Чёрно-жёлто-белый флаг в настоящее время. Имперские флаги: история. Чёрно-жёлто-белый флаг Российской империи

Главная / Земля

Красный и черный в разных сочетаниях и комбинациях с другими цветами нередко используются в государственной символике. Какие-то из этих полотнищ хорошо известны, историю других мало кто знает. Тем не менее, каждый такой флаг заслуживает внимания.

Египет

В символике часто присутствует зеленый. Однако у Египта флаг черный с красным и белым, а в центре полотнища цвета дополняет еще и золотое изображение орла. Он официально используется с конца двадцатого века. Три равные полосы, расположенные горизонтально, и золотой орел размещаются на полотнище, ширина которого относится к длине как два к трем. Сверху располагается красный цвет, снизу - черный, а между ними - белый. Первый является символом борьбы народа с колонистами, второй напоминает о независимости от британского режима, а третий рассказывает о восстании 1952 года. Наконец, обозначает султана Салах ад-Дина - руководителя похода против крестоносцев в двенадцатом веке.

Какое-то время Египет принадлежал Франции и пользовался ее флагом, потом в страну пришла Англия. Полотнище было лишь у султана - красная ткань с тремя месяцами, внутри которых располагались пятиконечные звезды. После получения свободы страна какое-то время пользовалась зеленым флагом с полумесяцем, а потом президент принял новый триколор. Он практически не отличался от современной версии. Египетский флаг, красно-черный, с белой полосой посередине, был украшен изображением орла с зеленым кругом, полумесяцем и тремя пятиконечными звездами. Потом птица исчезла. Ее заменили две звезды. С 1972 по 1984 год на флаге присутствовал золотой сокол. И только к началу девяностых полотнище обрело свой современный вид.

Германия

Страна, чей флаг красно-черный, есть и в Европе. В сочетании с золотым такую расцветку использует Германия. Три оттенка использованы для горизонтально расположенных равновеликих полос. Черный и золотой стали государственными цветами еще в средневековье. Третий цвет был добавлен к ним позже. Существует следующая история черно-красного флага: именно его использовал Йенский студенческий союз во время Освободительной войны против Наполеона. По ее завершении женское население города Йены подарило отважному студенчеству вышитый был флаг с и дубовой веткой золотого цвета. Именно такой символ и стали использовать немецкие студенты.

Со временем цвета стали объясняться следующим образом: черный означает темноту реакционных движений, красный символизирует кровь, пролитую в борьбе за свободу, а золотой - солнце, которое взойдет над независимой страной. Такое значение было в ходу довольно долгое время. Тем не менее черно-красный флаг, чей вид воспел немецкий поэт Фердинанд Фрейлиграт, получил официальный статус лишь в 1919 году. Комбинация с золотом стала символом демократической Германии. С приходом к власти нацистов флаг несколько изменился, но современное государство вернулось к прежнему варианту, который теперь выражает свободу и единство.

Третий рейх

Пожалуй, задумываясь о том, у какой страны черно-красный флаг, многие вспомнят именно трагично известную символику нацистов. Полотнище со свастикой является одним из самых узнаваемых и на сегодняшний день запрещено в некоторых странах. Разработка символа заняла у Адольфа Гитлера немало времени. Он хотел найти такой вариант, который был бы в меру прост и в то же время воплощал идеи партии. Ему предлагали белое полотнище, но он посчитал, что движение революционной эпохи не может использовать столь целомудренные оттенки. Поэтому Гитлер задействовал старые имперские цвета, преобразив их: вместо триколора он разработал штандарт алого цвета с белым кругом, в который вписана свастика.

Впрочем, некоторые ученые, занимающиеся исследованием биографии Гитлера, придерживаются других мнений по поводу того, как появился флаг. Красно-черный символ мог быть разработан дантистом из Штарнберга. Упоминается он и в книге «Моя борьба». Есть также точка зрения, что в качестве вдохновения использовались красные знамена коммунистических партий.

Украинские националисты

Украина использует в качестве государственного символа желто-голубой флаг. Красный и черный же представляет националистов, для которых эти цвета имеют идеологическое значение. Считается, что черный символизирует украинскую землю, а красный - кровь погибших за свободу. Такие оттенки давно использовались в национальной одежде и для отделки предметов быта. Тем не менее, идеологический смысл они обрели лишь после Первой мировой. Черно-красные никогда не использовала официально, но в песнях и для праздничных шествий он вполне употреблялся.

Кроме того, есть теория и о более древнем применении символики. На картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», написанной в 1880 году, стоит обратить внимание на задний план. На копьях располагается не только желто-голубой, но и красно-черный флаг. Это подтверждает мнение о древнем историческом значении стяга. Историки и специалисты проверяли творчество Репина на достоверность и считают, что в правдоподобии изображения можно не сомневаться: тогда действительно применялись черно-красные флаги. Украина может не использовать его на государственном уровне, но глубокую связь с историей этого символа трудно отрицать.

Албания

Еще одна европейская страна, чей флаг красно-черный, расположена на Балканах. Албанское полотнище используется с апреля 1992 года, но в основу символики положены старинные народные сказки. Красный флаг с черным орлом воплощает предание о птице, которая следит за управлением страной. Есть варианты, где снизу также изображается шлем. Версия с красным полотнищем и звездой с золотым контуром относится к периоду коммунистического правления в стране.

Помимо варианта со сказочным значением есть также теория, что эмблема с двуглавым орлом связана с пятнадцатым веком и полководцем Джорджем Кастриотой, который использовал такое изображение на печатях, после чего оно перекочевало и на штандарты. Черно-красный флаг страна стала использовать с 1912 года, после того как получила независимость от Османской империи. Как бы ни менялись оттенки и формы стяга, двуглавый орел всегда оставался на своем месте.

Судан

Мусульманские государства нередко используют в символике зеленый, и эта страна не становится исключением. Но на полотнище присутствуют и другие цвета. Что означает флаг красно-черный и о чем говорит белая полоса по центру? Верхняя полоса алого цвета призвана напоминать о борьбе Судана за суверенитет. Белый цвет связан с мирными устремлениями народа и его стремлением к партнерству с другими государствами мира. Нижняя темная полоса представляет сам Судан, который на арабском называется страной черных. Зеленый треугольник является но связан и с земледельческими традициями, имеющими в стране давние корни. Такой флаг был принят в мае 1970-го, когда республика стала демократической. На гербе также присутствуют четыре цвета государственного полотнища. На белом фоне изображена черная птица-секретарь, у которой на груди располагается красный щит, а в ногах - написанное зеленым название страны.

Папуа-Новая Гвинея

Экзотическая страна, символику которой мало кто знает, тоже использует черный и красный цвета. Государственный флаг представляет собой полотнище, разделенное по диагонали. Снизу располагается черный треугольник, а сверху - красный. В темной части также изображены пять белых пятиконечных звезд, складывающихся в а на червленой изображена летящая райская птица яркого желтого цвета. У каждого из элементов есть особое значение. На Южном полюсе нет полярной звезды, поэтому для навигации используется созвездие креста. Его используют на флагах такие страны, как Австралия, Бразилия, Токелау и Самоа. Черный и красный цвета распространены в национальном искусстве папуасов. Райская птица, которая летит по красному треугольнику, встречается практически исключительно на территории государства. Действующий символ был принят в июле 1971 года, а создательницей его стала Сьюзен Харехо Карике.

Мозамбик

Красные и черные оттенки используются и в символике африканских стран. Например, такие цвета применяет на своем флаге Мозамбик. На полотнище расположены три горизонтальные полосы одного размера: сверху зеленая, затем черная, а снизу желтая, между которыми располагаются узкие белые полосы. Красный используется для равностороннего треугольника у древка, в центре которого располагается желтая пятиконечная звезда. На ней расположены автомат Калашникова и мотыга, а также раскрытая книга. Интересно, что является единственным в мире, на котором изображается современное оружие.

Зимбабве

В Африке подобные цвета использует не только Мозамбик. Есть и еще один флаг. Он принадлежит Зимбабве и был впервые официально использован в апреле 1980 года, после победы национального союза и прекращения военных действий. На полотнище, стороны которого соотносятся в пропорции два к одному, располагаются семь равновеликих горизонтальных полос. Крайние выполнены в светло-зеленом цвете, затем идут желтые, после них красные, а центральной является черная. У древка расположен равнобедренный белый треугольник. На нем изображена на фоне красной звезды с пятью лучами птица Зимбабве. Цвет треугольника символизирует стремление страны к миру и развитию, красные полосы напоминают о борьбе за независимость, черная связана с историей желтая - с богатствами природы, а зеленая - с сельским хозяйством. Красная звезда вызывает в памяти революцию, которая подарила стране суверенитет. Птица связана с археологическим раритетом: на территории страны были найдены статуэтки из камня, символика с которых используется теперь не только на флаге, но и на гербе, а также на монетах.

Ангола

В символике этой страны также используется красный и черный. В таких цветах выполнены две горизонтальные полосы, расположенные на полотнище. Сверху идет красная, под ней - черная, а в центре располагаются золотые изображения шестерни, звезды и мачете. Первая символизирует кровь, пролитую во времена колонизации, а вторая - африканский континент. У каждого рисунка также свое значение: шестерня - это рабочие, мачете - крестьяне, а звезда - прогресс и солидарность.

Кения

Наконец, еще один африканский флаг. Кенийское полотнище покрыто пятью горизонтальными полосами - широкими черной, красной и зеленой, между которыми расположены две узкие белые. В центре располагается щит масаи, выполненный в тех же цветах. За ним изображены два перекрещенных копья. Черный цвет ассоциируется с африканским населением, красный - с борьбой за независимость, зеленый рассказывает о природных богатствах, а белый символизирует мир. Щит и копья говорят о готовности защищать свободу.

В последние годы становится популярным черно-желто-белый имперский флаг, или же бело-желто-черный. Каково значение имперского флага? Какова его история? Почему он забыт? Уже много десятилетий не утихают споры о том, какой же флаг - имперский. И каждая сторона находит неопровержимые доказательства своей правоты. Но после этого возникает следующий вопрос: стоит ли возвращаться к имперскому флагу?

История флага

В 1453 году пал Царьград, два месяца сдерживая осаду османов. Это был последняя надежда Византийской империи. При осаде XI Палеолог был убит.

Через некоторое время Ватикан стал искать союзников, собираясь организовать крестовый поход против турок. Сильным союзником могло стать Московское государство, которым правил тогда Иван III. Поэтому Папа Римский выдает замуж за Ивана III Софью Палеолог - племянницу императора Константина XI. Папа надеялся, что эта женитьба принесет плоды: отвоевывание бывших владений Византии. Кроме того, Ватикан хотел, чтобы Московия приняла Флорентийскую унию и подчинилась Риму. Но Иван III имел другие планы: усиление власти в Москве.

Женившись на Софье Палеолог, Иван III стал царем и защитником православия. А Москва стала наследницей Царьграда и Рима. Потому изменился и герб Московского государства. Византийский герб соединился с Московским - желтое поле и двуглавый черный орел и белый всадник на коне, поражающий змея.

Алексей Михайлович вводил этот герб в обращение. И другие правители следовали этой традиции такого изображения герба.

Сенат в 1731 году выпустил указ, по которому у каждого пехотного и драгунского полка должны были быть шарфы и шляпы, имеющие цвета герба. Российская армия должны была использовать для пошива одежды золотой и черный шелк. Кроме того, у них теперь были белые банты.

Петр I вводит новые цвета

Имперские флаги как таковые не существовали в то время. Трехцветный (бело-сине-красный) флаг появился в России, как утверждает большинство историков, во время царствования Алексея Михайловича. Воинский имел знамя, для изготовления которого использовалась червчатая, белая и лазоревая материи, то есть красная, белая и синяя. Это не всеми замечаемая деталь разрушает основной аргумент критиков триколора, поскольку большинство считает, что Петр I "привез" в нашу страну этот флаг. Петр Великий же начертал другой флаг: белое полотнище было разделено синим прямым крестом на четыре равные части, называющиеся крыжами. Первая и четвертая - белая, вторая и третья - красная. Ближе к концу XVII века флаг прочно держался за мачты русских судов.

После поездки в Голландию молодой царь решил строить корабли, поэтому сразу отправился в Архангельск. По пути в столицу он зашел в Вологду, где подарил архиепископу Афанасию три флага со своего корабля. Самый большой был "флагом царя Московского". Он представлял собой три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную (сверху вниз). Также на полотнище был вшит двуглавый орел, державший скипетр и державу. Грудь орла украшал красный щит со Святым Георгием.

Существует версия, что флаги он создал уже в Архангельске. Некоторые источники утверждают, что российский флаг был задуман по типу голландского триколора, но с другим порядком цветов. Но ошибка заключается в том, то Петр I уже создал этот флаг до поездки в Голландию.

После появления флага Московского царя бело-сине-красный имперский флаг с гербом нашивным оставался царским корабельным штандартом. В 1697 году Петр ввел новый трехцветный флаг, уже без нашивного орла.

При Петре I триколор являлся боевым знаменем России, сухопутных и морских войск. Но во время Северной войны армия и флот стали использовать В 1705 году, 20 января, Петр I приказал использовать бело-сине-красный флаг только в торговом флоте.

В послепетровское время наибольшее влияние оказывало немецкое окружение царствующих особ. Поэтому национальные цвета были практически утеряны.

Императорский штандарт

Имперские флаги также дополнял императорский штандарт. Его утвердил Петр I: на желтом полотнище изображен двуглавый черный орел, держащий морские карты с Белым, Азовским и Каспийским морем. Довольно быстро была добавлена четвертая морская карта. Частично побережье Балтийского моря присоединилось в 1703 году.

До этого, в 1696 году, император создал гербовое знамя, в основе которого лежало использовавшееся во времена правления Алексея Михайловича. Знамя было красным с белой каймой, по центру был изображен золотой орел, который парил над морем. В кругу на его груди изобразили Спасителя, рядом - Святого Духа и святых апостолов Павла и Петра.

В 1742 году состоялась коронация Елизаветы Петровны. Перед этим событием создали новое Государственное знамя империи: на желтом полотнище - черный двуглавый орел, окруженный 31 овальным щитком с гербами. Тогда на крыльях орла еще не изображались территориальные гербы.

Барон Бергард Карл Кёне создал второе государственное знамя. Его подготовили к коронации Александра II (1856 год, 26 августа). Помимо государственного знамени, Бернгард Кёне создавал также большой, средний и малый герба Российской империи. После он создал герб Дома Романовых и вообще провел геральдическую реформу российских территориальных гербов. Основной идеей Кёне было установление цветов, которые отражают цвета герба на флагах, знаменах. Праздничные драпировки и военная форма также имели эти оттенки. Так было принято в Королевстве Пруссии и Австрийской империи. Но утверждены гербовые цвета были при Анне Иоановне (1731 год, 17 августа).

Так как на государственном гербе был золотой щит, двуглавый черный орел, серебряные короны, скипетр и держава, то Бергард Карл Кёне рассудил, что гербовыми цветами по правилам геральдики являются черный, золотой и серебряный.

В 1883 году было создано третье государственное знамя к коронации Его расписал художник Белашёв. Но вместо золотого глазета использовали шелковую ткань, имеющую цвет старого золота.

К коронации Николая II, проходившей в 1896 году, выполнили четвертое государственное знамя. Его изготовили из золотой ткани с шитьем, а не с росписью.

Укрепление единства нации

Завершилась Отечественная война с Наполеоном, и бело-желто-черный флаг стали вывешивать только в праздничные дни. Существование флага в таком виде продолжалось только до момента его официального принятия. Николай I приказал использовать цвета будущего имперского флага на кокардах гражданских служащих.

Николай I вообще стремился принять государственные символы и атрибуты. Он был убежден, что так можно укрепить единство нации. Именно поэтому император утвердил патриотический гимн "Боже, Царя храни" как государственный.

Перевернутый флаг

Александр II желал навести порядок в государственной символике, так как ее следовало привести к общеевропейским геральдическим стандартам. Поэтому в 1857 император назначил барона Бергарда-Карла Кёне начальником гербового департамента.

1858 год служит точкой, с которой начинается история имперского флага как государственного. В 1858 году, 11 июня, Александр II подписал Указ, утвердивший новый державный флаг. Только теперь он был перевернутым: черно-желто-белым. Он должен был висеть на всех государственных учреждениях, казенных зданиях. При этом частные лица имели право использовать только флаг торгового флота со старым триколором: белый, синий, красный.

Автором проекта имперского флага выступил Бернгард-Карл Кёне. Именно ему принадлежит идея сделать черно-желто-белый имперский флаг. Что означают цвета на полотнище? Почему барон перевернул флаг? Вообще в геральдике перевернутый стяг обозначает траур. В море - это сигнал бедствия. Об этом не мог не знать прекрасный геральдист Кёне. Символично или нет, но после этого судьба страны стала сильно меняться не в лучшую сторону.

Картины художников "зафиксировали" расположение цветов в следующем порядке: белый, желтый и черный.

Смысл цветов

Цвета имперского флага России носят глубокий смысл, который заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем страны. Мы будем рассматривать первый вариант имперского флага.

Нижний слой - черный цвет - это олицетворение державного герба империи. Здесь сосредоточена стабильность и процветание всей страны, с нерушимыми и крепкими границами и единством нации.

Средний слой - желтый цвет - нравственное развитие, высокая духовность русского народа. Также этот цвет трактуют как отсылку к временам Византийской империи - как прародительницы России в православном мире.

Верхний слой - белый цвет - молитва и воззвание к Георгию Победоносцу, который уже много веков является покровителем русских земель. Кроме того, этот цвет является символом жертвенности народа России. Он готов потрясти мир в порыве отдать все за свою страну, только бы сохранить ее величие и собственную честь.

Существует еще одна версия относительно того, что означает цвет имперского флага. Белая полоса - православие, являющееся фундаментом и основой жизни. Желтая полоса - самодержавие, которое утверждается на православии, так как это единственная данная Богом форма власти. - народ, который зиждется на православии и самодержавии. Черный - потому что это цвет земли, Россия должна жить благородным трудом на земле.

Споры

Бело-желто-черный флаг как государственный стяг в последующие 15-20 лет воспринимался однозначно и не оспаривался. Но ближе к 70-м годам XIX века в империи укрепилась оппозиция из либеральных кругов, выступающая против монархического строя. Ее представители хотели, чтобы в стране начала следовать западной модели развития. Вследствие этого у них была тяга к европейской символике. Утвержденный Петром I флаг в какой-то степени относится к европейской символике.

Монархисты ратовали за сохранение имперского флага. Их мотивы вполне понятны: один народ - это единая Империя, а значит, и один имперский флаг. Что означает все вместе - страна непобедима и сильна.

Имперские флаги: их два?

1881 год - год смерти Александра II. Его смерть пришлась на очень сложный и важный момент для государства. Александр III довольно скоро (в 1883 году, 28 апреля) наделил бело-сине-красный флаг статусом державного, хотя ему предлагали сделать его только лишь торговым флагом. Ситуация осложнялась тем, что действие имперского флага не было отменено.

В 1887 году был издан Приказ по военному ведомству, который утверждал черно-желто-белые имперские флаги как национальные.

Ситуация была очень двойственной, следовало незамедлительно что-то решать. В апреле 1896 года представители Академии наук и Министерств решили, что новый державный стяг может быть национальным. А имперский флаг не обладает никакими геральдическими традициями.

Николай II повелел к своей коронации подготовить новое коронационное знамя, прототипом которого служили аналогичные знамена его предшественников.

В марте 1896 года, перед коронацией, Николай II собрал представителей от Академии Наук и иностранных и различных министерств. На совещании решили, что триколор должен называться национальным, российским. Цвета его именуются государственными (красный, синий и белый).

Толкование нового триколора

Новые цвета флага - белый, синий и красный - стали национальными и получили официальное толкование. Итак, новый имперский флаг. Что означает каждая его полоса?

Самой популярной расшифровкой является следующая:

  • белый - символ благородства и откровенности;
  • синий - символ честности, целомудрия, верности и безупречности;
  • красный - символ смелости, любви, мужества и великодушия.

Красный - державность. Синий - Богоматерь, покрывающая Россию. Белый - свобода и независимость. Также эти цвета говорили о содружестве Белой, Малой и Великой России. Несмотря на сложную историю этого флага, на самом деле за его цветами нет никакого исторического и геральдического смысла.

Интересно, что Временное правительство продолжало использовать новый триколор как государственный. Советский Союз не сразу отказался от триколора. Только в 1918 году Я. М. Свердлов выдвинул на утверждение боевой красный флаг, который и стал государственным на 70 лет.

Перед революцией

Но споры продолжались. В 1910 году, 10 мая, было учреждено Особое совещание, председательствовал министр юстиции А. Н. Веревкин. Целью этого совещания было выяснение вопроса о том, какие же цвета являются государственными, национальными. Над этой проблемой работали крупнейшие ученые-геральдисты. Несмотря на долгую работу, они не смогли найти четкие геральдические обоснования ни для одного из флагов. Но большая часть ученых считала, что государственные цвета - это черный, желтый и белый. Российский имперский флаг должен носить эти цвета. Другой флаг мог использоваться только торговыми судами во внутренних водах.

Кроме того, монархисты хотели вернуть "правильный" флаг по случаю приближения 300-летия Дома Романовых.

27 июля 1912 года прошло заседание, в ходе которого решили получить еще одно мнение с точки зрения целесообразности и практической приемлемости. Этим должна были заняться особая комиссия при Морском министерстве.

Комиссия провела два заседания. Большинство голосов в результате решило, что Особым совещанием при Министерстве юстиции была предложена неудобная реформа.

Совет министров 10 сентября 1914 года решил передать решение вопросов о министерству. Но с 1914 года правительство и общество уже не могло заниматься геральдическими спорами. Успели создать "симбиоз" обоих флагов. Бело-сине-красное полотнище в "крыже" теперь имело желтый квадрат с двуглавым черным орлом. На Первой мировой войне это демонстрировало единство нации и монархической власти.

Спустя 70 лет

Правительство РСФСР 5 ноября 1990 года решило создать проекты Государственного герба и флага страны. С этой целью учредили Правительственную комиссию. В ходе работы возникла идея возродить бело-сине-красный флаг. Все поддержали ее единогласно. И 1 ноября 1991 года на Съезде народных депутатов России была принята поправка в Конституции. Кроме того, изменили статью, которая описывала Государственный флаг.

Имперский флаг сегодня

В последнее время не раз поднимался вопрос о том, чтобы вернуться к имперскому флагу. Но в данном вопросе много неточностей. Начиная с того, что неизвестно точное и правильное расположение цветов. Кроме того, это флаг императорской семьи. В каком-то смысле сейчас возвращать флаг Руси - имперский флаг - неуместно.

К сожалению, многие люди не понимают, что значит имперский флаг. Часто его ошибочно принимают за флаг нацистов, путая их с националистами.

Существует интересный современный вариант стяга - "Коловрат". Имперский флаг носит символику, которая понятна людям посвященным и родноверам. Центр полотнища занимает древний символ славянских народов - коловрат, или громовник. Когда наши предки рисовали этот солярный символ, они призывали на помощь богов. Они рассчитывали на их помощь в ратном деле. Просили богатый урожай, хотели получить священные знания, которые практически не дошли до нашего времени. Сейчас немногим понятно, что означает имперский флаг России. Но для некоторых людей он по-прежнему олицетворяет величие и победы Российской империи.

Депутат Госдумы от партии ЛДПР Михаил Дегтярёв предложил .

В настоящее время чёрно-жёлто-белое знамя используется русскими националистическими, монархическими и патриотическими организациями, футбольными фанатами.

Имперский штандарт имел официальный статус с 1858 по 1883 годы. Считается, что под чёрно-жёлто-белым знаменем Россия ни разу не проигрывала в войнах.

Что такое имперский флаг?

Имперским флагом в просторечии именуют гербовый флаг Российской империи, утверждённый во второй половине XIX века. Бело-сине-красное знамя считалось торговым флагом, «скопированным» Петром I у голландского флота. Имперский штандарт также называли «флагом романовских цветов», «государственным флагом», «национальным флагом», «флагом гербовых цветов».

Значение флага

Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.

Чёрный цвет был взят с герба России, на котором изображался чёрный двуглавый орёл. Чёрный цвет символизировал величие России, самодержавие, государственную стабильность, незыблемость исторических границ и непобедимость.

Жёлтый (или золотой) цвет на гербе означал поле, над которым парил чёрный орёл. Также этот цвет символизировал духовность, устремление к нравственному совершенствованию и твёрдость духа.

Белый (или серебряный) цвет был известен как цвет Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона.

О том, кто такой Георгий Победоносец,

История флага

  • До 1858 года

Первые упоминания о флаге относятся ко временам правления императрицы Анны Иоанновны . В 1731 годув драгунских и пехотных полках шарфы приказано было делать «по российскому гербу» из чёрного шёлка с золотыми нитями.

В 1815 году в ознаменование победы над Наполеоном (а впоследствии во все праздничные дни) на зданиях стали вывешивать торжественные трёхцветные знамена; кроме того, подобную расцветку приобрела и армейская символика (орденские ленты, знамёна, а также кокарды, распространившиеся и среди гражданских чиновников).

В 1819 году появился жолнерский значок с номером батальона в полку, выполненный в виде трёх горизонтальный полос — чёрной, жёлтой, белой.

Российский имперский флаг. Фото: www.russianlook.com

  • 1858 - 1917

Официально чёрно-жёлто-белый флаг был утверждён указом императора Александра II от 11 июня 1858 года. Он был государственным символом Российской империи в течение 25 лет.

В 1883 перед коронацией Александра III императору на утверждение представили два флага: чёрно-оранжево-белый и бело-сине-красный. Царь выбрал из них последний, назвав его исключительно русским. После этого был издан закон, согласно которому для украшения зданий можно было использовать только бело-сине-красный стяг.

Однако чёрно-жёлто-белые флаги также вывешивали в торжественные дни, как при коронации Александра III , так и впоследствии. В итоге у России появились сразу два штандарта: чёрно-жёлто-белый и бело-сине-красный.

Для того, чтобы решить вопрос с официальным флагом империи, в преддверии коронации Николая II в апреле 1896 года созвали специальное совещание. На нём было решено, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным, и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований». В качестве аргументов, в частности, были приведены следующие:

«Если для определения народных цветов России обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для отечества нашего определятся те же национальные цвета: белый, синий, красный.

Великороссийский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубашке, малорос и белорус в белой; бабы русские рядются в сарафаны тоже красные и синие. Вообще, в понятиях русского человека что красно, то хорошо и красиво…

Если к этому присоединить белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического выражения России, для русского народного или государственного флага, наиболее свойственным оказываются цвета, установленные Великим Петром».

В начале XX века чёрно-жёлто-белый флаг использовался российскими правоконсервативными силами, приверженцами Российской империи и императора. Черносотенцы «переворачивали» штандарт и трактовали его в соответствии с идеологией народности:

  • белый - «православие» (чистота веры);
  • жёлтый - «самодержавие» (блеск и слава царской власти);
  • чёрный - «народность» (цвет земли, к которой близок простой люд).

Во время Первой мировой войны Российскому правительству пришлось использовать бело-сине-красное знамя по причине того, что флаги государств-противников содержали в себе чёрный, жёлтый и белый (Германская и Австро-Венгерская империи), а страны-союзники, наоборот, имели на своих знаменах белый, синий и красный (США, Франция, Британская империя).

  • После 1917 года

После Февральской революции 1917 года Временное правительство назначило бело-сине-красный флаг государственным, а чёрно-жёлто-белый отменило как носитель имперского духа.

В 30- 40-е годы XX века имперский штандарт использовала крупнейшая русская белоэмигрантская антисоветская организация — Российская фашистская партия.

В конце 1980-х годов значительная часть монархистов и сторонников консервативных движений стала использовать чёрно-золото-белый флаг, противопоставляя его бело-сине-красному, который, начиная с 1988 года, стал использоваться демократическим движением.

Во время «Августовского путча» в 1991 году чёрно-жёлто-белый флаг, наряду с бело-сине-красным, использовался противниками ГКЧП.

В настоящее время под имперским знаменем зачастую встают русские монархические, националистические, патриотические организации и футбольные фанаты.

.
Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный— желтый-белый или белый-желтый-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета.

Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года "О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях". Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот, до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы — белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра Второго, а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром Перым? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг этого Императора, но здесь он явно перегнул палку (просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о "двойственности" важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые превратились в символ антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т.н. либеральные круги, которые на весь мир кричали, что борются с "деспотизмом и реакционностью царской власти", а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр Второй. Его сын и преемник Александр Третий 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай Второй повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что "другие флаги допускаемы быть не должны".

Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора, как считалось, "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета — и это подчеркивает их "единство". И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг "не имеет геральдических исторических основ в России", чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор — Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез "исправлять" российскую геральдику). Александр Второй по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику — и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было — флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о "правильности" флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса "о государственных Русских национальных цветах". Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с "правильным" расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему — непонятно, но пошли на компромисс — в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом.

С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине…

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.
Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой — нужны особые усилия особых людей .

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-желто-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-сине-красного.

Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
.

1878 Васнецов В.М. "Карс взяли" (эскиз)


На картине Васнецова, посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 "о расположении гербовых цветов" в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.

[Есть предположение, что это флаг (сине-желто-красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877-1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-бело-красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага.]

Картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

А вот картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный — монашество, желтый — золото икон, белый — чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.
Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто-то "добрый" делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о "правильности" расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомнится? Принцип "так думают все" или "так принято" действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае Первом он был другим.

Герб Кёне, 1858 год.

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра Второго (Правление этого Государя, годы которого были прозваны "эпохой великих реформ", для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности — все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно "слизан" орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь — хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 1959-м выпустили памятную монету и медаль "Монумент Императора Николая I на коне". Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там "советские" — пентакли .

На изображении ниже представлено сходство герба, который "сочинил" Кёне, с гербом Габсбургов. Герб Габсбургов:

А здесь сравнение отдельных элементов двух гербов:

Что получаем:

1) Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого сия лента в Российской геральдике никогда не использовалась.

2) Крылья осыпались, раньше на всех орлах, были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. Единственное на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4) Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

***

Для справки:


Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин — 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области ("Монетное дело города Берлина") опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии. Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841-1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и "представителем" в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)]. В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому "направлению", стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним "административным" названием — так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850-х годов — это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Кёне, правда, принадлежит и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856-1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном "Рёйсс-Грейцским".

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих "творений".

Россия — это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие — это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.
Если исходить из этого утверждения, то имперский флаг России должен быть бело-желто-черный, а не наоборот. И вот почему. Из Православия:

1. Белый цвет — Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

2. Желтый (золотой) — Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням — дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

3. Черный — народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог — Православие) — Белый цвет. Царя! (Самодержавие) — Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) — Чёрный цвет.

Братья и сестры, так как по вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый-желто-черный, т.е. БОГ-ЦАРЬ-НАРОД или наоборот, черно-желто-белый, т.е. НАРОД-ЦАРЬ-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению, черно-желто-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: "и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф.2:11). Ладан, как Богу — белый цвет. Золото, как Царю — жёлтый цвет. Смирна, как человеку — чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, так как никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь-мученик Николай Второй понимал проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге... Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем Вторым была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.

Братья и сестры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего — Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

* * *

Черносотенство
Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание "черная сотня" встречается в русских летописях еще с XII в. и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. В средневековой Руси "черными людьми" называли "людей земли" — "земских" (горожан и сельчан), в отличие от "служилых", чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом "черная сотня" — это объединение земских людей, и именуя свои организации Ч.С. — идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения "земских людей" — Ч.С. — призваны спасти, уберечь ее главные устои...

Основоположник организованного "черносотенства" В. А. Грингмут в своем уже упомянутом "Руководстве монархиста-черносотенца" (1906) писал: "Враги Самодержавия назвали "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту Самодержавного Царя. Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников".

Портал "

Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый "гербовый" флаг. Указ утверждён Сенатом года по докладу министра императорского двора графа В.Адлерберга. Разработчиком флага явился Б.Кене, поклонник немецкой геральдики. Объяснение выбора такого флага содержится в тексте указа.

Автором флага является начальник гербового отделения департамента герольдии правительствующего сената барон Бернгард фон Кёне — автор герба дома Романовых и большого герба Российской империи. Выбор именно этих цветов и именно в такой последовательности вполне отражал геральдические воззрения барона: Кёне полагал, что основой геральдической (то есть гербовой, но отнюдь не флажной — флагами Кёне не занимался и не интересовался) палитры в России должны быть основные цвета, употреблённые на имперском гербе: цвет основной фигуры — орла, и цвет щита, к которым он добавил ещё и взятый достаточно произвольно серебряный цвет.

Такая формулировка гербовых цветов полностью совпадала бы с ценимой бароном Кёне прусской и австрийской традицией (где гербовыми цветами считались соответственно чёрно-белый и чёрно-жёлтый). Более того, узаконение черни, золота и серебра как гербовых цветов империи было важным для массы уже созданных и переработанных Кёне гербов, и для создания государственного знамени (представлявшего собою отнюдь не «имперку», а золотое полотнище с чёрным гербовым орлом посередине; чёрно-золото-серебряными были только кисти и бахрома этого знамени).

Большая часть сторонников использования этого флага в наши дни — это современные русские монархисты и почти все русские националисты (от умеренных до радикальных). Поскольку флаг использовался в качестве официального с 1858 по 1883 годы (но не был отменён вообще до 1896 года), среди сторонников использования флага популярно следующее высказывание: «В те годы, когда официальным флагом России было чёрно-жёлто-белое знамя, Россия ни разу не проигрывала в войнах». Утверждение можно считать вполне соответствующим истине, так как за время использования флага (если учесть промежуток до 1896 года) Россия одержала победу в Кавказской войне, войне за освобождение балканских славян и даже в небольшой войне против Англии в Афганистане.

Ещё одним аргументом в защиту чёрно-жёлто-белого флага является следующий факт: в годы Второй мировой войны в символике русских военных и полувоенных организаций, воевавших на стороне гитлеровской Германии и её союзников, ни разу не встречался чёрно-жёлто-белый флаг, а чаще использовалось бело-сине-красное знамя.

Обоснование цветов по Воронцову Е.Н.

Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации. Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.

Текст приводится с небольшими изменениями. Главным образом они касаются изменения написания букв и глагольных окончаний.

"Высочайше учреждённое два года тому назад при министерстве юстиций, под председательством товарища министра гофмейстера А. Н. Верёвкина, Особое Совещание для выяснения вопроса о русских государственных цветах окончило свои занятия, составив обширную записку, освещающую вопрос с исторической и геральдической точек зрения. Предложения совещания сводятся к признанию русскими национальными цветами - сообразно цветам государственного герба, Имперского штандарта и государственного знамени, - сочетание чёрно-жёлто-белого. Военно-морской флаг - белый с синим Андреевским крестом - остаётся неприкосновенным. Установленный Петром Великим для коммерческих судов, бело-сине-красный флаг подлежит сохранению для торговых судов внутреннего плавания; правительственные и казённые здания должны украшаться государственным чёрно-жёлто-белым флагом: здания частных лиц могут украшаться, как государственным, так и бело-сине-красным коммерческим.

Эмблематическо-символическое сочетание чёрного, жёлтого и белого цветов в России имеет очень древнее происхождение и глубокое государственное значение.

И вот вспомнили ещё старину и нашли, между особенно чтимыми предметами княжеской сокровищницы, царский венец, или златую шапку, императора Константина Мономаха, животворящий крест, драгоценное ожерелье, или бармы, греческой работы и объявили их царскими регалиями, присланными греческим императором Русскому Великому Князю. Герберштейн упоминает о русских Мономаховых регалиях в 1497 году. В этом же году появляется на грамотах Иоанна III в соединении с Московским императорским Византийским гербом чёрного двуглавого орла на золотом поле. Символический герб этот принят и соединён с Московским Св. Георгием на белом коне после бракосочетания вдовствующего Иоанна III с греческой царевной Софией (Зинаидой) Фоминичной, последней представительницей рода греческих императоров.

Многих обстоятельств величия и просвещения своего и "всея Руси" Иоанн III достиг через таинство брака с этой греческой царевной Софией Фоминичной. Она поняла, что этот брак его имеет глубокое государственное значение между прочим, как получение наследственных прав императоров греческих Русским царским родом и потому, как видимый знак новых отношений Руси к Греции и Константинополю, Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом - всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского.

Составленное Земским Собором, Уложение при царе Алексее Михайловиче придавало столь важное значение эмблемам гербового чёрно-жёлто-белого сочетания, что подлоги этого гербового изображения царской печати осуждались как преступление против самого Царя. Глава 4 этого Уложения ограждает смертной казнью неприкосновенность печати Царской с вышеозначенными чёрно-жёлто-белыми эмблемами и Регламентом Генеральный императора Петра Великого.

Соответственно таким вышеизложенным основным русским понятиям, вследствие своего важного государственного значения, Российский герб с чёрно-жёлто-белым сочетанием его эмблем, всё в больших и больших случаях, предметах и видах стал проявляться, как символическое знамя всего русского, как эмблема всего государства Русского, во всём его составе, со всеми гражданами от Самодержавного Царя до последнего простолюдина. И все Государи и Государыни на Руси постоянно эмблематично проявляли и чтили неизменные основы древнего Российского герба: в жёлтом поле чёрного двуглавого орла с Победоносцем в белом и на белом коне, - или же в упрощённой символизации этого герба, в сочетании основных его цветов: чёрного, жёлтого и белого. Так первый Русский Император Петр Великий установил первый Русский Императорский штандарт "по российскому гербу", то есть флаг, изображающий на жёлтом поле чёрного двуглавого орла с Победоносным всадником в белом и на белом коне. Эти же основы Российского герба узаконены и по ныне для штандартов Их Императорских Величеств. И первый флаг для частных Русских коммерческих судов Император Пётр Первый в 1693 году повелел делать "по гербу Российского царствия из белой тафты с изображением на середине черной материей герба Его Царского Величества двуглавого чёрного орла с тремя над ним венцами, а в его ногах скипетра и яблока с крестом, все золочёных": шляпы всем имеет с галуном золотым, с кисточками золотыми, с чёрным полем и с белым бантом"… и кокарды, как отличительный Российский знак, установлялись белого и чёрного с оранжевым цветов. Порядок этот сохранялся и в царствование Императрицы Елизаветы Петровны… При Императоре Петре III появляются кокарды чёрно-жёлтые, но вместе сохранилась и белая. Будки для часовых и стойки для ружей красили также жёлтым и чёрным цветами. Императрица Екатерина II придавала высокого отличительное значение сочетанию чёрно-жёлто-белых цветов, что особенно выразилось в установлении цветов для ленты и ордена Св. Георгия - как высшего военного Русского знака отличия. С царствования Императора Павла чёрный и оранжевый или жёлтый цвета утверждаются всюду и во всех предметах и в значках одежды государственной.

Император Александр I Благословенный окончательно становил для военных кокарду из сочетания основных цветов Российской герба, из чёрного, оранжевого и белого цветов. Эта гербовая кокарда до ныне существует неизменно. В царствование Императора Николая I в 1834 году, в Высочайше утвержденном Положении гражданских мундирах, установлено в параграфе 2. А в 1857 году для большего проявления русскими гражданами всех ведомств отличительно Русских государственных цветов Российского герба, установлено было всем и гражданским слугам государства Русского всех ведомств и наименований и всем кому положено иметь кокарду, и на обыденных фуражках носить кокарду, и на обыденных фуражках носить кокарду основных цветов Российского государственного герба в таком виде: "Середина кокарды- чёрная, первый внутренний круг оранжевый, второй чёрный, третий оранжевый, а крайний круг матовый - серебряный. Эта государственная кокарда существует на Руси и в настоящее время.

Чрезвычайно демонстративно и внушительно выдаётся проявление Царями Русскими герба Российского и упрощённой его символизации - в основных цветах его, при священном короновании Государей Русских в этом единственном в жизни Русских Царей и высокознаменатльном для народа святом акте принятия ими "от Самого Бога" благословения "на священный долг и бремя правления Самодержавного ", - Российский герб царит и торжествует вместе с Помазанником Божьим и народом.

Таким образом, изначально гербовые цвета стали основой для государственного флага Российской Империи."

В настоящее время имперский триколор можно встретить в разных местах. Например рядом с Екатерининским дворцом в Санкт-Петербурге.

Источники

  • "Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации " Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
  • Сергей Бунтовский "История имперского флага ".
  • Права на фото с флагом принадлежат сайту сайт.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация