Органы, осуществляющие управление гражданской обороной. Руководство гражданской обороной Как осуществляется управление го

Главная / Бизнес

Руководство ГО осуществляют начальники ГО всех степеней. Руководство ГО РФ осуществляет правительство РФ, непосредственно – Председатель Правительства РФ – он же начальник ГО РФ.

Руководство гражданской обороной в органах исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образованиях и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов управления и организаций. Например, В нашей академии начальником ГО академии является ректор. Он подчиняется по вопросам организации ГО начальнику ГО Кировского района г. Ярославля и начальнику ГО ФОИВ, т.е. министру здравоохранения).

Для повседневного управления ГО при начальниках ГО всех уровней создаются штабы ГО . Штаб является структурным подразделением ГО, создается приказом руководителя и является основным рабочим органом управления. Общее управление ГО осуществляет МЧС России.

Количество работников в штабе ГО определяется, исходя из следующих норм:

С количеством работников до 500 чел. – 1 освобожденный работник;

От 500 до 2000 чел. – 2-3 освобожденных работника;

От 2000 до 5000 тыс. чел. – 3-4 освобожденных работника,

Свыше 5000 чел. – 5-6 освобожденных работников.

С количеством работников до 200 чел. – работа по ГО может выполняться в установленном порядке одним из работников организации по совместительству.

С количеством работников свыше 200 чел. – 1 освобожденный работник,

Службы ГО.

В мирное время в Российской Федерации созданы и функционируют следующие федеральные службы гражданской обороны:

- федеральная медицинская служба гражданской обороны . Организует и проводит мероприятия по медико-санитарному обеспечению населения;

- федеральная противопожарная служба гражданской обороны . Организует и проводит мероприятия, направленные на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

- федеральная служба гражданской обороны по охране общественного порядка . Организует и проводит мероприятия, направленные на поддержание общественного порядка в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;

- федеральная служба гражданской обороны по защите животных и растений . Организует и проводит мероприятия, направленные на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятия по защите сельскохозяйственных животных и растений;

- федеральная служба гражданской обороны по защите культурных ценностей . Организует и проводит мероприятия, направленные на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

В военное время начинает функционировать значительно большее количество служб. Например: служба оповещения и связи; служба энергоснабжения и светомаскировки; транспортная служба; аварийно-техническая служба; служба радиационной, химической и биологической защиты и др.

3.Силы и средства ГО. К ним относятся:

– спасательные воинские формирования постоянной готовности (Войска ГО).

– нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).

– для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться Вооруженные силы РФ, др. войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и формирования.

4. Эвакуационные органы. К ним относятся:

- эвакуационные комиссии . Создаются на объектах, в учреждениях и при администрациях территорий. Возглавляются один из заместителей руководителя учреждения, объекта, главы администрации. В нашей академии эвакуационную комиссию возглавляет проректор по учебной работе,

- сборные эвакуационные пункты (СЭП). Создаются на базе предприятий (учреждений) и предназначаются для сбора и учета эвакуируемого населения, организованной отправки его в безопасный район или загородную зону;

- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) . Создаются для кратковременного размещения эвакуируемого населения за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших населенных пунктах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения;

РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

4. Руководители несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

- федеральные органы исполнительной власти и их структурные подразделения, территориальные органы (региональные центры по делам ГО и ЧС), структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;



3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Структуру гражданской обороны РФ оставляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов управления исполнительной власти, субъектов рф, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

· федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

· структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

· структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом РФ в порядке, установленном Правительством РФ, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов РФ, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне,

Указанные органы комплектуются военнослужащими Войск гражданской обороны, средства, на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства, на содержание которых выделяются из бюджетов субъектов РФ.

Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области ГО, из числа военнослужащих Войск гражданской обороны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация гражданской обороны Российской Федерации

Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов.

Первый заключается в том, что" организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральный закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение ее проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.



Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пораженным и пострадавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

Второй принцип организации и ведения ГО заключается в том, что она организуется на территории РФ по территориально - производственному принцип. Этот принцип означает что планирование и проведение мероприятий ГО осуществляют как органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, так и федеральные органы исполнительной власти и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Такой подход позволяет при решении задач ГО лучше учесть и совместить как интересы территорий, так и интересы находящихся на этих территориях объектов экономики. Территориально-­производственный принцип организации ГО фактически развивает и дополняет первый принцип, т. к. именно он позволяет ГО быть по существу формой всеобщего участия всех органов власти и населения страны в выполнении социальной, оборонной и экономической функции государства.

– это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели и задачи и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в .
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения . Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время - МЧС России), и его территориальные органы - региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде - федеральному правительству, в Норвегии и Испании - министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Организация и ведение гражданской обороны (далее по тексту ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту - организации) осуществляется на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области ГО. Основными из них являются Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях". На их основе разрабатывается локальное «Положение об организации и ведении ГО в организации», утверждаемое руководителем организации, являющимся по должности начальником ГО в своей организации.

Положение должно содержать основы организации ГО, а также порядок подготовки к ведению и ведения ГО в организации и взаимодействия с вышестоящим органом управления ГО. Документ конкретизируется в зависимости от категории организации по ГО и поставленных перед ней задач в области ГО.

Положение согласовывается с вышестоящим органом управления, т.к. система ГО организации является частью территориальной и (или) ведомственной системы ГО. Распоряжения (приказы) вышестоящего органа управления ГО обязательны для исполнения в организации (на объекте ГО).

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС) и осуществляется на основании годового плана мероприятий по вопросам ГО и защиты от ЧС. Виды и объемы мероприятий по ГО и защиты от ЧС зависят от категории организации по ГО .

Планы основных мероприятий по ГО на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.

Таким образом, подготовка к ведению ГО в организациях определяется локальным «Положением об организации и ведении ГО в организации» и заключается в планировании мероприятий по защите работников и других категорий населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ведение ГО в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей.

Планы ГО определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

Организации в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.

По решению органов местного самоуправления и самих организаций могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

В состав спасательной службы организации входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в организациях, а также контроль в этой области осуществляются органами МЧС России.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО.

Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО.

Руководство ГО в организациях осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

Органами, осуществляющими управление ГО в организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее структурные подразделения (работники) по ГО). Организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по ГО, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Кандидатуры на должности уполномоченных по ГО согласовываются с вышестоящим органом управления в установленном порядке и утверждаются руководителем организации.

Уполномоченные ГО в организациях подчиняются непосредственно руководителю организации, который (повторим) по должности является начальником ГО в организации.

Организации в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения в области ГО:

  • разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;
  • осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;
  • создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;
  • пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

  • создание и совершенствование системы оповещения работников;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;
  • установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
  • комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
  • сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

  • организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;
  • подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
  • разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
  • создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

  • поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;
  • разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;
  • строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов ГО;
  • накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
  • разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

  • определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
  • разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
  • проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

  • создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО;
  • создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;
  • создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

  • создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

  • организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);
  • введение режимов радиационной защиты организаций;
  • создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;
  • обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;
  • создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по ГО, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

  • создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;
  • организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;
  • заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

  • создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;
  • осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;
  • усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

  • обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
  • создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энергои водоснабжения и канализации;
  • создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
  • создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
  • создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

  • создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

  • создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;
  • разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;
  • планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
  • заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
  • создание страхового фонда документации;
  • повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

  • создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;
  • проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб, проведение учений и тренировок по ГО;
  • определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО в составе группировки сил ГО, создаваемой муниципальным образованием.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) создаются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Установлены следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая категория и вторая категория. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация