Технические нормативные правовые акты по охране труда. Нормативно-правовые акты по охране труда: гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда. Основные законодательные акты Республики Беларусь в области охраны труда

Главная / Авто

1.1 Законодательные и нормативные акты по охране труда

Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность.

В законодательстве об охране труда отражены следующие правила и нормы: правила организации охраны труда на предприятиях; правила по ТБ и производственной санитарии; правила, обеспечивающие индивидуальную защиту работающих от профессиональных заболеваний; правила и нормы специальной охраны труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью; правовые нормы, в которых предусматривается ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Одним из условий обеспечения безопасности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность.

К правовым документам, регламентирующим некоторые вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся Основы законодательства РФ об охране труда, Кодексы законов по охране окружающей среды.

К основным нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся санитарные нормы (СН, СанПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Строительные нормы и правила (СНиП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях. К стандартам, формулирующим требования, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности, относятся Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Система стандартов охраны природы (ССОП) и Комплекс государственных стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС).

Выделим следующие законодательные акты в области охраны труда:

Трудовой кодекс РФ.

ФЗ РФ «Об основах охраны труда в РФ».

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Кроме того, следующие нормативные правовые акты по охране труда:

Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ).

Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ).

Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН).

Строительные нормы и правила (СНиП).

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ).

Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М).

Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания).

Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О).

Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ).

Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации).

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта.

Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда.

Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, также разрабатывают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Аттестация рабочих мест

Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность...

Безопасность и условия труда. Трудовая дисциплина

труд охрана безопасный Наряду с основополагающими нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в сфере охраны труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ...

Вредные влияния условий, возникающих при механической обработке металлов на человека, меры защиты от их воздействия

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. ст. 41, 45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья. Основополагающим актом...

Законодательные акты по охране труда

Нормативно-правовые акты по охране труда - это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения. Раздел 5 законов об охране труда состоит из следующих статей: Статья 28. Разработка...

Одним из аспектов трудового законодательства является охрана труда граждан РФ. Закрепленные в Конституции Российской Федерации права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность

Профессиональная деятельность лингвистов-переводчиков, прежде всего, регулируется основным законом о трудовой деятельности - ТК РФ...

Нормативные акты и распоряжения правительства Российской Федерации о соблюдении правил безопасности на производственных предприятиях

В законодательстве под ОТ (охрана труда) понимается комплекс правовых норм, непосредственно направленных на создание безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы есть в российском законодательстве, правилах ТБ, коллективных договорах...

Нормативные документы в наглядной агитации по охране труда

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 24.07...

Обеспечение безопасности условий труда в организации

Наряду с основополагающими нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в сфере охраны труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства и др.)...

Основы пожарной безопасности

Изменения и дополнения: · Закон Республики Беларусь от 3 мая 1996 г. № 440-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст.380) · Закон Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. № 87-З (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь...

Охрана труда на морском транспорте

Основными законодательными актами по охране труда являются: Национальные документы: - Конституция Украины; - Закон Украины "Про охорону праці"; -Закон Украины "Про загальнообовязкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на...

Права работника на безопасные условия труда

Определив то, что Конституция Республики Беларусь является правовой основой организации работы по охране труда, следует рассмотреть и иные законодательные акты государства в области охраны труда. Таким является Трудовой кодекс (далее ТК)...

Правила безопасности при работе в лабораториях кафедры агрохимии

Законодательно - правовыми актами по охране труда и охране окружающей среды являются: Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской федерации (КЗоТ РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации...

Правовые и организационные вопросы охраны труда

охрана труд аттестация здоровье Правовой основой организации работы по охране труда в Республике Беларусь является Конституция РБ (ст.41,45,46). Положения Конституции конкретизированы в Трудовом Кодексе РБ, а так же в постановлениях, приказах...

Функции комитетов по охране труда. Аттестация рабочих мест. Медицинские осмотры

Общественный контроль за охраной труда признан эффективным способом улучшения условий и охраны труда работников во всех отраслях экономики России...

Охрана труда в организации является одним из наиболее важных аспектов. Он основывается на обязанности работодателя обеспечить безопасные условия работы сотрудников и минимизировать угрозы их здоровью и жизни. Для решения данных вопросов необходимо акцентировать внимание на правовой базе. При составлении перечня локальных нормативов нужно учитывать законодательство и те рекомендации, которые предлагаются соответствующими постановлениями.

Нормативные документы по охране труда и технике безопасности

Действующие правовые нормы по вопросам безопасности рабочих процессов в первую очередь отталкиваются от Конституции РФ и Трудового кодекса. Предписанные ими рекомендации являются основополагающими для остальной правовой базы. Главный момент, на который нужно обратить внимание — это право гражданина на оплачиваемую и безопасную трудовую деятельность.


В Трудовом кодексе данные вопросы регламентируются разделом 10 . Он регулирует следующие моменты:

  • общие положения, связанные с данными вопросами и понятиями;
  • требования, которые предъявляются к работодателю и работнику;
  • организационные аспекты по созданию и функционированию соответствующей службы;
  • обеспечение прав сотрудников при различных ситуациях.

Кроме указанных нормативных документов по охране труда, которые освещают общие вопросы, имеется перечень узконаправленных правовых актов:

  • федеральные и областные законы;
  • постановления и приказы, утвержденные стандарты;
  • иная документация, которая согласована с основными законодательными актами и может быть использована при составлении локальных нормативов.

Составление нормативных документов по охране труда внутри компании должно отталкиваться именно от действующей правовой базы. Важным моментом является при этом специфика деятельности предприятия. В случае необходимости нужно обратиться за разъяснениями в федеральные органы.

Перечень нормативных документов по охране труда в 2018 году

Новые законодательные и нормативные документы по охране труда включаются в общий перечень и действуют наряду с имеющимися, при условии, что иное не предусмотрено постановлением. На 2018 год новым актом можно выделить принятый в прошлом году Приказ об утверждении типового положения под номером 438н . Он регламентирует создание соответствующего норматива в рамках обеспечения требуемых условий трудовой деятельности.

Общий перечень нормативных документов по охране труда учитывает основные рекомендации для всех отраслей производства. При подготовке локальных нормативов на него нужно опираться, однако важным моментом является адаптирование общих рекомендаций к специфике компании.

Ниже для скачивания приведен перечень федеральных актов, которые используются для решения актуальных задач по улучшению рабочего процесса и минимизации производственных рисков. Для удобства список содержит ссылки на соответствующие нормативы.

Охрана труда и техника безопасности в школе — нормативные документы

Для образовательных учреждениях правила техники безопасности имеют не меньший список нормативов, чем соответствующие списки для производственных предприятий. Обусловлено это тем, что обучающий процесс предполагает длительное нахождение ребенка в учреждении. Соответственно можно выделить несколько основных вопросов, которые решаются документально:


  • технический аспект — состояние здания в целом и помещений, коммуникационные линии, обустройство специальных кабинетов и залов, а также школьной территории;
  • санитарно-гигиенические нормы — поддержание должного уровня чистоты, проветриваемость помещений, обеспечение здоровым питанием и чистой питьевой водой;
  • организационные вопросы — необходимость своевременного ознакомления работников образовательного учреждения и учащихся с предписанными инструкциями и нормами поведения.

Основные нормативные документы по охране труда в образовании делают упор именно на перечисленные аспекты. На их основе составляются локальные акты и инструкции, ознакомиться с которыми сотрудники должны в обязательном порядке, вплоть до аттестации полученных знаний. Важным моментом является также необходимость донести отдельную информацию и до учащихся. Для качественного подхода к данной действий необходима правильная организация соответствующей службы.

Нормативные документы по охране труда в строительстве

Адаптирование федеральных нормативов к специфике строительных предприятий требуется для составления локальных актов по безопасности производства и минимизации рисков. Для решения данных вопросов принимаемые документы могут включать в себя следующие нормы:

  • общая информация о функционировании создаваемой службы по безопасности трудовых процессов, ее регламент, порядок предоставления информации и контроля;
  • обучение работников правилам техники безопасности, нормам производства и существующим стандартам качества;
  • проведение медосмотров, как плановых, так и внеочередных в случае необходимости;
  • установление норм гигиены;
  • акты, учитывающие техническое обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, а также требования к их состоянию;
  • порядок социального страхования и существующие льготы;
  • отдельные правила и нормы, соответствующие требованиям и специфике предприятия.

Указанные нормативные документы по охране труда также составляются на основании федеральных законодательных актов. Важно при этом поддерживать локальную правовую базу в актуальном состоянии и постоянно сотрудничать с федеральными органами по вопросам разработки и оптимизации их положений.

    Должностная инструкция инженера по охране труда

    Должностная инструкция является локальным документом, который должен присутствовать на каждом заводе. Отсутствие этого документа является административным…

    Положение о комиссии по охране труда

    Создание безопасных условий профессиональной деятельности и профилактика получения травм и увечий сотрудниками, является одним из…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Журнал вводного инструктажа по охране труда

    Как ведется тетрадь по регистрации ознакомительного руководства по ОТ, у кого и сколько он хранится,…

    Должностная инструкция специалиста по охране труда

    В каждом предприятии и учреждении работодатели обязаны позаботиться об охране труда. Иногда для этой цели…

Акт проверки состояния охраны труда составляет комиссия, которая осуществляет саму проверку состояния охраны труда. Работа комиссии проводится по ежеквартальным планам, которые утверждаются должностным лицом, которому подчинена комиссия. В плане предусматриваются мероприятия:

  • по предупреждению небоевых потерь, травматизма и по пропаганде техники безопасности;
  • по выполнению приказов и распоряжений директора ФПС России, командующих пограничными округами (пограничными группами) по технике безопасности (охране труда), предупреждению травматизма, происшествий с автомобильной, бронетанковой и другой техникой;
  • по устранению нарушений мер безопасности, выявленных в результате предыдущих проверок и анализа состояния техники безопасности, а также указанных в актах (справках) комиссий из вышестоящих организаций;
  • профилактического характера, учитывающие решаемые подразделениями задачи по службе и ее инженерному обеспечению, боевой подготовке, хозяйственной деятельности, а также по обслуживанию технических средств и оборудованию объектов.

Планами предусматривается проверка комиссией (членами комиссии) всех подразделений и объектов части не реже двух раз в год с обязательным составлением акта проверки состояния охраны труда. По решению председателя комиссии проверки могут проводиться полным или неполным составом комиссии.

Результаты проверок оформляются актами (Вариант N 2, в конце страницы). Акты проверки состояния охраны труда утверждаются командиром части и доводятся до сведения должностных лиц, ответственных за выполнение предложенных мероприятий. Один экземпляр акта вручается командиру подразделения (начальнику объекта), подвергшемуся проверке, второй — секретарю комиссии.

Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. Повестка дня заседания устанавливается председателем комиссии. На заседания комиссии могут приглашаться (заслушиваться) командиры подразделений, начальники объектов. Решения комиссии оформляются протоколами.

Председатель комиссии докладывает результаты работы не реже чем раз в квартал.

После назначения членов комиссии войсковой части (предприятия, учреждения) приказом с ними проводятся занятия (сбор) в течение 1 — 2 дней, на которых изучаются требования руководящих документов и проводится обмен опытом работы. К проведению занятий рекомендуется привлекать представителей местных органов Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госпожнадзора, ГАИ, ВАИ, прокуратуры, технических инспекций пограничных округов (групп).

Что проверяется комиссией при проверке состояния охраны труда?

  • наличие в части приказов, инструкций, указаний ФПС России, пограничного округа (группы), правил по технике безопасности (охране труда) и производственной санитарии;
  • знание и соблюдение командирами подразделений и объектов, должностными лицами, руководителями работ требований законодательства, приказов, инструкций и других нормативных документов вышестоящих организаций и органов надзора по вопросам техники безопасности (охраны труда);
  • наличие в части приказов о назначении ответственных лиц за соблюдение техники безопасности (охраны труда), их отношение к выполнению служебных обязанностей, обученность и аттестованность;
  • наличие и знание функциональных обязанностей по технике безопасности (охране труда) должностными лицами, их фактическое выполнение;
  • соблюдение правил безопасного несения пограничной службы, оборудование маршрутов движения на участках пограничных застав (подразделений) и правильность пользования ими;
  • организация обучения и уровень подготовки всех категорий военнослужащих, гражданского персонала правилам техники безопасности (охраны труда). Организация учебы лиц, обслуживающих объекты повышенной опасности, в специализированных учебных комбинатах, профессионально — технических училищах, на курсах;
  • соответствие производственных, служебных, бытовых, жилых помещений, зданий и сооружений требованиям техники безопасности (охраны труда);
  • соблюдение норм и правил техники безопасности при обслуживании, ремонте боевой, специальной, инженерной, автомобильной, коммунально — бытовой и другой техники;
  • соблюдение правил безопасного содержания, эксплуатации и ремонта объектов повышенной опасности (электрохозяйства, теплохозяйства, подъемно — транспортных машин, механизмов, станций очистки, перекачки и других устройств);
  • соблюдение правил хранения, транспортировки, использования и утилизации ядовитых, наркотических, легковоспламеняющихся жидкостей и веществ;
  • обеспечение безопасного хранения, транспортировки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и средств взрывания, средств имитации взрывов, пожаров и отравляющих веществ;
  • исправность и соблюдение установленных сроков испытания и проверок электрооборудования, приборов безопасности, средств автоматического контроля и защиты, индивидуальных средств защиты, контрольно — измерительных приборов, оборудования и устройств, подлежащих единовременным или периодическим проверкам;
  • обеспеченность военнослужащих, гражданского персонала спецодеждой, спецобувью, дополнительным питанием, респираторами, шумопоглотителями, защитными очками и другими индивидуальными средствами защиты, а также правильность их использования и содержания (хранение, стирка, ремонт и т.д.);
  • исправность инструмента, приспособлений, приборов, оснастки, используемых в технологических процессах (на рабочих местах);
  • состояние рабочих мест, исправность оборудования, вентиляции, освещения, устройств шумопоглощения и виброизоляции, соблюдение военнослужащими, рабочими и служащими правил техники безопасности и личной гигиены, наличие и укомплектованность аптечек доврачебной медицинской помощи;
  • организация учета инструктажей по технике безопасности (вводных, первичных на рабочем месте, повторных, внеплановых, целевых (ГОСТ 12.0.0004-90)). Наличие на каждом рабочем месте инструкций по технике безопасности. Соблюдение личным составом безопасных приемов и методов работы;
  • техническое состояние, организация безопасной эксплуатации столово — кухонного оборудования и использования бытовой техники;
  • организация технического надзора за выполнением требований строительных норм и правил (СНиП) по безопасной организации и производству строительных работ;
  • обеспечение служебных, производственных, других зданий и объектов предупредительными, запрещающими, предписывающими плакатами, надписями и иными наглядными пособиями, знаками по технике безопасности. Состояние кабинетов, уголков, витрин по охране труда, технике безопасности;
  • организация соблюдения норм и правил техники безопасности при выполнении отдельных работ (заданий) временно сформированными командами (бригадами, группами) военнослужащих, гражданского персонала, командированного состава.

Заместителю начальника железной дороги
по Пермскому региону
А.А. Кравчуку

Заместителю начальника железной дороги —
Начальнику Дирекции инфраструктуры
И.Ю.Баринову

Начальнику Дирекции тяги
А.А. Крутько

Акт проверки состояния охраны труда, промышленной, пожарной и электробезопасности, проведенной дорожной комиссией в период Осеннего комиссионного осмотра Пермского региона обслуживания

При выполнении работ на ж\д путях не назначаются старшие групп и сигналисты. А в тех бригадах где старшие групп все-таки назначены, отсутствует их роспись за данную обязанность (ст. Усть-Тискос, Лаки, Архиповка и др.).

Вход в модульный пункт обогрева 11 л.у. на ст. Европейская не спланирован, расположен на высоте около 1 м, отсутствует электропитание пункта обогрева, и как следствие нет освещения и отпления.

В табельной на станции Теплая Гора обнаружены все удостоверения работников участка (по охране труда, электробезопасности, промышленной безопасности, удостоверения сигналистов), которые хранятся в рабочем столе у мастера, а не у работников. В данной куче документов обнаружены удостоверения с истекшим сроком действия: у бригадира Ульяницких С.Ю. просрок в проверке знаний с 21.07.2009 как ответственного за безопасное производство работ кранами, аналогично у Карелина с 06.07.2010. Сигналисты при выполнении работ на ж\д путях не назначаются.

При проверке работников (всего 4 чел.), находящихся в мотовозе МПТ-4 №675 в гараже 10 л.у. на ст. Бисер обнаружено, что у всех работников отсутствуют удостоверения по охране труда, а у помощника мотовоза Танкова Ю.Л. удостоверение по электробезопасности с истекшим 13.10.2011 сроком действия – допущен просрок в проверке знаний. Электрощитовая гаража (2 электрощита: 220В и 380В) эксплуатируется с грубейшими нарушениями ПТЭЭП, ПУЭ: не определены оперативные наименования щитов, отсутствуют диэлектрические ковры и диэлектрические перчатки, также отсутствуют однолинейные схемы электрощитов, в электрощите на 220В из 7 электропробок – 5 оборудованы плавкими вставками типа «жук», пробки при этом горячие, гнезда для вкручивания пробок разбиты, болтаются. Электрощиты открыты, в щитах грязь, мусор. Здесь же сильно разрушена несущая стена гаража из-за въезда в нее дрезины, дыра насквозь. Упоров, ограничивающих подъезд к стенам нет. Имеется возможность дальнейшего разрушения стены и здания в целом.

В 10 л.у. на ст. Лаки в эксплуатации находятся 4 костыленаддергивателя, 2 из которых не оборудованы защитными козырьками, деревянная лестница не испытана и не соответствует требованиям Правил – не имеет резиновых башмаков, штырей и крюков.

На ст. Койва в эксплуатации 4 портальных крана, 2 из которых вообще не испытывались, а у 2-х – 18.10.2010 истек срок испытания.

У монтеров пути 7 л.у. на ст. Скальный Лимонова Е.В., Прозорова О.А., Владыкина Я.Я. отсутствуют удостоверения по охране труда. Здесь же 4 костыленаддергивателя не имеют защитных козырьков. В пункте обогрева отсутствуют огнетушители, инструкция по пожарной безопасности, перечень разрешенных к эксплуатации бытовых электроприборов, табличка с указанием лица, ответственного за пожарную безопасность. Отсутствует удостоверение по охране труда у дежурного по переезду Красных А.Л.

В 7 л.у. на ст. Архиповка в эксплуатации 2 не испытанных портальных крана. При выполнении работ на ж\д путях монтер пути Прозоров О.А. систематически выполняет работу в одно лицо. Здесь же отсутствует перечень действующих инструкций по охране труда, 3 инструкции №099; 022; 008 от 2005-2006 г.г. с истекшим сроком действия, отсутствует инструкция по пожарной безопасности.

В 7 л.у. на Посту 139 км также в эксплуатации 2 портальных крана с истекшим 05.05.2011 сроком испытания, в пункте обогрева нет ни одного огнетушителя, отсутствуют инструкция по пожарной безопасности, перечень разрешенных к эксплуатации бытовых электроприборов.

В неудовлетворительном состоянии находится помещение кладовой 22 л.у. тракционного парка ст. Пермь-Сортировочная: территория вокруг здания не убрана, вокруг валяются гнилые ящики, шпалы, деревянные сгнившие конструкции, поддоны, разбросаны детали верхнего строения пути, костыли, скрепления и др. здесь же на улице устроен верстак с набитыми гвоздями, бочка для сжигания мусора. В самом помещении курят, для обогрева применяется самодельная электропечь, установленная на кирпичах, электропроводка печи на скрутках. В помещении устроена лежанка из спецодежды, спецодежда хранится навалом в углах, стол и верстак захламлены деталями, инструментом, тут же принимается пища. В помещении антисанитария. Нет ни одного огнетушителя, нет таблички с указанием лица, ответственного за пожарную безопасность и перечня разрешенных к эксплуатации бытовых электроприборов. В инструменте строгого учета находится костыленаддергиватель, не оснащенный защитным козырьком. В данном подразделении недостаток сигнальных принадлежностей, отсутствуют петарды, рожки, в наличии только грязные флажки.

Табельная на ст. Пермь-Сортировочная

Электрощит СЩ-401 (расположен у гаража) эксплуатируется с грубыми нарушениями ПТЭЭП: врос в землю до такой степени, что нет возможности найти заземление корпуса щита, в щите грязь, мусор, паутина, ППР давно не проводился, на однолинейной схеме нет даты утверждения, схема нарисована вручную, не указан ток уставки отходящих кабелей в гараж, табельную и склад. Электрощит открыт.

Гараж превращен в склад: бочки с ГСМ, краской, детали верхнего строения пути, запчасти, инструмент, знаки, все хранится навалом вдоль стен. В помещении гаража курят, здесь же устроено место отдыха и коллективного приема пищи. Все в антисанитарном состоянии: стол для приема пищи, умывальник, холодильник. Здесь же хранятся 3 деревянных не испытанных лестницы, 2 из которых сгнили и сломаны. Во всем помещении грязь, пыль.

Табельная. Из приказов о назначении руководителей стажировки видно, что руководителями стажировки монтеров пути назначаются дорожные мастера и бригадиры, которые физически провести стажировку не могут. Так за монтером пути Агеевым А.В. приказом по ПЧ закреплен руководитель стажировки ПД Смирнов И.Г. Хотя в журнале стажировки в гр. 6, 7 стоят фамилии и росписи 2-х работников, якобы проводящих стажировку. Кто понесет ответственность за работника?

Имеют место факты не проведения проверки знаний на 1 группу по электробезопасности работникам. Система контроля за сдачей экзаменов отсутствует. Нарушение повторное.

В приказе от 25.07.2011 «О порядке прохождения и заполнения Личной карточки учета выдачи СИЗ» имеются ссылки на отмененный документ – расп. №497 от 09.09.2002.

Ряду вновь принятых работников спецодежда выдана не в полном объеме: так монтеру пути Тютикову Г.А. не выдан костюм х\б и ботинки; монтеру пути Макейчику Г.А., принятому 24.08.2011 не выдано ничего; бригадиру пути Ильиных Э.С. куртка из плащ-палатки выдана аж 30.11.2006г., а шапка-ушанка – 20.03.2007г.

Помещение аккумуляторной. Емкость со щелочью не подписана. Выпрямителю ВСА-5А замер сопротивления изоляции последний раз проведен 26.12.2006 г.

Цех дефектоскопии. На потолке помещения имеются многочисленные протечки из душевых 2-го этажа. Здесь же нехватка сигнальных принадлежностей: нет флажков, рожков, аккумуляторов к рациям.

База ПЧ. Совмещено хранение баллонов под давлением: 1-с пропаном и 3 – с кислородом. Электрощит 380В – отсутствуют: оперативное наименование щита, однолинейная схема, сечение заземления щита не соответствует ПУЭ.

Несмотря на запрет эксплуатации козлового крана МККС-12,5, регистрационный №3677 с 22.04.2011г. до полного устранения нарушений и дефектов и результатов проведения экспертизы, эксплуатация данного ГПМ продолжает вестись по сей день, что подтвердил крановщик Харитонов В.Ю. (погрузку выполняли 24.10.2011г.). Электропитание крана не обесточено, не опломбировано, приказ ПЧ о запрете эксплуатации крана с росписями ответственных за исправное состояние ГПМ, безопасное производство работ краном и крановщика не представлен. На рельсах свежие следы движения крана. Данному крану была запрещена эксплуатация в 2007 г. предписанием Ространснадзора.

При проверке табельной 3 л.у. ст. Курья выявлено, что монтер пути Чистин А.И., прошел стажировку до 22.08.2011, а с 22.08.2011 по 30.08.2011 выполнял работу безнадзорно в бригаде, так как экзамены сдал только 30.08.2011 и был допущен к самостоятельной работе. Приказов о продлении стажировки или не допуске в зону движения поездов нет.

Компрессорная 3 л.у. ст. Курья абсолютно не готова к работе в зимних условиях, с 06.09.2011 истек срок проведения внутреннего и наружного осмотров воздухосборников – 2 шт. В помещениях компрессорной грязь, захламленность, беспорядок, сломанная мебель, раскуроченный холодильник, антисанитария. Отсутствует какая-либо документация по охране труда и пожарной безопасности. Штатная должность машиниста компрессорной установки свободна. Заточной станок не соответствует требованиям Правил: не закреплен к полу, качается, отсутствует заземление корпуса станка, расстояние между упорами и заточным кругом более 1,5 см, стекло не сблокировано с остановом станка, нет местного освещения, инструкции по охране труда и перечня лиц, имеющих право работы на данном оборудовании. Электрощит эксплуатируется с грубыми нарушениями ПТЭЭП, ПУЭ: наименование щита закрашено, просматривается – ЩУ-1, не указано напряжение, нет однолинейной схемы, автоматы и рубильники не подписаны, на кабелях нет бирок, отсутствуют диэлектрические перчатки. Щит открыт, в щите грязь, мусор.

В пункте обогрева 1 л.у. на ст. Шабуничи огнетушитель без раструба. Здесь же при выполнении работ на ж\д путях не назначаются сигналисты и старшие групп, ответственные за охрану труда работников (ПДБ Гудков Р.М.).

При проверке СБК ст. Пермь-2 выявлено, что после проведенного ремонта во всех помещениях светильники и рассеиватели не очищены от побелки, на части светильников рассеиватели отсутствуют. В душевой у водонагревателя выпала крышка, защищающая токоведущие части и нагревательные тены. Вход в душевую и к водонагревателю завален металлическими рамами, деревянные трапики сгнили. В помещении приема пищи мебель – столы разрушены, старые, в перечне разрешенных бытовых электроприборов не включен ряд оборудования: СВЧ-печь, 4-х комфорочная электроплита, отсутствует табличка с указанием лица, ответственного за пожарную безопасность и табличка с указанием № телефонов аварийных служб. При проведении целевого инструктажа ссылка делается на инструкцию №70, которая фактически отсутствует, кроме этого отсутствует и ряд других инструкций по охране труда, необходимых для инструктирования работников.

При проверке 13 поста на ст. Пермь-2 (данное рабочее место находится под боком у региона и дистанции) выявлено, что на данном рабочем месте нет ни одной инструкции по охране труда, при этом целевые инструктажи проводятся именно здесь, нет инструкции по пожарной безопасности, целевой инструктаж проводится не по инструкциям по охране труда. А кладовая-подвал находится просто в безобразном состоянии, проход практически не возможен из-за завалов инвентаря, хлама, деталей верхнего строения пути, все свалено в кучи, нет ни одного свободного места, куда можно поставить ногу. Верстак, под верстаком, вокруг заточного станка все валяется навалом. Из средств пожаротушения в углу установлен запрещенный к эксплуатации огнетушитель ОХП, из которого потекла тушащая жидкость, других средств пожаротушения нет. В данных помещениях выполняют работу 4 монтера пути, при этом Тарасов А.М. работает на заточном станке, Айтуганов Р.Н. и Портыка И.Н. занимаются изготовлением деревянных пробок, перерубанием проволоки без применения СИЗ-очков. Всем работникам не проведен целевой инструктаж на несвойственную им работу. Заточной станок не соответствует требованиям Правил: заземление корпуса станка отсутствует, стекло не сблокировано с остановом станка, стекло грязное, но при этом очков нет. Тут же в помещении столярной мастерской эксплуатируется фуговальный станок – и.о. бригадира Дементьев А.В. вводит в заблуждение членов комиссии, утверждая, что станок не рабочий, фактически станок подключен к электропитанию, работает и вокруг него свежая стружка. Нет инструкций по охране труда, нет перечня лиц, имеющих право на нем работать, нет толкателей, нет СИЗ.

При проверке поста централизации №1 выявлено, что огнетушитель расположен на высоте более 1,5 м и вдобавок не испытан. Дежурная поста не смогла вынуть огнетушитель из кронштейна. Здесь же выявлен недостаток сигнальных принадлежностей, в наличии имеются только 3 петарды и желтый флажок. В эксплуатации находится деревянная лестница не испытанная с 11.03.1984 года.

ЭЧС-101 ЭЧ-1

Крайне неудовлетворительное отношение к учету и испытанию электрозащитных средств: журнал учета и испытания защитных средств не установленной формы, не соответствует требованиям Инструкции №261р.

Все диэлектрические перчатки с 1 по 12 номер с истекшим 19.10.2011 года сроком испытания. Аналогично — указатель напряжения №84040, срок испытания истек 15.10.2011г. Данных об изъятии не испытанных защитных средств в журнале учета и испытания нет. Осмотры защитных средств не проводятся, в журнале учета и испытания защитных средств нет даже граф об осмотре. Осмотр переносных заземлений последний раз проводился 17.12.2010 года (норма 1 раз в 3 месяца).

Нарушается периодичность испытания ремней монтерских когтей (согласно Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки ж\д ОАО «РЖД», утв. Старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Гапановичем В.А. 16.12.2010 №103 периодичность испытаний 1 раз в 6 месяцев, осмотров – 1 раз в 3 месяца), монтерские когти и лазы испытываются 1 раз в 1 год.

В журнал учета и испытания защитных средств не внесены данные об испытании диэлектрических бот №1; 2.

Последний имеющийся перечень опасных мест по мастерскому участку от 09.01.2008 года, утвержден ЭЧ Кокаровцевым П.Н., а последний перечень опасных опор от 03.01.2004 года, утвержденный ЭЧ Немытых Л.Н.

Карточки мест повышенной опасности в количестве 15 штук на 2011 год не выверены.

Инструкции по охране труда №003 (для электромонтеров ЭЧС); №009 (для электромонтеров по обслуживанию электрооборудования); №038 (для электромонтеров по ремонту, монтажу, демонтажу кабельных линий) от 18.08.2008г., при этом согласно ПТЭЭП данные инструкции должны быть пересмотрены 1 раз в 3 года.

В подразделении отсутствует инструкция по пожарной безопасности.

Согласно наряду №13 от 20.10.2011 в составе бригады числился Устинин В.П., при этом 21.10.2011 его из бригады выводят без указания времени вывода, но целевой инструктаж ему уже не проводят, наряд не закрыт, а в графе, в которой указывается про заземление места работ указано: «Установить п\з №1 там то, п\з №2 – там то, п\з №3 там то, а далее движемся по мере удаления»

Целевой инструктаж работникам проводится не по инструкции по охране труда, в гр. 5 журнала инструктажей указывается:»Меры безопасности по наряду №__, и меры безопасности на ж\д путях» и все, при этом работы в основном проводятся в электроустановках.

Старший электромеханик Заппаров Р.З. сам себе проводит целевой инструктаж.

В журнале учета работ по нарядам и распоряжениям отсутствует роспись Попова Р.А. за получение целевого инструктажа по распоряжению, кроме того данный инструктаж ему не проведен и не оформлен в журнале инструктажей на рабочем месте. В журнале инструктажей отсутствует роспись Тиунова М.А. за получение целевого инструктажа 20.10.2011, также отсутствуют росписи Заппарова Р.З.за проведение целевого инструктажа 2-м работникам. Отсутствуют росписи Тиунова и Попова за получение целевых инструктажей 18.10. и 19.10.2011 года.

Допущен просрок в проведении повторного инструктажа 07.10.2011 электромонтерам Рылову А.И. и Попову В.А.

Первичный инструктаж электромонтерам Тронину В.И., Денчику О.Р., Зайцеву А.В. проведен без указания даты проведения. Стажировка данным работникам не оформлена. Отсутствуют росписи старшего электромеханика Заппарова Р.З. за проведение первичного инструктажа 23.08.2011 электромонтерам Снегиреву А.А. и Ознобихину В.Д.

3-х ступенчатый контроль:

1 ступень контроля последний раз проведена 29.09.2011 года.

2 ступень контроля проводится в одно лицо, без участия общественного контроля, отсутствуют росписи членов комиссии по проведению 2-ой ступени контроля 30.09.2011, при этом это последняя дата проведения 2 ступени контроля (согласно приказа ЭЧ норма — 2 раза в месяц).

3 ступень контроля от 13.09.2011 проведена в одно лицо зам ЭЧ Фугаевым А.П. Нарушается периодичность проведения 3-ей ступени контроля, предыдущая проверка была проведена 04.05.2011. Проверка от 28.02.2011 проведена комиссией под председательством ЭЧТБ Корепанова С.В.

Качество всех проверок крайне неудовлетворительное.

На опоре наружного освещения напротив поста ЭЦ ст. Блочная установлен автомат внутренней установки. Практически отсутствует освещение грузового двора станции и низкая освещенность самой станции.

ЭЧК-437 ЭЧ-5

При проверке работников района к\с, находящихся в автомотрисе АДМ на ст. Теплая Гора, выявлено, что у всех 4 работников, находящихся в дрезине, отсутствуют удостоверения по охране труда.

Целевой инструктаж работникам проводится не по инструкциям по охране труда. Инструкция по охране труда №001 для электромонтеров контактной сети составлена крайне неудовлетворительно и не в соответствии с требованиями ЦБТ-882, в ней указаны ряд положений, расходящихся с требованиями нормативных документов. Истек срок действия 4-х инструкций по охране труда: №ИОТ-ЭЧ-5-032-2006 по охране труда для лиц, ответственных за исправное состояние кранов, подъемников, №026 от 07.09.2006г. – для уборщиков производственных помещений, Местная инструкция от 31.03.2004г. по обеспечению безопасности движения и техники безопасности при производстве работ по разработке котлованов и установке опор контактной сети, анкеров, фундаментов металлических опор, Местная инструкция по эксплуатации самоходного подвижного состава от 17.10.2003г. Отсутствует инструкция по охране труда для машинистов и помощников машинистов автомотрисы, хотя в перечне данная инструкция имеется.

Имеются нарушения в работе по распоряжениям: так согласно распоряжения №11 электромонтер Сопочкин имеющий только 2 группу по электробезопасности выполняет работу единолично и еще без получения целевого инструктажа. В распоряжении №10 не указано наименование работы и нет ни одной росписи членов бригады (3 чел.) за получение целевого инструктажа.

Во всех релейных на 2011 год не выверен перечень мест повышенной опасности. В релейных места повышенной опасности – панели питания не обозначены знаками «Внимание Опасное место».

В релейной на ст. Всесвятская в эксплуатации диэлектрические перчатки №247 с истекшим 20.10.2011 сроком испытания.

В релейной на ст. Блочная выявлено: Карточка места повышенной опасности №3 не пересматривалась с 28.01.2009г. Само место повышенной опасности – стойка ЩВП-73 не обозначено знаком «Внимание Опасное место». Не проводится осмотр (норма 1 раз в 6 месяцев) инструмента с изолирующими рукоятками с занесением записи в журнал учета и испытания средств защиты в связи с тем, что в журнале отсутствуют такие графы, журнал не установленной Инструкцией №261 формы. Не проводится целевой инструктаж производителю работ по распоряжению №1, так 23.08.2011 ШНЦС Мальцеву целевой инструктаж не проведен. Нет сквозной нумерации распоряжений, все распоряжения под №1. Целевой инструктаж членам бригады по распоряжению №1 от 23.08.2011 проведен и оформлен в журнале инструктажей ШНЦС Мальцевым как по телефону, при этом этот же целевой инструктаж, оформленный в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям, проведен вживую, роспись подлинная.

Эвакуационный выход поста ЭЦ на станции Пашия закрывается на ключ.

На кровле служебно-технического здания ст. Пермь-Сортировочная, кровле поста ЭЦ ст. Курья расположены трапы. Уличный туалет ст. Пермь-Сортировочная и товарной конторы ст. Краснокамск в крайне неудовлетворительном состоянии.

В табельной 5 л.у. ст. Пермь-2 не работает отопление помещений, не исправен кран умывальника, не работает охранно-пожарная сигнализация.

Прошу Вас по выявленным нарушениям требований охраны труда провести разборы, привлечь к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения, разработать мероприятия по устранению выявленных нарушений с указанием исполнителей и сроков исполнения.

Материалы разбора (мероприятия, протокол, приказ) и отчет о проделанной работе представить в Службу охраны труда и промышленной безопасности до 10.11.2011 г. письменно и далее ежеквартально до полного устранения нарушений.

Заместитель начальника Службы охраны труда и промышленной безопасности И.В. Банникова

Другой вариант акта проверки состояния охраны труда выглядит следующим образом:

Члены комиссии (проводившие проверку) ___________________
(инициалы, фамилия)


Акт проверки системы охраны труда на предприятии в рамках выполнения соглашения между администрацией и работниками

Акт, фиксирующий результаты проведенной проверки соблюдения на предприятии условий охраны труда, составляется уполномоченной на это комиссией. Комиссия создается в порядке ст. 218 ТК РФ, инициатива по ее формированию может принадлежать как администрации, так и работникам (либо их представителям). При этом необходимо отметить, что ТК РФ не обязывает администрацию организации создавать подобную комиссию заблаговременно. Соответственно, речь о ее создании может идти лишь при возникновении соответствующей необходимости.

Существенным подспорьем при образовании комиссии является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 24.06.2014 № 412н, который содержит уже готовую правовую основу (типовое положение) для ее работы. П. 2 данного положения предписывает, что созданная комиссия должна действовать на основании внутреннего документа организации, разработанного с учетом ее специфики и требований типового положения.

Основная цель работы комиссии — проверка соблюдения требований безопасности труда (выполнения индивидуальных и коллективных соглашений между администрацией и работниками) и подготовка предложений по доработке указанных соглашений в целях предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма.

Документом, призванным фиксировать выявленные нарушения, является акт о проверке.

Что же касается устранения обозначенных в акте нарушений, то соответствующие планы мероприятий (предложения, рекомендации и т. д.) составляются комиссией отдельно и составными частями акта не являются.

Предписание инженера и акт о состоянии охраны труда

Анализ ст. 217 и 218 ТК РФ показывает, что акт и предписание специалиста (инженера) по охране труда имеют разную природу и составляются разными лицами.

Специалист (инженер) по безопасности труда, в отличие от описанной выше комиссии, — постоянно действующий сотрудник, деятельность которого осуществляется согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ (хотя этим же может заниматься и целое подразделение, исполняющее его функции). В своей работе он обязан руководствоваться рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» от 08.02.2000 № 14. Этим же документом утвержден бланк предписания, которое обязательно для исполнения администрацией организации.

Акт же проверки ситуации в сфере трудовой безопасности, в отличие от предписания, комиссия разрабатывает самостоятельно, если только его унифицированная форма не утверждена внутренним документом организации при принятии положения (инструкции) о деятельности данного органа. Действующим законодательством унифицированной формы акта не установлено, что позволяет каждой организации использовать свои варианты, учитывающие специфику производства и особенности охраны труда, характерные именно для нее.

Образец акта проверки состояния охраны труда, на который можно ориентироваться при составлении, вы можете увидеть ниже.

Образец заполнения акта проверки по охране труда

Акт проверки состояния охраны труда в ООО «Заря» № 2

Москва

Комиссия, действующая на основании приказа директора ООО «Заря» «Об утверждении Положения о комиссии по проверке состояния охраны труда» № 18 от 2 июля 2014 года, в составе:

  • председателя комиссии — директора ООО «Заря» Петрова С. Л.,
  • зам. председателя — специалиста по охране труда ООО «Заря» Сергеева Н. К.,
  • зам. председателя — представителя профсоюза ООО «Заря» Чиркиной А. Т.,
  • секретаря — юриста ООО «Заря» Семеновой В. А.,
  • члена комиссии — главного механика ООО «Заря» Федорова Е. В.,
  • члена комиссии — главного энергетика ООО «Заря» Синичкина В. П.,
  • члена комиссии — врача-терапевта ООО «Заря» Фоминой Н. С.

провела комплексное обследование состояния системы безопасности труда сотрудников предприятия, соблюдения санитарно-гигиенических требований, выполнения правил пожаро- и электробезопасности.

По результатам проведенной проверки выявлены следующие недостатки:

  1. Некомплект средств индивидуальной защиты для электрика:
    • отсутствуют диэлектрические галоши, изолирующие колпаки и накладки;
    • используются диэлектрические перчатки с истекшим сроком службы.
  2. На экранирующем устройстве распределительного щита № 2 отсутствуют необходимые знаки безопасности и маркировка.
  3. При внутренних перемещениях сотрудников (временном совмещении или исполнении обязанностей отсутствующего сотрудника) на предприятии не проводился внеплановый инструктаж по охране труда:
    • с Токаревым С. М. при замещении должности оператора парового котла;
    • Сидоровым Е. Д. при временном исполнении обязанностей электрика участка № 2.
  4. Ремонт распределительного щита пожарной сигнализации в период с 8 по 10 августа 2018 года осуществляли электрики Сидоров Е. Д. и Глушко Н. П. При этом оба выполняли работы, не имея допуска соответствующего уровня. Инструктаж с ними по соблюдению требований охраны труда не проводился.
  5. Предписание № 4 инженера по охране труда об устранении нарушений норм электробезопасности, выданное главному энергетику ООО «Заря» 2 сентября 2018 года со сроком исполнения до 2 февраля 2019 года, на момент проведения проверки не исполнено в полном объеме.

Член комиссии Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. (статья 209 ТК РФ).

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств обеспечения их соблюдения, т.е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает в себя федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях.

Социально-экономические мероприятия включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в организации служб и комиссий по охране труда на предприятиях и организациях в целях планирования и осуществления работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда; организация обучения руководителей и персонала; информирования работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов; аттестации рабочих мест, а также в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных факторов при проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; повышении дисциплины труда и технологической дисциплины и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредностей с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию первичных и периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактического питания и т.д.

Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателей) перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

К иным мероприятиям следует отнести мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, промышленной безопасности, электробезопасности и прочего в процессе трудовой деятельности работников.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются (статья 210 ТК РФ):

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей; и т.д.

Государственные нормативные требования охраны труда и здоровья.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. (статья 211 ТК РФ)
Конституция Российской Федерации
Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Работник обязан:

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания;
  • проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Цели, задачи и принципы правового регулирования охраны труда.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управление трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);
  • разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений (Ст. 2 ТК РФ):

  • Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Равенство прав и возможностей работников;
  • Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • Обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • Сочетание государственного договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленным Трудовым Кодексом и иными федеральными законами;
  • Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

В соответствии с главой 35 «Организация охраны труда» Трудового Кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующим требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Нормативно-правовые акты по охране труда: гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда

Правовое поле в области охраны труда состоит из четырех взаимосвязанных уровней правовых нормативов: единых, межотраслевых, отраслевых и нормативов предприятий.

Единые правовые нормативы включают в себя основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда. Это Конституция, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ФЗ – 181).
Межотраслевые правовые нормативы представляют собой государственные документы, которые действую без исключения во всех отраслях экономики, т.к. не имеют отраслевого признака. К ним относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТы и ССБТ), межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы), руководства (Р) Госсанэпидемнадзора Минздрава России, правила безопасности (ПБ) Ростехнадзора, документы Госэнергонадзора России («Правила устройства электроустановок» – ПУЭ, «Правила эксплуатации электроустановок потребителей» – ПТЭ, «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей» — ПОТ РМ-016-2001), строительные нормы и правила (СНиП).
Отраслевые правовые нормативы определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли экономики. Это – отраслевые стандарты – ОСТы, отраслевые правила по охране труда – ПОТ О, типовые отраслевые инструкции – ТОИ. Эти правовые нормативы рассчитаны только на конкретную отрасль экономики и не имеют юридической силы в других отраслях.
Нормативные правовые акты предприятия представляют собой локальные акты, действующие только на конкретном предприятии: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия Системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ.
Каждый из документов имеет равную правовую силу. Например, требования безопасности труда, заложенные в инструкции по охране труда на рабочем месте, являются столь же обязательными для работника и работодателя, как и выполнение требований статей Конституции Российской Федерации.

Порядок обеспечения охраны труда и осуществление
государственного контроля и надзора.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.
В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:
1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

  • федеральная инспекция труда;
  • федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;
  • органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

  • органы исполнительной власти на федеральном уровне;
  • органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;
  • органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

  • профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

Контроль состояния охраны труда на рабочих местах в ОАО «РЖД».

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:

  • Государственный контроль и надзор;
  • Ведомственный контроль:
    • Комплексные проверки;
    • Целевые проверки;
    • Оперативный контроль
  • Общественный контроль;
  • Производственный контроль.

Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.

Ведомственный контроль осуществляется:

  • Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;
  • Службами охраны труда железных дорог;
  • Руководителями предприятий и учреждений;
  • Ведомственными органами контроля и надзора (Ростехнадзор);
  • Общественный контроль осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах.
Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.
Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.
Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог.
Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.

Обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, применяемых инструментов и материалов;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха;
  • приобретение и выдачу спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • обучение безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • контроль состояния условий труда на рабочих местах;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • недопущение работников без прохождения обязательных медосмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • беспрепятственный допуск лиц органов управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний.

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники, осуществляющие виды деятельности, связанные с источниками повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Статья 214 ТК РФ обязывает работника:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно применять средства защиты;
  • проходить обучение безопасным методам выполнения работ, приемам оказания первой помощи, инструктажи по охране труда, стажировку, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни людей, о каждом несчастном случае, о признаках острого профзаболевания;
  • проходить медицинские осмотры.

Права и обязанности работников в области охраны труда.

Право работника на труд определено статьей 219 ТК РФ. Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • получение достоверной информации об условиях охраны труда на рабочем месте;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • обеспечение средствами защиты в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обучение безопасным методам и приемам труда;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля;
  • личное участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или профзаболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
  • компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (статья 220 ТК РФ). Условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда.

Если работа приостановлена органами надзора из-за нарушения требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы и средний заработок на время приостановления работы. При отказе работника от работ в случае опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае не обеспечения работника средствами защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший простой. Отказ работника, в таких случаях, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125-ФЗ.

Государство устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда.

На работах с вредными условиями труда, или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно сертифицированные средства индивидуальной защиты и спецодежда (статья 221 ТК РФ) в соответствии с установленными нормами, коллективным договором или тарифным соглашением. Их приобретение, хранение, ремонт, стирка, дезактивация осуществляются за счет средств работодателя.
В целях обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в организации оборудуются санитарно-бытовые помещения (для приема пищи; оказания медицинской помощи; отдыха в рабочее время и психологической разгрузки). Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи. Перевозка в лечебные учреждения работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний, производится транспортными средствами организации либо за ее счет (статья 223 ТК РФ).
В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда: дисциплинарная, административная, материальная и уголовная. Дисциплинарная – в соответствии ТК РФ: замечание, выговор, увольнение.
Административная – в соответствии КоАП РФ.
Материальная – в виде возмещения убытков в добровольном либо судебном порядке.
Моральный ущерб – только по обоюдному согласию либо через суд.
Уголовная ответственность – в соответствии УК РФ ст. 143 — Нарушение правил охраны труда, 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, 216 – нарушение ПБ при ведении горных, строительных и иных работ, 217 – нарушение ПБ на взрывоопасных объектах, 219 – нарушение правил пожарной безопасности, 350 – нарушение правил вождения или эксплуатации машин.
Ответственность за нарушение нормативных актов по охране труда определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ законодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238,263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8…13). Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и нормативных актов об охране труда, привлекаются к ответственности.
Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах.
В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил охраны труда лицом, ответственным за соблюдение этих правил, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека - лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей – наказывается наложением штрафа в размере 100-200 МРОТ либо лишением свободы до 2 лет.

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда.

Действующим законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственности руководителей, должностных лиц и организаций за нарушения, связанные с охраной труда.

Административная ответственность наступает если:

  1. нарушения, не связанные с привлечением к уголовной ответственности; (ответственность определяется в виде наложения штрафа от 5 до 50 МРОТ;
  2. нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору штраф от 30 до 50 МРОТ;
  3. сокрытие страхового случая при обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве (штраф 3-5 МРОТ, а с юридического лица 50-100 МРОТ).

Соглашения по охране труда. Роль профсоюзов.

Участие Работников в управлении охраной труда осуществляют при проведении:

  • специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • производственного контроля;
  • контроля и оценке состояния условий и охраны труда на производственном объекте.

Представительным органом работников ОАО «РЖД» является РОСПРОФЖЕЛ. Предложения работников по улучшению условий и охраны труда рассматривают в комитетах (комиссиях) по охране труда и учитывают в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора.
Коллективный договор – это соглашение между представителями руководства ОАО «РЖД» и представителями работников, в лице руководства РОСПРОФЖЕЛ.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ, внештатные технические инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в установленном порядке беспрепятственно посещают производственные подразделения ОАО «РЖД» для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий трудового договора.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами представления, требования и предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Техническая инспекция труда осуществляет свои функции в соответствии с положением, утвержденным РОСПРОФЖЕЛ.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда исполняют свои функции в соответствии с Типовым положением об уполномоченном (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза с учетом особенностей и специфики работы согласно положению, утвержденного РОСПРОФЖЕЛ.
Руководители филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» предоставляют в установленном порядке соответствующему выборному органу РОСПРОЖЕЛ сведения о принятых мерах, выполнении мероприятий по улучшению условий и охране труда и устранению причин происшедших несчастных случаев и профессиональных заболеваний.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация