О недействительности сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Закон или иной нормативный

Главная / Авто

Скрыпник Денис Олегович, соискатель кафедры гражданского права ФГБОУ ВПО "Тверской государственный университет", начальник имущественно-правовой службы ОАО "Электросетьсервис ЕНЭС" (г. Москва).

Статья 168 ГК РФ и положения иных нормативных правовых актов, применяемых в совокупности при определении недействительности сделки, составляют перечень источников права, в которых реализуется правовая оценка гражданского оборота и составляющих его юридически значимых действий. В настоящей статье рассматриваются вопросы применения юридической конструкции ст. 168 ГК РФ в гражданском обороте, а также анализируются характерные черты ее реформирования в условиях изменения гражданского законодательства.

Ключевые слова: сделка; недействительность сделки; закон или иной правовой акт; правовая оценка.

About of invalidity of transaction violates the requirements of the law or other legal act

Skrypnik Denis Olegovich, competitor of the civil law Department of the Tver State University.

Art. 168 of the Civil Code of the Russian Federation and regulations of other normative legal acts, applied to define invalidity of legal transaction, make up a list of law sources that are applied for the legal evaluation of civil circulation and comprise legally significant acts. In the present article we examine the problems of judicial construction of the art. 168 of the Civil Code of the Russian Federation in legal transaction, besides we analyze typical traits of its reformation in the process of the civil legislation amendment.

Key words: transaction; invalidity of transaction; law or other normative legal acts; legal evaluation.

Статья 168 ГК РФ и положения иных нормативных правовых актов, применяемых с ней в совокупности при определении недействительности сделки, составляют перечень источников права, в которых реализуется правовая оценка гражданского оборота и составляющих его юридически значимых действий. ГК РФ трактует понятие правовых актов, содержащих нормы гражданского права, весьма узко. В п. 2 ст. 3 ГК РФ под законодательством буквально понимаются сам ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Иными правовыми актами, содержащими нормы гражданского права, признаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации (п. 6 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в качестве источников гражданского права, которым должна соответствовать сделка, ГК РФ не рассматривает акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В то же время иное расширительное толкование норм ст. 168 ГК РФ зачастую находит свое отражение в судебной практике, при этом в некоторых случаях, констатируя такое расширительное толкование, суды не дают ему какого-либо обоснования.

В Постановлении ФАС Московского округа от 7 февраля 2012 г. по делу N А41-30396/10 отмечено, что применение при рассмотрении дела Приказа Минтранса РФ от 20 июня 1994 г. N ДВ-58 "Об утверждении "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93" позволило суду апелляционной инстанции правильно разрешить сложившийся спор между заявителем и ответчиком <1>.

<1>

В Постановлении ФАС Уральского округа от 13 октября 2011 г. N Ф09-5801/11 по делу N А60-40461/10 суд указал, что ссылка заявителя кассационной жалобы на неправомерное применение судами к спорным правоотношениям разъяснений Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенных в письме от 14 мая 2005 г. N 2220-АБ/70, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному применению к отношениям сторон, подлежит отклонению <2>.

<2> Документ опубликован не был. См.: СПС "КонсультантПлюс".

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 сентября 2000 г. N 6278/98, N 6288/98 по делу N А40-12908/98-24-189, N А40-12909/98-24-190 указал, что при применении Инструкции Министерства финансов Российской Федерации к спорным правоотношениям судом не учтен предмет ее регулирования <3>. Эта Инструкция является специальным нормативным актом, устанавливающим порядок получения, расходования и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, т.е. она устанавливает внутренние правила работы с драгоценными металлами и камнями для предприятий, учреждений и организаций и не содержит положений, регулирующих гражданский оборот этих видов имущества. Таким образом, на основании данного примера находит свое отражение подход ВАС РФ к вопросу о законе и иных правовых актах, которым должна соответствовать сделка. Речь идет исключительно о гражданском законодательстве и иных актах, содержащих нормы гражданского права в соответствии с положениями ст. 3 ГК РФ.

<3> Вестник ВАС РФ. 2000. N 12.

В проекте изменений в Гражданский кодекс РФ, принятом Государственной Думой в первом чтении 27 апреля 2012 г., юридическая конструкция ст. 168 ГК РФ изложена в более раскрытом виде <4>:

<4> Текст документа размещен на сайте в сети Интернет по адресу: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=47538-6&02.
  1. сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, ничтожна, если законом или иным правовым актом, требования которого нарушены, установлено, что она является недействительной;
  2. сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима;
  3. в иных случаях сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью соответствующей сделки.

Исходя из представленной в проекте изменений в ГК РФ конструкции ст. 168 ГК РФ, юридическая судьба сделки будет определяться на основании следующих практических ситуаций соотношения ст. 168 ГК РФ и норм закона или иных правовых актов.

Ситуация первая. Статья 168 ГК РФ в совокупности с нормой закона, входящего в сферу гражданского законодательства.

Гражданско-правовая сделка ничтожна, если она нарушает гражданско-правовую норму, в которой прямо написано, что сделка является недействительной (абз. 1 новой редакции ст. 168 ГК РФ), либо в гражданско-правовой норме не указывается на оспоримость сделки, ее нарушающей (абз. 2 новой редакции ст. 168 ГК РФ). Сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов, далеко не всегда прямо указаны законом как недействительные, в таких случаях их недействительность вытекает из самого факта нарушения требований закона в соответствии со ст. 168 ГК РФ. Вместе с тем случаи прямого указания на недействительность сделок в ГК РФ достаточно многочисленны. В частности, ничтожными являются:

соглашение об изменении сроков исковой давности (ст. 198 ГК РФ);

соглашение, ограничивающее право залогодателя завещать заложенное имущество (п. 2 ст. 346 ГК РФ);

заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства (п. 4 ст. 401 ГК РФ);

запрет уступки денежного требования (п. 1 ст. 828 ГК РФ);

соглашение об отказе доверителя отменить поручение или поверенного отказаться от поручения (п. 2 ст. 977 ГК РФ).

В качестве примера можно также выделить ничтожные сделки, являющиеся таковыми в силу несоответствия закону или иному правовому акту предмета сделки:

обещание подарить все свое имущество или его часть без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности (п. 2 ст. 572 ГК РФ);

условия договоров страхования, противоречащие установленным правилам о том, страхование каких интересов не допускается (ст. 928 ГК РФ).

Ситуация вторая. Статья 168 ГК РФ в совокупности с положением закона, указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, содержащего норму гражданского права.

В рассматриваемой ситуации применяются те же последствия совершения нарушающей закон или иной правовой акт сделки, что и в первой ситуации, рассмотренной выше. Однако здесь необходимо принять во внимание, что нарушаемая сделкой норма должна являться нормой гражданского права, т.е. регулировать отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ.

Например , в соответствии с п. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям об одинаковости его условий для всех потребителей, за известными исключениями, а также не соответствующие изданным Правительством Российской Федерации обязательным для сторон типовым договорам и положениям, являются ничтожными. К числу таких актов, в частности, относятся Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 <5>, Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 310 <6>, Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 32 <7>, и т.д.

<5> СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 4734.
<6> СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 2030.
<7> СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 553.

Ситуация третья. Статья 168 ГК РФ в совокупности с нормой закона, указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, актов федеральных министерств и ведомств, не относящихся к сфере гражданского законодательства и не содержащих норму гражданского права.

В правоприменительной практике зачастую юристы следуют логике, что акты хоть и не относятся к гражданскому законодательству согласно ст. 3 ГК РФ, но приняты в развитие положений актов гражданского законодательства. Вместе с тем в абз. 2 новой редакции ст. 168 ГК РФ, предлагаемой в проекте изменений в ГК РФ, законодатель указывает, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц , ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима.

В теории правовой науки основополагающим принципом является принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы . Таким образом, решение вопроса о действительности сделки зависит от содержания публичных интересов, которые в рамках ст. 168 ГК РФ можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле публичные интересы - это обеспечение соблюдения всех законов, действующих в Российской Федерации, а значит, нарушение сделкой любого закона есть нарушение публичных интересов, в связи с чем сделка ничтожна. В узком смысле публичные интересы - установленные в нормах права гарантии и положения, направленные на решение задач, поставленных перед государством Конституцией и законом. Это могут быть регулятивные нормы, но это не все правовые нормы государства.

Приблизительно та же логика должна применяться при определении содержания "прав и охраняемых законом интересов третьих лиц". Нарушение прав и охраняемых законом интересов третьих лиц в широком смысле - это любое ограничение юридической возможности, которая могла бы быть реализована третьим лицом на основании нормы закона. В узком смысле нарушение прав и интересов третьих лиц предполагает совершение сделки, нарушающей конкретную норму права, а также интересы лица, которые непосредственно затронуты сделкой. Например , сделка по передаче в доверительное управление арендуемого имущества нарушает право арендодателя распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

Одним из проявлений сделки, нарушающей публичные интересы либо права и законные интересы третьих лиц, является сделка, совершенная в нарушение запрета, установленного судом или административным органом, например, в качестве обеспечительной меры в рамках искового производства.

По нашему мнению, для целей применения ст. 168 ГК РФ наряду с возможным нарушением сделкой норм гражданского законодательства следует применять узкую трактовку публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц. Такой подход является более целесообразным с точки зрения обеспечения стабильности гражданского оборота.

Ситуация четвертая. Статья 168 ГК РФ в совокупности с нормами закона о публичной ответственности (УК РФ, КоАП РФ).

Совершение юридически значимого действия, которое рассматривается как сделка и при этом является деянием, за которое законом предусмотрена публичная ответственность, означает противоправность сделки, но не обусловливает ее недействительность. Например , получение взятки (ст. 290 УК РФ) является по своей гражданско-правовой форме сделкой по передаче денежной суммы или иного имущества в качестве встречного предоставления за совершение второй стороной фактических или юридических действий. Противоправность данного действия приводит к применению наказания в рамках уголовного права. Что же касается самой сделки по передаче взятки, то ее юридическая судьба решается в рамках гражданского процесса на основании норм ст. 168 ГК РФ. При этом возникает вопрос, а должна ли такая сделка признаваться недействительной. Безусловно, ст. 290 УК РФ не является нормой гражданского законодательства. Такая сделка является ничтожной как сделка, совершенная с нарушением публичных интересов. Нарушение публичных интересов имеет место, поскольку в государстве принят целый пакет антикоррупционных законов и программ, направленных на исключение взяточничества <8>.

<8> См., например: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов) // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084 и др.

Ситуация пятая. Статья 168 ГК РФ в совокупности с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <9>.

<9> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

В п. 5 ст. 40 НК РФ предложено определение гражданского оборота с точки зрения налогового законодательства, под которым понимается рынок товаров (работ, услуг).

Совершение сделки по логике налогового и бухгалтерского законодательства рассматривается как хозяйственная операция, а ее действительность предполагает реальность хозяйственной операции. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 февраля 2003 г. N 9872/02 по делу N А45-5692/01-СА23/162 документы, представленные налогоплательщиком (счета-фактуры, документы, подтверждающие оплату, а также документы, подтверждающие выполнение работ и услуг), должны не только соответствовать предъявляемым НК РФ требованиям, но и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия <10>. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. N 9299/08 по делу N А40-16436/07-107-121 указано, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и отнесения сумм, уплаченных за товар поставщику на расходы при исчислении налога на прибыль, правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции <11>.

<10> Вестник ВАС РФ. 2003. N 7.
<11> Вестник ВАС РФ. 2009. N 3.

Сделка, которая не является реальной хозяйственной операцией в понимании налогового законодательства, является ничтожной как сделка, нарушающая публичные интересы, поскольку получение одним из контрагентов налогового вычета по НДС при отсутствии реального совершения хозяйственной операции происходит за счет бюджета, а поскольку второй контрагент не уплатил НДС по отсутствующей операции, бюджет несет убытки. Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" <12> при изменении юридической квалификации гражданско-правовых сделок судам следует учитывать, что сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ), являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений ст. 166 ГК РФ. В связи с тем что предпринимательской деятельностью является деятельность, осуществляемая на свой риск, негативные последствия выбора контрагента не могут быть возложены на бюджет Российской Федерации.

<12> Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.

На наш взгляд, законодатель пытается решить в новой редакции ст. 168 ГК РФ сверхзадачу, а именно урегулировать все случаи нарушения сделкой закона или иного правового акта. В отношении ситуации, когда из закона следует, что сделка может быть оспорена или прямо указывается на ее недействительность (ничтожность), вопросов не возникает. Но конструкция ст. 168 ГК РФ в ее новой редакции идет дальше, пытаясь защитить публичные интересы и права и законные интересы третьих лиц. При этом сделки, нарушающие публичные интересы либо права и законные интересы третьих лиц, изначально ничтожны, поскольку согласно абз. 2 новой редакции ст. 168 ГК РФ "в законе или ином правовом акте не указано, что сделка является оспоримой". В то же время законодатель как в действующей редакции ст. 168 ГК РФ, так и в проекте изменений ГК РФ говорит об иных последствиях совершения сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта, не связанных с ее недействительностью. Представляется, что такие последствия имеют место, когда сделка нарушает требования закона или иного правового акта, однако норма данного акта не предусматривает ее недействительность (ничтожность) или оспоримость, а суд не устанавливает нарушение публичных интересов либо прав и законных интересов третьих лиц. В данном случае можно говорить о так называемом целевом толковании нормы закона или иного правового акта, положения которого нарушены сделкой, для целей определения ее юридической судьбы, в том числе последствий, не связанных с ее недействительностью.

Правовая система большинства современных государств функционирует на основе нормативных актов. Подобного типа источники права в российской юридической системе представлены в самом широком спектре разновидностей. Какие органы власти отвечают за принятие нормативных актов в РФ? Какова специфика субординации соответствующих источников права в аспекте сопоставления юридической силы?

Нормативные акты в системе источников права

Нормативные акты - это один из наиболее распространенных в современных государствах видов источников права. В зависимости от конкретной страны, они будут являться ведущими или же сочетаться с иными категориями, такими как, например, правовой обычай или судебные прецеденты. Основной признак, который характеризует нормативные акты - издаются они при непосредственном участии политических институтов (законодательных, исполнительных органов). Это значит, что во всех случаях они будут иметь официальный, общеобязательный характер. Рассмотрим прочие признаки, характеризующие нормативные акты.

Признаки нормативных актов

Прежде всего отметим, что источники права, о которых идет речь, носят правотворческий характер. Нормы посредством них устанавливаются, корректируются или отменяются. Другой важнейший признак нормативных актов - они издаются в пределах компетенции конкретного органа власти (например, парламента). Соответствующие источники права имеют письменную форму, а также обладают различными реквизитами (если говорить о российской юридической традиции, то в числе таковых - вид, принявший орган, дата и место утверждения акта, его номер).

Нормативные акты не должны противоречить тем источникам права, у которых юридическая сила выше. Также они должны быть публичными. Нормативные акты - это источники права, направленные, главным образом, на регулирование отношений в социуме в целом или в рамках некоторой социальной группы. Если тот или иной акт не будет этому критерию соответствовать, то нормативным его считать не корректно.

Соотношение законов и нормативных актов

Закон и нормативный акт - это одно и то же? Все зависит от интерпретации данных терминов, вариантов которой может быть много. Закон в общеправовом смысле - это любой источник права, в том числе и тот, что основан, например, на правовых обычаях. В этом смысле рассматриваемые термины могут выступать синонимами, так как любой нормативный акт так или иначе будет законом. Однако возможны и иные трактовки исследуемых понятий.

Закон в узком смысле - это правовой акт, принимаемый представительным органом власти - Парламентом. При этом в юридической системе государства могут существовать те или иные виды нормативных актов, в разработке и утверждении которых Парламент участия не принимает. Если говорить о российской модели, это могут быть Указы Президента РФ или же Постановления Правительства.

Указ главы государства - это нормативный акт, но не «закон» в узком смысле этого слова. И потому отождествлять в данном контексте рассматриваемые термины некорректно. В свою очередь, Госдума и Совет Федерации разрабатывают и утверждают правовые акты, классифицируемые как «законы», но в более узком значении. Поскольку они считаются нормативными актами, то в этом контексте отождествлять изучаемые нами термины можно.

Критерии юридической силы нормативного акта

В чем выражается юридическая сила источников права, о которых идет речь? Если говорить о юридической модели, сформировавшейся в РФ, можно отметить, что нормативные акты Российской Федерации в любом случае соответствуют принципам, определенным на уровне Конституции страны, а также той классификации, что излагается в основном законе государства. Соблюдается принцип соподчиненности источников права.

Классификация актов: Конституция

Рассмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой модели. Ключевой закон России - это Конституция. Особенность данного нормативного акта - в том, что он призван обеспечивать баланс интересов различных групп социума, а также формулировать базовые положения, отражающие принципы общественного контракта между гражданами и государством.

Российская Конституция - это нормативный акт, характеризующийся высшей юридической силой. Он учреждает ключевые принципы управления государством, которые должны быть раскрыты в нормативных актах с более низкой юридической силой. Специфика Конституции РФ в том, что она утверждается в ходе прямого голосования гражданами РФ. Остальные органы государственного управления формируются в соответствии с конституционными нормами.

Классификация актов: законы

Ступенью ниже относительно юридической силы Конституции в правовой системе РФ располагаются законы. Они представляют собой государственные нормативные акты, принятые законодательным органом власти. В российском варианте он может быть федеральным или региональным. Законы характеризуются рядом особых признаков. Рассмотрим их.

Во-первых, предполагается, что в законах отражена воля граждан страны, которая делегирована посредством представительных органов власти. Во-вторых, законы характеризуются наибольшей длительностью действия в сравнении с иными нормативными актами с меньшей юридической силой. В-третьих, данного типа нормативные акты РФ принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы в РФ представлены на двух уровнях - федеральном и региональном. Какие относятся к первым? На верхней ступени - Федеральные конституционные законы. Далее равную юридическую силу имеют два типа актов. Во-первых, это Федеральные законы - источники права, принятые по факту утверждения Конституции РФ в 1993 году. Во-вторых, это законы (называемые иногда «обычными») - источники права, принятые до того, как был утвержден основной закон страны. Кодексы - Гражданский, Семейный, Налоговый и другие относятся к ФЗ.

Можно отметить, что Закон РФ о поправках к Конституции играет особую роль в правовой системе РФ. Данный акт характеризуется существенными ограничениями в аспекте круга лиц, которые имеют право вносить его на обсуждение в Парламент. Также одобрять его должны субъекты РФ.

Рассмотрим подробнее специфику различных видов российских Законов, а также иных источников права, которые могут иметь признаки правовых норм. Начнем с Федеральных конституционных законов - вторых по юридической силе актов после Конституции России.

Федеральные конституционные законы

Данные нормативные акты - это инструмент регулирования государством ключевых общественных отношений, о которых идет речь в Конституции России. Значительная часть ФКЗ направлена на юридическое оформление статуса ключевых политических институтов. В частности, к таковым актам можно отнести ФКЗ о Правительстве РФ или, например, о Конституционном Суде России. Иные ФКЗ регулируют различные правовые состояния. К таковым можно отнести закон, определяющий условия и порядок введения в государстве чрезвычайных положений. Федеральные конституционные законы - главный источник права в рамках прецедентов, отражающих изменения в территориальном составе РФ - например, при принятии в Россию новых субъектов. Для того чтобы ФКЗ был принят, за него должны проголосовать не менее чем две трети депутатов Госдумы, а также три четверти сенаторов Совета Федерации.

Федеральные законы

Данные федеральные нормативные акты - в числе самых многочисленных. При этом ФЗ на практике могут быть представлены в достаточно широком спектре разновидностей. Так, например, разновидностью ФЗ являются различные Кодексы, которые представляют собой систематизированные источники, призванные регулировать ту или иную сферу общественных коммуникаций.

Многие Кодексы считаются основополагающими актами в тех или иных сферах социального взаимодействия. Например, ГК РФ - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой в среде гражданско-правовых актов. Схожую роль играют Бюджетный, Семейный, Налоговый Кодексы.

Законы о ратификации

Можно отметить, что в российской правовой системе есть особый вид нормативных актов - федеральные законы, ратифицирующие (или, наоборот, денонсирующие) различные международные соглашения России. Работают данные источники права в соответствии с положениями 15-й, а также 106-й статей Конституции России.

Главная особенность данных нормативных актов - они имеют юридическую силу выше, чем законы, принимаемые внутри государства.

Подзаконные нормативные акты федерального уровня

Есть в российской системе также подзаконные нормативные акты. Это могут быть указы главы государства, постановления Правительства и иные источники права, призванные дополнять федеральные и иные законы. Их юридическая сила ниже, чем у ФЗ и ФКЗ, но и процедура их принятия гораздо проще: Президенту РФ, например, не требуется согласовывать свои действия с Парламентом. Однако издать прямо противоречащий положению ФЗ и ФКЗ Указ глава российского государства не может.

Указы Президента

Основная роль Указов - придание статуса нормативных актов компетенциям Президента РФ, которые зафиксированы в 4-й главе Конституции России. Указы главы государства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они, как мы уже отметили выше, не должны противоречить ФЗ, ФКЗ, а также, разумеется, Конституции. Можно отметить, что некоторые Указы Президента относятся к категории ненормативных. В самом начале статьи мы определили один из критериев отнесения того или иного источника права к нормативным актам - публичность. Соответственно, те Указы главы государства, положения в которых не предполагают этого критерия (то есть направленные на узкий круг лиц), относятся к ненормативным. Подобные акты могут быть связаны, например, с отставками или назначениями в Администрации Президента и иных органах власти.

Постановления Правительства

Постановление Правительства РФ - это также нормативный юридический акт, относящийся к категории подзаконных. Издаются они на основе положений конституции РФ, различных ФЗ или же Указов главы государства. Они также обязательны для соблюдения во всех регионах страны. При этом Президент РФ вправе отменять Постановления высшего исполнительного органа власти, если они противоречат основному закону страны (Конституции), ФЗ или же Указам главы государства. Исполняются Постановления в пределах предметов ведения, которые могут относиться к РФ или же в совместном порядке к РФ и субъектам. Таким образом, исполнительные органы на федеральном и региональном уровне функционируют в рамках единой системы.

В структуре Правительства РФ работают различные министерства и ведомства. Они также могут издавать нормативные акты. Это могут быть инструкции, письма, приказы, положения и т. д. Их юридической силы достаточно с точки зрения обязательности исполнения гражданами и организациями, участвующим в сфере правоотношений, которая регулируется соответствующим актом. Источники права, которые издают федеральные органы, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции России, а также впоследствии опубликованы.

Региональные законы

Россия - федеративное государство. Данная модель политического устройства предполагает достаточно выраженную автономию административно-территориальных субъектов - республик, краев, областей. В каждом из регионов РФ действует собственная система нормативных актов.

Субъекты РФ в статусе краев и областей имеют Уставы, те, что являются республиками, - Конституции. Их роль, в целом, схожа с той, что выполняет основной закон России. То есть, данные правовые акты фиксируют формирование политических институтов, регламентируют ключевые общественные отношения. Конституциям и Уставам должны соответствовать все правовые акты, утверждаемые на территории субъекта. В свою очередь, ни один из актов, принимаемых в регионе, не должен противоречить какому-либо федеральному закону или Конституции государства.

Региональные законы утверждаются представительными органами власти, в формировании которых участвуют граждане, проживающие в субъекте федерации. В ряде случаев данные правовые акты могут разрабатываться, исходя из критериев совместного ведения. Например, если на федеральном уровне выработан тот или иной закон, то его специфика может предполагать издание актов, обеспечивающих его реализацию, парламентами регионов. По аналогии с Указами Президента и Постановлениями Правительства, собственные нормативные акты могут издавать главы регионов, а также исполнительные органы в субъектах.

Муниципальные законы

В Конституции РФ определено, что система местного самоуправления в России должна быть отделена от государственного. Муниципалитеты могут создавать в пределах своей компетенции собственные нормативные акты. Это могут быть различные решения, приказы или, например, распоряжения. Наибольшая юридическая сила характерна для Уставов муниципалитетов. Те акты, которые издаются органами местного самоуправления, обязательны к исполнению для жителей муниципалитетов.

Корпоративная специфика

Термин «нормативный акт» может применяться не только в аспекте деятельности государства, но также и в сфере гражданских правоотношений. Так, например, существуют нормативные акты организации, предприятия - коммерческого или же не имеющего отношения к бизнесу. Однако предмет их ведения предельно локализован. Более того, издавать собственные источники права предприятие может, основываясь на положениях ограниченной группы государственных нормативных актов.

Так, например, 8-я статья ТК РФ дает организациям подобное право - издавать свои источники права локально. Нормативные акты организаций могут быть направлены на реализацию тех или иных норм трудового права в структуре отдельной компании. Например, они могут устанавливать те или иные правила внутреннего распорядка в организации, предопределять технологические аспекты взаимодействия сотрудников. Во многих случаях их принятие требует согласования с профсоюзом. Разумеется, принятые локально нормативные акты не должны противоречить иным источникам права, действующим в стране.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ и применяются в первую очередь. В случае отсутствия в Законе N 208-ФЗ конкретной нормы следует руководствоваться ГК РФ, устанавливающим общие положения в сфере гражданских правоотношений.

Обоснование вывода:

К нормативным правовым актам в РФ относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами, которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений. Однако Конституция РФ не предусматривает приоритет одного федерального закона над другим. Вместе с тем во многих кодифицированных актах закреплена необходимость соответствия иных законов в данной сфере кодексу, как содержащему основополагающие положения (смотрите, например, п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ и другие).

Как следует из п. п. 2-4 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.

Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В определении от 05.11.1999 N 182-О при рассмотрении вопроса о приоритете ГК РФ над положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" Конституционный Суд РФ отметил, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В постановлении от 29.06.2004 N 13-П Конституционный Суд РФ отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который, согласно ч. 1 его ст. 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией РФ иерархии нормативных актов. Однако указано, что федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

При этом в определении от 08.11.2005 N 439-О Конституционным Судом РФ было разъяснено, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией РФ (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и Уголовно-процессуальный кодекс РФ), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете норм Уголовно-процессуального кодекса РФ не может идти речь и в случаях, когда в иных, помимо Уголовно-процессуального кодекса РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 54-О).

Касательно соотношения положений ГК РФ и Закона N 208-ФЗ отметим, что Закон N 208-ФЗ является специальным по отношению к ГК РФ, поскольку Закон N 208-ФЗ в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1 Закона N 208-ФЗ). Соответственно, применяется правило о приоритете специальной нормы над общей. При этом в ситуации, если в специальном законе (в рассматриваемом случае в Законе N 208-ФЗ) не предусмотрены определенные положения, будут применяться общие правила, предусмотренные ГК РФ.

Правило о приоритете специальной нормы над общей косвенно подтверждено в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О. Конституционным Судом РФ при рассмотрении вопроса о соотношении абзаца первого п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ с п. 1 ст. 67 ГК РФ отмечено, что Закон N 208-ФЗ, являясь специальным актом по отношению к ГК РФ, устанавливает порядок и условия реализации тех положений, которые содержатся в ГК РФ, в том числе в п. 1 ст. 67 ГК РФ. Абзац первый п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ, развивающий названное положение ГК РФ и обязывающий акционерное общество обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, в то же время устанавливает, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Таким образом, законодатель с учетом особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, а также специфики и объема предоставляемой информации вправе установить ограничения в виде определенного порядка или условий доступа к такой информации.

Аналогичная позиция о том, что положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, отражена в судебной практике (смотрите, например, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2014 N 28, постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2011 N Ф06-9921/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 N Ф08-132/12, ФАС Центрального округа от 26.07.2013 N Ф10-1807/13).

Какой из нормативно-правовых актов имеет большую юридическую силу: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее — Закон N 208-ФЗ) или ГК РФ?

Вопрос крайне серьезный и многогранный. Все дело в том, что в нашей стране он имеет весьма размытый характер. Отметим, что в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4) Конституция, а также федеральные законы наделяются, вышей юридической силой. Тем не менее, во многих юридических справочниках, в разделе верховенства права, указана иерархия законодательной базы, где формируется такая структура:

1. Конституция;
  1. Кодекс;
  2. Федеральные законы;
  3. Подзаконные акты.
То есть, фактически, кодексы ставятся по юридической силе на ступень выше, чем федеральные законы. Многочисленные споры по данному вопросу привели к тому, что даже Конституционный суд вынес немалое количество определений и постановлений, которые гласили о равенстве данных понятий. Соответственно, можно сказать о том, что федеральный закон и кодекс – равнозначные по своей юридической силе понятия.

Что все-таки выше по юридической силе: кодекс или федеральный закон?

  1. Кодекс – сбор федеральный законов, которые определяют правовое регулирование в четко определенном правовом поле. В данном случае речь идет об Уголовном, Административном, Трудовом кодексе и пр.;
  2. Закон представляет собой нормативный акт, который принимается исключительно посредством регламентируемых обсуждений государственной думы, совета федерации, а также в обязательном порядке подписанный президентом. Все особенности принятия и обнародования федеральных законов четко определяется конституционными нормами.
Как вы уже поняли, кодексы – своеобразный свод федеральных законов, а это значит, что в данном случае, формируется своеобразное равенство понятий. В принципе, сам по себе кодекс представляет своеобразную общую часть закона, где указываются все понятия, связанные с тем или же иным правовым полем. Что же касается федеральных законов – это особая часть, которая уже определяет более конкретные аспекты рассмотрения дел, принятия решений, формирования наказаний.

Юридическая сила федеральных законов

В принципе, верховенство юридической силы федеральных законов определяет сама Конституция РФ. Но с другой стороны, невозможно не согласиться, что сами по себе кодексы собрали именно федеральные законы, и это в принципе, провоцирует такое осознание, что кодексы являются более существенными по своей юридической силе, нежели иные федеральные законы. Но, практика говорит о том, что данные понятия чаще всего приравниваются. Самое главное, то, что федеральные законы не могут иметь противоречий с кодексами. Кодексы – основные нормы права в четко определенном правовом поле. Но, интенсивное развитие нашего общества провоцирует необходимость все время дополнять и модернизировать уже имеющиеся нормы. Именно по этой причине и формируется острая необходимость в выпуске новых федеральных законов. И как вы понимаете, после обнародования, данные законы приобретают верховенство юридической силы и применяются на практике, дополняют основные нормативы кодексов.


Уголовный закон представляет собой систему нормативных правовых актов, которые принимаются исключительно специализированными государственными инстанциями. Данные документы в...


Права несовершеннолетних в нашей стране поставлены на весьма высокий уровень и защищаются в любом правовом поле. Во-первых, существует конвенция о правах ребенка, также права...

Статья 12. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с:
истечением срока его действия;
вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Комментарий к ст. 12
1. Нормативный правовой акт о труде приобретает общеобязательность с момента вступления его в действие (как правило, этот момент связан с конкретной датой) - со дня, указанного либо в нем, либо в законе или ином правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Это положение в части применения законов о труде полностью соответствует Федеральному закону "О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ. Например, ч. 1 ст. 133 ТК РФ, определяющая размер вознаграждения работников на уровне прожиточного минимума трудоспособного человека, вводится в действие не с момента вступления его в силу (с 1 февраля 2002 г.), а в порядки и сроки, которые будут установлены отдельным федеральным законом (ст. 421 ТК РФ).
2. Любой нормативный правовой акт о труде прекращает свое действие в связи с событиями, указанными в ч. 2 комментируемой статьи. По общему правилу эти акты (в том числе законы) не имеют обратной силы и применяются лишь к отношениям, возникшим после введения их в действие. В отношениях, имевших место до введения их в действие, они применимы лишь к правам и обязанностям, возникшим после введения их в действие. В частности, ст. 424 ТК РФ установлен именно такой порядок применения положений данного Кодекса.
На основании ст. ст. 15, 54 и 55 Конституции Российской Федерации правовой акт о труде может иметь обратную силу исключительно в случаях, когда им устанавливаются наиболее благоприятные по сравнению с предыдущими актами условия труда работников либо когда им непосредственно определяются более ранние сроки вступления его в действие. Нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
3. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и служб), содержащих нормы трудового права, определен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763.
Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. В некоторых случаях ими могут устанавливаться конкретные даты вступления их в действие или применения их норм. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1027 с изменениями, внесенными Постановлением от 17 февраля 2003 г. N 105 (объявлены Приказами Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. N 90 и от 5 марта 2003 г. N 81), улучшены условия оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства. При этом принятые Постановления распространены на отношения, возникшие с 1 января 2003 г.
Иные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если ими не установлено иное.
4. Посвященные вышеназванным вопросам нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации (приказы, директивы и др.) и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации по правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. В течение 10 дней после дня их регистрации все они (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер) подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" или в специальном Бюллетене (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти). Затем, по истечении 10 дней со дня опубликования они вступают в силу одновременно на всей территории России, если ими не установлен другой порядок.
Акты Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, расцениваются как не вступившие в силу. Они не могут повлечь каких-либо правовых последствий, служить основанием для регулирования трудовых и иных отношений в сфере труда или применения санкций к гражданскому персоналу, воинским должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Исключением из этого правила являются акты и отдельные их положения, содержащие сведения, относимые к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер. Они, как не подлежащие официальному опубликованию, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения им номера, если ими не определен более поздний срок их вступления в силу.
5. Регистрации подлежат соглашения и коллективные договоры, однако эта процедура никак не связана с вступлением их в действие (ст. ст. 43, 48 и 50 ТК РФ). Опубликования и регистрации иных локальных нормативных актов не требуется. В силу ст. 68 ТК РФ работники должны быть ознакомлены с ними при приеме на работу.
6. Правила применения трудового законодательства бывшего Союза ССР, а также иных нормативных правовых актов, действующих до приведения их в соответствие с ТК РФ, изложены в ст. 423 данного Кодекса.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация