрещён.

Наказание за нарушения

Все меры ответственности, предусмотренные на случай административного правонарушения водителями – «несанкционированный обгон», прописываются в российском Кодексе (административно-правовом). За такие детали отвечает , где говорится о следующих мерах наказания:
  • штраф в финансовой форме;
  • отстранение от права управлять автомобилем.
После обнаружения и фиксации нарушения, на имя и фамилию автовладельца машины, неправильно совершившей обгон, выписывается штраф (или лишение прав). Процедура начинается с составления дорожным полицейским протокола, затем сдачу его вместе с прилагающимися документами, в судебный орган. Судья мирового суда уже определит степень вины и назначит конкретную меру ответственности.

Штрафы

Размеры штрафов на сегодня определены в определенном порядке, когда водитель неправильно обогнал другое авто. Не следует также забывать и про остальные нарушения, сопутствующие, если их заметил полицейский. Например, при пересечении сплошной линии, штраф будет двойным – за обгон в неположенном месте и за пересечение сплошной черты разметки: Самый большой штраф водитель может получить тогда, когда нарушение было зафиксировано придорожными видеокамерами или снято на фотоприбор ГИБДД. Точно также увеличение наказания возникает еще и в случае повторного игнорирования законодательных норм.

Лишение прав

Сроки лишения прав водителя, который безграмотно совершал обгон, учреждены следующими:
Первично 4-6 месяцев
Вторично 12 месяцев
Максимальные сроки ареста автомобильных прав нарушитель получает в случае, если неверный обгон, совершенный им, был снят на видеокамеру или фотоаппарат, установленный службами ГАИ вблизи дорог. Когда случается регистрация повторного нарушения, то сроки наказания могут удваиваться по решения судьи.

К чему может привести неудачный обгон

Если автомобилист пытается проделать обгон там, где такой маневр запрещен указателями, знаками, разметкой, либо какими-то Правилами, тогда это неизбежно может привести к разного рода проблемам. Неприятности могут быть следующие:
  • создание препятствий для проезда встречных машин;
  • создание помех в своей полосе перемещения;
  • столкновение со встречной машиной;
  • столкновение с обгоняемой или иной машиной, едущей в той же полосе и другие виды аварий, пробок, заторов.
Для исключения всех рисков, их максимальной вероятности реализации, необходимо каждому водителю внимательно перечитать, запомнить и воплощать советы специалистов, которые заключаются в следующем:
  1. Чрезмерное повышение скорости объезжающей машины и, при этом, несоблюдение рекомендуемой дистанции может привести к, так называемому, «инерционному слиянию» двух перемещающихся вблизи друг друга тел (по законам физики).
  2. Следует обязательно сигналить фарами, впереди едущему водителю о том, что намереваетесь совершать обгон.
  3. Манёвры всегда начинают с понижения ступени коробки передачи, затем повышают на одну ступень при непосредственном обгоне.
  4. Учитывается также и скорость едущей впереди машины. Если внезапно она снижается, то от обгона лучше отказаться и подождать, пока выровняется скоростной режим впереди движущегося авто.
  5. Соблюдаемая дистанция между двумя машинами – тихоходной и обгоняющей, не должна быть менее 20-30 метров. При более близком расстоянии есть риск столкнуться с обгоняемой машиной, если она, вдруг, уменьшит скорость (например, когда ей надо совершить поворот).
  6. Водителям необходимо пользоваться зеркалами, видеокамерами или парковочными радарами (парктрониками, определяющими расстояние до ближайшего препятствия).
Особенно усугубляется рисковая ситуация тогда, когда водитель обгоняемой машины начинает ударять по газам, решая таким образом не дать другому водителю его опередить.
Обе машины могут слишком сблизиться и при этом скорости не сбрасываются. Вот именно часто в таких случаях получаются страшные столкновения, приводящие к необратимым последствиям. Тому, кто намеревается обгонять, нужно:
  • во-первых, предупредительно просигналить фарами передней оптики;
  • во-вторых, переключиться на сниженную передачу;
  • в-третьих, повышать скорость постепенно, а не резко.
Переключение на заниженный показатель коробки передач поможет существенно сэкономить мощность хода машины. Когда водитель едет на 4-й, то ему достаточно переключиться перед обгоном на 3-тью, чтобы создать некий «запас мощности». Он может понадобиться как раз при подъеме под уклон или увеличении скорости.

Вопросы и ответы

Разобраться в ситуации, как правильно совершить тот или иной обгон, можно, если предварительно прочесть ответы специалистов на часто задаваемые вопросы. В большинстве случаев, даже внимательное изучение советов и грамотных ответов помогает водителю быть достаточно осведомленным. Можно ли превышать скорость при обгоне? Превышение скорости необходимо при обгоне для того, чтобы как можно скорее съехать со встречной полосы в свой ряд.
Но здесь следует быть аккуратным и не превышать тех допустимых скоростных норм, которые учреждены в отношении участка дороги, где понадобилось обогнать автомобиль.
Постой обгоняйте в пределах разрешенных скоростей, чтобы вас не оштрафовали еще и за превышение. Что такое тройной обгон? Любой «двойной» или «тройной» обгон запрещается по законам РФ, если речь идет только о двухполосном движении. Есть большой риск спровоцировать массовую аварию. Двойным обгоном называют ситуацию, когда водитель обгоняет впереди едущий тихоходный транспорт, и одновременно начинает делать такой же манёвр еще одна машина. То есть машина обгоняет, а вы её обгоняете. Такое возможно в случае 3-х или 4-х полосных дорог. Но для этого ситуация на участке должна позволять совершить данное действие – наличие свободного пространства. Когда выключать поворотник при обгоне? Отключать сигнал фонаря, указывающий на поворот, можно после того как уже манёвр полностью завершился. Если же только началось опережение/обгон, то сигнал еще должен гореть.
Некоторые водители также могут держать его включенным на протяжении всего процесса, пока не завершиться полностью обгон и даже едут с ним несколько метров.
Но по Правилам рекомендуется выключить его сразу же, как только автомобиль встал в свой ряд. Разрешен обгон в населенном пункте или нет? В населенных пунктах обгоны совершать нельзя. Это связано спецификой небольших по ширине дорог, в отличие от тех, что обустроены в крупных городах. Все Правила насчет пешеходных переходов или перекрестков, двойных, тройных полос, разметок и прочего касаются территорий автодорожной инфраструктуры за чертой населенного пункта. Это касается также и участков, граничащих с его пределами. Другими словами, даже начать обгон в населенном пункте нельзя, если вы уже выезжаете за его пределы. Как называется обгон нескольких автомобилей? Обгон нескольких машин называется – «обгон колонны». Но это в случае, если приходится обгонять 2 и более машины. Однако такие действия запрещены, если движение одностороннее или при 2-стоороннем движении на встречном потоке находится много машин. Как правильно включать поворотник при обгоне? Сначала включается поворотник, затем совершается перестраивание и обгон. Любое дорожное движение, где какая-то машина намеревается поворачивать, либо перегонять впереди едущий транспорт, должно быть защищено ответственностью каждого его участника.
Если не включить вовремя предупредительный сигнал и начать перестановку, то впереди (или сзади) едущий водитель может тоже начать обгон, и тогда может произойти столкновение.
Нужно ли подавать звуковой сигнал при обгоне? Подавать звуковой сигнал во время обгона не обязательно, в отличие от светового сигнала фонарей поворотников. Именно огнями водитель показывает свои действия.
Обязанностью как таковой звуковые сигналы в данном случае не являются. Но автомобилист может сигналить в тех ситуациях, когда впереди едущая машина не собирается уступать левую половину полосы, и едет посередине.
К обгону законодатели всегда были строгими. Но сейчас, после внесенных летних поправок в 2017 году он стал еще более регламентированным и ужесточенным. Это касается и мер ответственности и требований к участникам автодвижения. Есть участки дорог, где разрешено обгонять машины, но только не в черте населенного пункта. За нарушение правил или запрещающих знаков водителям грозят штрафы и лишении прав на длительный срок.

Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд


Билет 11 - Вопрос 1

Какие транспортные средства относятся к маршрутным транспортным средствам?

1. Автобусы (в том числе маломестные, междугородние и школьные).

2. Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

3. Любые транспортные средства, перевозящие пассажиров.

Критерием отнесения ТС к маршрутным является наличие установленного маршрута с обозначенными местами остановок. К таким ТС Правила относят автобусы, троллейбусы и трамваи (п. 1.2).

Правильный ответ:
Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Билет 11 - Вопрос 2

Двигаясь в населенном пункте, Вы можете продолжить движение:

1. Только в направлении Б.

3. В любом направлении из указанных.

Правильный ответ:
Только в направлении Б.

Билет 11 - Вопрос 3

1. Расстояние до конца тоннеля.

2. Расстояние до места аварийной остановки.

Правильный ответ:
При наличии обоих перечисленных условий.

Билет 11 - Вопрос 7

Обязаны ли Вы в данной ситуации подать сигнал правого поворота?

1. Обязаны.

2. Обязаны только в темное время суток.

3. Не обязаны.

Правильный ответ:
Обязаны.

Билет 11 - Вопрос 8

По какой траектории Вам разрешено выполнить поворот направо?

1. Только по А.

2. Только по Б.

3. По любой из указанных.

При повороте направо Вы должны двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части, т.е. поворот следует выполнять по траектории А (п. 8.6).

Правильный ответ:
Только по А.

Билет 11 - Вопрос 9

Вам можно выполнить разворот:

1. Только по траектории А.

2. По траекториям А или В.

3. По любой траектории из указанных.

Правильный ответ:
По траекториям А или В.

Билет 11 - Вопрос 10

В каких случаях разрешается выезжать за пределы правой полосы, если Вы управляете транспортным средством, скорость которого по техническим причинам не может быть более 40 км/ч?

1. Только при перестроении перед поворотом налево либо разворотом.

2. Только при обгоне или объезде.

3. Во всех перечисленных случаях.

Даже если Ваше ТС не может развить скорость более 40 км/ч, Вам разрешено выехать за пределы правой полосы не только при перестроении перед поворотом налево (разворотом), но и при обгоне или объезде (п. 9.5).

Правильный ответ:
Во всех перечисленных случаях.

Билет 11 - Вопрос 11

Водитель обгоняемого транспортного средства:

1. Должен снизить скорость.

2. Должен сместиться как можно правее.

3. Не должен препятствовать обгону путем повышения скорости движения или иными действиями.

Водителю обгоняемого ТС запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями, например, смещением влево. Однако этот водитель не должен снижать скорость или смещаться вправо, уступая дорогу автомобилю, который его обгоняет (п. 11.3).

Правильный ответ:
Не должен препятствовать обгону путем повышения скорости движения или иными действиями.

Билет 11 - Вопрос 12

Кто из водителей нарушил правила стоянки?

2. Только водитель автомобиля А.

3. Только водитель автомобиля Б.

4. Никто не нарушил.

Правильный ответ:
Оба.

Билет 11 - Вопрос 13

Обязаны ли Вы при повороте направо уступить дорогу автомобилю, выполняющему разворот?

1. Обязаны.

2. Не обязаны.

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора, Вы обязаны уступить дорогу ТС, движущимся с любых других направлений, в том числе выполняющим разворот на перекрестке (п. 13.5).

Правильный ответ:
Обязаны.

Билет 11 - Вопрос 14

В каком случае Вы имеете право проехать перекресток первым?

1. Только при движении прямо.

2. При движении прямо и налево.

3. При движении прямо, налево и в обратном направлении.

При движении прямо или налево данный перекресток равнозначных дорог Вы имеете право проехать первым, поскольку водитель легкового автомобиля, находящегося слева, должен уступить Вам дорогу (п. 13.11). При развороте это ТС становится для Вас «помехой справа». Поэтому преимущество в движении переходит к нему.

Правильный ответ:
При движении прямо и налево.

Билет 11 - Вопрос 15

Вы намерены продолжить движение прямо. При желтом мигающем сигнале светофора следует:

1. Проехать перекресток первым.

2. Уступить дорогу только грузовому автомобилю.

3. Уступить дорогу только трамваю.

4. Уступить дорогу обоим транспортным средствам.

При желтом мигающем сигнале светофора перекресток считается нерегулируемым (п. 13.3). Руководствуясь знаком приоритета 2.1 "Главная дорога", Вы можете проехать этот перекресток первым, пользуясь преимуществом как перед грузовым автомобилем, так и перед трамваем, находящимися на второстепенной дороге (п. 13.9).

Правильный ответ:
Проехать перекресток первым.

Билет 11 - Вопрос 16

С какой максимальной скоростью разрешается движение транспортных средств в жилых зонах и на дворовых территориях?

В связи с необходимостью обеспечить безопасность пешеходов, имеющих право использовать для движения кроме тротуаров и проезжую часть, скорость движения ТС в жилых зонах и на дворовых территориях ограничена 20 км/ч (п. 10.2).

Правильный ответ:
20 км/ч.

Билет 11 - Вопрос 17

1. Только при причинении смерти человеку.

2. При причинении смерти человеку или тяжкого вреда здоровью человека.

3. При наличии пострадавшего (вне зависимости от степени тяжести полученных им повреждений) или причинении крупного материального ущерба.

В соответствии со ст. 264 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за нарушение водителем ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью человека (причинение вреда, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть либо полную утрату профессиональной трудоспособности).


Вопрос:
Ответ А и В неверный. На мой взгляд должно быть А и Г. Или я не права? Объясните.
Ответ:
Везде есть тротуар, поэтому передние колеса надо упереть в тротуар. Авто А находится на спуске, колеса у него правильно упираются в тротуар. Г находится на подъеме, авто будет скатываться назад, передние колеса в тротуар не упираются. Авто В стоит правильно, его передние колеса упираются в тротуар. Поэтому правильный ответ А и В. Сравните с билетом 6 вопрос 19, где есть только обочина и нет тротуара. Поэтому там правильным ответом будет А и Г.

Правильный ответ:
А и В.

Билет 11 - Вопрос 20

Какое расстояние проедет транспортное средство за время, равное среднему времени реакции водителя, при скорости движения около 90 км/час?

1. Примерно 15 м.

2. Примерно 25 м.

3. Примерно 35 м.

Время реакции водителя, зависящее от многих факторов, обычно составляет от 0,4 до 1,6 секунды. Исходя из этого среднее время реакции водителя принимается равным 1 секунде. Поэтому при выборе безопасной дистанции для движения со скоростью около 90 км/час водителю важно помнить, что за 1 секунду ТС перемещается на расстояние примерно 25 м.

Правильный ответ:
Примерно 25 м.

Чтобы упорядочить транспортный поток проезжую часть разбивают на полосы движения с помощью

продольных линий дорожной разметки.

Но одной разметки мало, надо ещё и водителей обязать соблюдать рядность. Правила не забыли об этом и дали строгое предписание:

Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам .

Итак, все обязаны двигаться строго по полосам и, казалось бы, надлежащий порядок на дороге достигнут.

Но нет, Правила справедливо сочли, что этого недостаточно. Правила потребовали, чтобы и внутри полосы водитель располагал своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Требование Правил двигаться строго по полосам действует всегда и везде. Один ли вы на дороге или двигаетесь в плотном потоке, ясный белый день или туман, или ночь непроглядная – во всех случаях Правила обязывают двигаться строго по выбранной вами полосе.

Но перестраиваться из полосы в полосу Правила не запрещают (если, конечно, полосы отделены друг от друга прерывистыми линиями разметки). Полностью пункт 9.7. звучит так:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении .

Итак, менять полосу не запрещено.

Но на самом деле всё не так просто. На самом деле водителям не всегда и не везде разрешено занимать любые понравившиеся им полосы движения.

Правила задумались ещё и о том, как обеспечить беспрепятственное движение спецавтомобилей (Скорая помощь, Пожарная охрана, полиция и проч). Самое простое решение – там, где это возможно, ограничить движение простых смертных по крайней левой полосе. Или хотя бы прогнать с крайней левой полосы грузовики.

В результате получилось вот что:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй и третий абзацы. В населённых пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн – только для поворота налево или разворота .

Прочитали? Теперь давайте делать выводы.

1. В населённом пункте на дороге с ДВУМЯ полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все – и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

2. На дорогах с ТРЕМЯ И БОЛЕЕ полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу. То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.

3. Грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн на дорогах с ТРЕМЯ И БОЛЕЕ полосами в данном направлении занимать крайнюю левую разрешено только для поворота или разворота. Ни в каких других случаях на крайнюю левую не сметь!

И обо всём об этом на экзамене спрашивают.


По какой полосе Вам можно продолжить движение в населённом пункте после опережения грузового автомобиля?

1. Только по правой.

2. Только по левой.

3. По любой.

Комментарий к задаче

В населённом пункте движение характерно большим количеством перестроений (постоянно кому-то нужно повернуть, кому-то нужно развернуться, кому-то – остановиться т.д.). Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с ДВУМЯ полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все – и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

Так что, хотите – оставайтесь на левой полосе, хотите – перестраивайтесь на правую полосу. В населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении Правила всем разрешают движение по любой из этих двух полос.


Разрешается ли Вам, управляя грузовым автомобилем с разрешённой максимальной массой более 2,5 т, выехать на третью полосу в данной ситуации?

1. Разрешается.

2. Разрешается только для поворота налево или разворота.

3. Разрешается только для опережения.

4. Запрещается.

Комментарий к задаче

Если вы со своими правами категории «В» сядете за руль грузовика с разрешённой максимальной массой более 2, 5 тонн, то имейте в виду – вам на такой дороге (с тремя и более полосами в данном направлении) выезд на крайнюю левую полосу разрешён только для поворота налево или разворота.

На дорогах вне населённых пунктов скорости существенно выше, и Правила, заботясь о безопасности,

и обязали всех держаться как можно правее .

В Правилах это требование выглядит так:

Правила. Пункт 9.4. Вне населённых пунктов, а также в населённых пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей» или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части . Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Как видим, такой порядок движения установлен Правилами не только на всех дорогах вне населённых пунктов, но и на всех автомагистралях, а также и на высокоскоростных дорогах в населённых пунктах (если на данном участке разрешено движение со скоростью более 80 км/час).

Мы разобрались с многополосными дорогами.

Но дороги бывают ещё двухполосные и трёхполосные.

Что касается двухполосных дорог, то с ними всё понятно – если разметка позволяет, можно выезжать на встречку при обгоне и объезде препятствия.

А как прикажете вести себя на трёхполосной дороге с двумя продольными прерывистыми линиями на проезжей части? Какие полосы движения здесь разрешено занимать?

И про такую дорогу в Билетах есть вопросы.


Можно ли Вам продолжить движение по средней полосе после опережения автомобиля, движущегося по правой полосе?

1. Можно.

2. Можно только при отсутствии встречного транспорта.

3. Нельзя.

Комментарий к задаче

Правила рассудили просто: правая полоса – для нас, левая – для встречных, а среднюю могут использовать и те, и другие, но только для обгона или объезда препятствия!

А что такое обгон? По Правилам обгон – это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу .

То есть на такой дороге после завершения обгона вы обязаны покинуть среднюю полосу и вернуться на правую. Даже если бы это был населённый пункт.

А вне населённого пункта вообще на любой дороге водители должны держаться как можно правее.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона , объезда, поворота налево или разворота .


Можно ли Вам выехать на крайнюю левую полосу в данной ситуации?

1. Можно.

2. Можно, если гужевая повозка движется со скоростью не более 30 км/ч.

3. Нельзя.

Комментарий к задаче

Не смотря на прерывистые линии разметки, выезд на крайнюю левую полосу на трехполосной дороге Правилами категорически запрещён! Такое деяние квалифицируется как выезд на «встречку» в нарушение Правил , и карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается .

А ещё Правила разрешили нам ездить по трамвайным путям.

Но не всегда, а только при интенсивном движении, когда все полосы данного направления заняты.

И не везде, а только по трамвайным путям ПОПУТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ!

И чтобы эти пути были расположены на одном уровне с проезжей частью.

И чтобы они были слева от водителя.

В Правилах это изложено следующим образом:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.


Разрешается ли Вам выехать на трамвайные пути встречного направления в данной ситуации?

1. Разрешается.

2. Разрешается только при отсутствии встречного трамвая.

3. Запрещается.

Комментарий к задаче

На этой дороге в вашем направлении одна полоса движения и она занята грузовым автомобилем. В этом случае можете двигаться по трамвайным путям попутного направления.

Но выезд на трамвайные пути встречного направления – это выезд на встречку!

За это лишают прав на срок 4 – 6 месяцев.

Правила отнеслись с пониманием к существующей перегруженности дорог

и разрешили (при интенсивном движении!) использовать трамвайные пути попутного направления.

Но одновременно это создало проблемы движению трамваев. Конечно, в пункте 9.6 Правила не забыли указать: «При этом не должно создаваться помех трамваю».

Действительность показала – если водителям разрешить занимать трамвайные пути, то проблемы у трамваев будут обязательно.

Чтобы как-то помочь водителям трамваев Правила дополнили пункт 9.6 ещё одним требованием, которое должно обеспечивать им беспрепятственное движение хотя бы на перекрёстках:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается .


Разрешается ли Вам, управляя легковым автомобилем, продолжить движение по трамвайным путям попутного направления?

1. Разрешается.

2. Разрешается только для поворота налево и разворота.

3. Запрещается.

Комментарий к задаче

Если знаков особых предписаний перед перекрёстком нет, можете продолжить движение по трамвайным путям и через перекрёсток (если все полосы данного направления заняты).

Но если знаки есть, тогда выполняйте требования знаков. А на знаках трамвайных путей нет, там только проезжая часть. И через перекрёсток никто не имеет права двигаться по трамвайным путям.

Не только движение прямо, но и поворот налево и разворот должны выполняться с проезжей части.

Кроме трамвайных путей у дороги ещё есть тротуары, обочины и разделительные полосы.

Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам, обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам .

Но как быть водителю этого автомобиля, если для разгрузки предназначено окно магазина?

Чтобы не делать его нарушителем Правила в том же пункте 9.9 специально для таких случаев ввели исключение:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.9. Допускается подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда.


Каковы Ваши действия в данной ситуации?

1. Объедете грузовой автомобиль справа по обочине.

2. Продолжите движение только после того, как грузовой автомобиль освободит полосу движения.

3. Допускаются оба варианта действий.

Обгоном принято называть такой этап движения на дороге, когда одним автомобилем осуществляется опережение других транспортных средств. Для этого ему необходимо выехать на встречную полосу, а после вернуться на занимаемую им ранее зону. Обгон не может быть совершен без выезда на встречную полосу, а это делать можно только в установленных правилами дорожного движения ситуациях.

Интересно! Маневрировать на дорожном полотне разрешается при наличии на нем прерывистой осевой линии или комбинированной разметкой. Если же речь идет о трехполосной трассе, то если на ней есть прерывистые линии, совершать обгон могут водители обоих направлений.

Опережение автомобилей , связанное с выездом на встречную полосу, это всегда опасно, поэтому ПДД содержат в себе ряд ограничений. О каждом из них должен знать любой водитель, это помогает избежать аварийных ситуаций.

Основные правила обгона, о которых важно знать

  1. Первым делом прежде, чем опередить автомобиль, водитель должен на 100% убедиться в том, что полоса, которую он планирует занять, свободна. Причем это должно быть расстояние, достаточное для обгона, в противном случае будут созданы потенциально опасные условия для движения. Помех другим участникам движения по дороге создаваться не должно. Простыми словами, нужно провести анализ — оценить скорость обгоняемого авто, скорость встречного движения, расстояние до машины, едущей навстречу. Немаловажным является и состояние дорожного покрытия, оно может быть сухим, влажным или скользким. И последнее, вспомните о реальных динамических возможностях собственного транспортного средства, а именно чуткость реакции на воздействие на педаль акселератора.
  2. Если впереди кто-то делает обгон, объезжает препятствие, то вам начинать опережение категорически запрещено. В каких случаях запрещен обгон, четко описано в Правилах дорожного движения, их должен знать каждый водитель.
  3. Если транспортное средство, движущееся в том же направлении, подало световой сигнал о намерении сделать поворот налево, то маневрирование в такой ситуации может быть опасным. Это правило действует независимо от намерений того, кто управляет транспортным средством впереди.
  4. Нарушением правил безопасности является намерение делать обгон в тот момент, когда движущаяся позади машина начала опережение. Любой водитель должен предупреждать о своих намерениях. Независимо от того, будет ли это полноценный обгон, объезд препятствия, поворот налево или разворот, он должен включить левый поворотник. Если вы находитесь спереди, то нужно выждать некоторое время, чтобы понять, можно ли начать обгон.

Внимание! Всегда помните, что в зеркале заднего вида картинка отображается наоборот. Неопытным водителям приходится привыкать к тому, что правый поворотник — это левый.

Часто бывает так, что даже там, где разрешен обгон, могут возникнуть опасные ситуации. Практика показывает, что благополучность маневра зависит не только от того, кто его совершает, но и от действий обгоняемого. Последний может, назло водителю сзади, нажать на педаль газа, чем создает действительно опасные условия для участников движения. На этот случай было специально разработано правило — водителю обгоняемого автомобиля нельзя препятствовать опережению увеличением скорости движения своей машины или какими-либо другими действиями. От него требуется снизить скорость движения, сместиться по возможности правее, не мешать совершать безопасный обгон.

Обстоятельства и места, где выезд на встречную полосу категорически запрещен

В каких местах запрещен обгон, можно понять по разметке на дорожном полотне, указательным знакам на обочине, руководствоваться всегда нужно ПДД.

  • Во-первых, запрет распространяется на ситуации, когда на дороге сплошная осевая разметочная линия. При таких обстоятельствах выезд на встречную полосу категорически запрещен.
  • Во-вторых, даже если осевая линия прерывистая или она вообще отсутствует, но по правую сторону дороги установлен знак с изображением двух автомобилей красного и черного цвета, обгон запрещен. Если разметка на дороге и дорожный знак противоречат друг другу, отдавать предпочтение нужно второму показателю (знаку). Однако не все знают, что даже при наличии указателя опережать мопеды, гужевые повозки, двухколесные мотоциклы и другие тихоходные транспортные средства, разрешается. При этом на них должен присутствовать опознавательный знак (красный треугольник, обрамленный в желтую рамку), свидетельствующий о неспособности быстро ехать. Если такого не имеется, то с какой бы скоростью не двигался автомобиль, обгонять его нельзя.

Что же касается конкретных мест, где запрещено опережение автомобилей с выездом навстречу другому автотранспорту, то правила дорожного движения имеют сведения и о них. Запретной зоной являются пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели. Потенциально опасными являются попытки обогнать водителя в конце подъема, на крутых поворотах и других участках, где видимость ограничена. Это же можно сказать о железнодорожных переездах, причем речь идет о территории, расположенной на расстоянии минимум 100 м от них.

Водителям нельзя забывать и о том, что на регулируемых перекрестках совершать маневр нельзя, в том числе и на нерегулируемых пересечениях, особенно при условии нахождения на дороге, не являющейся главной. Правилами запрещено заниматься опережением в условиях движения повышенной интенсивности. При наличии препятствий на уклонах водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу.

Внимание! Описанное выше правило действует при наличии специальных знаков, отражающих направление и градус наклона дороги.

Не стоит нарушать ПДД, потому что это «удовольствие» дорого стоит, а иногда может привести к трагическим последствиям. По состоянию на нынешний год размер штрафа достигает 5 тысяч рублей. В некоторых ситуациях предусматривается даже лишение прав на управление авто сроком на 4-6 месяцев.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация