Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами. Пошаговая процедура банкротства юридического лица. Основные признаки банкротства, кто может начать процедуру? Несостоятельность юр лиц

Главная / Авто

Понятие «банкротство» определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127-ФЗ):

«несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)».

В соответствии со статьей 65 ГК РФ:

«Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Законом №127-ФЗ).

Закон №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №127-ФЗ действие его распространяется на все юридические лица , за исключением:

Ø казенных предприятий;

Ø учреждений;

Ø политических партий;

Ø религиозных организаций.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила проведения процедуры банкротства чем те, которые предусмотрены Законом №127-ФЗ, применяются правила международного договора. В частности, к регулируемым Законом №127-ФЗ отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункты 4-5 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при отсутствии которых решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности (пункт 6 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Общие признаки банкротства организаций определены в статье 3 Закона №127-ФЗ. Кроме того, для определения наличия признаков банкротства должника (юридического лица) должны учитываться состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ.

Для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и другие). Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа. На это указано в Постановлении Пленума ВАС от 15 декабря 2004 года №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Постановление ВАС №29.

Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Обратите внимание!

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.

В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации -должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (статья 30 Закона №127-ФЗ).

Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и не допустить ее банкротства.

Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию, предусмотренную статьей 31 Закона №127-ФЗ:

«1. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

2. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь».

Обратите внимание, что статья 31 Закона №127-ФЗ предусматривает право на процедуру досудебной санации, а не обязанность учредителей (участников) организации-должника.

· первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, сумма обязательств включается в реестр требований кре диторов (статья 4 Закона №127-ФЗ);

· вторая группа платежей включает в себя текущие платежи, которыми являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (статья 5 Закона №127-ФЗ).

Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

· размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

· суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

· размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

· размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);

· обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

· обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам;

· обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 4 Закона №127-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона №127-ФЗ требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Как показывает арбитражная практика,в деле о банкротстве должника судом могут быть рассмотрены и установлены только денежные требования кредиторов.

Применительно к пункту 1 статьи 126 Закона №127-ФЗ под имущественным требованием в силу статьи 4 названного Закона следует понимать денежное обязательство как обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовому и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Поэтому требование кредитора о передаче принадлежащего ему имущества в натуре должником, в отношении которого введена процедура банкротства, может быть заявлено в общем порядке, вне рамок процесса о банкротстве.

Требования кредитора, обеспеченные залогом, могут быть отнесены к требованиям, рассматриваемым в рамках процедуры банкротства в том случае, если залогом обеспечено денежное требование к самому должнику. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 25 апреля 2005 по делу №А-05-6216/04-16; Постановление ФАС Северо-Кавказского Округа от 13 октября 2005 по делу №Ф08-4845/2005).

Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Пунктом 1 статьи 7 Закона №127-ФЗ установлено, что подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом имеют право:

Ø уполномоченные органы;

Ø конкурсный кредитор;

Ø сам должник.

Напоминаем, что под уполномоченными органами в целях Закона №127-ФЗ (статья 2) понимаются:

«федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

С момента образования Федеральной налоговой службы (Постановление Правительства №506) таким уполномоченным органом выступает ФНС Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время именно ФНС в делах о банкротстве представляет интересы Российской Федерации, самостоятельно инициирует процедуру банкротства в отношении должника и направляет заявление в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению ФНС по денежным обязательствам арбитражный суд принимает во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда.

А требования налоговых органов об уплате обязательных платежей для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание, если они подтверждены решением самого налогового органа о взыскании имущества должника.

Причем, право на обращение в арбитражный суд возникает у налогового органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия, такого решения.

Для справки:

Порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».

Если у юридического лица имеется задолженность по налогам, то этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве.

«Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления» НК РФ).

«В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм».

Обратите внимание!

«Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя» НК РФ).

В случае неисполнения должником требований налоговые органы не ранее чем через 30 дней (но не позднее чем через 90 дней) с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с момента получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Россией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимают решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Причем заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении.

Правда в том случае, если должник представит в налоговый орган документы, подтверждающие, что взыскивает со своих должников дебиторскую задолженность в сумме, превышающей долг перед бюджетом и график погашения своей задолженности перед государством, то налоговый орган обязан отложить подачу заявления в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Если должник обжалует требование налоговых органов об уплате налогов, то это не влечет за собой безусловной приостановки процедуры банкротства, хотя налоговый орган может приостановить передачу заявления в арбитражный суд, на срок до рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца.

Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все организации, которым организация - должник задолжала по различным хозяйственным договорам или имуществу которых нанесла вред.

В состав конкурсных кредиторов не входят:

Ø уполномоченные органы;

Ø учредители (участники) должника;

Ø граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда;

Ø лица, имеющие требования по выплате вознаграждения по авторским договорам.

Для возбуждения дела о банкротстве, конкурсный кредитор должен подтвердить свои требования, для чего обязан представить в арбитражный суд решение суда, которое уже вступило в силу. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по данному решению был передан в службу судебных приставов, а копия передана должнику.

Конкурсный кредитор составляет заявление в письменной форме и руководитель кредитора его подписывает. Если заявление подписывает уполномоченный представитель, необходимо приложить .

Порядок подачи конкурсным кредитором в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом определен статьей 39 Закона №127-ФЗ.

В заявлении о признании должника банкротом кредитор должен указать:

Ø наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес;

Ø размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);

Ø обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок его исполнения;

Ø вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику;

Ø доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;

Ø доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);

Ø наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий;

Ø размер вознаграждения арбитражного управляющего;

Ø перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

Обратите внимание!

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве, кроме того, конкурсный кредитор имеет право указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.

Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику (пункт 3 статьи 39 Закона №127-ФЗ).

Напомним, что под руководителем должника согласно статье 2 Закона №127-ФЗ понимается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с данным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Руководитель должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в следующих случаях, если:

Ø удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

Ø органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

Ø в иных предусмотренных Законом №127-ФЗ случаях.

Должник обязан обратиться в арбитражный суд, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (статья 9 Закона №127-ФЗ).

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц после возникновения соответствующих обстоятельств. К заявлению должник прилагает документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Пунктом 2 статьи 38 Закона №127-ФЗ установлено, что к заявлению должника прилагаются подлинники и нотариально заверенные копии следующих документов:

Ø учредительные документы должника - юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Ø список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;

Основанием для банкротства юридического лица является его , то есть неспособность удовлетворить требования кредиторов (ст. 2 , п. 2 ст. 3 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). Подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом может руководитель организации-должника (а в некоторых случаях он должен это сделать), конкурсный кредитор, уполномоченный орган, работник или бывший работник, конечно, при наличии у заявителя требований к должнику (п. 1 ст. 7 Закона N 127-ФЗ). Если суд примет заявление о признании должника банкротом, то далее компания-должник должна будет пройти несколько стадий банкротства.

Стадии банкротства юридического лица: схема

Признание компании несостоятельной начинается с процедуры , которая является обязательной в отличие от других процедур, применяемых при банкротстве. В ходе наблюдения должно быть проведено , на котором принимается решение о следующей процедуре в отношении должника. Это может быть финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (ст. 74 Закона N 127-ФЗ). Таким образом, с учетом наблюдения всего Закон N 127-ФЗ предусматривает 5 возможных стадий банкротства юридического лица.

Схематично основные этапы банкротства можно представить так.

На каждом этапе банкротства юридического лица (кроме мирового соглашения) для проведения соответствующей процедуры утверждается арбитражный управляющий - это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих (ст. 2 , п. 1 ст. 20 Закона N 127-ФЗ).

Что касается , то оно может быть заключено на любом этапе банкротства (п. 1 ст. 150 Закона N 127-ФЗ). Соответственно, в зависимости от применяемой процедуры банкротства решение о его заключении со стороны организации-должника принимает:

  • или руководитель организации;
  • или внешний управляющий;
  • или конкурсный управляющий (п. 2 ст. 150 Закона N 127-ФЗ).

То есть утверждать еще кого-то на место арбитражного управляющего конкретно для заключения мирового соглашения нет необходимости.

О каждой из упомянутых стадий банкротства вы может прочесть отдельный материал на нашем сайте.

Банкротство юридического лица это возможность выйти из бизнеса с наименьшими потерями. Процедура эта является многоступеньчатой и имеет множество важных нюансов. В сегодняшней статье мы рассмотрим все стадии, которые необходимо пройти юрлицу, чтобы признать себя банкротом.

○ Пошаговая процедура банкротства юридического лица.

Процесс банкротства состоит из следующих стадий:

  • Наблюдение.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство.

Каждый этап будет подробно рассмотрен ниже.

○ Основные признаки банкротства.

Главным признаком банкротства является невозможность платить по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнеса. Задолженность появляется не только перед внешними кредиторами, но и перед работниками предприятия.

Порядок банкротства юрлица регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. После внесения в него последних изменений в 2015 году, стало необходимым проводить специальные мероприятия для спасения бизнеса. Данный законодательный акт является пошаговой инструкцией, на которую следует опираться на каждой стадии процедуры.

Признаки банкротства:

  • Общий долг не менее 300 тыс. рублей (включая налоговые и бюджетные выплаты).
  • Срок выплаты по каждому долговому обязательству превышает 3 месяца.
  • Просрочка по зарплате и выходным пособиям для сотрудников.

Причинами несостоятельности предприятия могут стать как внешние экономические факторы, так и неумелое руководство.

Предпосылками будущего банкротства может стать задержка заработной платы, отсутствие регулярных платежей и внятных пояснений со стороны учредителей.

○ Кто может начать процедуру?

Процесс ликвидации предприятия может начать любая сторона, имеющая финансовый интерес:

  • Руководитель.
  • Учредитель.
  • Кредиторы.
  • Социальные фонды.
  • Государственные органы и прокуратура.
  • Сотрудники при образовании задолженности по зарплате.

Для кредиторов начало процедуры это право, которым они могут воспользоваться по своему желанию. А для руководства фирмы это прямая обязанность и возможность выбраться из долговой ямы, восстановив свою платежеспособность.

○ Обращение в суд.

Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде по месту регистрации юридического лица. Обращение в судебные органы состоит из определенных шагов:

  • Подготовка, куда входит анализ платежеспособности и предпосылок будущего банкротства.
  • Оплата судебных расходов.
  • Сбор доказательной базы.
  • Составление ходатайства о признании банкротства.
  • Предоставление суду документов на рассмотрение.

Необходимые документы.

Обращение по ликвидации юрлица будет рассмотрено только при наличии доказательной базы. Поэтому при обращении в суд вместе с ходатайством нужно представить:

  • Копии паспортов всех учредителей.
  • Свидетельство о регистрации юрлица.
  • Учредительские документы.
  • Финансовую и бухгалтерскую отчетность за последние 5 лет.
  • Документальное подтверждение наличия задолженности.
  • Штатное расписание с указанием размеров заработной платы.
  • Свидетельства о постановке на учет в фондах.
  • Выписки из банковских счетов.
  • Список кредиторов.

Исковое заявление.

Ходатайство о признании банкротом подается письменной форме. В документе нужно указать:

  • Реквизиты судебного органа, в который направляется заявление.
  • Полную сумму задолженности по всем обязательствам.
  • Общую сумму претензий.
  • Факты и обстоятельства, ставшие причиной потери платежеспособности.
  • Информацию о банковских счетах, которые будут использоваться для выплат.

Иск подписывается руководителем предприятия либо его заместителем (если у него есть соответствующие полномочия). К ходатайству нужно приложить чек об оплате госпошлины и услуг внешнего управляющего (либо заявление о рассрочке).

Плюсом будет предоставление собственного плана по финансовому оздоровлению компании.

○ Стоимость процедуры банкротства юридического лица.

Обязательным является оплата:

  • Госпошлины, составляющей 6 тыс. рублей для юрлиц.
  • Услуг внешнего управляющего (от 25 тыс. рублей).

Также нужно оплатить публикации о банкротстве, а также иные текущие расхода, связанные с проведением процедуры. Окончательные цифры зависят от конкретных обстоятельств дела. Если возможно решение проблемы при помощи реструктуризации, это обойдется в меньшую сумму. А если будет опробована реструктуризация, которая пройдет неудачно и придется осуществлять реализацию, это будет уже другая сумма.

○ Стадии банкротства юридического лица.

Ликвидация компании и признание банкротства требует соблюдения следующих этапов.

Процедура наблюдения.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.
(п.1 ст. 62 №127-ФЗ).

Цель наблюдения – анализ ситуации в компании, принятие решения о действительности финансовых затруднений. Выбор дальнейшей стратегии поведения: ликвидация или вывод из долгов.

Назначение арбитражного управляющего.

Для проведения необходимых мероприятий назначается арбитражный управляющий, который несет ответственность за правильное проведение всех необходимых мероприятий. Указывается заявителем при подаче ходатайства и утверждается судьей. Данное назначение должно быть указано в судебном постановлении.

Конкурсный управляющий.

По результатам проведенного анализа ситуации, назначается временный конкурсный управляющий, который будет проводить необходимые процедуры для решения ситуации. Конкурсный управляющий избирается на собрании кредиторов, при этом, чаще всего на эту должность назначается арбитражный управляющий, выбранный раньше. Разница между этими двумя видами управления в том, что арбитражный управляющий назначается судом, а конкурсный – большинством голосов на собрании кредиторов.

Финансовое оздоровление.

Если на стадии наблюдения выявлена возможность восстановления прежнего статуса компании, начинается процесс финансового оздоровления. На нее отводится 2 года, в течение которых проводятся мероприятия по изменению варианта работы компании. В данный период все действия руководителя должны быть согласованы с арбитражным управляющим.

Финансовое оздоровление начинается после собрания кредиторов, где принимается решение о возможности вывода компании из кризиса. С момента принятия данного решения и подписания его судом для предприятия наступают определенные последствия:

  • Отмена всех досудебных методов покрытия долгов.
  • Аннулирование изданных ранее приказов о взыскании.
  • Приостановление начисления штрафов и пени на долги.
  • Запрет на выплату процентов и проведение иных платежей по акциям.
  • Аннулирование любых взаимозачетов и бартеров, влияющих на общую сумму долгов.
  • Запрет на любые операции с долями предприятия.

Если в течение установленного срока решить финансовые проблемы компании не получится, будет принято решение о введении внешнего управления либо реализации имущества.

Внешнее управление.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(п.1 ст. 93 №127-ФЗ).

Внешний управляющий получает все полномочия руководителя и может не только менять политику предприятия, но и проводить изменения в штате сотрудников.

Все планы и действия внешнего управляющего должны быть согласованы с судьей и советом кредиторов. Ежемесячно должен представляться отчет о проделанной работе.

На данный этап отводится 1,5 года, но срок может быть продлен еще на 6 месяцев, в зависимости от конкретных особенностей дела (п.2 ст. 93 №127-ФЗ).

Если по итогам проведенной работы не выявлено улучшения ситуации, судья принимает решение о признании юрлица банкротом и реализации принадлежащего ему имущества.

Конкурсное производство и торги.

  1. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
  2. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
    (ст. 124 №127-ФЗ).

На данной стадии принимаются все меря по удовлетворению требований кредиторов. О попытках спасти саму компанию речь больше не идет.

Правовые последствия данного этапа:

  • Наступление срока погашения всех долгов и претензий.
  • Прекращение начисления штрафных санкций.
  • Потеря признаков коммерческой тайны сведений о деятельности фирмы.
  • Снятие ареста на имущество для последующей его продажи.

Создается специальная конкурсная масса, которая выставляется на торги. Вырученная сумма направляется на погашение долгов в порядке очередности, установленной законом и пропорционально сумме долга.

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц ( ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

1

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее ().

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц ().

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

2

3

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (), сейчас же это требование закрепили в законе.

5

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

6

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

7

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

1

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно ().

2

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 ( , Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

3

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции () – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО ( , ), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация