Что являлось результатом реформ солона в афинах. Реформы Солона (594 г. до н.э.). Новшества Солона в гражданском законодательстве

Главная / Авто

Конфликты между эвпатридами и демосом переходят в военные столкновения. Такая ситуация очень опасна, так как община может разрушиться, или может быть уничтоженной в результате нападения врагов. Когда это понимали, то находили человека, который бы урегулировал конфликт и защитил интересы простых граждан. В Афинах в 594 г. до н.э. выходец из эвпатридов, занимавшийся торговлей, поэт и дальновидный мудрец Солóн был избран первым áрхонтом - эпонúмом с чрезвычайным полномочием привести в порядок дела государства, установить мир между знатью и народом. Для чего ему поручалось издать необходимые законы. Солон воспользовался этим поручением, чтобы совершенно преобразовать афинский государственный строй.

Солон первым делом осуществил сисáхфию («стряхивание бремени») - отмену долгового рабства, запрещение займов под залог личности. Все долги отменялись. Все долговые камни с полей геомóров убирались. Граждане, ставшие рабами за долги, освобождались, а проданные за границу, - выкупались за счёт государства. Впредь запрещалось обращать в рабство за долги афинских граждан. Отныне должник, не сумевший расплатиться, отвечал перед кредитором своим имуществом, но не своей личностью. Рабами могли быть только иностранцы.

В политической сфере для более точного определения прав и обязанностей граждан, Солон разделил их без различия знатности происхождения на четыре разряда по имущественному цензу, по ежегодному доходу с недвижимой собственности. К первому разряду относились самые богатые граждане, имевшие не менее 500 медúмнов (медúмн - это мера объёма сыпучих тел, равная 52, 53 литрам зерна, оливкового масла или вина) годового дохода; ко второму - просто богатые, доходы которых равнялись 300 медимнам; к третьему - граждане среднего достатка, получавшие не менее 200 медимнов; к четвертому - все другие граждане - фéты, доход которых был меньше 200 медимнов.

Политические права - право участвовать в управлении полисом зависели от материального достатка и от тяжести обязанностей перед государством. Чем богаче был гражданин, тем больше он имел политических прав, но за то и тем больше должен был нести обязанностей. Полис, в отличие от современных государств, не обеспечивал своих воинов доспехами и оружием. Граждане обязывались приобретать вооружение за свой счёт сообразно достатку и служить в войске.

В военной службе первые два разряда служили в кавалерии и тяжелой пехоте, являлись в войско на конях и хорошем вооружении - в шлеме, латах, поножах, со щитом, копьём и мечом. На первый разряд, кроме личной службы в войске и хорошем вооружении и на конях, возлагались такие обязанности, как сооружение кораблей, устройство публичных празднеств. Третий разряд служил в тяжеловооружённой пехоте, фéты - в легковооружённой пехоте - со щитом, луком и стрелами или гребцами на военных судах.

Начиная с рубежа VIII-VII вв. резко уменьшилось значение кавалерии. Главной силой на полях сражений теперь были отряды гоплúтов - тяжеловооружённых пехотинцев. Доспехи гоплита включали в себя шлем, панцирь, поножи (гнутые бронзовые пластины, защищавшие голени) и круглый щит. Вооружение такого воина составляли копьё и меч. Перед боем гоплиты выстраивались в особый строй - фалангу . Они становились плечом к плечу в 7-8 шеренг, образуя сильно вытянутый по фронту прямоугольник. Воины прикрывались щитами, выставляли вперёд копья и двигались на врага. Сила фаланги заключалась в её могучем, неудержимом натиске. Никакая конница не могла устоять против её удара.

Появление гоплитской фаланги имело самые прямые последствия для политического развития афинского полиса. Во-первых, этот строй оказывался эффективным только в том случае, если все в нём действовали коллективно и на равных. В фаланге бок о бок стояли гордившийся своим происхождением евпатрид и его незнатный сосед. Это способствовало сплочению граждан полиса в единое целое. Во-вторых, гоплитом мог стать не только богач, но и человек среднего достатка. Когда главной частью вооружённых сил являлась конница, в войске преобладали аристократы. Ведь только очень состоятельный человек мог приобрести и содержать боевого коня. Доспехи гоплита были гораздо дешевле; их могли себе позволить многие крестьяне. Добившись равенства со знатью на поле боя, демос имел теперь полное право претендовать на равноправие и в политической жизни.

Только граждане первого разряда имели доступ к высшим государственным должностям, могли стать áрхонтами и, следовательно, членами ареопáга, и казначеями. Архонтами могли быть и эвпатриды, но нужно уже было принадлежать к первому разряду. Эвпатриды, исходя из имущественного ценза, могли попасть в любой разряд.

Граждане первых трёх разрядов имели право участвовать в новом органе - Совете Четырёхсот - булé. Граждане всех четырёх разрядов получили право участвовать в народном собрании и новом судебном органе - гелиэ’е (от греческого «гéлиос» - солнце). Тем самым даже прежде бесправные и малоимущие феты могли участвовать в народном собрании и гелиэе.

Организация государственного строя подверглась существенным изменениям. Солон усилил роль народного собрания в политической жизни. Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в деятельности народного собрания. Оно принимало законы, избирало должностных лиц по жребию из кандидатов, намеченных филами, контролировало их действия, определяло бюджет и налоги, решало все важнейшие дела - о войне и мире, государственных союзах и договорах. Все эти решения принимались народным собранием только под высшим надзором ареопага. Он мог отменить всё, что, по его мнению, противоречило старым законам и было опасно для государства.

Во главе правления оставались девять áрхонтов. Однако они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого разряда не Ареопагом, как раньше, а народным собранием, которому и отдавали отчёт в своём правлении. Рядом с Ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый орган - Совет Четырёхсот - булé. Совет Четырёхсот ежегодно избирался из граждан первых трёх разрядов, по 100 человек от каждой филы. Фактически в Совет попадали только граждане первых двух разрядов. Совет предварительно обсуждал все государственные вопросы, выносимые в народное собрание, заведовал текущими административными и финансовыми делами.

Существование двух Советов можно рассматривать как своеобразное двоевластие. Оно могло сложиться лишь при таких условиях, когда аристократия уже не была в состоянии единолично управлять государством, а демос был ещё недостаточно силён, чтобы взять власть в свои руки. Из двух Советов Ареопаг считался более высоким органом; его и называли в повседневном обиходе «верхним Советом», а Совет Четырёхсот - «нижним». Между ними имелось и разграничение функций. И тем не менее Совет Четырёхсот самим своим существованием в известной мере дублировал Ареопаг и тем самым уже снижал его политическое значение. Аристократический Ареопаг сохранялся как противовес народному собранию и Совету Четырёхсот.

Солон создал новый судебный орган - Гелиэ`ю. В её состав могли избираться граждане всех четырёх разрядов независимо от имущественного положения. Гелиэя являлась высшей судебной инстанцией для апелляции - обжалования на приговоры должностных лиц. Перед Гелиэей также несли ответственность должностные лица.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон , избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом , он пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона:

  1. сисахфия - долговая реформа , которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была . Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
  2. установление максимального размера земельного владения . В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
  3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
  4. провозглашалась свобода завещаний .
  5. закреплено деление на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер); фетов .
  6. создан новый судебный орган – гелиэя , в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных.
  7. учрежден новый орган управления - Совет четырехсот , избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Результат реформ Солона:

  • нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;
  • вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические .

Реформы Клисфена:

  1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
  2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
  3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять - из демов внутренней полосы и десять - из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа" и возникло выражение "не считаться филами" (т.е. племенным происхождением).
  4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Реформы Эфиальта

После реформы Клисфена афинское государственное уст­ройство пережило еще несколько перемен - правление тира­нов, затем аристократии, - прежде чем демократические тен­денции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт "опоил демос неуме­ренной свободой".

Реформы Эфиальта:

  1. лишение ареопага политической власти;
  2. вето на постановления народного собрания получила гелиэя;
  3. право контроля за магистратами - Совету 500 и экклесии;
  4. по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;
  5. законы стали выставляться для всеобщего обозрения.

Реформы Перикла

Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429 до н.э.).

Реформы Перикла:

  1. разделение властей (законодательная - экклесии, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе);
  2. жеребьёвка на выборах всех должностей;
  3. введение оплаты должностей;
  4. гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители - афиняне).

Вторым важным органом являлся совет пятисот. Он состоял из 500 членов, избранных по жребию по 50 человек от каждой филы на один год из числа граждан, достигших 30 лет. Совет представлял собой постоянную рабочую комиссию верховного органа власти - народного собрания. Он занимался предварительным рассмотрением дел, выносимых на рассмотрение народного собрания. Без предварительного обсуждения в совете ни одно предложение не могло быть сделано в народном собрании. Совет также заботился о приведении в исполнение постановлений народного собрания.

Совет пятисот являлся самостоятельным высшим исполнительным органом. Деятельность его простиралась на все отрасли государственного управления. Он проводил докимáсию - проверку кандидатов на те или иные должности, контролировал деятельность должностных лиц и мог привлекать их к ответственности; заботился о флоте и армии, о постройке и снаряжении новых судов, имел надзор за общественными постройками; заведовал внешними связями с другими государствами, принимал и предоставлял послов народному собранию, выслушивал доклады афинских послов; заведовал государственными финансами. Совету предоставлялось участие в законодательстве и отчасти судебная власть. Он решал менее важные дела тайным голосованием, имел право присуждать лишь к штрафу на определённую сумму до 500 драхм. Более же важные дела он предлагал на решение народного собрания или гелиэи.

Совет пятисот по своей многочисленности не мог быть пригодным для быстрого решения текущих дел. Поэтому для непрерывного решения текущих дел совет выделял из своей среды постоянный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек из одной филы. Он заведовал делами в течение 1/10 части года, так как греческий год состоял не из двенадцати, а из десяти месяцев. Этот отрезок времени дежурства назывался притáнией, а дежурных советников называли притáнами. Пританы заведовали текущими делами, готовили предложения для внесения в совет, созывали собрания совета и народные собрания и руководили ими.

Гелиэя

Важным органом Афинского государства являлась гелиэ’я, народный суд присяжных, учреждённый Солоном. Она состояла из 6 тысяч присяжных, избиравшихся ежегодно по жребию по 600 человек от каждой филы из числа граждан не моложе 30 лет. Она делилась на 10 судебных палат - дикастéрий, по 500 членов в каждой. Причём заседать могла и не целая палата (например, 200 или 400), а в важных делах соединялись несколько палат. Гелиэя рассматривала важнейшие дела, в том числе дела о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она также являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах. Решения гелиэи не подлежали обжалованию. Заседания гелиэи являлись гласными, проводились в присутствии публики. Процесс был состязательным: судьи выслушивали истца, ответчика, свидетелей и путём тайного голосования выносили приговор. В процессе отсутствовал прокурор, защитник. Каждый обязывался выступать сам, но в случае необходимости мог заказать речь профессиональному оратору и выучить её. Дело считалось решённым, если за приговор подавало голос более половины членов дикастерия. Наказания включали штраф, конфискацию имущества, лишение политических прав (например, осуждённому запрещалось занимать государственные должности), изгнание, смертную казнь (удар дубиной по голове осуждённого, сбрасывание осуждённого в пропасть, отравление чашой с ядом - цикутой).

Судьи сразу, не совещаясь друг с другом, не обосновывая мотивы своего решения, приступали к голосованию. В помещение суда вносили и ставили рядом друг с другом два сосуда: один символизировал собой защиту, а другой - обвинение. Судьи по очереди подходили к этим урнам. В руке у каждого имелся обычный камешек, который судья бросал по желанию в ту или другую из них. Чтобы волеизъявление носило действительно тайный характер, чтобы нельзя было подсмотреть, как голосует каждый член гелиэи, горлышки обоих сосудов накрывались сверху большой воронкой, расширяющейся частью вниз. Судья просовывал руку в узкий проём воронки, и куда он после этого опускал камешек, никто, кроме него, не знал.

Затем камешки высыпали и подсчитывали. Большинство голосов определяло приговор. Если обвиняемого оправдывали, его отпускали и процесс завершался. Но если признавалась его виновность - суд продолжался и определял меру наказания. По большинству преступлений эта мера не предписывалась законом, а оставлялась на усмотрение гелиэи. И все начиналось заново. Обвинитель призывал судей наказать преступника как можно суровее. Обвиняемый, выбирая для себя наказание, просил что-нибудь помягче. Судьи голосовали покрытыми воском деревянными дощечками. Каждый из судей проводил по воску ногтем длинную черту, если он поддерживал кару, предложенную обвинителем, или короткую - если он был на стороне обвиняемого.

Гелиэя являлась не только судом, но обладала такими полномочиями, которые ставили её в некоторых случаях даже выше народного собрания. Она обладала правом отмены законов, принятых народным собранием. Решающий голос по вопросу о принятии нового закона принадлежал номофéтам, избиравшимся из состава гелиэи. Всякое постановление народного собрания могло быть обжаловано, как противозаконное, перед гелиэей и по её решению отменено. Причём его автор подвергался уголовной ответственности. Благодаря докимасии - испытанию кандидатов на должность, гелиэя имела влияние на назначение должностных лиц. Они в случае отрешения от должности народным собранием или по сдаче отчёта, перед ней же подлежали ответственности.

С укреплением демоса Афины перестали нуждаться в тирании. После падения тирании в 509 г. до н.э. вождь и защитник демоса Клисфéн провёл радикальные демократические реформы, в отличие от компромиссных реформ Солона, который являлся примирителем борющихся эвпатридов и демоса. Самой важной реформой Клисфена стало новое территориальное деление государства на десять территориальных фил вместо четырех родовых, где население находилось под влиянием эвпатридов. Он осуществил замену старых фил, основанных на родовых связях и преобладании аристократии, новыми, искусственно созданными территориальными филами с включением в их число новых граждан из метэ’ков - иностранцев. В этих филах людей соединяло уже не родство, а соседство.

Новые филы не имели сплошной территории. Каждая из них состояла из трёх частей - трúттий (третéй), находившихся или в самих Афинах и пригородной местности, или в приморской (береговой) округе, или в средней равниной части, так что отдельные тритии каждой филы были разобщены между собой. Одна городская, одна сельская и одна прибрежная триттия составляли филу. В состав каждой филы входили части из разных районов. Граждане объединялись в территориальные филы для участия в политической жизни, то есть для выборов должностных лиц совета пятисот, гелиэи, коллегии десяти стратегов.

Филы подразделялись на дéмы - самоуправляющиеся сельские и городские общины - мелкие административно-территориальные округа. Их в Аттике насчитывалось более ста. Демы управлялись самостоятельно посредством собраний и должностных лиц во всём, что касалось их местных интересов и нужд. Они подчинялись центральной власти в тех случаях, где дело касалось общего интереса. Во главе демов ежегодно избирались демáрхи - античные мэры.

Эта реформа Клисфена нанесла сильнейший удар преобладанию аристократии. Новые филы являлись территориальными единицами, имевшими политическое значение. Именно по филам происходили выборы должностных лиц республики, осуществлялась военная служба. Граждане распределялись между ними не по происхождению, а по месту жительства. Клисфен перемешал всех граждан. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает своё политическое влияние.

Совет четырехсот, избиравшийся по родовым филам, был преобразован в Совет пятисот. В него избиралось по 50 человек от каждой новой территориальной филы. Состав его резко изменился. Эвпатриды лишились былóй возможности проводить в него своих представителей.

Áрхонты потеряли прежнее значение, так как учреждались особые коллегии, к которым перешли обязанности архонтов. Так создавалась коллегия десяти стратéгов (военачальников), избираемых по одному от каждой филы. К ней перешло от архонта - полемáрха (полководца) командование войсками. Заведование государственной казной перешло от архонта - эпонúма к коллегии десяти казначеев, за которыми надзирали десять контролёров. Народное собрание стало собираться гораздо чаще, чем прежде, и получило значительно бóльшее влияние на государственные дела.

Для обеспечения демократического строя от тирании, от захвата власти предприимчивыми честолюбцами Клисфен ввёл остракúзм (от греческого «отсракóн» - глиняный обожженный черепок, откуда и название) - это специальное голосование путём подачи черепков, посредством которого можно было удалить в десятилетнее изгнание казавшегося опасным своим властолюбием политического деятеля, то есть безо всякой вины. Остракизм представлял собой изгнание слишком влиятельных лиц из аристократии, которые, опираясь на своё богатство, способности, демос по примеру Писистрата могли захватить власть и отстранить граждан от государственных дел. Это был своеобразный вóтум недоверия народа отдельным лицам из знатных родов, которые могли угрожать демократии. Остракизм являлся мощным орудием контроля рядовых граждан над аристократией. Изгнание посредством остракизма являлось, в сущности, почётным удалением проигравшей партии. Право гражданства и имущество удаляемого не отымались. Изгнание ограничивалось десятью годами. По истечении этого срока изгнанник мог вернуться в Афины и снова занять влиятельное место среди граждан.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К началу VI века до н.э. борьба между афинским демосом и эвпатридами достигла исключительной остроты. Значительное число крестьян попало в положение батраков, многие за долги попали в личную кабалу, некоторые были проданы за границу. Непрекращающиеся волнения в городе, образование разных группировок создавали реальную угрозу захвата власти с опорой на недовольство нищающих народных масс. В 594 году до н.э. архонтом был избран Солон и наделен особыми полномочиями айсимента для проведения реформ. Это был аристократ по рождению, но разорившийся, затем занявшийся торговлей. Он значительно расширил свой кругозор в путешествиях по дальним странам. Реформы он начал с облегчения экономического положения масс. Им была проведена сисахфия («стряхивание бремени») – отмена долговых обязательств (по видимому, только сделанных под залог земли), которые тяготели над крестьянством. Институт долговой кабалы был уничтожен навсегда, а уже проданные в рабство за долги были на общественный счет выкуплены и возвращены в Афины.

Кроме того, Солоном был проведен ряд экономических мер, чтобы активизировать хозяйственную жизнь Афин: запретил вывоз из Аттики хлеба, разрешил экспорт оливкового масла, способствовал притоку ремесленников и торговцев из других городов, ввел более удобную систему мер и весов. Наиболее важной политической реформой Солона бала тимократическая, по которой все свободное афинское население, исключая неграждан-метеков, в зависимости от величины получаемого дохода было разделано на 4 разряда:

Пентакосиомедимнов, получавших со своих земель 500мер, в совокупности, твердых (зерно) и жидких (вино, масло) продуктов;

Всадников, получавших 300 мер;

Зевгитов – 200 мер и 4)

Фетов – обладавших доходом менее 200 медимнов.

Граждане, принадлежавшие к первым двум классам, могли избирать и быть избранными в любой из органов афинского государства. Граждане 3 класса не могли избираться в архонты. Граждане 4 класса – феты, имели право только избирать. Ареопаг после реформ сохранил за собой лишь функции главного судилища по уголовным делам и общий контроль над всеми другими афинскими органами. Функции управления государством перешли от ареопага частью к экклесии – народному собранию, частью к учрежденному Солоном Совету четырехсот – буле. В него избирались по 100 человек от каждой их 4 фил. Кроме того, был введен народный суд – гелиэя, где могли принимать участие в качестве присяжных и неимущие граждане – феты. В его компетенцию входило принятие отчетов от должностных лиц, а также разбирательство (по апелляции) судебных решений должностных лиц, касающихся как физических насилий и нанесения материального ущерба, так и различных обязательств. Навкрарии становятся при Солоне главными финансовыми органами. Они принимают различные взносы и производят все текущие расходы.

Нововведением чисто политического характера было «требование к каждому гражданину, чтобы он во время волнений и междоусобиц примыкал к одной из борющихся партий легально и открыто. Тот, кто не исполнял этого предписания закона, подвергался атимии, то есть поражению в гражданских правах, а в исключительных случаях – пожизненному изгнанию из города и конфискации имущества». Реформы Солона были первым значительным шагом по пути демократизации афинского полиса. Введением имущественного ценза уничтожились политические привилегии эвпатридов. Теперь главную роль при замещении должностей стала играть не знатность, а имущественное положение.

Реформы Солона существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена ​​свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган - Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация