Конституционные принципы осуществления правосудия. Конституционные принципы организации и деятельности органов судебной власти. Список использованной литературы

Главная / Авто

Правосудие осуществляется сообразуясь с определенными принципами. В.В. Черников, начальник Правового департамента МВД России, характеризует конституционные принципы осуществления правосудия как «закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности; которые лежат в основе правосудия».

1. Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ). Законность - соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов гражданами, учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т.д.)

2. Равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено, и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).

3. Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ). Виновность лица устанавливается не с момента провозглашения приговора, а с момента вступления его в законную силу. Приговор вступает в законную силу и подлежит исполнению, а лицо признается виновным по истечении срока кассационного обжалования (опротестования) приговора.

Важный элемент презумпции невиновности - запрещение возлагать бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Следующий неотъемлемый элемент презумпции невиновности - толкование неустранимых сомнений в виновности лица в пользу обвиняемого. В основе обвинительного приговора должны лежать не предположения, а точно установленные факты.

4. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.

5. Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым, восстановив нарушенное право человека и защитив их законом.

6. Обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ). Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Орган дознания, предварительного следствия или суд обязаны обеспечить по просьбе задержанных, заключенных под стражу, и обвиняемых участие защитника в течение 24 часов с момента объявления задержанному протокола задержания, объявления арестованному постановления о заключении под стражу, предъявления подозреваемому обвинения.

7. Обеспечение законности, компетентности, беспристрастности суда (ст. 48, 118 Конституции РФ). Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судей некомпетентного претендента.

Беспристрастность обеспечивается мерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы).

8. Состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ). Принцип состязательности - один из демократических принципов судопроизводства, обеспечивающих равенство сторон в судебном процессе.

Данный принцип подразумевает:

· Равенство сторон в гражданском деле. Гражданско-процессуальный кодекс гарантирует сторонам «соблюдение принципа состязательности и равные права в гражданском процессе»;

· Равенство обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде.

· Равенство защиты и обвинения;

9. Открытое разбирательство дел в суда (п. 1 ст. 123 Конституции РФ). Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве. Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и прочие имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований по решению суда проводится закрытое судебное заседание.

10. Независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ). Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельны, но независимо от чьей бы, то, ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией РФ и законом. Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

11. Национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ). По общему правилу, правосудие в РФ осуществляется на русском языке. В случае если дело рассматривается в местности, где распространен другой язык (например, в республике в составе РФ), правосудие происходит на национальном языке. При не владении участником процесса языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.

12. Участие граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ). Право граждан участвовать в отправлении правосудия является одной из форм прямой демократии и предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, статус которых определен федеральным законодательством.

Гражданин РФ, обладающий установленными законодательством требованиями и сдавший квалификационный экзамен, может стать профессиональным судьей. Основные положения о статусе мировых судей содержаться в Федеральном законе «О мировых судьях в РФ». Статус арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».

13. Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ). Неприкосновенность личности заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека, посягать на его жизнь, здоровье, половую свободу, честь, достоинство, духовную, нравственную свободу, против воли воздействовать на психику, осуществлять за ним наблюдение, охрану.

14. Неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). В Конституции и законодательстве не содержится четкого понятия частной жизни. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза, тайну диагноза СПИДа и тайну психического заболевания. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.

15. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. «Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц» влечет уголовную ответственность по ст. 139 Уголовного кодекса. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: «установка видеокамер, звукозаписывающих устройств». Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.

Конституционные основы судебной власти (6 часов)

1. Конституционные принципы судебной системы РФ.

4. Конституционный Суд: порядок формирования.

5. Компетенция Конституционного Суда РФ.

6. Акты Конституционного Суда.

7. Мировые судьи.

8. Верховный Суд Российской Федерации.

9. Высший Арбитражный Суд Российской Федераци

1.2 Конституционные основы судебной системы Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ (ст. ст. 118, 125 – 128) и Федеральным Конституционным законом от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.) «О судебной системе Российской Федерации».

Под судебной системой Российской Федерации понимается, как правило, совокупность всех судов России. Безусловно, судебные органы всех видов составляют основное ядро судебной системы. Однако, оно, не сводится только к ним. Представление о судебной системе было бы не полным без характеристики ее динамики, процесса функционирования, осуществления правосудия и иных указанных выше направлений деятельности. Таким образом, судебная система РФ – это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений России всех видов, осуществляющих правосудие, иные правовые функции в процессуальных формах.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению федеральных органов. Поэтому основную нагрузку в правовом регулировании организации и деятельности судебной системы несет федеральное конституционное законодательство о судебной системе Российской Федерации. Оно включает Конституцию и предусмотренную ею совокупность Федеральных конституционных законов.

В правовом обеспечении организации деятельности органов судебной власти участвуют и субъекты Российской Федерации. В частности, согласно п. «л» ст. 72 Конституции, к совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены кадры судебных органов.

Непосредственным объектом изучения государственного права являются конституционные основы судебной системы, а также функции и деятельность Конституционного Суда России.

Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы. Соответственно могут быть выделены три блока вопросов конституционного регулирования судебной системы 11 .

Приоритетное значение в решении этого вопроса отводится федеральному конституционному закону о судебной системе. Некоторые из принципов организации судебной системы устанавливаются Конституцией РФ. Судебная система должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан в сфере правосудия.

Важным конституционным началом организации судебной системы является принцип осуществления правосудия в Российской Федерации только судом, учрежденным в соответствии с законом (ч. 1 и 3 ст. 118 Конституции). Oн означает, что судебная функция не только не может осуществляться любым другим, кроме суда, органом государственной власти, но и должна реализовываться лишь тем судебным органом, который учрежден в соответствии с федеральным законом. Противозаконна, запрещена Конституцией деятельность по созданию чрезвычайных судов.

Компетенция суда, учрежденного в соответствии с законом, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им судопроизводства не могут быть произвольно изменены для тех или иных дел и лиц, а также для определенной обстановки или на какой-либо период времени.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем :

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В качестве конституционного принципа организации судебной системы выступает ее единство (ст. 118,124 Конституции).

Конституцией 1993 г. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5). Данные постулаты являются важнейшей основой организации и деятельности судебной системы Российской Федерации.

В последние годы правовая наука и практика сконцентрировались в большей мере на продвижении идеи разделения власти как по признакам ее специализации (на законодательную, исполнительную и судебную), так и по уровню ее осуществления (на федеральную власть и власть субъектов Российской Федерации). Однако зачастую исследователи забывают об основополагающем начале единства государства и системы государственной власти, что недопустимо. Ведь только единая система государственных органов может обеспечить единство правового пространства, эффективное управление обществом на основе общих правовых принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в российском законодательстве.

Данные идеи имеют особо актуальное значение для нынешней судебной системы как неотъемлемой части системы органов государственной власти Российской Федерации, поскольку лишь единый суд может гарантировать эффективную защиту прав и свобод на основе общих конституционных требований, правовых стандартов и единой судебной практики 12 .

С начала 90-х гг. прошлого столетия система судов России находится в стадии активного формирования. Утверждение приоритетов, магистральных направлений в ее развитии приобретает определяющее значение не только для судебной власти, но и государственности в целом. Нам представляется, что принцип единства должен лежать в основе данных процессов и определять основные идеологические начала в организации российской судебной системы.

Этот вывод вытекает как из приведенных положений Конституции РФ, так и потребностей государственно-правового развития современной России, поскольку автономные и практически изолированные друг от друга три действующие подсистемы российских судов не могут достичь конституционных целей правосудия, обеспечить единство правоприменения, единообразие судебной практики, эффективного проведения курса на формирование правового государства в нашей стране. Кроме того, получающая в последние годы утверждение идея разделения судебной власти по вертикали – между Федерацией и ее субъектами внедряется и в устройство системы судебных учреждений. Сначала конституционные (уставные) суды были определены как органы судебной власти субъектов, затем были учреждены мировые суды в качестве судов субъектов. То есть фактически произошел еще один раздел системы судов – между Федерацией и субъектами, что, как представляется, все больше дезорганизует судебную власть, развивает механизмы ее зависимости от региональных властей.

Так, например, принятие законов о количестве и границах судебных участков мировых судей, организация их работы, финансирование материально-технического обеспечения в различных субъектах Федерации производится по-разному, в некоторых из них до сих пор не сформирован необходимый корпус мировых судей, участки обеспечиваются материальными ресурсами весьма нестабильно. При этом имеют место нарушения федерального законодательства «в субъектах Российской Федерации действует большое количество нормативных актов, ограничивающих гарантии статуса мировых судей относительно установленных федеральным законом. В ряде субъектов Федерации законами предусмотрены дополнительные требования к гражданам, претендующим на должность мирового судьи, согласование их кандидатур с органами местного самоуправления, исключение из процедуры назначения мирового судьи председателей Верховных судов республик, областных и соответствующих им судов. До настоящего времени не определены единые нормативы материально-технического, финансового, кадрового обеспечения деятельности мировых судей». Кроме того, имеют место попытки воздействия региональных властей на мировых судей, в том числе посредством отказа в назначении на повторный срок тем из них, которые «излишне принципиальны» и «независимы» 13 . В связи с этим представляется, что никаких объективных причин, которые диктовали бы необходимость учреждать мировые суды в качестве судов субъектов, нет.

Полагаю, что в России еще не созданы условия для передачи каких-либо судебных учреждений в ведение субъектов Федерации, все суды должны быть отнесены к числу органов федеральной государственной власти, что позволит обеспечить единство судебной системы, исключить возможность регионального воздействия на осуществление правосудия.

Такой подход позволит сохранить единый государственный суд, имеющий полномочия по осуществлению правосудия от имени Российской Федерации в целом. Вторым важным аспектом в обеспечении единства судебной системы следует назвать функционирование специализированных подсистем в ее структуре. Специфика отечественной системы судебных учреждений состоит в том, что Конституцией Российской Федерации сразу три суда провозглашены высшими органами судебной власти – Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Фактически в стране сложились и функционируют три автономные подсистемы органов судебной власти – конституционная юстиция, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Организационное единство судебной системы можно назвать эфемерным. Каждая из названных подсистем практически действует автономно, что порождает зачастую противоречивость судебной практики, складывающейся по аналогичным категориям дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а иногда и прямое игнорирование вступивших в силу решений других судов.

Разделенность судебной власти между тремя системами судов влечет серьезные проблемы для единого правового пространства Российской Федерации в целом. Ведь законодательно единство судебной системы закреплено лишь на уровне федерального закона, Конституция не включила этот принцип в число основ судебной власти Российской Федерации. В ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации», в которой провозглашено единство судебной системы, перечислены меры ее обеспечения, к числу которых отнесены:

– установление судебной системы Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным конституционным законом;

– соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

– применение всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

– обязательность исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

– законодательное закрепление единства статуса судей;

– финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Однако, как убеждаемся, эти меры не позволяют в полном объеме обеспечить принцип единства судебной системы. Отсутствие общего организующего центра судебной власти делает ее рыхлой и раздробленной. Нет единого механизма, проводящего интересы судов в государстве в целом, разрабатывающего, к примеру, единую судебную политику в отношении совершенствования ее структуры, подбора и расстановки кадров, взаимодействия с другими ветвями власти. Каждая система судов решает этот вопрос по-своему. В результате – нет единой концепции развития системы судов, длительное время не создаются так необходимые государству и обществу административные суды, нет определенности в вопросах законодательной инициативы – какой суд может и должен вносить законопроекты по судебной системе, с каждым ли из высших судов необходимо их согласовывать и т.п. Кроме того, нет общих стандартов обеспечения судебной деятельности: каждая из действующих подсистем российских судов создала собственные механизмы в этом направлении. Для обеспечения деятельности судов общей юрисдикции создан специальный орган – Департамент при Верховном Суде Российской Федерации, арбитражные и конституционные суды не имеют таких органов и обеспечиваются внутриструктурными подразделениями, что также порождает множество проблем, к примеру, существенной разницы в стандарте обеспечения судов, например арбитражных и общей юрисдикции, чего не должно быть.

Думается, что кроме чисто правовых мер обеспечения единства судебной системы, о которых говорится в ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации», необходимы меры организационного, институционального характера. В качестве варианта мер такого характера можно предложить создание единого структурного центра судебной системы 14 .

Как уже отмечалось, в соответствии с Конституцией устройство судов (а, следовательно, и их система) отнесено к исключительному ведению РФ. Это означает, что возможность создания судебных органов субъектами Федерации РФ оговорена в федеральном конституционном законе о судебной системе. Косвенным образом вывод о возможности создания судов субъектов Федерации можно сделать, опираясь на норму п. «е» ст. 83, закрепляющую право Президента назначать лишь судей федеральных судов.

В настоящее время понятие «федеральные суды» законодательством четко не раскрывается. Что же касается судов субъектов Российской Федерации, то к ним могут быть отнесены созданные в ряде субъектов федерации Конституционные суды республик в составе РФ и уставные суды иных субъектов.

Единство судебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных федеральными законами процессуальных правил судопроизводства.

Едина и нормативно-правовая база деятельности судов. Все они применяют Конституцию и другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, конституции, уставы и другие законы соответствующих субъектов Российской Федерации.

Инструментом обеспечения единства судебной системы является осуществление конституционного контроля со стороны Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, судебного надзора со стороны Верховного Суда РФ. Благодаря этому контролю и надзору реализуется конституционное право граждан, должностных, юридических лиц, общественных объединений, самих органов государства, местного самоуправления и т.д. на судебную защиту со стороны государства 15 .

Для обеспечения единства судебной власти важное значение имеет и дача разъяснений по вопросам судебной практики Верховным Судом Российской Федерации, а также толкование Конституции РФ Конституционным Судом Российской Федерации.

Единство судебной системы России обеспечивается признанием обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закреплением единого статуса судей, финансированием органов судебной власти за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном федеральным законом, что прямо закреплено в ст. 124 Конституции 16 .

Принципу единства судебной системы России не противоречит специализация судов (ст. 118,125,126,127 Конституции). Необходимость такой специализации обусловлена, прежде всего, задачей обеспечить защиту самого разнообразного перечня прав граждан от многообразия видов посягательств на них, защиту прав других субъектов общественных отношений. Без нее невозможны нормальные условия для высоко профессиональной деятельности судей, применяющих самые различные отрасли законодательства.

Специализация судебной системы предусмотрена Конституцией, дифференцирующей судопроизводство на конституционное, гражданское, административное и уголовное, что во многом влияет как на структуру всей судебной системы (выделение Конституционного Суда), так и на структуру общих судов (выделение коллегий по уголовным и гражданским делам). На рассмотрении особой категории гражданских дел (главным образом споров между юридическими лицами) специализируются арбитражные суды.

На специализацию, дифференциацию судебной системы, в частности, влияет и специфичность сфер, объектов, где функционируют суды. Так, военные суды, будучи специализированной ветвью общих судов, рассматривают дела по обвинению в преступлениях военнослужащих. Специализированными являются и суды общей компетенции, функционирующие в закрытых административно-территориальных образованиях.

2. Конституционные принципы осуществления правосудия в РФ.

Конституционные принципы осуществления правосудия

Всякий закон должен господствовать над всеми частями, личными и групповыми

интересами.

Б.А. Кистяковский

Будучиосновными исходными положениями или требованиями для данной сферы деятельности,принципы правосудияможно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые положения, определяющие организацию и деятельностьсудебных органов.

Принципы правосудия обладают рядом признаков:

· носят объективный характер.

Они отражают исторически сложившиеся закономерности построения и функционирования судебных органов. В принципах воплощаются правовые и этические идеи, господствующие в данном обществе. Так, Конституция РФ закрепила принцип состязательности сторон, который ранее в советское время в за­конодательстве не содержался. Принципы правосудия связаны с общеправовыми принципами, такими как, например, верховенство закона, охрана прав и свобод личности.

· носят общий характер.

В них закрепляются наиболее общие подходы в организации деятельности судов;

Они обя­зательны для соблюдения всеми судами, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве. Кроме того, принципы правосу­дия являются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их приоритетность.

· закреплены в законе.

Нарушение указанных принци­пов является правонарушением, которое влечет за собой ответственность. Большинство принципов правосудия содержится в Конституции РФ, а ряд из них зафиксированы также в за­конах –

«О судоустройстве РСФСР»,

«О судебной системе Российской Федерации»,

«О статусе судей в Российской Федерации» и др.

В своей совокупности принципы правосудия образуют систему и действуют в неразрывной связи друг с другом. Каждый отдельный принцип из этой системы является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности способствует соблюдению законности при разрешении дел в суде и т.п.

Ксистеме принципов правосудияотносятся:

· законность;

· осуществление правосудия только судом;

· независимость судей;

· осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

· обеспечение каждому права на судебную защиту;

· презумпция невиновности;

· обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

· состязательность и равноправие сторон;

· гласность судопроизводства;

· национальный язык судопроизводства;

· участие граждан в осуществлении правосудия;

· охрана чести и достоинства личности;

· непосредственность и устность судебного разбирательства.

Принцип законности

Требование законности относится не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

На этом же основании суды обязаны соблюдать не только законы вообще, но и иерархию законов. В случае коллизии норм действующего права суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ, как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже после этого и иными законами.

Суд должен не только сам правильно применять действующее законодательство Российской Федерации, но и предупреждать любые нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также других государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, статья 226 ГПК РФ обязывает суд в качестве предупреждения выносить частное определение в случае обнаружения какого-либо нарушения законности гражданами или должностными лицами, а также существенных недостатков в деятельности предприятий, организаций.

В качестве гарантий соблюдения законности выступают и другие принципы правосудия. Их соблюдение означает и соблюдение принципа законности.

3. Конституционно-правовой статус судей в РФ.

Конституционно-правовой статус судей.

Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Все судьи обладают единым статусом. К судьям, согласно ст. 119 Конституции РФ, предъявляются следующие требования :

  • гражданство РФ,
  • возраст – не менее 25 лет,
  • высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается работа в судебных органах, адвокатуре, прокуратуре, научная и преподавательская деятельность в области права).

Судьями вышестоящих судов (судьями среднего звена) могут быть граждане РФ с 30 лет, а Верховного суда и Высшего арбитражного суда – с 35 лет и имеющие стаж работы по юридической профессии 10 лет. К судьям Конституционного суда РФ предъявляются еще более высокие требования: возраст – 40 лет и стаж работы 15 лет.

Закон требует, чтобы на должность судей назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Закон устанавливает строгие правила, определяющие недопустимость занятий и действий, несовместимых с должностью судьи. Судья не может быть членом представительного органа, занимать другие государственные или общественные должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой, не может быть членом партии и участвовать в политической деятельности.

В Конституции Российской Федерации 1993 года закреплены основополагающие начала, которые определяют содержание организации и деятельности государственных органов, осуществляющих правосудие Так в статье 15 Конституции РФ закреплена норма, в соответствий с которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации Законы и иные нормативные акты не должны входить в противоречие с Конституцией

В части 4 этой же статьи указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы Более того, устанавливается примат норм международных актов

Кроме того, что принципы осуществления правосудия зафиксированы в Конституции Российской Федерации, они также закреплены в отраслях права, регулирующих судоустройство и судопроизводство (например, гражданский процесс, уголовный процесс).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы осуществления правосудия.

Содержание принципа законности сводится к тому, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Применительно к осуществлению правосудия принцип законности означает, что преступность деяния, а также его наказуемость определяется исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации Приговор (по уголовному делу) или решение (по гражданскому делу) должны иметь ссылку на закон

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в части первой статьи 118 Конституции Рос-

134 Конституционные принципы осуществления правосудия Принцип законности Принцип осуществления правосудия только судом Принцип независимости судей Принцип равенства перед законом и судом Принцип государственного или национального языка судопроизводства Принцип обеспечения каждому гражданину права на обращение в суд Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту Принцип презумпции невиновности Принцип гласности разбирательства в суде Принцип состязательности и равноправия сторон Принцип участия граждан в осуществлении правосудий Принцип несменяемости судей

Принцип непосредственности

и устности судо п рс из водства сийской Федерации, где говорится о том, что никакие государственные органы или общественные организации не могут принять на себя функции осуществления правосудия. Суд осуществляет свою деятельность на основе закона. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ, закрепленный в Конституции Российской Федерации, нашел более детальное отражение в Федеральном Законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Во всех этих актах зафиксировано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону, в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Никто не может оказывать влияние на принятие решения судом, никто не имеет права вмешиваться в деятельность судов.

На родном либо любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В статье 45 Конституции Российской Федерации закреплен принцип обеспечения каждому гражданину права на обращение в суд за защитой своих интересов. В случае, если право гражданина нарушено, государство га-

ПОНЯТИЕ ПМВООШНИПЯЬНЫ*НВШШ». СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

рантирует каждому судебную защиту. Гражданин может обратиться в суд с жалобой, если неправомерными действиями должностных лиц государственных органов нарушены его права и свободы.

Как было отмечено в предыдущих главах, лицо, использовавшее все внутригосударственные средства правовой защиты, имеет право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, поскольку согласно статье 48 Конституции каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, закрепленный в Конституции Российской Федерации, находит свое дальнейшее развитие в Уголовно-процессуальном кодексе. Так, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, обвиняемый (подозреваемый или подсудимый) в праве знать, в чем существо обвинения, давать объяснения по предъявленному обвинению, иметь защитника, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколом следственных действий, материалами дела и т.д.

Согласно части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

1. Никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

137 2. Никто не может бьггь признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

3 Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 4.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. 5.

Насилие, угрозы, шантаж, провокации недопустимы при установлении вины обвиняемого. 6.

Лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения только на основании приговора суда. 7.

Недопустимы частный и общий обвинительные уклоны в правосудии. 8.

Всякие сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. 9.

За совершение правонарушения никто не должен нести юридическую ответственность дважды.

Сущность принципа гласности разбирательства дела в суде заключается в том, что судебные заседания по уголовным и гражданским делам являются открытыми, т. е. любой человек может присутствовать в суде на слушании дела. Однако из этого правила существуют исключения. Судебное заседание не может быть открытым, если: 1)

это противоречит интересам охраны государственной и коммерческой тайны; 2)

этого требуют интересы частной жизни; 3)

рассматривается дело о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, и в других случаях, предусмотренных законом.

Гласность разбирательства дела в суде выражается также в том, что ход судебного заседания может освещаться в

средствах массовой информации, в том числе по радио и телевидению.

Разбирательство дела в суде происходит в форме спора сторон (участников процесса). Стороны по делу наделены равными процессуальными правами, они в ходе рассмотрения дела в устной форме оспаривают имеющиеся по делу доказательства - в этом заключается принцип состязательности и равноправия сторон Суд оценивает доводы сторон и выносит решение (приговор).

В соответствии со статьей 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации наделены правом участвовать в отправлении правосудия. Так, граждане могут принимать участие в судебном разбирательстве дел в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Народные заседатели избираются в районные (городские) и военные суды гражданами или военнослужащими по месту работы или жительства, в остальные суды - компетентными органами власти. Народные заседатели призываются к осуществлению правосудия на две недели в году. В состав суда входят судья (председательствующий) - профессиональный юрист и два народных заседателя, которые пользуются всеми правами судьи.

Деятельность института присяжных заседателей вызывает множество споров, учеными-юристами высказываются диаметрально противоположные точки зрения по этому поводу, поэтому необходимо более подробно остановиться на этом вопросе.

Суд присяжных был введен в России еще в 1864 году. В.В. Мельник в своей статье «Коллегия присяжных заседателей как субъект коллективного решения вопросов о виновности (социально-психологические аспекты), опубликованной в журнале «Государство и право» за 2000 г., № 1, приво дит мнение старейших председателей и прокуроров судебных палат о деятельности суда присяжных, высказанное на совещании, состоявшемся в 1894 году: «По деятельности сво-

ей современный суд присяжных не только является вполне удовлетворяющим своей цели, но представляет лучшую форму, какую только можно представить для решения большей части серьезных уголовных дел, особливо в тех случаях, когда тяжелое обвинение связано с уликами, требующими житейской мудрости». Здесь же приводится мнение известного исследователя российского и зарубежного суда присяжных JLE. Владимирова о том, что в такой многонациональной стране как Россия, где каждая нация, народность имеет свои особенности быта, характера, нравов, обычаев и т.п. значение суда присяжных особенно велико, поскольку состав присяжных знает такие особенности жизни различных сословий, какие судьи знать не могут. В то же время Ю.А. Дмитриев высказывает иное мнение о причинах создания суда присяжных в России: «Известно, что суды присяжных возникли в период существования так называемого «коронного суда», т.е. суда, состоящего из представителей власть имущих и зачастую выносящего решения в отношении лиц иного, низшего сословия. Дабы не возмущать «народные массы несправедливым решением, основанным на принципе «с богатым не судись», законодатель ввел в процесс осуществления правосудия элемент суда народа»1.

В настоящее время в России вновь возрожден суд присяжных.

В качестве присяжных заседателей могут участвовать в отправлении правосудия граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных. С участием присяжных заседателей рассматриваются только уголовные дела. Присяжными заседателями могут быть дееспособные граждане, достигшие 25 лет, не имеющие судимости. Присяжные заседатели участвуют в разбирательстве дела по ходатайству обвиняемого при рассмотрении дела по первой инстанции в

1 Дмитриев Ю А Защита конституционных прав граждан в угол ной и конституционной юстиции // Государство и право. 1999. № 6.

140 краевом, областном или городском суде. В состав суда входит профессиональный судья и 12 присяжных заседателей.

О роли суда присяжных в современных условиях юристами высказываются различные точки зрения. Так, В.В. Мельник считает, что «в целом, процессуальная форма суда присяжных обеспечивает формирование качественной композиции коллегии присяжных заседателей из числа здравомыслящих, объективных, беспристрастных, социально зрелых, нравственно добропорядочных лиц, способных качественно исполнять обязанности присяжного заседателя», что в конечном итоге должно привести к выработке качественного, правильного и справедливого коллективного решения по вопросам о виновности.

Другие юристы-ученые и практики (В. Зыков, Ю. Дмитриев) дают негативную оценку деятельности суда присяжных: списки присяжных зачастую составляются формально, в них включаются малограмотные, морально неустойчивые и даже ранее судимые лица. Решения, принимаемые присяжными, нередко основываются не на законе и профессиональном юридическом анализе всех обстоятельств дела, а на обывательски эмоциональной оценке театрально построенных выступлений сторон. Допущенные присяжными ошибки, даже самые элементарные, никем не могут быть устранены1. Более того, в развитых государствах Европы и Северной Америки идет повсеместный отказ от института присяжных заседателей.

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов , осуществляющих судебную власть . Эти идеи определяют построение судов , их демократизм.

Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, т. е. в федеральных законах о судебной системе , о судах, о судьях . Частично это сделано в рамках принятых за последние годы федеральных конституционных законов о Конституционном Суде , об арбитражных судах , о судебной системе. Учтены указанные положения Конституции при подготовке ныне уже действующих Уголовно-процессуального и Арбитражного процессуального кодексов России, а также при принятии новой редакции федеральных законов о прокуратуре и о статусе судей, а также при внесении изменений и дополнений в законодательство о судоустройстве.

Однако в настоящее время в России действуют и законодательные акты о судах, принятые еще до введения в действие Конституции Российской Федерации 1993 г. (имеется в виду Закон о судоустройстве РСФСР). Нормы о принципах правосудия, имеющиеся в указанном нормативном акте , действуют лишь постольку, поскольку они не противоречат нормам Конституции Российской Федерации (см. п. 2 второго раздела Конституции) и Закона о судебной системе (ч. 2 ст. 35).

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что: а) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу; б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России; в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.

Вопрос о действии принципов правосудия не может быть решен без учета ч. 4 ст. 15 Конституции, провозгласившей составной частью правовой системы России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Сформулированные в соответствии с господствующими в обществе представлениями о наиболее рациональных и справедливых формах осуществления правосудия конституционные принципы в своей взаимосвязи образуют систему, ту единую цепь, каждое звено которой характеризует отдельную сторону или грань правосудия. Рассматривая же все звенья этой цепи в единстве, можно уяснить сущность российского правосудия в целом.

Действующая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Из этого положения вытекают другие конституционные установления: «Человек , его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства » (ст. 2). Воплощение этих положений в жизнь означает, что государство и право существуют прежде всего и главным образом для человека, реально отражают потребности членов общества, защищают и оберегают их. Эта гуманистическая ориентация Конституции нашла адекватное воплощение и в установленных ею принципах правосудия.

К системе конституционных принципов организации и деятельности органов судебной власти есть основания отнести принципы: законности ; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения права каждому на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательности сторон; гласности разбирательства дела в суде; языка судопроизводства ; участия граждан в осуществлении правосудия; охраны чести и достоинства личности ; непосредственности и уст-ности судебного разбирательства .

Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

Конституционные принципы правосудия в Уголовно-процессуальном кодексе выражены не только в общих положениях, но в значительной степени также в правовых нормах, регулирующих отдельные стадии и институты. Не все принципы проявляются в одинаковой степени на различных стадиях процесса. Их проявление в каждом случае зависит от ряда обстоятельств: задач, стоящих перед конкретной стадией уголовного процесса ; роли различных государственных органов и должностных лиц на определенном этапе процесса; особенностей стадий и институтов; значения деятельности граждан, участвующих в процессе, и др. Наиболее полно все принципы реализуются в стадии судебного разбирательства. В других стадиях они проявляются в меньшей степени. В стадии предварительного расследования, например, некоторые принципы проявляются в ограниченных пределах. Но это не означает, что они вообще не действуют в стадии предварительного расследования. Состязательность как принцип наиболее полно действует в судебном разбирательстве. То же можно сказать об устности, гласности и непосредственности. Но следователь , дознаватель, прокурор , собирая и оценивая доказательства , должны отдавать себе отчет в том, что в судебном разбирательстве представленные в суд материалы дела будут исследовать в условиях действия в полной мере принципов состязательности, гласности, устности и др. Видимо, с учетом высказанного нельзя отрицать действия указанных принципов и на других, кроме судебного разбирательства, стадиях уголовного судопроизводства.

Специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимно связаны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в уголовном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы уголовный процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства. В свою очередь, принципы независимости судей и подчинения их только закону, обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту представляют собой те основополагающие начала, без осуществления которых нельзя обеспечить достижение объективной истины и, следовательно, осуществление правосудия. В то же время необходимо подчеркнуть, что независимость судей в значительной степени зависит и от того, как формируются суды, от кого судьи, присяжные и народные заседатели получают полномочия. Сказанное позволяет сделать вывод, что принципы находятся между собой в органической связи и взаимной обусловленности. Это позволяет говорить о наличии системы принципов правосудия.

Принцип законности

Наличие добротных законов - это фундамент законности, но еще не законность. Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов , которые соответствуют требованиям норм права . В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и принятие процессуальных решений. При этом участники процесса должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов. Требование точного соблюдения и исполнения законов при производстве, в частности, предварительного расследования или в суде адресуется нормами УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье, следователю , прокурору), но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др.

Законность - не отвлеченный призыв. Ее осуществление при отправлении правосудия обеспечивается системой гарантий, установленных процессуальным законодательством.

Принцип осуществления правосудия только судом

Необходимо также отметить, что согласно ст. 48 Конституции РФ обвиняемому и подозреваемому гарантирована квалифицированная юридическая помощь.

Действующий уголовно-процессуальный закон обязывает лиц, ответственных за ведение дела, не только разъяснить процессуальные права участникам процесса, но и обеспечить возможность их осуществления. Но применительно к подозреваемому и обвиняемому законодатель этим не ограничился, а специально обязал обеспечить им право на защиту (ст. 16 УПК).

Одним из важнейших факторов обеспечения права на защиту названных субъектов уголовного процесса является допуск защитника с ранних этапов предварительного расследования: защитника обвиняемого- с момента предъявления обвинения; защитника подозреваемого с момента: а) его фактического задержания ; б) применения меры пресечения в виде заключения под стражу; в) возбуждения уголовного дела против конкретного лица; г) объявления постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; д) осуществления иных мер, затрагивающих его права (ст. 49 УПК)

Появление защитника на стороне подозреваемого означает не просто усиление средств защиты последнего. Оно также означает появление в ходе уголовного судопроизводства нового субъекта - защитника подозреваемого в совершении преступления.

Устанавливая в УПК обязательное участие защитника (ст. 51), законодатель предусмотрел расширение таких случаев на предварительном следствии и дознании (см. ч. 1 ст. 51 УПК).

Если в указанных законом (ч. 1 ст. 51 УПК) случаях защитник не приглашен обвиняемым или подозреваемым, их законными представителями или другими лицами, следователь, лицо, производящее дознание, прокурор, СУД обязаны обеспечить участие защитника.

Подозреваемый, обвиняемый, их защитники наделены широкими правами в целях обеспечения их права на защиту, но реализуются они неодинаково в разных стадиях уголовного процесса (ст. 46, 47, 53 УПК РФ).

Принцип состязательности сторон

При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности все процессуальные действия в судебном разбирательстве совершаются при «открытых дверях», за исключением совещания судей при постановлении приговора или вынесении некоторых определений (ст. 256, 298, 341 УПК). В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет, не являющихся участниками процесса - обвиняемыми (подсудимыми), потерпевшими , свидетелями (ч. 6 ст. 241 УПК).

Однако определенные ограничения гласности закон допускает даже при рассмотрении уголовного дела в открытом судебном заседании. В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 241 УПК переписка, запись телефонных или иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. Такие же требования предъявляются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер. Подобные правила согласуются с положениями ст. 23, 24 Конституции РФ.

Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, гласность является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.судах ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики , на территории которой находится суд (ч. 1 ст. 10).

Законом о судебной системе также установлено, что в судах субъектов Российской Федерации судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 2 ст. 10).

Необходимо при этом иметь в виду, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать на суде, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном или другом избранном лицом языке. Участники уголовного судопроизводства вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика. Указанные положения действуют с учетом ч. 2 ст. 26 Конституции РФ , которая закрепила право каждого на пользование родным языком и свободный выбор языка общения.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 УПК следственные и судебные документы вручаются обвиняемому (подсудимому), а также другим участникам уголовного процесса в переводе на родной язык или на другой язык, которым он владеет. Правовому положению переводчика посвящена в УПК специальная статья (ст. 59). Его участие в ходе уголовного судопроизводства и при осуществлении правосудия по уголовным делам определено уголовно-процессуальным законом (ст. 169, 263 УПК).

Необеспечение обвиняемому (подсудимому), не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться услугами переводчика Пленум Верховного Суда РФ отнес к существенным нарушениям уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора . Не менее четко Верховный Суд определил свою позицию по поводу неблагоприятных процессуальных последствий в случае нарушения при осуществлении правосудия права лица на пользование родным языком.

Принцип обеспечения каждому пользования родным языком при осуществлении правосудия выражает демократизм действующего законодательства и государства и определяет решение таких важных вопросов осуществления правосудия, как доступность суда для населения, обеспечение возможности осуществления прав участниками процесса. Если процесс ведется на языке, непонятном населению, нарушается и затрудняется связь суда с населением, а также ослабляется или вообще не достигается воспитательное назначение судебного разбирательства ; участвующие в процессе лица не могут реализовать предоставленные им законом процессуальные права, активно способствовать осуществлению правосудия.

О том, насколько важно знание языка судопроизводства, показывает новое установленное в ходе судебной реформы правило, согласно которому обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве на стороне лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допускается с момента фактического задержания подозреваемого или применения меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения (ст. 51 УПК).

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в отправлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации , ст. 8 Закона о судебной системе .

Конституция (ч. 5 ст. 32) устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Закон о судебной системе, российские АПК, ГПК и УПК конкретизируют это общее положение. На основе указанных нормативных актов можно сделать вывод, что такое участие осуществляется в судах общей юрисдикции (в том числе и военных судах) при осуществлении правосудия по уголовным и гражданским делам в случаях, предусмотренных процессуальными кодексами. При этом присяжные заседатели участвуют лишь по уголовным делам, притом на уровне областных и им соответствующих судов.

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи . Они, как и профессиональные судьи, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам народные заседатели постановляют совместно с профессиональным судьей в условиях соблюдения тайны совещания. Все вопросы (включая вопросы вины , ответственности и наказания) решаются простым большинством голосов, причем председательствующий (профессиональный судья) подает свой голос последним.

Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде (гарнизонном военном суде) осуществляется путем случайной выборки из общего списка народных заседателей, сформированного решением законодательного органа субъекта Федерации. Для участия в рассмотрении конкретного дела в районном суде народные заседатели отбираются путем жеребьевки из числа отобранных заседателей путем выборки.

Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, - пять лет.

Отбор народных заседателей в вышестоящих судах осуществляется по такому же принципу.

Своеобразно решен вопрос об участии арбитражных заседателей Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.). В соответствии с ч. 3 ст. 17 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции рассматривает дела, возникшие из гражданских и иных правоотношений , в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с их (арбитражных заседателей) участием.

Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей) не имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т. е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого (ст. 339 УПК). Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения и другие вопросы (ст. 339, 343 УПК РФ). Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный). При наличии обвинительного вердикта присяжных судья выносит обвинительный приговор с назначением или без назначения наказания . Не во всех случаях обвинительный вердикт влечет обязательно вынесение обвинительного приговора (чч. 4 и 5 ст. 348 УПК). Однако при всех условиях вопросы наказания судья решает единолично.

В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных (ст. 328 УПК).

К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуществлению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущенные законом разновидности и способы их (граждан) участия, кроме непосредственного отправления правосудия (в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей).

Принцип участия граждан (населения) закреплен во многих статьях Уголовно-процессуального кодекса. В частности: а) ст. 140 УПК рассматривает в качестве повода к возбуждению уголовного дела заявления граждан; б) ст. 103 УПК допускает личное поручительство в качестве мер пресечения; в) ст. 160, 170 регламентируют участие граждан в качестве понятых для удостоверения факта, содержания и результатов следственных действий.

Действующий УПК допускает при осуществлении правосудия участие в судопроизводстве граждан в качестве защитника подсудимого (ч. 2 ст. 49 УПК). Наконец, нельзя не назвать такого массового участия граждан в судопроизводстве, как дача показаний в качестве свидетелей .

Принцип охраны чести и достоинства личности

Впервые в нашей стране именно в Конституции РФ получила полное нормативное воплощение идея охраны чести и достоинства личности (ст. 21, 23, 24). Во-первых, Конституция установила, что достоинство личности охраняется государством . При этом в ст. 21 специально подчеркнуто: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию ». Во-вторых, на конституционном уровне сформулировано соответствующее международным стандартам положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну , защиту своей жизни и доброго имени. Конституция не ограничилась констатацией права и человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Она подчеркнула, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). В-третьих, Конституцией установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные конституционные положения имеют отношение к судопроизводству и осуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам, входят в предмет деятельности судебной власти уголовного процесса , а также унижающих их честь и достоинство (п. 3 ч. 2 ст. 241 УПК) допускается закрытое судебное разбирательство . Разглашение данных предварительного расследования о частной жизни участников уголовного судопроизводства допускается только при наличии на то их согласия (ч. Зет. 161 УПК).

Эти и другие положения в настоящее время подлежат применению в ходе производства по уголовным делам с учетом норм действующей Конституции. На строгое соблюдение требований Основного закона Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание судов в связи с тем, что на них Конституцией возложено исключительное право разрешать на предварительном следствии и дознании вопросы об ограничении прав граждан на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений.

Непосредственность и устность судебного разбирательства

С принципами состязательности и гласности судебного разбирательства связано действие принципов устности и непосредственности. Хотя два последних принципа непосредственно не зафиксированы в Конституции РФ , было бы правомерным отнести их к числу конституционных принципов правосудия . В литературе правильно было отмечено, что эти принципы могут быть выведены из Конституции, так как установление гласности судебного разбирательства предполагает устную форму судоговорения и непосредственное восприятие судом доказательств . Заметим, что с того времени, когда об этом писалось, произошли существенные изменения в подходах к формированию конституционного законодательства. Как было показано выше, в Конституции РФ зафиксирован принцип не только гласности, но также состязательности судебного разбирательства при равенстве прав сторон. Реализовать их вне условий устности и непосредственности практически невозможно. Устность и непосредственность судебного разбирательства- это элементарный инструментарий осуществления гласности и состязательности при осуществлении правосудия.

Допроса подсудимого, свидетеля или другого лица оглашением протоколов ранее данных ими показаний (ст. 276, 281). При этом исследование доказательств производится судом в полном составе. Нельзя, например, одному из судей поручить осмотр места происшествия или провести следственный эксперимент (ст. 287, 288 УПК).

Устность судебного разбирательства состоит в том, что доказательства должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками процесса. Устность при рассмотрении дел присуща судам всех инстанций. Для связи участников судебного разбирательства друг с другом и с судом характерна устная форма судопроизводства , наряду с которой письменное оформление отдельных процессуальных действий (путем составления протоколов, определений, вынесения приговоров) способствует их точной фиксации и позволяет вышестоящему суду проверить законность и обоснованность конечного вывода суда, а также ранее произведенных процессуальных действий.

Усиление в деятельности суда по осуществлению правосудия значения (реализации) принципов гласности, состязательности, обеспечения подсудимому права на защиту повышает роль устности и непосредственности как звеньев единой системы конституционных принципов правосудия и судопроизводства.

Введение

Принципы гражданского процесса - это основополагающие идеи, положения, руководящие начала по вопросам осуществления судопроизводства по гражданским делам, закрепленные и раскрытые в нормах гражданского процессуального права.

Пока принципы не закреплены в нормах права, они являются научной доктриной. Принцип становится правовым после раскрытия его сути в норме права.

Принципы устанавливают содержание, структуру гражданского процессуального права. Они определяют цель процесса и методы достижения этой цели, характеризуют содержание деятельности субъектов гражданского процессуального права, определяют существенные черты, выражающие сущность процессуального права.

Принципы гражданского процессуального права представляют собой не просто группу принципов, а образуют определенную их совокупность, систему. Это обусловливается единством выраженных в них идей, устремленностью к выполнению единой цели, подчеркивает публичный характер гражданского процесса.

Каждый из принципов играет самостоятельную роль в стадиях процесса или его отдельных институтах.

Конституционные основы (принципы) правосудия - это закрепленные в Конституции РФ и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы РФ.

Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему, которая включает:

  1. принципы судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.);
  2. принципы судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы гражданского правосудия:

    • принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15 ;
    • осуществление правосудия только судом - ст. 118 ;
    • доступность судебной защиты - ст. 46 ;
    • осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом - ст. 19 ;
    • участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32 , ч. 4 ст. 123 ;
    • состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123 ;
    • независимость судей и подчинение их только закону - ст. 120 ;
    • гласность в деятельности суда - ч. 1 ст. 123 ;
    • государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах - ст. 68 , ч. 2 ст. 26 .

Принцип законности правосудия

Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.

Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности:

  1. правосудие осуществляется на основе Конституции РФ и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов;
  2. при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени (закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением).

Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников.

По гражданскому (арбитражному) делу кроме норм Гражданского кодекса РФ суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

  1. только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка;
  2. именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.

Осуществление правосудия только судом

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции PФ.

Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского процесса.

Принцип отправления правосудия только судом действует и в гражданском, и в арбитражном судопроизводстве (процессе).

В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:

  • когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд;
  • на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной;
  • решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Равенство всех перед законом и судом

Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, - связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном.законе. Таким образом, судам была предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.

Равенство перед законом означает:

  1. одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам (не допускается изъятие или исключение из требований закона каких-либо положений из-за социальных, имущественных, национальных и иных различий сторон при решении вопроса о признании или отказе в признании исковых требований в гражданском процессе);
  2. необходимость исключения в законотворческой деятельности возможности установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.

Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы, независимо от социальных, имущественных и других различий.

Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя считается гражданским долгом. Деятельность присяжных заседателей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации ».

Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.

Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе

В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Под сторонами в гражданском (арбитражном) процессе понимаются истец и ответчик.

Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов . При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение гражданских и арбитражных дел. Так, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и создает условия для правильного применения законодательства.

Принцип состязательности и равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Прослеживается этот принцип и в вышестоящих инстанциях.

Независимость судей и подчинение их только закону

Судья Конституционного суда в отставке, профессор Высшей школы экономики Тамара Морщакова .

Конституция РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120).

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих различные стороны осуществление правосудия и деятельности судов, в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Суд относится к числу таких государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения многих органов, должностных и частных лиц. Таким образом, проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

В этой ситуации принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Сама формула подчинения судей только Конституции РФ имеет основополагающее значение. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, является актом прямого действия и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию РФ, осуществлять контроль за законностью правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

Юридические гарантии независимости судей реально воплощены в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и других положениях Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации ». В соответствии с упомянутым законодательным актом судьи несменяемы; гарантируется их неприкосновенность и предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, а также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность (см. гл. 8).

Законодательство предусматривает строгую ответственность за вмешательство в деятельность суда как органа судебной власти и не только при непосредственном отправлении правосудия, но и за попытку оказать незаконное воздействие на судью на любом этапе исполнения им своих обязанностей.

Принцип гласности в деятельности суда

Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов, во всех судах судебной системы РФ рассмотрение конкретных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях.

На судебные заседания допускаются все граждане (по уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они - обвиняемые, потерпевшие или свидетели по делу).

Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой - свидетельствуя о демократических началах судопроизводства, служит своего рода контролем населения за правосудием, дисциплинирует суд, обязывает носителей судебной власти строго относиться к выполнению установленных законом процедур.

В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио- и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают:

  • гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле (гласность в узком смысле слова);
  • гласность для народа (или публичность).

Публичность заключается в праве присутствия в зале судебного заседания посторонних лиц, т.е. публики, включая представителей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении.

Исключения из принципа гласности:

  1. ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания;
  2. ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда.

Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах

В соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей территории Российской Федерации считается русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68). Признавая равноправие всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию, с учетом ее национально-государственного устройства, Конституция РФ установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

С позиций этих основных конституционных требований решается и вопрос о языке судопроизводства и делопроизводства в судах. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации » установил, что судопроизводство и делопроизводство в судах ведется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» конкретизировал эту норму следующим образом (ст. 10):

  • судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, арбитражных и всех военных судах ведется на русском языке;
  • судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах обшей юрисдикции - на русском или государственном языке республики, на территории которой находится суд;
  • в судах субъектов РФ: конституционных, уставных и у мировых судей - на государственном языке республики или русском языке.

Из изложенного следует, что все стадии производства должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Это право не предусматривает каких-либо исключений и не должно зависеть от усмотрения следователя или судьи.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация