Хронологическая последовательность князей на руси. Князь Рюрик – первый князь

Главная / Авто

О том, кем были первые князья на Руси, нам известно из трудов летописцев – Нестора, жившего на рубеже XI-XII веков, его современника Сильвестра и полулегендарного Иоакима, о реальности существования которого историки не могут утверждать со всей уверенностью. Именно с их страниц оживают перед нами «дела давно минувших лет», память о которых хранится лишь в глубине немых степных курганов да в народных преданиях.

Первый князь Древней Руси

Летописец Нестор был причислен к лику святых, следовательно, при жизни не лгал, и потому будем верить всему, что он писал, тем более что и выбора-то у нас, признаться, нет. Так вот, в середине IX века новгородцы, совместно с кривичами, чудью и весью, пригласили к себе на правление трёх варяжских братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. Столь странное желание – добровольно отдать себя под власть чужеземцев – летописец объясняет тем, что наши предки потеряли надежду самостоятельно навести порядок в своих обширных землях, и потому решили обратиться за помощью к варягам.

Кстати, во все времена среди историков находились скептики. По их мнению, воинственные скандинавы просто захватили русские земли и стали в них хозяйничать, а легенда о добровольном призвании сложена лишь в угоду попранному национальному самолюбию. Впрочем, эта версия также не доказана и основывается лишь на досужих рассуждениях и домыслах, а следовательно, и говорить о ней не стоит. В общепринятом представлении первый князь Киевской Руси был здесь званым гостем.

Княжение на берегах Волхова

Первым князем-варягом на Руси был Рюрик. Он осел в Новгороде в 862 году. Тогда же его младшие братья стали править в отведённых им вотчинах – Синеус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Любопытно, что Смоленск и Полоцк иноземцев к себе не пустили – то ли и без них порядок в городах был образцовый, то ли у варягов просто не хватило сил сломить их сопротивление. Через два года Синеус и Трувор одновременно умирают, как сейчас принято говорить, «при невыясненных обстоятельствах», а их земли присоединяются к владениям старшего брата Рюрика. Это и стало основой для создания впоследствии российской монархии.

Упомянутые выше летописцы относят к этому периоду ещё одно важное событие. Двое варяжских князей, Аскольд и Дир, сопровождаемые дружиной, отправились в поход на Царьград, но, прежде чем достигнуть византийской столицы, овладели небольшим приднепровским городом Киевом, ставшим впоследствии столицей Древней Руси. Задуманный ими поход в Византию не принёс славы, но как первые киевские князья Аскольд и Дир навсегда вошли в нашу историю. И хотя первым князем-варягом на Руси был Рюрик, они также сыграли важную роль в становлении государства.

Вероломный захват Киева

Когда в 879 году, после пятнадцати лет единоличного княжения, Рюрик умер, он оставил наследником княжеского престола малолетнего сына Игоря, и до его совершеннолетия назначил правителем своего родственника Олега, того самого, которого потомки станут называть Вещим. Новый правитель с первых дней показал себя человеком властным, воинственным и лишённым излишней морали. Олег завоёвывает Смоленск и Любеч, везде прикрывая свои действия именем малолетнего князя Игоря, в интересах которого он якобы действует. Начав завоевание приднепровских земель, он хитростью захватил Киев и, убив Аскольда и Дира, стал его правителем. Именно ему летописцы приписывают слова о том, Киев – это мать городов русских.

Завоеватель и покоритель земель

В конце IX века российские земли были ещё весьма разрозненны, и между Новгородом и Киевом простирались значительные территории, заселённые иноплеменниками. Олег со своей многочисленной дружиной покорил множество народов, сохранявших до той поры независимость. Это были ильменские славяне, племена чуди, веси, древлян и многие другие жители лесов и степей. Объединив их под своей властью, он собрал земли Новгорода и Киева в единое мощное государство.

Его походами был положен конец господству Хазарского каганата, долгие годы контролировавшего южные территории. Прославился Олег и удачным походом на Византию, во время которого в знак победы прибил к вратам Царьграда свой знаменитый щит, воспетый и Пушкиным, и Высоцким. Домой он вернулся с богатой добычей. Умер князь в глубокой старости, пресыщенный жизнью и славой. Явилась ли причиной смерти укусившая его змея, выползшая из конского черепа, или это только художественный вымысел – неизвестно, но сама жизнь князя была ярче и удивительней любой легенды.

Массовый приток скандинавов на Русь

Как видно из вышеизложенного, первые князья на Руси, выходцы из скандинавских народов, главную свою задачу видели в завоевании новых земель и создании единого государства, способного противостоять тем многочисленным врагам, которые непрерывно покушались на его целостность.

В эти годы, видя успех своих соплеменников на Руси, в новгородские и киевские земли в большом количестве ринулись скандинавы, возжелавшие урвать свой кусок, но, оказавшись среди многочисленного и жизнестойкого народа, они неизбежно в нём ассимилировались и вскоре становились его частью. Деятельность первых князей Руси, безусловно, опиралась на их поддержку, но со временем инородцы уступили место коренным жителям.

Период княжения Игоря

Со смертью Олега на исторической сцене появился его преемник, повзрослевший к тому времени сын Рюрика – молодой князь Игорь. Он всю жизнь пытался добиться той же славы, что досталась Олегу, но судьба не была к нему благосклонна. Предприняв два похода на Византию, Игорь прославился не столько военной удачей, сколько невероятной жестокостью по отношению к мирным жителям стран, через которые двигалось его войско.

Впрочем, домой он возвращался не с пустыми руками, привозя из походов обильную добычу. Удачными были и его действия в отношении степных грабителей-печенегов, которых ему удалось отогнать в Бессарабию. От природы амбициозный и честолюбивый, князь закончил жизнь весьма бесславно. Собирая очередной раз дань с подвластных ему древлян, он своей неуёмной жадностью довёл их до крайности, и те, взбунтовавшись и перебив дружину, предали его лютой смерти. В его действиях выразилась вся политика первых князей Руси – поиски славы и богатства любой ценой. Не обременённые никакими нравственными нормами, они считали допустимыми все пути, ведущие к достижению цели.

Княгиня, причисленная к лику святых

После смерти Игоря власть перешла к его вдове – княгине Ольге, на которой князь женился в 903 году. Начиная своё правление, она жестоко расправилась с древлянами – убийцами мужа, не щадя при этом ни стариков, ни детей. В поход княгиня выступила со своим малолетним сыном Святославом, желая с ранних лет приучить его к бранному делу.

По мнению большинства историков, Ольга - как правительница - заслуживает похвалы, а обусловлено это прежде всего мудрыми решениями и благими делами. Эта женщина сумела достойно представить Русь в мире. Особая же заслуга ее в том, что она была первой, кто принёс на русскую землю свет православия. За это церковь причислила её к лику святых. Ещё будучи язычницей, она в 957 году возглавила посольство, направившееся в Византию. Ольга понимала, что вне христианства невозможно укрепление престижа государства и правящей династии.

Новокрещенная раба Божия Елена

Таинство Крещения было совершено над ней в храме святой Софии лично патриархом, а в качестве крестного отца выступал сам император. Из святой купели княгиня вышла с новым именем Елена. К сожалению, вернувшись в Киев, она не смогла склонить к принятию Христовой веры своего сына Святослава, как и все первые князья на Руси, поклонявшегося Перуну. Оставалась во мраке язычества и вся бескрайняя Русь, просветить которую лучами истинной веры предстояло её внуку, будущему князю Киевскому Владимиру.

Князь-завоеватель Святослав

Умерла княгиня Ольга в 969 году и была погребена по христианскому обычаю. Характерной особенностью её правление было то, что она ограничила свою деятельность лишь заботами государственного правления, предоставив мужчинам-князьям вести войны и мечом утверждать её власть. Даже Святослав, возмужав и получив все княжеские полномочия, занятый походами, смело оставлял государство на попечение матери.

Унаследовав от матери власть, князь Святослав всего себя посвятил военным походам, желая возродить славу Руси, столь ярко воссиявшую во времена князя Олега. Кстати, он едва ли не первый начал следовать законам рыцарской чести. Князь, например, считал недостойным нападать на противника врасплох, и именно ему принадлежит знаменитая фраза «Иду на вы!»

Обладая железной волей, ясным умом и полководческим талантом, Святослав сумел за годы своего княжения присоединить к Руси множество земель, значительно расширив её территории. Как и все первые князья на Руси, он был завоевателем, одним из тех, кто мечом своим отвоёвывал шестую часть земли для будущего государства Российского.

Борьба за власть и победа князя Владимира

Смерть Святослава стала началом борьбы за власть между тремя его сыновьями - Ярополком, Олегом и Владимиром, каждый из которых, имея свой законный удел, стремился коварством и силой захватить территории братьев. После нескольких лет взаимной вражды и интриг победил Владимир, ставший единоличным и полноправным правителем.

Он, как и его отец, проявил незаурядные полководческие способности, смирив бунты подвластных ему народов и покорив новые. Однако главной заслугой, поистине обессмертившей его имя, стало Крещение Руси, свершившееся в 988 году и поставившее молодое государство в один ряд с европейскими странами, задолго до этого воспринявшими свет Христовой веры.

Конец жизни святого князя

Но в конце жизни крестителю Руси суждено было пережить немало горьких минут. Страсть властолюбия изъела душу его сына Ярослава, правившего в Новгороде, и тот поднял бунт против родного отца. Чтобы его усмирить, Владимир был вынужден послать в мятежный город дружину под командованием другого своего сына Бориса. Это нанесло князю тяжёлую психологическую травму, от которой он не смог оправиться и 15 июля 1015 года скончался.

За свои заслуги перед государством и Русской Православной Церковью князь Владимир вошёл в историю нашей родины с добавлением к его имени эпитета Великий или Святой. Особым доказательством всенародной любви к этому выдающемуся человеку является тот след, который он оставил в народном эпосе, упоминавшем его в былинах об Илье Муромце, Добрыне Новгородском и многих других русских богатырях.

Древняя Русь: первые князья

Так происходило становление России, поднявшейся из мрака язычества и ставшей со временем мощной державой, одной из законодательниц европейской политики. Но с тех пор, как Русь в правление первых князей выделилась из числа прочих народов, утвердив над ними своё превосходство, ей предстоял долгий и трудный путь, включивший в себя и процесс эволюции государственной власти. Он продолжался в течение всего периода российского самодержавия.

Весьма условным можно считать понятие «первый русский князь на Руси». Весь род князей Рюриковичей, взявший свое начало от легендарного варяга, пришедшего на берега Волхова в 862 году, и закончившийся со смертью царя Фёдора Иоанновича, несёт в себе скандинавскую кровь, и назвать его членов чисто русскими едва ли справедливо. Многочисленные удельные князья, не состоявшие в прямом родстве с этой династией, также в большинстве своём имеют либо татарские, либо западноевропейские корни.

А вот кто первый князь всея Руси, можно сказать с определённой точностью. Из летописей известно, что впервые титула, в котором подчёркивалось, что его обладатель - не просто Великий князь, а именно правитель «всея Руси», удостоился Михаил Ярославович Тверской, правивший на рубеже XIII и XIV веков. Также достоверно известен и первый московский князь всея Руси. Им был Иван Калита. Этот же титул носили и его последователи, вплоть до первого русского царя Ивана Грозного. Основной линией их внешней политики было расширение границ Российского государства и присоединение к нему новых земель. Внутренняя же политика сводилась к всемерному упрочению централизованной княжеской власти.

Описание истории в учебниках и многомиллионных тиражах художественных произведений в последние десятилетия подвергается, мягко говоря, сомнению. Огромное значение в изучении давних времен имеют правители России в хронологическом порядке. Интересующиеся родной историей люди начинают понимать, что, на самом деле, её настоящей, написанной на бумаге не существует, есть версии, из которых каждый выбирает свою, отвечающую его представлениям. История из учебников годится только на роль точки отсчета.

Правители Руси в период наивысшего подъема Древнего государства

Многое из того, что известно об истории Руси – России, почерпнуто из «списков» летописей, оригиналы которых не сохранились. Кроме этого даже копии часто противоречат сами себе и элементарной логике событий. Часто историки вынуждают принимать только свое мнение и утверждают его единственно верным.

Первыми легендарными правителями Руси, которых относят ко времени 2,5 тыс. лет до н.э., были братья Словен и Рус . Ведут свой род они от сына Ноя Яфета (отсюда же Вандал, Ободрит и др.). Народ Руса – русичи, русы, народ Словена – словены, славяне. На оз. Ильмень братья построили города Словенск и Руса (в настоящее время Старая Руса). На месте сгоревшего Словенска позже построен Великий Новгород.

Известны потомки Словена – Буривой и Гостомысл – сын Буривого, то ли посадник, то ли старшина Новгорода, который потеряв в боях всех своих сыновей, призвал на Русь из родственного племени русь (конкретно с острова Рюген) своего внука Рюрика.

Далее идут версии, прописанные немецкими «историографами» (Байер, Миллер, Шлетцер) на русской службе. В немецкой историографии Руси поражает, что её писали люди, не знавшие русского языка, традиций и верований. Которые cобирали и переписывали летописи, не сохраняя, а часто намеренно уничтожая, подгоняя факты под какую-то уже готовую версию. Интересно, что российские историографы на протяжении нескольких сотен лет вместо опровержения немецкой версии истории всячески подгоняли под нее новые факты и исследования.

Правители Руси по исторической традиции:

1. Рюрик (862 – 879) – призван дедом для наведения порядка и прекращения междоусобиц между славянскими и фино-угорскими племенами на территории современных Ленинградской и Новгородской областей. Основал или восстановил г. Ладога (Старая Ладога). Правил в Новгороде. После Новгородского восстания 864 года под руководством воеводы Вадима Храброго объединил под своим началом северо-западную Русь.

По легенде отправил (или они сами ушли) дружинников Аскольда и Дира водным путем воевать в Константинополь. Они по дороге захватили Киев.

Как умер родоначальник династии Рюриковичей точно неизвестно.

2. Олег Вещий (879 – 912) – родственник или преемник Рюрика, оставшийся во главе новгородского государства то ли в качестве опекуна сына Рюрика – Игоря, то ли на правах правомочного князя.

В 882 году идет на Киев. По дороге мирным путем присоединяет к княжеству множество родоплеменных славянских земель вдоль Днепра, в том числе земли Смоленских кривичей. В Киеве убивает Аскольда и Дира, делает Киев столицей.

В 907 году проводит победоносную войну с Византией – подписан выгодный для Руси торговый договор. Прибивает свой щит на ворота Царьграда. Совершает множество удачных и не очень военных походов (в том числе защищая интересы Хазарского каганата), став создателем государства Киевская Русь. По легенде умирает от укуса змеи.

3. Игорь (912 – 945) – борется за единство государства, постоянно усмиряя и присоединяя окружающие киевские земли, славянские племена. Воюет с 920 года с печенегами. Совершает два похода на Царьград: в 941 году - неудачный, в 944 - с заключением на более благоприятных для Руси условиях договора, чем у Олега. Погибает от руки древлян, отправившись за повторной данью.

4. Ольга (945 – после 959) – регент при трехлетнем Святославе. Дата рождения и происхождение точно не установлены - не то незнатная варяжка, не то дочь Олега. Жестоко и изощренно отомстила древлянам за убийство мужа. Четко установила размеры дани. Разделила Русь на управляемые тиунами части. Ввела систему погостов – мест торговли и обмена. Строила крепости и города. В 955 году приняла крещение в Константинополе.

Время ее правления характеризуется миром с окружающими странами и развитием государства во всех отношениях. Первая русская святая. Умерла в 969 году.

5. Святослав Игоревич (959 – март 972) – дата начала правления относительна – страной управляла до своей смерти мать, сам же Святослав предпочитал воевать и в Киеве бывал редко и не долго. Даже первый набег печенегов и осаду Киева встречала Ольга.

Святослав разгромил в результате двух походов Хазарский каганат, которому Русь долгое время платила дань своими воинами. Покорил и обложил данью Волжскую Булгарию. Поддерживая древние традиции и в согласии с дружиной, презирал христиан, мусульман и иудеев. Покорил Тьмутаракань и сделал вятичей данниками. В период с 967 по 969 годы успешно воевал в Болгарии по договору с Византийской империей. В 969 году распределил Русь между сыновьями на уделы: Ярополку - Киев, Олегу - древлянские земли, Владимиру (побочному сыну от ключницы) - Новгород. Сам же отправился в новую столицу своего государства – Переяславец на Дунае. В 970 - 971 годах воюет с Византийской империей с переменным успехом. Убит печенегами, подкупленными Царьградом, по дороге в Киев, так как стал слишком сильным противником для Византии.

6. Ярополк Святославич (972 – 11.06.978) – пытался установить взаимоотношения со Священной Римской империей и Папой. Поддерживал христиан в Киеве. Чеканил собственную монету.

В 978 году разбил печенегов. С 977 года, по наущению бояр, начал междоусобную войну с братьями. Олег погиб затоптанный лошадьми во время осады крепости, Владимир сбежал «за море» и вернулся с наемным войском. В результате войны Ярополк, приглашенный на переговоры, убит, и Владимир занял великокняжеское место.

7. Владимир Святославич (11.06.978 – 15.07.1015) – проводил попытки реформирования славянского ведического культа, применяя человеческие жертвы. Отвоевал у поляков Червенскую Русь и Перемышль. Покорил ятвягов, чем открыл путь для Руси к Балтийскому морю. Обложил данью вятичей и родимичей, объединив при этом Новгородские и Киевские земли. Заключил выгодный мир с Волжской Булгарией.

Захватил в 988 году Корсунь в Крыму и угрожал пойти на Константинополь, если в жены не получит сестру императора Византии. Получив жену, там же в Корсуни крестился и начал «огнем и мечом» насаждать христианство на Руси. Во время насильственной христианизации страна обезлюдела – из 12 миллионов осталось 3. Только Ростово – Суздальская земля смогла избежать насильственной христианизации.

Много внимания уделял признанию Киевской Руси на Западе. Построил несколько крепостей для обороны княжества от половцев. С военными походами доходил до Северного Кавказа.

8. Святополк Владимирович (1015 – 1016, 1018 – 1019) – пользуясь поддержкой народа и бояр, занял киевский престол. В скором времени погибают три брата – Борис, Глеб, Святослав. Открытую борьбу за великокняжеский престол начинает вести родной брат, новгородский князь Ярослав. После поражения от Ярослава Святополк бежит к тестю, королю Польши Болеславу I Храброму. В 1018 году с польскими войсками разбивает Ярослава. Поляки, начавшие грабить Киев, вызывают народное возмущение, и Святополк вынужден их разогнать, оставшись без войск.

Вернувшийся с новыми войсками Ярослав без труда берет Киев. Святополк с помощью печенегов пытается вернуть себе власть, но безуспешно. Умирает, решив уйти к печенегам.

За приписанные ему убийства братьев прозван Окаянным.

9. Ярослав Мудрый (1016 – 1018, 1019 – 20.02.1054) – впервые обосновался в Киеве во время войны с братом Святополком. Поддержку получил от новгородцев, а кроме них имел наемное войско.

Начало второго периода правления ознаменовалось княжескими усобицами с братом Мстиславом, разбившим войска Ярослава и захватившим левобережье Днепра с Черниговом. Между братьями был заключен мир, они ходили в совместные походы на ясов и на поляков, но великий князь Ярослав до смерти брата пребывал в Новгороде, а не в стольном Киеве.

В 1030 году разгромил чудь и заложил г. Юрьев. Сразу после смерти Мстислава, опасаясь конкуренции, заключает в тюрьму своего последнего брата Судислава и переезжает в Киев.

В 1036 году разбивает печенегов, освобождая Русь от набегов. В последующие годы совершает походы на ятвягов, Литву и Мазовию. В 1043 - 1046 годах воюет с византийской империей из-за убийства знатного русского в Константинополе. Разрывает союз с Польшей и выдает за французского короля дочь Анну.

Основывает монастыри и строит храмы, в т.ч. Софийский собор, возводит каменные стены Киеву. По приказу Ярослава переводят и переписывают множество книг. Открывает первую школу для детей священников и сельских старост в Новгороде. При нем появляется первый митрополит русского происхождения – Илларион.

Издает Церковный устав и первый известный свод законов Руси «Русскую правду».

10. Изяслав Ярославич (20.02.1054 – 14.09.1068, 2.05.1069 – март 1073, 15 .06.1077 – 3.10.1078) – не любимый киевлянами князь, вынужденный периодически прятаться за пределами княжества. Совместно с братьями создает свод законов «Правда Ярославичей». Первое правление характеризуется совместным принятием решений всеми братьями Ярославичами – Триумвират.

В 1055 году братья разбивают торков под Переяславлем и устанавливают границы с Землей половецкой. Изяслав оказывает помощь Византии в Армении, захватывает земли балтского народа - голядь. В 1067 году в результате войны с Полоцким княжеством обманом захватывает в плен князя Всеслава Чародея.

В 1068 году Изяслав отказывается вооружить киевлян против половцев, за что его изгоняют из Киева. Возвращается с польскими войсками.

В 1073 году в результате заговора, составленного младшими братьями, оставляет Киев и долго скитается по Европе в поисках союзников. Престол возвращает после того, как умирает Святослав Ярославович.

Погиб в битве с племянниками под Черниговом.

11. Всеслав Брячиславич (14.09.1068 – апрель 1069) – полоцкий князь, выпущенный из под ареста киевлянами, восставшими против Изяслава и возведенный на великокняжеский престол. Покинул Киев, когда Изяслав приближался с поляками. Княжил в Полоцке еще более 30 лет, не прекращая борьбу с Ярославичами.

12.Святослав Ярославич (22.03.1073 – 27.12.1076) – пришел к власти в Киеве в результате заговора против старшего брата, при поддержке киевлян. Много внимания и средств уделял на поддержание духовенства и церкви. Умер в результате хирургической операции.

13.Всеволод Ярославич (1.01.1077 – июль 1077, октябрь 1078 – 13.04.1093) – первый период закончился добровольной передачей власти брату Изяславу. Второй раз занял великокняжеское место после гибели последнего в междоусобной войне.

Практически весь период правления отмечалась ожесточенная междоусобная борьба, особенно с Полоцким княжеством. Отличился в этой междоусобице Владимир Мономах – сын Всеволода, который с помощью половцев провел несколько опустошительных походов на полоцкие земли.

Всеволодом и Мономахом проведены походы на вятичей и половцев.

Всеволод выдал дочь Евпраксию за императора Римской империи. Освященный церковью брак закончился скандалом и обвинением императора в проведении сатанинских ритуалов.

14. Святополк Изяславич (24.04.1093 – 16.04.1113) – первым делом, вступив на престол, арестовал половецких послов, развязав войну. В результате вместе с В. Мономахом разбит половцами на Стугне и Желани, сожжен Торческ и разграблены три основных киевских монастыря.

Княжеские междоусобицы не прекратил состоявшийся в 1097 году съезд князей в Любече, закрепивший владения за ответвлениями княжеских династий. Святополк Изяславич остался великим князем и владетелем Киева и Турова. Сразу после съезда оклеветал В. Мономаха и других князей. Они ответили осадой Киева, закончившейся перемирием.

В 1100 году на съезде князей в Уветчицах Святополк получил Волынь.

В 1104 году Святополком организован поход на минского князя Глеба.

В 1103 – 1111 годах коалиция князей во главе со Святополком и Владимиром Мономахом с успехом провела войну против половцев.

Смерть Святополка сопровождалась восстанием в Киеве против ближайших к нему бояр и ростовщиков.

15. Владимир Мономах (20.04.1113 – 19.05.1125) – приглашен на княжение во время восстания в Киеве против администрации Святополка. Создал вошедший в «Русскую правду» «Устав о резах», который облегчал положение должников при полном сохранении феодальных отношений.

Не обошлось начало правления без междоусобиц: претендовавшего на киевский престол Ярослава Святополчича пришлось изгнать из Волыни. Период правления Мономаха стал последним периодом усиления великокняжеской власти в Киеве. Вместе с сыновьями великий князь владел 75 % территории летописной Руси.

Для укрепления государства Мономах часто использовал династические браки и свой авторитет военачальника – победителя половцев. Во время его правления сыновья победили чудь, разгромили волжских булгар.

В 1116 – 1119 годах Владимир Всеволодович успешно воевал с Византией. В результате войны, как откупное, получил от императора титул «царь всея Руси», скипетр, державу, царский венец (шапка Мономаха). По итогам переговоров, Мономах выдал свою внучку за императора.

16. Мстислав Великий (20.05.1125 – 15.04.1132) – первоначально владел только Киевской землей, но признавался старшим среди князей. Постепенно стал контролировать через династические браки и сыновей города Новгород, Чернигов, Курск, Муром, Рязань, Смоленск и Туров.

В 1129 году разграбил Полоцкие земли. В 1131 году лишил уделов и изгнал полоцких князей во главе с сыном Всеслава Чародея - Давыдом.

В период с 1130 по 1132 годы совершил несколько походов с переменным успехом на прибалтийские племена, в том числе на чудь и Литву.

Государство Мстислава – последнее неформальное объединение княжеств Киевской Руси. Он контролировал все крупные города, весь путь «из варяг в греки», накопленная военная сила дала ему право называться в летописях Великим.

Правители Древнерусского государства в период раздробленности и упадка Киева

Князья на Киевском престоле в этот период сменяются часто и правят недолго, в большинстве своем ничем замечательным себя не проявляя:

1. Ярополк Владимирович (17.04.1132 – 18.02.1139) – князь переяславский призван на правление киевлянами, но первое же его решение о передаче Переяславля Изяславу Мстиславичу, правившему до этого в Полоцке, вызвало возмущение среди киевлян и изгнание Ярополка. В этом же году киевляне призвали Ярополка повторно, но Полоцк, в который вернулась династия Всеслава Чародея, отложился от Киевской Руси.

В начавшейся междоусобной борьбе между различными ветвями Рюриковичей великий князь не смог проявить твердости и к моменту своей смерти потерял контроль, кроме Полоцка, над Новгородом и Черниговом. Номинально ему подчинялась только Ростово – Суздальская земля.

2. Вячеслав Владимирович (22.02 – 4.03.1139, апрель 1151 – 6.02.1154) – первый, полуторанедельный период правления закончился свержением с престола Всеволодом Ольговичем, черниговским князем.

Во второй период был только официальной вывеской, настоящая власть принадлежала Изяславу Мстиславичу.

3. Всеволод Ольгович (5 .03.1139 – 1.08.1146) – черниговский князь, силой сместил с трона Вячеслава Владимировича, прервав правление в Киеве Мономашичей. Не был любим киевлянами. Весь период правления искусно лавировал между Мстиславовичами и Мономашичами. Постоянно воевал с последними, старался не подпускать к великокняжеской власти собственных родичей.

4. Игорь Ольгович (1 – 13.08.1146) – получил Киев по завещанию брата, что возмутило жителей города. Горожане призвали на престол из Переславля Изяслава Мстиславича. После битвы между претендентами Игорь был посажен в поруб, где тяжело заболел. Выпущенный оттуда, постригся в монахи, но в 1147 году по подозрению в заговоре против Изяслава казнен мстительными киевлянами только потому, что Ольгович.

5. Изяслав Мстиславич (13.08.1146 – 23.08.1149, 1151 – 13.11.1154) – в первый период напрямую кроме Киева, правил Переяславлем, Туровом, Волынью. В междоусобной борьбе с Юрием Долгоруким и его союзниками пользовался поддержкой новгородцев, смолян и рязанцев. Часто привлекал в свои ряды союзных половцев, венгров, чехов, поляков.

За попытку избрания русского митрополита без одобрения патриарха из Константинополя отлучен от церкви.

Имел поддержку киевлян в борьбе с суздальскими князьями.

6. Юрий Долгорукий (28.08.1149 – лето 1150, лето 1150 – нач. 1151, 20.03.1155 – 15.05.1157) – суздальский князь, сын В. Мономаха. Три раза садился на великокняжеский престол. Первые два раза изгнан из Киева Изяславом и киевлянами. В своей борьбе за права Мономашичей опирался на поддержку новгород – северского князя Святослава (брата казненного в Киеве Игоря), галичан и половцев. Решающей в борьбе с Изяславом стала битва на Руте в 1151 году. Проиграв которую, Юрий по одиночке лишился и всех своих союзников на юге.

Третий раз подчинил Киев после того, как Изяслав и его соправитель Вячеслав умерли. В 1157 году совершил неудачный поход на Волынь, где обосновались сыновья Изяслава.

Предположительно, отравлен киевлянами.

На юге смог закрепиться в обособившемся от Киева Переяславльском княжестве только один сын Юрия Долгорукого - Глеб.

7. Ростислав Мстиславич (1154 – 1155, 12.04.1159 – 8.02.1161, март 1161 – 14.03.1167) – в течение 40 лет смоленский князь. Основал Великое княжество Смоленское. Первый раз занял киевский престол по приглашению Вячеслава Владимировича, призвавшего его в соправители, но вскоре умершего. Ростислав Мстиславич был вынужден выступить навстречу Юрию Долгорукому. Встретившись с дядей, смоленский князь уступил Киев старшему родственнику.

Второй и третий сроки правления в Киеве разделило нападение Изяслава Давыдовича с половцами, вынудившее Ростислава Мстиславовича прятаться в Белгороде, ожидая союзников.

Правление отличалось спокойствием, незначительностью междоусобиц и мирным решением конфликтов. Всячески пресекались попытки половцев нарушить спокойствие на Руси.

При помощи династического брака присоединил Витебск к Смоленскому княжеству.

8. Изяслав Давыдович (зима 1155, 19.05.1157 – декабрь 1158, 12.02 – 6.03.1161) – первый раз великим князем стал, разбив войска Ростислава Мстиславича, но вынужден был уступить престол Юрию Долгорукому.

Второй раз занял престол после смерти Долгорукого, но был разбит под Киевом волынским и галичским князьями за отказ выдать претендента на галицкий престол.

Третий раз захватил Киев, но был разбит союзниками Ростислава Мстиславича.

9. Мстислав Изяславич (22.12.1158 – весна 1159, 19.05.1167 – 12.03.1169, февраль – 13.04.1170) – первый раз стал киевским князем, изгнав Изяслава Давыдовича, но уступил великое княжение Ростиславу Мстиславичу, как старшему в роду.

Второй раз на правление призван киевлянами после смерти Ростислава Мстиславича. Не смог удержать правление против армии Андрея Боголюбского.

Третий раз обосновался в Киеве без боя, используя любовь к себе киевлян и изгнав Глеба Юрьевича, которого посадил в Киеве Андрей Боголюбский. Однако, покинутый союзниками, вынужден был вернуться на Волынь.

Прославился победой над половцами во главе коалиционных войск в 1168 году.

Считается последним великим киевским князем, обладавшим реальной властью над Русью.

С возвышением Владимиро – Суздальского княжества Киев все больше становится обычным удельным, хотя и сохраняет название «великого». Проблемы, скорее всего, нужно искать в том, что и как делали правители России, в хронологическом порядке наследования ими власти. Десятилетия междоусобиц принесли плоды – княжество ослабло и потеряло свое значение для Руси. Княжение в Киеве , чем главным. Часто киевских князей назначал или менял великий князь из Владимира.

Таблица «Деятельность первых русских князей»

862-879 гг. - Рюрик

1.Объединение племён, образование государства под властью единого князя.

1.Перенёс столицу из Ладоги в Новгород, объединил ильменские племена, чудь и весь.
2.Строил новые города, в том числе и Городище.

3. 864г. – подавление восстания Вадима Храброго против варягов, казнь Вадима и его сподвижников.

4. Основатель династии Рюриковичей.

5. Летописный основатель государственности на Руси.

6. Прекращение междоусобиц в Новгороде.

    Рюрик положил начало образованию государства по норманнской теории.

    Положил начало династии Рюриковичей.

    Объединял племена восточных славян в единое государство.

2.Укрепление границ государства.

Укреплял границы государства.

    Расширение границ княжества.

Направил наместниками своих дружинников Аскольда и Дира в Киев - второй крупный центр Руси того времени. Границы государства при Рюрике простирались на севере от Новгороде, на западе - до кривичей (Полоцк), на востоке до мери (Ростов) и муромов (Муром).

4.Защита от претензий хазар на выплату дани.

Наместники Рюрика Аскольд и Дир временно освободили киевлян от выплаты дани хазарам.

Набеги на Западную Европу.

879-912 гг. - Вещий Олег

1. Укрепление положения князя.

Наложил дань на племена. Полюдье. Установил по всей территории общие налоги.

Посадил своих посадников в города.

Принял титул великого князя, все остальные - его данники.

Образование государства- 882г. Первый правитель Руси, объединивший славянские племена вдоль пути « из варяг в греки».

2.придал княжеской власти авторитет и международный престиж

3.принял титул великого князя, все остальные князья - его данники, вассалы.

3.упрочил внешнеполитическое положение Руси.

Значение князя Олега в истории Руси огромно. Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.

2.Образование единого государства.

* Был опекуном Игоря – малолетнего сына Рюрика.

* 882 г. – Поход на Киев, убил Аскольда и Дира, захватил Киев, объявил «матерью городов русских», столицей своих земель.

* Объединение Новгорода с Киевом.

* Стремление объединить все восточнославянские племена.

* Возникновение единого Древнерусского государства с центром в Киеве (Киевская Русь).

* Принятие Олегом титула великого князя.

* 882г.- захватил Смоленск и Любеч и оставил там своих наместников.

* Подчинил кривичей, вятичей, хорватов, дулебов

* Осуществление походов на древлян (883г.), северян (884г.), радимичей (885г.), которые платили дань хазарам. Теперь они подчинились Киеву

* Присоединил земли уличей и тиверцев

3.Защита Киева- столицы Руси.

Вокруг города построил новые укрепления.

4.Обеспечение безопасности государства

Строит окраинные города. «Нача города строити».

    ЮЖНОЕ направление: отношения с Византией. Налаживание торговых отношений.

* Стремление укрепить внешнеполитические позиции государства.

* Военный поход на Византию в 907г.

= >

Прибил щит к воротам Царьграда.

Был заключен мирный договор Руси с Византией по которому:

Византия обязалась выплатить Руси денежную контрибуцию;

Византия ежегодно выплачивала дань Руси;

широко открыть рынок для русских купцов;

получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю на византийских рынках;

создание торговых колоний русских купцов;

могли жить месяц за счёт греков, получали месячину -месячное содержание в течение 6 месяцев.

* Военный поход на Византию в 911г.

= >

Был заключен первый в истории Восточной Европы письменный договор между Русью и Византией:

Подтвердил условия договора 907г.+

Установление военного союза Руси и Византии.

2.Восточное направление: отношения с Хазарией и кочевниками(степью).Обеспечение безопасности границ.

Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей. (« Не дайте хазарам, а мне дайте») Прекратил зависимость славян от хазар.

912-945гг. – Игорь Старый

1.Объединение славянских племён

914г.- вернул древлян под власть Киева (они после смерти Олега стремились к сепаратизму)

914-917гг. - война с уличанами, присоединение племён к Киеву

938г. – покорение древлян, радимичей и тиверцев.

941г. - отказ древлян платить дань Киеву, Игорь силой заставил снова возобновить выплату дани, увеличив её размер.

945г.- при повторном сборе дани древляне убили Игоря («Как повадится волк в стадо овец, так и всех по одной перетаскает, коли не убить его»)

    Завершение начального этапа формирования Киевской Руси.

    Продолжение успешного объединения племен славян вокруг Киева.

    Дальнейшее расширение границ страны.

    Отражение набегов печенегов, обеспечение восточных границ Руси.

    Установление торговых отношений с Византией.

    Укрепление власти князя.

Дальнейшее укрепление власти князя путём присоединения племён и подчинения их власти Киевского князя, что выражалось, прежде всего, в выплате дани.

    Усиление экономической мощи государства

Сбор налогов, укрепление городов, усиление экономической сферы страны.

4. Расширение границ государства

На Таманском полуострове основал г. Тмутаракань.

1.Защита границ государства на востоке.

915г. - первое нападение печенегов на Русь, отразил набеги.

920г. - заключил мирный договор с печенегами, но непрочный.

    Отношения с Византией.

Основание русских поселений рядом с византийскими колониями в Крыму и Северном Причерноморье.

Русско-византийская война

(941-944 гг.).

941г. - неудачный поход против Византии.

Ладьи Игоря сожжены «греческим огнём»

944г. - новый поход, но византийцы откупились данью.

Обращение Византии к Игорю с просьбой о мире, так как Византия оказалась неспособной вести затяжную войну.

Заключение взаимовыгодных договоров.

1. Обе страны восстанавливали мирные и союзные отношения.

2. Византия по- прежнему обязалась выплачивать Руси дань 3. Византия признала русское продвижение к устью Днепра и на Таманском полуострове.

4. Русские купцы потеряли право беспошлинной торговли в Византии

5. Торговые связи были восстановлены.

В данном договоре впервые встречается выражение
« Русская земля».

3. Продолжение походов в Закавказье.

944г. - успешные походы в Закавказье.

945-962гг.- Ольга Святая

1.Совершенствование системы налогообложения.

Провела налоговую реформу, ввела

уроки - фиксированный размер дани

    Усиление княжеской власти

    Укрепление и расцвет государства, его могущества

    Положено начало каменному строительству на Руси.

    Предприняты попытки принятия единой религии - христианства

    Значительное укрепление международного авторитета Руси

    Расширение дипломатических связей с Западом и Византией.

2.Совершенствование системы административного деления Руси.

Провела административную реформу: ввела административные единицы – становища и погосты – места сбора дани.

3.Дальнейшее подчинение племён власти Киева.

Жестоко подавила восстание древлян, подожгла Искоростень (отомстила за смерть мужа согласно обычаю).

Именно при ней были окончательно подчинены древляне.

4.Укрепление Руси, активное строительство.

В княжение Ольги начали строиться первые каменные здания, положено начало каменному строительству.

Продолжала укреплять столицу- Киев.

При ней активно благоустраивались города, был основан город Псков.

1. Стремление укрепить престиж страны на мировой арене путём принятия христианства.

Установление порядка внутри государства.

Стремление Ольги сделать христианство государственной религией. Сопротивление правящих кругов и сына Ольги Святослава.

Язычество остается официальной религией

Попытки поднять международный авторитет Руси и княжеской династии.
957 г. - посольство Ольги в Константинополе.
В 955 г. (957г) - Приняла христианскую веру под именем Елены. Но её сын, Святослав, не поддержал мать. 959г - посольство в Германию к Отто I . Германский епископ Адельберт изгнан язычниками из Киева в этом же году.

2. Защита Киева от набегов.

968 г. – руководила защитой Киева от печенегов.

3. Укрепление связей с Западом и Византией

Проводила умелую дипломатическую политику с соседними странами, особенно с Германией. С ней обменялись посольствами.

962-972гг.- Святослав Игоревич

1. Завершение процесса объединения восточнославянских племён под властью киевского князя

Завершение процесса объединения восточнославянских племен после подчинения вятичей

В 964-966г освободил их от дани хазарам, подчинив Киеву.

    Значительно усилился международный авторитет Руси.

    Расширилась территория в результате удачных походов и подчинения вятичей. Территория Руси увеличилась от Поволжья до Каспия, от Северного Кавказа до Черноморья, от Балканских гор до Византии.

    Усилилась княжеская власть как в результате реформ, так и вследствие введения системы наместничества. Однако внимание к внутриполитическим вопросам с его стороны было недостаточным. В основном политику внутри страны проводила Ольга.

    Многочисленные походы повлекли истощение, ослабление экономики, что свидетельствует о том, что Святослав не всегда проявлял политическую дальновидность.

    Были потеряны дипломатические связи с ведущими христианскими государствами, связи, налаженные Ольгой.

    Со смертью Святослава в истории Киевской Руси завершилась эпоха далёких военных походов. Преемники князя сосредоточились на освоении завоёванных земель и развитии государства.

2. Сохранение язычества.

Был язычником, не принял христианство, как Ольга.

3. Дальнейшее укрепление княжеской власти и системы управления.

Основную часть времени проводил в походах.

Регентом была его мать - княгиня Ольга.

Поддерживал реформы Ольги- налоговую и административную.

Наместниками в города поставил своих сыновей, то есть первым установил систему наместничества.

*Стремление расширить территорию Руси и обеспечить безопасность восточных торговых путей.

Активная внешняя политика Киевской Руси.

Стремление расширить территорию Руси и обеспечить безопасность восточных торговых путей для русских купцов.

1.Разгром Волжской Булгарии (966г.)

2.Разгром Хазарского каганата (964-966)

3.Война и разгром Дунайской Болгарии (968- первый поход, победа под Доростолом,

969-971-второй поход, менее удачный).
В итоге - к Руси перешли земли, расположенные по нижнему течению Дуная.
965- установил союзные отношения с ясами и кагосами

*Обеспечение безопасности со стороны Византии, стремление к свободной торговле с ней.

970-971-русско-византийская война. Поражение Руси. По мирному договору Русь не нападала на Византию и Болгарию. А Византия признавала за Русью завоевания в Поволжье и Причерноморье.

Расширение и укрепление границ Киевской Руси

Мечтал сделать Перяславец столицей. Город находился на границе с Византией. Это вызывало беспокойство византийцев.

* Борьба с кочевниками.

968- нападение печенегов на Киев, Святослав совместно с Ольгой отразил набег. Был убит подкупленными Византией печенегами, попав в засаду. Её устроил печенежский хан Курей, который позже из черепа Святослава сделал чашу, написав на ней: « Чужого желая, своё потерял».

Владимир

Киев Древлянская земля Новгород

972-980гг. - Междоусобные войны между детьми Святослава (Первая усобица на Руси)

980-1015гг.- Владимир Святославич Святой Красное Солнышко

Внутренняя политика

Внешняя политика

Итоги деятельности

Дальнейшее укрепление Древнерусского государства

Укрепление системы управления страной

980г. - проведена первая религиозная реформа, языческая реформа: новые статуи языческим богам рядом с великокняжеским дворцом. Провозглашение Перуна верховным божеством.

988г – принято христианство. Усилилась власть князя под именем единого Бога

Принятие христианства привело к обретению духовного стержня, церковь стала огромной силой, объединяющей народ.

988- завершилась административная реформа: своих многочисленных сыновей Владимир поставил наместниками в города, княжества.

Проведена судебная реформа, принят « Устав земляной», свод норм устного обычного права.

Военная реформа: вместо наёмников-варягов князю служат «мужи лучшие» из славян,

Владимир укрепил южные границы системой «Змиевы Валы» - это сплошная стена из земляной насыпи, земляные окопы, сторожевые заставы;

строительство крепостей на левом берегу р. Днепр (4 линии обороны, крепости в 15-20 км друг от друга у бродов на берегу рек, впадающих в р. Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы);

Белгород- город-крепость- место сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.;

сигнальные башни- система светового оповещения;

для защиты границ привлёк богатырей, опытных воинов со всей Руси;

серебряные ложки для всей дружины

    Значительно укрепилась власть князя с приятием единой религии

    Происходило формирование единой идеологии, национального самосознания.

    Завершился процесс формирования государственной территории Руси - были присоединены все восточнославянские земли.

    Произошло значительное развитие культуры.

    Усилился международный авторитет Руси.

Расширение территории Руси

присоединение новых восточнославянских племён: были укрощены вятичи в 981-982 г., подчинены радимичи и хорваты в 984 г.

т.о. восстановил единство Русской земли

Строительство новых городов, укрепление и украшение столицы

В Киеве строили новую крепость, укрепляли город земляными валами, украшали т архитектурными сооружениями.

Были построены города: Белгород, Переяславль, 1010г.- Владимир - на - Клязьме и другие.

Развитие культуры

Просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку

Переводились книги с греческого языка, началось распространение грамотности

Введён специальный налог на развитие культуры и архитектуры - десятина .

В 986- 996 г. построена первая церковь – Десятинная (Успения Богородицы) 996г.

Развитие иконописи, а также фресковой живописи - изображения на сырой штукатурке.

Христианство объединило восточных славян в один народ - русский.

Началось масштабное каменное строительство.

Усиление международного авторитета Руси

С принятием христианства страну перестали считать варварской, стали воспринимать как цивилизованное государство

Владимир ввёл династические браки, сам женат на сестре византийского императора- Анне.

Военные столкновения и мирные переговоры с зарубежными странами

Велась борьба с печенегами

Покорено Полоцкое княжество

Проведён поход в Волжскую Булгарию

- (новое направление внешней политики Западное) - были первые столкновения с Польшей - захвачены Червень, Перемышль

985г – поход против Дунайской Болгарии и мирный договор с ней.

Дипломатические контакты со странами: в Киев приезжали послы Папы римского, посольство Руси ездило в Германию, Рим. Мирные договоры с Чехией, Византией, Венгрией, Польшей.

988г.- осада Херсонеса – византийского города

Возрос международный авторитет Руси.

Расширение международных связей с Византией и другими странами

Язычество мешало укреплению государственности

Усилилась власть князя.

Изменился сам Владимир.

Нужна была религия с одним богом, чтобы сплотить народ, усилить власть князя

Большую роль в стране стала играть церковь, сплачивая народ и укрепляя княжескую власть.

Социальное неравенство требовало и появления новой идеологии, чтобы оправдать богатых и как-то утешить бедных надеждой на счастливую жизнь в раю. т.е. оправдание социального неравенства

Однако христианство способствовало усилению эксплуатации, осуждая протесты, преследуя инакомыслящих.

Необходимость объединения всех племён

Усиление единства страны, развитие хозяйства страны

Приобщение к Византийской культуре

Развитие культуры, грамотности, книжного дела, живописи, архитектуры письменности, образования.

Появились христианские законы - не убий, не укради и многие другие, которые способствовали формированию нравственных принципов. Церковь призывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины- матери => укрепление нравственности

Начало 11 века- Святополк открыто выступает против отца- Владимира, за что был даже посажен в тюрьму, из которой отец освободил его незадолго до смерти.Сразу после смерти Владимира стремится захватить киевский престол, подкупая подарками киевлян.Самым страшным средством прихода к власти было убийство братьев- Бориса и Глеба.В 1016 г. на реке Листвене победу над Святополком одержал его брат- Ярослав. Святополк бежал в Польшу.1017г- Святослав., поддерживаемый половами и поляками (зятем Болеславом 1 Храбрым) одерживает победу, вновь захватив трон.

1019- в битве на реке Альте С вятополк был побеждён и вскоре умер. Власть перешла к Ярославу Мудрому.

    Князь Святополк Окаянный, находясь в общей сложности около 4-х лет на киевском престоле, преследовал только одну цель- укрепиться на нём, был Великим князем.

    В летописи нет описаний каких-то значимых деяний князя, которые были бы направлены на укрепление государства, его мощи. Одни битвы за власть, заговоры, убийства.

    Для достижения цели Святополк не гнушался никакими средствами: выступал против отца Владимира Святого, убил троих своих братьей. Остался в памяти народа Святополк только как Окаянный, презираемый народом, грешный, отверженный.

Использование династического брака для укрепления власти

Был женат на дочери польского короля Болеслава 1 Храброго. Не раз использовал помощь тестя для укрепления на киевском престоле, пользуясь поддержкой польского войска.

1019-1054гг.- Ярослав Мудрый

Основные направления деятельности

Внутренняя политика

Внешняя политика

Итоги деятельности

Укрепление княжеской власти

Окончательное утверждение христианства

Укрепление княжеской власти. 1036 Смерть Мстислава. Ярослав-правитель всей Руси.

Строились церкви, монастыри - в их числе Киево-Печерский,

1037г.- начало строительства Софийского собора в Киеве (до 1041),

1045 г.- Начало строительства Софийского собора в Новгороде(до 1050);

церковь вышла из подчинения Константинополя, назначен первый русский митрополит - Илларион в 1051г.

1036 Создание киевской метрополии, во главе - ФЕОПЕМТ (грек).

Создание системы законодательства: 1016г.- свод законов « Русская правда »- в нём была ограничена кровная месть (разрешена только для близких родственников), введена вира - система штрафов.

Борьба с сепаратизмом, то есть отделением: ввёл новый порядок передачи власти – старшему в роде, то есть лествичную систему.

Развитие письменности и образования: создавались начальные школы при монастырях, библиотека, при Ярославе переводятся и переписываются многие книги с греческого.

Уделял большое внимание воспитанию детей. Написал знаменитое «Завещание» детям в 1054г.

1024 Разгром варягов у Лиственя

1030 Поход на чудь (на этих землях в 1036 основан г. Юрьев)

Борьба с кочевниками - печенегами, при нём прекратились их набеги в 1036г. Софийский собор и Золотые ворота в Киеве были заложены в честь этой победы.

Укрепление связей с западными государствами. Династические браки дочерей. После войны с Византией в 1043 году сам женился на византийской принцессе Анне Мономах.

Расширение границ Руси.

1030 г. - поход на Новгород, подчинение эстов. Основал город Юрьев.

1. Способствовал расцвету Руси.

2. Усилил княжескую власть.

3. Окончательно утвердил христианство, начал процесс отделения церкви от власти византийского патриарха.

4. Положил начало письменного законодательства государства

5. Способствовал развитию образования и просвещения

6. Значительно укрепил международный авторитет Руси.

Дальнейшее развитие культуры

1021 Первые святые на Руси -Борис и Глеб, братья Я.Мудрого, убитые Святополком Окаянным. Канонизированы церковью.

1026 Раздел Киевского княжества между Ярославом и Мстиславом Удалым (Тмутараканским)

1043 «Слово о законе и благодати» Иллариона

Сер.11в Появление ПЕРВЫХ монастырей - Киево-Печерский (монах Нестор) - 1051

1113-1125 гг.- Владимир Мономах

Основные направления деятельности

Внутренняя политика

Внешняя политика

Итоги деятельности

Сохранение единства и стабильности государства, усиление его экономической мощи

Три четверти страны было подчинено великому князю и его родственникам

Положен конец междоусобным войнам (Любечский съезд в 1097г )

Шло дальнейшее развитие торговли, положено начало чеканки монет, что значительно увеличило товарооборот в стране.

Усилилась централизация власти, сохранялся контроль над важнейшими городами Руси, над путём « из варяг в греки».

При Мономахе Русь была сильнейшей державой

Временное прекращение усобиц

Произошло усиление экономической и военной мощи страны

Шло развитие культуры, образования.

Прекращение половецких набегов, что значительно повысило международный авторитет Руси, придало уверенности народу в своих силах.

Дальнейшее мирное сотрудничество со станами Запада, использование для этих целей дипломатических методов и династических браков.

Историческое значение

В 1125 году Владимир Мономах скончался.

Ни один из предыдущих и последующих правителей не удостаивался такой похвалы в летописях и народных сказаниях.

Он прославился как мудрый и справедливый князь, талантливый и удачливый полководец, образованный, умный и добрый человек. Его деятельность по сплочению русских земель и подавлению междоусобных войн является основой становления сильного и единого государства, которое впервые вышло на международный уровень как надежный партнер и грозный враг.

Дальнейшее развитие литературы и искусства, образования

Появилась версия

« Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

В 1117г. монах Сильвестр создал вторую версию

« Повести…», которая и дошла до нас

«Хождение» игумена Даниила - повествование о путешествии в Палестину

«Поучение» Мономаха, обращённое к своим детям

было переведено много книг из византийской литературы

созданы школы, стали «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”

велось активное строительство церквей.

1113 «Устав Владимира Мономаха»

Защита страны совместно с сыновьями от внешних врагов

На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Новгороде и Ладоге,

на северо-востоке Юрий отражал набеги волжских булгар, князь Ярополк, правивший в Переяславле, воевал с половцами в 1116 и 1120гг, после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию, присоединил дунайские города, полностью подчинил Полоцкую землю.

(1103 разгром половцев на р. Сутень (со Святополком)

1107 разгром половцев

(со Святославом)

1111 победа над половцами на р. Сальница)

Налаживание дружеских отношений с другими странами

С 1122г. - восстановились дружеские отношения с Византией

продолжалась политика укрепления династических связей с Европой, сам Мономах был женат на дочери короля Англии – Гите.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании . Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.


Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству. Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.

Осуществил военные походы:

В Прибалтику;

В польско-литовские земли;

В Византию.

Окончательно разгромил печенегов.

Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда ", "Правда Ярослава").

ВЛАДИМИР ВТОРОЙ МОНОМАХ (1113 - 1125 г.г.)

Сын Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).

Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)

Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.

Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение ", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ (1125 - 1132 г.г.)

Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.

Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича. После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация