Основные принципы трудового права. Понятие, система и значение принципов трудового права Основные принципы трудового права кратко

Главная / Авто

Традиционно в науке трудового права большое внимание уделялось исследованию принципов трудового права. Разработанные подходы к определению принципов в целом восприняты в ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленные в ст. 2 и дополняющиеся ст. 3 и 4, составляют в совокупности 20 принципов, краткое содержание которых рассматривается в той последовательности, как они определены в указанных статьях ТК РФ.

Первый принцип о свободе труда, включая право на труд, приведенный в ст. 2 ТК РФ, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 37) провозглашает свободу труда, право каждого заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который соглашается, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (абз. 2 ст. 2 ТК РФ) несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией. Запрещение принудительного труда и дискриминации на уровне основных принципов трудового права установлены в ст. 3, 4 ТК РФ. Принцип свободы труда, включая право на труд, дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах ТК РФ, включая разд. III "Трудовой договор". Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии, рода деятельности, и, реализуя это право, может заключить трудовой договор и вступить в трудовое правоотношение. Необходимо обратить внимание на то, что этот принцип дополняется принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать этот договор.

Следует иметь в виду, что после ратификации Российской Федерацией Европейской социальной хартии (пересмотренной 3 мая 1996 г.) перечисленные в части I Хартии права и принципы признаны в качестве целей внутренней политики государства. В частности, в п. 1 определено, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом путем свободного выбора профессии и занятий. Для Российской Федерации обязательную силу имеют статьи и пункты части II Хартии, ратифицированные ею, включая ст. 1 "Право на труд". Государства, ратифицировавшие Европейскую социальную хартию, в целях обеспечения эффективного осуществления права на труд берут на себя соответствующие обязательства, включая обеспечение действенной защиты права трудящихся зарабатывать на жизнь своим трудом (п. 2 ст. 1 части II Хартии). Другие обязательства, следующие из данной статьи Хартии, связаны с занятостью и трудоустройством населения.

Таким образом, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ в ст. 2 ТК РФ нашли свое выражение основные принципы трудового права о свободе труда, включая право на труд, дополненные принципом института трудового договора – свободы трудового договора.

Другим принципом института трудового договора, связанным с принципом свободы трудового договора, является принцип определенности трудовой функции, который получил свое непосредственное закрепление в ст. 60 ТК РФ и является основой норм об изменениях определенных сторонами условий трудового договора, включая перевод на другую работу (ст. 72, 72.1, ч. 1 ст. 72.2, ст. 73, 74 ТК РФ).

Определенность трудовой функции, соглашение по которой как обязательном условии было достигнуто сторонами при заключении трудового договора, означает, что в одностороннем порядке, например по инициативе работодателя, трудовая функция изменяться не может, ибо что было достигнуто соглашением сторон при заключении трудового договора, то может изменяться только с согласия сторон. Следовательно, трудовая функция изменяется только с письменного согласия работника, например при переводе на другую работу (временный перевод работника на один месяц без его согласия допускается законом лишь в порядке исключения). Изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ) допускается при следующих условиях: 1) если нс изменяется трудовая функция; 2) при наличии объективных факторов (организационные или технологические причины, влияющие на условия труда); 3) по соглашению с работником; 4) если определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены. Отражением принципа определенности трудовой функции является установленный ст. 60 ТК РФ прямой запрет требовать у работника выполнения работы, нс обусловленной трудовым договором, что является гарантией соблюдения тех условий договора, которые были оговорены сторонами при его заключении. В определении трудового договора (ст. 56 ТК РФ) предусмотрено, что работодатель обязуется предоставить работнику работу но обусловленной трудовой функции. Такова же обязанность работодателя, определенная в ст. 22 ТК РФ, корреспондирующая праву работника на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором (ст. 21 ТК РФ)

На основе принципа свободы труда и трудового договора работник вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в любое время, предупредив работодателя в письменной форме за две недели. До истечения предупреждения работник имеет право в любое время отозвать свое заявление (ст. 80 ТК РФ). Работник и работодатель в любое время вправе расторгнуть трудовой договор "по соглашению сторон" (п. 1 ст. 77 ТК РФ).

Принцип запрещения дискриминации, закрепленный в ст. 2 и раскрывающийся в ст. 3 ТК РФ, означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Положения настоящей статьи соответствуют конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции РФ) и ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ № 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.). Термин (понятие) "дискриминация" согласно указанной Конвенции МОТ включает:

  • а) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
  • б) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом Организации (государством – членом МОТ) по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

Вместе с тем всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Противоправность дискриминации в трудовых отношениях следует из общепризнанных принципов и норм международного права, ООН, МОТ и региональных международных организаций: Европейского союза, Совета Европы, СНГ и др. К ним относятся Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1980 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), а ныне и Европейская социальная хартия (пересмотренная в 1996 г.) и иные международные акты.

В ст. 3 ТК РФ перечислены, хотя и не исчерпывающим образом, обстоятельства, выступающие дискриминацией. В конкретных случаях могут иметь место и другие обстоятельства, рассматриваемые как дискриминация. Указанные в этой статье пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, возраст, место жительства и другие обстоятельства не могут ограничивать равные возможности лиц в реализации трудовых прав или предоставлять преимущества перед другими, если это не связано с деловыми качествами работника. Свое проявление принцип запрещения дискриминации, дополняемый рядом гарантий, находит в статьях ТК РФ.

Запрещена дискриминация при приеме на работу, установлены гарантии при заключении трудового договора, в том числе защита от дискриминации (ч. 2 ст. 64 ТК РФ). Работодатель по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, обязан сообщить причину отказа в письменной форме, который может быть обжалован в суд.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при определении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК РФ). Запрещена дискриминация при получении и обработке персональных данных работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности (п. 4–5 ст. 86 ТК РФ). Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации, вправе обратиться в суд, в котором будет рассмотрен данный индивидуальный трудовой спор (ч. 3 ст. 391 ТК РФ).

Но не являются дискриминацией исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников, которые определяются требованиями, свойственными данному виду труда, установленными федеральным законом и требующими специальных знаний или специальной подготовки, что подтверждается при предъявлении соответствующих документов государственного образца, свидетельствующих об образовании, профессии (специальности), квалификации. Дискриминацией также не являются указанные предпочтения или исключения, если они обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной правовой и социальной защите, как, например, прием на работу в счет квоты в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК РФ как один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений и получивший свое развитие в ст. 4 ТК РФ, основан на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающих принудительный труд. Данный принцип взаимосвязан с другим основным принципом, закрепленным в ст. 2 ТК РФ: о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Определение принудительного труда и его форм (ч. 2 ст. 4), как и запрещение принудительного труда, согласуются с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) (ч. 2 ст. 8), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) (ч. 2 ст. 4), а также Конвенций МОТ № 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) и № 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.).

Принудительный труд означает выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • – в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • – в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • – в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • – в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • – в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой какого- либо наказания (насильственного воздействия), от которой он может отказаться в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере (ст. 142 ТК РФ) либо при возникновении непосредственной угрозы вследствие нарушений требований охраны труда (ч. 5, 6 ст. 220 ТК РФ).

Хотя данные положения в указанных конвенциях МОТ не определены как принудительный труд, выполнение работы при нарушениях выплаты заработной платы или существующей угрозе жизни или здоровью работника равнозначны принудительному труду при нарушении основных прав работника на оплату и охрану труда, гарантированных Конституцией РФ (ст. 7 и ч. 3 ст. 37).

Принцип запрещения принудительного труда нашел свое воплощение в ТК РФ (ст. 142, 219, 220, 236, 237). Так, в случае допущенных нарушений работодателем в оплате труда работника он вправе приостановить работу в порядке, предусмотренном ст. 142 на весь период до выплаты задержанной суммы с учетом денежной компенсации, определенной ст. 236, и возможной компенсации морального вреда согласно ст. 237.

В соответствие со ст. 219 ТК РФ работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ч. 7 ст. 220 ТК РФ).

В соответствии с положениями указанных международных актов в ч. 4 ст. 4 ТК РФ перечислены те виды работ, которые не считаются принудительным трудом. Прежде всего, не рассматривается как принудительный труд работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. К принудительному труду не относится работа, выполнение которой обусловлено чрезвычайными обстоятельствами (аварии, пожары, наводнения, землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни и жизнеобеспечению населения).

Принудительным трудом не считается такая работа, выполняемая в порядке исполнения наказания по приговору суда, вступившему в законную силу, как отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25–30 УИК РФ) или исправительных работ (ст. 39 УИК РФ), отбываемых по основному месту работы осужденного к исправительным работам. Осужденный к лишению свободы согласно ст. 103 УИК РФ обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. При этом исполнение различных видов наказания по вступившему в законную силу приговору суда с привлечением к труду осужденных осуществляется с соблюдением положений трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и уголовно-исполнительного законодательства.

Такой принцип в сфере труда, как принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, соответствует закрепленному Конституцией РФ праву на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37) и ратифицированной ныне Российской Федерацией Европейской социальной хартии, в частности ст. 1 части II, устанавливающей право на труд. Согласно указанной статье Хартии государство обязуется признать в качестве одной из своих основных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижение полной занятости, а также создавать или поддерживать для всех трудящихся бесплатные службы по трудоустройству. И наконец, указанным целям и обязанностям отвечает обеспечение или содействие в обеспечении соответствующей профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки.

Указанный принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве лежит в основе и проявляется в статьях Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест, организацию общественных работ и др. В п. 2 ст. 5 указанного Закона определены направления государственной политики в области занятости, а в ст. 15 этого Закона предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию целевых программ и государственной политики в области занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др. Для отдельных категорий граждан предусмотрены дополнительные гарантии содействия трудоустройству, в том числе в счет установленной квоты (инвалиды, лица из числа молодежи до 18 лет).

Принцип обеспечения права на справедливые условия труда адресован каждому работнику и включает в себя обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, на равенство прав и возможностей работников, обеспечение нрава на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, а также обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе.

Данные принципы основываются на положениях Конституции РФ (ст. 7, 37) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 7), а также на Европейской социальной хартии (п. 2–4 части I, ст. 2–4 части II), иных международных актах. Статья 7 указан ного Международного пакта определяет право каждого: 1) на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; 2) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 3) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни; 4) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), устанавливается право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Эти конституционные положения, обеспечиваемые гарантиями, закрепляются в ТК РФ. Так, в разд. X "Охрана труда" предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда, требования и организация охраны труда, в том числе обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, и др. Наряду с общими нормами, распространяемыми на всех работников, действуют также специальные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии работающим во вредных и тяжелых условиях труда работникам, а также отдельным категориям работников (лицам, не достигшим 18 лет, женщинам, инвалидам и др.).

Право на отдых в указанной статье Конституции РФ закреплено вместе с его гарантиями. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Этот принцип обеспечивается действием ряда норм ТК РФ, регулирующих рабочее время (ст. 91 – 105), время отдыха (ст. 106-128).

Принцип равенства прав и возможностей работников основывается на конституционном принципе, определяемом ст. 19 Конституции РФ, о равенстве всех перед законом и судом. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данный принцип означает, что не допускаются умаления или ограничения, несовместимые с равенством прав и возможностей, и в этом проявляется тесная взаимосвязь с принципом запрещения дискриминации (ст. 3 ТК РФ).

В трудовом законодательстве РФ, включая ТК РФ, иные нормативные правовые акты, исходя из принципа равенства прав и возможностей, работникам устанавливаются права и гарантии на уровне стандарта трудовых прав, который не может быть снижен никакими договоренностями. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК РФ, не может превышать 40 часов в неделю как максимальный предел рабочего времени, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск согласно ст. 115 ТК РФ предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, если они более благоприятны по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами и будут определены, например, в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя (ч. 3 ст. 41 ТК РФ) и др.

Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы означает, что справедливая заработная плата должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). Согласно ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37) предусматривается право на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже определенного законом МРОТ. Этот принцип подкрепляется гарантиями и находит свое закрепление в нормах ТК РФ: МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133). Трудовым кодексом РФ предусмотрены основные государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 и др.), предусмотрено регулирование минимальной заработной платы в субъектах РФ (ст. 133.1), обязательное повышение уровня содержания заработной платы, т.е. индексация (ст. 134), установлена выплата заработной платы в денежной форме в валюте РФ (ст. 131), определено ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя и др.

Справедливость заработной платы должна обеспечиваться также действием принципов института заработной платы и нормирования труда, выражающих объективные критерии оплаты по труду. В соответствии с ними заработная плата каждого работника согласно ст. 132 ТК РФ зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. При этом запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Указанные принципы института заработной платы нашли свое выражение и в основном праве работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ч. 1 ст. 21 ТК РФ).

Следует отметить, что обязанностью работодателя является обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Работодатель несет и другие обязанности по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы. Неисполнение работодателем его обязанностей по выплате работнику заработной платы в полном размере и в установленные сроки влечет материальную ответственность работодателя перед работником (ст. 236 ТК РФ).

Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации основывается на базовых положениях Конституции (ст. 19) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (п. 4 ст. 7), согласно которому определено право на одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени на основании трудового стажа, производительности труда и квалификации, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Указанный принцип находит свое развитие в нормах ТК РФ о профессиональной подготовке работников, переподготовке, повышении их квалификации, в том числе в разд. IX (ст. 196–208). Как показатель подготовки лица к выполнению работы при продвижении работника на более высокую должность выделен трудовой стаж, т.е. стаж работы по специальности, указываемый в трудовой книжке работника (ст. 66), показателем его квалификации (специальности) является его подготовка, о чем свидетельствуют соответствующие документы об образовании (ст. 65). При этом учитывается и производительность труда у данного работодателя.

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, основан на положениях Конституции РФ (ст. 30), закрепляющих право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и Конвенции МОТ № 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.). Работники и работодатели создают либо вступают в объединения (организации) для защиты своих прав и интересов. Профессиональные союзы РФ, выполняя свою защитную функцию, также обеспечивают представительство интересов работников, прежде всего через систему социального партнерства, путем коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Работники объединяются в профессиональные союзы, которые являются наиболее массовыми организациями трудящихся. Профессиональные союзы и их объединения определены ТК РФ в качестве представителей работников на всех уровнях социального партнерства, начиная с первичной профсоюзной организации (локальный уровень) (ст. 29–32). Иные представители в случаях, установленных ТК РФ, могут избираться работниками и представлять их интересы только на локальном уровне (ст. 31). Интересы работодателей представляют их объединения – некоммерческие организации, а в определенных случаях – иные представители (ст. 33, 34 ТК РФ).

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией базируется на положениях Рекомендаций МОТ № 94 "О сотрудничестве на уровне предприятия" (1952 г.), № 129 "О связях на предприятиях" (1967 г.) и Европейской социальной хартии, предусматривающей право трудящихся участвовать в определении и улучшении условий труда и производственной среды (ст. 22). В Хартии определяется, что в целях эффективного осуществления указанного права государства обязуются принимать или поощрять меры, дающие трудящимся или их представителям возможность в соответствии с национальным законодательством и практикой участвовать:

  • – в определении и улучшении условий труда, организации труда и производственной среды;
  • – обеспечении охраны и гигиены труда;
  • – организации социального и социально-культурного обслуживания и создании для этого условий на предприятии;
  • – контроле за соблюдением правил и положений по этим вопросам.

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией получил свое развитие в ТК РФ, который предусматривает право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы, а также и формы такого участия. При этом перечень не является исчерпывающим, могут использоваться и иные формы, предусматриваемые ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами (ст. 52, 53 ТК РФ). Наряду с этим указанный принцип выражается в отдельных статьях ТК РФ, охватывающих социальное партнерство в сфере груда (гл. 6–7), принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371, 372 и др.). Таким образом, ТК РФ закрепляются как непосредственная форма участия работников, например при выборах представителей в КТС на общем собрании (ст. 384), так и участие работников в управлении организацией через своих представителей, например при утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190), принятии локальных нормативных актов (ст. 8, ст. 372) и в других случаях.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений выражается во многих нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству и др. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации. На коллективно-договорном уровне они конкретизируются и дополняются, устанавливаются более благоприятные условия труда, социально-бытовые льготы и другие гарантии, предусматриваемые в коллективных договорах и соглашениях.

Индивидуально-договорное регулирование носит вспомогательный характер и направлено в основном на индивидуализацию и конкретизацию условий трудовых договоров. В определенных случаях ТК РФ отсылает к коллективному договору, требующему согласованного решения социальных партнеров, или трудовому договору, основанному на соглашении его сторон. Так, в области заработной платы к коллективному или трудовому договору даны отсылки в ст. 131, 136, 145, 152, 158 и др.

В сочетании государственного и договорного регулирования выявляется государственный уровень. В законодательных актах определяется "договорное поле" регулирования: 1) виды договоров; 2) признание нормативных договоров, являющихся источниками трудового права (коллективный договор, социально-партнерские соглашения); 3) пределы принимаемых установлений в соотношении с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; 4) определение сторон и порядка заключения договоров и др.

Соотношение государственного и договорного регулирования проявляется в том, что ТК РФ не допускается установление условий в коллективных договорах, соглашениях и трудовых договорах, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если же такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9). Кроме того, ТК РФ определено, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50).

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работников по сравнению с предусмотренными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Принцип социального партнерства воплощается в нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству, включающему как взаимодействие между социальными партнерами – работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления (ст. 23, 45). Данный принцип находит свое выражение в нормах разд. II (ст. 23–55), других статьях ТК РФ, федеральных законах: от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"; от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей". Указанный принцип дополняется и раскрывается принципами института социального партнерства (которые получили свое закрепление в ст. 24 ТК РФ) и самым тесным образом связан с рассмотренным принципом сочетания государственного и договорного регулирования.

Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, находит свое осуществление при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Этим законом устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных этим Законом.

Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании установлены в ст. 184 ТК РФ.

Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением соответствует гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной Конституцией РФ (ч. 1 ст. 45). Важной государственной гарантией является признание, обеспечение, защита указанных прав и свобод, на что направлено трудовое законодательство РФ. В ТК РФ закреплены основные права и обязанности работника (ст. 21) и работодателя (ст. 22), их правовое положение (ст. 20), основания возникновения трудовых правоотношений (ст. 16–19), порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (разд. III) и др.

В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты прав и свобод российских граждан, в том числе в области труда, включающая в себя перечень государственных органов, наделенных законом соответствующей компетенцией (ст. 353 ТК РФ). Трудовым кодексом РФ предусмотрены государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Этот государственный надзор и контроль осуществляет федеральная инспекция труда. В области соблюдения правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, наряду с федеральной инспекцией труда, осуществляется государственный надзор федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в различных областях деятельности. К ним отнесены: сфера промышленной безопасности (ст. 366 ТК РФ), государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ), государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ), государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369 ТК РФ). Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 353 ТК РФ).

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ч. 4 ст. 353 ТК РФ).

Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его прав и свобод, включая судебную защиту, в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46) означает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и каждому гарантируется судебная защита сто прав и свобод, как закрепленных в Конституции, так и в иных нормативных правовых актах.

Данный принцип, дополняясь гарантиями, находит свое отражение в ряде норм ТК РФ, прежде всего в нормах разд. XIII, охватывающих защиту трудовых прав и свобод как всеми способами, не запрещенными законом (ч. 1 ст. 352), так и путем использования установленных ТК РФ основных способов защиты (ч. 2 ст. 352). К ним отнесены следующие способы: самозащита работниками трудовых прав (ст. 142, 379 и др.); защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (гл. 58); государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 354–369). К основным способам защиты ТК РФ относит и судебную защиту (гл. 60, 61), включая Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции.

В перечне этих способов защиты трудовых прав и свобод отсутствует указание на ответственность, но в наименовании разд. XIII ТК РФ она названа, и в содержание данного раздела входит гл. 62 (ст. 419), посвященная ответственности и ее видам, к которым привлекаются лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку основывается на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип нашел свое развитие в нормах ТК РФ, устанавливающих на федеральном уровне порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров (гл. 60), а также порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способа разрешения коллективного трудового спора (гл. 61).

Принцип, определяемый как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного трудового договора, предполагает право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам и соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, воплощается во многих нормах ТК РФ. На работника, вступившего в трудовое правоотношение на основе трудового договора, возлагаются обязанности добросовестно их выполнять, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные трудовые обязанности (ст. 15, ч. 2 ст. 21, ст. 56). У работодателя есть право требовать от работника надлежащего исполнения его обязанностей, в случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником трудовых обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной (ст. 192–193, 195) и (или) материальной ответственности (гл. 39). Работодатель не только имеет право, но и обязан отстранять от работы (не допускать к работе) работника в порядке, установленном ТК РФ (ст. 76).

Работник вправе требовать выполнения работодателем его обязанностей, прежде всего соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, и других обязанностей работодателя, закрепленных в ч. 2 ст. 22, ст. 212 ТК РФ и др. При неисполнении работодателем своих обязанностей работник вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права, в профсоюз либо в федеральную инспекцию труда, работник также может прибегнуть к самозащите трудовых прав.

Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, получил свое закрепление и развитие в ТК РФ (гл. 58), в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Профсоюзный (общественный) контроль у работодателей осуществляется профессиональными союзами, их органами и профсоюзными инспекциями труда. Работодатели не имеют права препятствовать правовым и техническим инспекторам труда при осуществлении ими своих полномочий. В недельный срок с момента получения требования профсоюзов об устранении выявленных нарушений работодатель обязан сообщить профсоюзному органу о принятых мерах. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370 ТК РФ). Профессиональные союзы при осуществлении установленной Конституцией РФ (ст. 30) защитной функции выполняют, как известно, и представительские функции, в том числе в области социального партнерства, согласно ТК РФ (ст. 29–32 и др.) и Федеральному закону "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, содержащим нормы трудового права.

Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан на конституционном положении (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) о достоинстве личности, охраняемом государством. Согласно Конституции РФ ничто не может быть основанием для умаления достоинства работника. Данный принцип воплощается в нормах ТК РФ, гарантирующих защиту достоинства работника в период трудовой деятельности. Нормы ТК РФ обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. 86–90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возмещение материального ущерба в случаях, определенных ТК РФ (ст. 234–236).

Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников нашел закрепление в нормах Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", других законах, иных нормативных правовых актах. Система обязательного социального страхования включает и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время действует Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Трудовым кодексом РФ также предусматриваются различные гарантии и компенсации, например гарантии работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (ст. 184). Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций определяются федеральными законами.

  • См.: Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года", которым в соответствии с п. 1 ст. А части III Хартии приняты обязательства в отношении положений, предусмотренных частью I, ст. 1, п. 3–7 ст. 2, ст. 3, и. 2–5 ст. 4, ст. 5–11, п. 1 ст. 12, ст. 14, п. 1 и 2 ст. 15, ст. 16 и 17, п. 4 ст. 18, п. 5 и 9 ст. 19, ст. 20–22, 24, 27–29 части II Хартии. Следует отметить особенность данной Хартии. Она может быть ратифицирована не полностью при условии выполнения требований, указанных в п. 1 ст. А части III ЕСХ. К этим требованиям относятся следующие: 1) следует признать перечисленные в части I Хартии права и принципы в качестве целей внутренней политики; 2) необходимо ратифицировать, по крайней мере, шесть из десяти основных и наиболее важных статей части II Хартии; 3) в дополнение к указанным статьям необходимо взять на себя обязательства по соблюдению других статей и параграфов части II Хартии с тем, чтобы их общее число было не меньше соответственно 16 и 63.

϶ᴛᴏ основополагающие идеи, нашедшие закрепление в законодательстве о труде, определяющие сущность, основные черты, внутреннее единство и развитие трудового права.

Принципы трудового права — ϶ᴛᴏ главные правовые основы, общие положения, отражающие действующее трудовое законодательство и главные направления политики государства в сфере труда.

Сложившиеся принципы трудового права, с одной стороны, отражают сложившуюся систему общественных отношений по организации труда, а с другой стороны, в принципах правового регулирования трудовых отношений наиболее ярко должен проявляться гуманистический и демократический характер всей системы права. По϶ᴛᴏму изучение принципов трудового права дает возможность глубже выявить и понять основные закономерности развития общественных отношений по труду, в условиях рыночной экономики.

Современный российский законодатель пошел по пути обязательного закрепления принципов в принимаемых нормативных актах. Но, не смотря на то что Трудовой кодекс содержит статьи, в кᴏᴛᴏᴩых определяются основные начала правового регулирования, следует отличать принцип от правовой нормы. Устанавливая общее правило поведения (правовую норму) на базе руководящей идеи (принципа), законодатель достигает единства нормотворческой деятельности.
И следует понимать, что принцип не содержит всех элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции и санкции) С его помощью нельзя напрямую урегулировать конкретные отношения между субъектами права. Но принцип права непременно себя проявит в правовых нормах, кᴏᴛᴏᴩые обязаны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать принципу. Принципы трудового права будут более стабильными категориями, чем нормы трудового законодательства. Но с коренными изменениями в организации труда основные принципы трудового права тоже меняются — одни отмирают, другие побудут, третьи действующие наполняются новым содержанием.

Правовые принципы имеют значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Руководствуясь принципами, законодатель формулирует отраслевые нормы, вносит изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты. Стоит заметить, что они помогают глубже уяснить смысл конкретных норм действующего законодательства и определяют тенденции его развития. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с принципами права осуществляется толкование его норм. Принципы могут быть использованы при обнаружении пробелов в праве, кᴏᴛᴏᴩые не удается заполнить, применяя аналогию закона, в ϶ᴛᴏм случае на помощь приходит аналогия права, предусматривающая в решении основываться на правовые начала — принципы. Естественно, что использовать принципы в аналогии права можно только те, кᴏᴛᴏᴩые законодательно закреплены.

По϶ᴛᴏму принципы — ϶ᴛᴏ часть права в объективном смысле, и очень важной в понимании ϶ᴛᴏго значения будет ст. 18 Конституции, в кᴏᴛᴏᴩой сказано, что права и ϲʙᴏбоды определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Основополагающая идея правового регулирования труда становится принципом, если она находит закрепление в законодательстве о труде. Именно в силу ϶ᴛᴏго такая идея может определить основные черты, сущность, внутреннее развитие трудового права. В подтверждение ϶ᴛᴏго положения достаточно сослаться на историю трудового права России. Принципы трудового права, заложенные в КЗоТ РСФСР 1918 г., претерпели существенные изменения в последующих кодексах, особенно в ТК РФ 2001 г. Так, если в КЗоТ РСФСР 1922 г. был закреплен конституционный принцип права на труд, т. с. права на гарантированное получение работы с оплатой ее в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с количеством и качеством труда, то в ТК РФ 2001 г. (ст. 2) он видоизменяется с учетом рынка труда и формулируется законодателем как ϲʙᴏбода труда, включая право на труд, кᴏᴛᴏᴩый каждый ϲʙᴏбодно выбирает или на кᴏᴛᴏᴩый ϲʙᴏбодно соглашается, как право распоряжаться ϲʙᴏими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Принципы трудового права имеют как теоретическое, так и практическое значение. Зная принципы трудового права, можно прогнозировать развитие теории трудового права, практики его применения, дальнейшее совершенствование действующего законодательства о труде. Более того, в случае обнаружения пробелов и других недостатков в законодательстве о труде решение конкретных трудовых дел возможно на основании ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих принципов трудового права.

Классификация принципов трудового права

Обычно для отрасли права, например гражданского, законодатель, юридическая наука формулируют три — пять основных принципов правового регулирования отношений, являющихся предметом ϶ᴛᴏй отрасли. Ранее аналогичный подход имел место в литературе по трудовому праву. После принятия ТК РФ в учебной литературе исследуется 19 принципов трудового права и более. Такое обилие принципов трудового права объясняется тем, что законодатель объединил в ст. 2 ТК РФ международные принципы, закрепленные в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 г.), конституционные (ст. 19, 24, 30, 37, 46 Конституции РФ), отраслевые и отдельных институтов трудового права. Эти виды принципов целесообразно различать, подчеркивая их конкретизацию по вертикали в зависимости от юридической силы нормативного правового акта: принципы, закрепленные в Декларации МОТ, Конституции РФ и ТК РФ.

Принципы, сформулированные Международной организацией труда

В Декларации МОТ«Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» сформулированы следующие принципы:

  • ϲʙᴏбода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
  • упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
  • действенное запрещение детского труда;
  • недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Конституционные принципы трудового права

В Конституции РФ опосредованы следующие принципы правового регулирования труда:

  • запрещаются любые формы дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);
  • ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в т.ч. работника (ст. 21);
  • сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
  • каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты ϲʙᴏих интс- ресов; ϲʙᴏбода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);
  • гарантируется ϲʙᴏбода труда (п. 1 ст. 37);
  • запрещен принудительный труд (п. 2 ст. 37);
  • обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);
  • гарантируется оплата труда (п. 3 ст. 37);
  • право на отдых гарантируется установленной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходных, праздничных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);
  • обеспечивается право каждого на защиту государством его трудовых прав и ϲʙᴏбод, включая судебную защиту (ст. 46)

В ст. 2 ТК РФ упоминаются межотраслевые принципы правового регулирования трудовых отношений:

  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • обеспечение каждому защиты государством трудовых прав и ϲʙᴏбод, включая судебную защиту;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;
  • обеспечение права на охрану здоровья.

Эти принципы характерны не только для трудового права, но и, например, для аграрного. Защита от безработицы — принцип и трудового права, и права социального обеспечения.

Виды принципов трудового права

Анализ действующего законодательства дает основания полагать, что современные принципы трудового права России характеризуются следующими чертами:

  • экономико-политической обусловленностью , поскольку они определяются политикой государства;
  • общностью содержания (гак как принципы выражают сущность не одной, а многих норм права данной отрасли);
  • предметной определенностью , так как они выражают сущность такой системы норм права, кᴏᴛᴏᴩая в качестве предмета регулирования имеет определенный вид общественных отношений (трудовые отношения);
  • государственной нормативностью , поскольку принципы права ϶ᴛᴏ руководящие идеи, кᴏᴛᴏᴩые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством;
  • системностью , так как выражают сущность норм права, взаимосвязанных в рамках определенной системы отрасли права;
  • целенаправленностью , так как они выражают сущность норм права в их динамике (развитии) с целью решения задач отрасли права;
  • стабильностью, ибо принципы действуют в течение длительного периода и отражают качественное состояние системы права, кᴏᴛᴏᴩая не так изменчива, как нормы права.

Все правовые принципы, в т.ч. и трудового права, классифицируются по сфере их действия в одной, нескольких или всех отраслях права.

Принципы можно подразделить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые:

  • общеправовые т. е. ϲʙᴏйственные всем отраслям права, в т.ч. и трудовому (принципы законности (закреплен в ст. 15 Конституции РФ), демократизма, гуманности, равноправия, федерализма, справедливости и др.);
  • межотраслевые т. е. распространяющиеся на несколько отраслей права. К примеру, принцип ϲʙᴏбоды труда, ϲʙᴏбоды договора, равенство сторон договора распространен на отрасли права, кᴏᴛᴏᴩые связаны с трудовыми процессами (трудовое право и гражданское);
  • отраслевые , т. с. отражающие специфику норм конкретной отрасли права. Так, ст. 2 Трудового кодекса РФ закрепляет основные отраслевые принципы трудового права России, ст. 3 и 4 разъясняют отдельные из них на базе норм международного права. Но принципы встречаются и в других статьях Кодекса.

Все отраслевые принципы можно разделить на защитные, общерегулирующего характера и принципы обеспечения прав и ϲʙᴏбод в сфере труда.

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

Принципы современного трудового права России закреплены в ст. 2 ТК РФ. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного нрава и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

  • ϲʙᴏбода груда, включая право на труд, кᴏᴛᴏᴩый каждый ϲʙᴏбодно выбирает или на кᴏᴛᴏᴩый ϲʙᴏбодно соглашается, право распоряжаться ϲʙᴏими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в т.ч. на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на ϲʙᴏевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты ϲʙᴏих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и ϲʙᴏбод, в т.ч. в судебном порядке; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от
  • работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту ϲʙᴏего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

При формулировке каждого основного принципа трудового права следует учитывать, что в нем отражены не только основные субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии. Под гарантиями понимаются способы и средства, направленные на осуществление, реализацию субъективных прав и обязанностей. И абсолютное большинство норм трудового законодательства направлено именно на обеспечение реализации субъективных трудовых прав и ϲʙᴏбод работников и работодателей, т. е. будут их юридическими гарантиями. По϶ᴛᴏму формулировка большинства принципов трудового права начинается со слова обеспечение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего трудового права.

Все трудовое законодательство России нацелено на обеспечение правильной реализации основных трудовых прав и ϲʙᴏбод граждан.

Сами данные принципы выводятся из содержания ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих статей Конституции РФ, международно-правовых актов о труде, Декларации прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина РФ и Трудового кодекса РФ.

Без правового обеспечения установленные законодательством принципы будут носить исключительно декларативный характер и не будут действовать.

Защита основных трудовых прав будет условием реальной реализации прав в сфере труда, его гарантией.

Следует отметить дополнительно положения-принципы о запрете принудительного труда и дискриминации в сфере труда (ст. 3, 4 ТК РФ)

Стоит сказать, что каждый имеет равные возможности для реализации ϲʙᴏих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и ϲʙᴏбодах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не будут дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, кᴏᴛᴏᴩые определяются ϲʙᴏйственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Принуждение к труду запрещается российским законодательством.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в т.ч.:

  • в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, кᴏᴛᴏᴩую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в т.ч. в связи с:

  • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
  • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда,
  • в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленными нормами.
  • Принудительный труд не содержит в себе:
  • работу, выполнение кᴏᴛᴏᴩой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе;
  • работу, выполнение кᴏᴛᴏᴩой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения;
  • работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения или его части;
  • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Принципы трудового права – это основные руководящие начала, характеризующие черты и сущность трудового права.

По сфере действия принципы делятся на:

1) общеправовые – свойственные всем отраслям права (принципы законности, равноправия, судебной защиты прав граждан и др.);

2) отраслевые – отражающие специфику отрасли права:

Принцип обеспечения свободы труда (право на труд, право распоряжаться своими способностями к труду, на свободный выбор профессии и рода деятельности);

Равенство прав и возможностей работников, запрещение дискриминации в сфере труда (право на равную оплату равного труда, на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации);

Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (право на отдых, ограничение рабочего времени, оплачиваемый ежегодный отпуск);

Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

3) внутриотраслевые – свойственные отдельным институтам.

Обеспечение права на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в установленном порядке;

Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

16.4. Источники трудового права

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

Трудовым Кодексом (ТК РФ);

Иными федеральными законами;

Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти);

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (с учетом положений статьи 6 ТК РФ, которая регулирует разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации);

Актами органов местного самоуправления;

Локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в правовых актах, должны соответствовать Трудовому кодексу и нормативным актам высшей юридической силы. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому Кодексу, то этот федеральный закон применяется лишь при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой Кодекс.

Принцип права -- это краткое отражение сути правовых норм. Когда принцип права отражается в нормах всех отраслей права, это общеправовой принцип, например принципы законности, равенства перед законом и судом. Общеправовые принципы присущи всем отраслям права, в том числе и трудовому. Но существуют и отраслевые принципы права, присущие главным образом нормам данной отрасли, а также внутриотраслевые. Внутриотраслевые принципы трудового права -- это принципы конкретных институтов данной отрасли (обеспечения занятости, трудового договора, охраны труда, порядка рассмотрения трудовых споров и др.).

Кодекс в ст. легально закрепляет формулировки и систему основных принципов правового регулирования труда, т. е. трудового права. Значение основных принципов правового регулирования труда следующее. Отражая суть всего трудового законодательства, они обозначают политику государства в сфере труда и помогают понять сущность и связь этого законодательства с экономикой, политикой и моралью общества, государства. Эти принципы определяют направления дальнейшего развития российского трудового законодательства, помогают в правоприменении норм трудового права, особенно в случаях пробелов трудового законодательства.

Основные принципы трудового права конкретизируют также ратифицированные Россией международные нормы по регулированию труда, применяемые в нашей стране. Эти принципы являются фундаментом и каркасом всего здания трудового права.

Основные принципы правового регулирования труда отражают в краткой форме суть действующего трудового права, в первую очередь соответствующих статей

Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, а также других федеральных законов России по вопросам труда. Эта суть формулируется кратко, одной фразой., начинаясь, как правило, со слова «обеспечение» соответствующего права. В основе формулировки каждого основного принципа трудового права лежат соответствующие конституционные трудовые права и свободы и их юридические гарантии. В формулировке их учитываются и международно-правовые акты о труде согласно ст. 15 Конституции РФ.

Для трудового права важны права, закрепленные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом ООН 19 декабря 1966 г., а также в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ): право на труд, запрет дискриминации в труде и принудительного труда, равноправие женщин и мужчин, право на одинаково доступное образование, в том числе высшее, право на благоприятные условия труда, его охрану и т. д.

Трудовой кодекс закрепил следующие девятнадцать основных принципов правового регулирования труда или трудового права:

  • 1) свобода труда, включая право на труд, которые каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности";
  • 2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере(Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с трудовым Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда)

  • 3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • 4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • 5) равенство прав и возможностей работников;
  • 6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи 2 , и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • 7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • 8) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • 9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • 10) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • 11) социальное партнерство , включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений;
  • 12)обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • 13) установление государственных гарантий обеспечения прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • 14) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • 15) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых" споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
  • 16) обязанность сторон трудового договора соблюдать его условия, включая право работодателя требовать от

законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

17) обеспечение права представителей профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

работников исполнения ими своих трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового

  • 18) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • 19) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Основные принципы трудового права закреплены законодателем с учетом того, что уже накоплено наукой трудового права России

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, в том числе ратифицированные и опубликованные конвенции МОТ, включаются в правовую систему России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Конституционные принципы, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ, конвенции МОТ, играют основополагающую роль в формировании основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В ст. 2 ТК РФ получили свое выражение основные принципы трудового права. Эти принципы признаются в Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Они дополняются гарантиями и сформулированы в большей своей части как "обеспечение права", например "обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах".

В ст. 2 ТК РФ установлены принципы трудового права как основные (отраслевые) принципы, которые могут охватывать своим действием и находить свое более конкретное выражение в принципах институтов отрасли. Например, в разд. II ТК РФ в ст. 24 закреплены основные принципы социального партнерства. В других случаях указанные принципы дополняются гарантиями и могут не носить такой очевидной формы своего закрепления, выражаясь способом косвенной фиксации в ряде норм, связанных неким общим содержанием (началом), т.е. принципом.

Если же такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Кроме того, ТК РФ установлено, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны (ч. 3 ст. 50). В трудовом договоре могут предусматриваться кроме обязательных и дополнительные условия, не ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Принцип социального партнерства воплощается в нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству в сфере труда, включающему как взаимодействие между социальными партнерами - работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти , органов местного самоуправления (ст. 23, 45). Данный принцип закрепляется в нормах разд. II ТК РФ (ст. 23 - 55), других статьях, иных федеральных законах: Законе о профсоюзах, Законе о РТК, Законе об объединениях работодателей.

Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, находит свое осуществление при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". На гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании указывает ТК РФ (ст. 184). Их виды, объемы и условия определяются федеральными законами.

Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателя, осуществления государственного контроля (надзора) за их соблюдением соответствует гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной Конституцией РФ (ч. 1 ст. 45).

Система государственной защиты прав и свобод российских граждан, в том числе в области труда, включает в себя перечень государственных органов , наделенных законом соответствующей компетенцией на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ. Федеральный государственный надзор осуществляется федеральной инспекцией труда.

За соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности государственный контроль (надзор) ведут федеральные органы исполнительной власти , осуществляющие функции по контролю и надзору в различных областях деятельности. К ним отнесены: сфера промышленной безопасности (ст. 366 ТК РФ), государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ), государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ), государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369 ТК РФ). Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 353.1 ТК РФ).

Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его прав и свобод, включая судебную защиту, соответствует положениям Конституции РФ (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Он означает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, закрепленных как в Конституции РФ, так и в иных нормативных правовых актах.

Указанный принцип находит свое проявление и развитие в ряде норм разд. XIII ТК РФ, посвященных защите трудовых прав и свобод как всеми способами, не запрещенными законом (ч. 1 ст. 352 ТК РФ), так и путем использования установленных ТК РФ основных способов защиты (ч. 2 ст. 352), к которым отнесены: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита, включая Конституционный Суд РФ , суды общей юрисдикции, уполномоченные на рассмотрение любых споров.

Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров , а также права на забастовку основывается на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип получил свое развитие в нормах ТК РФ, устанавливающих на федеральном уровне порядок рассмотрения и разрешения как индивидуальных (гл. 60 ТК РФ), так и коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способ разрешения коллективного трудового спора (гл. 61 ТК РФ).

Принцип, определяемый как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, воплощается во многих нормах ТК РФ. На работника, вступившего в трудовое правоотношение на основе трудового договора, возлагаются обязанности соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину , бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные трудовые обязанности (ст. 15, ч. 2 ст. 21, ст. 56 ТК РФ). У работодателя есть право требования от работника надлежащего исполнения его обязанностей, в случае его виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности в случае нанесения ущерба имуществу работодателя (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

Работник вправе требовать выполнения обязанностей работодателем, прежде всего, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и условий трудового договора; других обязанностей (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). При неисполнении работодателем своих обязанностей работник вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в профсоюз или в федеральную инспекцию труда. Работник может прибегнуть к самозащите трудовых прав. Он также может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, получил свое закрепление и развитие в ТК РФ (гл. 58), в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Профсоюзный (общественный) контроль профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда осуществляют за соблюдением работодателями и их представителями (генеральным директором, директором, иным руководителем, если работодателем является юридическое лицо) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370, другие статьи гл. 58 ТК РФ).

Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан на конституционном положении (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) о достоинстве личности , охраняемом государством. Этот принцип воплощается в ТК РФ, нормы которого обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. 85 - 90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возмещение материального ущерба в случаях, установленных ТК РФ (ст. 234 - 236).

Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников нашел свое закрепление в нормах Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", других законах, иных нормативных правовых актах. К их числу относится Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В ТК РФ предусматриваются гарантии работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (ст. 184).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация