"о совершенствовании воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации". Правовое воспитание военнослужащих

Главная / Авто

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации


В целях осуществления эффективных мер по воспитанию высокой правовой культуры военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствованию правовой работы, укреплению законности и правопорядка, улучшению правовой подготовки личного состава, реализации обязательств Российской Федерации по распространению знаний о международном гуманитарном праве*
_______________
* Приказ Министра обороны 1990 года N 75.

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации:

считать правовое обучение и обучение нормам международного гуманитарного права составной частью боевой подготовки, одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, совершенствования правовых знаний военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Уделять особое внимание правовому обучению командиров воинских частей (кораблей), их заместителей, начальников штабов;

принять надлежащие меры по обеспечению воинских частей и подразделений необходимым количеством нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных нормативных правовых актов, другой справочной литературой.

Обеспечить библиотеки воинских частей подпиской на периодические издания по правовой тематике - Собрание законодательства Российской Федерации, журналы "Право в Вооруженных Силах", "Ориентир".

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, Бюллетень Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие необходимые юридические издания рекомендовать к подписке, исходя из финансовых возможностей органов военного управления.

Создать в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации кабинеты военного законодательства, а в Домах офицеров, клубах и библиотеках воинских частей - уголки военного законодательства, в которых должны содержаться нормативные правовые акты, необходимые для изучения правового минимума, международные нормативные правовые акты, учебно-методическая и другая литература по правовым вопросам.

3. Начальнику Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации организовать в установленном порядке освещение в печати передовой опыт по проведению правового обучения, регулярно публиковать информацию о новых нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, методические рекомендации и ответы на правовые вопросы.

4. Начальнику Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации организовать внесение изменений в Нормы коллективной подписки на периодические издания для личного состава воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к директиве Министра обороны Российской Федерации 2009 года N Д-97).

5. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

1999 года N 333 "О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации ";

2008 года N 313 "О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации по вопросам правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" .

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение. Инструкция о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 7 декабря 2013 года N 878

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет цели, задачи, организацию и основные формы правового обучения* в Вооруженных Силах Российской Федерации.
_______________
* Далее в тексте настоящей Инструкции, под правовым обучением понимается система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Правовое обучение направлено на усвоение военнослужащими и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации правового минимума, норм международного гуманитарного права в целях осуществления повседневной служебной деятельности, соблюдения законности, повышения уровня правовой культуры и правового воспитания.

3. Основными задачами правового обучения являются:

повышение уровня правового воспитания и правовой культуры военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

изучение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, норм международного гуманитарного права, обязательных для Российской Федерации, необходимых для осуществления служебной деятельности, реализации прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и исполнения ими своих обязанностей.

II. Организация правового обучения

4. Общее руководство правовым обучением осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации осуществляет методическое руководство проведением правового обучения. Правовым департаментом Министерства обороны Российской Федерации ежегодно в соответствии с Примерным перечнем тем для изучения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации (приложение к настоящей Инструкции) разрабатывается перечень нормативных правовых актов, которые необходимо знать личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации установленных категорий, который утверждается директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (правовой минимум) и подлежат изучению ими в системе правового обучения и правового воспитания.

5. Организация правового обучения включает:

анализ состояния правового обучения и правового воспитания в воинской части, выработку направлений дальнейшей работы и разработку программ для проведения занятий;

изучение нового законодательства Российской Федерации, новых нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации;

разработку и утверждение планов правовой подготовки и правового воспитания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществление контроля за проведением мероприятий правового обучения.

6. Организацию правового обучения и непосредственное руководство им в воинских частях* осуществляют командиры (начальники) и органы воспитательной работы при непосредственном участии подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
_______________
* Далее в тексте настоящей Инструкции под воинскими частями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, предприятия, учреждения, организации и военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации.


В целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов устанавливаются правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые минимумы устанавливаются:

для офицеров;

для прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин;

для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

для лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации , законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права. Решениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей органов военного управления в правовые минимумы могут включаться нормативные правовые акты с учетом специфики вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления.

8.* Офицеры, прапорщики, мичманы 1 раз в 2 года, а также перед назначением на высшие должности сдают зачеты по соответствующему правовому минимуму.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Зачет по правовому минимуму включает в себя два этапа:

проверку теоретических знаний нормативных правовых актов правового минимума на основе контрольного опроса;

решение практических задач с использованием нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

Контрольные вопросы и практические задачи по правовому минимуму разрабатываются органами воспитательной работы совместно с подразделениями юридической службы видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), центральных органов военного управлений.

Для приема зачетов приказом соответствующего командира назначается комиссия, в состав которой входят представители командования, органов воспитательной работы, юридической службы.

Командиры воинских частей (и им равные и выше) сдают зачеты по правовым минимумам комиссиям вышестоящих органов военного управления.

По результатам сдачи зачетов по правовому минимуму офицерами и прапорщиками (мичманами) издается приказ командира воинской части.

Уровень правовой подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) отражается в аттестационном материале.

С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов и старшин, гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации не реже 1 раза в год проводится контрольное собеседование, в ходе которого выявляется уровень их правовых знаний.

Для повышения уровня правовой подготовки военнослужащих на основе индивидуального задания командира (начальника) организуется самостоятельная работа по изучению правового минимума.

III. Формы правового обучения

9. Для организации правового обучения устанавливаются:

обязательная форма обучения;

факультативная форма обучения.

В органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации правовое обучение проводится:

с офицерами, прапорщиками (мичманами) - в системе командирской подготовки;

с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, - в системе общественно-государственной подготовки;

с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, - в системе общественно-государственной подготовки и в часы воспитательной работы.

В военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации с курсантами и слушателями правовое обучение проводится при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с предусмотренными учебными планами и программами.

Факультативно правовое обучение проводится:

с офицерами - на курсах подготовки и повышения квалификации при высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, плановых правовых информированиях, лекциях и в беседах по правовым вопросам с привлечением должностных лиц подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации;

с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - в рамках лекториев правовых знаний при Домах офицеров, клубах, единых дней правовых знаний, вечеров вопросов и ответов и других мероприятий правового характера.

Информирование всего личного состава по правовым вопросам может проводиться по местному радиовещанию, средствами наглядной агитации, в форме вечеров вопросов и ответов, на страницах периодической печати, при проведении юридических консультаций и иных формах правового и информационного обеспечения.

IV. Методическое и материальное обеспечение правового обучения

10. Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации, командование и органы воспитательной работы военных округов (флотов) с привлечением подразделений юридической службы и во взаимодействии в установленном порядке с органами военной прокуратуры и военными судами обеспечивают разработку научно-методических рекомендаций по осуществлению правового обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

11. В методических кабинетах правового воспитания при Домах офицеров, клубах создаются уголки военного законодательства с подборками необходимой правовой литературы.

Директор правового департамента
Министерства обороны
Российской Федерации
О.Безбабнов

Приложение. Примерный перечень тем для изучения нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации

Приложение
к Инструкции (п.4)

1. Основы государственно-правового устройства.

1.1. Права и свободы человека и гражданина, гражданство.

1.1.1. Порядок рассмотрения обращений граждан.

1.2. Федеративное устройство, территориальное деление, разграничение компетенции.

1.3. Федеральные органы государственной власти.

1.4. Выборы, избирательная система, референдумы.

2. Общие вопросы хозяйственной деятельности.

2.1. Основы гражданского, земельного права, основы гражданского и арбитражного процессов, основные положения о сделках и представительстве.

2.2. Государственный заказ, государственные нужды.

3. Труд, трудоустройство, занятость населения.

3.1. Общие вопросы.

3.2. Трудовой договор.

3.3. Рабочее время, время на отдых.

3.4. Дисциплина труда, трудовой распорядок.

3.5. Порядок рассмотрения трудовых споров.

3.6. Прохождение государственной гражданской службы.

4. Социальная защита, пенсии, компенсации.

4.1. Социальная защита военнослужащих и членов их семей.

4.2. Социальная защита лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

4.3. Социальная защита отдельных категорий военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

4.4. Пенсии военнослужащим и их семьям, гражданскому персоналу.

5. Здравоохранение.

5.1. Общие вопросы охраны здоровья военнослужащих.

6. Оборона, воинская обязанность и военная служба.

6.1. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска.

6.2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими и лицами гражданским персоналом.

6.3. Подготовка и переподготовка кадров.

6.4. Материальное обеспечение военнослужащих и социальная защита военнослужащих.

6.5. Военная служба и военная обязанность.

6.5.1. Военнослужащие и их статус.

6.5.2. Прохождение военной службы по контракту.

6.5.3. Награды, почетные звания, нагрудные знаки.

7. Правоохранительные органы.

7.1. Прокуратура, военная прокуратура.

7.2. Органы дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

7.3. Борьба с терроризмом, экстремизмом.

7.4. Воинская дисциплина и правопорядок. Служба войск.

7.4.1. Общие вопросы воинской дисциплины.

7.4.2. Виды ответственности военнослужащих.

8. Уголовное право.

8.1. Общие вопросы.

8.2. Преступления против личности.

8.3. Преступления в сфере экономики.

8.4. Преступления против военной службы.

9. Международное право, международные отношения.

9.1. Договоры о защите мира.

9.2. Законы и обычаи войны.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

проведения единого дня информирования

июня 2001 года

ТЕМА: «Знание и неукоснительное исполнение требований безопасности при обращении с оружием - залог успешного выполнения боевых задач»

Заместитель командира войсковой части 00000

по воспитательной работе

подполковник С. Петров

Должностные лица, назначенные для проведения единого дня информирования, заблаговременно прибывают в подразделение и изучают ход выполнения задач, стоящих перед подразделением, организацию учебы и воспитания личного состава, состояние воинской дисциплины и правопорядка. В ходе бесед с военнослужащими уясняются волнующие их вопросы, трудности и проблемы, которые требуют решения. В ходе этой работы изучаются настроения и запросы военнослужащих, морально-психологическое состояние и готовность к выполнению стоящих задач. Оказывается практическая помощь командирам в организации боевой учебы и службы в части (подразделении).

Наиболее распространенные виды выступлений на едином дне информирования - лекции, доклады, рассказы, обзоры, беседы. Единый день информирования может проводиться в виде диспута, вечера вопросов и ответов. Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию может разработать для офицеров, привлекаемых к проведению единого дня информирования, краткий методический материал. Однако это не должно подменять подготовки тезисов самими выступающими.

Выбор формы проведения единого дня информирования определяется решаемыми частью (подразделениями) задачами, возможностями командования части и представителей вышестоящих органов участвовать в проведении мероприятий, организаторскими способностями офицеров воспитательных структур.

По итогам проведения единого дня информирования должностное лицо готовит доклад, в котором:

дается оценка настроениям и морально-психологическому состоянию военнослужащих;

оценивается состояние воинской дисциплины, уставного порядка в части (подразделении);

формулируются вопросы, решение которых требует участия вышестоящих органов военного управления.

Единый день правовых знаний

Ежемесячно в части (как правило, последняя среда месяца), проводится единый день правовых знаний с привлечением командного состава, работников военной юстиции. Он организуется практически по тому же плану, что и единый день информирования, с учетом правовой специфики.

Утверждаю

Командир войсковой части 00000

полковник В. Пасечник

« » 2000 года.

План

проведения единого дня правовых знаний

с личным составом войсковой части 00000

Тема: «Об уголовной ответственности военнослужащих за хищение оружия и боеприпасов»

№ П/П Время проведения Проводимые мероприятия Кто проводит
8.00-8.30 Правовое информирование личного состава: «Уголовная ответственность военнослужащих за нарушение уставных правил взаимоотношений» Старший офицер по социально-правовой работе
8.30-8.50 Занятия с личным составом по требованиям техники безопасности ЗКВ, командиры подразделений
16.00-16.50 Занятие с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе: «Система работы должностных лиц по предотвращению казарменного хулиганства, глумлений и издевательств среди военнослужащих, созданию атмосферы дружбы и войскового товарищества». ЗКВР
17.00-17.50 Принятие зачетов у всех категорий военнослужащих по знанию требований общевоинских уставов и руководящих документов МО РФ. с командирами подразделений: с офицерами подразделений с сержантским составом с рядовым составом КП,НШ ПкпоПР командиры подразделений
18.00-18.50 Беседа с личным составом: «Анализ состояния гибели и травматизма личного состава в частях соединения в результате неуставных взаимоотношений» Работники военной прокуратуры, ЗКВР

Заместитель командира войсковой части 00000

по воспитательной работе

подполковник С. Петров

Наглядная агитация (комната досуга и информирования, боевые листки, стенная печать)

Наглядная агитация, которая должна находиться в комнате досуга и информирования личного состава, а также стенная печать подразделения представлены на цветной вкладке данного издания.

Справочные материалы по основным темам ОГП и информирования

Ниже приводятся некоторые справочные материалы, помогающие в подготовке и проведении информационно-просветительской деятельности в подразделении.

Государственные символы Российской Федерации

Государственный герб

Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т. п. Часто является составной частью государственного флага.

Государственный герб принимается особым законом или описывается в конституции государства.

В странах, где сохранилась монархия, герб страны является гербом правящей династии (Великобритания, Бельгия, Дания), но большинство современных гербов составлены не по правилам старинной геральдики. Для стран, добившихся независимости в XX в., характерно использование индустриальных символов. Страны социалистического лагеря и некоторые развивающиеся страны использовали советский герб как образец, иногда вводили в него национальные элементы. После распада социалистической системы коммунистическая символика была удалена и с гербов.

В Московском государстве герб появился после избавления от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула «Государя Всея Руси». Изображение двуглавого орла на государственной печати впервые появляется в 1497 г., но канон его изображения не был отработан. При Василии III у орла меняется форма корон - они теперь не западные, королевские, а русские, царские.

При Иване Грозном на печатях изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом Москвы - всадником, поражающим змея. Также на печатях Ивана IV на оборотной стороне печатей часто изображается единорог, который, видимо, был личным символом или гербом царя. На большой государственной печати Ивана IV изображение орла окружают фигуры, символизирующие русские земли.

Разработка канона герба начинается при Алексее Михайловиче. В герб были введены три короны, представляющие три покоренных царства - Казанское, Астраханское и Сибирское, с 1654 г. у орла в лапах появляются скипетр и держава. В царствование Алексея Михайловича орел стал изображаться с простертыми крыльями.

При Петре I, уделявшем большое внимание геральдике, короны орла заменяются императорскими, орел окружается цепью ордена Святого Андрея Первозванного. С 1727 г. всадник на щитке орла в государственных документах называется Георгием Победоносцем.

При Екатерине I утверждаются цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник - красный на белом поле.

При Александре I было восстановлено петровское изображение орла, но с крыльями, не слегка приподнятыми кверху, а простертыми горизонтально. Это было воспринято отрицательно, как подражание всему французскому (подобного орла ввел в свой герб Наполеон Бонапарт). Но новации допускались лишь при изображении на монетах, гербовой бумаге, мундирных пуговицах и т. д., а государственная печать оставалась неизменной.

По желанию Николая I во время общей реформы российской геральдики был разработан новый герб под руководством барона Б. В. Кене, выполненный в немецком стиле. Рисунок герба получил многие отрицательные отзывы, в том числе великого князя Константина Николаевича, но был утвержден Николаем I и употреблялся до Февральской революции 1917 г.

На щите герба в золотом поле двуглавый орел черного цвета, в лапах - скипетр и держава. Орел увенчан тремя императорскими коронами, на его груди щиток с изображением Георгия Победоносца, поражающего крылатого змея. Георгий повернут вправо (раньше по русским традициям он был повернут влево) и внешне стал походить на рыцаря.

Щит поддерживают фигуры архангелов Михаила и Гавриила, он увенчан шлемом Александра Невского и окружен парадной цепью ордена Святого Андрея Первозванного.

Щит и архангелы находятся под сенью (шатром), представляющей собой золотую мантию с узором из двуглавых орлов, подбитую горностаевым мехом. На сени надпись «С нами Бог». Сень венчается императорской короной и государственной хоругвью. Вокруг изображены щитки с гербами земель, входивших в императорский титул. Самый нижний щиток нес фамильный герб Романовых (его основной фигурой был грифон).

Вместе с большим гербом были разработаны средний и малый, наиболее распространенный, помещавшийся на монетах, банкнотах, на официальных зданиях и на большинстве государственных печатей.

После Февральской революции в качестве герба был утвержден рисунок художника И.Я. Билибина, на котором орел был лишен всех аксессуаров, в том числе и щитка с Георгием Победоносцем.

Государственный герб Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» 2000 г. № 2-ФКЗ (с изменениями от 9 июля 2002 г.). Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение двуглавого золотого орла, помещенного на красном геральдическом щите. Над головами орла три исторические короны Петра Великого: две малые и одна большая. В лапах орла помещены скипетр и держава. На груди орла на красном щите помещен всадник, поражающий копьем дракона.

Государственный флаг Российской Федерации

Государственный флаг Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» 2000 г. № 2-ФКЗ (с изменениями от 9 июля 2002 г.).

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета; средней - синего цвета; нижней - красного цвета. Соотношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

Государственный гимн Российской Федерации
Муз. А. Александрова Сл. С. Михалкова

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

Дни воинской славы России

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской православной церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

В целях возрождения одной из лучших российских военных традиций был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» 1995 г. № 32-ФЗ, в список которых вошли часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода.

Празднование героических и памятных дат нашей военной истории, несомненно, послужит делу воспитания россиян, прежде всего молодежи, на славных ратных подвигах защитников Отечества.

В соответствии с вышеназванным Законом установлены следующие дни воинской славы России:

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380г.);

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.);

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.);

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.);

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.);

23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) - День защитников Отечества;

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.);

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 г.).

Остановимся подробнее на этих знаменательных датах российской военной истории.

Ледовое побоище . Тревожным было положение северо-западной Руси в начале XIII в. В июле 1240 г. 100 шведских кораблей с десантом встали на стоянку в устье Невы. Новгородский князь Александр с дружиной и ополченцами, совершив стремительный переход, внезапно напал на лагерь шведов. В жаркой битве 5-тысячный лагерь шведов был разгромлен. За эту блестящую победу народ нарек 20-летнего полководца Александра Невским.

Осенью того же года начали свое наступление рыцари немецкого Ливонского ордена, обосновавшегося в Прибалтике. Немецкие рыцари воспользовались отвлечением русского войска на борьбу со шведами. Они захватили Изборск, Псков и стали продвигаться к Новгороду. Однако войска под командованием Александра Невского, перейдя в контрнаступление, взяли штурмом крепость Копорье на побережье Финского залива, а затем освободили оплот рыцарей - Псков.

Решающее сражение, окончательно освободившее русскую землю, произошло в апреле 1942 г. на скованном льдом Чудском озере. Неприятельское войско выстроилось «свиньей».

23-летний русский полководец расположил русское войско в следующем боевом порядке: в центре первой линии, перед «челом», находился растянутый по фронту передовой полк пехоты, первые ряды которого составляли лучники, на флангах стояли усиленные полки пехоты правой и левой руки, за ними - конница, разделенная на две части. Позади «чела» Александр поставил свою немногочисленную, но тяжеловооруженную конную дружину. Такое построение позволяло не только парировать прорыв центра своего боевого порядка, но и осуществить двусторонний охват в целях нанесения ударов по флангам и тылу противника, окружить и полностью уничтожить последнего.

Окруженные немцы, прекратив сопротивление, бросали оружие и сдавались. На протяжении 7 километров, вплоть до противоположного берега, русские гнали противника. В панике рыцари попадали на рыхлый лед и тонули в холодной воде.

Победа на Чудском озере укрепила моральный дух русских людей, вселила надежду в успех борьбы с чужеземными захватчиками. Александр Невский был причислен Русской православной церковью к лику святых.

Куликовская битва . Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV в. начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем становится один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 г. он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 г. Мамай начал поход. Недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон ордынцы разбили свои станы, и, кочуя, ожидали вестей от Ягайло и Олега. Князь Дмитрий решил разгромить полчища Мамая до подхода к ним войска Ягайло, чтобы не допустить вторжения врага в глубь русской земли.

Утром 8 (21) сентября, после поединка русского воина А. Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск.

В течение трех часов войско Мамая (свыше 90-100 тыс. человек) безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати (50-70 тыс. человек), которая отразила натиск врага. Тогда он всеми силами обрушился на левый фланг и начал теснить русских воинов. Мамай ввел в намечавшийся прорыв весь свой резерв. И в этот момент в тыл прорвавшейся конницы противника ударил засадный полк. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство.

Дружины русских преследовали его на протяжении 30-40 километров. Войско Мамая было полностью разгромлено Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

Освобождение Москвы от польских интервентов . Тяжелые испытания выпали на долю Руси в конце XVI - начале XVII вв. Страну раздирали боярские заговоры и интриги. Из-за неурожая в 1601 -1603 гг. наступил ужасный голод. Период смуты и хаоса длился 15 лет, с января 1598 г. (когда умер последний Рюрикович - сын Ивана Грозного Федор) по январь 1613 г. (когда Земский собор избрал царем Михаила Романова). В своих коварных планах польские" паны использовали авантюристов - самозванцев Лжедмитрия 1 (1605 г.) и Лжедмитрия II (1608 г.), выступавших под именем сына Ивана IV - царевича Дмитрия. После их неудач началась открытая польская интервенция. Под предводительством короля Сегизмунда III поляки перешли русскую границу и в сентябре 1609 г. осадили Смоленск. В ночь на 21 сентября 1610 г. боярское правительство впустило в столицу польские войска - бояре фактически передали государственную власть неприятелю. Это предательство дорого обошлось Москве и России. Начались пожары, грабежи.

Угроза потери национальной независимости России вызвала глубокое беспокойство в патриотически-настроенных кругах дворянства и других сословий, всего населения. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков. Оно состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян центральных и северных районов России, людей всех национальностей Поволжья. Посадские люди выдвинули руководителем ополчения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вместе с ним организатором и руководителем ополчения был Кузьма Минин, происходивший из нижегородских посадских людей.

В августе 1612 г. отряды ополченцев разгромили под столицей польскую армию. У оккупантов осталось последнее пристанище - Кремль, который попал в прочную осаду. 26 октября 1612 г. польский гарнизон капитулировал.

Весть об освобождении Москвы воодушевила всю страну. Были созданы условия для восстановления государственной власти в России.

Благодарные потомки открыли в столице России памятник. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия, лета 1818 г.» При открытии памятника В.Г Белинский сказал: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности... Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!»

Эта победа еще раз показала, что в трудное для страны время у русских людей особенно ярко проявляются патриотические чувства и раскрываются их лучшие качества: беззаветная любовь к Отечеству, величайшая доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

Полтавская битва . В 1700-1721 гг. Россия вела со Швецией тяжелую Северную войну за возвращение исконных русских земель и выход в Балтийское море. Шведский король Карл XII имел первоклассную армию и флот. Он нанес поражение польско-саксонской армии и русской армии (в первые годы войны), планировал овладеть Смоленском и Москвой. Весной 1709 г. Карл XII предпринял поход на Москву через Харьков и Белгород. Стремясь разгромить русскую армию в генеральном сражении, предводитель шведов решил быстро овладеть Полтавой, находившейся на пути движения его армии.

Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат и 2,5 тыс. вооруженных горожан. Защитники Полтавы отбили все попытки шведов штурмом овладеть городом. Тем самым они задержали шведскую армию на три месяца, дав возможность русским войскам подготовиться к генеральному сражению.

27 июня (8 июля) 1709 г. на берегу реки Ворсклы, близ Полтавы, русские полки нанесли сокрушительный удар прославленной шведской армии. Враг потерял более 9 тыс. человек убитыми, 19 тыс. человек пленными, в том числе весь генералитет. Было захвачено 137 знамен и штандартов. Русские потеряли 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Преследуя разбитую шведскую армию, конница Меншикова на Днепре у села Переволочна заставила капитулировать еще 15 тыс. шведов. Карл XII вместе с украинским изменником Мазепой и небольшой охраной бежал в Турцию.

Шведы были изгнаны из Финляндии, Польши, Прибалтики. Победа под Полтавой предопределила победоносный для России исход Северной войны.

Гангутское морское сражение . Морское сражение у мыса Гангут - славная страница истории русского флота. Это была первая морская победа над сильнейшим в то время шведским флотом, который до той поры не знал поражений.

Морские силы русских на Балтийском море состояли из галерного и парусного флотов. Парусные корабли могли идти только под парусами. Галеры - как с помощью парусов, так и на веслах. Шведские корабли попытались заблокировать в Финском заливе русский гребной флот, готовившийся к проведению десантной операции на финском побережье. Воспользовавшись штилем, сделавшим громадные шведские суда беспомощными, галеры русского флота прорвали блокаду.

На следующий день, 9 августа 1714 г., у западного берега Гангутского полуострова (финское название - Ханко) русские галеры обнаружили и окружили шведскую эскадру, отрезав ее от главных сил. Разгорелся ожесточенный бой.

Командующий гребным флотом Ф. М. Апраксин отмечал: «Воистину нельзя описать мужества российских войск...». Было захвачено 10 шведских кораблей. Враг потерял 361 человека убитыми, 350 - ранеными. В плен было взято 237 человек. Потери русских составили 124 человека убитыми и 342 - ранеными.

Петербург торжественно встречал героев Гангута. Над городом гремели залпы артиллерийских салютов, тысячи жителей столицы заполнили набережные Невы, по которой следовали победоносные русские суда с захваченными шведскими кораблями. Петр I, произведенный в вице-адмиралы, назвал победу у Гангута «второй Полтавой».

Штурм Измаила. Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787- 1791 гг. имело взятие Измаила - цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. С юга ее защищал Дунай, имеющий здесь ширину в полкилометра. Вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 метров и глубиной 6-10 метров, в некоторых его местах стояла вода глубиной до 2 метров. Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тыс. человек и 265 орудий.

В ноябре 1790 г. русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин поручил взятие неприступной крепости А.В. Суворову. Началась усиленная подготовка к штурму.

Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что последовал ответ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил». 24 декабря 1790 г. русские войска девятью колоннами с разных сторон двинулись на штурм крепости. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием огня артиллерии высадила десант. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя, продолжавшегося 9 часов. Турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Неприятель потерял 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. Было захвачено 265 орудий, 42 судна, 345 знамен. Суворов указал в рапорте потери русской армии в 1815 человек убитыми и 2455 ранеными.

Примечательно, что Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. Екатерина II повелела выбить медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость» для награждения за подвиги, совершенные при штурме Измаила.

Морской бой у Тендры . В русско-турецкой войне 1787-1791 гг. русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра.

28 августа (8 сентября) 1790 г. русские корабли неожиданно появились перед противником, стоявшим на якоре. «Неприятельский флот, - записано в флагманском журнале Ушакова, - обрубая якоря, будучи в беспорядке, вступил под паруса и побежал к стороне Дуная». С ходу, не перестраиваясь в боевой порядок, русская эскадра атаковала турецкий флот. Линия 1 турецких судов расстроилась, и они стали спешно уходить к Дунаю. Только ночная темнота спасла турецкую эскадру.

На следующий день Ушаков возобновил преследование. Экипажи черноморских кораблей проявили высокое мастерство, смело и решительно атакуя противника, поражая его меткой орудийной стрельбой. Открывая огонь, Ушаков спешил сблизиться с противником. «Дистанция ружейного, даже пистолетного выстрела - ив картечь!» - таков был его обычный прием, приводивший врага в замешательство. В итоге - 7 турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством. Потери турок превысили 2 тыс. человек, у русских - 21человек погиб и 25 было ранено.

Блестящая победа русского флота обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости. Ф.Ф. Ушакова в России прозвали «морским Суворовым».

Бородинское сражение . В ходе Отечественной войны 1812 г. под давлением численно превосходящего противника русские армии вынуждены были отходить с боями вглубь страны. Главнокомандующий объединенными русскими армиями М.И. Кутузов решил остановить продвижение армии Наполеона на Москву у села Бородино. Здесь в 120 километров от столицы, было принято решение дать генеральное сражение.

На перекличке к началу сражения французская армия насчитывала 135 тыс. человек, «готовых к бою», при 587 орудиях. Русские войска - 125-130 тыс. человек, при 640 орудиях. Наполеон, оценив обстановку, решил нанести удар по левому флангу боевого построения русских войск, чтобы прижать их войска к Москве-реке и уничтожить.

26 августа (7 сентября) после мощной артиллерийской подготовки французская армия обрушилась на войска Багратиона, оборонявшие Семеновские флеши. Позиции покрылись грудами окровавленных тел русских солдат и неприятеля. Смертельно раненого Багратиона увезли с поля сражения. В последнюю, восьмую, атаку Наполеон бросил 45 тыс. человек, поддержав их усилия огнем 400 орудий. К 12 часам дня флеши были захвачены противником, но русские войска не допустили прорыва на левом фланге.

Казалось, французы были близки к победе. Оставалось только сломить сопротивление в центре и овладеть Курганной батареей, получившей название батареи Раевского. Но в критический момент сражения Кутузов направил в обходной рейд казаков и кавалерию - они ударили по левому флангу французов. Чтобы остановить возникшую панику, Наполеон оставил атаки на центр и направил часть своей гвардии для отражения русской конницы. Только после восстановления положения были возобновлены атаки на центр боевого порядка русских войск, которые сражались отважно.

К вечеру русские войска уступили неприятелю не более 1,5 километров. Отойдя на новую позицию, они вновь были готовы к сражению. Однако французы не решились продолжать атаку, опасаясь перехода русских войск к активным действиям.

«Из всех моих сражений, - говорил Наполеон, - самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу; русские стяжали право быть непобежденными».

Синопский морской бой . Морское сражение при Синопе произошло в самом начале Крымской войны. Начавшись в октябре 1853 г. между Россией и Турцией, она вскоре переросла в вооруженное столкновение России с сильной коалицией Турции, Англии, Франции и Сардинии. Это было последнее крупное сражение парусных кораблей и первое, в котором использовались бомбические орудия (т. е. стрелявшие разрывными снарядами).

18 (30) ноября 1853 г. эскадра вице-адмирала П.С. Нахимова (6 линейных кораблей и 2 фрегата) в Синопской бухте нанесла упреждающий удар по противнику, неожиданно напав на турецкий флот, состоявший из 16 кораблей. Цвет турецкого флота (7 фрегатов, 3 корвета и 1 пароход) был сожжен, береговые батареи уничтожены. Турки потеряли убитыми и ранеными около 4 тыс. человек. Еще около 200 попали в плен. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного корабля. Блестящая победа русского флота лишила турок господства на Черном море, не позволила им высадить войска на побережье Кавказа.

В Синопском бою наглядно проявилась эффективность передовой системы обучения и воспитания воинов-черноморцев. Высокое боевое мастерство, показанное моряками, было достигнуто благодаря упорной учебе, тренировкам, походам, овладению всеми тонкостями морского дела.

День защитника Отечества. После победы в октябре 1917 г. социалистической революции, одновременно с демобилизацией старой армии разрабатывались проекты строительства новой. 15 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет о создании Красной Армии, а 29 января - об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. По всей стане развернулась работа по созданию отрядов Красной Армии.

Одновременно советская делегация вела переговоры с Германией, предлагая ей заключить мир без аннексий и контрибуций. Но цели германских империалистов были далеко не мирными. Они потребовали, чтобы к Германии отошла территория размером свыше 150 тыс. квадратных километра. Польшу. Украину, Литву, Латвию, Эстонию германские империалисты хотели превратить в зависимые государства. Советское правительство вынуждено было пойти на эти тяжелые условия мира. Вести войну при фактическом отсутствии армии, в условиях разрухи в стране и при нежелании масс воевать значило погубить Советскую республику.

Однако главными противниками заключения мира выступили Троцкий и «левые коммунисты». Троцкий, возглавлявший советскую мирную делегацию в Бресте, выдвинул лозунг «Ни мира, ни войны» и заявил, что Советская страна аннексионистского мира не подпишет, но войну прекращает и полностью демобилизует армию. Мирные переговоры были прерваны.

Воспользовавшись этим, германское командование 18 февраля начало наступление крупными силами по всему русско-германскому фронту. На защиту Отечества поднялся весь народ. 22, и особенно 23, февраля в Петрограде, Москве, Екатеринбурге, Челябинске и других городах с огромным подъемом прошли митинги рабочих, на которых принимались решения о вступлении в ряды Красной Армии и партизанские отряды. На отпор врагу только в столице было мобилизовано около 60 тыс. человек, из них около 20 тыс. сразу же отправлено на фронт.

23 февраля 1918 г. молодая Рабоче-Крестьянская Красная Армия приостановила продвижение немецких войск под Псковом и Нарвой. Этот день и стал считаться днем рождения Красной Армии, а позже - Днем защитника Отечества.

Битва под Москвой. По количеству войск, военной техники и вооружения, размаху и напряженности боевых действий битва под Москвой в 1941-1942 гг. была одной из крупнейших в истории Второй мировой войны. Она происходила на территории до 1000 километров по фронту и до 350-400 километров в глубину, что по площади равнялось Англии, Ирландии, Исландии, Бельгии и Голландии вместе взятых. В течение 203 суток шли яростные, ожесточенные и кровопролитные бои, в которых с обеих сторон сражались свыше 7 млн. солдат и офицеров, около 53 тыс. орудий и минометов, около 6,5 тыс. танков и штурмовых орудий, более 3 тыс. боевых самолетов. Битва под Москвой явилась решающим военным событием первого года Великой Отечественной войны.

К 5 декабря наступил кризис немецкого наступления. Понеся большие потери и израсходовав материальные возможности, противник стал переходить к обороне. Вместе с тем к началу декабря Ставкой Верховного Главнокомандующего под Москвой были сосредоточены значительные стратегические резервы.

5-6 декабря войска Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов перешли в решительное контрнаступление. Несмотря на упорное сопротивление врага, сильные морозы и глубокий снежный покров; оно развивалось успешно. К 7 января 1942 г. советские войска продвинулись на запад на 100- 250 километров.

За доблесть и мужество, проявленные в ожесточенных и кровопролитных боях, 40 соединениям и частям были присвоены гвардейские звания, 36 тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. Битва под Москвой стала началом коренного поворота в Великой Отечественной войне.

Сталинградская битва. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 г. и закончилась 2 февраля 1943 г. По характеру боевых действий она делится на 2 периода: оборонительный, продолжавшийся до 19 ноября 1942 г., и наступательный, завершившийся разгромом крупнейшей стратегичес


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

От знания офицерами подразделения духовных и информационных потребностей личного состава и умения целеустремленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых методов информирования во многом зависит эффективность воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

Информирование – это деятельность органов военного управления, должностных лиц воинской части, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации.

Цель информирования – доведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед воинской частью.

Основные задачи информирования:

Доведение до личного состава официальных решений органов государственной власти по вопросам общественно-политической и экономической жизни страны, военного строительства и международной обстановки;

Усиление информационно-воспитательного влияния на укрепление единоначалия, поддержание устойчивого морально-психологического состояния, воинской дисциплины и правопорядка в войсках (силах);

Предотвращение политизации воинских коллективов, особенно в период подготовки и проведения выборов органов государственной власти;

Формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;

Использование информирования в интересах изучения общественного мнения и настроений военнослужащих;

Доведение и разъяснение личному составу передового опыта лучших специалистов воинской части.

Планирование тематики информирования осуществляет заместитель командира воинской части по воспитательной работе (офицер по общественно-государственной подготовке и информированию) с офицерами, гражданским персоналом – на месяц, с другими категориями военнослужащих – на неделю.

Информирование предусматривает:

Разъяснение политики, решений и документов федеральных органов власти по военным и другим вопросам;

Разъяснение требований Конституции и законов Российской Федерации, военной присяги, общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ, командиров (начальников) по поддержанию высокой боевой готовности воинских частей;

Доведение социально-политической обстановки и важнейших событий в стране, регионе дислокации;

Разъяснение военно-политической обстановки в мире, ее изменениях и особенностях развития;

Доведение общественно-политической ситуации, обстановки, событий в воинских частях и подразделениях;

Разъяснение направлений и конкретных фактов негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих, его целей и ожидаемых последствий.

Видами информирования также являются: единый день информирования; правовое информирование; военно-техническое информирование; информирование в особых условиях.

Единый день информирования – это комплекс мероприятий, проводимых ежемесячно в воинской части с участием руководящего состава органов военного управления по различным вопросам жизнедеятельности Вооруженных Сил.

Правовое информирование предусматривает:

Доведение и разъяснение действующих и принимаемых законов о деятельности Вооруженных Сил, правах, льготах, обязанностях и ответственности военнослужащих и гражданского персонала;

Разъяснение требований военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров (начальников), а также положений, наставлений и других документов, регламентирующих различные сферы жизнедеятельности военнослужащих;

Анализ состояния правопорядка, воинской дисциплины, мер по ее укреплению, пропаганда передового опыта лучших подразделений воинской части;

Разъяснение законодательства по вопросам социально-экономической защиты военнослужащих, членов их семей, порядка реализации действующих нормативных актов.

Военно-техническое информирование предусматривает:

Доведение до военнослужащих основных направлений военно-технической политики государства, перспектив развития техники и вооружения войск и сил флота;

Информирование о наиболее важных для поддержания боевой готовности воинских частей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по совершенствованию техники и вооружения;

Доведение передового опыта лучших специалистов, добившихся высоких показателей в работе на технике, активно участвующих в изобретательской и рационализаторской работе.

Информирование в особых условиях (в военное время, в боевой обстановке, на войсковых учениях, морских походах, при ликвидации последствий стихийных бедствий) предусматривает:

Доведение и разъяснение поставленных перед Вооруженными Силами, воинскими частями и подразделениями боевых и других задач, а также хода и практических результатов их выполнения;

Доведение опыта военнослужащих, добившихся лучших результатов при исполнении служебных обязанностей, выполнении боевых и других задач;

Доведение и разъяснение подвигов, мужественных и благородных поступков военнослужащих, гражданского персонала, боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подготовка к информированию включает:

1. Предварительный план своего выступления, который дает направление для подбора материала, исходя из заданной темы.

2. Подбор материала и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме. Для этого надо ознакомиться с соответствующими публикациями, выписать цифры и наиболее показательные факты, подобрать поучительные примеры из практики учебы и службы личного состава, чтобы увязать информирование с жизнью подразделения.

Следует избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов.

3. Окончательный план своего выступления с логическим построением основных мыслей и доказательств, выводами и задачами.

4. Использование имеющихся технических средств.

Информирование обычно осуществляется методом рассказа, когда излагается содержание темы, а затем следуют ответы на вопросы. Но если информирование затрагивает вопросы жизни самого подразделения, оно может проходить в форме беседы.

Большое значение имеет начало информирования. Цель его – привлечь внимание к теме. Поэтому его следует построить на ярком примере, сообщении интересного факта, цитаты.

При изложении материала надо стремиться, чтобы мысли были последовательны, логически связаны друг с другом. Варианты изложения бывают различны. Можно изложить основные мысли и факты по теме, а затем предложить присутствующим высказать свое мнение. Можно сначала зачитать какую-нибудь статью, а потом развернуть разговор вокруг нее.

Не следует превращать информирование в служебное совещание или инструктаж. Здесь неуместны безапелляционные поучения, назойливые наставления, скучный монолог. Следует всячески вовлекать в разговор присутствующих путем постановки таких вопросов, которые заставляют думать, искать ответ, спорить.

Материал следует излагать в легкодоступной для понимания форме, простым разговорным языком с использованием ярких примеров, интересных фактов и цифр, пословиц и поговорок.

Не следует подменять информирование чтением газеты. Если есть необходимость что-то зачитать, то прочитанный материал надо сопроводить соответствующим собственным комментарием.

Для поддержания внимания и повышения интереса при изложении материала можно использовать карту, наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания.

Заключение информирования представляет собой краткое обобщение материала и четкие практические выводы, носящие ориентирующий и мобилизующий характер.

Также, в интересах информирования, пропаганды передового опыта, обучения и воспитания военнослужащих, в подразделениях активно используются возможности средств массовой информации.

Ты берешь МиГ-31, который поднялся в небо в 1975-м году, вешаешь под него “Искандер”, разработка которого началась в 1987-м, и говоришь, что это новенький российский “Кинжал”, хотя это старенькая советская “Ока-У”, которой накрасили губы и аккуратно побрили ноги. Ты вынимаешь “Армату”, несчастную младшую сестру умершего во младенчестве Т-95, ведешь ее под руку, спотыкающуюся, на параде, и после парада откладываешь в долгий красный ящик с кистями и бахромой. Вместо нее у тебя будут все те же Т-72 с разноцветными заплатами легких ненапряжных модернизаций, старое, доброе, надежное оружие на тот случай, если НАТО вдруг пойдет на нас биатлоном. Если войной - то нет.

Американцы не устраивают парадов, они, тихонько сопя, переделывают свои “Абрамсы” в версию M1A2 SEP v.3 с новой броней и израильской активной защитой. Которые справятся и с “Арматой”, если она вдруг доковыляет до внятной серии. Икать от страха никто не начал, как бы этого ни хотела угловатая соплеусая молодежь на военно-онанистических форумах и тусовках. Сценаристов, государь, у тебя намного больше, чем инженеров с конструкторами. Твой волшебный цилиндр бездонный, из него прыгают на сцену хищные подводные беспилотники и странствующие ядерные ракеты, лазерные “пересветы” и урановые “челубеи”, это все торжественно и красиво, все мы любим Союзмультфильм, но, государь… Недавно твоя армия наконец-то получила долгожданные новые автоматы АК-12. Села и зарыдала. 2500 штук . На миллион юзеров. И ничего нового, кроме вывешенного ствола и режима стрельбы с отсечкой, все тот же старый добрый чертов “калаш”, недорогое, простое и удобное оружие для тех, кого бабы с легкостью нарожают, ежели что.

Твои мечи, государь, давно уже не куют. Их перековывают из древних ржавых мечей седобородые советские старцы. Поэтому чем реже ты потрясаешь ими, тем меньше вероятность, что они рассыпятся у тебя в руках. Твои передовые технологии писаны на воде тенями от вил. Йотафон. Ё-мобиль. Йотанк. Ёстребитель пятого поколения, от совместной разработки которого не так давно отказалась Индия. У злобной гадящей англичанки есть в строю самолеты пятого поколения. У крошечного Израиля. У нелепой Австралии. У смешной Норвегии. А у великой России есть лишь прототипы и предсерийные образцы. И нет станков, чтобы делать на них современное оружие, и нет заводов, чтобы делать эти станки, и закупает эти станки великая Россия ажно в КНДР . Приплыли. На галере. Которой ты командуешь, государь, надо отдать тебе должное, уверенно и спокойно. Совершенно не смущаясь отсутствием весел и присутствием всех якорей на дне.

Советский Союз занимал ключевые позиции в науке всю вторую половину XX века, что не помешало современной России остаться на задворках технологического развития. Особенно остро это переживает космическая отрасль: страна утратила лидерские позиции в исследовательской сфере, затем потеряла рынок создания коммерческих космических спутников, а теперь роняет спутники и ракеты. Страдающая от десятилетий хронического недофинансирования, истощенная чехардой руководства и постоянной сменой планов развития отрасль пока еще что-то может, но верить в ее будущее все сложнее. Почему обслуживающие российский космос предприятия близки к краху и как выживают их сотрудники - разбиралась «Лента.ру».

В Минобороны России разгорается очередной скандал: выяснилось, что скрытность атомных подводных лодок, на обеспечение которой за все годы существования СССР, а затем и РФ, были затрачены миллиарды бюджетных средств, существует лишь в головах адмиралов. Потенциальный стратегический противник в лице США даже не утруждает себя поисками российских подводных лодок: каким-то непостижимым образом они ему видны и так, пишет издание "Военно-промышленный курьер" .

То, что секретные маршруты стратегических российских атомных подводных лодок, для США вовсе не секретны, выяснилось в ходе недавних учений в Баренцевом море. По сути это означает, что, в случае начала глобального конфликта, вся морская часть российской "ядерной триады" может быть ликвидирована точечными ракетными ударами практически мгновенно: АПЛ даже не успеют перевести в боевое положение.

Офицеры-подводники из Североморска наложили траекторию полета американского разведывательного корабля «Орион» на карту расположения наших АПЛ в ходе учений, - пишет журналист "ВПК" Максим Климов. - И все десять точек поворота его маршрута приходились аккурат на места расположения наших подлодок. То есть он их даже не искал, а всегда направлялся к конкретной точке. «Орион» выходил без каких-либо галсов точно на нашу АПЛ, сбрасывал буй и шел к следующей.

При этом, констатирует издание, чисто волюнтаристское перераспределение финансирования ВМФ России в пользу подводного флота держит на голодном пайке как надводное кораблестроение, так и морскую авиацию. К примеру, возможности разработанного еще в 1961 году противолодочного самолета Ил-38, призванного находить под водой американские АПЛ, близки к нулю, когда дело касается современных малошумных объектов - в частности, атомных подводных лодок класса Seawolf. При этом даже недавняя модернизация технологии поиска (старую систему "Ленинец" заменили на "Новеллу", впрочем, все равно сделанную по принципам 70-х годов ХХ века) положения не спасла - американских стратегических ракетоносцев россияне по-прежнему не видят.

Как США удается выполнять эту задачу - российские военные пока не понимают. Очевидно, речь идет о каких-то спутниковых технологиях, позволяющих американцам отслеживать российские АПЛ даже на большой глубине. Однако факт остается фактом: все они видны в Пентагоне с точностью до метра, и, в случае начала большой войны, будут мгновенно уничтожены, не успев выпустить ядерные ракеты.

Организованная, систематическая и целенаправленная деятельность органов военного управления, командиров (начальников) всех степеней, должностных лиц органов военной юстиции и органов воспитательной работы по привитию военнослужащим правовых знаний, формированию у них уважения законов как социальной ценности, выработке у них потребностей, привычек и навыков правомерного поведения.

П.в.в. является важным фактором и условием укрепления законности и воинского правопорядка, предупреждения правонарушений среди всех категорий военнослужащих. П.в.в. является составной частью системы воспитательной работы в ВС РФ и органически связано с другими видами воспитания (воинским, нравственным, политическим и т.д.).

П.в.в. осуществляется путем разъяснения и изучения действующего законодательства, а также путем воздействия на правовое сознание военнослужащих практикой применения правовых норм.

В процессе П.в.в. основным предметом, на который направлены усилия субъектов воспитания, является правовое сознание военнослужащих, которое представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, переживаний и представлений отдельных военнослужащих, больших и малых групп военнослужащих о действующем праве, правосудии, законности и правопорядка, а так же о том, каким они должны быть.

Свое проявление правовое сознание военнослужащих находит в основном на уровне правовой психологии (обыденном правосознании) в суждениях, эмоциях, настроениях, привычках, стереотипах поведения.

Негативным явлением в сфере индивидуального правового сознания военнослужащих являются правовой нигилизм и правовой инфантилизм. Правовой нигилизм - это активная противоправная позиция (направленность) личности, которая проявляется в нигилистическом отношении к праву в целом, в убеждении, что его требования и запреты носят лишь формальный характер, а руководствоваться следует своими желаниями и интересами. Закон сравнивается с преградой, которую надо обойти или преодолеть. Правовой инфантилизм выражается в незрелости и примитивности правосознания, равнодушии к праву. Он является показателем недостаточной правовой социализации индивида, т.е. неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образцов поведения в правовой сфере. Указанные деформации правового сознания военнослужащих являются важными факторами, детерминирующими противоправное поведение отдельных военнослужащих и круговую поруку в воинских коллективах.

Правовое сознание военнослужащих в значительной степени влияет на состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделениях и частях РВСН, требует постоянных воспитательных воздействий со стороны командиров (начальников) всех степеней, офицеров органов воспитательной работы и органов военной юстиции. Воздействие на правовое сознание военнослужащих осуществляется с использованием таких средств, как: поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); последовательная, и целенаправленная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; создание действительной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей; деятельность органов военной юстиции; участие личного состава в работе по укреплению законности и правопорядка.

Основными средствами П.в.в. в условиях воинских частей (учреждений, организаций) являются: правовая пропаганда; правовое обучение; правовое самообразование. Правовая пропаганда осуществляется в ходе проведения информирования, лекций и бесед по правовым вопросам, которые планируются и проводятся в часы информационно-воспитательной работы. Правовое обучение осуществляется в процессе изучения правовых дисциплин в соответствии с учебными планами военно-учебных заведений; изучения правовых вопросов в системе командирской подготовки офицерского состава; изучения тем по правовой подготовке в системе общественно-государственной подготовки всех категорий военнослужащих; проведения методических сборов и семинаров по правовым вопросам. Правовое самообразование осуществляется путем систематической самостоятельной работы каждого военнослужащего по изучению законодательства и практики его применения. Систематическое повышение правовых знаний каждым военнослужащим является одной из важных задач в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в войсках (силах). Самостоятельное изучение военнослужащими нормативных правовых актов РФ, воинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ и практики их применения является основной формой правовой подготовки военнослужащих.

П.в.в. организуется и проводится непрерывно, согласованно и систематически в процессе боевой подготовки, боевого дежурства, повседневной жизнедеятельности частей и соединений РВСН.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация