Задержан в порядке ст 91 упк рф. Теория всего. Примеры судебной практики

Главная / Бизнес

Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, является неотъемлемой частью многих уголовных судопроизводственных процессов. Подобное действие строго регламентировано действующим уголовно-правовым законодательством. В частности, основания для задержания описаны в ст 91 УПК РФ.

Рассматриваемая статья состоит из двух частей:

  • в первой части перечислены основания, которые позволяют дознанию и следствию осуществлять задержание подозреваемого самостоятельно;
  • во второй части также приведены основания, дающие право задержать подозреваемого, но при этом они имеют существенные отличия с точки зрения юридической силы и последствий для задержанного.

Обе части комментируемой статьи содержат в себе основания задержания подозреваемого. Если задержание было выполнено на основании 1 части, то в большинстве случаев подозреваемый спустя время получает иной процессуальный статус – обвиняемый, и дожидается суда в СИЗО. В случае с ч. 2 ст. 91 зачастую наблюдается иная ситуация.

Основные положения ст. 91

Дознаватели и следователи имеют право производить задержание подозреваемого в уголовном процессе, если он совершил преступление, в качестве наказания за которое предусмотрено лишение свободы.

Основания для этого таковы:

  • подозреваемый застигнут в момент совершения преступления или сразу же после этого;
  • очевидцы или потерпевший указали на лицо, которое совершило противоправные действия;
  • на подозреваемом, его одежде или прочих вещах обнаружены следы совершения преступления.

Подозреваемый может быть задержан и на других основаниях. При этом важно, чтобы помимо оснований имело место обоснованное подозрение в совершении лицом преступления.

Ко второй группе оснований нужно отнести:

  • попытку скрыться от представителей правоохранительных органов;
  • отсутствие у лица постоянного места жительства;
  • неизвестность для правоохранителей личности подозреваемого.

Задержание подозреваемого осуществляется и по решению суда. Соответствующее ходатайство может быть подано следователем с согласия начальника следственного органа или дознавателем с согласия прокурора.

Как осуществляется задержание подозреваемого?

Порядок задержания подозреваемого выглядит следующим образом:

  1. Возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления. Если уголовное дело не возбуждено, то даже при наличии веских основания задержание считается незаконным. По несуществующему уголовному делу подозреваемого быть не может. На практике задержание случается чуть раньше возбуждения уголовного дела. Подобное актуально, когда лицо застигнуто в момент совершения преступления или сразу же после него.
  2. Срок исчисления ограничения свободы начинается с момента устного объяснения сотрудника полиции. Лицу объясняется в совершении какого преступления он подозревается. С этого момента лицу рекомендуется подчиниться указаниям полицейских. В противном случае могут быть применены спецсредства и физическая сила.
  3. Доставление в отдел полиции. Если такового не имеется поблизости, то подозреваемый доставляется в ближайший опорный пункт.
  4. Составление протокола о задержании. Подозреваемый имеет право вносить в него любые замечания. Если гражданин не согласен с ограничением своей свободы или имеет претензии к действиям сотрудников полиции, то он имеет право указать это в протоколе.
  5. Личный обыск подозреваемого с изъятием всех запрещенных или опасных для окружающих вещей.
  6. Допрос. Он выполняется не позже 24-х часов с момента задержания. Перед проведением этого процессуального действия задержанный имеет право проконсультироваться с защитником.
  7. Помещение в изолятор временного содержания сроком не более чем на 48 часов. Дальнейшее содержание под стражей возможно лишь при наличии соответствующего решения суда.


Если задержание выполнено с нарушениями положений 91 статьи УПК, то подозреваемый подлежит незамедлительному освобождению.

Комментарии к статье 91 УПК

Статья 91 УПК имеет огромное значение с точки зрения дальнейшей судьбы человека, подозреваемого в совершении противоправного действия. Положения этой процессуальной нормы зачастую нарушаются сотрудниками полиции. Поэтому специалисты в области права детально разобрали все положения этой нормы и дали исчерпывающие комментарии к ней.

К основным из них нужно отнести:

  • Задержание лица, подозреваемого в совершении уголовно наказуемого правонарушения, является процессуальной принудительной мерой. Ее вправе применить орган дознания, следователь и дознаватель, сроком не более чем на 48 часов. Срок задержания подозреваемого регламентирован 11 п. 5 ст. настоящего кодекса. Суть рассматриваемой процессуальной меры принудительного характера заключается в краткосрочном содержании под стражей без предварительного согласования этого действия с руководством следственного органа, прокуратурой или судом. Нужно различать задержание подозреваемого и обвиняемого. О последнем сказано в дальнейших комментариях к ст. 91.
  • Задержание подозреваемого в совершении преступления осуществляется если за правонарушение предусмотрено наказание в виде реального лишения свободы. Вместе с тем в УПК предусмотрена возможность взять под стражу лицо, которое уже осуждено за совершение преступления, но уклоняется от исполнения наказания, не связанное с лишением свободы. Это необходимо для рассмотрения возможности замены вида наказания на более суровое. Нельзя путать подобное задержание с регламентированным рассматриваемой статьей. Эти процессуальные действия существенно отличаются, в том числе и сроком. Срок такого задержания равен 30 суткам и определяется судом. Схожесть между ними заключается в том, что сотрудники УВД имеют право задержать осужденное лицо на 48 часов, а после суд установит срок на свое усмотрение. Указанная процессуальная мера принуждения регламентирована не УПК, а УИК, а именно 30, 32 и 46 статьями.


  • Помимо задержания, предусмотренного положениями УПК и УИК, существует еще одна схожая процедура, регламентированная КоАП. Она носит название административное задержание. Эту процедуру также нужно отличать от прочих видов задержания. Ей преследуются совсем иные цели.
  • Согласно 157 ст. УПК задержание – это неотложная мера процессуального принуждения, поэтому она выполняется без предварительного согласования с руководителем следствия, прокурором и без санкции суда. Исключением являются случаи отсутствия прямых оснований для задержания.
  • Не допускается повторное задержание лица по подозрению в совершении того же преступления. После первого задержания неотложность ситуации утрачивается.
  • Задержание инициирует следователь, орган дознания или дознаватель. Важно, что дознаватель имеет право выполнять это процессуальное действие без предварительного согласования с начальством. Не требует утверждения и протокол задержания.
  • Задержанием преследуется две цели: определение причастности задержанного лица к совершенному преступлению и необходимости содержания его под стражей. Если эти обстоятельства выяснены, то задержание не может быть осуществлено. Задержание не должно осуществляться с целью получения признательных показаний.
  • 1 пунктом 1 части рассматриваемой статьи предусмотрено фактическое задержание, иначе захват при пресечении преступления, его подготовке, в момент осуществления или после совершения. Оно может быть выполнено кем угодно, например, самим потерпевшим, очевидцами или сотрудниками полиции. Если случилось так, что захват был выполнен следователем или дознавателем еще до возбуждения уголовного дела, то эти должностные лица подлежат отводу.
  • Основанием для задержания не могут служить показания очевидцев, которые являются их догадками или умозаключениями, сделанными со слов третьих лиц. Если очевидец утверждает, что он наверняка знает, что преступление совершил конкретный человек, а источником таких знаний является третье лицо, то свидетель должен предоставить данные о нем.
  • Явные следы преступлений не требуют наличия специальных знаний для их определения. Это могут быть следы крови на одежде, наличие орудия преступления и т.д.


  • Во второй части статьи перечислены иные основания для выполнения задержания. Они признаются менее вескими. К числу таких оснований относятся: схожесть лица с описанием подозреваемого, явка с повинной и пр. Задержание на таких основаниях возможно лишь при условии того, что соблюдено одно из условий, перечисленных во 2 части рассматриваемой статьи.
  • Согласно смыслу второй части рассматриваемой статьи задержание может быть применено в отношении лица с целью обеспечить его явку в суд, в котором будет определена мера пресечения. Таким образом, мера процессуального воздействия в чем-то схожа с задержанием обвиняемого, находящегося в розыске ст. 210 ч. 3.
  • Задержание обвиняемого является неотложной мерой, которая, в том числе состоит из кратковременного содержания под стражей с целью незамедлительного доставления в суд. Он будет рассматривать ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания в следственном изоляторе. По сути, задержание обвиняемого и подозреваемого является схожей процедурой. Разница заключается лишь в результате применения этой меры процессуального воздействия. В первом случае обвиняемый отправляется в СИЗО, во втором возможна масса иных вариантов. Очевиден вопрос: «Почему обвиняемый не направляется в СИЗО сразу?»? Согласно 4 и 5 частям 108 статьи УПК, заочное избрание меры пресечения не допускается.

Несоблюдение положений 91 статьи УПК – это серьезное нарушение действующего законодательства. Должностных лиц, нарушивших положения статьи 91, ждет суровое наказание вплоть до увольнения и привлечения к ответственности за превышение должностных полномочий.

Примеры судебной практики

Задержание подозреваемого – это одна из самых распространенных процессуальных мер принуждения, поэтому примеров подобного достаточно.


К их числу можно отнести:

  1. В одном из ресторанов города Н. из пистолета был убит официант И. Прибывшая на место происшествия полиция задержала гражданина А. Основанием для этого послужили ссора подозреваемого с официантом и кровь убитого на одежде гражданина А. Подозреваемый свою вину отрицал и приводил доводы в пользу того, что убийцей является совсем другой человек. Следователь СК направил в суд ходатайство о продлении срока содержания под стражей. Суд отказал в ходатайстве следователю по причине того, что тот недобросовестно выполнил свои обязанности: не затребовал записи с камер видеонаблюдения, которые имелись в ресторане, не опросил свидетелей и т.д., а выбрал первого подходящего для задержания человека, посчитав, что совпадения быть не может, и что кровь на одежде, и ссора – это веские доказательства.
  2. При личном обыске подозреваемого в краже гражданина Н., сотрудники полиции не смогли обнаружить у него краденых вещей. Вместо них был обнаружен газовый пистолет, переделанный под стрельбу боевыми патронами. Как оказалось, гражданин Н. пытался скрыться после совершения более серьезного преступления. Он был задержан на 48 часов. За это время была проведена баллистическая экспертиза и было установлено, что именно из обнаруженного пистолета была убита гражданка И. Гражданин Н. был помещен в СИЗО до суда.
  3. В отношении гражданина М. было возбуждено уголовное дело по статье 159, часть 3 УК РФ. Максимально возможное наказание за это правонарушение равно 6 годам, поэтому следователь получил право задержать его как подозреваемого. Непосредственно перед проведением допроса гражданин М. проконсультировался с адвокатом, который определил правонарушение своего подзащитного, как уклонение от уплаты налогов без признаков мошенничества. Об этом гражданин М. сделал запись в протоколе. Следователь не смог доказать обратное и был вынужден отпустить подозреваемого. За налоговые преступления не предусмотрено лишение свободы, а значит, невозможно и содержание под стражей до суда. В последствии выяснилось, что подозреваемый М. говорил правду.

Таких примеров тысячи. При этом выход на свободу после 48 часов нахождения под стражей далеко не всегда является итогом задержания подозреваемого.

Статистика принятия решений по статье 91 УПК


Судебный департамент при Верховном суде РФ регулярно публикует отчет о деятельности судов общей юрисдикции. Среди прочих показателей в этом отчете содержится информация о практике рассмотрения судом ходатайств об избрании меры пресечения.

Из указанного документа следует, что в 2017 году суды рассмотрели более 126 000 подобных ходатайств. Суды удовлетворили 113 187 из них. Статистика не существенно отличается от показателей 2016 года. За 2016 год суды рассмотрели свыше 136 000 тысяч таких ходатайств и при этом удовлетворили 123 тысячи из них. В процентном соотношении статистика за эти годы не сильно отличается: 89,66% в 2017 г. против 90,27% в 2016 г.

Что чаще всего влияет на принятие решения?

Основным влияющим фактором, согласно действующему законодательству, является наличие или отсутствие оснований для содержания под стражей.

Также значения имеет:

  • опасность подозреваемого для общества;
  • характеристики подозреваемого;
  • возможность рецидива;
  • вероятность уклонения от участия в следственных действиях и в суде.

Гражданин, совершивший преступление, должен быть наказан. Однако для вменения ему соответствующей санкции, он должен быть сначала задержан. Уполномоченные служащие производят задержание в порядке ст. 91 УПК РФ . Рассмотрим далее особенности нормы.

Основания для ограничения свободы в порядке ст. 91 УПК РФ

Следователь/дознаватель может задержать гражданина, подозреваемого в противоправном деянии, за которое предусмотрено тюремное заключение, когда:

  • Этот субъект застигнут при непосредственном совершении действия или сразу после него.
  • Очевидцы/потерпевшие укажут на этого гражданина, как на причастного к деянию.
  • На лице, одежде, при нем, в его жилище обнаружены следы, явно указывающие на совершение этим лицом посягательства.

Для задержания достаточно одного из указанных обстоятельств.

Дополнительно

Во второй части 91 статьи предусматривается, что в случае наличия сведений, дающих основание предполагать причастность гражданина к преступлению, он может быть задержан, если:

  • пытался скрыться;
  • у него нет постоянного места проживания;
  • его личность не установлена;
  • в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу.

Ст. 91 УПК РФ с комментариями

Ограничение свободы гражданина, подозреваемого в причастности к посягательству, является одной из процессуальных мер принуждения. О ней говорится в 5 статье кодекса. Согласно п. 11 указанной нормы, срок задержания по ст. 91 УПК РФ - не более 48 ч. Течение указанного периода начинается с момента фактического принудительного ограничения свободы субъекта.

Необходимо отметить, что возможность ограничения прав на личную неприкосновенность и свободу предусмотрено Конституцией. Как устанавливается во 2 части 22 статьи Основного Закона, заключение и разрешено исключительно по судебному постановлению. До его принятия свобода лица может ограничиваться при применении ст. 91 УПК РФ на срок не более 2-х суток.

Конституция, предусматривая возможность применения к субъекту меры пресечения, связывая ее с необходимостью защиты конституционного строя, государства, населения, здоровья других граждан, их интересов и прав, не закрепляет конкретные основания, порядок и условия, при которых допускается задержание, относя этот вопрос к компетенции федерального законодателя.

Нюансы

Нормы УПК, устанавливающие правила задержания, не вводят каких-либо ограничений, выходящих за рамки Конституции. Напротив, по мнению экспертов, статьи кодекса существенно сужают возможность их применения.

Моментом фактического принудительного ограничения свободы субъекта считается момент лишения его возможности свободно передвигаться. Задержание может сопровождаться применением спецсредств и личным объявлением лицу о реализации меры пресечения.

Подозреваемый

Им выступает субъект:

  • В отношении которого начато уголовное производство по правилам и основаниям, закрепленным 20 главой кодекса.
  • Задержанный в соответствии со ст. 91, 92 УПК РФ .
  • В отношении которого применена процессуальная мера пресечения до официального предъявления согласно 100 статьи кодекса.
  • Уведомленный о подозрении в его причастности к деянию.

Данный перечень содержится в 46 норме кодекса и считается исчерпывающим.

Особенности задержания и заключения под стражу

Применяя положения ст. 91 УПК РФ , уполномоченные служащие должны соблюдать установленные кодексом сроки ограничения свободы субъекта. Им надлежит незамедлительно освободить любого гражданина, незаконно задержанного, помещенного в стационарное медучреждение, в том числе психиатрический диспансер, а также необоснованно находящегося под стражей свыше установленного законодательством срока.

Согласно требованиям части 1.1 108 статьи кодекса, под стражу не может быть помещен субъект, обвиняемый/подозреваемый в деяниях по 160, 159-159.6 УК, если они были совершены в сфере предпринимательства. Аналогичное правило действует в отношении в причастности к деяниям по 185-185.4, 180-183, 176-178, 171-174.1 УК. Соответственно, задержание данных лиц по ст. 91 УПК РФ недопустимо, если отсутствуют обстоятельства, закрепленные пунктами 1-4 1 части 108 статьи УПК.

Особые случаи

Специальные правила предусмотрены для лиц, обладающих депутатской неприкосновенностью. О них говорится в 449 статье кодекса. К ним относят:

  • Членов СФ.
  • Депутатов Госдумы.
  • Судей федерального, мирового суда.
  • Прокурора.
  • Председателя, его заместителя, аудиторов Счетной палаты.
  • Бывшего президента РФ.
  • Уполномоченного по правам человека.

В случае их задержания на основании положений ст. 91 УПК РФ , они должны быть незамедлительно отпущены после установления личности.

Если мера пресечения была применена к помощнику члена СФ или депутата Госдумы, об этом информируется соответствующий парламентарий немедленно. Соответствующее предписание содержится в 37 статье ФЗ № 3.

Цель меры

Задержание по 91 и 92 статьям Кодекса допускается исключительно по открытому уголовному производству. Оно направлено на выяснение причастности субъекта к деянию, решение вопроса о помещении его под стражу.

Законодательством запрещено использовать положения ст. 91 УПК РФ для получения от лица признания в преступлении. Никто не обязан подтверждать свою непричастность к посягательству. а также опровержение доводов, приведенных в защиту лица, возлагается на сторону обвинения.

Пределы применения мер

Принимая во внимание презумпцию невиновности, задержание субъекта по правилам ст. 91 УПК РФ, заключение его под стражу в дальнейшем, должно являться крайней мерой, выступать не правилом, а, скорее, исключением из него. При этом лишение свободы нужно рассматривать как санкцию, подлежащую вменению в последнюю очередь. Такое наказание допустимо применять, если другая мера в соответствии с характером и тяжестью деяния будет явно недостаточной.

Ограничения, которые налагаются на граждан, задержанных по подозрению в причастности к преступлениям, должны соответствовать цели, с которой они применялись, и являться минимально необходимыми.

Доставление в правоохранительные органы

Задержание и привод субъекта к следователю/дознавателю производится до открытия уголовного производства. Вместе с тем, если в правоохранительный орган доставлен гражданин, обоснованно подозреваемый в деянии, вопрос о процессуальном задержании этого лица решается одновременно с составлением постановления о возбуждении дела.

Сообщение о преступлении

Нужно учитывать, что в качестве первоисточника информации о деянии, сообщаемой гражданином, его совершившим, выступает заявление, написанное им собственноручно или зафиксированное в протоколе о явке с повинной. В судебном производстве этот документ признается самостоятельным доказательством.

По смыслу законодательства, а также пояснений Пленума ВС, закрепленных в Постановлении № 2 от 2007 г., сообщение лицом о посягательстве, сделанное им после задержания, не исключает признание этого заявления в дальнейшем в качестве смягчающего обстоятельства.

Важный момент

Если правоохранительные органы располагали данными о преступлении (процессуальными документами, сообщениями потерпевших, свидетелей и пр.), а задержанному субъекту, в свою очередь, об этом было известно, подтверждение им факта причастности к деянию не может рассматриваться как явка с повинной. Оно признается другим смягчающим обстоятельством.

Заключение

В 91 статье четко определены основания, при которых допускается задержание субъекта. В случае их отсутствия, в том числе, при наличии только намерения следователя направить в судебную инстанцию ходатайство о заключении подозреваемого под стражу, задержание гражданина недопустимо. Любые действия, направленные на это, считаются нарушающими предписание законодательства.

Основания 91 статьи непосредственно связаны с моментом получения информации о причастности гражданина к посягательству. Они не могут оставаться достаточными по истечении продолжительного периода времени.

1. Орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

1. Задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения прокурора или суда. При этом задержание делится на две разновидности: задержание подозреваемого и задержание обвиняемого. .

Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического задержания, административного задержания (ст. 27.3 - 27.6 КоАП), задержания осужденного на срок до 30 дней в случае уклонения его от исполнения наказания (ст. 46, 58, 97 УИК). Вне уголовно-процессуальной деятельности происходят задержание лица в зоне проведения контртеррористической операции при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность (ст. 13 Закона РФ "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.); задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа, на территории действия чрезвычайного положения (ст. 31 ФКЗ № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г.).

В отличие от заключения под стражу задержание является неотложным, кратковременным содержанием под стражей, имеет особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

2. Задержание всегда является неотложной мерой процессуального принуждения (о понятии неотложной ситуации см. комм. к ст. 157). В связи с неотложным характером задержание производится без санкции прокурора или судебного решения. Нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность ситуации расследования утрачивается. Не допускается и повторное задержание обвиняемого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

3. Задержание может быть осуществлено следователем, прокурором, органом дознания и дознавателем. При этом решение дознавателя о задержании и составленный им протокол задержания не требуют утверждения начальником органа дознания. См. комм. к п. 17 ст. 5; ст. 41.

4. Целями задержания подозреваемого являются определение: 1) причастности лица к совершению преступления; 2) необходимости в заключении под стражу и обеспечение этой меры пресечения. Если эти обстоятельства уже выяснены, то задержание невозможно. Не допускается задержание для получения признательных показаний подозреваемого.

5. Задержание допускается по преступлениям, предусматривающим наказание в виде лишение свободы как правило более 2 лет. Следовательно, задержание возможно только при наличии постановления о возбуждении уголовного дела. Особый порядок задержания распространяется на лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 449).

6. Комментируемая статья предусматривает четыре основания для задержания.

Пункт 1 ч. 1 ст. 91 УПК предусматривает фактическое задержание (захват) при пресечении преступления (а также приготовлении, покушении), на месте совершения преступления или в результате преследования лица сразу после совершения преступления. Если подозреваемый скрылся, то его задержание возможно по другим основаниям. Фактическое задержание могут произвести любые лица (потерпевший, очевидцы, сотрудники милиции). При этом участвовавшие в фактическом задержании следователь, дознаватель, прокурор подлежат отводу как будущие свидетели (ч.1 ст. 61), если фактическое задержание проводилось до возбуждения уголовного дела и отсутствовали другие очевидцы преступления.

Фактическое задержание не всегда завершается уголовно-процессуальным задержанием.

7. Вторым основанием задержания является указание потерпевших или очевидцев. Указание потерпевших или очевидцев должно быть прямым и непосредственным доказательством совершения преступления этим подозреваемым. Потерпевшие или иные лица должны лично наблюдать совершение преступления (или приготовление, покушение). Не могут служить данным основанием задержания указания свидетелей, если они: предполагают о совершении преступления этим лицом (на основе догадок, умозаключений); говорят с чужих слов или не могут указать источника своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75).

Для задержания по этому основанию может быть достаточно указания и одного очевидца. Показания других подозреваемых и обвиняемых о своих сообщниках принято относить к другим основаниям задержания.

8. Явные следы преступления на самом лице или его одежде, при нем или в его жилище (по месту работы, в гараже, на даче) представляют собой косвенные, но веские доказательства причастности лица к совершению преступления. Явные следы не требуют специальных познаний для их выявления, они очевидны. Такими следами могут быть наличие телесных повреждений, вещественных доказательств (например, орудий и предметов преступления, следов крови).

9. Четвертым основанием задержания являются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные - менее веские улики (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами и т.д.).

По данному основанию задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий.

1) Если это лицо пыталось скрыться (оказано сопротивление при фактическом задержании, покушение на побег, приготовление к отъезду).

2) Если это лицо не имеет постоянного места жительства. С учетом редакции п. 1 ч. 1 ст. 108, должно отсутствовать постоянное место жительства на территории РФ. Факт регистрации (прописки) по месту жительства является одним из доказательств наличия постоянного места жительства и необязателен для следователя, прокурора, дознавателя, а местом жительства является помещение, в котором гражданин проживает на законных основаниях (ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"). О понятии места жительства см. комм. к ст. 102.

3) Не установлена личность подозреваемого (сомнение в личности лица не может быть устранено до составления протокола задержания, в том числе отсутствуют или имеют признаки подделки документы, удостоверяющие личность).

4) В суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. По этому условию задержание применяется для обеспечения явки подозреваемого и обвиняемого в суд для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Согласно ч. 3 ст. 210, находящийся в розыске обвиняемый может быть задержан в порядке, установленном по аналогии с институтом задержания подозреваемого, для решения вопроса о мере пресечения.

11. Представляется, что фактические основания для задержания должны быть установлены с помощью уголовно-процессуальных доказательств. Это протоколы следственных действий (допросов субъектов фактического захвата; предъявления для опознания потерпевшему или очевидцам, осмотра, освидетельствования, обыска или выемки "явных следов" преступления). Реже задержание основывается на одних иных документах: рапортах, объяснениях, заявлениях о явке с повинной. Не исключена возможность указания непосредственно в протоколе задержания фактических оснований задержания. О доказательственном значении протокола задержания см. комм. к ст. 92.

Условия задержания по четвертому основанию - иным данным, могут быть установлены и без производства следственных действий. Некоторые из них (неустановленность личности) могут презюмироваться.

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Положения статьи 91 УПК РФ используются в следующих статьях:
  • Подозреваемый
    2) либо которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ;
  • Защитник
  • Основания освобождения подозреваемого
    3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 УПК РФ.
  • Заключение под стражу
    3. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.
  • Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения
    1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ.
  • Задержание
    Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Комментарий к статье 91 УПК РФ

1. Задержание в российском уголовном процессе - это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительного получения санкции прокурора или судебного решения. Цели задержания - пресечь преступную деятельность, предупредить сокрытие подозреваемого от следствия и суда, воспрепятствовать фальсификации подозреваемым доказательств и другим его попыткам помешать достоверному установлению обстоятельств уголовного дела.

2. Предельный срок задержания - 48 часов (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ), однако он может быть продлен судьей по ходатайству дознавателя, следователя или прокурора не более чем на 72 часа для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108). Срок задержания начинает течь с момента фактического лишения свободы ("захвата" на месте совершения преступления). В этот срок включается время задержания подозреваемого в административном порядке.

3. Задержание возможно в двух формах: 1) без постановления органа дознания, дознавателя, следователя до возбуждения уголовного дела; 2) на основании постановления дознавателя после возбуждения уголовного дела. Первая - с согласия прокурора или следователя с согласия руководителя следственного органа - форма задержания ("захват на месте") уголовно-процессуальным законом не регламентирована - она предусмотрена Уставом патрульно-постовой службы милиции.

4. Протокол задержания должен быть утвержден начальником органа дознания.

5. Задержание допускается, если лицо подозревается в совершении преступления, наказуемого не только лишением свободы, но и арестом, пожизненным лишением свободы, а также смертной казнью (ст. ст. 54, 56, 57, 59 УК).

6. Перечень оснований задержания, содержащийся в ст. 91 УПК, является исчерпывающим и распространительному толкованию не подлежит.

7. В п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК имеются в виду и такие случаи, когда лицо застигнуто при приготовлении к преступлению, а также при покушении на него. Задержание непосредственно после совершения преступления применяется при преследовании подозреваемого "по горячим следам".

8. Очевидцы могут указать на лицо, совершившее преступление (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК), как на месте его совершения, так и при проведении процессуальных действий, например опознания.

9. Пункт 3 ч. 1 ст. 91 УПК применяется, как правило, в случаях, когда в ходе процессуальных действий (обыска, личного обыска, выемки и др.) на одежде, теле, в жилище лица будут обнаружены явные следы преступления.

10. В ч. 2 ст. 91 УПК (иные основания задержания) имеются в виду ситуации, когда, например, потерпевший опознал преступника на улице, служебная собака привела к дому подозреваемого, подозрение возникло в связи с применением методов ОРД и т.д.

11. УПК не упоминает о задержании подозреваемых частными лицами с последующей передачей их государственным органам. Однако в соответствии со ст. 38 УК такое задержание допустимо; оно рассматривается как основание, исключающее преступность деяния в случаях, когда задерживаемому причинен вред. Тем более допустимо задержание, не причинившее какого-либо вреда подозреваемому, за исключением того, что он насильственно лишается свободы.

12. Недопустимо использовать задержание как средство принуждения подозреваемого к признанию им вины (Приказ Генерального прокурора РФ от 21 февраля 1995 г. "Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений").

13. Лица, обладающие дипломатическим и иным иммунитетом, задержанию не подлежат (ст. ст. 3 и 449 УПК).

Другой комментарий к статье 91 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена основаниям задержания. Наряду с ними принято различать цели, мотивы и условия применения этой меры процессуального принуждения.

2. Задержание по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Мотивами же применения данной меры уголовно-процессуального принуждения принято считать основанные на объективных обстоятельствах дела, служащих основаниями для задержания, субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в преступлении: а) уклонилось от дознания или следствия; б) помешало производству по уголовному делу; в) продолжало преступную деятельность.

3. Условием задержания подозреваемого в преступлении является наличие возбужденного уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Без такого дела гражданин не может быть подвергнут краткосрочному досудебному лишению свободы. Задержание - следственное действие, после него незамедлительно производится другое следственное действие - допрос подозреваемого. Поэтому протокол задержания в материалах, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, находиться не может. Относительно широко распространенное мнение, будто в ряде случаев задержание предшествует возбуждению уголовного дела (например, когда лицо застигнуто на месте совершения преступления или же непосредственно после его совершения), ошибочно. Оно основано на смешении различных по своей природе мер государственного принуждения - задержания административного и задержания уголовно-процессуального, которыми на законном основании пользуются органы охраны правопорядка для пресечения правонарушений. Уголовно-процессуальное задержание потому так и называется, что производится по правилам УПК, т.е. по решению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, субъекта уголовно-процессуальных отношений.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация