Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации согласно Конституции? Государственная власть в рф

Главная / Авто

Государственная власть – это способность государства легитимно и легально подчинять свой воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Источником государственной власти, как и суверенитета (т.е. независимости) является народ. Если народ в осуществлении государственной власти пользуется услугами профессиональных чиновников и системы государственных органов он осуществляет власть опосредствованно, если же он выражает свою волю на референдуме – то это будет прямым осуществлением государственной власти. Государственная власть и система её органов в позитивном плане должна обслуживать потребности своего народа – обеспечивать социальную природу государства, оказывать необходимые государственные услуги, поддерживать уровень жизни и устойчивое развитие страны.

Государственная власть – категория, ставящая свой задачей обеспечение поддержания конституционного порядка. Государственное принуждение, выраженное в работе полиции, судов, приставов, системы исполнения наказаний, органов прокуратуры направлено на меньшинство, нарушающее принятые правила и законы. Слова "легитимно и легально" означают, что государственная власть осуществляется только теми лицами и органами, которым её разрешил осуществлять народ и только в рамках закона. Проблема легитимности и ненасильственного отстранения от власти не легитимных органов и политиков – одна из самый острых в современном мире, поскольку легально такой процесс может протекать только в ходе выборов, результаты которых можно подтасовать.

В современных демократических обществах государственная власть, как правило, поделена между тремя независимыми ветвями: исполнительной (Правительство РФ, входящие в его состав министерства и ведомства), законодательной (Совет Федерации и Государственная Дума) и судебной (Верховный суд РФ, а также суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ). В России Президент, в отличие от некоторых республик, помещен над ветвями власти и выступает арбитром в спорах между ними и гарантом Конституции РФ. С 1991 по 1993 год это место было отведено Конституционному Суду. В других государствах президенты либо возглавляют исполнительную власть, либо выполняют декоративные функции.

Отношения между ветвями власти регулирует система "сдержек и противовесов". Это означает, что полномочие, скажем, президента уравновешивается полномочием парламента, дабы ни президент, ни парламент не могли узурпировать власть в стране. Точно также работают механизмы совместного формирование высших судов – ни одна из сил, участвующих в их формировании не может монопольно формировать состав их судей и тем самым обеспечивать себе поддержку или усиливать тем самым себя.

Государственная власть не существует сама по себе. Осуществляясь в соответствии с Конституцией и федеральными законами системой органов государственной власти она требует финансирования, которое осуществляется посредством налогов и сборов.

За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) - исторически сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа.

В России наиболее важные отечественные традиции - общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость, приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет) народов России - сильное централизованное государство, способное обеспечить необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали противоречия, отчужденность между государством и человеком.

Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию - патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи онепогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.

Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод и устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент).

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет федеральные законы.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Органы правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Но надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему , олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой , объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

План работы:

1 Вступление. Срт.3

2 Формы государства. Стр.4

а) Формы правления. Стр.5

б) Форма государственного режима. Стр.6

3 Государственная власть в РФ. Стр.7

а) Президент. Стр.8

б) Законодательная власть. Стр.11

в) Исполнительная власть. Стр.11

г) Судебная власть. Стр.12

4 Заключение. (Государственная Дума РФ). Стр.15


«Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти» - Б.Н.Ельцин.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.


Форма государства :

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

Как создаются высшие органы государства и какого их строение;

Как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

Монархические (единоличные, наследственные)

Республиканские (коллегиальные, выборные)

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

Унитарное;

Федеративное;

Конфедеративное.

Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.


«Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция РФ ст.10


Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация - одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.


ПРЕЗИДЕНТ . Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введен ряд запретов.

Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход - отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Полномочия Президента. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ . Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ . «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ . К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.

По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.


Федеральное собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа

депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и

культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней

организации деятельности палаты.

Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет по экономической политике, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям с

соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам

местного самоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности,

строительству, транспорту и энергетике.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.

Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.

Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать

подкомитеты.

В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты;

организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и

федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного

объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые

обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации,

в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. В настоящее время в Государственной Думе

существуют следующие фракции и депутатские группы: Фракция аграрной партии России, Фракция «Выбор России», Фракция демократической партии России, Фракция политического движения «Женщины России», Фракция коммунистической партии Российской Федерации, Фракция либерально-демократической партии России, Фракция партии Российского единства и согласия, Фракция «ЯБЛоко», Депутатская группа «Новая региональная политика», Депутатская группа либерально-демократический союз «12 декабря» (данное

перечисление по понятным причинам является достаточно условным.

Государ­ственная власть в Российской Федерации осуществляется на ос-

нове разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную.

Такое разделение преследует следующие цели:

Специализации органов государственной власти по функци­ям (разработка законов, их исполнение, разрешение правовых споров);

Предотвращения концентрации, монополизации власти од­ним человеком, одним органом государственной власти;

Уравновешивания, сдерживания друг друга различными вет­вями власти.

Государственную власть в Российской Федерации осуществля­ют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

Главой государства является Президент РФ. Термин «прези­дент» происходит от латинского слова «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В уста­новленном Конституцией Российской Федерации порядке он при­нимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает со­гласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституци­ей и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава госу­дарства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами Россий­ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, по­стоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Компетенция Президента представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и обще­ственной жизни, установленных Конституцией РФ. Она реализу­ется в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), а также в пределах вопро­сов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Президент имеет обширные полномочия по назначению членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности его заместите­лей, федеральных министров. При этом согласия Государственной Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется.

Глава государства представляет Государственной Думе канди­датуру для назначения на должность Председателя Центрального 96

банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от за­нимаемой должности. Благодаря конституционному праву пред­седательствовать на заседании Правительства Президент в отдель­ных случаях может взять руководство им на себя, давать непо­средственные поручения и указания всем членам Правительства. Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента и Правительства является его право принять решение об отставке Правительства.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности как орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь. Однако в настоящее время такого рода представители есть во всех краях, областях, городах федерального значения, автономных округах, а также в ряде республик в составе Российской Федерации.

Президент РФ располагает совокупностью полномочий, позво­ляющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и прекращение ее полномочий, так и на ее законодатель­ную деятельность.

Президент осуществляет руководство внешней политикой Рос­сийской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Со­бранию об основных направлениях внешней политики, назначе­ние на должность министра иностранных дел, назначение и от­зыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических пред­ставителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.

В качестве руководителя внешней политикой России Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос­сийской Федерации. В соответствии с нормами международного права Президенту России не требуется подтверждения соответству­ющих полномочий на ведение переговоров и подписание догово­ров перед другой стороной, они органически присущи ему как гла­ве государства.

Кроме того, Конституция предоставляет главе государства право принимать решение о назначении референдума, решение вопро­сов гражданства Российской Федерации и предоставления поли­тического убежища.

Президент награждает государственными наградами, присваи­вает почетные звания Российской Федерации. Президент осуще­ствляет помилование. Актом помилования является решение гла­вы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к Президенту с соответствую­щим ходатайством.

Полномочия Президента реализуются через принятие им пра­вовых актов. Согласно ст. 90 Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые носят подзаконный характер.

Государство осуществляет свою деятельность посредством орга­нов государственной власти.

Орган государственной власти - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, дея­тельность которого регламентируется правом.

Классификация органов государственной власти Российской Федерации проводится по критериям принадлежности к той или иной ветви власти и принадлежности к тому или иному уровню власти (федеральному или субъекта Федерации).

Законодательную ветвь власти составляют представитель­ный орган Федерации: Федеральное Собрание и представитель­ные органы субъектов Федерации, названия которых определя­ются в конституциях, уставах субъектов (Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание, Государственный совет Республики Татарстан и т.п.).

Представительный характер Федерального Собрания обуслов­лен порядком формирования его двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации (СФ) составляют представители субъектов Федерации по два от каждого субъекта: один от представительно­го органа власти субъекта Федерации, второй - от исполнительного органа власти субъекта Федерации (всего 176 депутатов от 88 субъ­ектов Федерации). К ведению СФ отнесены три группы вопросов:

1. Исключительные полномочия, определенные ст. 102 Кон­ституции.

2. Законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата должна рассмотреть, одобрить или откло­нить закон, принятый Государственной Думой (ГД).

3. Полномочия по самоорганизации: решение СФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов - не менее 2/3 из числа депутатов должны быть «за».

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Полномочия ГД делятся на исключительные (ст. 103), законодательные, реализуемые в форме принятия зако­нов, полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании, квалифицирован­ное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федераль­ных конституционных законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим ор­ганом. Депутаты Государственной Думы работают на профес- 98

сиональной основе и не могут находиться на государственной служ­бе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре­подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Исполнительную власть на уровне Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, а на уровне субъектов Федера­ции - правительства субъектов Федерации.

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституци­ей РФ, Федеральным конституционным законом «О Правитель­стве Российской Федерации», федеральными законами, Указами Президента РФ.

Правительство действует в пределах срока полномочий Прези­дента. Государственная Дума может выразить недоверие Предсе­дателю Правительства РФ, после чего Президент может согла­ситься с ее решением и объявить об отставке правительства либо не согласиться.

Правительство РФ исполняет все государственные функции: регулирует экономические процессы, формирует и исполняет бюджет, осуществляет социальную политику, обеспечивает закон­ность, реализацию прав и свобод человека и гражданина в Рос­сийской Федерации, оборону, государственную безопасность, про­водит необходимую внешнюю политику и др.

Наряду с Правительством на федеральном уровне в систему органов исполнительной власти входят органы специальной ком­петенции: министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы Российской Федерации и иные органы ис­полнительной власти.

На уровне субъектов Российской Федерации исполнительную власть наряду с правительствами субъектов осуществляют депар­таменты, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти.

Глава 7 Конституции РФ полностью посвящена судебной вла­сти. Статья 118 Конституции гласит, что правосудие в Россий­ской Федерации осуществляется только судом посредством кон­ституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особенности судебной власти:

Самостоятельность судебной власти, ее независимость от дру­гих ветвей власти. Независимость судебной власти обеспечивает­ся несменяемостью и неприкосновенностью судей;

Осуществление правосудия только судом;

Состязательность и равноправие сторон при судебном разби­рательстве;

Гласность судебного разбирательства.

Суды образуют судебную систему Российской Федерации, кото­рая устанавливается Конституцией и Федеральным конституцион­ным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Структура судебной системы Российской Федерации:

1. Федеральные суды.

2. Конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъек­тов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, район­ные суды, специализированные суды. Все эти суды образуют под­систему федеральных судов обшей юрисдикции.

3. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федера­ции. Все эти суды образуют подсистему федеральных арбитражных судов .

Еще по теме Система органов государственной власти в России.:

  1. § 1.1. Возникновение и становление следственных органов в системе органов государственной власти России
  2. § 3. Место Банка России в системе органов государственной власти
  3. Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления
  4. ВЕЧЕ И КНЯЗЬ B ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ - ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
  5. § 3. Представительная власть в системе органов государственной власти Республики Казахстан
  6. 3.3.5 Нормативные акты иных федеральных органов государственной власти: понятие, содержание и виды. Юридическая сила подзаконных нормативных актов федеральных органов государственной власти.
  7. 26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Из­менения в центральных и местных органах власти и управления.
  8. 68.Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
  9. 63. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
  10. 20. Оспаривание решений, действий / бездействия / органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государствен­ных и муниципальных служащих.
  11. Производствопо делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  12. § 1. Принципы построения и функционирования системы органов государственной власти в Республике Казахстан
  13. 88. Особенности производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
  14. 45. Система органов государственной власти в первой половине XIX века.
  15. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги -



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация