Совершенствование законодательства защиты прав детей. Исторический аспект развития законодательства в области прав ребенка в россии. Исторические аспекты становления и развития идеи прав ребенка в государстве, классификация основных принципов, порядок их
Эффективная политика в интересах детей в каждой стране должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время, очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей.
Задача состоит в том, чтобы создать такой орган, который мог бы выступать в защиту интересов детей, проводя при этом критический анализ государственной политики и являясь своего рода рупором детей. Кроме того, такой орган должен быть источником достоверной информации о положении детей.
Концепция создания независимых органов для мониторинга деятельности правительства в области защиты прав личности впервые была разработана в Швеции, где в 1809 году был назначен первый в истории омбудсмен -- уполномоченный по правам человека. Традиционно омбудсмены -- это уполномоченные по всему спектру прав человека. Однако опыт стран, которые имеют многолетнюю историю деятельности института по правам человека, привел к осознанию того факта, что поскольку проблемы детей в основной своей сути отличаются от проблем взрослых, необходимы отдельные, механизмы способные обеспечивать соблюдение прав и защиту их законных интересов Новиков М. Уполномоченные объединяйтесь / М. Новиков // Ваше право. -2004.- № 1. -С. 5..
Комитет по правам ребенка, рассматривая доклады стран о выполнении положений Конвенции о правах ребенка, пришел к выводу о том, что создание независимых ведомств уполномоченных по правам ребенка должно быть неотъемлемым компонентом мониторинга, необходимого для проверки выполнения данной страной своего обязательства соблюдать права ребенка Горина М.В. Деятельность Комитета по правам ребенка / М.В. Горина // Журнал международного публичного и частного права. 2003. № 2. С. 23..
Уполномоченный по правам человека действует в Российской Федерации с 1997 года. С момента назначения на должность он рассматривает защиту прав и законных интересов детей одним из важнейших направлений своей работы. Но, за период деятельности в его непрерывно растущем аппарате не создано структуры, ответственной за защиту прав детей. Также Уполномоченный по правам человека не реализовал свое право на законодательную инициативу ни в вопросе создания ювенальной юстиции, ни в вопросе создания института Уполномоченного по правам ребенка в России.
10 мая 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию и План действий под названием "Мир, пригодный для жизни детей". В этом документе, за который голосовала и наша страна, в пункте 34 говорится, что в каждом государстве, где ратифицирована эта Конвенция, необходимо создавать на национальном, региональном уровне службы уполномоченных по правам ребенка.
Согласно данным статистического сборника, подготовленного Федеральной службой государственной статистики и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) "Дети в России - 2009", на конец 2008 г.:
В России зарегистрировано более 26 млн. детей в возрасте от 0 до 17 лет. В 1995 г. этот показатель составлял более 38 млн.;
Около 714 тыс. детей остались без родительского попечения, из них более 136 тыс. воспитываются в интернатных учреждениях;
Более чем у 74 тыс. детей родители лишены родительских прав (с 1995 г. это число увеличилось в 2,3 раза);
Более 506 тыс. детей имеют инвалидность;
Более 126 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств (в 2000 г. - 104 тыс. детей). Юнисеф и Росстат представили новый сборник "Дети в России"
УпПР является сравнительно новым институтом в мировой практике. Впервые пост Уполномоченного по правам ребенка появился в Норвегии в соответствии с Законом от 5 марта 1981 г., после многолетней дискуссии, начавшейся еще в 60-е годы XX в.
В изданном ЮНИСЕФ дайджесте "Институт уполномоченных по правам ребенка" выделяются четыре основных способа образования института УпПР:
Он учреждается специальным законом, принимаемым парламентом (Норвегия, Швеция, Исландия, Люксембург);
Учреждается в соответствии с законодательством об охране прав ребенка, согласно которому функции омбудсмена непосредственно связаны с исполнением и контролем за исполнением соответствующего закона (Австрия, Новая Зеландия);
Должность УпПР создается не на законодательной основе, а учреждается в рамках существующих государственных органов; такие омбудсмены состоят в штате государственного органа и подотчетны ему (Канада, Испания, Дания, Германия);
Уполномоченный учреждается неправительственными организациями и работает под их эгидой (Финляндия, Израиль). Институт уполномоченных по правам ребенка. -ЮНИСЕФ, 1997. -С. 4 - 6.
2 Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 36. Ст. 4312.
В недавно принятом Указе Президента РФ от 1 сентября 2009 г. о введении должности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте дана рекомендация о создании подобных институтов и в регионах.
Как отметил впервые назначенный Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ А.И. Головань, "регионы действуют в зависимости от того, кто как понимает эту ситуацию и кто как может, т.к., безусловно, создание нового органа требует и дополнительных финансовых средств, а выделение их не всегда приветствуется в период кризиса. В этих условиях появление новой государственной структуры, даже связанной с защитой прав детей, часто воспринимается общественностью неоднозначно. Наша задача состоит в том, чтобы помогать регионам создавать этот институт. В том числе убеждать, что изначально он создавался как самостоятельный, а не в структуре Уполномоченного по правам человека и тем более не в структуре исполнительной власти, а также давать методики и рекомендации". Интервью ИА REGNUM Новости с А.И. Голованем
Для отработки эффективной модели института УпПР с 1998 г. Министерство труда России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ реализует пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. На первом этапе было учреждено 5 постов уполномоченных. По состоянию на 1 февраля 2003 г. было учреждено 12 постов уполномоченных на уровне субъектов РФ (Республики: Северная Осетия - Алания, Чеченская, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, города Москва и Санкт-Петербург) и 3 - на уровне муниципального образования (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург). В 5 субъектах пост уполномоченного введен на основании закона субъекта РФ (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Самарская области, г. Москва). Из 15 уполномоченных трое работают на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский Волгоградской области).
Губернатор - Председатель Правительства Иркутской области Дмитрий Мезенцев подписал Закон «Об уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области», который вступил в силу 1 января 2011 года. Документ определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, его полномочия, порядок деятельности.
Задачами уполномоченного станут восстановление нарушенных прав ребенка, выявление причин и условий, способствующих нарушению прав ребенка, внесение предложений о совершенствовании законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав ребенка, содействие развитию межрегионального сотрудничества по вопросам защиты прав ребенка.
Для обеспечения деятельности детского омбудсмена будет создан аппарат в количестве не более пяти человек, также в целях оказания консультативной помощи может быть создан экспертный совет, работающий на общественных началах. Также уполномоченный вправе назначать своих представителей, осуществляющих свою деятельность на добровольной основе в муниципальных образованиях Иркутской области.
Федеральный Уполномоченный по правам ребенка обязан, наряду с другими задачами, обеспечивать координацию органов законодательной, исполнительной и судебной власти по реализации национальных программ защиты прав детей. Ему необходимо взаимодействовать с такими же структурами субъектов Федерации, контролируя деятельность детских учреждений, отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних, выполняя иные функции по защите прав и интересов детей.
В 2001 году сделан первый реальный шаг в этом направлении -- вступил в силу закон города Москвы «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» 1 Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве: закон г. Москвы от 3 октября 2001 г. № 43 // Сборник нормативных актов и официальных документов. - М. : Юриспруденция, 2003. - С. 394-399.. С момента учреждения поста Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, прошло немного времени, но уже можно сказать о некоторых положительных моментах его деятельности.
Уполномоченному по правам ребенка было направлено множество жалоб различного характера, касающихся нарушений прав детей. В 30 % случаев службой Уполномоченного заявителям дана квалифицированная юридическая консультация, разъяснены способы и средства защиты прав детей.
В результате анализа всех обращений к Уполномоченному выявлено, что государственными органами и учреждениями, нарушающими права и законные интересы детей или не оказывающими необходимого содействия в защите и восстановлении этих прав, являются:
1. Суды -- 20 %.
2. Органы опеки и попечительства -- 17 %.
3. Органы прокуратуры -- 11 %.
4. Органы исполнительной власти -- 39,2 %.
5. Другие органы -- 12,8 %.
Должность Уполномоченного учреждается в целях содействия обеспечению прав и свобод ребенка, предусмотренных Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иным законодательством Российской Федерации; развития и дополнения существующих форм и средств обеспечения и защиты прав и свобод ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка; содействия восстановлению нарушенных прав ребенка Проект Федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации» .
29 марта 2005 года была создана Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка, в которую вошли 14 региональных и 3 муниципальных Уполномоченных. Это означает, что такой социальный институт быстро набирает в России вес. Однако есть, по крайней мере, два фактора сдерживающие его развитие: во-первых, он ни где не прописан на федеральном уровне; во-вторых, не все региональные власти понимают необходимость в нем.
В связи с этим можно сделать вывод, что в России назрела необходимость в принятии Федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка». В данном законе следовало бы предусмотреть ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций, в том числе и коммерческих организаций, за их действия или бездействие, в которых Уполномоченный по правам ребенка усматривает нарушение прав, свобод и законных интересов ребенка, и в отношении которых он направляет свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.
Чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом детской (подростковой) преступности. Но так как дети, согласно международным стандартам, пользуются особой защитой своих прав, то, конечно, они должны иметь право на рассмотрение своего дела особым судьей -- ювенальным, который специально подготовлен для работы с несовершеннолетними и специализируется только на таких делах.
Известно, что дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды (1910 год). Эта система считалась одной из наиболее передовых.
Необходимость реформирования современной российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует и из международных правовых норм, прежде всего Конвенции о правах ребенка (часть 3 статьи 40) и Пекинских правил (пункт 2.3).
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 года государствам-участникам было рекомендовано предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства в сфере защиты детства. В особенности это касается отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании, токсикомании, защиты ребенка от порнографии, от всех видов насилия и злоупотреблений, включая насилие в семье. Подчеркнута также необходимость введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов Горина М. В. Деятельность Комитета по правам ребенка / М. В. Горина // Журнал международного публичного и частного права. 2003. № 2. С 26..
Необходимость создания ювенальной юстиции была отмечена в ходе состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 6 февраля 2001 года парламентских слушаний «Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в Российской Федерации», в которых приняли участие сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека Смирнов В. К совершенствованию механизма защиты прав человека в России / В. Смирнов.
25 марта 2004 года в г. Таганрог был открыт первый в современной России ювенальный суд, который соответствует рекомендациям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Успешный опыт в отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних, полученный в некоторых регионах (Ростовская область, Москва, Санкт-Петербург), имеет огромное значение для перспектив становления ювенальной юстиции в России. Внедрение ювенальной юстиции в ряде регионов показало целесообразность именно такого комплексного подхода, как к профилактике правонарушений несовершеннолетних, так и к реабилитации тех из них, кто совершил правонарушение Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Консультант Плюс. Версия Проф..
В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации обсуждаются различные возможные модели судов для несовершеннолетних:
1. Создание самостоятельной системы ювенальных судов.
2. Выделение ювенальных судов, завершающихся ювенальной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
3. Специализация судей и судебных коллегий в рамках судов общей юрисдикции и другие.
Такой подход заслуживает поддержки. Введение ювенальных судов может происходить поэтапно, что потребует меньших финансовых затрат, нежели одновременное учреждение таких судов. Однако система ювенальных судов и механизм их создания могут быть установлены только федеральным конституционным законом «О ювенальных судах». В противном случае в отношении несовершеннолетних не будет соблюдаться ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, гарантирующая право гражданина на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено.
Ювенальная юстиция -- это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка.
Таким образом, необходимо создание соответствующей материальной базы (выделение отдельных помещений для ювенальных судов, техническое обеспечение), а также специальная подготовка, как судей, так и социальных работников и специалистов-психологов, чьей основной задачей стала бы защита прав и законных интересов, несовершеннолетних при осуществлении правосудия. Необходимость создания ювенальных судов подчеркивалась не только в Конвенции о правах ребенка и Концепции судебной реформы. Верховный Суд РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" признал необходимость специализации судей по делам несовершеннолетних, повышения их профессиональной компетенции "путем обеспечения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и вопросам педагогики, социологии и психологии".
В настоящее время работа в судах по внедрению ювенальных технологий все же проводится. Например, в целях обеспечения наиболее полной защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, эффективности по взаимодействию с органами и учреждениями профилактики и безнадзорности несовершеннолетних во всех городских судах Московской области введена специализация судей по рассмотрению дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, по разрешению гражданско-правовых споров, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних. Волошин В.М., председатель Мособлсуда. Информация о внедрении ювенальных технологий в Московской области. Материалы II Всероссийской конференции "Ювенальная юстиция в Российской Федерации" (9 - 10 июня 2009 г.)
В целях ужесточения ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Законопроект предусматривает расширение правовых гарантий защиты несовершеннолетних от любых форм растления, посягательств на половую неприкосновенность, сексуальную эксплуатацию. Это позволит реализовать в нормах уголовного законодательства положения российского законодательства, направленные на обеспечение нормального развития несовершеннолетних, их нравственности и здоровья.
Существует необходимость внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в частности, принять поправку к статье 240 «Вовлечение в занятие проституцией», предусматривающей установление уголовной ответственности также и за вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией или порнобизнесом с его согласия. Ребенок не способен осознать и предвидеть возможный вред, который будет нанесен его здоровью этими занятиями, и его «добровольное согласие» не должно освобождать от ответственности тех, кто его в такой бизнес вовлекает.
Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества -- детская беспризорность и безнадзорность.
Принимая во внимание остроту ситуации, проблеме детской беспризорности и безнадзорности в последние годы уделялось большое внимание.
Основным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ) Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.. Каким бы несовершенным он ни был, в нем четко определены основные субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которыми наряду с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются Министерство труда, Министерство образования, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения. Законом установлены компетенция каждого ведомства, полномочия и сфера ответственности. Вместе с тем, пока не удалось переломить негативные тенденции с детской безнадзорностью и беспризорностью.
В законодательстве существует целый ряд пробелов, способствующих распространению этих негативных явлений. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут реализовать эту функцию в полной мере, так как не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах Колосов Ю.М. Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правовая база / Ю.М. Колосов. - М. : Норма, 2005. - С. 234..
Проблема детской безнадзорности и беспризорности сложна и многоаспектна, ее успешное решение возможно только при активном участии широкой общественности, всего гражданского общества. К сожалению, пока потенциальные возможности общественных организаций в решении проблем детской беспризорности и безнадзорности используются не в полной мере.
В ближайшее время необходимо принять дополнительные меры по снижению остроты ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью:
1. Внести в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнения в части расширения профилактических функций органов внутренних дел.
2. Урегулировать вопрос правового обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые должны обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Сформировать банк данных «о неблагополучных» детях: не посещающих без уважительных причин школу, детях-сиротах, оставшихся без попечения родителей, детях, нуждающихся в особых условиях воспитания, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, правонарушителях; детях из неблагополучных семей и т. п..
4. Разработать четкий порядок взаимодействия ведомств в соответствии с их компетенцией по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным детям в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне.
5. Органы власти многих субъектов Российской Федерации находят все новые предлоги для отказа в предоставлении жилья детям-сиротам. Следует рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменений, которые исключили такую бы возможность.
С проблемой безнадзорности и беспризорности, несовершеннолетних тесно соприкасается проблема экономической эксплуатации детей, вовлечения их в другие наихудшие формы труда, определенные Конвенцией (МОТ) Международной организацией труда № 182.
Указанный вопрос является острой проблемой для многих стран, в частности, он актуален и для нашей страны. При сотрудничестве с Международной организацией труда начата последовательная работа по борьбе с распространением наихудших форм детского труда и эксплуатации детей. Возникают сложности выявления и пресечения случаев занятости детей и подростков попрошайничеством и проституцией, проблемы реабилитации таких детей, отсутствие достоверной информации о масштабах данного явления, что в определенной степени обусловлено несовершенством законодательства, отсутствием эффективного механизма его реализации, недостаточностью профилактических мер в этой области.
Еще одной болевой точкой российского общества являются дети с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы произошли значительные изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, а также интеграции в общество детей, имеющих ограничения в здоровье. Прежде всего, необходимо отметить, что с 1999 года в соответствии с международными стандартами в Российской Федерации возраст для признания ребенка инвалидом повышен с 16 до 18 лет Михеева Л. Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях / Л. Ю. Михеева // Государство и право. 2006. № 5. С. 53..
Основные усилия в сфере детской инвалидности должны быть сосредоточены: на профилактических мерах по предупреждению инвалидности, массовом обследовании новорожденных с целью выявления на ранней стадии отклонений в развитии и принятии необходимых мер медицинской реабилитации; обеспечении детей-инвалидов техническими реабилитационными средствами; на разработке целевых программ, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований на нужды семей с детьми-инвалидами, в том числе на их санаторно-курортное лечение. Главной целью является комплексная медицинская реабилитация таких детей в условиях проживания в семье, поэтому необходимо создание в специальных школах-интернатах «отделений надомного обучения».
Действенным механизмом обеспечения достижения этой цели является развитие новых специализированных социальных учреждений -- реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Конвенция о правах ребенка -- фундаментальный международный документ. Ее нормы охватывают весь комплекс прав ребенка. Каждая из статей Конвенции, касающихся конкретных прав ребенка, заслуживает особого доклада. Но в рамках данной работы невозможно рассмотреть каждую статью в отдельности и проблемы, возникающие в связи с реализацией права, закрепленного в конкретной статье. Поэтому мы остановились только на некоторых, наиболее важных и сложных проблемах детей России в контексте положений Конвенции.
В частности, на проблемах обеспечения прав детей, в том числе детей-инвалидов, защиты детей от любого рода насилия и жестокого обращения, включая экономическую и сексуальную эксплуатацию, профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, увеличения выделения финансовых и материальных ресурсов на реализацию политики в отношении детей.
право ребенок защита международный
6. Серебрякова А.А. Государственные гарантии реализации прав ребенка в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции, 2014. № 3. С. 20-22.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ЗАЩИТУ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Яковлев В.Ю.
Яковлев Виталий Юрьевич - магистрант, кафедра права, Институт социально-гуманитарного образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные проблемы и перспективы совершенствования законодательства, регламентирующего защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних. Проанализированы обязанности государства в сфере обеспечения защиты личных прав несовершеннолетних. Ключевые слова: проблемы личных прав несовершеннолетних, совершенствование законодательства, обеспечение защиты прав несовершеннолетних, перспективы совершенствования законодательства.
Несмотря на все усилия, прикладываемые государством и международным сообществом, несовершеннолетние лица остаются одной из самых социально незащищенных категорий населения в современном обществе. Рассматривая различные взаимодействия несовершеннолетнего с определенными правоотношениями, можно выявить их несовершенство, проблемы, а в некоторых случаях даже противоречия.
Современные юристы, социологи, психологи и педагоги рассматривают одну из причин кризиса семьи и детства на современном этапе развития страны отсутствие целостной системы защиты прав несовершеннолетних. Международные документы в сфере защиты прав несовершеннолетних содержат нормы, которые учитывают почти все моменты, связанные с положением и жизнью несовершеннолетнего в обществе. Основной идеей Конвенции «О правах ребенка» является наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего.
В Конвенции отражены правовые нормы ответственности государства, создан механизм контроля, определены права несовершеннолетних в его взаимодействии с обществом1. Согласно взятым на себя международным обязательствам привести национальное законодательство в соответствии с международным.
Определены основные направления государства в области защиты прав и интересов несовершеннолетних: 1. охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни несовершеннолетних; 2. обеспечение качественного образования и воспитания несовершеннолетних; 3. улучшение экономических условий жизнедеятельности несовершеннолетних; 4. повышение эффективности государственной системы поддержки несовершеннолетних, которые находятся в особо сложных обстоятельствах.
Государством обеспечивается информированность несовершеннолетних о принадлежащих им правах, созданы государственные учреждения и институты для оказания помощи реализации прав несовершеннолетними (Уполномоченный по
1 Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // СПС КонсультантПлюс, 2017.
правам ребенка, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, и многие другие).
Государство взяло на себя обязательство в гарантии несовершеннолетнему права на достойную жизнь и свободное развитие, однако данный принцип пока не реализован. Множества государственных гарантий, действующих в настоящее время на федеральном уровне, перекладываются на субъекты РФ, которые реализуют их исходя из своих возможностей. Отменена важнейшая правовая гарантия охраны детства, такая, как «соблюдение и установление государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни несовершеннолетних», что противоречит принципу единства и равенства всех несовершеннолетних перед законом, возможно создает предпосылку дискриминации несовершеннолетних, проживающих в разных субъектах России.
Нерешенным и проблемным вопросом в России является учреждение ювенальной юстиции. Согласно замечанию Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999г. «Комитет рекомендует Государствам-участникам предпринимать все необходимые меры, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно касающегося правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия». Несовершеннолетний имеет право на рассмотрение его дела особым ювенальным судьей, который имеет специальную подготовку для рассмотрения дел, связанных с несовершеннолетними и будет специализироваться только на таких делах.
Согласно Конвенции «О правах ребенка», несовершеннолетние являются привилегированными субъектами права, однако вопреки установлению значительного объема прав, не всегда получается достигать реального благополучия несовершеннолетних. Увеличение безнадзорности, беспризорности, а также правонарушений среди несовершеннолетних происходит в связи с трудностями реализации личных прав несовершеннолетних, а также негативно сказывается на состоянии современного общества в целом.
Проблемным можно считать вопрос в сфере соблюдения прав несовершеннолетних на жизнь и защиту здоровья. Право на жизнь является неотчуждаемым, присущим каждому и фундаментальным в правовом статусе несовершеннолетнего. В законодательстве РФ не достаточно точно определены пределы жизни, т.е. момент начала жизни и момент наступления смерти. Прекращение жизни эмбриона не рассматривается в качестве посягательства на жизнь личности, поскольку правоспособность физического лица возникает в момент появления на свет. Однако следуя положениям ст. 1166 ГК РФ, нотариус выполняет обязанности по охране интересов еще не родившегося наследника, а, следовательно, потенциальный наследник может обладать правами до рождения. Поэтому стоит рассматривать защиту жизни личности еще до его появления на свет.
Право на имя закрепляется международными документами и национальным законодательством и представляет собой важную ценность для каждой личности. Необходимо обеспечить гарантию защиты права на имя как гарантию защиты чести и достоинства личности. Родители не должны нарушать право несовершеннолетнего на имя, действуя в его интересах. Настоящее законодательство РФ не предусматривает правила реализации права несовершеннолетнего на имя, поэтому необходимо внести изменения, касающиеся запрета присвоения имени, не отвечающим интересам несовершеннолетних или унижающих их честь и достоинство.
Каждый несовершеннолетний должен жить и воспитываться в семье. В случаях, когда несовершеннолетний остается без попечения, необходимо обеспечить реализацию такого права. На практике не редко сталкиваются с проблемой реализацией такого права. Нетрудно заметить, что наиболее эффективной формой устройства в семью считается усыновление (удочерение), так как после процедуры усыновления (удочерения) происходит факт родственных отношений. В результате усыновления (удочерения) лицо
принимает на себя обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также приобретает статус родителя по отношению к несовершеннолетнему.
Институт опеки и попечительства существует с давнего времени и позволяет государству обеспечивать несовершеннолетним защиту прав и интересов. Однако опека и попечительство в качестве цели преследует не только восполнение недостающей дееспособности, но и обучение, воспитание, заботу о несовершеннолетнем, защиту прав и его интересов.
Органы опеки и попечительства могут передать несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью, которая создается на основе договора между органами опеки и попечительства и приемной семьи несовершеннолетнего.1 При этом наследственные и алиментные правоотношения не возникают.
Эффективность защиты прав несовершеннолетних зависит от степени координации государством деятельности органов защиты. Единая централизованная федеральная система органов исполнительной власти в сфере опеки и попечительства является приоритетной задачей в сфере реализации прав несовершеннолетних в РФ.
Список литературы
1. Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // СПС КонсультантПлюс, 2017.
2. Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право, 2012. № 3. С. 4-7.
3. Геллер М.В. Внесудебный порядок защиты права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье в современном российском законодательстве / М.В. Геллер // Семейное и жилищное право, 2006. № 2.
4. Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции, 2010. № 3. С. 6-8.
5. Тарусина Н.Н. Российское семейное законодательство: основные тенденции развития // Lex russica, 2014. № 3. С. 314-323.
1 Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции, 2010. № 3. С. 6-8.
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей .
Однако время и положение детей - будущего всего человечества - потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. "Конвенция о правах ребенка" была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. .
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
Другим документом является "Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях", которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года. В ней говорится:
Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем .
Учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка. Признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты. Такие, как кафала в мусульманском праве. Которые предусматривают замену семейной заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители. Признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного института. И что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление и провозгласила основные принципы, касающиеся:
- · общего благополучия семьи и ребенка;
- · передачи детей на воспитание;
- · усыновления .
Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является так же Резолюция 45/112 "Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних", принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые "Эр-Риядские руководящие принципы" :
- 1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.
- 2. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.
- 3. Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.
- 4. При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.
- 5. Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать :
- · обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;
- · специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;
- · вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;
- · обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;
- · учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется,
- · осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей .
- 6. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях.
Российские документы о правах ребенка. Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
В котором устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ .
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
- · К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
- · Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
- · К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.
- · Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
- · Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
- · И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей .
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.
Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка .
Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.
Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.
Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса .
Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.
Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия) .
Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка .
Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.
В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя .
Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, а затем законные представители письменно должны одобрить ее, если этого не происходит, то сделка признается недействительной.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:
- 1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
- 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
- 3) в соответствии с законом вложить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки .
По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии достигших оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельного распоряжения своим заработком, стипендией и иными доходами и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Однако сделать это может только суд, по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.
Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние дети в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать:
- 1) мелкие бытовые сделки;
- 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
- 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителям или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Таким образом, малолетний в возрасте от 6 до 14 лет сам может получить в дар имущество, если исходя из стоимости подарка, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или пройти государственную регистрацию. Следовательно, только родители (усыновители, опекуны) имеют право принять в дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. ст. 164, 57У ГК РФ) такие сделки подлежат обязательной государственной регистрации .
Вместе с тем малолетний имеет право заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом на срок до одного года, поскольку заключение такого договора требует лишь простой письменной формы; взять напрокат велосипед (самокат) или другую вещь и доплатить за это деньги, подаренные ему кем-либо; фактически принять наследственное имущество, тем, что свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель.
В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (ст. 60 Семейного законодательства РФ).
Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи .
Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63).
В первую очередь на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.
Следовательно, именно к родителям необходимо обращаться в случаях, нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда .
Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.
Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №841 удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной форме .
Закон предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме (ст. 83 Семейного кодекса РФ). В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств, влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего.
При установлении размера твердой денежной суммы алиментов судьи должны исходить из учета материального и семейного положения лиц, которые должны платить алименты. Поэтому размер алиментов должен устанавливаться в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда .
В соответствии с действующим законодательством средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия. Однако, если несовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению суда взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст. 120 Семейного кодекса РФ прекращается.
Иски лиц, с которых взыскивается алименты на детей, а такие иски об изменении размера алиментов подсудны суду по месту жительства ответчика (взыскателя) .
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0 |
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 |
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: |
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: |