Культурные права граждан. Культурные права и свободы Что относится к культурным правам человека

Главная / Бизнес

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

Человека, называют культурными. Что подразумевается под данным термином? В первую очередь это право на образование, изучение ценностей культуры и использование научного прогресса.

Конституция РФ обеспечивает не только культурные права, но и свободы. Например, творческой реализации в любой сфере деятельности: литературной, художественной, научной, преподавательской и технической. Все сферы находятся под охраной закона как интеллектуальная собственность.

Культурные права и свободы в Конституции

Статья 50 гласит, что любой имеет право пользоваться родным языком и выбирать какой угодно для общения.

В ст. 51 говорится о том, что каждый гражданин может принимать участие в культурной жизни. То есть человек может не только читать, рассматривать произведения искусства или пользоваться техническими изобретениями, но и создавать их.

В ст. 43 ч. 1. говорится о том, что любой гражданин России имеет право получить образование. То есть получение дошкольного, школьного, среднего специального образования является бесплатным и общедоступным. Также каждый абитуриент может участвовать в конкурсе на получение бюджетного место в вузе.

Ст. 44 ч. 1. гласит: любой человек имеет свободу выражать свой творческий потенциал, а также защищать интеллектуальную собственность. В ст. 10. определяется то, что каждый желающий может реализовать себя посредством своих интересов и способностей.

Свобода творчества

О ней необходимо сказать в отдельности, обсуждая культурные права человека. Ибо одной из главных основ духовного развития личности является свобода творчества. То есть государство должно отпустить контроль и дать максимум возможностей для развития потенциала, при этом обеспечив охрану творчества. В ст. 29, ч. 5, к слову, запрещается цензура. Это гарантирует не только свободную работу СМИ, но и реализацию любых других видов творчества.

Кроме того, свобода гарантирована и тем, что государственным деятелям запрещается любой другой коммерческий вид деятельности кроме научной, преподавательской и творческой.

Однако и тут есть нюансы. Творческая свобода, как и любая другая, не может быть абсолютной, так как есть множество деятелей, которые без контроля могут злоупотреблять ею. В первую очередь ограничения касаются нарушения прав других лиц. Например, в детском кино нельзя показывать сцены насилия или употребления психотропных и вредных веществ.

Право на участие в культурной жизни

Это право связано с свободой творчества. И в ст. 15 подчёркивается, что она невозможна без изучения и творческого развития человека. Основа статьи - возможность и право на участие в культурной жизни.

Также большая роль уделяется охране. Так как такое право способствует попыткам ущемления и игнорированию другими государствами особенностей культуры в попытках превознести свою расу, этнос, традиции и особенности. Все это ещё и включает права не только на толкование, но и пользование достояниями культуры в широком смысле слова.

Кроме того, каждый человек имеет право получать и использовать научные и технические достижения, получать доступ к любой не засекреченной информации и разработкам. Также человек может их изменять, совершенствовать и делать другие открытия на их основе.

Интеллектуальная собственность

Эта тема непосредственно касается культурных прав человека. Вообще, такой собственностью называют результат деятельности интеллектуального или творческого характера, носящий духовную или материальную основу.

И согласно ст. 44, ч. 2, абсолютно каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, посещать культурно значимые учреждения и памятники.

Конечно, само это понятие очень своеобразно. Так, под одним словом «культура» понимается огромный спектр деятельности, её форм и способов воплощения или участия. Например, один и тот же человек может вступить в музыкальную рок-группу, при этом рисуя, создавая статуи и занимаясь наукой.

Обсуждая культурные права, важно отметить, что также правительство гарантирует сохранность всех памятников культурного наследия, которые находятся в сфере интересов различных поколений и народов. Любой гражданин имеет право получить достоверную информацию о каждом культурном объекте, заинтересовавшем его.

Свобода вероисповедания

Отдельной статьёй вынесены свободы, касающиеся вероисповедания. Её особенностью является то, что она принадлежит и к личным свободам граждан. И культурные права в данном случае - понятие особое.

Именно свобода совести и вероисповедания помогает развить духовную жизнь и сформировать мировоззрение человека, понять, кто он на самом деле, и определиться с нравственными и религиозными аспектами жизни.

Ключевой все же является свобода вероисповедания. И так как в стране проживает огромное количество наций, многообразие поражает. В России есть католики, христиане, буддисты, мусульмане, протестанты, индуисты, а также множество других приверженцев различных течений. Все это способствует терпимости и приобщению людей к добровольному выбору.

Свобода совести

Данную тему стоит затронуть в продолжение рассмотрения примеров культурных прав. Зачастую пресловутую 28-ю статью принимают только как положение, где обозначается свободу вероисповедания.

То есть человек определяется с верой, выбирая, например, христианство, или же, наоборот, отторгая веру, тем самым провозглашая себя атеистом. Но если истолковать понятие "совесть" в более широком смысле, то можно найти здесь и нравственность, которая составляет основную ее часть, но в современном мире слегка утрачивает свою ценность.

Если рассматривать совесть в понимании философии и этики, то можно обнаружить толкование её как свойства человека ощущать и делать выбор в пользу добра или зла. То есть это уже принимает юридическую значимость - человек имеет право определять свои ценности и убеждения. Но если они наносят вред окружающим, придётся отвечать по закону.

Право на образование

В нашей стране оно претерпело множество значительных изменений в течение многих лет. Но в итоге Россия, признав верховенство образования, зафиксировала его в ст. 43. Теперь это - одно из важнейших культурных прав.

Образование здесь подразумевают как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в его собственных, государственных и общественных интересах. Закон обеспечивает общедоступность образования. Сегодня возможно получить это культурное право в двух формах:

  • Окончив 9 классов - бесплатно и доступно для всех.
  • Получив бесплатное образование на конкурсной основе в гос. учреждении или за оплату в государственном или частном заведении.

Также родители могут выбрать для детей дошкольное и школьное учреждение, а также привить им свои нравственные и религиозные убеждения. Это культурное право в Конституции РФ также упомянуто.

Кроме того, у всех есть теоретическая возможность открыть частное учебное заведение и управлять им. Необходимо лишь соблюдение требований государства.

Напоследок хотелось бы сказать, что каждый гражданин имеет право развиваться и участвовать не только в культурной, но и в экономической, политической и любой другой жизни человека и общества.

К числу экономических, социальных и культурных прав и сво-бод относятся:

    1. свобода предпринимательства,
    2. свобода творчества,
    3. право частной собственности,
    4. право на труд, отдых, забастов-ку,
    5. право на охрану семьи, социальное обеспечение,
    6. право на жилище,
    7. право на охрану здо-ровья,
    8. право на образование,
    9. право на участие в культурной жизни и др.

Провозглашая наше государство социальным, Конституция РФ (ч. 1 ст. 7) обязывает его заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом имеется в виду не опека над человеком, а создание в этих целях благоприятных правовых, экономических, образовательных и культурных возможностей для всех людей.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании.

Право на экономическую деятельность

Конституционное право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

Гражданский кодекс РФ, принятый на основе Конституции РФ (1993 г.), определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли при пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Граждане иностранных государств и лица без могут быть субъектами предпринимательской деятельности в пределах полномочий, установленных российским законодательством.

Провозглашенное ч. 2 ст. 34 Конституции РФ право на свободное предпринимательство и осуществление иной экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечения проявления монополизма.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 34) запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Этим целям служат нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О естественных монополиях" и других нормативных актах.

Право частной собственности

"Право частной собственности охраняется законом", - говорится в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ.

Для понимания этой правовой нормы важно уяснить содержание понятия "частная собственность". Дело в том, что в правовой литературе и законодательных актах понятие "частная собственность" употребляется в двух значениях:

    1. только вещные права на определенную вещь или совокупность вещей;
    2. различные формы хозяйствования, осуществляемые разными субъектами.

Упомянутые субъекты, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, считаются частными лицами и субъектами частной собственности, понимаемой как частная хозяйственная (в том числе и предпринимательская) деятельность как физических лиц (индивидов), так и юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и др.).

В ч. 1 ст. 35 Конституции РФ речь идет о собственности в обоих указанных значениях. Следовательно, под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права частной собственности на вещь, принадлежащую частному лицу (физическому или юридическому), так и охрану прав этого частного лица на осуществление экономической деятельности.

Подробнее

Владение - фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом) или, как принято иногда говорить, "фактическое держание ее в своих руках".

Пользование - извлечение из имущества его полезных свойств.

Распоряжение - полная или частичная передача прав на него другим лицам.

Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

Современное право России следует пониманию природы, роли и пределов частной собственности, характерному для первоначального этапа развития буржуазного общества, провозглашавшего право частной собственности "священным и неприкосновенным".

В результате произошедшей эволюции стран Запада западное общество осознало необходимость усиления социальной роли частной собственности, что потребовало ввести определенные основания для ограничения этого права. Обществу стало очевидно, что неограниченное право частной собственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому повсеместно была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд ("социализация"), но, разумеется, с соответствующим возмещением.

Конституционные гарантии реализации права частной собственности:

    1. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда(ч. 3 ст. 35);
    2. принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только на основании закона при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

И, наконец, гарантией права частной собственности является и право наследования, порядок реализации которого регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Учитывая особую значимость земли, право частной собственности на землю Конституция РФ закрепляет в отдельной статье (ст. 36). При этом право частной собственности на землю принадлежит только гражданам России и их объединениям.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом стал Земельный кодекс РФ.

Трудовые права и свободы

Конституционные трудовые права и свободы представляют собой совокупность правовых норм, определяющих конституционно-правовое положение лиц наемного труда и защищающих их от произвола работодателей, представляющих их юридическую возможность защищать свои интересы, свое достоинство.

Конституция РФ, следуя требованиям международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашает труд свободным (ч. 1 ст. 37). Свобода труда означает, что сам человек делать выбор - работать или не работать.

Согласно Конституции каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При буквальном толковании этого права оно кажется абсолютным, ничем не ограниченным. Но это не так.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд ограничений на выбор профессии и рода деятельности (например, в ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" установлен ряд требований к работникам прокуратуры - гражданство, образование, здоровье и др.).

Наличие ограничений вполне оправданно, но хотелось бы, чтобы они носили более конкретный характер и не давали оснований для субъективного подхода при определении "необходимых профессиональных и моральных" и других качеств.

Провозглашая свободу труда, Конституция запрещает принудительный труд (ч. 2 ст. 37). В международных правовых актах принудительным признается труд, который человек не выбрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Исходя из многочисленных международно-правовых норм, Конституция РФ (ч. 3 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Все эти конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Закон РФ от 19 февраля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г.) "О занятости населения в РФ" предусматривает ряд мер, направленных на защиту от безработицы: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице и т.д.

Одной из права на труд является признание Конституцией РФ права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Разрешение индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ.

Право на труд органически связано с правом на отдых, которое также закреплено в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируется установленная Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Нарушения социально-экономических прав граждан являются наиболее частой причиной, заставляющей их обращаться в различного рода общественные организации, государственные органы, в том числе и к Уполномоченному по правам человека в РФ. Среди них: невыплаты заработной платы, отказ в восстановлении на работе и возмещении вреда, причиненного работнику на производстве, нарушения при заключении и расторжении трудовых договоров, задержки в выдаче трудовых книжек при увольнении и др.

Помимо задержек заработной платы, невыплат денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работнику на производстве, имеют место и иные нарушения трудовых прав, например невыплата отпускных, выходных пособий, полного расчета при увольнении. Наиболее распространены подобные нарушения на частных предприятиях и на предприятиях со смешанными формами собственности.

Право на социальное обеспечение

Социальное обеспечение - это участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию.

Конституция РФ, закрепляя право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), устанавливает юридические основания, наличие которых вызывает у человека потребность в получении такой социальной помощи: возраст, болезни, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

Наряду с государственными формами социального обеспечения, согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в нашей стране поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

С этой целью создаются страховые компании и благотворительные фонды.

Защита материнства, детства и семьи

Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ" носит комплексный социально-экономический и правовой характер, который осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого.

Важной гарантией прав ребенка является конституционная норма о том, что родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях, а трудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического,социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Закрепляя это право за каждым человеком, Конституция РФ устанавливает, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч. 1 ст. 41).

Нет сомнений в том, что право на здоровье и медицинскую помощь имеет огромное социальное значение, ибо здоровье - это высшее благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают свою ценность многие другие блага. Вот почему согласно Конституции "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41). К этому положению тесно примыкает правовая норма Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42).

С этим правом человека корреспондирует закрепленная в ст. 2 Конституции РФ обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Право на жилище

Конституция РФ 1993 г. также закрепляет право каждого на жилище (ч. 1. ст. 40).

Орган государственной власти и органы местного самоуправления, говорится в ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Правда, Конституция РФ признает категории граждан - это малоимущие и другие указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, - которым жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Право на образование

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование:

    • обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
    • доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
    • свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения".

Международным стандартам в сфере образования соответствуют нормы Конституции РФ. Конституция РФ, закрепляя право каждого на образование (ч: 1 ст. 43), исходит из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором сказано, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства. Оно призвано укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Для обеспечения реализации права на образование большое значение имеет проблема платы за обучение, прежде всего в высших учебных заведениях.

В настоящее время имеется возможность получения высшего образования не только очно или заочно, но и дистанционно. Для этого имеет смысл обратиться в Единый Центр Высшего Дистанционного Образования (ЕЦВДО), который является крупнейшим региональным представителем ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре образовательных услуг.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но наряду с государственными и муниципальными учебными учреждениями в соответствии с действующим законодательством функционируют и негосударственные высшие учебные заведения при условии получения ими лицензии, а затем и государственной аккредитации, обучение в которых является платным.

Чтобы обеспечить высокий уровень образования, РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 41 Конституции РФ). Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты утверждаются на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ.

Свобода творчества

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ (ч. 1 ст. 44) гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Таким образом, государство принимает на себя обязанность не только предоставить своим гражданам свободу интеллектуального творчества, но и берет под защиту интеллектуальную собственность - результаты интеллектуальной деятельности.

Свобода творчества обеспечивается каждому, кто занимается творческим трудом - творит, создает произведения художественной литературы, художникам, работающим в области изобразительного искусства, скульпторам, композиторам, режиссерам, ученым, преподавателям вузов, изобретателям...

Закрепление свободы творчества в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать, рисовать, сочинять.

Свобода творчества каждого отдельного человека является непременным условием культурного прогресса общества, инструментом человеческого самопознания, самовыражения и самосовершенствования.

Право на участие в культурной жизни

К социально-культурным правам относится право на пользование достижениями культуры, что обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т. п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т. д.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 44) говорится: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям". Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает человеку возможность духовно обогащаться путем приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

Указанная права определяют возможности человека участвовать в культурной жизни общества и пользоваться достижениями в сфере культуры, науки, искусства, образования, в том числе на родном языке.

К культурным правам и свободам относятся:

1) право пользоваться родным языком и выбирать язык общения (ст.50);

2) право на участие в культурной жизни (ст.51);

3) свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).

Конституционные обязанности граждан

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают различные сферы отношений.

Конституционные обязанности выражают наиболее важные требования, предъявляемые к человеку и гражданину со стороны государства.

В Конституции закрепляются следующие обязанности граждан:

1) каждый обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52);

2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);

3) каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54);

4) охрана природной среды - долг каждого (ст.55);

5) граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

6) защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Согласно ст.58 Конституции, никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами. Это означает, что обязанности граждан могут устанавливаться только на конституционном и законодательном уровнях. Они не могут закрепляться в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства, министерств и ведомств.

Конституционные гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Конституционные гарантии - это правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы.

В науке конституционного права выделяются три уровня гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции, а именно:

1) гарантии, которые содержатся в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы граждан:

2) гарантии, которые содержатся в специальных статьях Конституции;

3) гарантии, которые предусматриваются в нормах отраслевого законодательства.

Первая группа гарантий используется в качестве дополнения к нормам Конституции, в которых провозглашаются права и свободы граждан. Например, в ст.33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В развитие этой нормы в части второй этой статьи отмечается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Кроме того, в части третьей указанной статьи установлено, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.


Другой пример. Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. С целью обеспечения этого права часть вторая данной статьи возлагает на государство обязанность создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Такой подход соблюдается законодателем при закреплении практически всех статей Конституции, в которых речь идет о правах и свободах граждан.

Ко второй группе конституционных гарантий относятся статьи Конституции, призванные создать условия для обеспечения всех прав и свобод граждан. К ним относятся нормы, содержащиеся в статьях 59 - 62 Конституции.

Согласно статье 59 Конституции, государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда..

Статья 61 Конституции предоставляет возможность гражданам Республики Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться в Комитет ООН по правам человека, штаб-квартира которого размещается в Женеве.

Статья 62 Конституция гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде и иных государственных органах. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Еще одна группа гарантий реализации конституционных прав и свобод содержится в нормах отраслевого законодательства, а именно : гражданского, трудового, семейного и др.

Так, порядок реализации гражданами свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования регламентируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 29 ноября 2003 г.). Право гражданина избирать и быть избранными в государственные органы конкретизируется в Избирательном кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 25 марта 2000 года. Право граждан на доступ к любым должностям в государственных органах получило свое обеспечение в Законе «О государственной службе в республике Беларусь», принятом 14 июня 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Порядок использования гражданами конституционного права вносить в парламент предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию (при условии сбора инициативной группой не менее 150 тысяч подписей) регламентируется в Законе «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», принятом 26 ноября 2003 года.

Право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы получило свое развитие в Законе «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г., а также в Декрете Президента Республики Беларусь № 2 от 14 января 2005 г. «О совершенствовании работы с населением».

В соответствии со ст. 63 Конституцией осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Но и в этих случаях не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25 (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию), статье 26 (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда) и статье 31 (каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные акты:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). - Мн.: «Амалфея», 2004.

Избирательный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004.

О свободе совести и религиозных организаций: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 123, 2/886.

О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 93, 2/982; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 136, 2/1002;

О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 133, 2/997;

О государственной службе в Республике Беларусь: Закон от 14 июня 2003 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2004 г. - Мн.: Дикта, 2004.

Литература:

Артемова В.Н., Мариков О.П., Потеружа И.И. Права человека: Проблемы гармонизации международного и национального законодательства. - Мн., 1997.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2002.

Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод граждан. - Мн., 2003.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн., 2004.

Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 3.

Конституционное право Республики Беларусь. В понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. - Мн., 2002.

Ковешников Е.М. Российское конституционное право. В вопросах и ответах: Учебное пособие. - Мн., 2002.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2005.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). - Мн., 2003.

Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право. Энциклопедический словарь. - Мн., 1996.

Шуклин В.З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. 2003, № 12, с.58 - 62.

Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и полит права.

К культурным правам можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без к-рой человек не может полноценно существовать.

2.1. Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и др видов творчества, преподавания;

2.2. Право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

2.3. Право заниматься творческой деятельностью ; гос органы и органы МСУ не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека.

2.4. Гос-во гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности , устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

Особенности социально-экономических и культурных прав:

1) они одновременно являются и правами, и гарантиями;

2) конкретизируются в специальном законодательстве;

3) преследуют общесоциальные цели.


44. Конституционные обязанности граждан РФ.

Правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности – т. е. закрепленные в К РФ вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение к-рого влечет юридическую ответственность .

Конст обязанности человека и гражданина - конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, к-рые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, гос-ва, др граждан.

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ:

1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей;

2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую силу.

Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству. В ч 3.ст 62 закрепляется, что иностранные граждане и лица без гражд-ва в РФ несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или м/нар договором РФ.

В зависимости от своей специфики все же одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина РФ. В связи с этим выделяют следующие виды конституционных обязанностей:

1. Общие конституционные обязанности (соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы). Общие обязанности несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.

Выполнение общих обязанностей обеспечивается :

1) мерами воспитательного воздействия;

2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.

2. Специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность). Специальные обязанностивозлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан . В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Н-р, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной ФЗ-ми ответственностью.

Важнейшая констит обязаность - соблюдение К РФ и законов (ч 2 ст 15 К РФ).

К обязанностям граждан РФ Конституция относит:

Ст.38 ч.2: Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Ст.38 ч.3: Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях .

Ст.43 ч.4: Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст.44 ч.3: Каждый обязан заботиться о сохранении историч. и культ. наследия , беречь памятники истории и культуры.

Ст.57: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы .

Ст.58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам.

Ст.59 ч.1: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Граждане РФ могут быть освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных ФЗ-вом.


45. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ , как основной принцип правового гос-ва - это совокупность условий и способов, позволяющих реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юр обязанности. Важным здесь является тот факт, что гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ в правовом гос-ве предоставлены и обеспечены самим гос-вом. Это, с одной стороны, способ ограничения Властью своей власти , с другой стороны, возможность гражданина и общества контролировать Власть , ограничивать возможный произвол с Ее стороны. Это также повышает ответственность самого гражданина и общ-ва, как перед гос-вом, так и перед собой, влияет на политич и соц активность и сознательность ЧиГ.

Главный принцип построения системы юр гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону . Гос-во в соответствии со статьями 2, 17, 19 К РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы ЧиГ.

Гарантии прав и свобод ЧиГ подразделяются на:

- правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод ЧиГ);

- политические гарантии (соответствующая политика гос-ва и деятельность гос органов);

- социально-экономические гарантии.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции):

1) права и свободы ЧиГ принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме ;

3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ;

4) осуществление прав и свобод ЧиГ не должно нарушать права и свободы других лиц .

Констит гарантии прав и свобод человека можно подразделять на

- общие гарантии (статьи 45, 46, 48 ч. 2, 52-55)

- конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 ч. 2)

- специальные гарантии .

Общие конст гарантии прав и свобод ЧиГ:

1) Гос защита прав и свобод. В ст 45 К РФ гарантируется гос защита прав и свобод ЧиГ в РФ. Права и свободы ЧиГ определяют содержание всех органов гос власти и МСУ. Президент РФ является гарантом прав и свобод ЧиГ в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод ЧиГ, Уполном. по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и др заявителей на решения и действия гос органов и органов МСУ и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите;

2) Право на самозащиту . Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст 45 К РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (ст 37 "Необходимая оборона", ст 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод . В ст 46 К РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов гос власти, органов МСУ, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

4) Право на международную защиту. В ст 46 К РФ каждый вправе в соответствии с м/нар договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юр помощь. Ст 48 К РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юр помощи. В случаях, предусмотренных законом, юр помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юр помощь.

6) Защита прав потерпевших. В ст 52 К РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Гос-во обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. В ст 53 К РФ каждый имеет право на возмещение гос-вом вреда, причинённого незаконными действиями(или бездействием) органов гос власти или их должностных лиц. Ст 1069 ГК РФ устанавливает ответственность гос-ва за вред, причинённый гос органами (а также органами МСУ) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность гос-ва за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда;

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. В ст 55 К РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ФЗом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ констит строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва.

Конституц гарантии судопроизводства , т. е. правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального хар-ра). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголов процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления. К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (ст 47).Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности к-рых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных ФЗ, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (ст 48).Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (ст49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (ст 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказат-в (ст 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (ст50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном ФЗ (УПК), а также право просить о помиловании или смягчении наказания

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (ст 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг к-рых определён ФЗ. Ст 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. ФЗом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (ст 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, к-рое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются ФЗ-ми. Например:

1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах. В соответствии с этим Законом выборы и все референдумы в РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах может ограничиваться только в соответствии с ФЗми и только в качестве установленных мер ответственности либо в случае ограничения дееспособности;

2) ФЗ от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» , Закон РФ от 22 декабря 1992 г. !4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность. В соответствии с этими законами ограничение права на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;

3) ФЗ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование. Согласно этому Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно находящихся на территории РФ. В это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др. Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.


46. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в РФ (УПЧ). Он занимается защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами МСУ и должностными лицами. Правовой статус, функции, компетенция УПЧ закреплены в ФКЗ «Об Уполно­моченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ.

Данную должность может занять лицо, отве­чающее определенным требованиям :

Иметь граж­данство РФ;

Возраст не моложе 35 лет;

Познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность УПЧ более чем на 2 срока подряд.

Институт УПЧ учрежден в целях обеспечения гарантий гос защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос органами, органами МСУ и должностными лицами. Уста­новленными Законом об УПЧ средствами он способствует:

Восстановлению нарушенных прав;

Совершенствованию законодательства о правах ЧиГ и приведению его в соответ­ствие с общепризнанными принципами и нормами м/нар права;

Развитию м/нар сотрудничества в области прав человека;

Правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

УПЧ в РФ назначается на должность и освобождается от должности Гос Думой ФС РФ.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Федерации может учреждаться долж­ность УПЧ по правам человека в субъ­екте Федерации.

Правовой статус УПЧ характеризу­ется следующими чертами :

1. При осуществлении своих функций УПЧ независим и неподотчетен каким-либо го­с органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность УПЧ с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей по отношению к УПЧ, воспрепятствование его дея­тельности в иной форме влечет установленную за­конодательством ответственность.

2. Должность УПЧ несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на гос службе, занятием какой-либо др оплачиваемой или неоплачиваемой деятель­ностью, за исключением преподавательской, науч­ной либо иной творческой деятельности.

3. УПЧ не вправе заниматься поли­т деятельностью, быть членом полит партии или иного общественного объединения, преследующего полит цели.

4. В течение 5-летнего срока полномочий УПЧ обладает неприкосновенностью, содержание к-рой конкретизировано в упомяну­том Законе. Для применения к УПЧ предусмотренных в названном Законе мер принуди­тельного воздействия требуется согласие ГосДумы.

5. УПЧ не наделен властными полно­мочиями, директивными мерами воздействия на го­с и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рассматривае­мый Закон устанавливает широкий круг обязанно­стей названных субъектов в отношении действий и обращений УПЧ (оказание содействия, проведение по поручению УПЧ опреде­ленных действий, предоставление информации, не­обходимых материалов и т. п.).

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции УПЧ в РФ или в субъекте РФ.

УПЧ для осуществления своей деятельности формирует аппарат УПЧ. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия УПЧ.

Основным содержанием компетенции УПЧ является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод. Заявителями жалобы могут быть не только граждане РФ, но и находящиеся на тер-рии РФ иностранные граждане и лица б/г. УПЧ принимает только те жалобы, которые были ранее рассмотрены в судебном либо административном порядке , но заявитель не согла­сен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы : не позднее года со дня нару­шения прав и свобод заявителя или с того дня, ко­гда последнему стало известно об их нарушении . УПЧ может отказать в принятии жалобы к рассмотрению, причем отказ обжалова­нию не подлежит, но должен быть мотивирован.

При рассмотрении жалоб УПЧ пра­вомочен :

Обращаться к компетентным гос органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

Беспрепятственно посещать все органы гос власти и органы МСУ, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и т. д.;

Запрашивать и получать необходимые ему сведе­ния и документы;

Получать объяснения должностных лиц и гос служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб ­УПЧ вправе:

Обратиться в суд с заявлением в защиту нару­шенных прав и свобод, участвовать в судебном про­цессе;

Обращаться в компетентные органы с ходатайст­вом о возбуждении дисциплинарного или администр производства либо уголовного дела в от­ношении соответствующего должностного лица;

Обращаться в суд или прокуратуру с ходатайст­вом о проверке вступившего в законную силу реше­ния, приговора, определения или постановления суда;

Излагать свои доводы должностному лицу, имею­щему право вносить протест;

Обращаться в Констит Суд РФ с жало­бой на нарушения конституц прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции УПЧ может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нару­шениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или свя­занных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать право­вые средства защиты.

УПЧ может ини­циировать парламентское расследование.

По окончании календарного года УПЧ направляет доклад о своей деятельности всем фед органам гос власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод гра­ждан в РФ он может направлять в ГосДуму РФ специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую ко­миссию по расследованию фактов нарушения прав и сво­бод граждан.

Закон устанавливает основания, к-рые вле­кут или могут повлечь досрочное освоб-е от должности УПЧ Гос Думой :

1) в случаях, если УПЧ нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием дру­гой деятельностью;

2) если в от­ношении него вступил в законную силу обвинитель­ный приговор суда .

3) ввиду его неспо­собности по состоянию здоровья или по иным при­чинам в течение длительного времени (не менее 4 месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Основанием для досрочного освобождения от долж­ности может явиться подача УПЧ заявле­ния о сложении полномочий.


47. Понятие федеративного устройства РФ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация