Сроки обжалования решения пенсионного фонда. Обжалование решений пфр

Главная / Авто

Многие люди не знают, куда жаловаться на пенсионный фонд, если его сотрудники действуют не правоверно или вообще бездействуют. Кажется, что обратиться не куда. Но это совершенно неверное утверждение. Каждый пенсионный фонд является территориальным подразделением главного российского пенсионного отделения, и все его действия регулируются вышестоящими инстанциями. Поэтому, если человек не получил качественной услуги, может обратиться с жалобой на действия, бездействия сотрудников ПФ РФ.

С какими жалобами на ПФ РФ можно обратиться.

Обратиться с жалобой на пенсионный фонд можно практически по любому поводу. Конечно только если действия сотрудников ПФ РФ носят правонарушительный характер. В целом, чаще всего люди жалуются в следующих случаях:

  • Если заявление зарегистрировано позже положенного срока или вообще не находиться на стадии регистрации в течение длительного времени;
  • Если сроки предоставления государственной услуги были нарушены, например, задержана выплата пенсии;
  • Сотрудники пенсионного фонда требуют от человека предоставить документы, которые не предусмотрены нормативно-правовыми актами РФ;
  • Сотрудник пенсионного фонда отказывается принимать документы, предусмотренными нормативно-правовыми актами;
  • Сотрудник пенсионного фонда не законно отказывает в предоставлении услуги;
  • Сотрудник государственной организации, требует оплатить предоставляемую услугу, что не предусмотрено российским законодательством;
  • Сотрудник пенсионного фонда отказывается исправлять свою ошибку, например, неправильное начисление пенсии, опечатки в документах и тому подобное.

Гражданин имеет право подать жалобу в любом случае, если обнаружил, что его права были нарушены сотрудником пенсионного фонда.

Куда можно обратиться с жалобой на пенсионный фонд

Лучше всего решать проблемы с пенсионным фондом в досудебном порядке. Данная структура является государственной, и если сотрудник какого-либо отделения нарушает права человека, он в обязательном порядке будет уволен. Ведь главное управление не в силах проверить каждого работника всех регионов страны.

Для досудебного урегулирования конфликта можно обратиться:

  1. В отделение Пенсионного фонда, в котором были нарушены права клиента;
  2. К руководителю данного Пенсионного фонда, подробно описав суть претензии;
  3. В вышестоящий орган Пенсионного фонда, то есть в его главное управление, если вышеуказанные действия не дали результатов.

Если обращение к руководству Пенсионного фонда Российской Федерации не привело к решению проблемы, клиент вправе обратиться:

  • В прокуратуру. Данная инстанция является основным контролирующим органом для всех государственных структур. Подача жалобы прокурору однозначно приведет к проверке ПФ РФ, а так же восстановлению прав протерпевшего;
  • В суд. Судебные органы являются последней инстанций, в которую следует подавать не жалобу, а исковое заявление, согласно чему истец требует возместить ущерб клиенту, как моральный, так и материальный.

В отношении каких услуг можно подать жалобу на ПФ РФ

Подать жалобу на пенсионный фонд, можно в отношении конкретных услуг. К ним относятся:

  1. Предоставление информации об индивидуальном лицевом счете клиента данного отделения пенсионного фонда РФ;
  2. Предоставление бесплатной информации о предоставлении каких-либо услуг, а так же о страховых взносах, внесенных клиентом данного ПФ РФ;
  3. Предоставление информации о возможности получения социальной помощи;
  4. Прием заявлений о возможности участия в программе со финансирования пенсии;
  5. Информация о предоставление страхового и социального пенсионного обеспечения;
  6. Выплата страховой социальной пенсии, а так же пенсионного обеспечения лицам, выезжающим за границу РФ;
  7. Выдача материнского капитала, а так же предоставление информации о нем;
  8. Прием и рассмотрения заявления от человека, желающего распорядиться средствами материнского капитала;
  9. Выплата и установление дополнительных выплат гражданам, определенным законодательством РФ, а так же местными органами власти;
  10. Выплата доплаты к пенсии, тем, чье обеспечение ниже прожиточного минимума;
  11. Прием любых документов, связанных с оформлением государственных выплат;
  12. Другие услуги, которые обязан предоставить пенсионный фонд РФ.

Как можно подать жалобу на пенсионный фонд

Любой человек имеет право подать жалобу на пенсионный фонд несколькими способами:

  1. Лично, обратившись к сотруднику пенсионному фонду РФ, или к руководителю организации;
  2. Через многофункциональный центр;
  3. Через портал государственных услуг в Интернете;
  4. Через портал государственной системы пенсионного фонда, досудебного урегулирования конфликтов.

Самое главное правильно составить обращение.

Что должен обеспечить пенсионный фонд для принятий жалоб от граждан

Каждый пенсионный фонд обязан обеспечить в своем отделении прием и рассмотрение жалоб граждан, а так же направление их в органы, которые должны их рассматривать.

Кроме того, любой территориальный фонд должен обеспечить свое отделение:

  • Местами, где гражданин спокойно может написать и подать жалобу;
  • Предоставлять информацию о том, в каком порядке он имеет право подать жалобу и сколько времени она будет рассматриваться;
  • Заключать соглашение о взаимодействие с многофункциональным центром документального обслуживания граждан РФ;
  • Обеспечить контрольные органы достоверной информацией о наличии и поступлении жалоб на данный территориальный пенсионный в виде отчета.

Содержание и порядок подачи жалобы

Любая жалоба на пенсионный фонд должна быть законно и правильно составлена. Она в обязательном порядке содержит информацию:

  • Название именно того пенсионного фонда, в который подается жалоба, а так же данные сотрудника, нарушившего права клиента;
  • Данные о человеке, который подает жалобу, его фамилию, имя, отчество, адрес регистрации, контактный номер телефона, адрес электронной почты;
  • Суть проблемы, то есть какие права клиента были нарушены, а так же данные сотрудника, который нарушил права клиента;
  • В обязательном порядке нужно указать правовые обоснования своих требований.

Для подачи жалобы достаточно паспорта, но если ее подает доверенное лицо, то необходимо нотариально заверенная доверенность.

Жалобы, подаваемые лично, могут быть предоставлены в любое отделения пенсионного фонда, независимо от того, здесь были нарушены права клиента или нет. Кроме того, жалобу на пенсионный фонд можно отправить по почте.

Любая жалоба на пенсионный фонд должна быть рассмотрена тем подразделением, в котором произошло нарушение прав. Если жалоба направлена на его руководителя, то ее рассматривает вышестоящие органы.

В течение трех дней, обращение должно быть адресовано по месту его рассмотрения, о чем оповещается клиент. Любое обращение гражданина рассматривается в течение одного месяца. Но, как правило, вышестоящие органы не затягивают с принятием решения и в течение одной, двух недель человек. Который обратился с жалобой, получает оповещение об мерах воздействия на нарушителя.

Результат рассмотрения жалобы

После того, как жалоба рассмотрена вышестоящими органами, должен быть направлен ответ в котором в обязательном порядке указывается:

  1. название территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, место, фамилия, имя, отчество (при наличии) начальника, принявшего решение;
  2. Номер, дата, а так же место принятия заключения, охватывая сведения о должностном лице действия или бездействия которого обжалуются;
  3. Фамилия, имя, отчество гражданина, подавшего жалобу;
  4. 4.По каким причинам и правилам было принято решение;
  5. Текст самого решения, то есть чего смог добиться гражданин, подавая жалобу.

Если жалоба призвана недействительной, не правомерной, а так же не законной, то это указывается в ответе и законодательно обосновывается.

Кроме того, в ответе должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения, способы и сроки.

Пенсионный фонд имеет полное право отказать в удовлетворении жалобы в некоторых случаях. К ним относятся:

  • Если есть решение суда по данной жалобе, которое вступило в силу;
  • Если жалоба подана человеком, который не имел право этого делать, например, доверенным лицом, без нотариально заверенной доверенности;
  • Если решение по данной жалобе уже было принято ранее.

В этих случаях сотрудники ПФ РФ в обязательном порядке оповещают гражданина о невозможности принятия решения.

Но существую случаи, когда ответ ПФ РФ может даже не направлять. К ним относятся:

  1. Если в тексте жалобы присутствуют нецензурные, ругательные слова, угрозы;
  2. Если контактные данные, предоставленные гражданином не достоверные;
  3. Если нет возможности прочитать контактные данные, например, если написано не разборчиво или размыто.

В иных случаях сотрудники ПФ РФ в любом случае должны ответить на обращение гражданина, даже если он не прав. Нужно объяснить, в соответствии с какими законами предоставляется та или иная услуга, а так же дать информацию о возможность обжалования решения ПФ РФ.

Если клиент не согласен с решением ПФ РФ, он имеет полное право его обжаловать в главном отделении пенсионного фонда, в прокуратуре и в суде.

Как показывает практика, все вопросы решаются до суда. Сотрудники ПФ РФ заинтересованы в качественном предоставлении услуг гражданам.

Таким образом, даже на такую государственную структуру, как пенсионный фонд можно найти управу, если права человека были нарушены.

В этой статье вы узнали, куда жаловаться на пенсионный фонд. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов



1. Обжалование решений ПФР. Какие решения можно оспорить.

Итак, бывают ситуации, когда решения Пенсионного фонда являются незаконными, это может происходить и из-за человеческого фактора, ведь в ПФР работают люди, которые иногда могут и ошибаться. Но, согласно закона решения пенсионного фонда могут быть обжалованы как юридическими лицами, так и гражданами, чьи права нарушены тем или иным решением ПФР.
Юридические лица сталкиваются чаще всего с решением Пенсионного фонда о наложении штрафа за сданный не вовремя отчёт СЗВ-М, который включает в себя сведения о застрахованных лицах, являющихся работниками данного юридического лица.
Граждане оспаривают решения ПФР об отказе в назначении досрочной пенсии , о назначении трудовой пенсии, об отказе в назначении пенсии , о выплате пенсии, об в отказе выплате невыплаченной пенсии и другие решения, касающиеся назначения и выплаты пенсии.

2. Порядок обжалования решений пенсионного фонда.

Теперь рассмотрим порядок обжалования решений ПФР.
По сложившей практике следует начинать процедуру с обращения в вышестоящий орган Пенсионного фонда. Необходимо направить письменную претензию, в которой необходимо изложить свои доводы относительно принятого отделом ПФР решения с ссылками на законодательные акты, подтверждающие незаконность решения.
Следует отметить, что такой способ - досудебный, может быть применён только гражданами, или индивидуальными предпринимателями.
Юридическим лицам, которые хотят обжаловать решение ПФР, необходимо сразу обращаться в Арбитражный суд, так как исковые заявления субъектов хозяйственной деятельности рассматриваются именно там.
Сроки обжалования также установлены: в случае обжалования решения в вышестоящем органе Пенсионного фонда на это отводится 15 дней, для обращения в суд отведено 3 месяца.
Скорее всего, вышестоящий орган ПФР также ответит отказом, но доводы, изложенные в ответе на претензию, понадобятся для рассмотрения иска в суде.
Отметим, что как и досудебный порядок, так и судебный порядок оспаривания решений пенсионного фонда требует знаний пенсионного законодательства, определённой подготовки, как в составлении документов, так и оперативного реагирования на полученный отказ, да и просто опыта в таких делах. Поэтому, лучше всего, решение таких вопросов доверить опытным юристам, знакомым со всеми нюансами и юридическими тонкостями оспаривания решений ПФР.

3. Обжалование решений ПФР в судебном порядке.

В судебном порядке обжалование решений ПФР проводится следующим образом:

  1. Для граждан и индивидуальных предпринимателей - подаётся исковое заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения отдела пенсионного фонда, чьё решение обжалуется. Необходимо заплатить госпошлину в размере 300 рублей. К исковому заявлению прикладывается ответ ПФР, если имела место быть попытка досудебного урегулирования спора, и все документы, подтверждающие доводы истца и незаконность принятого пенсионным фондом решения.
  2. Для юридических лиц, как субъектов хозяйственной деятельности, - исковое заявление подаётся в Арбитражный суд.

Если суд признает доводы истца обоснованными, то суд не только отменит незаконное решение ПФР, но и обяжет восстановить нарушенное незаконным решением право. Конечно, требование об этом должно содержаться в исковом заявлении, и не лишним будет добавить: от того, как составлено исковое заявление, часто зависит исход дела!

  • сначала необходимо получить уведомление от ПФ (это может быть письмо, отказ в удовлетворении жалобы), о том, что они не желают восстанавливать права;
  • после этого составляется исковое заявление, берутся реквизиты для оплаты государственной пошлины, и она оплачивается (для граждан это 3000 рублей, организаций от 6000);
  • далее составленный документ в двух экземплярах подается в суд, и ожидается повестка, где будет указано, когда состоится первое судебное заседание;
  • в процессе ожидания первого суда, можно истребовать еще письменные доказательства от различных органов и предприятий.

В случае получения положительного решения, нужно дождаться его вступления в законную силу, и нести в ПФ, должностные лица которого, обязаны будут выполнить судебное решение, и восстановить нарушенное право.

Обжалование решений пфр

Исходя из этого, оно должно быть составлено правильно, и без каких либо нарушений. Перед тем, как перейти к рассмотрению данного документа, субъекты, которые имеют право на обжалование таких действий, должны иметь четкое представление, в какие суды им можно обращаться с таким иском.

  1. Граждане нашей страны (лица, которые не имеют гражданства), должны обращаться только в районные суды, при этом по месту нахождения ПФ. Сюда также можно отнести и ИП, которые выступают как физические лица.
  2. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые выступают в качестве субъектов хозяйственной деятельности, и им пенсионный фонд начисляет различные штрафные санкции, пени и недоимки.

Они должны обращаться в арбитражный суд.

Обжалования решений пенсионного фонда

Дата] Пенсионный фонд направил в адрес индивидуального предпринимателя требование [дата, номер] об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем-страхователем. В соответствии с указанным требованием Индивидуальному предпринимателю было предложено в добровольном порядке в срок до [число, месяц, год] уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период [год] в размере [сумма] руб., в том числе страховая часть трудовой пенсии – [сумма] руб. и накопительная часть трудовой пенсии – [сумма] руб. Указанное требование Индивидуальным предпринимателем исполнено не было.
[Дата] Пенсионный фонд вынес решение [номер решения] о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя в размере [сумма] руб.

Внимание

К иску, в обязательном порядке, должна быть приложена квитанция об оплате государственной пошлины. Кроме того, к иску должны быть приложены и иные документы, выступающие в качестве доказательств. В первую очередь, необходимо приложить к иску само обжалуемое решение, вынесенное органами ПФР.


Поэтому письменное решение пенсионных органов получать необходимо в обязательном порядке. Чем сможет помочь пенсионный юрист?
  • Детально проанализирует все обстоятельства и документы дела.
  • Проведет подробную юридическую консультацию по пенсионным вопросам.
  • Обеспечит надлежащим образом составление искового заявления.
  • Осуществит профессиональное представительство в суде интересов своего доверителя.

Совет профессионала! Если есть намерение обратиться в суд, то желательно заручиться поддержкой квалифицированного адвоката, специализирующегося на пенсионном праве.

Исковое заявление об оспаривании решения пенсионного фонда

Судебная практика Судебная практика по таким спорам, идет по пути, применения Законов, и подзаконных нормативно-правовых актов. Для физических лиц, она слаживается в их пользу, только в том случае, если сотрудники пенсионного фонда, при назначении пенсий, а также других обязательных выплат, пользовались не Федеральными Законами, а подзаконными нормативно-правовыми актами. То есть применяли различные Постановления, Разъяснения, которые противоречат действующим Законам.


Для юридических лиц, на которые накладываются штрафные санкции, важно доказать не только, что действия сотрудников ПФ противоречили Закону, но и нарушения в процессе составления незаконных требований (о начислении штрафных санкций, пени). Очень хорошо может помочь истцам также сложившаяся судебная практика по аналогичным спорам, которую можно посмотреть в различных государственных реестрах судебных решений.

Обжалование решения пфр в судебном порядке

Инфо

Но пропущенные сроки могут быть восстановление по решению судьи, если на это есть веские и уважительные причины. Кстати, несвоевременно рассмотрение жалобы в вышестоящий пенсионный орган является уважительной причиной для восстановления процессуальных сроков судьей. Процедура судебного рассмотрения искового заявления Суд, принимая иск от заявителя, вправе принять его к гражданскому производству, оставить без движения или отказать в принятии иска.


Если исковое заявление принято, то вскоре начинается процедура формирования гражданского дела. На предварительном судебном заседании заявитель может ходатайствовать о привлечении свидетелей, третьих лиц, просить истребовать архивные документы. Исковое заявление рассматривается не более двух месяцев и за это время судье необходимо установить обоснованность или необоснованность отказа пенсионного органа.

Как оспорить отказ пенсионного фонда в назначении пенсии по старости?

Возможно, уже этот шаг поможет вам в решении вашего вопроса. Как показывает практика, именно так и происходит на деле, и жалоба остается удовлетворенной. Поэтому желательно не обходить вниманием такую возможность, которая поможет вам сэкономить ваше время и нервы.
Саму жалобу нужно подать в письме, в бумажной или электронной форме. Обращаться необходимо не позднее трёх месяцев после того дня, как было обнаружено соответствующее нарушение. Хотя предусмотрено продление срока подачи в случае уважительной причины.

В качестве обоснования прикрепите копии самих документов. В ответ вам должны дать подтверждение, что жалоба принята к рассмотрению. Вне зависимости от итогов рассмотрения, решение принимается в течение месяца, полтора.

Вы получаете ответ в письменной форме или на вашу электронную почту.
Указанное решение считаю незаконным и необоснованным по следующим основаниям: [вписать нужное]. Таким образом, оспариваемое решение Пенсионного фонда не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу: 1) Решение Пенсионного фонда [дата, номер] о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере [сумма] руб.
признать недействительным. 2) Приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта до вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу. Приложение: 1) Уведомление о вручении копии заявления Пенсионному фонду. 2) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В каком суде обжаловать решение пенсионного фонда

Споры, связанные с обжалованием решений органов ПФР. СОДЕРЖАНИЕ:1. Обжалование решений ПФР. Какие решения можно оспорить.2. Порядок обжалования решений пенсионного фонда.3. Обжалование решений ПФР в судебном порядке.

1. Обжалование решений ПФР. Какие решения можно оспорить. Итак, бывают ситуации, когда решения Пенсионного фонда являются незаконными, это может происходить и из-за человеческого фактора, ведь в ПФР работают люди, которые иногда могут и ошибаться. Но, согласно закона решения пенсионного фонда могут быть обжалованы как юридическими лицами, так и гражданами, чьи права нарушены тем или иным решением ПФР. Юридические лица сталкиваются чаще всего с решением Пенсионного фонда о наложении штрафа за сданный не вовремя отчёт СЗВ-М, который включает в себя сведения о застрахованных лицах, являющихся работниками данного юридического лица.
Отметим, что как и досудебный порядок, так и судебный порядок оспаривания решений пенсионного фонда требует знаний пенсионного законодательства, определённой подготовки, как в составлении документов, так и оперативного реагирования на полученный отказ, да и просто опыта в таких делах. Поэтому, лучше всего, решение таких вопросов доверить опытным юристам, знакомым со всеми нюансами и юридическими тонкостями оспаривания решений ПФР. 3. Обжалование решений ПФР в судебном порядке. В судебном порядке обжалование решений ПФР проводится следующим образом:

  1. Для граждан и индивидуальных предпринимателей - подаётся исковое заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения отдела пенсионного фонда, чьё решение обжалуется. Необходимо заплатить госпошлину в размере 300 рублей.

В каком суде оспорить решение пенсионного фонда

Главная → Наши статьи → Обжалование решения ПФР в судебном порядке Довольно часто, лица, в отношении которых ПФР принимает какие-либо решения, считают данные решения необоснованными и желают их обжаловать. Обжалование решения ПФР в судебном порядке в Москве происходит нередко. Дело в том, что обжалование в порядке административном – то есть, посредством обращения в вышестоящий пенсионный орган, не всегда позволяет добиться желаемого результата – отмены решения.
Как правило, вышестоящие органы ПФР, рассматривая жалобу, руководствуются внутренними приказами, разъяснениями, инструкциями, которые сами по себе являются не совсем законными. А вот суды – совсем другое дело. — Судебные органы вправе не учитывать правила, которые содержатся во внутренних документах ПФР, что способствует принятию решений в пользу истцов, пострадавших от решений органов ПФР.

"Аудит и налогообложение", 2012, N 2

В статье рассматривается процедура обжалования актов органов контроля за уплатой страховых взносов с учетом сформировавшейся судебной практики.

Право на обжалование

Статья 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусматривает защиту интересов плательщиков страховых взносов, которая выражается в том, что решения органов контроля за уплатой страховых взносов, действия и бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган и суд.

Порядок обжалования таких актов в вышестоящий орган изложен в гл. 7 Закона N 212-ФЗ, а порядок судебного обжалования - в соответствующих нормах ГПК РФ и АПК РФ.

На основании ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следует обратить внимание, что ст. 53 Закона N 212-ФЗ подлежит применению в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 418-О.

КС РФ разъяснил, что нормативные положения ст. ст. 137 и 138 НК РФ во взаимосвязи с положениями ст. ст. 29 и 198 АПК РФ не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и, соответственно, полномочие арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность.

Выявленный КС РФ конституционно-правовой смысл положений ст. ст. 137 и 138 НК РФ исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

По аналогии нормативные положения ст. ст. 53 и 54 Закона N 212-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. ст. 29 и 198 АПК РФ не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов и, соответственно, полномочие арбитражного суда по иску плательщика страховых взносов проверять их законность и обоснованность.

Применительно к страховым взносам может быть учтена позиция Пленума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой понятие "акт" использовано в них в ином значении, чем в ст. 100, п. 1 ст. 101.1 НК РФ.

При применении ст. ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было или нет им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

По аналогии при применении ст. ст. 53 и 54 Закона N 212-ФЗ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов и касающийся конкретного плательщика.

КС РФ в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О указал, что акт выездной налоговой проверки предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение (как это имело место в деле заявителя), которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд.

В случае обжалования в арбитражный суд акта выездной или камеральной налоговой проверки арбитражный суд со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекращает производство по делу в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

ФАС Московского округа в Постановлении от 19.05.2010 по делу N А40-102539/09-130-523 отметил, что суд правомерно прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, указав, что оспариваемый акт лишь фиксирует обстоятельства, установленные в ходе проверки, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения налогоплательщиком, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 17.01.2011 по делу N А19-25289/2009 указал, что для обладания признаками ненормативного правового акта, решения государственного органа оспариваемый акт должен носить властный или публичный характер и быть направленным на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей каких-либо лиц. Суд отметил, что оспариваемый заявителем акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний для лица, в отношении которого он вынесен, не порождает изменений в его правах и обязанностях. Данный документ является носителем информации в отношении результатов проверки.

Такие подходы должны быть учтены также в отношении страховых взносов.

Следовательно, в случае обжалования в арбитражный суд акта выездной или камеральной проверки, проведенной органом контроля за уплатой страховых взносов, арбитражный суд со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекращает производство по делу в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Порядок обжалования

Одним из главных моментов, на которые необходимо обратить внимание при анализе положений ст. 54 Закона N 212-ФЗ, является следующее.

Решения о привлечении плательщика к ответственности за совершение правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов проверки, могут быть обжалованы как в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), так и в суд. Жалоба может быть подана также одновременно в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) и в суд.

Обязательный досудебный порядок обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вынесенных по результатам рассмотрения материалов проверки, в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов Законом N 212-ФЗ не предусмотрен.

Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика.

Как разъяснил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 27.04.2010 по делу N А67-6721/2009, плательщик страховых взносов в случае несогласия с принятым решением может обжаловать решения органов Пенсионного фонда РФ в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Уральского округа от 25.11.2010 N Ф09-9364/10-С2.

В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 по делу N А10-871/2010 также указано, что, поскольку ст. 54 Закона N 212-ФЗ не предусматривает обязательного досудебного обжалования ненормативных актов органов контроля за уплатой страховых взносов, суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело по существу.

В соответствии с Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 N 17АП-12519/2010-АК обращение плательщика страховых взносов непосредственно в арбитражный суд не может быть признано нарушением порядка обжалования решения, влекущим оставление заявления без рассмотрения.

В Письме от 28.04.2011 N Д05-1328 Минэкономразвития России разъяснило, что ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляет должнику право обратиться в том числе в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения территориального органа ПФР (см. также Постановления ФАС Уральского округа от 01.03.2007 N Ф09-1063/07-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 31.12.2008 по делу N А43-25637/2008-31-1044).

Подача жалобы

При применении ст. 55 Закона N 212-ФЗ следует учитывать, что жалоба может быть подана не только в письменной форме, но и в форме электронного документа в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа. При подаче жалобы в форме электронного документа могут использоваться информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. При приложении к жалобе подтверждающих документов эти документы также могут быть оформлены как электронные. При подаче жалобы в форме электронного документа обеспечивается представление заявителю электронного документа, подтверждающего прием жалобы к рассмотрению.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), до принятия решения по ней может ее отозвать на основании письменного заявления или заявления в форме электронного документа.

Данные положения действуют в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ. Ранее (то есть до 1 января 2011 г.) возможности представлять жалобы в электронном виде Закон N 212-ФЗ не предусматривал.

Следует отметить, что в законодательстве отсутствуют нормы, в которых бы прямо указывалось, что ПФР является вышестоящим органом по отношению ко всем территориальным органам ПФР.

Вместе с этим, учитывая положения ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", можно сделать вывод, что ПФР является вышестоящим органом по отношению к создаваемым им территориальным органам.

Следовательно, плательщик страховых взносов вправе подать жалобу непосредственно в ПФР, а не в его региональное отделение. Правомерность данного вывода подтверждается также тем, что Закон N 212-ФЗ не содержит указаний на то, что жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица не может быть подана непосредственно в ПФР (как в вышестоящий орган), без обращения в другие вышестоящие органы ПФР по отношению к органу контроля за уплатой страховых взносов, принявшему обжалуемое решение, и какой-либо последовательности подачи жалоб Законом N 212-ФЗ не установлено.

Рассмотрение жалобы

Как следует из ст. 56 Закона N 212-ФЗ, по итогам рассмотрения жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе:

  1. оставить жалобу без удовлетворения;
  2. отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;
  3. отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;
  4. изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

При этом полномочия вышестоящего органа, перечисленные в ст. 56 Закона N 212-ФЗ, связаны с содержанием выявленных нарушений в процессе проверки нижестоящим контролирующим органом.

Кроме того, в случае отсутствия всех необходимых условий для привлечения лица к ответственности за правонарушение, предусмотренное указанным Законом, предоставляется право, аналогичное праву вышестоящего налогового органа, изложенное в пп. 3 п. 2 ст. 140 НК РФ, на прекращение производства по делу о налоговом правонарушении.

Учитывая положения ст. 30 Закона N 212-ФЗ о том, что должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов обязаны действовать в строгом соответствии с данным Законом и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов, можно сделать вывод, что Законом N 212-ФЗ не предусмотрено право вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов по замене субъекта ответственности.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Уральского округа от 19.10.2010 N Ф09-8061/10-С2.

Судебная практика подтверждает, что ст. 56 Закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень возможных решений вышестоящего налогового органа (вышестоящего органа государственного внебюджетного фонда).

Как указано в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А19-13230/10, вышестоящий орган (ОПФР) не вправе был, отменив решение УПФР, давать указание о необходимости повторного привлечения предпринимателя к ответственности за нарушение срока регистрации.

Суд указал, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2009 по делу N А78-3368/2009, в силу разрешительного типа правового регулирования, применяемого в публично-правовой сфере и основанного на юридическом принципе "разрешено то, что прямо разрешено законом", налоговые органы при привлечении юридических лиц к ответственности обязаны действовать и принимать решения в точном соответствии с законом, что является гарантией обеспечения законности во взаимоотношениях между государством в лице налоговых органов и субъектов предпринимательской деятельности. Действия, совершенные налоговыми органами за пределами предоставленных им полномочий, являются незаконными и не могут влечь правовых последствий.

Данная позиция применима и применительно к ст. 56 Закона N 212-ФЗ.

Ю.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы

Документ утратил силу или отменен

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 673н (ред. от 09.12.2016) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов о...

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и действий (бездействия) ПФР, территориального органа

ПФР, предоставляющих государственную услугу,

а также их должностных лиц

67. Заявитель вправе подать жалобу на действие (бездействие) ПФР, территориального органа ПФР, предоставляющих государственную услугу, а также их должностных лиц (далее - жалоба) в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

68. Жалоба должна содержать:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу (ПФР, территориальный орган ПФР), фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица ПФР, территориального органа ПФР, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц;

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

69. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

(в ред. Приказа Минтруда России от 09.12.2016 N 723н)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

70. Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальным органом ПФР в месте предоставления государственной услуги, многофункциональным центром.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте либо в электронном виде.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

71. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:

а) официального сайта ПФР;

б) Единого портала.

72. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 69 Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документа, удостоверяющего личность заявителя, не требуется.

73. Жалобы на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, его должностного лица, а также на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориального органа ПФР, его должностного лица рассматриваются ПФР. Жалобы на решение и (или) действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР могут рассматриваться руководителем территориального органа ПФР.

74. В случае если в компетенцию ПФР, территориального органа ПФР не входит принятие решения по жалобе, поданной заявителем, то в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации ПФР, территориальный орган ПФР направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

75. Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

76. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

а) нарушение срока регистрации жалобы;

б) нарушение срока предоставления государственной услуги;

в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) отказ ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

77. В ПФР, территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

а) прием и рассмотрение жалоб;

б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в случае, если в компетенцию ПФР, территориального органа ПФР не входит принятие решения по таким жалобам.

78. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2011, N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322), или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

79. ПФР, территориальные органы ПФР обеспечивают:

а) оснащение мест приема жалоб;

б) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на официальном сайте ПФР, на Едином портале;

в) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;

г) заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб.

Территориальные органы ПФР ежеквартально обеспечивают формирование и представление в ПФР отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

80. Жалоба подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в ПФР и (или) его территориальный орган.

81. При обращении заявителей с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа срок ее рассмотрения не должен превышать пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа ПФР, территориального органа ПФР, должностных лиц ПФР и территориальных органов ПФР в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

82. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ принимается решение:

а) удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных ПФР, территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

б) отказать в удовлетворении жалобы.

Указанное решение принимается в форме акта ПФР, территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР, территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

83. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

84. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу (ПФР, территориальный орган ПФР), рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

в) наименование заявителя - юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя - физического лица;

г) основания для принятия решения по жалобе;

д) принятое по жалобе решение;

е) в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация