Подъем рукавных линий на высоту различными способами. Пенные стволы. Воздушно-пенные стволы. ТТХ Работа с пенными стволами

Главная / Бизнес

Упражнения с пожарными рукавами и рукавными принадлежностями проводятся с целью подготовки личного состава к умелой и быстрой прокладке магистральных и рабочих рукавных линий на пожарах.

На занятиях решаются следующие задачи:

Обучение различным способам укладки пожарных рукавов на автомобили, прокладки рукавных линий и их уборки после работы и выработка навыков в выполнении указанных упражнений;

Обучение подъему рукавных линий на высоты;

Тренировка в работе с пожарными стволами;

Обучение правилам защиты и временного ремонта рукавов на пожаре.

В зависимости от диаметра пожарные рукава подразделяются на 77, 66, 51 мм, 89, 110 и 150 мм.

Скатывание рукавов производится в одинарную или двойную скатку и выполняется, как правило, одним пожарным. Одинарная скатка скатывается по всей длине от одного конца к другому. При скатывании в двойную скатку пожарный складывает рукав вдвое и скатывает его от середины к концам. При этом верхний конец рукава должен быть короче нижнего.

Складывание рукавов в "гармошку" производится двумя пожарными. Один перегибает рукав по размерам отсека кузова автомобиля и укладывает рукав в отсек, другой соединяет рукава между собой.

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из трех пожарных. Пожарный № 1 закрепляет соединительную головку рукава на оси катушки и укладывает рукав слева направо и справа налево ровными рядами. Пожарные № 2 и № 3 вращают диски катушки до полной намотки рукавов на катушку. После этого пожарный № 1 закрепляет свободный конец последнего рукава, продевая соединительную головку рукава под последний виток.

В боевой работе и на учебных занятиях могут быть различные виды прокладки рукавных линий. Горизонтальная рукавная линия прокладывается по земле или по полу; вертикальная поднимается снаружи или внутри здания (сооружения) снизу вверх или опускается сверху вниз.

Ползучая рукавная линия прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям, а смешанная - одновременно по горизонтальным, вертикальным и наклонным плоскостям.

Рукавные линии различают магистральные и рабочие. Магистральная линия предназначается для подачи воды от насоса или внутреннего пожарного крана к стволу; для подачи воды от насоса до разветвления или до пеногенератора; для соединения насосов, работающих вперекачку; для подачи воды в лафетный ствол. Рабочая рукавная линия предназначается для подачи воды от разветвления к стволу или пеногенератору.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке - 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке - 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.


При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее одного рукава.

Разветвления предназначены для подачи воды из магистральной рукавной линии в рабочие линии. Они бывают двухходовые, трехходовые, четырехходовые и "гребенки".

Напорные пожарные рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок. Соединительные головки бывают следующих типов: "Рот", Богданова и винтовые.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках "Рот" производится по команде "Прокладки заменить!". По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки.

При замене прокладок в соединительных головках типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Для соединения рукавов между собой подается команда "Рукава соединить!". По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и поворачивает клыки навстречу друг другу до полного их соединения. Если усилий рук недостаточно для преодоления сопротивления прокладок, тогда головки прижимаются коленями и совместными усилиями рук и ног производится их соединение.

При соединении головок типа Богданова они устанавливаются друг против друга. Выступ одной головки вставляется в паз другой, и поворотом рук по часовой стрелке головки соединяются между собой.

Соединение винтовых головок производится двумя пожарными. Каждый из них берет в руки соединительную головку рукава и поднимает ее до уровня колен. Затем головки устанавливаются друг против друга так, чтобы внутренняя резьба накид-ой головки вошла в резьбу другой головки, поворотом по часовой стрелке производится соединение.

По команде "Рукава разъединить" усилием рук (правой к себе, левой от себя) повернуть и отсоединить соединительные головки типа "Рот" и типа Богданова. Винтовые соединительные головки разъединяются поворотом накидной головки против часовой стрелки. Для разъединения винтовых головок и головок типа Богданова применяются ключи.

Соединение головки рукава с разветвлением, колонкой, напорным патрубком насоса, пеногенератором, гидроэлеватором и другими приборами производится так же, как описано выше.


Воздушно-пенные стволы предназначены для получения из водного раствора пенообра-

зователя ВМП низкой кратности (до 20) и подачи ее в очаг пожара.

Стволы пожарные ручные СВПЭ и СВП имеют одинаковое устройство, отличаются только размерами, а также эжектирующим устройством, предназначенным для подсасыва-

ния пенообразователя непосредственно у ствола из бака или др. емкости.

Ствол СВПЭ состоит из корпуса, на котором с одной стороны укреплена соединитель-

ная головка для подсоединения пожарного рукава, а с другой – кожух, в котором пенно-

образующий р-р перемешивается с воздухом и формируется пенная струя. В корпусе ствола имеется три камеры: приемная, вакуумная и выходная. На вакуумной камере рас-

положен ниппель диаметром 16 мм для присоединения шланга, через который всасывает-

ся пенообразователь.

Принцип работы ствола СВП : пенообразующий р-р, проходя через отверстия в корпусе, создает в конусной камере разряжение, благодаря чему воздух подсасывается через 8 отверстий, равномерно расположенных в кожухе ствола и интенсивно перемешивается

с пенообразующим раствором, образуя на выходе струю ВМП.

Работа ствола СВПЭ отличается от работы ствола СВП тем, что в приемную камеру пос-

тупает не пенообразующий р-р, а вода, которая, проходя по центральному отверстию, соз-

дает разряжение в вакуумной камере и в нее через ниппель подсасывается пенно-

образователь.

Воздушно-пенные стволы надежны в работе. Пена низкого качества может образоваться из-за засорения центрального отверстия, попадания в камеры посторонних предметов или применение ПО с пониженными свойствами.

Технические характеристики стволов СВП-2 (СВПЭ-2), СВП-4 (СВПЭ-4), СВП-8(СВПЭ-8 ) соответственно: - напор 40-60 м; концентрация р-ра 6% ; кратность пены – 8 ; производительность 2,4,8 м³/мин : дальность подачи 15,18,20 м.

Требования безопасности при работе с воздушно-пенными стволами не отличаются от требований безопасности при работе с ручными пожарными стволами. При заправке аобиля ПО л/с подразделения должен быть обеспечен защитными очками, непромока-

емыми рукавицами и защитной одеждой. При попадании на кожные покровы и в глаза – ПО смывается чисто водой или физраствором (2%-ая борная кислота).

Генераторы пены: назначение, устройство, виды. Техника безопасности при работе с пеногенераторами.

Генераторы пены средней кратности (ГПС) предназначены для получения из водного раствора пенообразователя (ПО) ВМП средней кратности (от 21 до 200) и подачи ее в очаг пожара.

Пеногенератор представлят собой водоструйный эжекторный аппарат переносного типа и состоит из центробежного распылителя вихревого типа, корпуса с направляющим устройством, пакета сеток и соединительной головки.

Принцип работы ГПС; 6% -ный пенообразующий р-р по рукавам подается к распылителю генератора, в котором поток закручивается и измельчается на отдельные капли. Конгломерат капель р-ра при движении от распылителя к сетке подсасывает воздух из внешней среды в диффузор корпуса ГПС. Смесь капель ПО и воздуха попадает на пакет сеток . На сетках деформированные капли образуют систему растянутых пленок, которые, замыкаясь в ограниченных объемах, составляют сначала элементарную (отдель-

ные пузырьки), а затем массовую пену. Энергией вновь поступающих капель и воздуха масса пены выталкивается из пеногенератора.

При эксплуатации особое внимание обращают на состояние пакета сеток, предохраняя их от коррозии и механических повреждений.

Технические характеристики ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000 соответственно : - напор – 40-60 м ; концентрация р-ра 6% ; кратность пены-80-100 ; производительность м³/мин (л/с)

12 (200), 36 (600), 120 (2000) ; дальность подачи – 6-8, 10, 12 м .

Требования безопасности : при работе с ГПС соблюдаются общие правила ТБ при работе с аппаратами, работающими под давлением. При заправке автомобиля ПО – требования ТБ – см. «Воздушно-пенные стволы».

Запрещается устранять неплотности в местах соединений во время работы.

Запрещается, во избежание разрушения сеток, вводить генератор в зону высоких тем-

ператур до появления пенных или водяных струй из насадка.

Подачу р-ра не прекращать до полного тушения очага пожара.

В случае прекращения подачи рабочей жидкости во время пожара, генератор вывести из зоны высоких температур.

Подъем рукавной линии при помощи пожарного автоподъемника Подъем рукавной линии с помощью автоподъемника и подача ствола производится водителем и пожарным №1 и №2. По команде: «Автоподъемник (указать, куда), ствол «Б», рукавную линию с помощью автоподъемника МАРШ», водитель подъезжает к зданию, выбирает ровную площадку и устанавливает автоподъемник. Пожарный №1 берет ствол, напорный рукав, рукавную задержку и заходит с ним в люльку, после подъема люльки вверх поворачивает фиксаторы откидного мостика и кладет его на конструкцию здания, выходит на указанное место, раскатывает напорный рукав, рукавную задержку и один конец рукава отдает пожарному №2 а ко второму концу присоединяет ствол, создает 10 метровый запас рукава, выходит на позицию и докладывает « Первый ствол ГОТОВ» Пожарный №2 берет и раскатывает в сторону люльки два напорных рукава, соединяет их между собой, с одним концом рукава заходит в люльку и закрепляет его за ее огорожу. После подъема люльки вверх берет у пожарного№1 рукавную задержку и один конец проложенного им рукава, соединяет его с рукавом, проложенным вертикально, и закрепляет задержкой рукавную линию. Подъем рукавной линии при помощи спасательной веревки Расчет – двое пожарных. По команде «Ствол Б рукавную линию веревкой МАРШ»пожарный №1со стволом, спасательной веревкой и рукавной задержкой поднимается на указанную высоту. Предупреждает пожарного №2 словом «Берегись» и после этого бросает спасательную веревку вниз, оставив конец у себя. Пожарный №2 раскатывает напорные рукава, соединяет их между собой, закрепляет спасательную веревку за напорный рукав, сообщает об этом пожарному №1 «ГОТОВО» затем поднимается к пожарному и работает у него подствольщиком. Пожарный №1 поднимает рукавную линию веревкой, создает 10 метровый запас рукава и закрепляет его рукавной задержкой за конструкцию здания, присоединяет ствол выходит на позицию и докладывает о готовности. Подъем рукавной линии по пожарным лестницам Подъем рукавной линии по стационарным или переносным лестницам и по автолестницам производится расчетом из двух пожарных. По команде «Ствол «Б» МАРШ пожарный №1 прокладывает напорный рукав к лестнице, присоединяет к нему ствол, перекидывает ствол с напорным рукавом через левое плече. Напорный рукав идущий в низ пожарный пропускает между ног или около правой руки и подымается на этаж или крышу создает 10 м. запас напорного рукава, закрепляет его рукавной задержкой за подоконник, карниз и другую конструкцию здания и докладывает «Первый ствол ГОТОВ». Пожарный №2 прокладывает второй напорный рукав соединяет рукава подтягивает их держит выдвижную лестницу при подъеме пожарного №1 присоединяет рукавную линию к разветвлению. Когда ствольщик работает на автолестнице, разрешается прокладывать рукавную линию по автолестнице посередине между тетивами колен и закреплять ее за ступеньки рукавными задержками. Уборка рукавной линии поднятой на высоту производится по команде «Ствол ВНИЗ» Пожарный открывает разветвление и спускает воду из рукавной линии. Далее открепляется задержка и с помощью спасательной веревки рукавная линия опускается вниз. Подъем рукавной линии в лестничной клетке между маршами По команде «Ствол Б рукавную линию между маршами МАРШ» пожарный №1 приносит напорный рукав в скатке к маршу лестницы (на первом этаже) раскатывает его к зданию, конец напорного рукава берет в левую руку, пропускает его между маршами лестничной клетки и подымается на указанную этаж, создает 10м. запас рукавной линии, закреплять ее рукавной задержкой, присоединяет ствол и докладывает Первый ствол ГОТОВ. Пожарный №2 раскатывает напорный рукав соединяет напорные рукава помогает пожарному №1 поднять рукавную линию вверх (расправляет напорные рукава, подтягивает их и т.п.), присоединяет рукавную линию к разветвлению. Поднимается вверх и работает подствольщиком у пожарного №1. По команде «Отбой» пожарные убирают рукавную линию. Прокладка рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути Прокладка рукавных линий производится сначала сверху рельсов с остановкой движения и с одновременным подкопом под рельсами, а за тем напорный рукав прокладывается под рельсами и присоединяется к рукавной линии. При возможности быстрой прокладки напорного рукава под рельсами движение транспорта не останавливается, но контролируется пожарными с двух сторон. При прокладке рукавной линии через проезжую часть дороги надо прокладывать ее перпендикулярно дороге, рукавную линию защищать рукавными мостиками, установить контроль за движением автотранспорта (снижение скорости, движения по мостикам), выставив с красным флажком пожарного, сотрудника ГАИ; направлять транспорт в объезд; не устанавливать разветвление на проезжей части дороги, не допускать перекручивание, заломов рукавов и ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги.

При постановке пожарного автомобиля в боевой расчет, на занятиях, после пожара рукава укладываются

на автомобиль "гармошкой", двойными и одинарными скатками и наматываются на заднюю рукавную катушку.

Рукава укладываются "гармошкой" и в пачки двумя пожарными по команде: "Рукава в пачки ("гармошки") - уложить". Их складывают "гармошкой" по длине ящика пожарного автомобиля, затем перевязывают двумя ремешками.

При прокладке рукавных линий пожарные берут из ящиков рукава, уложенные в пачки и "гармошки", и переносят их в руках, подмышкой, в специальных заплечных ранцах, на лямке.

Для укладки рукавов в автомобиль пожарные скатывают их в двойную или одинарную скатки, переносят в руках, на груди, с помощью специальных приспособлений и укладывают в ящики автомобиля соединительными головками наружу и закрепляют ремнями.

На заднюю" рукавную катушку рукава наматываются тремя пожарными.

По команде "Рукава на заднюю рукавную катушку - намотать" водитель закрепляет конец рукава с соединительной головкой на шпульке катушки, освобождает фиксатор шпульки и двумя руками удерживает рукав в натянутом положении; .пожарные № 1 и 2 берутся правой и левой рукой за диски шпульки, вращают ее против часовой стрелки и наматывают ровными рядами шесть рукавов А, соединенных между собой. Чтобы рукав не размотался, верхний конец его шофер закладывает под соседний виток и закрепляет фиксатор шпульки. Пожарные № 1 и 2 надевают чехол на шпульку и подвешивают рукавную катушку на кронштейнах к автомобилю.

Укладка и снятие разветвления производятся одним пожарным. Пожарный укладывает разветвление в специальное гнездо ящика автомобиля, закрепляет его с помощью хомутика с замком. Для снятия разветвления пожарный отстегивает замок на хомутике, вынимает разветвление из гнезда и переносит его в правой (левой) руке за ручку.

Прокладка рукавов из скаток, пачек и "гармошек". По команде "Рукав (рукава) из скатки (скаток) - проложить" пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы рукавов у соединительных головок, а левой-с противоположной стороны. Выпрямляется, поднимая скатку, держит ее предплечьем правой руки, согнутой в лотке. Переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо - назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, передавая на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки (рис. 4). Перед концом раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад. Кладет одну соединительную головку на землю и, держа в правой руке вторую, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью, кладет соединительную головку на землю.

Рис. 4. Прокладка рукава из скатки

При прокладке рукавов из пачек пожарный расстегивает ремешки, берет верхний конец рукава у соединительной головки и бежит в сторону прокладки, развертывая рукав (рукава) до конца, кладет соединительную головку на землю и становится лицом к ней.

Прокладка рукавной линии из "гармошек", уложенных на автомобиле, производится расчетом - один человек на рукав. По команде: "Рукавную линию из "гармошки" на три рукава - проложить". Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава, прокладывает линию на заданное расстояние; пожарный № 2 берет соединительную головку второго рукава, пожарный № 3-третьего рукава, помогает прокладывать линию; водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса.

Рукавные линии по назначению делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, идущая от насоса к разветвлению, называется магистральной , линия, идущая от разветвления к стволу, называется рабочей.

Прокладка магистральных рукавных линий из скаток. Состав расчета зависит от длины рукавной линии. Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета - с правой стороны автонасоса в одну шеренгу.

По команде: "Разветвление (назвать место его. установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток - марш" пожарные подбегают к ящикам кузова автомобиля и берут по две скатки. Пожарный № 2 кладет один рукав на землю, а второй раскатывает, присоединяет соединительную головку к патрубку насоса. Затем берет с земли вторую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет головку второго рукава к соловке рукава, проложенного пожарным № 1.

Пожарный № 1 бежит с рукавами и разветвлением в сторону прокладки линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 закончил прокладку, раскатывает один рукав, а затем второй, соединяют их между собой, присоединяет разветвление, прокладывает линию к месту установки разветвления.

Прокладка ответвленных рукавных линий из скаток. От каждой соединительной головки разветвления прокладывается линия одним пожарным.

Расчет построен у разветвления. По команде "Ответвленные линии из скаток к зданию - марш" пожарные берут по две скатки рукавов и прокладывают линии от разветвления к позициям стволов, пожарный № 1 - от правой соединительной, пожарный № 2-от средней, пожарный № 3-от левой головки. Выйдя на позицию. докладывают: "Первый ствол - готов" и т. д.

Прокладка рукавной линии с задней рукавной катушки и рукавного автомобиля. Для выполнения упражнения подготовить автонасос, на задней рукавной катушке которого намотаны учебные рукава. Отделение построить в одну шеренгу, правым флангом против правого колеса рукавной катушки пожарного автомобиля. В процессе выполнения упражнения отделение передвигается к позициям ствола. Расчет назначается в составе водителя и двух пожарных.

При прокладке рукавной линии первым способом по команде "Ствол (указать позицию), линию с задней катушки - марш" расчет подбегает к рукавной катушке;

пожарный № 1 освобождает фиксатор на раме, в это время пожарный № 2 снимает чехол. Затем оба пожарных, держась одной рукой за трубчатые ручки (№ 1 - правой, № 2-левой), другой рукой поворачивают рукоятки (на двух кронштейнах) на себя, опускают катушки на землю, поддерживая руками за ручки, и прокладывают рукавную линию до позиции ствола. Пожарный № 1, создав необходимый запас рукава, присоединяет ствол, выходит на указанную командиром позицию и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 работает подствольщиком.

Водитель в момент снятия рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава, и присоединяют ее к напорному патрубку насоса.

Второй способ применяется в случае прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику. Пожарный № 1 освобождает соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к стволу, сматывает с катушки необходимый запас рукава и выходит на указанную командиром позицию.

Пожарный № 2 в это время снимает чехол, становится левой ногой на нижнюю заднюю подножку (ступеньку) с левой стороны автомобиля, правой ногой - на кронштейн, левой рукой берется за верхний поручень, а правой - за обод фланца боковины шпульки, подает команду водителю "Марш", который на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику.

Пожарный № 2 тормозит правой рукой вращение шпульки и после остановки автомобиля вместе с водителем снимает катушку и присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии с рукавного автомобиля выполняется водителем и пожарным. По команде "Магистральную рукавную линию с рукавного автомобиля к водоему -марш" водитель готовит рукавный автомобиль для движения к водоему. Пожарный открывает задний отсек кузова автомобиля, вынимает часть рукава, кладет его на землю. Затем становится на откидную площадку, подает команду (сигнал) водителю "Марш", наблюдает за прокладыванием рукавной линии. При необходимости подает сигнал водителю о замедлении и ускорении движения автомобиля. Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику или к пожару. Аналогичным способом могут быть проложены две параллельные магистральные рукавные линии.

Соединение и разъединение головок. По команде "Рукава соединить" пожарный берет концы рукавов с головками, подносит их к коленям и поворачивает до полного соединения (рис. 5, а).

Рис. 5 . а)

Винтовые головки соединяются следующим образом:

пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и соединяет обе головки между собой.

Если же головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки (рис. 5,б) и, сжимая прокладки, поворачивают головки навстречу одна другой до полного соединения. Винтовые головки -смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого в руках находится накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рис. 5. б)

По команде "Рукава - разъединить" действия пожарных те же, что и при соединении, но. поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок - против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение ствола. По команде "Ствол - присоединить" пожарный, взявшись правой рукой за головку ствола, круговым движением правой руки снимает лямку с левого плеча через голову. Затем левой рукой берет головку рукава, присоединяет к ней ствол руками или уперев головку в бедро. Отсоединяется ствол в обратном порядке, после чего надевается на левое плечо.

Присоединение рукавов к разветвлению. По команде "Рукав к разветвлению - присоединить" пожарный прокладывает рукавную линию одним из указанных выше способов, правой рукой берет соединительную головку рукава и присоединяет к разветвлению, удерживая левой рукой разветвление.

Прокладка рукавной линии с рукавной катушки и рукавного автомобиля. Для выполнения упражнения подготовить автонасос, на рукавной катушке которого намотаны учебные рукава. Отделение построить в одну шеренгу, правым флангом против правого колеса рукавной катушки пожарного автомобиля. В процессе выполнения упражнения отделение передвигается к позиции ствола. Командир, проводящий занятие, находится перед" фронтом отделения, а затем передвигается с пожарными к позиции ствола. Он строит отделение, объявляет упражнение, называет расчет, правила выполнения упражнения, дает команду для выхода его на исходное положение и выполнения упражнения первым способом, следит за действиями пожарных, исправляет допускаемые ошибки.

После этого командир рассказывает правила выполнения упражнения вторым способом и отделение выполняет упражнение.

Расчет назначается в составе водителя и двух пожарных.

При прокладке рукавной линии первым способом по команде "Ствол (указать позицию), линию с рукавной катушки - марш" расчет подбегает к рукавной катушке, пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, в это время пожарный № 2 снимает чехол. Затем оба пожарных, держась одной рукой за дуги катушки (№ 1-правой, № 2-левой), другой рукой поворачивают рукоятки (на двух кронштейнах) на себя, опускают катушку на землю и прокладывают рукавную линию до позиции ствола. Пожарный № 1, создав необходимый запас рукава, присоединяет ствол, выходит на указанную командиром позицию и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 работает подствольщиком.

Водитель в момент снятия рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава и присоединяет ее к напорному патрубку насоса.

Второй способ применяется, в случае прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, берет соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к стволу, сматывает с катушки необходимый запас рукава и выходит на указанную командиром позицию. Пожарный № 2 в это время снимает чехол, становится левой ногой на нижнюю заднюю подножку (ступеньку) с левой стороны автомобиля, правой ногой - на кронштейн, левой рукой берется за верхний поручень, а правой - за обод фланца боковины катушки, подает команду водителю "Марш", который на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику.

Пожарный № 2 тормозит правой рукой вращение катушки, и после остановки автомобиля вместе с водителем снимает катушку и присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии с рукавного автомобиля выполняется водителем и пожарным. По команде "Магистральную рукавную линию с рукавного автомобиля к водоему - марш" водитель готовит рукавный автомобиль для движения к водоему. Пожарный открывает задний отсек кузова автомобиля, вынимает часть рукава, кладет его на землю. Затем становится на откидную площадку, подает команду водителю "Марш", наблюдает за прокладкой рукавной линии. При необходимости подает сигнал водителю о замедлении и ускорении движения автомобиля. Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику или к пожару. Аналогичным способом могут быть проложены две параллельные магистральные рукавные линии.

Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке. Для занятия необходимы учебные рукава в скатках, спасательные веревки, разветвление, стволы. Построить отделение в одну шеренгу фронтом к зданию на расстоянии 10-15 м от него;

на тренировочных занятиях - у пожарного автомобиля лицом к зданию. Объявить упражнения и цель занятия, привести примеры применения этих действий в условиях пожаров, объяснить, что прокладывать (поднимать) рукавные линии в лестничной клетке можно между лестничными маршами и по ним.

Назначить состав расчета, построить его на исходном положении, рассказать правила подъема и прокладки рукавной линии, обращая особое внимание на то, чтобы расчеты действовали четко, без переплетения рукавных линий, заломов, правильно закрепляли рукавную линию задержками, создавали бы необходимый запас рукава для маневрирования стволом на позиции. Затем приказать выполнить упражнение. При подъеме

рукавной линии в лестничной клетке с помощью спасательной веревки пожарный № 1 со стволом, спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на указанный этаж, предупреждает находящихся внизу: "Берегись" и, получив ответ "Есть, берегись", бросает спасательную веревку вниз, оставив один конец веревки у себя.

Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, привязывает к рукаву веревку и сообщает пожарному № 1 "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, оставляет необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию за конструкцию здания (вертикальная рукавная линия длиной свыше одного рукава закрепляется задержками под соединительными головками каждого рукава). Пожарный №2 во время подъема рукавной линии подтягивает ее на лестничную клетку.

При подъеме рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале следует раскатать один или два рукава, взять один его конец и подняться на заданный этаж. Затем необходимо создать запас рукава, закрепить рукавную линию задержкой, присоединить ствол, занять исходную позицию и доложить о готовности ствола.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет правой (левой) рукой второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный в команде этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Пожарный создает необходимый запас рукава, присоединяет ствол к головке рукава и докладывает о готовности ствола.

Прокладка рукавной линии перебежкой, по-пластунски и на получетвереньках. Построить отделение у автонасоса, фронтом в сторону прокладки рукавных линий, объявить упражнение, объяснить в каких случаях приходится прокладывать рукавные линии перебежками, переползанием по-пластунски и на получетвереньках.

Кратко пояснить и показать правила коротких перебежек, переползания по-пластунски и передвижения на получетвереньках без рукавов.

Затем всем учащимся следует выполнить несколько раз каждый прием передвижения, показать и кратко объяснить правила прокладки рукавной линии перебежкой, назначить расчеты и выполнить несколько раз этот прием. Отработать прокладку рукавных линий по-пластунски и на получетвереньках.

При прокладке рукавной линии перебежкой исходное положение пожарных - у конца рукавной линии, проложенной от автонасоса до границы, дальше которой обычным путем прокладывать рукавную линию нельзя; на земле находится необходимое количество рукавов в скатках; пожарный № 1 имеет ствол, надетый на левое плечо.

По команде "Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), перебежкой - марш." пожарные берут по одному рукаву в скатке, намечают путь движения, пожарный № 1 перебегает, используя укрытия, к месту работы, показывая своим движением направление прокладки рукавной линии. Принесенный рукав он оставляет в резерве на случай удлинения рукавной линии или замены рукава, вышедшего из строя. Пожарный № 2 присоединяет рукав к рукавной линии и прокладывает свою рукавную линию, используя укрытия, затем присоединяет ее к рукаву, проложенному пожарным № 3.

Остальные пожарные перебегают по направлению, указанному пожарным № 1, и выполняют те же приемы. По окончании прокладки рукавной линии пожарный № 1 (ствольщик) присоединяет ствол и докладывает о готовности его. После этого пожарные № 2 и 3 остаются у места работы со стволом. Один из них работает подстволыциком, другой наблюдает за рукавами и при необходимости заменяет рукава, вышедшие из строя, а также работает подстволыциком или ствольщиком,.

При прокладке рукавной линии переползанием по-пластунски исходное положение пожарных расчетов у границы пораженной зоны на расстоянии 5-7 м друг от друга.

По команде "Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), по-пластунски - марш" пожарные берут по одному рукаву в скатке, раскатывают их и намечают путь движения, пункты остановки. Каждый берет левой рукой конец раскатанного рукава, перекидывает его через голову на правое плечо так, что

бы он находился на спине, ложится на землю и начинает движение по-пластунски.

При прокладке рукавной линии переползанием на получетвереньках пожарные -действуют так же, как при прокладке рукавной линии переползанием по-пластунски.

Скатывание рукавов в одинарную и двойную скатки. По команде "Рукав в одинарную скатку - скатать" пожарный берет соединительную головку, накладывает ее на поверхность рукава и, продвигаясь вперед, скатывает его (рис. 6).

Рис. 6. Скатывание рукава в одинарную скатку

Скатывание рукавов в двойную скатку производится двумя пожарными по команде: "Рукав в двойную скатку - скатать". Рукав сгибается по длине пополам так, чтобы верхняя половина -его была короче примерно на цмвав м нижней. Скатывается рукав от места перегиба одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.

Укладка рукавов в пачки и уборка их восьмеркой. Рукава укладываются в пачки двумя пожарными по команде: "Рукава в пачку - уложить". Их складывают "гармошкой" по длине ящика пожарного автомобиля, затем перевязывают двумя ремешками.

Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным по команде "Рукав восьмеркой" -убрать". Пожарный берет в правую (левую) руку соединительную головку и, расставив руки несколько больше ширины плеч, опускает вниз сначала левую (правую) руку, подхватывая рукав снизу, а затем правую (левую) (рис. 7) и т. д. При уборке рукава "восьмеркой" пожарный продвигается вперед, не перетаскивая рукав по земле, если же рукав

Рис. 7. Уборка рукавов восьмёркой.

мокрый, убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава. Поднесенный рукав к автомобилю кладется на землю, соединительная головка, которая была в руке, вынимается из середины рукава и кладется на рукав.

Уборка замороженных рукавов. По команде "Замороженные рукава - убрать" пожарные сначала отогревают головки горячей водой или паром, разъединяют их, .после этого отогревают места сгибов и складывают рукава "гармошкой".. Разъединение соединительных головок с внутренним зацеплением можно произвести постукиванием деревянным молотком по замороженной головке с последующим разъединением ее при помощи ключей.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках. По команде "Прокладки- заменить" обучаемые вынимают пальцами правой руки прокладки из соединительных головок и обеими руками заменяют их другими.

Подъем сухой рукавной линий по пожарным лестницам. Состав расчета для подъема по выдвижной лестнице - два пожарных.

По команде: "Ствол по выдвижной лестнице на крышу (в окно 3-го этажа) - марш" пожарный № 1 прокладывает рукав к лестнице, присоединяет ствол к головке рукава, перекидывает ствол с рукавом через левое плечо, рукав, идущий вниз, пожарный пропускает с правой стороны или между ног, поднимается вверх по лестнице на крышу или в окно, создает запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой за карниз или другую конструкцию здания и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 во время подъема по лестнице пожарного № 1 держат лестницу.

Подъем сухой рукавной линий на крышу (в окна верхних этажей) с помощью спасательной веревки. Для выполнения упражнения пожарные № 1 и 2 построены в одну шеренгу; у ног лежат два рукава, ствол и спасательная веревка. По команде <Ствол на крышу (в окно 3-го этажа), линию веревкой - марш" пожарный № 1 со спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на крышу (указанный этаж), предупреждает пожарного № 2 словом: "Берегись" и, получив ответ: "Есть берегись", бросает спасательную веревку вниз, оставив конец у себя. Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, присоединяет ствол и вяжет узел для подъема рукава и ствола. Затем сообщает пожарному № 1: "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию веревкой, оставляя необходимый запас рукава, закрепляет его за конструкцию здания (вертикальная линия длиной свыше одного рукава закрепляется задержками под соединительными головками каждого рукава). Пожарный № 2 помогает поднимать рукавную линию.

Прокладка и подъем рукавной линии в домах повышенной этажности. Расчет из четырех пожарных построен у автоцистерны, находящейся в 10 м от 12-этажного жилого дома.

По команде "Ствол Б 12-й этаж, разветвление - на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию спасательными веревками - марш" пожарный № 1 берет ствол и рукав Б, спасательную веревку, рукавную задержку; пожарный № 2-разветвление, спасательную веревку, рукавную задержку. Оба поднимаются на лифте (бегом по лестнице) на лестничную клетку 11-го этажа, связывают две веревки между собой (способами, применяемыми при закреплении спасательных веревок за конструкцию при самоспасании), открывают окно и сбрасывают один конец веревки на землю. Затем поднимают рукавную линию Л с земли до. 11-го этажа, закрепляют рукавной задержкой, устанавливают разветвление, присоединяют к нему рукава Л, прокладывают рукав Б до исходной позиции ствола. Пожарный № 1 работает стволом, № 2 - подствольщиком и на разветвлении.

Пожарные № 3 и № 4 берут по скатке рукавов Л, прокладывают рукавную линию от автоцистерны к зданию/ привязывают конец спасательной веревки к рука ву, помогают прокладывать рукавную линию до 11-п

Этажа, пожарный № 3 поднимается на лестничную клетку 6-го этажа, где через окно закрепляет нижней рукав задержкой за конструкцию здания.

Опускание вниз мокрой рукавной линии и уборки. По команде "Рукавную линию- убрать" или "Отбой" во всех случаях, кроме зимнего времени, пожарные разъединяют рукава между собой, от соединяют их от разветвления и от насоса, поднимаю! один конец рукава, перебирая руками весь рукав от одной головки до другой, выливают из него воду и скатывают.

Опускание мокрой рукавной линии по пожарным лестницам. По команде "Рукавную - линию по выдвижной лестнице - убрать" ствольщик снимает задержку с рукавной линии, перекидывает ствол с., рукавом через плечо, переходит на выдвижную лестницу и с рукавной линией опускается вниз.

Опускание - мокрой рукавной линии при помощи спасательной веревки. По команде "Ствол веревкой вниз - марш" ствольщик при помощи спасательной веревки вяжет узел, надевает его на рукав и ствол, предупреждает пожарного внизу словом: "Берегись" и, получив ответ: "Есть берегись", открепляет и опускает рукавную линию со стволом вниз (рис. 8). Пожарный № 2 помогает опускать рукав, развязывает узел, отсоединяет ствол и убирает рукав в одинарную скатку или "восьмеркой".

Сбрасывание рукавной линии. По команде "Ствол вниз - марш" ствольщик открепляет рукав, перебирая его руками (рис. 9), опускает ствол до земли, сбрасывает рукав вниз.

Уборка рукавов в зимнее время при низких температурах. Расчет состоит из пожарных (по одному пожарному на рукав) и водителя.

По команде "Рукава в одинарные скатки - скатать" водитель снижает давление на чнасосе до слива воды из рукавов. Пожарные в первую очередь отсоединяют рукав, проложенный ближе -к месту пожара, быстро скатывают его в одинарную скатку. Затем, от места пожара к насосу отсоединяют остальные рукава, скатывают и убирают в автомобиль.

Наращивание действующей рукавной линии. Состав расчета - два пожарных. Исходное положение: пожарный № 1 работает со стволом, пожарный № 2-подстволыциком.

Рис. 8. Опускание рукавной линии с помощью спасательной верёвки

Рис. 9. Сбрасывание рукавной линии.

По команде "Линию 1-го ствола А одним (двумя) рукавом - нарастить" пожарный № 2 бежит к автонасосу, берет один (два) рукав, возвращается к позиции ствола, прокладывает рукав. После команды "Воду остановить" пожарный № 1 отсоединяет ствол, присоединяет его к головке принесенного рукава и продвигается вперед, меняя позицию ствола, пожарный № 2 присоединяет принесенный рукав к" рукавной линии, расправляет его и докладывает о готовности. Командир дает команду "Воду - дать".

Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии. Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде "Поврежденный рукав - заменить" один пожарный бежит к автонасосу, берет рукав в скатке и "раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды, второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем оба присоединяют к ней принесенный рукав: один пожарный докладывает командиру о готовности, водитель пускает. воду. При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

С целью уменьшения поливания воды на руки пожарных вначале отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем - дальнюю. Присоединение принесенного раскатанного рукава производится в обратном порядке, вначале производится присоединение к рукаву, проложенному от пожара, а затем - от насоса.

Ремонт поврежденных рукавов рукавными зажимами. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве могут быть использованы универсальный ленточный или корсетный зажимы. Способ применения зажимов не требует продолжительного времени на его изучение; достаточно показать пожарным, как накладывается зажим, а затем заставить пожарного один-два раза выполнить этот прием, при этом рукав должен находиться под давлением воды.

Работа с действующими стволами из различных положений. Обучение ствольщиков необходимо начинать со смыкания головок, примыкания ствола, прокладывания магистральных и ответвленных рукавных линий на местности при боевом развертывании. Затем нужно научить ствольщиков прокладывать рукавные линии со стволами в лестничных клетках, по стационарным, выдвижным и штурмовым лестницам с использованием спасательных веревок в подвалах, этажах, чердаках и крышах с расчетом необходимого количества рукавов, закреплением рукавных линий задержками, выбором позиций для работы со стволами.

После этого следует научить ствольщиков действовать стволами с водой из различных положений (стоя, с колена, лежа) с различными спрысками. Первые упражнения надо выполнять со стволами Б с последующим переходом на стволы А, подавая воду через колонку, а затем через автонасос, доводя давление до 7- 9 МПа (7-9 ат).

В процессе занятий необходимо обратить внимание на взаимодействие ствольщиков и подстволыщиков, на ведение борьбы с излишне проливаемой водой. С этой целью нужно давать инструкции ствольщика как действовать в различных условиях пожара (при сильных морозах, при наличии горючей пыли, кислот, угля, в подвалах, на чердаках и т. д.).

Во время занятий со ствольщиками и подствольщиками желательно одновременно тренировать пожарных, работающих у разветвления и колонки, водителя - у насоса. Обучение ствольщиков необходимо проводить не только на занятиях, но и в боевой обстановке на пожаре. Командир после пожара может разобрать действия пожарных, отмечая положительные и отрицательные стороны их работы.

Лучшим методом обучения и тренировки является практическое исполнение ствольщиками упражнений вначале на местности, а затем на высоте и в дыму. Для этого можно подобрать большое количество упражнений, вырабатывающих у ствольщиков смелость, инициативу, находчивость и другие качества, от которых во многом зависит успех тушения пожара.

В качестве примера приведем упражнение для работы ствольщика со стволами из различных положений.

Упражнение, Работа со стволом PC-70 из различных положений: стоя, с колена, лежа - с мишени. Работа со стволами КР-Б с выдвижной лестницы и сидя на подоконнике, создание различных струй.

Пожарный №1 с рукавной линией, закрепленной задержкой за подоконник, и стволом КР-Б сидит "верхом" на подоконнике 2-го этажа. Пожарный № 2 со стволом А стоит, на земле в 10- 12 м от автомобиля. Пожарный № 3 с рукавной линией, закрепленной задержкой за подоконник и стволом РСК находится (закреплен карабином) на выдвижной лестнице или автолестнице у окна третьего этажа. Подствольщики - на земле у рукавных линий. Пожарный № 4 стоит у разветвления, пожарный № 5 - у колонки, водитель - у насоса.

Команды для исполнения "Спрыск открыть". "Спрыск больше", "Спрыск меньше", "Компактную (распыленную, веерообразную) струю - дать", "Ствол - вправо (влево, вниз, вверх)", "Работать стоя (с колена, лежа)", "Спрыск закрыть".

При работе со стволом из положения, стоя ствольщик, выставляет левую ногу вперед и тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у спрыска.

При работе со стволом из положения с колена ствольщик отставляет правую ногу назад и становится на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед на полную ступню. Ствол правой "рукой прижат к правому боку, левой рукой пожарный держит ствол у спрыска..

При работе со стволом в положении лежа ствольщик ложится на живот, опирается на локти, ствол держит так же, как при работе стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у спрыска кистью левой руки, вниз - опустить ствол у спрыска кистью левой руки; вправо и влево - отвести кисть левой руки вправо и влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщики поддерживают рукавную линию, облегчая работу ствольщика. Для открывания и закрывания спрыска ствольщик движениями кисти левой руки, держащей ствол у спрыска, открывает или закрывает спрыск.

При работе с ручным стволом с автолестницы ствольщик закрепляется карабином за ступеньку, рукавную линию закрепляет рукавной задержкой за конструкцию здания или за ступеньку лестницы и действует стволом так же, как в положении стоя. При работе лафетным стволом с автолестницы ствольщик закрепляется карабином за ступеньку, закрепляет рукавную линию задержкой за ступеньку лестницы, работает стволом вверх и вниз.

При работе лафетным стволом, который должен перемещаться вдоль здания (по периметру); ствольщик управляет стволом с земли с помощью веревки, закрепленной за рычаг лафетного ствола.

Для работы с лафетным стволом, установленным в лифте автолестницы АЛ-45, рукав присоединяется к приемному патрубку лафетного ствола. Ствольщик управляет лафетным стволом, находясь в лифте.

Прокладка рукавной линии через препятствия, защита рукавных линий. Для проведения занятия нужно выбрать такой объект (местность), на котором имеются заборы, железнодорожные или трамвайные пути, канавы и другие препятствия.

Отделение построить у автонасоса, объявить упражнение и цель занятия, привести примеры прокладки рукавных линий через препятствия при тушении пожаров. Затем рассказать порядок выполнения упражнения, назначить боевой расчет, дать команду на боевое развертывание, остановить выполнение боевого развертывания у первого препятствия, встретившегося на пути прокладки рукавных линий, объяснить правила прокладки рукавной линии через препятствие и проложить ее. Перед каждым из остальных препятствий нужно останавливать отделение, объяснять и выполнять прокладку рукавных линий. Затем надо повторить все упражнение без остановок у каждого препятствия.

Нa тренировочном занятий особое внимание следует обратить на слаженность в действиях всех номеров боевого расчета.

Боевой расчет выполняет те же обязанности, что и при боевом развертывании с подачей ствола А. При прокладке через заборы нужно устанавливать к ним лестницы-палки, штурмовки и выдвижные лестницы. Рукава от заломов на заборах предохранять рукавными седлами или подсобным материалом. При прокладке рукавной линии через шоссейные дороги необходимо накладывать на рукавную линию "рукавные мостки, расстояние между которыми должно быть равным ширине между колесами автомобилей. Рукавная линия через шоссейную дорогу прокладывается перпендикулярно к ней.

Через железнодорожные и трамвайные пути рукавную линию можно прокладывать поверх путей с остановкой движения транспорта и под рельсами путем устройства подкопов между шпалами.

Иногда применяется комбинация обоих способов. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов и в рукава подается вода, одновременно с этим несколько пожарных готовят подкоп под рельсами, прокладывают рукав для замены того, который

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из трех пожарных. Пожарный № 1 закрепляет соединительную головку рукава на оси катушки и укладывает рукав слева направо и справа налево ровными рядами. Пожарные № 2 и № 3 вращают диски катушки до полной намотки рукавов на катушку. После этого пожарный № 1 закрепляет свободный конец последнего рукава, продевая соединительную головку рукава под последний виток.

В боевой работе и на учебных занятиях могут быть различные виды прокладки рукавных линий. Горизонтальная рукавная линия прокладывается по земле или по полу; вертикальная поднимается снаружи или внутри здания (сооружения) снизу вверх или опускается сверху вниз.

Ползучая рукавная линия прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям, а смешанная - одновременно по горизонтальным, вертикальным и наклонным плоскостям.

Рукавные линии различают магистральные и рабочие. Магистральная линия предназначается для подачи воды от насоса или внутреннего пожарного крана к стволу; для подачи воды от насоса до разветвления или до пеногенератора; для соединения насосов, работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол. Рабочая рукавная линия предназначается для подачи воды от разветвления к стволу или пеногенератору.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке - 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке - 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее одного рукава.

Разветвления предназначены для подачи воды из магистральной рукавной линии в рабочие линии. Они бывают двухходовые, трехходовые, четырехходовые и "гребенки".

Напорные пожарные рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок. Соединительные головки бывают следующих типов: "Рот", Богданова и винтовые.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках "Рот" производится по команде "Прокладки заменить!". По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки.

При замене прокладок в соединительных головках типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Для соединения рукавов между собой подается команда "Рукава соединить!". По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация