Количество запасных присяжных заседателей может быть. Закон о присяжных заседателях. Вердикт суда присяжных

Главная / Бизнес

Андрей Соколов

Написано статей

В результате проведенной в 1991 году реформы системы правосудия РФ произошло возвращение такого понятия, как суд присяжных заседателей. Восстановление соответствующего института в имеющейся судебной структуре происходило с рядом трудностей. Много вопросов вызывала организация производств и выполненные постановления первых народных служителей закона.

Задачей присяжных заседателей является выполнение некоторой части работы судей, в пределах УПКРФ. Важно понимать, как формируется состав указанных служителей, какие они могут рассматривать дела, сколько времени отводится на вынесение вердикта и кто может претендовать на должность участника коллегии. Это позволит добиться справедливости в результате разбирательства и отстоять свои права.


Особенности федерального закона про присяжных

Присяжные заседатели в своей деятельности руководствуются процессуальным законодательством, в соответствии с которым происходит рассмотрение уголовного дела. Организационные моменты по привлечению наших соотечественников к судебным процессам выполняются, согласно федеральному закону Ф3-113, от 20.08.04 года.

На основании действующего законодательства РФ обойтись без участия присяжных практически невозможно. Наличие веских причин и убедительных аргументов, непосредственно касающиеся рассматриваемого дела, одобренные председателем суда, позволят освободиться от этого обязательства.

Законодательство регламентирует порядок избрания членов присяжных. Предусмотренные ограничения не позволяют стать членом этой коллегии любому желающему. В состав этой команды не смогут войти:

  • Граждане, не достигшие 25 летнего возраста;
  • Кандидаты с ограниченными возможностями и дееспособностью;
  • Соискатели, имеющие непогашенную либо снятую судимость;
  • Претенденты, стоящие на учете психоневрологического, наркологического диспансера и имеющие проблемы с алкогольной зависимостью.

В состав «команды» присяжных попадают лица, не попадающие ни под один перечисленный пункт. Отмечаются и другие моменты частного характера, по которым стать членом коллегии в пределах отдельного производства не получится, в том числе:

  • Когда отсутствуют знания языка, на котором будет осуществляться процесс;
  • Если соискатель имеет статус «обвиняемого» или «подозреваемого» в уголовном производстве;
  • При наличии явных недостатков в психическом и физическом состоянии, способных негативно отразиться на полноценном рассмотрении дела.

Выявление хоть одного из перечисленных признаков у претендента на должность присяжного заседателя не позволит его включить в состав коллегии и допустить к предстоящему производству.

Подбор членов присяжных в частном разбирательстве

Обновление списков присяжных служащих происходит с периодичностью в 4 года. Речь идет об основном и резервном составе. Рассматривает их специальный уполномоченный орган. Соискатели, изъявившие желание стать участником коллегии могут быть приобщены к разбирательству в случае появления такой необходимости. Количество вызванных и участвующих в деле лиц может отличаться. В законе четко прописан состав членов заседателей, в который включается 12 человек при рассмотрении отдельного разбирательства.

Изначально для участия в присяжной коллегии вызывается 20 кандидатов. Приобщение их рассмотрению конкретного дела происходит путем случайного жребия. Такое избрание позволяет исключить вероятность появления в процессе подставных лиц. В завершающей стадии проводится предварительное слушание, и окончательное избрание состава служителей.

На начальной стадии образования коллегии, каждый из ее потенциальных участников может отказаться от предстоящего процесса, причиной чему послужит:

  • Наличие детей в возрасте до 3 лету представительниц слабого пола;
  • Возраст более 60 лет;
  • Стремление соискателя исполнять свои обязанности на временных условиях;
  • Имеющиеся религиозные предрассудки, которые не позволят объективно вершить правосудие.

Отказаться от статуса «присяжного» можно и по личному желанию, для чего потребуется написать ходатайство соответствующего содержания. В данном аспекте это действие называется самоотводом.

Стать заседателем не получится и по желанию обвиняемого или его представителя. Появление любых сомнений и противоречий относительно кандидата на должность позволит второй стороне процесса заявить один мотивированный и два не мотивированных отвода. Заявитель или ответчик своим решением могут изменить состав присяжных, но не их количество. Сторона, пожелавшая «избавиться» от неугодного служителя, может ему задать волнующие вопросы, помогающие определить его позицию по процессу.

Максимально измененное количество кандидатов не может быть менее 14 соискателей. Если по какой - либо причине состав оказался меньше, производится отбор из числа запасных, больше - в коллегию привлекаются первые 12, при этом остальные попадают в резерв.

О возможностях заседателей

Избранное лицо в состав присяжных служителей должен принять присягу, и уж после этого перейти к рассмотрению дела и вынесения по нему решения. Закон наделил его определенными правами для того, чтобы объективно провести разбирательство, в том числе:

  • Получать все необходимые материалы дела, доказательную базу, показания свидетелей для установления имеющихся фактов. Примечательно, что они должны попадать под определение «допустимость». Окончательное решение, по возможности использования доказательств, принимается исключительно судьей, без учета воли присяжных;
  • Обращаться к обвиняемой стороне посредством и с разрешения председателя соответствующего органа;
  • Производить фиксацию процесса любым удобным способом с последующим приобщением материалов к рассмотрению дела;
  • Требовать разъяснения отдельных норм законодательства, юридических определений, используемых другими сторонами конфликта.

Прежде чем стать присяжным заседателем необходимо внимательно изучить не только их права, но и обязанности. Соответствующим представителям категорически запрещается выходить из судебного зала в процессе разбирательства, производить общение с лицами, которые не имеют никакого отношения к суду, а также информировать кого - либо о результатах тайного голосования. Закон не позволяет независимым служителям самостоятельно собирать информацию относительно дела.

Закон позволяет присяжным заседателям проводить процесс в рамках своих полномочий и предоставленных сведений, на усмотрение судьи. За счет этого каждый служитель коллегии рассматривает дело независимо и объективно.

Решение присяжного судаh2

После того, как активная часть разбирательства подошла к концу, все желающие получили право голоса, судья дает слово присяжной комиссии. Кроме этого им задаются вопросы, от ответов на которые без мотивированных аргументов отказаться нельзя, среди прочих такие:
  • Получилось ли у обвинительной стороны доказать отношение к преступлению подсудимого;
  • Установлен ли факт совершения обсуждаемого деяния;
  • Имеются ли явные доказательства вины обвиняемого.

Судья, на свое усмотрение, может в индивидуальном порядке опросить состав присяжных. Делается это с целью уточнения определенных деталей для правильной квалификации дела. Вполне реально, что судья может стать на сторону обвиняемого и задать вопрос коллегии на предмет того, имеет ли право подсудимый на снисхождение.

Все ответы даются не во время участия присяжных на заседании, а в совещательной комнате. В завершении осуществляется голосование, отказаться от которого не может ни один участник действа. Итогом процесса может стать вынесение следующего вердикта:

  • Оправдания подозреваемого, принятого в результате отрицательного ответа более 6 присяжных;
  • Обвинительного постановления, когда на все вопросы большинством заседателей было принято утвердительное решение.

По окончанию процесса происходит оглашение приятного решения. После вынесения оправдательного приговора и освобождения подсудимого из-под конвоя, состав заседателей может расходиться, однако при этом процесс продолжается, в результате чего появляется ряд организационных вопросов. Аналогичная ситуация и обвинительным приговором. Присяжные, при наличии на то оснований, могут остаться в зале заседания до момента определения меры наказания судом.

Отличие статуса арбитражного заседателя и присяжного служащего

В арбитражных делах в рассмотрении также принимают участие заседатели, имеющие одноименное название. Поводом к этому может стать ситуация, при которой появляется необходимость в наличии дополнительных знаний для анализа проблемы. Именно на соответствующих заседателей возложена ответственность оказания помощи судам для прояснения ситуации относительно конфликта.

Разница судом присяжных заключается в наличии особых полномочий. И у судей, и у арбитражных представителей имеются одинаковые права, что делает их решения практически равносильными. Компетенция служителей и судей в УПКРФ разделена.

Сегодня президент России Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок, согласно которым предлагается расширить применение института присяжных заседателей. Состав коллегии присяжных заседателей областных и равных им судов предложено сократить с 12 до 8 человек, следует из текста законопроектов. Присяжные появятся и в районных судах — там их будет шесть. Они будут рассматривать дела об особо тяжких преступлениях против личности.

Президент внес в Госдуму предусматривающий изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ законопроект о расширении применения института присяжных заседателей (№ 1016453-6). Также внесены связанные с этим документом еще три законопроекта, которые предлагают изменения в законы «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (№ 1016480-6), «О применении положений Уголовного кодекса (УК) и УПК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (№ 1016488-6) и «О военных судах РФ» (№ 1016471-6).

«Четное число состава коллегии присяжных заседателей позволит обеспечить соблюдение требований ч. 3 и 5 ст. 343 УПК РФ о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее половины присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну при ответах на другие вопросы, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ» — говорится в пояснительной записке. Планируется, что с сокращением числа присяжных заседателей в составе коллегии также упростится процедура их отбора, потому как «отпадет необходимость вызова большого числа кандидатов в присяжные заседатели из их общего и запасного списков». Кроме того, сократятся сроки судебного разбирательства «за счет времени, которое затрачивается на длительные процедуры отбора большого числа кандидатов в присяжные заседатели», а также сократятся расходы на вызов кандидатов в присяжные заседатели и материальное обеспечение присяжных заседателей, участвующих в судопроизводстве. Общее количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня (ч. 4 ст. 325 и ч. 3 ст. 327 УПК РФ), поясняется в документе.

Помимо этого также вносятся изменения, направленные на уточнение процедуры формирования коллегии присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ), что «позволит обеспечить рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей в разумные сроки и исключить возможность воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии». Как отмечается в законопроекте, поправки предлагаются для «дальнейшего развития и укрепления демократических основ уголовного судопроизводства, повышения открытости правосудия и доверия общества к суду».

Планируется, что закон вступит в силу 1 января 2017 года. Однако исключение составляют положения о порядке рассмотрения уголовных дел о преступлениях, подсудных районному суду и гарнизонному военному суду. Их вступление в силу намечено на 1 января 2018 года.

Правительство поддерживает законопроект, о чем говорится в его заключении.

Юлия Буйная, Закон.ру

Присяжные заседатели — это выбранная случайным образом коллегия, призванная решать те или иные судебные вопросы. В России такая система появилась ещё в 1860-ых годах с приходом буржуазных идей. С 2004 года вступил в силу ФЗ о присяжных заседателях, на основе которого судьба порядка 20% тяжких преступлений решается таким видом правосудия.

Что представляет собой суд присяжных

По официальному определению, суд присяжных – это одна из разновидностей институтов законодательной системы, состоящая из присяжных заседателей и судьи. Коллегия состоит из 12 граждан, которые отбираются случайным образом для вынесения вердикта по одному конкретному делу.

Обратите внимание: если вам поступило предложение выступить в качестве присяжного, вы можете отказаться, так как эта функция сугубо добровольная.

В компетенцию коллегии входит лишь совместное решение вопросов и оглашение итогового вердикта (проводится голосование каждым из участников). Урегулирование юридических вопросов и вынесение приговора возлагаются на плечи судьи (простые люди едва ли могут апеллировать разными статьями УК РФ). Итого – присяжные решают, виновен подсудимый или нет, а судья определяет какую меру наказания ему применить (если установлена его вина).

Помимо вышеописанных лиц, на суде должны присутствовать следующие участники:

  • Государственный обвинитель (то есть прокурор).
  • Подсудимый (лицо, обвиняемое в преступлении).
  • Адвокат, защищающий подсудимого. Обвиняемый имеет право отказаться от адвоката.
  • Потерпевший (либо его представитель, если он не имеет возможности придти в суд).
  • Председатель суда.
  • Государственный секретарь. В его обязанности входит записывать все диалоги и прения на судебном процессе.

Какие дела могут рассматриваться по такой системе

В нашей стране судом присяжных могут быть рассмотрены только уголовные дела. Это во многом связано с тем, что для решений по административным и гражданским делам необходимо четко знать кодекс, и лишь на его основе выносить вердикт.

Список статей УК РФ, по которым может быть назначены присяжные, велик, поэтому представим только часть из них:

  • убийство;
  • изнасилование;
  • похищение;
  • угон;
  • взяточничество;
  • посягательство на жизнь работника правоохранительных органов или государственных служб;
  • бандитизм.

Как производится отбор кандидатов

Список кандидатов в заседатели разрабатывается раз в 4 года местными исполнительными органами. Случайная выборка происходит по средствам специальной компьютерной программы, в которую изначально заносят всех жителей, которые подпадают под требования:

  • возраст от 25 лет (включительно);
  • отсутствие судимости (в том числе и погашенной);
  • не было привлечений к уголовной или административной ответственности;
  • владение русским языком.

Сначала проводится заседание, на котором формируется начальный список присяжных (на основе описанных выше требований). Из него случайным образом образуется основной и запасной список, каждый из которых должен проверить губернатор или доверенное им лицо. Если на момент заседания кто-то из выбранных кандидатов утратил право быть таковым (например, привлекся к уголовной ответственности), он исключается, и на его место случайным образом выбирается другой человек.

Допустимы случаи, когда председатель суда может отстранить кандидата от участия по его согласию. Причины отказа могут быть следующие:

  • возраст на момент заседания более 60 лет;
  • кандидат — мать 3 и более детей;
  • в силу религиозных соображений человек не может принимать участия в следствии;
  • отстранение от работы может повлечь за собой ущерб общественным интересам;
  • любые другие уважительные причины.

Человек, по сути, не обязан объяснять причину отказа от участия, ибо коллегия назначается на добровольных началах. Судья имеет право по собственному усмотрению отстранить от участия любого кандидата, если по его мнению у того будет скрытый интерес.

В начале отбора судья знакомит всех кандидатов с рассматриваемым делом и даёт общие сведения. Затем лично беседует с каждым из них. Участники процесса (обвиняемый и прокурор) имеют право задавать любые вопросы кандидатам (даже личные). На основе полученных ответов выбирается главный список присяжных из 12 человек. Из них выбирается 1 старшина методом голосования. Также суд формирует 1 или несколько (в зависимости от сложности дела) запасных списков присяжных. Они примут участие в деле, если кто-то из первого списка не сможет явиться в суд.

Правила поведения присяжных на судебном заседании

Коллегия имеет право:

  1. Просить у председателя суда разъяснения по любым непонятным вопросам (объяснить нормы закона, термины и т.д.). Присяжные обычно не имеют юридического образования, поэтому помощь председателя зачастую необходима.
  2. Принимать активное участие в выяснении обстоятельств дела, спрашивать свидетелей и других участников процесса о чем-либо.
  3. Осматривать вещественные доказательства, прикрепленные к материалам дела.
  4. Делать личные записи и использовать их при ответах.

Присяжным запрещается:

  1. Нарушать тайну голосования.
  2. Своими силами производить сбор данных.
  3. Высказывать личное мнение о деле до момента вынесения вердикта. Это нужно, чтобы не повлиять на мнение других участников, не вносить смуту.
  4. Общаться на темы связанные с делом с лицами, не входящими в состав участников.
  5. Выходить из зала в момент слушания дела. В исключительных ситуациях это возможно (например, при ухудшении самочувствия), но с сопровождением государственного представителя и с разрешения судьи.

При нарушении одного из запретов судья вправе отстранить присяжного, и на его место будет назначен кто-то из запасного списка.

Особенности судебного процесса

Судебное следствие при участии коллегии присяжных проходит по следующему сценарию:

  • Вступительные заявления сторон (прокурор и подсудимый вместе с адвокатом). На данном этапе они объясняют суду свою позицию и предлагают порядок ознакомления имеющихся у следствия доказательств. Данные заявления носят формальный характер, они служат для того чтобы четко разъяснить составу участников суть процесса.
  • Допрос свидетелей и обеих сторон процесса. В каком порядке вызывать участников решает судья.
  • Одновременно с этим происходит ознакомление с имеющимися доказательствами.
  • В момент допроса присяжные имеют право задавать участникам вопросы в письменной форме через председателя.
  • Финальным этапом следствия являются судебные прения. На них прокурор и сторона защиты высказывают своё мнение по поводу текущего дела. Так они пытаются собрать воедино всё происходящее, чтобы убедить суд в собственной правоте. Нередко такие реплики далеки от истины. В конце последнее слово предоставляется подсудимому.

Финальные действия присяжных

Когда сказано последнее слово, коллегия удаляется из зала в специальное помещение для принятия итогового решения. Перед началом прений присяжных, председатель коллегии оглашает вопросы, на которые они должны ответить. В большинстве случаев это 3 ключевых вопроса:

  1. Доказано ли, что противоправное действие имело место?
  2. Доказано ли, что это преступление совершило обвиняемое лицо?
  3. Виновен ли он в содеянном?

Дополнительные вопросы для присяжных могут быть добавлены, но это происходит крайне редко.

После оглашения вопросного листа, судья произносит напутствующую речь. Он ещё раз озвучивает текст обвинения, кратко напоминает о материалах дела и рассказывает порядок совещания, напоминая присяжным об их правах и обязанностях. Затем коллегия направляется в совещательную комнату для совместного принятия решений. В случае необходимости, заседатели могут вернуться в зал заседаний для каких-либо разъяснений.

Совещание проходит в условиях строжайшей тайны, на него не допускаются никакие посторонние лица. Если единогласного мнения добиться не удалось, старшина сигнализирует о начале голосования. Никто не имеет права отказаться от ответа. Все полученные голоса старшина записывает в вопросный лист, затем производит подсчет. В завершении он передает результаты председателю суда. Итоговый вердикт произносит старшина в зале суда. На его основе судья выносит приговор.

На видео о присяжных заседателях

Главная цель системы присяжных заседателей заключается в том, чтобы свести риск подкупа или субъективной оценки. 12 случайно выбранных людей с большой долей вероятности вынесут объективное решение. Однако данная система несет в себе 1 недостаток: присяжные – это простые люди без юридического образования, которым свойственно проявление эмоций. Нередко они действуют по зову сердца, а не разума (если подсудимый вызывает у них жалость, либо они видят его раскаяние).

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ " ". Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных , и , и . Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"), ("Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"), ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа"), ст. 357 ("Геноцид"). Пожалуй, преступления по ("Убийство") и ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью") будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои "за" и "против". На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей. Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии. Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд. Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12. При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств. Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты. Существующий порядок позволяет профессиональному судье так "отфильтровать" доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан. Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Присяжные заседатели и их зарплата за участие в судовых процессах интересует многих граждан России, поскольку каждый может быть выбран на эту роль. Благодаря случайному выбору компьютерной программы письмо-приглашение о выполнении гражданского долга может получить любой психически и физически нормальный среднестатистический гражданин в России. Платят ли новым присяжным заседателям зарплату в 2019 году?

В 1917 году в России советское правительство ликвидировало суды присяжных, и снова вернулись к этому виду судебного процесса с 1993 года. Целью создания суда стало стремление изменить устоявшуюся систему, включая в себя коррумпированность и человеческий фактор. Была создана Концепция судебной реформы.

Законодательство в сфере суда присяжных с тех пор понесло немало изменений, вопрос же оплаты труда присяжных практически не изменился. Регулируется согласно ст. 11 Закона России «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Как находят присяжных для судебного процесса?

Судей из народа избирают после проведения федеральных выборов. Присяжным может стать практически каждый. В случае согласия гражданина приступить к обязанностям заседателя ему предоставляется право на освобождение от выполнения обязанностей в дни работы в суде, выплата жалования. Что касается нетрудоустроенных граждан, им оплачивается 50% от заработка судьи, в суде которого идет разбирательство.

Из основных требований – физическое и психологическое состояние присяжного должно быть нормальным, а также заседатель не может иметь какой-либо государственной должности и быть судимым. Этот вопрос является не таким простым, как кажется, на первый взгляд, поэтому для получения более детальной информации и достоверных знаний о тонкостях назначения, участия и оплаты труда заседателя вы можете получить в юридических конторах вашего города.

Также у вас есть возможность получить бесплатную консультацию квалифицированного юриста 24 часа в сутки без выходных на нашем сайте, вам достаточно написать свой вопрос в форму внизу или в статье, и опытные юристы с радостью Вам ответят.

Как начисляется зарплата судьям из народа?

Согласно ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в России» от 20.08.2004 года выбран порядок, который определяет распределение денежных средств для избранных народных судей. Также существует методика, по которой должна оплачиваться заработная плата данным лицам, которая осталась без изменений состоянием на 2019 год.. Выделяются средства на заработную плату заседателей, канцелярские потребности, на отправку почты, публикацию списков заседателей, оплачивается и их проезд в общественном транспорте из региональных бюджетов. Впоследствии, планируется данные затраты финансировать из Москвы.

Денежные средства казной страны начисляются относительно фактического количества набранных служителей Фемиды и дней их работы за год. Лимит затрат на канцелярию урегулирован на уровне 10 рублей на одного судью и 50 рублей для отправки почты для одного заседателя на срок определенного процесса.

Судебный департамент Верховного суда осуществляет выплаты заседателям на протяжении рассмотрения дела в суде. Зарплата присяжных приравнивается к размеру заработной платы народного заседателя к зарплате на его основном месте работы. На практике многие не идут на должности заседателей, поскольку работодатели основную сумму заработных плат выплачивают неофициально, в связи, с чем и потеря будет значительнее. Заработная плата для нетрудоустроенных граждан в 2019 году составляет 320 руб. в день. Получают зарплату и те, кто присутствовал на суде, и явился сюда по повестке, но не оказался в основном списке народных избранников.

Есть мнение о том, что, возможно, присяжным установлены слишком высокие зарплаты. Но случаи отказа принимать участие в работе суда присяжных из-за отсутствия компенсационных выплат либо низкого его уровня нередки. В результате отказа одного заседателя от работы, для вынесения справедливого решения избираются новые присяжные заседатели, и начинается слушание судебного дела сначала. Согласно закону существуют запасные судьи, которыми заменяют выбывших присяжных.

Отбор присяжных заседателей

Составление списка кандидатов на должности присяжных заседателей происходит в Высшем исполнительном органе власти в России при помощи использования личных данных граждан регионов. Когда судья обусловленного суда назначает дату судебного разбирательства с участием заседателей, работником судебной системы с помощью программы случайного выбора определяются фамилии народных заседателей. Данным лицам направляются повестки с приглашением для участия в судебном процессе. Лицо, получившее повестку, имеет право на отказ от участия в судебном процессе.

Причины отказа могут быть такими:

  • кандидат на протяжении года был участником суда присяжных;
  • кандидат является опекуном недееспособного ребенка либо имеет на иждивении ребенка, не достигшего 3-х летнего возраста;
  • ограничение по возрасту до 60-65 лет;
  • болезнь;
  • командировка;
  • религиозные ограничения.

Таким образом, гражданин для отказа от введения его в список присяжных заседателей пишет заявление о самоотводе и обращается с ним в префектуру.

Особенности условий работы присяжных и оплата за их труд

Гражданин, выбранный для суда присяжных, обязан оставить основное рабочее место на время заседания в суде, теряя заработную плату. Его потери в заработной плате компенсируются государством. Работодатели зачастую не желают отпускать подчиненных для выполнения гражданского долга в рабочее время, что также регулирует закон. Данным законом на такого работодателя ложится обязанность по освобождению от работы выбранного судебного заседателя.

Законом четко определен статус гражданина выбранного в качестве присяжного по отношению к действиям работодателя. А именно:

  1. Народный судья в день судебного процесса либо на срок рассмотрения дела в суде освобождается от работы и имеет право на сохранение за ним средней зарплаты. Начисление проводится, не учитывая его отсутствие на рабочем месте.
  2. Не имеет права работодатель каким-либо образом менять условия труда работника в его отсутствие: увольнять, понижать по должности.
  3. Дни работы гражданина в качестве присяжного заседателя считаются рабочими днями и указываются как рабочие дни в стаже и при начислении трудовых отпусков.
  4. Работник не лишается своих льгот на основном рабочем месте.

Помимо, заработной платы на основном рабочем месте присяжные получают компенсацию за принятие участия в судебном процессе из бюджета.

Оплата присяжного, согласно нормативам, равняется ½ от оклада профессионального судьи России.

Размер оклада разделяется в пропорциональном порядке на число дней участия в суде. Что касается цифр, состоянием на 2019 год, в Москве и Санкт-Петербурге, размер оклада судьи – 25-30 тысяч рублей. В одном заседание народный судья получает примерно 850-1000 рублей.

В случае нахождения в далеком от места жительства населённом пункте, государство также оплачивает проезд до места проведения судебного процесса. В результате наличия данных гарантий выбранный заседатель не лишается заработной платы, а получает дополнительные оплаты, в виде компенсации.

Зарплата присяжных заседателей в других странах

Система института присяжных в Америке имеет несколько другую структуру, нежели в России. Коллегию присяжных заседателей в процедурах по тяжким и особо тяжким правонарушениям называют Большое жюри. Помимо правил регулирующих отбор кандидатов, правила делятся, в зависимости от расы. Наличие в жюри афроамериканцев и представителей белой расы должно быть на одном уровне.

Стоит отметить что, в США с оплатой присяжных дела обстоят лучше, поскольку за 1 день работы судья из народа получает примерно 50 долларов в день. Правда, в небольших городках США плата присяжным меньше 10 долларов. Присяжные также имеют право на льготную парковку своего автомобиля возле здания суда, без финансовых затрат на заправку автомобиля, питание. Также они не оплачивают звонки с мобильных устройств во время процесса в суде.

А, к примеру, жители Казахстана считают, что заседатель заслуживает на ежемесячную выплату половины заработного оклада государственного судьи, поскольку несет подобную ответственность. Сумма зарплаты судьи в Казахстане составляет — 50 тысяч тенге, что эквивалентно 11 тысячам рублей.

Валерий Исаев

Валерий Исаев окончил Московский государственный юридический институт. За годы работы в адвокатской сфере провел множество успешных гражданских и уголовных дел в судах различной юрисдикции. Большой опыт в юридической помощи гражданам в различных областях.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация