Отправные исходные нормы права понятие и виды. Виды правовых норм. Глава I. Регулирование поведения людей в обществе

Главная / Бизнес

норма право юридический лицо

В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются, прежде всего, на две большие группы - социальные и технические. Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости все их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Юристы не занимаются техническими нормами - это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе Определяя должное либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка; норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства; норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Социальные нормы - это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия. По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие виды социальных норм:

Эстетические (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников);

Культуры (С. И. Вильнянский, И. Е. Фарбер);

Политические (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко);

Организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло);

Нормы религиозных организаций (М. Н. Кулажников);

Нормы трудовых коллективов (А. М. Айзенберг);

Правила общежития (Ю. С. Ращупкин);

Нормы традиций и ритуалов (В. Н. Хропанюк).

Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации социальных норм, - по содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.

Есть и иные критерии классификации социальных норм:

по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования. ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему

общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на ихразвитие, но и преобразование.

Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».

Страница 2 из 5

2. Классификация (виды) юридических норм

Все юридические нормы специализированы, т.е. выполняют какую-то одну “свою” строго заданную юридическую операцию:
- одни нормы закрепляют общие положения (нормы-принципы);
- другие вводят запреты (запрещающие нормы);
- третьи устанавливают порядок проведения тех или иных процедур (процессуальные нормы) и т.д.
Существует много различных классификаций юридических норм в зависимости от оснований, от целевой направленности, от характера имеющихся в них предписаний и т.д.
По функциям нормы делятся на отправные и нормы правил поведения.
Отправные (исходные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер. Они определяют начальные основы правового регулирования общественных отношений и закрепляют принципы, институты или наиболее важные понятия государственно-правовых явлений. Состоят, как правило, из одной диспозиции (правила).
Различают несколько видов отправных норм:
- нормы-начала - это положения, которые содержатся в актах конституционного характера и закрепляют основы конституционного строя. Например в Конституции РФ есть предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни и др. (ст. I Конституции Российской Федерации: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”);
- нормы-принципы - это нормы права, в которых выражаются и закрепляются правовые принципы, определяющие основания реализации правовых институтов, а также основы деятельности государственных органов. Есть общеправовые принципы, есть принципы для определенных отраслей и даже правовых институтов. Например, “обвиняемый не должен доказывать свою невиновность”;
- нормы-дефиниции также не регулируют напрямую общественные отношения, но содержат указание на сущность и содержание наиболее ключевых правовых категорий и явлений. Нормы- дефиниции служат для правильного единообразного истолкования права, например для определения преступления в уголовном праве, проступка в административном и др.
Выделяют две разновидности норм-дефиниций: номинальные (нормы, определяющие значение слова, термина, обозначающие определенное понятие) и реальные нормы-дефиниции (нормы, не только определяют значение конкретного термина, понятия, но и раскрывают его содержание путем указания на имеющиеся существенные признаки и его особые свойства).
Нормы правил поведения -- это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, вид и меру реакции государства по отношению к тем или иным поступкам или действиям субъектов.
Нормы правил поведения бывают двух типов:
- регулятивные - регулируют нормальное, нужное обществу и людям поведение; определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия;
- охранительные - действуют в случаях, когда имеет место правонарушение; определяют условия применения к правонарушителю мер и государственно-принудительного воздействия и содержание этих мер.
По форме выражения предписания, содержащегося в норме, они делятся на уполномочивающие, обязывающие и запрещающие.
Уполномочивающие нормы права - это нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных положительных действий, влекущих юридические последствия, и содержащие в своем тексте такие слова, как “вправе”, “имеет право”, “может” и т.п. (например: “Каждый человек имеет право на жизнь”, “Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения” и др.).
Обязывающие нормы права - это нормы права, предписывающие лицам необходимость совершения определенных положительных действий, требующие активного обязательного поведения (например: приобрести билет, вернуть долг и т.д.) Для этих норм характерны слова: “обязан”, “должен” (“Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого- либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу” (п. 1 ст. 227 ГК РФ).
Запрещающие нормы права - это юридические нормы, которые указывают на недопустимость совершения субъектами права действий, названных в них, на обязанность воздерживаться от их совершения. В данных нормах могут присутствовать слова “запрещается”, “не вправе”, “не может быть”: “Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя” (п. 3 ст. 302 ГК РФ).
По методу правового регулирования (“как?”) нормы делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы права - это строго обязательные для исполнения нормы права, которые содержат властные предписания, не допускающие никакой иной трактовки и отступлений от их требований (“Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, иначе, как в случае и в порядке, установленных законом” (п. 1 ст. 22 ГК РФ).
Диспозитивные нормы права - это нормы права, предоставляющие субъектам возможность по своему усмотрению решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей в рамках общих требований закона, зафиксированных в данных нормах (“если иное не предусмотрено законом или договором”). Наиболее наглядно диспозитивные нормы проявляются в гражданском, трудовом и договорном праве. Например: “Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования” (ч. 2 ст. 273 ГК РФ).
Поощрительные нормы - предписания о представлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения субъектов права за активную общественно полезную деятельность (нормативные положения об орденах, медалях, премиях).
Рекомендательные нормы - устанавливают варианты и стили наиболее желательного с точки зрения общества и государства регулирования общественных отношений (наименьшая свобода предпринимательства, освобождены многие сферы государственной опеки и рекомендованы вместо императивных).
По предмету правового регулирования (“что?”) бывают нормы конституционного права, административного права, уголовного, гражданского и многих других отраслей права. Их объединяет качественная однородность регулируемых общественных отношений, они в своей совокупности и составляют содержание соответствующей отрасли права.
По степени полноты изложения нормы делятся на бланкетные и отсылочные нормы.
Бланкетные нормы права - это нормы права, действие которых основывается на содержании специальных норм и правил, зачастую технико-правового характера, закрепленных в иных источниках (технических правил, правил техники безопасности и многие др.).
В частности к бланкетным нормам относятся: нарушение правил несения боевого дежурства, обеспечивающего территориальную безопасность государства (ст. 340 УК РФ), нарушение правил несения пограничной службы (ст. 431 УК), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергии (ст. 215 УК РФ), незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220 УК РФ), перевозка, сбыт, хранение, ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) и др.
Отсылочные нормы права это такие нормы права, которые непосредственно указывают на другие правовые нормы этого же нормативно-правового акта, как на условие своего действия.
По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов есть нормы абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.
Абсолютно-определенные нормы - это нормы, в которых в данных нормах условия и права звучат категорично и исчерпывающие (например, предписания в уголовно-процессуальном кодексе об удалении из зала судебных заседаний свидетелей, находящихся до их допроса).
Относительно-определенные нормы не столь категоричны в своих предписаниях и предоставляют субъектам права определенную свободу выбора того или иного варианта поведения.
Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов поведения, условий действий.
По степени распространенности требований в отношении определенных субъектов: общие и специальные.
Общие нормы права - это нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной территории (местности) государства.
Специальные нормы права - это нормы права, действующие в отношении определенной категории лиц.

В зависимости от объема нормативности нормы права подразделяются на две большие группы: 1) отправные (исходные, первичные, учредительные); 2) нормы-правила поведения, непосредственно регулирующие поведение индивидов, организаций.

I. Исходные (отправные первичные) нормы отличаются наиболее общим характером, выполняют особую роль в правовом регулировании. Их назначение в том, что они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Специальное юридическое значение этих отправных регуляторов в определении целей, задач, принципов, пределов, направлений правового регулирования, закреплении правовых понятий, категорий.

Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-начала, нормы-принципы, учредительные нормы и нормы-дефиниции.

1. Нормы-начала - предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и т.д. Они содержатся в Основном законе страны, иных федеральных законах, в частности, закрепляющих положение личности в обществе. Например, в ст. 2 Конституции РФ утверждается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

2. Нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие, закрепляющие определенные исходные правовые идеи, отправные начала (принципы) правового регулирования. Например, принцип равенства, предусмотренный ст. 19 Конституции РФ.

3. Учредительные нормы содержат положения статутного характера (статус должностного лица, правовой режим регулирования в той или иной сфере и др.). В качестве примера разновидности учредительных норм назовем ст. 80 Конституции РФ. Здесь сказано: «Президент Российской Федерации является главой государства».

4. Нормы-определения (дефиниции) содержат определения правовых категорий и понятий: преступления, вины, соучастия – в уголовном праве; правоспособности, дееспособности, сделки, обязательства, неустойки, договора, юридического лица и др. – в гражданском праве. Примером могут также служить нормы-определения, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где содержатся понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др. Дефинитивные нормы выполняют в основном ориентирующую функцию в правовом регулировании. Как правило, эти нормы содержатся в общей части кодифицированного акта (кодекса), хотя они есть и в его особенной части. Нормы-дефиниции вносят ясность в действующее законодательство и способствуют его правильному применению, поскольку содержат концентрированную информацию о явлениях государственно-правовой действительности.

5. Нормы-цели – определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность государственных органов. Назовем в этой связи ст. 1 Конституции РФ, указывающую на то, что наше государство является правовым.

II. Нормы-правила поведения – нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. В основу классификации норм-правил поведения могут быть положены различные критерии.

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) различаются нормы государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, трудовые, уголовно-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и нормы других отраслей права.

2. По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы содержатся в большинстве нормативных правовых актов, оказывают регулятивное воздействие путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей. Это в основном нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного права. Назовем в этой связи нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д. Существенно то, что такие нормы регламентируют правомерное поведение субъектов права.

Охранительные нормы - рассчитаны на отклоняющееся от нормы поведение (неправомерное), предусматривают отрицательную реакцию на него. Имеется в виду применение к правонарушителю мер юридической ответственности, мер защиты субъективных прав (обобщенно - санкций). Эти нормы позволяют учитывать разнообразные особенности правонарушений (степень и форму вины правонарушителя, последствия деяния и др.), влияющие на вид юридической ответственности, ее объем. Охранительные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных правовых норм. Традиционно к охранительным нормам относят нормы уголовного, уголовно-процессуального законодательства. Примером таких норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказание за совершение преступления.

3. В зависимости от особенностей предписаний, содержащихся в регулятивных нормах, выделяют нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Здесь различие основано на том или ином правовом акценте: на предоставлении права, на возложении обязанности или на установлении запрета.

Управомочивающие юридические нормы содержат положение, предоставляющее субъекту права возможность совершить определенные юридически значимые действия в целях удовлетворения своих законных интересов. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Семейного кодекса РФ, «раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов». Характерно, что в тексте нормативных правовых актов управомочивающие нормы распознаются по таким формулировкам, как «может», «вправе», «имеет право», «разрешается».

Обязывающие юридические нормы устанавливают для субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия, предписывают активное правомерное поведение. Например, в ст. 57 Конституции РФ утверждается: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы…». Обязывающие нормы нередко формулируются посредством таких слов, как «обязан», «должен», «необходимо» , что предполагает совершение активных действий (например, уплачивать квартирную плату и др.).

Запрещающие юридические нормы устанавливают для субъектов права запрет на совершение тех или иных противоправных действий (проступки и преступления). Такие нормы свойственны прежде всего уголовному и административному праву, имеют место и в других отраслях права. Например, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает приобретать права и обязанности под именем другого лица. Об установлении запретов сигнализируют такие слова нормативных актов, как «запрещается», «не вправе», «не допускается», «не может быть» . Так, в ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ сказано: «Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов».

4. По кругу субъектов различают общие юридические нормы и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т.п. Это нормы, содержащиеся в законах о гражданстве, о выборах и т.д. Специальные нормы, в отличие от общих, отличаются более конкретизированной направленностью. Они распространяют свое действие только на определенные категории лиц (студенты, военнослужащие, несовершеннолетние, пенсионеры и т.д.). Специальные нормы действуют и в отношении четко определенного круга организаций (коммерческие и некоммерческие организации и др.). С этой точки зрения общая норма ( ст. 91 Трудового кодекса РФ) устанавливает для всех работников нормальную продолжительность рабочего времени не более 40 часов. Очевидно, что специальная норма (ст. 92 ТК РФ) предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (16 часов в неделю для работников в возрасте до 16 лет).

5. По степени обязательности (характеру предписания, содержащегося в норме) нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы (от лат imperativus – повелительный) содержат строго определенные категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения, предписывают только один способ действия. В основе этих норм – учредительные и в значительной мере обязывающие предписания. Здесь отчетливо определены: субъект властвующий (государство, его органы и др.) и субъекты подвластные (лица физические, юридические, нижестоящие органы государственной власти и др.). Такие отношения характерны для конституционного, административного, уголовного, налогового, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права. Например, в части 2 ст. 50 Конституции РФ закреплено: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона». Эта норма содержит императивное установление. Или: в части 1 ст. 298 УПК РФ предписано «приговор постановляется судом в совещательной комнате». В части 3 ст. 345 того же кодекса содержится следующее положение: «все находящиеся в зале суда выслушивают вердикт стоя».

Императивными могут быть и предписания иных отраслей права. Например, в соответствии со ст. 67 Трудового кодекса РФ, «трудовой договор заключается в письменной форме». Существенно то, что эти нормы не допускают никаких отступлений от своих требований. Все эти нормы повелевают адресатам действовать строго в соответствии с их предписаниями.

Диспозитивные нормы закрепляют границы допустимого поведения, в рамках которых субъектам права предоставлена возможность выбрать вариант возможного поведения из нескольких, возможность решить самим вопрос относительно спорных прав и обязанностей и др. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы в основном свойственны гражданскому праву, которое предусматривает равноправие субъектов, их автономность, возможность соглашения сторон. Показательны в этой связи нормы гражданского права, раскрывающие порядок заключения сделок. Диспозитивные нормы также предусмотрены конституционным, семейным, трудовым и иными отраслями права. В части 2 ст. 45 Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Здесь очевиден диспозитивный момент – различные способы защиты прав и свобод, соответствующие предписаниям закона. Обратим внимание и на ч. 1 ст. 187 УПК РФ, согласно которой допрос производится по месту производства предварительного следствия (императивная норма). Вместе с тем, следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (диспозитивная норма).

6. По специфике правового регулирования различают материальные нормы права и процессуальные нормы.

Материальные нормы права непосредственно предоставляют, закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Эти нормы имеют своим предметом воздействия именно общественные отношения, а не процедуру их реализации. Они непосредственно регулируют взаимоотношения граждан между собой и с государственными и общественными организациями. Материальные нормы права определяют структуру, компетенцию государственных органов и должностных лиц, их взаимоотношения с иными субъектами права и т.д. Соответственно можно сказать, что материальные нормы как бы образуют первый слой права. Судя по названию, данные нормы закреплены в материальных отраслях права – конституционном, административном, гражданском, трудовом, земельном и др.

Процессуальные нормы права, в отличие от материальных, непосредственно не регулируют ни экономических, ни политических, ни управленческих отношений. Они предусматривают, закрепляют процедурные предписания, которые регламентируют порядок, правила реализации материальных норм. Имеются в виду, прежде всего, нормы гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права, процессуальные нормы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Эти нормы регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса, рассмотрения дел об административных правонарушениях и др. Особенность в том, что процессуальные нормы касаются не всех субъектов права, а только участников того или иного процесса и лиц, причастных к нему.

7. В зависимости от сферы действия нормы права подразделяются на общефедеральные и др.

- общефедеральные - действуют на территории всего государства;

- региональные - действуют на территории субъектов РФ или в пределах определенного региона, например на Крайнем Севере;

- нормы права местного самоуправления;

- локальные нормы права, действующие на территории определенного предприятия, учреждения, организации.

В юридической литературе выделяют и такие виды правовых норм, как коллизионные, поощрительные, рекомендательные и др.

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Поощрительные нормы – это предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Назначение этих норм – воздействовать на поведение людей посредством использования средств морального или материального стимулирования (объявление благодарности, выдача премии и др.).

Рекомендательные нормы не обязывают своего адресата совершить определенные конкретные действия или не совершить. Они предоставляют возможность самому субъекту определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант. Такие нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

Все нормы права можно поделить на две группы:

1) отправные (исходные, первичные, учредительные) - опре­деляют исходные начала, основы правового регулирования обще­ственных отношений, его цели, задачи, принципы, методы; закре­пляют правовые категории и понятия;

2) нормы - правила поведения - нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.

Рассмотрим их подробнее.

Виды отправных норм права:

а) нормы-принципы - предписания, выражающие и закрепляю­щие принципы права. К таковым относятся, например, нормы, содержащиеся в законах о Конституционном Суде или о Высшем Арбитражном Суде РФ, где закрепляются принципы независимо­сти судей, подчинения их только закону;

б) нормы-определения (дефиниции) - предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий. Они могут как содер­жаться в различных статьях того или иного нормативного акта, так и составлять отдельную статью. Примером могут служить нормы- определения, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона от 6 дека­бря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где закрепляются понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др.;

в) нормы-цели. Они определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность как государствен­ных органов, так и всего государства. Примером такой нормы мож­но считать ст. 1 Конституции РФ, указывающую на то, что наше государство является правовым;

г) нормы-расчеты. Они содержат определенные количественные показатели, расчеты. Примером таких норм может служить закон о бюджете, в котором содержатся статьи - показатели доходов и расходов, предельный размер дефицита бюджета и т.д.;

д) нормы-начала - конституционные положения, закрепляю­щие основы экономического, политического и государственного устройства;

е) нормы-констатации. Они содержат определенные сведения о нормативно-правовом акте. К таковым можно отнести ч. 1 ст. 1 УК РФ, в которой говорится о предмете Кодекса. В некоторых слу­чаях в статьях содержатся декларативные, программные, социаль­но-политические, нравственные положения, призванные обосно­вать необходимость соответствующего нормативного правового акта.

Классификация норм - правил поведения может быть различ­ной.

По назначению выделяют:

Нормы материального права, регулирующие экономические, политические, социальные, идеологические и иные мате­риальные отношения. С их помощью регулируются взаимо­отношения граждан между собой и с государственными и общественными органами и организациями. Материальные нормы права регулируют деятельность государственных ор­ганов, политических партий и общественных объединений. К нормам материального права относятся, например, нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админи­стративного права;

Процессуальные нормы права не регулируют материальных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. В целом процессуальные нормы носят процедурный характер и слу­жат формой реализации норм материального права. Про­цессуальные нормы содержатся в основном в таких отра­слях права, как гражданское процессуальное право, арби­тражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право.

Имеются они и в других отраслях права.

В зависимости от методов правового реіулирования нормы права делятся:

На императивные (содержащие властные предписания);

Диспозитивные (содержащие свободу усмотрения). Диспо­зитивные нормы предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению;

Поощрительные (стимулирующие социально полезное пове­дение);

В зависимости от характера содержащихся в нормах права пред­писаний (т.е. по характеру регулирования правил поведения) раз­личают:

а) управомочивающие нормы права. Они предоставляют воз­можность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъек­тов. При изложении данных норм обычно употребляются выра­жения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т.п. Упра­вомочивающие нормы, например, пронизывают вторую главу Конституции РФ, посвященную правам и свободам человека и гражданина;

б) обязывающие нормы права. Они обязывают субъекта права совершить определенные действия. В случае отказа лица совер­шить эти действия наступают негативные для него юридические последствия. При их изложении могут употребляться глаголы «дол­жен», «обязан» и т.п.;

в) запрещающие нормы права. Они устанавливают обязанность не совершать определенные действия, запрещают определенные варианты поведения. При их изложении обычно используются гла­голы «воспрещается», «запрещается», «не допускается». К запре­щающим нормам относятся нормы уголовного права, значитель­ная часть норм административного права.

Содержатся такие нормы и в других отраслях права. Так, в кон­ституционном праве России имеются нормы, которые запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, националь­ной и религиозной розни (ст. 13 Конституции РФ).

В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права под­разделяются на нормы: конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных от­раслей права.

В зависимости от сферы действия:

Общефедеральные (действуют на территории всего государ­ства);

Региональные (действуют на территории субъектов РФ или в пределах определенного региона, например на Крайнем Севере);

Нормы права местного самоуправления",

Локальные (действуют на территории конкретного предпри­ятия, учреждения, организации).

В зависимости от круга лиц, на которых распространяется дей­ствие норм права, они подразделяются:

На общие (охватывают всех лиц, проживающих на данной территории);

Специальные (регулятивное воздействие распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, напри­мер на ветеранов, военнослужащих).

В зависимости от функций нормы права бывают:

Регулятивные - направлены на урегулирование правомер­ного поведения (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нор­мы конституции, закрепляющие права и обязанности гра­ждан, президента, правительства);

Охранительные - направлены на защиту нарушенных субъек­тивных прав. Охранительные нормы предусматривают отри­цательную реакцию государства на неправомерное поведение.

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет:

  • – определить место каждого вида юридических норм в системе права;
  • – лучше уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений;
  • – точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;
  • – значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего от выбора ее основания, которым является наиболее существенный признак, определяющий все остальные признаки классифицируемого явления. В главе предлагаются четыре основания классификации юридических норм (хотя в правовой литературе их значительно больше):

  • – функции в правовом регулировании общественных отношений;
  • – предмет правового регулирования;
  • – метод правового регулирования;
  • – форма выражения предписания.
  • 1. По функциям в механизме правового регулирования выделяются:
    • – исходные правовые нормы;
    • – нормы – правила поведения;
    • – общие нормы;
    • – специальные нормы.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений.

Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не исключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела – если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по своему характеру, содержанию и целевому назначению. В их составе можно выделить:

  • – нормы-начала;
  • – нормы-принципы;
  • – определительно-установочные нормы;
  • – нормы-дефиниции.

Нормы-начала – это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в конституции государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах.

Нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательном предписании, становится нормой-принципом.

Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляющие целевые установки законодателя.

Примером таких норм служат предписания ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации": "Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей"; ст. 2 АПК РФ, где определяются задачи судопроизводства в арбитражных судах и др.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного правонарушения – в административном законодательстве, отдельных видов сделок – в гражданском законодательстве и т.д.

Дефинитивные нормы выполняют главным образом эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным.

Именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия, термины. УПК РФ в ст. 5 определяет 69 понятий, которые в нем используются.

Нормы – правила поведения в отличие от исходных – это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают па взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в предоставительно- обязывающем характере, соответственно которому она устанавливает для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. В результате такого целенаправленного регулятивного воздействия нормы – правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами данного правоотношения.

В нормах – правилах поведения получают логическое развитие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы – правила поведения основательно изучены в юридической науке. Определение юридической нормы и ее теории в целом до недавнего времени ориентировались исключительно на нормы – правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы – правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранительные. Не возражая в принципе против такого деления, подчеркивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим, вслед за некоторыми другими авторами, условность данной классификации, ибо охрана – один из способов регулирования, вследствие чего любую охранительную норму одновременно можно назвать регулятивной.

Общие и специальные нормы различаются между собой степенью общности и сферой действия.

Общие нормы – это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты.

В отличие от них специальные нормы – это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права.

Специальные нормы образуют в своей совокупности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в гражданском праве; нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уголовном праве, и т.д.

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права) выделяют нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту нрава, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер.

Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и происходит, то на определенном этапе развития системы права. Процессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права .

3. По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

  • – властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов;
  • – автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления;
  • – поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;
  • – рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения.

В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы – категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению.

Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они этого не сделают, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

Это обусловливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно это формулируется следующим образом: "Если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором".

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким образом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть но многих отраслях российского права.

В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 58 ТК РФ, которая устанавливает, что, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы – это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания о государственных наградах, премиях и др.).

Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, акционерным обществам, государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ожидает двоякая судьба. Многие из существующих потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о "смягчении" метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

4. По форме выражения предписания выделяют управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова "вправе", "имеет право", "может".

Например: осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях; имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание; имеют право на охрану здоровья и др. (ст. 12 УИК РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Для этих норм характерны слова "обязан", "должен".

К примеру: федеральный государственный лесной надзор в соответствии с возложенными на него задачами обязан обеспечивать в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (ст. 96 ЛК РФ).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты – это государственно-властные веления, основная цель которых предотвратить возможное нежелательное для личности и общества поведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровождается словами: "запрещается", "нс вправе", "не может быть", "не допускается" и др.

Например: "Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов..." (п. 3 ст. 42 СК РФ); "Работа в течение двух смен подряд запрещается" (ст. 103 ТК РФ); "Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается" (ст. 29 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") и т.д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени подходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

  • Костров Η. М. Процессуальные нормы в структуре советского права // Правоведение. 1983. № 3. С. 46.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация