Закон о сохранении персональных данных. Закон о хранении персональных данных простыми словами. Защита персональных данных в России

Главная / Бизнес

По поводу нарушений закона о персональных данных. Они вступят в силу 1 июля 2017 года и коснутся всех, кто собирает, обрабатывает и хранит любые персональные данные.

Штрафы разделили по видам нарушений и увеличили в десятки раз. Например, если не разместить на сайте политику конфиденциальности, ИП могут оштрафовать на 10 тысяч рублей, а компанию - на 30 тысяч. А если обрабатывать персональные данные без согласия клиента интернет-магазина или подписчика на информационный курс, то штраф для юрлица составит до 75 тысяч рублей. Директору компании или предпринимателю придется заплатить до 20 тысяч . Если нарушений несколько, то и штрафов будет несколько.

Нужно срочно привести в порядок свои сайты. Проверки уже идут 💻

Сейчас протоколы о нарушениях может выписывать только прокуратура. Штраф не зависит от вида нарушения и составляет для ИП или директора максимум 1000 рублей, а для юрлица - 10 тысяч рублей. Процедура занимает много времени, штрафы маленькие, поэтому проверяют редко и не всех.

Как узнать, являюсь ли я оператором персональных данных?

Персональные данные - это любые данные о человеке, по которым его можно идентифицировать. В законе нет перечня таких данных, поэтому приходится догадываться самим. Например, по имени или логину нельзя понять, что это за человек, а по имени и телефону или имени и электронной почте - можно.

Скорее всего, вы являетесь оператором персональных данных, если каким-то образом получаете от любых людей такую информацию в любом сочетании:

  • фамилию,
  • отчество,
  • какой-то физический адрес,
  • электронную почту,
  • телефон,
  • дату или место рождения,
  • фотографию,
  • ссылку на персональный сайт или соцсети,
  • профессию,
  • образование,
  • уровень доходов,
  • семейное положение.

Это значит, что все владельцы сайтов, на которых есть личные кабинеты, формы обратной связи, подписки или регистрации, где можно что-то купить, разместить объявление, заполнить анкету, - это операторы персональных данных. Даже если на сайте есть только кнопка для заказа звонка или отправки сообщения - это тоже обработка персональных данных.

А если я записываю телефон друга или электронную почту девушки на сайте знакомств, мне нужно соблюдать этот закон?

Нет, не нужно. На данные для личных и семейных нужд закон не распространяется. Но если передать телефон друга коллекторам или опубликовать объявление с почтой девушки на форуме женоненавистников - это уже нарушение.

Как правильно работать с персональными данными, чтобы не нарушить закон?

Как минимум нужно:

  • получать письменное согласие у каждого посетителя, клиента или подписчика на обработку, хранение и распространение персональных данных;
  • публиковать в открытом доступе информацию обо всём, что касается персональных данных клиентов и посетителей;
  • запрашивать только те данные, которые нужны для конкретной цели. Например, нельзя просить домашний адрес или паспортные данные для подписки на рассылку по электронной почте;
  • использовать данные только для тех целей, которые указаны в документах и о которых человека предупредили;
  • сообщать по запросу человека, какие у вас есть данные о нем, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали;
  • удалять по первому требованию данные, которые используются для рассылки информации о скидках и акциях;
  • хранить базы данных в надежном месте, защищать их от взлома и утечки;
  • научить сотрудников работать с персональными данными;
  • зарегистрироваться в Роскомнадзоре.

Что? Я должен еще где-то зарегистрироваться?

Да, по закону операторы персональных данных должны уведомить Роскомнадзор . Причем сделать это нужно до начала обработки данных или как можно скорее. Роскомнадзор внесет информацию об операторе в общий реестр и будет выдавать по запросу.

Уведомление можно не подавать, если:

  • обрабатываются только данные сотрудников;
  • персональные данные получены только для исполнения конкретного договора с конкретным человеком и больше никак не будут использоваться и тем более - распространяться;
  • человек сам опубликовал эти данные в общем доступе;
  • у вас есть только ФИО клиента и больше ничего.

У меня есть сайт, и я получаю персональные данные. Что мне делать?

Если вы до сих пор ничего не сделали, то вы уже нарушаете закон и вас уже сейчас могут оштрафовать. Даже если ваш сайт обслуживает веб-студия или удаленный айтишник, штраф всё равно выпишут на ту компанию или ИП , которые указаны на сайте.

Подготовьте публичные документы и разместите их на сайте так, чтобы они были доступны на всех страницах. Это может быть пользовательское соглашение, как у «Ламоды» , правила продажи, официальное уведомление, как у «М-видео» , политика конфиденциальности, как у «Рестора» , «Адидаса» или «Озона» . Можно прописать условия обработки персональных данных в обычном договоре или оферте, как это делает Сбербанк .

Не используйте чужие документы. Их можно взять для ориентира, но список данных и цели использования нужно прописывать свои. То, что нужно банку для оформления кредита или интернет-магазину для доставки товара, не понадобится для электронной рассылки или доски объявлений. Запрашивать ненужные данные - нарушение закона и повод для штрафа.

Реализуйте решение, которое позволит четко установить, что человек согласился на обработку персональных данных. Это может быть галочка в форме регистрации или предупреждение при оформлении заказа. Для надежности заверьте веб-страницы у нотариуса.

Подготовьте внутренние документы о хранении персональных данных и ответственности сотрудников, которые с ними работают. Приказы, регламенты и должностные инструкции не нужно выкладывать в общий доступ.

Если нужно, отправьте уведомление в Роскомнадзор. Если уверены, что уведомление отправлять не нужно, оформите документы так, чтобы это было понятно при проверке. Например, пропишите в политике, что используете персональные данные только для исполнения конкретного договора. Или укажите, что создаете ресурс, на котором данные размещаются в общем доступе по желанию пользователя.

Это правда, что хранить персональные данные можно только на российских серверах? Если у меня хостинг в Европе, я нарушаю закон?

В законе много непонятного по этому поводу. С одной стороны, собирать, обрабатывать и хранить базы данных нужно на российских серверах. Но при этом есть отдельная статья про трансграничную передачу данных. На сайте Минкомсвязи опубликованы разъяснения по этому поводу, но в них тоже много противоречий.

Сами делайте выводы, где хранить данные. Если не знаете, что делать, отправьте запрос в Роскомнадзор или Минкомсвязи. Еще можно обратиться к своему хостеру: чаще всего у таких компаний есть готовые решения.

Да успокойтесь вы все! Никого не будут штрафовать из-за каких-то форм на сайте и ненужных бумаг.

В Тамбовской области прокуратура оштрафовала юридическую компанию за заполнение формы обратной связи без согласия пользователя на обработку персональных данных. Суды поддержали.

Директора управляющей компании оштрафовали за то, что он передал юристам данные должников, чтобы составить исковые заявления. Согласие на обработку персональных данных у жильцов он не получил. Конституционный суд ему не помог.

В Астрахани прокуроры штрафуют владельцев сайтов за формы обратной связи по алфавиту.

Кроме штрафов в пользу государства за нарушение правил обработки персональных данных могут взыскать компенсацию морального вреда и даже посадить в тюрьму.

В законе про персональные данные много непонятного. Мы разобрались и ответили на

С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ. О том, как избежать штрафов при проверках Роскомнадзора, БУХ.1С рассказал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .

Штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" были повышены в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы . Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей. При этом, если раньше в КоАП существовал только один, общий для всех случаев состав правонарушения в области персданных (ст.13.11 КоАП РФ), то теперь в данной статье появилось целых семь составов.

Чтобы избежать штрафов по 152-ФЗ , компаниям и ИП с 1 июля 2017 года следует внимательнее подходить к соблюдению требований закона о персональных данных.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных".

2. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей.

3. Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. Закон не содержит конкретного перечня таких организаций.

4. Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре.

5. Обезопасить себя от штрафов можно, соблюдая 6 правил:

  • исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных;
  • получать письменное согласие граждан на обработку их данных;
  • знакомить граждан с политикой обработки персональных данных;
  • отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные;
  • выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении;
  • обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.

6. С 01.07.2017 начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры.

Кого коснутся новые штрафы

Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. По закону они отнесены к операторам персональных данных и обязаны соблюдать законодательные ограничения.

Закон не содержит конкретного перечня таких организаций. Однако к ним можно отнести банки, страховые компании, операторов мобильной связи и интернета, медицинские организации, транспортные компании, учебные заведения и все те компании, при обращении в которые граждан просят указать личные данные или заполнить анкету.

Но и это еще не все. Закон распространяется на работодателей, получающих сведения от сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера. Работодатели тоже являются операторами персональных данных с небольшой оговоркой. Если работодатель состоит с гражданином в трудовых или гражданско-правовых отношениях, ему не требуется уведомлять Роскомнадзор об обработке личной информации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

Также к операторам персональных данных относятся компании, имеющие собственные сайты с обратной формой связи и регистрацией пользователей, у которых запрашиваются личные сведения.

Как обезопасить себя от штрафов: 6 правил

1. Исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных.

Под данное нарушение попадают и случаи сбора излишней информации о гражданах. Например, когда сайт для новостной рассылки по e-mail требует от посетителей предоставить, скажем, паспортные данные. Это считается обработкой данных не по назначению, поэтому исключите подобные случаи из практики работы своей компании и сайта.

Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.

2. Получать письменное согласие граждан на обработку их данных.

Согласие граждан на обработку персональных данных, когда это требуется по закону, операторы получают в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Исключений из этого правила не так много. Например, не требуется письменного согласия при получении персональных данных в личных, семейных целях (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ).

В большинстве же случаев дополнительно к основному договору стороны должны подписывать соглашение об обработке персональных данных. Это соглашение может включаться в текст основного договора, или выступать в качестве отдельного документа. Согласие должно поступить лично от гражданина. Без его ведома передавать данные нельзя.

Самый банальный пример злоупотреблений в этой части – когда, например, оператор мобильной связи передает контакты абонентов без их ведома сторонним компаниям, и на телефонные номера граждан начинает поступать всевозможный спам.

Если письменного соглашения на обработку данных у компании нет, на граждан (ИП) наложат штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 15 до 75 тысяч рублей (ч.2 ст.13.11 КоАП РФ). Судя по судебной практике, ИП первый раз штрафуют как физлиц, а если нарушение повторяется, то уже как должностных лиц - руководителей ИП, так как во втором случае штраф выше.

Последствия неполучения письменного согласия контролерам будут неважны, а важен будет сам факт наличия или отсутствия такого согласия в письменной форме.

3. Знакомить граждан с политикой обработки персональных данных.

Эта информация должна находиться в свободном доступе и с ней должен иметь возможность ознакомиться каждый. Например, сайты вывешивают информацию о порядке работы с персданными на отдельных своих страницах.

В противном случае наступит ответственность по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. ИП заплатят штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а организации в размере от 15 до 30 тысяч рублей.

4. Отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные .

На практике бывают случаи, когда данные «утекают» третьим лицам, и клиентам компании начинает поступать всевозможная реклама от магазинов, медицинских центров и кредитных организаций. В этом случае клиент может потребовать от оператора персональных данных предоставить информацию о том, как используются и хранятся его личные сведения.

За игнорирование обращений граждан операторы персданных несут ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, а для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей.

5. Выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении .

Это нужно делать в случаях, когда персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Неисполнение этой обязанности грозит штрафом по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ. Для ИП штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 25 до 45 тысяч рублей.

6. Обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д .

Ответственность за необеспечение сохранности личных сведений установлена ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Для предпринимателей – от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 25 до 50 тысяч рублей.

Ответственность для государственных и муниципальных органов власти

Штрафная ответственность предусмотрена и для государственных и муниципальных органов власти (ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ).

В своих документах (протоколах, сводках, решениях и т.д.) они должны обезличивать персональные данные граждан, не допуская указания их места жительства и полных ФИО.

В противном случае придется заплатить штраф в размере от 3 до 6 тысяч рублей.

Регистрация операторов персональных данных в Роскомнадзоре

Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Для этого необходимо подать уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

После заполнения формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных ее следует отправить в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Затем заполненную форму нужно распечатать и заверить надлежащим образом, скрепив подписью и печатью организации, после чего направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании-оператора персональных данных.

Что делать сайтам

Что касается сайтов (а сейчас они есть практически у любой компании), то основная масса нарушений здесь связана именно с нецелевым сбором и использованием персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Например, нередко в форме регистрации на сайте используются такие поля, как «дата рождения» и «телефон», а в форме профиля пользователя - «отчество», «дата рождения», «место жительства» (страна, область/край, город).

Следует понимать, что для регистрации пользователя на большинстве сетевых ресурсов не требуется знать такие данные, как телефон и место жительства/регистрации пользователя. Из формы регистрации эти сведения следует убрать.

А из формы личного профиля лучше убрать такие сведения, как «профессия», «www-страница», Skype (или другой мессенджер) и «дата рождения».

Посторонним лицам (а ваша компания и является таким лицом) знать эту информацию ни к чему. Форма подписки на новости сайта должна собирать информацию только об e-mail пользователей. Форма регистрации может собирать имя, фамилию, e-mail и пол пользователя.

Сбор лишней информации при проверке могут посчитать нарушением.

Выполнение вышеописанных правил и знание закона позволят избежать ответственности за его нарушение. При этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. Если раньше закон о персональных данных обходил вашу компанию стороной и никакой ответственности за его нарушение вы не несли, то с 1 июля все может измениться кардинальным образом.

Дело в том, что с этой даты начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Раньше дела в этой сфере возбуждала прокуратура (ст. 28.1 КоАП РФ). По новым же правилам (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры. На практике это означает, что количество штрафов и доведенных до суда дел может значительно увеличиться, и уйти от ответственности станет значительно сложнее.

Эксперт Илья Шагаев рассказывает об изменениях в законе о персональных данных: что изменится, какие будут последствия и как к этому подготовиться.

Илья Шагаев, генеральный директор CRM-агентства « ДМ Базис ». Персональными данными занимается с 2006 года, входил в Консультативный совет при Роскомнадзоре, в рабочие группы различных ассоциаций по 152-ФЗ.

Приверженец подхода «закон о персональных данных - это не о безопасности баз данных, а о правильной работе с данными частного лица - потенциального клиента, покупателя, работника».

В законодательстве произошли большие изменения, но про них практически не говорят. Так что давно пора привлечь к этому внимание широкой общественности.

Законодательство нас часто пугает и порой кажется тайной даже для людей, знакомых с языком договоров, приложений и прочей формальной документации. Поэтому статья написана простым языком, в первую очередь - для представителей бизнес-аудитории, которые используют персональные данные (далее - ПДн) для рекламы и маркетинговых акций.

Как правило, юристы не любят законодательство о персональных данных - мутное, непонятное, примеры не проработаны. При появлении вопросов о ПДн им проще запретить, чем искать пути решения проблемы. Поэтому российскому бизнесу необходимо уметь ориентироваться в этих вопросах, хотя бы для правильной постановки задач юристам и правильного контроля.

Управление репутаций бренда

ORM – один из самых быстро растущих сегментов digital-рынка. Стань экспертом в области управления репутацией вместе с новым курсом Skillbox и Sidorin.Lab (агентством №1 по профильному рейтингу Рувард).

3 месяца онлайн-обучения, работа с наставником, дипломная работа, трудоустройство для лучших в группе. Следующий поток обучения стартует уже 15 марта . Cossa рекомендует!

В поисковиках мне удалось найти только три статьи на тему изменений в Законе N 152-ФЗ с 1 июля; во всех трёх грубейшие ошибки в трактовке законодательства и изменений. Правда же в том, что некоторые ужесточения не особо страшны, а вот на другие советуем обязательно обратить внимание.

Государство предприняло самый значимый шаг в законодательстве о ПДн со времени появления самого закона 152-ФЗ. С 1 июля 2017 года вступит в силу закон 13-ФЗ от 07.02.2017, вносящий поправки в КоАП. Ужесточается ответственность за нарушения, которые могут допустить операторы (читаем - бизнес) в работе с ПДн.

Если коротко, то штрафы выросли почти на порядок (до 75 тысяч рублей). Причём за нарушения, которые допустить очень легко и которые видны на каждом шагу. Проверяющим и надзорным органам в том числе.

А привлечь к ответственности стало существенно проще. Если раньше это можно было сделать через прокуратуру (которой этими вашими ПДн заниматься некогда), то сейчас возбудить дело об административном правонарушении может непосредственно регулятор - Роскомнадзор. Который, можете быть уверены, заниматься этим хочет и давно уже ждал изменений в КоАП.

Главное

    «Кошмарить бизнес» за нарушения 152-ФЗ стало гораздо выгоднее. Штраф был до 10 000 рублей, стал до 75 000 рублей.

    Привлекать к ответственности стало проще. Раньше была прокуратура, которой было не до того, чтобы этим заниматься, а стал Роскомнадзор - регулятор, в зоне ответственности которого и находится 152-ФЗ.

    Бизнес, однако, расслаблен, и угрозы не заметил.

Давайте разберёмся, будут ли «кошмарить», за что конкретно и зачем это нужно. Где кошмар, а где нет?

Как было раньше и почему не волнуются сейчас

Небольшое сравнение законодательства и поведения операторов (бизнеса, компаний, юрлиц) «раньше и сейчас».

152-ФЗ «О персональных данных» появился в 2006 году. Всё прошло тихо, и люди всполошились не сразу. Довольно долгое время (год–два) к закону не было подзаконной нормативной базы на тему его применения.

Тем не менее, году в 2008–2009 благодаря появлению нормативки (от Роскомнадзора, ФСТЭК и ФСБ) и более активной работе СМИ некоторый мандраж наступил. Не знающих о законе почти не осталось, а отношение к нему было очень разным.

С операторами-клиентами в то время много общались мои сотрудники в рамках наших CRM-проектов (мы ведём крупные проекты, и клиенты были озадачены), я сам выступал и писал на эту тему, как раз в те годы я входил в Консультативный совет при РКН.

По степени реакции на происходящее в законодательстве выделим четыре категории компаний

2. «Знаем, но не обращаем внимания и считаем это всё полной ерундой. Ещё один неработающий закон: как применять - непонятно, и чем грозит - непонятно».

3. «Знаем, смотрим в ту сторону. Как применять - непонятно, чем грозит - непонятно... Немножко что-то сделаем, типа подготовились».

4. «Знаем и подготовимся по полной программе, насколько это можно в непонятном законодательстве».

Последняя категория позволила хорошо заработать интеграторам и компаниям, специализирующимся на информационной безопасности. Стоимость услуги по подготовке документации «на соответствие 152-ФЗ» могла превышать 2 млн рублей, хотя сама услуга была достаточно типовая.

К 2012 году рынок понял, что «реальной опасности» законы о ПДн не представляют - штрафы мизерные, вчинить их довольно сложно, требования умозрительные, проверки редкие и так далее. Операторы из категорий 3 и 4 плавно перетекли в категорию 2; а категория 4 при этом почувствовала себя обманутой - сначала услуги по подготовке подешевели до 600–500 тысяч, потом до 300 тысяч, а после появились сайты, предлагающие типовой пакет документов за 20–30 тысяч рублей.

Что мы имеем сейчас? Пассивность и нежелание бизнеса обращать внимание на изменения. Несмотря на то, что с изменениями «поймать штраф» до 30 тысяч рублей теперь легко может каждый второй интернет-магазин, а в более запущенных случаях и до 75 тысяч рублей, а в инфопространстве тишина и покой! К моему большому удивлению, ничего не обсуждается, подготовка не ведётся - это отчётливо видно по тем же интернет-сайтам, где штрафы можно просто поставить на поток.

Очевидно, что первая волна 2009–2012 годов, всколыхнувшая операторское сообщество, качнула маятник в другую сторону - от волнений тогда до равнодушия сейчас. Прошедшее время показало, что «выиграли» те, кто не готовился - категория 2. Они и время, и деньги сэкономили, и ничего им за это не было. Не обращать внимания, переждать, а потом оно само уляжется - тактика сработала.

И сейчас уже опытный бизнес, как будто бы поднаторевший на ниве ПДн, не воспринимает серьёзно нынешние изменения, поскольку «всё уже знаем, не пугайте, ничего за это не будет».

Но когда изменения в КоАП уже внесены, риски стали значительно выше.

Изменения в 152-ФЗ. Как стало сейчас, и почему риски операторов увеличились

Как я уже упомянул в начале статьи, буду говорить о примерах, актуальных для наиболее многочисленной группы операторов - тех, кто использует персональные данные частных лиц в целях продвижения товаров, работ и услуг. Это - бизнес, использующий CRM-проекты, программы лояльности, интернет-магазины, финансовые сервисы, такси, мобильные приложения и так далее.

Несмотря на десятилетнюю историю законодательства в сфере ПДн, читают закон и нормативные акты к нему очень плохо и воспринимать их не хотят. Поэтому изменения заслуживают более глубокого анализа, сравнения с самим законом и нормативкой в целом.

Терминологию упрощу, а штрафы приведены в отношении юридических лиц. Хотя в изменениях в КоАП ещё есть штрафы в отношении граждан, должностных лиц.

Теперь протоколы об административных правонарушениях будет составлять Роскомнадзор. Это ключевой регулятор в сфере ПДн, и он давно ждал изменений в КоАП. Потому что возбуждать дела через прокуратуру и в итоге выставлять штраф в 5–10 тысяч рублей очень муторно. А ускорить процесс, проведя всё самостоятельно, и выставить в десять раз больше - гораздо интереснее.

Интерес ведомства значим ещё и потому, что РКН желал увеличения штрафов, определяемых КоАП, до 500 тысяч рублей. Хорошо, что этого не случилось (пока), иначе риски бизнеса взлетели бы до небес. Но и увеличение от 5–10 тысяч рублей до 50–75 тысяч рублей, согласитесь, тоже неплохо.

Итак, КоАП с 1 июля 2017 года, статья 13.11. Семь пунктов, нас касаются первые шесть. Седьмой - про операторов, являющихся государственным или муниципальным органом, и это не про нашу тему.

Шесть пунктов

1. Обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или обработка ПДн, несовместимых с целями обработки. Штраф от 30 до 50 тысяч рублей

В зоне риска:

    Операторы, не указавшие цели обработки или указавшие их неграмотно. Встречается сплошь и рядом.

    Операторы, собирающие данные, связь которых с целью обработки очень натянута или вообще необъяснима. Самый частый пример - сбор в анкетах программ лояльности паспортных данных. Это частое требование юристов, плохо читавших закон, и которое теперь может привести к штрафам.

    Сюда же может быть отнесена принудительная регистрация в личном кабинете интернет-магазина при покупке. Если цель - продажа товара (доставка по указанному адресу), то запрашиваемая для регистрации информация (и сама регистрация) - избыточна и несовместима с целями.

2. Обработка ПДн без письменного согласия в случаях, когда оно должно быть по закону. Штраф от 15 до 75 тысяч рублей

Может показаться странным, но тут риск невелик. Дело в том, что перечень случаев, когда нужно письменное согласие (в терминах 152-ФЗ), ограничен, и продвижение товаров и услуг к нему не относится. А то, что многие называют сбором письменных согласий (в виде анкет), - это неверное понимание и трактовка законодательства. Недавно мне попалась на глаза одна из немногих разъяснительных статей по изменениям с 1 июля - и даже в экспертной статье неверно объясняются принципы письменного согласия. И вообще прелестно выглядит в другой статье рекомендация «получать письменное согласие у каждого подписчика на сайте».

3. Невыполнение оператором обязанности по обеспечению доступа к политике обработки ПДн. Штраф от 15 до 30 тысяч рублей

Вот здесь как раз группа риска огромна.

Любой сбор данных, относящихся к категориям ПДн в формах на сайтах, должен сопровождаться указаниями на политику обработки этих данных. То есть, программа минимум - на любом сайте необходимо реализовать такой документ. И совсем хорошо, когда из формы сбора данных дана ссылка на него. Отсутствие этого документа - повод для штрафа.

Вот примеры того, как обычно бывает:

Ни ссылок из анкет, ни самой политики обработки персональных данных в открытом доступе на сайтах этих интернет-магазинах нет. Кстати, за примерами далеко ходить не надо - это первые два магазина, где я пытался совершить нужную мне покупку. Это обычная ситуация, но получить с магазина от 30 до 50 тысяч рублей штрафа с 1 июля будет просто.

А вот так должно быть:

Годится, если на сайте просто где-то в футере есть ссылка на политику обработки данных или политику конфиденциальности. Пользовательское соглашение, в котором прописаны пункты о соответствии 152-ФЗ, тоже подходит.

4. Невыполнение оператором обязанности по предоставлению частному лицу информации об обработке его ПДн. Штраф от 20 до 40 тысяч рублей

Зона риска:

    С одной стороны, сам порядок запроса субъектом информации об обработке его ПДн довольно сложен (он прописан в 152-ФЗ). И редкий субъект его выполнит

    С другой, обязанность о предоставлении информации об обработке ПДн возникает при получении данных через третье лицо. Например, в партнёрских программах, различных кросс-промо, сменах подрядчиков в маркетинговых кампаниях и так далее.

В самом 152-ФЗ прописано, когда и как необходимо уведомлять субъекта.

5. Невыполнение в установленные сроки требования (частного лица, его представителя, уполномоченного органа) о блокировании-уничтожении-изменении ПДн. Штраф от 25 до 45 тысяч рублей

Зона риска:

    Как упомянул выше, порядок запроса со стороны субъекта довольно сложен, поэтому таких запросов ещё очень мало. В этом смысле пункт оператору особо не угрожает

    Будут ли при трактовке этого пункта сюда относить, например, отказ от email-рассылки или SMS, это вопрос...

Это заслуживает отдельного изучения. Формально никакого «упрощённого» порядка отзыва субъектом своего согласия на обработку данных законодательство не предусматривает. Но не рекомендовал бы пренебрегать остановкой коммуникаций с покупателем, если он попросил не беспокоить его. Кстати, в этом случае можно поиметь ещё и претензии ФАС в соответствии с законом «О рекламе».

6. Невыполнение обязанностей по хранению материальных носителей ПДн. Штраф от 25 до 50 тысяч рублей

Зона риска:

    Если вы храните свои бумажные архивы (анкеты, договоры с частными лицами, заявки-запросы) очень долго, убедитесь, что это хранение обеспечивает конфиденциальность. Простой склад по соседству вряд ли подходит, должно быть что-то более безопасное. Либо проработайте с юристами механику перевода архива в электронный вид.

На всякий случай подчеркну, что выше упрощены трактовки и термины и даны самые быстрые и очевидные рекомендации. Этого достаточно, чтобы в целом понять состав изменений и их трактовать.

Если углубляться, то интересных выводов будет ещё много. Как минимум три-четыре пункта из приведённых заслуживают отдельного рассмотрения.

Может, так нам и надо?

Напоследок выскажу такую крамольную мысль. Может, она и странно прозвучит из уст представителя операторов, но скажу. Тем более, она впрямую следует из хронологии событий и моих тезисов «почему сообщество расслаблено».

Давайте честно признаемся - бизнес относится к персональным данным частных лиц довольно халатно. Большие компании стараются выстроить правильную политику работы с ними, но даже крупный бизнес ещё далеко не весь обратил внимание на качественные принципы работы с ПДн. А уж средний и малый - тем более. Многие даже не понимают, что данные покупателей - это ценность, и что нужно уважать права частного лица при работе с его данными. И что сам закон не про информационную безопасность, а про соблюдение прав.

По-прежнему имеют место сливы баз данных «налево», неправомерное использование данных (то самое «не соответствующее целям»). Покупателей раздражает чрезмерная коммуникативная активность бизнеса, тем более когда от неё не удаётся отказаться с первого раза.

Всё это - неверные принципы и неверные бизнес-процессы работы с данными. Непонимание и неверные коммуникационные стратегии как основа, и огульное использование данных как следствие.

Как знать, может быть, огромной массе операторского сообщества и нужна увесистая дубина в виде повышенного внимания надзорного органа и применения штрафов?

Грамотный маркетинговый подход к CRM и лояльности - это то, что называется permission-marketing (разрешительный маркетинг). Правильно выстроенные CRM-процессы и процессы обработки данных могут и должны дружить с законодательными требованиями (в случаях, когда эти требования ясны, конечно).

И необходимо обратить внимание ещё на один важный момент. При увеличении штрафов и ускорении возможного наказания можно найти позитивный момент в изменениях - конкретизацию состава нарушений. В предыдущей редакции была очень общая формулировка «Нарушение установленного законом порядка...» и она могла трактоваться весьма широко. Сейчас же семь (шесть, касающихся бизнеса) пунктов достаточно конкретизированы и понятны. Это, на мой взгляд, хороший шаг государства навстречу прозрачности законодательства в этой сфере.

Помните известное «не умеешь - научим, не хочешь - заставим».

Сфера защиты персональных данных является очень щекотливой. Даже государства с более развитым в этой сфере законодательством очень осторожны и постоянно его совершенствуют. Для России же шаги по совершенствование федеральных законов о данных физических лиц происходит нечасто.

С 1 июля 2017 вводится обновленная версия 152-ФЗ , заставившая не на шутку переполошиться владельцев виртуальных ресурсов. Поговорка: «Всё, что не делается, всё к лучшему» в данной ситуации совершенно не уместна, ведь пользы от закона мало. Штрафы стали значительно больше, а также увеличилось количество поводов для привлечения к ответственности.

Попробуем в подробностях разобраться, что сулит обладателям сайтов, где пользователи регистрируются и оставляют информацию о себе. Ведь незнание ни от чего не освобождает, и под прицелом Фемиды может оказаться каждый.

Какие негативные последствия влечет за собой 152-ФЗ

  1. Во-первых, нечестным на руку сотрудникам проверяющих служб будет намного проще портить нервы владельцам компаний. Основанием для этого станет размер штрафа, для юридических лиц, достигающий 75 тысяч рублей.
  2. Во-вторых, 152-ФЗ входит в компетенцию Роскомнадзора. Предыдущие редакции должны были контролироваться прокуратурой, но в силу тяжелой загрузки им было не до этого. А самый опасный момент заключается в том, что бизнес до сих пор не видит, какая угроза над ним зависла.

Основные нарушения, за которые будет штрафовать Роскомнадзор

Перечислим шесть основных случаев, которые вытекают из свода законов КоАП, пункт 3.11, вступающего в силу с 1.07.2017. Сразу стоит оговориться, что там также имеется большое количество прочих пунктов, но они касаются только государственных учреждений, поэтому мы про них рассказывать не будем:

НАРУШЕНИЕ 1: Обработка данных в случаях, которые не прописаны в действующем законодательстве, либо использование метода, преследующего скрытые от частного лица или контролирующего органа цели.

ШТРАФ: от 30 до 50 тысяч рублей.

Этот пункт будет угрожать предпринимателям в следующих случаях:

  • Если компания неявно укажет цели сбора персональных данных или попробует их выразить нейтрально , чтобы таким образом избежать ответственности. Также может сильно повлиять неграмотность лица, составляющего текст.
  • Если связь лиц, занимающихся сбором данных, с компанией, обрабатывающей эти данные, противоречит общим условиям обработки личной информации. Эти ошибки возникают чаще всего при составлении анкет на улицах. Теперь при неправильном подходе за это можно получить штраф.
  • В вашем интернет-магазине действует принудительная регистрация с целью сбора клиентской базы? Вы тоже находитесь под ударом с первого июля. Сама цель продажи не совпадает со сбором персональных данных. Например, чтобы что-либо купить на рынке или в магазине, не нужно показывать свой паспорт. Это же справедливо и для онлайн продаж. Вероятнее всего, что этот пункт будет активно проверяться.

НАРУШЕНИЕ 2: Согласно новому закону, обработка персональных данных должна производиться только с согласия того, чьи данные будут обрабатываться.

ШТРАФ: от 15 до 75 тысяч рублей.

Пока что большинству совершенно не ясно, как будет работать этот механизм, но под угрозой оказываются все без исключения. Опрашивать каждого посетителя на сайте, давал ли он согласие, а тем более заставить давать его в чистом виде, никто не сможет. Остаются различные варианты с галочками и ссылками рядом с формами сбора персональных данных на сайте.

В интернете сотни тысяч сайтов, большинство из которых даже не подозревают об угрозе. Обрабатывать такие объёмы правонарушений не сможет ни одна государственная служба, но ведущим лидерам рынка и выборочным «везунчикам» точно достанется.

НАРУШЕНИЕ 3: Недопущение проверяющих органов к политике проверки персональных данных.

ШТРАФ: от 15 до 30 тысяч рублей.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация