Административное наказание в виде дисквалификации назначается – дисквалифицированные лица. Дисквалификация как новый вид административного наказания Исполнение решения суда о дисквалификации

Главная / Бизнес

Административная дисквалификация, как вид административного наказания существует не так уж и давно. Началом ее «практики» можно по праву считать 1 июля 2002 года .

Данное наказание заключается в лишении человека возможности работать на руководящих должностях в разного рода управляющих органах, заниматься предпринимательством юридического направления, быть членом совета директоров и заниматься управлением юридического лица в любых случаях, которые указаны в российском законодательстве.

Дисквалификация в административном праве описана в статье 3.11. КоАП РФ . Так же немаловажным является тот факт, что данного рода наказание может иметь право на существование, отталкиваясь исключительно от этого кодекса, и оно существует только как основное наказание (административное).

К кому может применяться?

Итак, дисквалификация это административное наказание , и оно назначается человеку, который нарушил правила касающиеся непосредственно его обязанностей (должностных).

А так же такого рода наказание имеет право на существование в тех случаях, когда человек единовременно нарушил правила закона, независимо от того на сколько опасны последствия его проступка.

Стоит отметить, что необходимо различать лишение специального права и дисквалификацию, так как первое наказание применяется исключительно к людям, которые на постоянной основе нарушают доверенное им право или их деятельность привела к грубому нарушению пунктов прописанных в законодательстве.

То есть прежде чем предпринять к человеку это наказание, необходимо установить наличие морального вреда или какого-либо ущерба имуществу.

Поэтому эти наказания применяются в зависимости от того, каким статусом обладает человек.

Дисквалификация применяется как к людям занимающимся частным правом , то есть разного рода предпринимателям, людям занимающих должностные места в организациях управления (корпоративного).

Дисквалификация должностного лица также применяется к людям, занимающимся деятельностью в муниципальных и государственных организациях.

Когда дисквалификация применяется непосредственно к предпринимателям , тогда им запрещают заниматься своей деятельностью, также запрещается пользоваться имуществом, которое было задействовано для работы. К тому же таким людям на определенный период вообще не разрешается осуществлять какого-либо рода экономическую деятельность.

Более того данное наказание применяется для людей которые работают юристами в некоммерческих и коммерческих фирмах.

И совершенно не имеет значение их организационная и правовая форма.

Так же дисквалификация применяется к человеку, который является арбитражным управляющим . То есть к человеку, которого назначил на проведение каких-либо полномочий арбитражный суд.

Кто назначает?

Такого рода наказания применяются непосредственно должностными людьми и «наказываемыми» органами посредством создания специальных личностных актов .

Естественно такая принудительная мера не может максимально гарантировать, то что человек в дальнейшем не будет нарушать закон, но тем не менее специализированные штрафы и временный запрет на деятельность того или иного рода повлияют на него и человек прежде чем совершит проступок не один раз подумает.

На сегодняшний день в кодексе нашей страны были произведены кардинальные изменения, касающиеся перераспределения деятельности разных субъектов занимающихся административной юрисдикцией, а также судов.

Так как если ранее для решения вопросов касающихся правонарушений (административных) занималось 43 органа (федеральных), то сегодня их количество увеличено до 63 . Причиной этому послужило то, что в значительной степени увеличилось количество правонарушений (административных).

Так же назначать дисквалификацию могут коллегиальные региональные органы , а также специально созданные комиссии (административные). Более того, такого рода рассмотрением занимаются как судьи, так и мировые судьи, а также комиссии занимающиеся делами несовершеннолетних.

Особенности

К такому наказанию относятся люди, занимающие высокого уровня должности , которые нарушили общие правила исполнения своих прямых обязанностей.

Если они не придерживались соблюдения обязанностей, которые им доверили, тогда они гарантированно становятся правонарушителеми и в отношении к ним будет задействовано наказание (административное).

Более того такому человеку придется отвечать не только за себя , но и за того работника который был его самым ближайший подчиненным.

Само понятие «должностное лицо» появилось не так давно, так как раньше в административном кодексе было уточнено определенное количество людей, которые находились на должностных местах, и к которым применялось наказание.

Поэтому судебным органам иногда было сложно принять правильное решение и назначить законное наказание, так как подобного рода указания просто на просто отсутствовали.

Но на сегодняшний день максимально ясно определено, какое именно наказание применяется к тому или иному человеку совершившему тот или иной проступок. Об этом в полной мере описано в статье 2.4 КоАП .

К должностным лицам относятся: люди, которые временно или на постоянной основе являлись представителями российской власти . То есть те, кто может производить распорядительные функции относительно других людей работающих в той или иной сфере.

Так же люди на должностных местах в административно-хозяйственных и организационно-распорядительном направлениях. Это могут быть органы самоуправления (местного), государственные органы, муниципальные и государственные организации, вооруженные силы России и пр.

Что касается наказания относительно предпринимателя, который занимается индивидуальной деятельностью и в свою очередь стал причиной банкротства или других полномочий, которые установлены непосредственно законом.

Этому причиной напрямую могли послужить как халатное отношение к общим правилам, которые имели место в наблюдении за внешним управлением производства исполнения и заключения соглашения (мирового), а также другого рода процедур, которые повлекли за собой банкротство.

Такого человека наказывают штрафом, который составляет 40-50 минимальных размеров зарплаты , а также может быть по отношению к нему применена дисквалификация на срок около трех лет .

Сроки

Такого рода наказание должно быть применено к человеку который совершил проступок в течение одного года и ни днем позже с того дня когда о нем стало известно.

Сам срок, на который назначается административное наказание в виде дисквалификации, зависит от степени правонарушения , минимальный – два месяца.

Хотя в законе есть разногласия по этому поводу, так как считается что данный минимальный срок недостаточен для того чтобы установить абсолютно все признаки касающиеся нарушения, так как срок проступка и того когда о нем узнали достаточно часто не совпадают.

Поэтому за это время невозможно узнать об убытках, которых потерпела та или иная организация. Именно поэтому только в течение одного года можно узнать о причиненных последствиях посредством годового отчета и после собрания акционеров, которое производится не раньше второго месяца и не позже истечения шести месяцев после окончания финансового года.

Решение о наказании должен принимать непосредственно суд , решением которого может быть как административное наказание, так и непосредственно закрытие дела по причине недоказанности обвиняемого.

Но если судебные органы все-таки назначили наказание, то дисквалификация устанавливается на срок до трех лет , но она не может быть менее шести месяцев .

Случай применения

21.08.2013 в районный суд города Орел поступил иск от компании Р., которая обвиняет своего сотрудника А., являющегося руководителем финансового отдела в том, что он в полной степени не выполняет свои прямые обязанности, что в следствии может повлечь к банкротству фирмы.

24.08.2013 года было совершено заседание судебных органов по отношению рассмотрения дела относительно гражданина А.

В ходе проведенных мероприятий были предоставлены доказательства его виновности, а также заслушаны свидетели.

После рассмотрения дела суд принял решение снять гражданина А. с должности и запретить ему заниматься трудовой деятельностью в сфере руководства на двух летний срок. И перенаправить дело непосредственно в арбитражный суд для того, чтобы гражданин А. возместил все убытки фирмы Р., возникшие из-за его неправомерной деятельности.

1. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес существенные изменения в ранее действовавшее определение понятия "дисквалификация". Если ранее дисквалификация рассматривалась как вид наказания, применяемого к лицам, занимающим должности в исполнительных органах управления юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, то ныне она в равной мере относится к должностным лицам органов публичной власти.

Речь идет о лишении лица, являющегося государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, права замещать должность соответственно федеральной гражданской службы либо гражданской службы субъекта РФ, либо муниципальной службы.

2. На наш взгляд, в данном случае имеются в виду лица, занимающие должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (подробнее см. примечание ст. 2.4 КоАП РФ).

3. Вместе с тем, как и ранее, дисквалификация как вид административного наказания может быть применена к физическим лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета) и к другим должностным лицам, в том числе осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

К иным случаям относится осуществление перечисленных выше функций индивидуальным предпринимателем (например, выполняющим одновременно функции директора предприятия) и лицом, занимающимся частной практикой, например, арбитражным управляющим.

В связи с этим следует обратить внимание на санкции некоторых статей гл. 7, 13, 14, 15, 19 КоАП РФ в виде дисквалификации, которые согласно примечанию ст. 2.4 КоАП РФ могут быть применены к таким должностным лицам, как члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий и другим перечисленным в указанном примечании лицам.

4. Дисквалификация во многом схожа с санкцией, предусмотренной УК РФ (ст. 47), в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако, в отличие от упомянутого уголовного наказания, которое применяется в качестве дополнительного и распространяется на любую сферу деятельности лица, дисквалификация является основным административным наказанием и может быть применена лишь к тем лицам, которые упомянуты в ст. 2.4 Кодекса, и только в тех случаях, когда она предусмотрена в качестве санкции в конкретной статье КоАП РФ.

5. Ведение перечня дисквалифицированных лиц и выдача соответствующей информации возложены на МВД России (см. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 483, а также утвержденное Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 Наставление по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц и Инструкцию о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (РГ. 2007. 12 янв.)).

6. КоАП РФ (ч. 3 ст. 4.5) установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной вредностью таких административных правонарушений и трудностью их выявления.

Новая страница 1

ПОНЯТИЕ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ

Дисквалификация как новый вид административного наказания была установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступившим в силу с 1 июля 2002 г. В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация устанавливается судом на срок от шести месяцев до трех лет.

К КОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНА ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

В соответствии с п. 3 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Это означает, что дисквалификация может быть применена к физическим лицам, наделенным правомочиями должностного лица, действующим в коммерческих и некоммерческих организациях, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе осуществляющим полномочия арбитражных управляющих.

Таким образом, дисквалификации могут быть подвергнуты:

· должностные лица, выполняющие руководящие функции в коммерческих и некоммерческих организациях (директор, генеральный директор, президент, вице-президент, их заместители);

· индивидуальные предприниматели;

· арбитражные управляющие (лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В отношении индивидуальных предпринимателей полагаем необходимым указать следующее. В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Вместе с тем возникают вопросы в отношении применения норм КоАП РФ о дисквалификации к индивидуальным предпринимателям. В частности, индивидуальный предприниматель отстраняется от выполнения функций, указанных в ст. 3.11 КоАП РФ. Но он не всегда занимает должность в исполнительном органе юридического лица или управляет им как менеджер. Он может быть просто собственником «бизнеса» и при этом нарушать требования законодательства о труде. Данный вопрос КоАП РФ недостаточно урегулирован.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ КОАП РФ УСТАНАВЛИВАЕТ ДИСКВАЛИФИКАЦИЮ В КАЧЕСТВЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Дисквалификация может быть применена судом за совершение следующих административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

· повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);

· фиктивное банкротство (ч. 1 ст. 14.12);

· преднамеренное банкротство (ч. 2 ст. 14.12);

· сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (ч. 1 ст. 14.13);

· неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 2 ст. 14.13);

· невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 14.13);

· ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

· совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22).

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ К ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАРУШИВШЕМУ ПОВТОРНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Согласно ст. 356 ТК РФ органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

Основания для возбуждения административного дела в отношении генерального директора

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Статьей 357 ТК РФ установлено, что правовые инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности и соответственно запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Применительно к генеральному директору это означает, что решение выносит судья общей юрисдикции в отличие, к примеру, от арбитражных управляющих, где решение выносит судья арбитражного суда.

Исполнение решения суда о привлечении генерального директора к административной ответственности в виде дисквалификации

В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, должно немедленно исполнить постановление о дисквалификации и прекратить управление юридическим лицом. Из буквального толкования данной нормы следует, что работодатель должен немедленно расторгнуть с дисквалифицированным лицом трудовой договор (контракт).

В этой связи следует обратить внимание на порядок увольнения руководителя организации, подвергнутого дисквалификации. В ТК РФ сегодня нет основания увольнения, дословно формулирующего эту ситуацию. В проекте изменений к ТК РФ запланировано дополнить ч. 1 ст. 83 новым пунктом 8 следующего содержания: «8) дисквалификация работника в соответствии с федеральным законом, влекущая невозможность исполнения работником трудовых обязанностей». Однако эти изменения еще только ждут своего принятия Государственной Думой. А пока в подобный случаях используется п. 14 ст. 81 ТК РФ, которым предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами , в частности, разумеется, и Кодексом об административных правонарушениях. Таким образом, именно по этому основанию - по п. 14 ст. 81 ТК РФ и должен быть уволен дисквалифицированный генеральный директор.

Также может возникнуть вопрос в отношении немедленного исполнения решения суда в случае обжалования дисквалифицированным лицом решения суда, поскольку право на обжалование гарантируется законом лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Согласно КоАП РФ решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок. Если в течение этого срока не была заявлена жалоба, решение вступает в законную силу и подлежит немедленному исполнению. Если же жалоба своевременно подана и принята к рассмотрению, исполнение решения откладывается до принятия вышестоящим судом решения по жалобе.

Правовые последствия для дисквалифицированного лица

Основные правовые последствия дисквалификации физического лица - прекращение с дисквалифицированным лицом договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и запрет в течение определенного времени на заключение нового договора на осуществление такой деятельности.

Следует обратить внимание на санкции, которые предусмотрены законом в случае нарушения дисквалифицированным лицом указанного выше запрета. В соответствии с ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ установлено, что при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалификацированных лиц. В случае неисполнения этой обязанности на основании ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно за неприменение последствий его действия может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Для того чтобы будущий работодатель смог выполнить требования ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, законом предусмотрено формирование специального реестра дисквалифицированных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством РФ.

При этом реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации соответствующих должностных лиц. Так, согласно ч. 4 ст. 32.11 КоАП РФ копия вступившего в законную силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц. Согласно данному постановлению реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и ее территориальными органами в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

В ходе проведения административной реформы на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) была упразднена. При этом некоторые функции, исполнявшиеся ФСФО России в части государственного регулирования несостоятельности (банкротства) организаций, была возложена на Федеральную налоговую службу. В частности, постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» на ФНС России возложены функции по представлению интересов государства при банкротстве предприятий и организаций.

Однако до настоящего времени не внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 в части определения органа, уполномоченного формировать и вести реестр дисквалифицированных лиц. Принимая во внимание, что ФНС России ведет государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полагаем, что ведение реестра дисквалифицированных лиц следует также возложить на ФНС России.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 копии постановлений судов направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный орган либо его территориальный орган. Согласно п. 4 вышеуказанного постановления информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляется за плату в размере одного минимального размера оплаты труда. В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

· фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;

· в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

· дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);

· срок дисквалификации;

· даты начала и истечения срока дисквалификации.

Срок предоставления информации, содержащийся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Практический аспект носит также выяснение вопроса о пределах ограничения возможности трудиться дисквалифицированным лицом, т.е. на какие должности распространяется запрет. Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалифицированному лицу запрещается занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. При этом законодатель не раскрывает понятие «руководящие должности», что может создать неясность в применении данной нормы на практике.

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ, ИСПОЛНЯЮЩЕМУ ОБЯЗАННОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО И СОВЕРШИВШЕМУ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ БАНКРОТСТВЕ

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в том числе процедуры банкротства и иные полномочия, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве), т.е. к арбитражным управляющим.

Согласно ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

Возбуждение административного дела в отношении арбитражного управляющего в случае совершения им неправомерных действий при банкротстве

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Министерство юстиции РФ. Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 28 июня 2002 г. № 182 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять

Протоколы об административных правонарушениях» руководители территориальных органов Минюста России, их заместители, начальники отделов по работе с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Основания для возбуждения административного дела

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В отношении арбитражного управляющего таким поводом для возбуждения дела могут явиться результаты проверки деятельности арбитражного управляющего, в ходе которой уполномоченное должностное лицо выявит факты, свидетельствующие о совершении арбитражным управляющим административного правонарушения. Следует обратить внимание, что заявление уполномоченного федерального органа для привлечения арбитражного управляющего к ответственности в виде дисквалификации должно быть подано в арбитражный суд.

Из судебной практики

На практике возбуждение дела в отношении арбитражного управляющего может быть связано с неисполнением этим должностным лицом требований законодательства о несостоятельности (банкротстве). Так, Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в 2004 г. была рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя на решения судов первой и апелляционной инстанций о привлечении его к ответственности в виде дисквалификации. Как следует из материалов дела, территориальным органом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Костромской области в 2003 г. была проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя в качестве арбитражного управляющего комбината, признанного судом несостоятельным и в отношении которого было открыто конкурсное производство. По мнению территориального органа, арбитражный управляющий не исполнил в установленный срок решения собрания кредиторов о реализации имущества комбината и искусственно затягивал процедуры конкурсного производства. Усмотрев в действиях арбитражного управляющего состав правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении и обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности. Решением суда индивидуальный предприниматель был признан виновным в совершении правонарушения и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены решений судов, указав следующее.

Правила, применяемые в период конкурсного производства, установлены в ст. 124–149 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ст. 130 указанного Закона предусмотрено, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Однако судом было установлено, что индивидуальный предприниматель нарушил сроки проведения работы по своевременной и надлежащей оценке активов должника и, осуществив два вида оценки имущества должника (по рыночной цене и ликвидационной стоимости), искусственно затянул процедуры проведения собрания кредиторов, организаций торгов и продажи имущества при наличии реальных претендентов на приобретение имущества. В результате в установленный срок конкурсного производства решения кредиторов не исполнены, торги не проведены, имущество не реализовано, срок конкурсного производства был вынужденно продлен.

При таких обстоятельствах, по мнению кассационной инстанции суда, суд правомерно привлек индивидуального предпринимателя, исполнявшего обязанности арбитражного управляющего, к административной ответственности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 августа 2004 г. № А31-1440/20).

Учитывая вышеизложенные положения законодательства о применении дисквалификации, следует отметить, что введение дисквалификации как нового вида административного взыскания имеет положительное значение для предотвращения нарушений должностными лицами требований законодательства, в частности законодательства о труде, охране труда, требований законодательства о банкротстве. Вместе с тем имеются и неясности в применении норм КоАП РФ, в том числе связанные с несогласованностью с ТК РФ в части прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом. Поэтому вопрос применения дисквалификации требует дальнейшей законодательной доработки и совершенствования.

Л.А. Голомазова, юрист

При совершении административных нарушений, в зависимости от их вида, применяются различные наказания. Одно из них - это лишение права занимать определенные должности. В чем заключается дисквалификация как административное наказание, каковы особенности её применения - об этом более подробно будет рассказано в этой статье.

В Административном кодексе предусмотрены несколько видов наказаний, дисквалификация представляет собой один из них. Основные вопросы, связанные с ней регулируются статьей 3.11 КоАП РФ.

Это наказание состоит в том, что виновному запрещается занимать определенные должности в течение назначенного судом срока. Это относится не ко всем видам трудовой деятельности, а только к следующим:

  • государственная служба в РФ (на федеральном, региональном или муниципальном уровне);
  • должности в руководящих исполнительных органах юридических лиц;
  • предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • работа, связанная с подготовкой спортсменов;
  • деятельность, которая связана с экспертизой по вопросам промышленной безопасности;
  • проведение оценки риска, относящегося к вопросам противопожарной безопасности;
  • осуществление экспертизы, относящейся к сфере государственных закупок;
  • при работе в фармацевтической или медицинской сфере;
  • работа в сфере управления многоквартирными домами.

Дисквалификацию не следует путать с другими ситуациями, когда законодательство запрещает физическим лицам заниматься той или иной деятельностью. Существует административное лишение человека специального права работать на определённых должностях, а также аналогичного рода уголовное наказание (статья 47 УК РФ) но эти меры не считаются административной дисквалификацией.

Согласно второй части статьи 3.11 этого наказания может составлять от 6 месяцев до трех лет.

Важно отметить, что такая мера не предусматривается для тех, кто является учредителем юридического лица или тех, кто является владельцем какой-либо собственности.

Дисквалификация является основным наказанием за совершение определенных правонарушений. Их насчитывается несколько десятков. Для примера можно упомянуть следующие:

  1. Банкротство, которое является фиктивным или сделанным преднамеренно.
  2. Незаконное предоставление кредитного отчета или его получение.
  3. Манипулирование ценами, которое имело место на оптовом рынке электрической энергии.
  4. Нарушение правил. Которые регламентируют проведение работ в сфере сертификации.
  5. Серьезное нарушение, относящиеся к исполнению обязательств, предусмотренных при подписании оборонного контракта.
  6. Правонарушение, относящееся к сфере нецелевого использования бюджетных средств.
  7. Нарушение законодательства о труде лицом, подвергнутым ранее административному взысканию по аналогичной причине.

Существуют также и другие виды правонарушений, за которые назначается дисквалификация.

Кем назначается наказание

Нарушения, за которые предусмотрено проведение административной дисквалификации, рассматриваются судом. Наказание назначается в результате всестороннего и объективного рассмотрения обстоятельств дела. При этом не только взвешиваются поступки виновного, но и анализируются обстоятельства, в которых он действовал.

Необходимо, чтобы назначенное наказание соответствовало правонарушению. При этом продолжительность дисквалификации должна находиться в пределах, предусмотренных законом.

Протокол об административном правонарушении

По факту нарушения составляется протокол. Который в дальнейшем становится основанием для административного рассмотрения. Этот документ должен содержать следующую информацию:

  1. В начале документа указывают место и дату, когда происходило составление протокола.
  2. Необходимо зафиксировать данные лица, оформившего протокол - должность, фамилию, имя, отчество.
  3. Указывают личные данные человека, совершившего нарушение.
  4. Если есть, переписываются данные свидетелей или потерпевших.
  5. Подробно фиксируется суть произошедшего, место и время нарушения.
  6. Приводится статья КоАП, которая рассматривает этот вид нарушения закона.
  7. В протоколе должна быть изложена позиция лица, которое обвиняется по вопросу рассматриваемого происшествия.
  8. В обязательном порядке должно быть зафиксировано, что обвиняемому были разъяснены его права и обязанности.
  9. Если это необходимо для разъяснения дела, то могут быть добавлены другие сведения.
  10. В конце документа ставятся подписи лица, его оформившего, обвиняемого. Также ставятся подписи свидетелей и потерпевших, если они имеются.

Решение суда о дисквалификации

При наличии нарушения, подпадающего под дисквалификацию, оформление происходит в несколько этапов.

При этом предпринимаются следующие шаги:

  1. Как только нарушение было обнаружено, составляется протокол. Это делают контролирующие службы, которые обладают соответствующими полномочиями.
  2. Пока происходит рассмотрение дела или жалобы на принятое судебное решение, обвиняемый имеет возможность по-прежнему работать на своём месте.
  3. Материал о сделанном правонарушении отправляется в районный суд.
  4. Судебное рассмотрение должно происходить в присутствии виновного. Однако, если он был уведомлен о времени и месте заседания, но не явился, то суд может работать в его отсутствие.
  5. Если обвиняемый сочтет нужным, он может подать жалобу.
  6. После того, как решение было принято и вступило в законную силу, трудовой договор виновного в обязательном порядке должен быть расторгнут.
  7. Информация о виновном помещается в Реестр дисквалифицированных лиц.
  8. Если лицо, подвергнувшееся наказанию, скрывает этот факт на месте работы, то суд передает данные службе судебных приставов, которые обеспечат выполнение приговора. Кроме этого, виновному в этом случае грозит штраф в сумме 5000 рублей.

На кого распространяется дисквалификация

Это наказание относится к лицам, исполняющим трудовые обязанности, которые связаны со следующими сферами деятельности:

  • государственная или муниципальная служба;
  • вопросы, относящиеся к сертификации;
  • обеспечение деятельности спортсменов, в том числе медицинское и вопросы организации соревнований;
  • работа в исполнительных руководящих органах юридических лиц;
  • работа в медицинской сфере;
  • производство или продажа фармацевтических препаратов.

Если сотрудники выполняют работу ненадлежащим образом, законодательство может предусматривать для них административную дисквалификацию.

Основания дисквалификации

Этот вид наказания предусматривается рядом статей Административного Кодекса. Среди наиболее распространенных причин его назначения - наказание руководителя предприятия, за нарушение прав работников, предусмотренных трудовым законодательством. Можно также привести такие примеры:

  1. Продажа фирмой товаров или предоставление услуг, которые не соответствуют стандартам качества.
  2. Несоблюдение законов, относящихся к государственной ценовой политике.
  3. Государственный служащий не выполняет правила, относящиеся к выдаче субсидий.
  4. Должностными лицами нарушаются правила, относящиеся к возврату кредитов юридическим лицом.
  5. Повторное нарушение прав сотрудников в сфере трудового законодательство. В этом случае речь идёт о точно таком же, которое было сделано в прошлый раз. Это наказание применяется и в том случае, если они произошли в различных организациях.
  6. Умышленно даются ложные сведения при оформлении регистрации юридических лиц.

Наказание будет более суровым в тех случаях, когда его применяют повторно.

Смягчающие обстоятельства

При рассмотрении дела в суде могут быть приняты во внимание различные смягчающие обстоятельства.
В качестве таковых могут быть рассмотрены следующие вещи:

  1. Если виновный искренне раскаивается в том, что он сделал, судья может счесть это основанием для назначения минимальной продолжительности наказания. Нужно отметить, что у судьи нет права вообще отменить рассматриваемое наказание. Он может только выбрать такой его срок, который, по его мнению будет наиболее справедливым и будет находиться в разрешенных законом пределах.
  2. Если человек, совершивший нарушение и нанесший ущерб возместил пострадавшим людям и организациям нанесённый ущерб, сделав это полностью или хотя бы частично. В первом случае суд имеет право рассмотреть возможно полной отмены дисквалификации.

Приведенные основания не исчерпывают всех возможных причин для смягчения приговора. Однако в других случаях они носят индивидуальный характер и рассматриваются исходя из конкретных обстоятельств дела.

Нужно учитывать, что после вынесения судебного решения, если оно будет по мнению пострадавших необоснованно мягким, они имеют право подать апелляцию и дело будет рассмотрено повторно.

Отягчающие обстоятельства

Иногда на тяжесть приговора могут иметь отягчающие обстоятельства. При их наличии продолжительность дисквалификации может быть увеличена. В этом качестве может рассматриваться следующее:

  1. Если виновный ранее привлекался по этой же статье, то при повторном нарушении он получит более строгое наказание.
  2. Человек, совершивший правонарушение ранее неоднократно получал замечание, связанные с его деятельности и, несмотря на это, продолжал злоупотреблять своим служебным положением.
  3. Иногда правонарушение совершается в то время, когда происходят катастрофические события, имеющие глобальный или локальный характер. Примеров такой ситуации может быть растрата бюджетных средств, выделенных для пострадавших.

При наличии этих и аналогичных отягчающих обстоятельств суд обычно назначает максимальное наказание за сделанное нарушение. Однако если наряду с отягчающими имеются смягчающие обстоятельства, то срок дисквалификации может быть уменьшен.

Срок действия санкции

В статье 3.11 во второй части рассматриваются временные пределы, в которых должен находиться срок дисквалификации. Судья проводит объективное рассмотрение обстоятельств дела и выбирает тот , который считает обоснованным. Период времени, на который производится дисквалификация должен иметь продолжительность от 6 месяцев до трех лет.

Решение приобретает юридическую силу после того, как истекает срок, предусмотренный для подачи жалобы. Это происходит после истечения семи суток после получения обвиняемым копии судебного документа. Если он подает жалобу, то необходимо исполнить решение с даты его объявления.

Как исполняется

Рассматриваемое наказание может быть применено только к физическим лицам, занимающимся определёнными видами деятельности. Как только решение суда вынесено, до его вступления в силу остаётся ещё семь дней. Это сделано для того, чтобы была возможность обратиться с жалобой.

На повторное рассмотрение дело обычно уходит два месяца. Если речь идёт об её рассмотрении, то в этом случае решение вступает в законную силу в тот же день, когда оно принято.

Последствия дисквалификации

После того, как судебное решение об этом было принято, происходит прекращение действия трудового договора с виновным лицом. Его увольняют с текущей должности без права выполнять аналогичную работу в других местах в течение времени, которое назначено при определении меры наказания.

В Административном кодексе предусмотрена возможность устройства на работу во время срока действия приговора суда, однако это становится возможным только в том случае, если вышестоящий орган сочтет это возможным. На практике такие ситуации возникают очень редко.

Если виновным является директор фирмы, то исполнение решения о дисквалификации не является требованием об увольнении. Допустимым вариантом является предложение ему работы, относительно которой запрещение не действует.

При смене директора необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию в течение трех суток.

Реестр дисквалифицированных лиц

Если судом после рассмотрения дела было принято решение о дисквалификации бывшего руководителя, его данные вносят в особый реестр. В нём содержатся тысячи лиц, которым по приговору суда не разрешено занимать определенные должности.

Этот документ находится в ведении Федеральной налоговой службы. В 2014 году было объявлено о том, что Реестр дисквалифицированных лиц находится в публичном доступе. По личным данным можно определить, включен ли определенный человек в этот список.

Должно быть так, что при приёме не должность руководителя происходит проверка кандидата на наличие в этом реестре. Однако на практике это происходит не во всех случаях. В декабре 2018 года этот список насчитывал 9888 человек. Если такого человека принять на должность, то в результате виновных ждет административное наказание, а для предприятия гарантируется повышенное внимание надзорных органов.

При обнаружении нарушения будут назначены (статья 14.23 КоАП) следующие штрафы:

  1. Если должностное лицо дисквалифицировано, но работает, несмотря на запрет, ему придется выплатить 5000 рублей.
  2. Организация или фирма, нанявшие на работу такого человека, облагаются штрафом в сумме, которая может доходить до 100 тысяч рублей.

Договор, на котором стоит подпись дисквалифицированного лица, имеет высокие шансы быть признанным недействительным в суде. Однако такому лицу можно оформлять этот документ в случае, если на него оформлена доверенность.

В Реестре хранятся следующие данные о виновном лице:

  • время и место рождения, фамилия, имя и отчество;
  • должность, которую ранее занимал виновный;
  • прежнее место, где он работал до вынесения приговора;
  • статья КоАП, в соответствии с которой было принято судебное решение;
  • кто и когда составил протокол о произведенном нарушении;
  • указываются данные судьи, который рассмотрел дело и принял решение о наказании виновного;
  • срок действия наказания;
  • указания начальной и конечных дат периода, в течение которого действует дисквалификация.

Если возникает необходимость проверить кандидата на получение должности, то это может сделать любой желающий. Для этого нужно посетить сайт Федеральной налоговой службы. Реестр легче всего найти, воспользовавшись поиском. Чтобы правильно составить запрос, нужно указать данные того лица, которое необходимо проверить.

Есть возможность за получением соответствующего документа. Он может представлять собой выписку из Реестра или подтверждение того факта, что этот человек в документе отсутствует.

При дисквалификации должностное лицо теряет право занимать определённые должности в течение срока, установленного судом. На это время данные о нем помещают в соответствующий государственный реестр. Однако это не лишает его права работать на других должностях.

О дисквалификации как административном наказании смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Новая редакция Ст. 3.11 КоАП РФ

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, либо осуществлять деятельность в области управления многоквартирными домами. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, медицинским работникам, фармацевтическим работникам, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области управления многоквартирными домами.

Комментарий к Статье 3.11 КоАП РФ

1. Установление в КоАП такой меры наказания, как дисквалификация, соответствует целям административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя - гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества. Государство обеспечивает принудительное (не по своей воле) лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Определение КоАП круга лиц, к которым может быть применена дисквалификация (ч. 3 ст. 3.11 КоАП), выступает как общая материально-административная гарантия привлечения граждан к административной ответственности.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом - мировым судьей или постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда за совершение административных правонарушений, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7).

2. В отношении применения дисквалификации законодателем определены сроки применения за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом - от шести месяцев до трех лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - 1 года со дня его обнаружения ().

3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10). А также к арбитражному управляющему - лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 116-ФЗ) "О несостоятельности (банкротстве)".

Институт дисквалификации в настоящее время находит все более широкое распространение, так, инициировано применение данной меры в отношении должностных лиц организаций за непредставление, пропуск срока представления или представление заведомо ложных сведений, носящих обязательный характер, в налоговые органы, за фиктивное банкротство и т.д. (см., например: ФЗ от 19 декабря 2005 года N 161-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях").

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

Фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);

Неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);

Ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);

Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);

4. Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

Другой комментарий к Ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Дисквалификация как мера административной ответственности установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.

2. Дисквалификация как мера административной ответственности складывается по существу из двух элементов:

лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Его сущность состоит в прекращении трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом, внесении в его трудовую книжку записи, какие должности он лишен права занимать;

лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет). Это означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.

Иными словами, речь идет о запрете занимать определенные должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности. Два вида запрета тесно связаны между собой. Это обусловлено тем, что запрещение занимать определенные руководящие должности, как правило, предполагает и ограничение предпринимательской деятельности.

3. Следует указать, что уполномоченными лицами по управлению юридическим лицом являются: руководители постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредители (учредитель) юридического лица; руководитель юридического лица, выступающего учредителем другого юридического лица; иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного актом государственного органа или органа местного самоуправления; лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе конкурсный управляющий (арбитражный управляющий) или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

4. Как вытекает из смысла и содержания ч.3 данной статьи, дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

5. Дисквалификация может быть применена в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ. Так, указанная мера административного наказания устанавливается за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст.5.27); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст.14.12); неправомерные действия при банкротстве (ст.14.13); совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст.14.22); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (ст.14.25). В целом составы административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности, немногочисленны. Однако по степени общественной опасности данные правонарушения граничат с преступлениями, отсюда и весьма строгое наказание.

6. Дисквалификация носит относительно-определенный характер, устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть назначена только в качестве основного наказания.

7. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, руководствуется тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не позволяют сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься предпринимательской деятельностью.

8. По смыслу данной статьи речь идет о запрете заниматься не в целом предпринимательской деятельностью, а конкретным ее видом. Запрещение осуществлять предпринимательскую деятельность распространяется на виды деятельности, для занятия которыми необходимы определенные навыки, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия или принимать решения, характер которых устанавливается законодательством. Например, законодательством предусмотрено, что для проведения процедур банкротства судом назначается арбитражный управляющий: временный, внешний или конкурсный. Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора. Совершение указанным лицом противоправных действий может повлечь дисквалификацию в виде запрета заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности.

  • Вверх


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация