Что такое чрезвычайная ситуация тест. Действия при чрезвычайных ситуациях. Одним из последствий наводнения является

Главная / Земля

Т. 2.2 .Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.

Понятие о ЧС природного характера Классификация опасных природных явлений и разновидностей ЧС природного характера.

Гидрологические и морские опасности. Природные явления метеорологического происхождения. Природные пожары. Землетрясения - их первичные и вторичные последствия. Возможные последствия оползней, селей и обвалов; наводнение, виды наводнений; возможные последствия при ураганах, бурях и смерчах; Цунами. Вулкан.

Возможные глобальные последствия столкновения Земли с крупными небесными телами и возможные последствия распространения новых патогенных микроорганизмов.

Метеорологические ЧС. Космические и гелеофизические ЧС. Геологические ЧС. ,Биологические ЧС: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

Правила поведения при ЧС природного характера. Защита населения при угрозе и в ходе ЧС природного характера.

Проверочный тест: ЧС природного характера

Вариант № 1

    Дополнить. Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, называется ___________ бедствием …

а) национальным; в) экологическим;

б) стихийным; г) биологическим.

2. Дополнить. Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом землетрясения, называется ___________ …

а) эпицентром; в) метеоцентром;

б) точка излома; г) разломом.

3. Выбрать один правильный ответ. Для оценки силы урагана используют шкалу:

а) Бофорта; в) Рихтера;

б) Фаренгейта; г) Цельсия.

4. Выбрать несколько правильных ответов. Лесные пожары по структуре горения могут быть …

а) средние; г) фронтальные;

б) лесные; д) торфяные (подземные)

в) степные;

5. Выбрать один правильный ответ. Ветер большой разрушительной силы, значительной продолжительности и скоростью 32 м/с называется …

а) вихрем; в) ураганом;

б) бурей; г) штормом.

6. Выбрать алгоритм действий при угрозе урагана:

а) не выходить из укрытия сразу после урагана; в) закрыть и укрепить окна

б) выехать из опасной зоны, если это возможно;

в) закрыть и укрепить окна и двери;

г) отключить свет, воду, газ.

7. Выбрать один правильный ответ. Может ли верховой пожар распространяться со скоростью до 100 м в минуту?

а) маловероятно; б) нет; в) да.

8. Выбрать один правильный ответ. Массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости называется …

а) панэпидемией; в) эпифитотией;

б) эпизоотией; г) эпидемией.

9. Выбрать один правильный ответ. Основным способом защиты от наводнения является:

а) укрытие в защитных сооружениях; г) применение лекарств;

б) применение СИЗ; д) все выше перечисленное.

в) выход из опасной зоны;

10. Выбрать один или несколько правильных ответов. Зоны сейсмической опасности:

а) горные районы от Алтая до Саян; в) южное Приморье;

б) Прибайкалье; г) Сахалин, Камчатка, Курилы;

д) все выше перечисленное.

Проверочный тест: ЧС природного характера. Вариант № 2

1. Выбрать один правильный ответ. Наука, изучающая землетрясения, называется: а) топографией; в) сейсмологией;

б) гидрологией; г) геологией.

2. Выбрать несколько правильных ответов. Причинами землетрясений могут быть:

а) извержение вулкана; в) тектонические подвижки в коре земли;

б) пожары; г) ураганы.

3. Выбрать один правильный ответ. Ежегодно повторяющееся весной

относительно длительное повышение уровня воды в реке называется:

а) наводнением; в) цунами;

б) паводком; г) половодьем.

4. Выбрать один правильный ответ. При внезапном наводнении до прибытия

помощи следует:

а) занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды,

при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

б) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом

вывесить белое или цветное полотенце;

в) по возможности покинуть помещение и ждать на улице, подавая световые

и звуковые сигналы о помощи;

г) по возможности покинуть помещение и ждать помощи на улице,

5. Выбрать один правильный ответ. Массовое распространение одноименных

инфекционных заболеваний у животных, связанных с общим источником инфекции, называется:

а) эпидемией; в) эпифитотией;

б) панфитотией; г) эпизоотией.

6. Выбрать несколько правильных ответов. К стихийным бедствиям геологического происхождения относятся:

а) наводнение; г) оползень;

б) землетрясение; д) ураган;

в) сель; ж) цунами.

7. Выбрать несколько правильных ответов. Поражающими факторами ураганов являются:

а) напор воздушных масс; г) перегревание;

б) переохлаждение; д) отравление;

в) летящие предметы; ж) утопление.

8. Установить соответствие (ответ можно использовать один раз).

А – стихийные бедствия метеорологического характера:

Б – стихийные бедствия геофизического характера

а) засуха; д) землетрясение;

б) наводнение; ж) ураган;

в) оползень; з) сель;

г) извержение вулкана; и) сильный мороз.

9. Выбрать один правильный ответ. Падение небесных тел на землю относится к стихийным бедствиям _____________ характера …

а) метеорологического характера; в) топологического;

б) тектонического; г) космического.

10. Выбрать один правильный ответ. Для оценки силы землетрясения используют шкалу: а) Бофорта; б) Фаренгейта; в) Рихтера; г) Цельсия.

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 1

Дополнить

    Скользящее смещение масс горных пород по склону к подножью под влиянием силы тяжести, происходящее постепенно, называется __________________ .

    Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке, а затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря – это _________________ .

    К тектоническим опасным явлениям относится _________________ .

    Широкое распространение инфекционных болезней среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень, называется ______________ .

    Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и нанести значительный материальный ущерб, называется ____________ _____________ .

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 2

Дополнить

1. К теллурическим опасным явлениям относится ________ ____________ .

2. Слой плотного льда на поверхности земли, деревьях, строениях, образующийся при намерзании переохлажденного дождя, называется ________________ .

3. Периодически повторяющийся довольно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый таянием снега или дождевыми осадками на равнинах, называется _____________ .

4. Падение небесных тел на поверхность Земли может привести к ЧС _________

Происхождения.

    Область пониженного давления в атмосфере, сопровождающаяся сильными ветрами и пасмурной погодой и ухудшением самочувствия людей, называется ____________ .

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 3

Дополнить

    Ветер большой разрушительной силы и продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с, называется _____________ .

    Возникающий в бассейне горной реки стремительный поток смеси воды и обломков горных пород, называется ____________ .

    Гигантские океанические волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержения вулканов, называются ____________ .

    Совокупность биохимических и физиологических реакций в организме, протекающих при участии энергии света, называются _______ процессы.

    Период с момента таяния снежного покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, называется _________ сезон.

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 4

Дополнить

    Тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания или намерзания мокрого снега, называется ___ .

    Широкое распространение инфекционных болезней среди животных, имеющих общие признаки и специфического возбудителя, называется ____ .

    В периоды солнечной активности мощные корпускулярные потоки вызывают на Земле __________ _______, отрицательно влияющие на самочувствие людей.

    Масса снега, падающая или скользящая со склонов гор со скоростью 20-30 м/с, называется _________ __________ .

    Наука, изучающая землетрясения. Называется _____________ .

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 5

Дополнить

    Продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре окружающей среды и пониженной влажности воздуха, называется _______ .

    Затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, называется _________ .

    Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом землетрясения, называется ___________ .

    Массовое распространение инфекционных болезней среди растений на значительные территории в течение определенного времени, называется ____________ .

    Просадка земной поверхности в результате проливных дождей называется __________ .

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 6

Дополнить

    Гидрометеорологическое бедствие, связанное с обильным выпадением снега, нарушающее движение транспорта и людей, называется _______ ________ .

    Повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом, называется _________ .

    Интенсивный, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый сильными дождями, называется ___________ .

    Малые планеты диаметром от 1 до 1000 км, столкновение которых с Землей может привести к планетарной катастрофе, называются _________ .

    Массовые распространения разнообразных инфекционных заболеваний на Земле относятся к ЧС _____________ происхождения.

Понятие о ЧС природного характера. Классификация, закономерности, проявления

1.Наиболее разрушительным и трагическим характером, как по причиняемому материальному ущербу, так и по количеству человеческих жертв из природных явлений обладает …

2. Чрезвычайные ситуации природного характера подразделяются на _______ групп.

3. Опасные природные явления или процессы, способные вызывать катастрофические ситуации, с внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражение и гибель людей, называются …

Решение: Опасные природные явления или процессы, способные вызывать катастрофические ситуации с внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражение и гибель людей, называются чрезвычайными ситуациями природного характера. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / В. Ю. Микрюков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – С. 11.

4. Все природные чрезвычайные ситуации подчиняются некоторым общим закономерным особенностям, в связи с чем неверным является утверждение, что …

Опасные природные явления и чрезвычайные ситуации.

1. Какими могут быть природные явления?

Ответ. Природные явления могут быть экстремальными, чрезвычайными и катастрофическими.

2. Что такое стихийное бедствие?

Ответ. Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и нанести значительный материальный ущерб.

3. Предсказуемы ли природные явления?

Ответ. Природные явления чаще всего внезапные и непредсказуемые, а также они могут носить взрывной и стремительный характер.

4. Зависимы ли происходящие природные явления?

Ответ. Природные явления могут происходить независимо друг от друга (например, сход лавины и природные пожары) и во взаимодействии (например, землетрясение и цунами).

3. Опишите циклон и факторы его опасности.

Ответ. Движение воздуха направлено от высокого давления к низкому. Формируется область низкого давления с минимумом в центре, что называется циклоном. Циклон в поперечнике достигает несколько тысяч километров. Погода при циклоне преобладает пасмурная, с усилением ветра. Метеочувствительные люди во время прохождения циклона жалуются на ухудшение самочувствия.

4. Опишите сильный мороз и его опасности.

Ответ. Сильные морозы – характеризуются понижением температуры в течение нескольких дней на 10 и более градусов ниже среднестатистических показателей для данной местности.Гололед – слой плотного льда (несколько сантиметров), образующийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улиц и на предметах и строениях при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре от 0 до 3 С. Как вариант – ледяной дождь.Гололедица - это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. Опасности. Увеличение количества ДТП и травм среди населения. Нарушение жизнедеятельности при обледенении линий электропередач, контактных сетей электротранспорта, что может привести к электротравмам и пожарам.

5. Опишите метель и её опасности.

Ответ.Метель (вьюга, пурга) – это гидрометеорологическое бедствие. Связанное с обильным выпадением снега, при скорости ветра выше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов. Опасности для населения заключаются в заносах дорог, населенных пунктов и отдельных зданий. Высота заноса может быть более 1 метра, а в горных районах до 5-6 метров. Возможно снижение видимости на дорогах до 20-50 метров, а также разрушение зданий и крыш, обрывы электропередачи и связи.

6. Опишите туман и его опасные факторы.

Ответ. Туман – скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов в приземном слое атмосферы, снижающее видимость на дорогах. Опасности . Снижение видимости на дорогах нарушает работу транспорта, что ведет к авариям и травматизму среди на населения.

7. Опишите засуху, сильную жару и их опасные факторы.

Ответ. Засуха – продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности.Сильная жара – характеризуется повышением среднегодовой температуры окружающего воздуха на 10 и более градусов в течение нескольких дней. Опасности заключаются в тепловом перегревании человека, т.е. может привести к тепловому или солнечному удару, что может привести к смерти. Во время сильной жары и особенно засухи, возрастает вероятность природных пожаров. Природные пожары могут быть лесными, степными и торфяными. По распространению огня они могут быть низовые и верховые. При низовых пожарах огонь распространяется со скоростью от 0,1 до 3 метров в минуту. Скорость распространения верхового пожара до 100 м в минуту по направлению ветра. В случае угрозы для жизни от массовых пожаров в населенных пунктах организуется эвакуация населения в безопасное место. Опасности: термическое воздействие на незащищенную кожу и дыхательные пути, вдыхание дыма и оксида углерода, вредно влияющих на здоровье людей.

1. Обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий или аварий, называются чрезвычайными, если они вызывают …. а) небольшие изменения в жизнедеятельности людей;

б) резкие изменения в жизнедеятельности людей;

в) повышение работоспособности у людей;

г) понижение работоспособности у людей.

5. Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, называется ___________ бедствием.

а) национальным;

б) стихийным;

в) экологическим;

г) биологическим.

Классификация разновидностей ЧС природного характера;

природные явления метеорологического происхождения;

Тема: Метеорологические чрезвычайные ситуации

1. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии …

Решение: Ураганы всегда сопровождаются ливневыми дождями, вызывая наводнения и разрушения зданий и сооружений. При этом ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий связи и электропередач, ломает и вырывает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магистрали и мосты. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : «Дашков и К» ° , 2009. – С. 186–187.

2. К метеорологическим чрезвычайным событиям относятся …

3. Природное явление, связанное с активным движением воздуха в атмосфере из области высокого давления в область пониженного давления с минимумом в центре, называется …

4. Самыми непродолжительными из всех видов вихревых бурь являются __________ бури.

33. Укажите неверный ответ:

Если вы оказались в зоне лесного пожара, то, прежде всего, необходимо …

а) покинуть место пожара перпендикулярно направлению ветра;

б) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле, и дышать через мокрый платок (одежду);

в) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;

г) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший водоем.

34. Может ли верховой пожар распространяться со скоростью до 100 м в минуту?

а) маловероятно;

35. В случае угрозы для жизни населения от массовых пожаров в населенных пунктах организуется:

а) укрытие в соседнем (не горящем) лесном массиве;

б) укрытие в подвалах и погребах;

в) укрытие в ближайшем водоеме;

г) эвакуация в безопасное место.

36. К неверным действиям человека, оказавшегося в зоне степного пожара, относится …

а) попытка покинуть место пожара перпендикулярно направлению ветра;

б) ожидание помощи;

в) попытка покинуть место пожара и дышать через мокрый платок (шарф);

г) попытка обойти зону пожара, если её обойти невозможно, то преодолеть границу огня против направления ветра.

37. Период с момента таяния снежного покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, называется …

а) пожароопасный сезон;

б) стихийное бедствие;

в) временной засухой;

г) чрезвычайной ситуацией.

38. К тушению пожара допускаются лица не моложе _________ лет

происхождение землетрясений, их первичные и вторичные последствия; характеристика и возможные последствия оползней, селей и обвалов;

    Геологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары

1.К чрезвычайным событиям геологического характера относятся …

2.Вулкан, об извержении которого нет сведений, но под которым происходят локальные землетрясения, называется …

Уснувшим;

Потухшим;

Действующим;

Замершим.

Решение: Вулкан, об извержении которого нет сведений, но под которым происходят локальные землетрясения, называется уснувшим. Вулканы подразделяются на действующие, уснувшие и потухшие. Потухшие – это вулканы без какой-либо вулканической активности. Действующие вулканы периодически проявляют свою активность в виде различных форм извержений. Замерших вулканов не существует. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : «Дашков и К» ° , 2009. – С. 220–221.

3. К чрезвычайным ситуациям геологического характера не относятся …

8. Опишите землетрясение и его опасности.

Ответ. Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большое расстояние в виде упругих колебаний. З. относится к тектонически-опасным явлениям. Наука, изучающая З. называется сейсмологией. Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом З., называется эпицентром. Интенсивность З. оценивается по Международной (Меркалли) 12-ти бальной сейсмической шкале. В России принята 9-ти бальная шкала Рихтера. Условно З. подразделяют на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов). Сильные З. всегда сопровождаются многочисленными афтершоками. Афтершок – это повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом. Их количество и интенсивность со временем уменьшается, а продолжительность проявления могут длиться месяцами. Почти симметричны афтершокам - форшоки. Отличие состоит в том, что иногда сильное З. порождает малые афтершоки, а иногда, наоборот, слабое З. (форшок) порождает большое (главный удар), который в свою очередь, порождает меньшее З. (афтершоки). Опасности: подземные колебания приводят к разрушениям. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее разрушения. Это приводит разным травмам среди населения, нарушению жизнедеятельности и материальному ущербу.

Чрезвычайные ситуации

ВАРИАНТ 1

1. Причиной землетрясений может стать:

а) волновые колебания в скальных породах;

б) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный

массив с огромной силой трется о другой;

в) строительство очистных сооружений в зонах тектонических разломов.

2. Вы находитесь дома один. Вдруг задрожали стекла и люстра, с полок начала падать посуда и

книги. Вы срочно:

а) закроете окна и двери, перейдете в подвальное помещение или защитное сооружение.

б) позвоните родителям на работу, чтобы предупредить о происшествии и договорится, о месте встречи;

в) займете место в дверном проеме;

3. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:

а) тучи пепла и газов («палящая туча»); б) взрывная волна и разброс обломков;

в) водяные грязекаменные потоки; г) резкие колебания температуры.

4. Одна из причин образования оползней:

а) вода, просочившаяся по трещинам и порам в глубь пород и ведущая там разрушительную работу;

б) вулканическая деятельность;

в) сдвиг горных пород.

5. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра:

а) Менделеев; б) Рихтер; в) Ломоносов; г) Бофорт

6. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в

а) циклон; б) ураган; в) буря; г) смерч.

7. Одним из последствий наводнения является:

а) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;

б) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;

в) возникновение местных пожаров, изменение климата.

8. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по

лесной территории, - это:

а) природный пожар; б) стихийный пожар; в) лесной пожар.

9. К поражающим факторам пожара относятся:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

в) открытый огонь, токсичные продукты горения

г) образование облака зараженного воздуха.

10. Взрыв всегда сопровождается:

а) большим количеством выделяемой энергии;

б) резким повышением температуры;

в) резким повышением давления.

11. В каком из перечисленных примеров могут создаваться условия для возникновения

процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки.

12. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней

территории.

б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате

действий ударной волны;

в) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений и животных опасными

ядовитыми веществами;

13. Хлор - это:

а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;

б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

привкус во рту.

14. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства защиты

используют ватно-марлевую повязку, которую смачивают:

а) 2% - м раствором соды.

б) 2% - м раствором нашатырного спирта;

в) 2% - м раствором уксусной или лимонной кислоты;

15. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным

загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости

приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические

мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их

последовательность:

а) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом, обувь ополоснуть

в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога, принять душ

б) перед входом в дом снять одежду и вытряхнуть из нее пыль, воду из емкости вылить в

канализацию, войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф,

вымыть руки и лицо;

в) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом, предварительно

вытряхнув из нее пыль, обувь ополоснуть в специальной емкости с водой и поставить в плотно

закрывающийся шкаф, воду из емкости вылить в канализацию, войдя в помещение вымыть руки

16. Проникающая радиация может вызвать у людей:

а) лучевую болезнь;

б) поражение центральной нервной системы;

в) поражение опорно-двигательного аппарата.

17. Гидродинамические аварии - это:

а) аварии на гидродинамических объектах, в результате которых могут произойти

катастрофические затопления;

б) аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды;

в) аварии на пожаро-, взрывоопасных объектах, в результате которых может произойти взрыв.

18. Антропогенные изменения в природе - это:

а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного

характера;

б) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека;

в) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии.

19. Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут

образовать кислотные осадки:

а) бензин и машинные масла; б) свинец и его соединения;

в) ртуть и ее соединения; г) диоксид серы и оксиды азота;

Чрезвычайные ситуации

природного и техногенного характера

ВАРИАНТ 2

1. Что такое землетрясение:

а) подземные удары и колебания поверхности земли;

б) область возникновения подземного удара;

в) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.

2. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно

почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания,

а) занять безопасное место в проеме дверей;

б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;

в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.

3. «Палящая туча» - это:

а) тучи раскаленного газа и пепла, удерживающиеся у самой поверхности земли;

б) тучи пепла, поднимающиеся на большую высоту;

в) тучи раскаленного газа под большим давлением, исходящие из жерла вулкана;

г) тучи раскаленного газа и пепла, поднимающиеся на высоту до 75 км.

4. Причины образования селей:

а) нарушение почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, отсутствие

растительности на горных склонах, массовая миграция животных в осеннее – зимний период.

б) наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях, лесные и торфяные пожары, прямое

воздействие солнечных лучей на ледники;

в) подвижки земной коры или землетрясения, естественный процесс разрушения гор, извержение

вулканов, хозяйственная деятельность человека;

5. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого

превышает 32 м/с.

а) шторм; б) ураган; в) торнадо.

6. Лучшая защита от смерча:

а) мосты, большие деревья;

б) подвальные помещения, подземные сооружения;

в) будки на автобусных остановках.

7. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом подавать сигналы,

позволяющие вас обнаружить;

б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом

подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

в) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы.

8. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:

а) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;

б) оставаться на месте до приезда пожарных;

в) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону.

9. По масштабу распространения и тяжести последствий ЧС техногенного характера могут быть:

а) областными; б) районными; в) местными

10. К поражающим факторам взрыва относятся:

а) высокая температура и волна прорыва;

б) осколочные поля и ударная волна;

в) сильная загазованность местности.

11. Если на вас загорелась одежда, то вы:

а) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

б) побежите и постараетесь сорвать одежду;

в) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

12. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены

опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность

для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, - это:

а) зона химического заражения; б) очаг химического заражения;

в) область химического загрязнения; г) территория заражения.

13. Диоксид серы - это:

а) в зависимости от состава газ от бесцветного до красно-бурого цвета.

б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический

привкус во рту;

в) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

14. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом АХОВ прежде

всего необходимо:

а) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза и прополоскать рот;

б) немедленно зарегистрироваться, после регистрации надеть одежду, вытереть ботинки, пройти

в здание и умыться;

в) помочь эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте, пройти на пункт питания,

исключить какие-либо физические нагрузки и лечь отдыхать.

15. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) находится в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и

кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать

пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;

б) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать

их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной

безветренной погоде;

в) находится в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли,

двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу не пить, не курить, не поднимать

пыль и не ставить вещи на землю;

16. Цель йодной профилактики – не допустить:

а) возникновения лучевой болезни;

б) поражения щитовидной железы;

в) внутреннего облучения.

17. Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей,

сельскохозяйственных животных и растений, значительное повреждение или уничтожение

материальных ценностей, зданий и сооружений, - это:

а) зона сильного затопления; б) зона разлива реки;

в) зона опасного затопления; г) зона катастрофического затопления

18. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются:

а) стихийные бедствия и техногенные аварии;

б) частые изменения окружающего воздуха вследствие геологических, гидрологических,

сейсмических и ветровых явлений;

в) загрязнение атмосферы мелкодисперсной пылью, парниковый эффект, теплота, выделяемая в

результате хозяйственной деятельности человека;

19. Сточные воды представляют опасность для здоровья населения, так как могут:

а) стать источником загрязнения искусственных водоемов;

б) вызвать гидродинамические аварии и значительные затопления территорий;

в) являться источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний, содержать яйца и

личинки глистов

Чрезвычайные ситуации

природного и техногенного характера

ВАРИАНТ 3

1. Признаками приближающегося землетрясения могут быть следующие явления:

а) голубоватое свечение внутренней поверхности домов, искрение близко расположенных (но не

соприкасающихся) электрических проводов, запах газа в районах, где раньше этого не

отмечалось, вспышки в виде рассеянного света зарниц;

б) резкое изменение погодных условий, самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и

материалов, выпадение обильных осадков в виде дождя или снега;

в) короткое замыкание электросети, непонятный гул, качание люстры и дрожание стекол на окнах.

2. При землетрясении необходимо попытаться:

а) отключить электричество, эвакуироваться из здания, занять место вдали от зданий и линий

электропередач;

б) забить окна, попытаться быстро покинуть здание и поехать (пойти) домой.

в) успокоить домашних животных, быстро занять место на балконе или подальше от капитальных

3. Основной способ спасения людей при извержении вулканов:

а) укрытие в специально оборудованных убежищах;

б) эвакуация;

в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

4. Основная причина крупных обвалов:

а) землетрясения; б) таяние ледников; в) ураганы; г) наводнения.

5. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с:

а) буря; б) вьюга; в) торнадо.

а) овраг; б) большие деревья; в) крупные камни.

7. Вынужденную самостоятельную эвакуацию во время внезапного наводнения необходимо

начинать тогда, когда уровень воды:

а) станет резко подниматься.

б) достиг первого этажа здания, где вы находитесь;

в) достиг отметки вашего пребывания и создается реальная угроза вашей жизни;

8. Если вы оказались в зоне лесного пожара, то прежде всего необходимо:

а) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле и дышать через мокрый платок

б) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший водоем;

в) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня.

9. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти

гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью

людей либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, называется:

а) потенциально опасный объект;

б) аварийный объект;

в) катастрофически опасный объект.

10. Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:

а) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления внутри

производственного оборудования;

б) повышение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных приборов,

указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;

в) отсутствие специальных устройств удаления дыма, легкосбрасываемых конструкций во

взрывоопасных производствах, наличие инертных газов в зоне взрыва.

11. В каком из перечисленных примеров могут создаваться условия для возникновения процесса

горения:

а) гранит + кислород воздуха + пламя горелки

б) бензин + кислород воздуха;

в) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

12. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей,

животных и растений опасными химическими веществами, - это:

а) гидродинамически опасный объект; б) пожароопасный объект; в) химически опасный объект;

13. Хлор - это:

а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

б) зеленовато-желтый газ с резким запахом;

в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический

привкус во рту.

14. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий

будет:

газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты

питания, укрыться в убежище или покинуть район опасности;

документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;

в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в

печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или

покинуть район аварии.

15. При оповещении об аварии на радиационноопасном объекте необходимо действовать в

следующей последовательности:

а) включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник и

вынести скоропортящиеся продукты и мусор, выключить газ, электричество, погасить огонь в

печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной

защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный

эвакуационный пункт;

б) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые

продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на

двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт;

в) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты и следовать на сборный эвакуационный пункт.

16. При внутреннем облучении радиоактивные вещества проникают в организм человека в

результате:

а) прохождения радиоактивного облака через одежду и кожные покровы;

б) радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;

в) потребления загрязненных продуктов питания и воды, вдыхания радиоактивной пыли и

аэрозолей

а) электромагнитное и акустическое излучение, гидродинамическое давление и смыв плодородных

б) поражающее действие различных предметов, вовлекаемых в движение, непосредственное

в) ударная волна, пониженная концентрация кислорода в воздухе и повышенная температура

окружающей среды.

18. Озоновый слой атмосферы предохраняет все живое на Земле от действия:

а) ультрафиолетового излучения солнца;

б) космической пыли;

в) инфракрасного излучения солнца.

19. Основными причинами сокращения сельхозугодий является:

а) отсутствие условий для возделывания земель и сокращение численности населения;

б) подтопление и заболачивание земель, эрозия почвы и зарастание лесом и кустарником

межконтурных и удаленных участков;

в) усиление сейсмической активности литосферы и повышение среднегодовой температуры на

планете за последние десятилетия.

Чрезвычайные ситуации

природного и техногенного характера

ВАРИАНТ 4

1. Наиболее подходящие места в здании для укрытия при землетрясении:

а) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями, у колонн, проемы в капитальных

внутренних стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами, дверные проемы;

б) места под подоконником, внутри шкафов, комодов, гардеробов, углы, образованные внутренними

перегородками;

в) вентиляционные шахты и короба, балконы и лоджии, места внутри кладовок и встроенных

2. Вы попали под завал в результате землетрясения, нога была придавлена

упавшей конструкцией, но освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги

можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход

заблокирован. Какова очередность ваших действий:

а) установите подпорки под конструкции над вами, попробуйте подойти к оконному проему, если

найдете спички, попытайтесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг

б) окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;

в) окажите себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые

вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими

предметами по трубам, плитам;

3. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:

а) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;

б) убегать в перпендикулярную сторону от движущихся лавовых потоков;

в) укрыться за большим камнем.

4. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:

а) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и

сооружений, сокрытие их толщами пород;

б) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных.

в) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и

водоемах.

5. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в

котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с.:

а) буря; б) ураган; в) смерч; г) циклон.

6. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана:

а) большие деревья; б) овраг; в) крупные камни.

7. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;

б) открыть окна и двери нижних этажей;

в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

8. К поражающим факторам пожара относятся:

а) образование облака зараженного воздуха;

б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;

в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

г) открытый огонь, токсичные продукты горения;

9. Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего

проживания можно выяснить в местных органах:

а) госпожнадзора;

б) милиции;

в) санитарно-экологического надзора;

г) управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

10. Процесс горения протекает при условии наличия:

а) горючего вещества, окислителя и источника воспламенения;

б) возможности для теплообмена;

в) горючего вещества и восстановителя.

11. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ - это:

а) лучистый поток энергии;

б) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

в) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;

г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.

12. При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:

а) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не

заклеивать вентиляционные отверстия.

б) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна;

в) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные отверстия, уплотнить дверные проемы влажной тканью, заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;

13. Синильная кислота - это:

а) вязкая бесцветная маслянистая жидкость со слабым ароматическим запахом;

б) бесцветная жидкость с запахом горького миндаля;

в) слегка зеленоватая бесцветная жидкость с запахом эфира или хлороформа.

14. При аварии на химическом предприятии, если отсутствуют индивидуальные средства

защиты, убежище и возможность выхода из зоны аварии, последовательность ваших

действий будет:

а) выключить радио, отойти от окон и дверей и загерметизировать жилище;

б) включить радио и прослушать информацию, закрыть окна и двери, входные двери закрыть

плотной тканью и загерметизировать жилище;

в) включить радио, перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату и подавать сигналы

о помощи.

15. Радиоактивные вещества:

а) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или

каким-либо другим способом, способны вызвать поражение на расстоянии от источника;

б) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра,

стелются по земле на небольшой высоте и могут распространяться на несколько десятков

километров;

в) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность которого не зависит от внешних

факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества.

16. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий

ядерный материал, а также место его хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный

материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении

которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное

загрязнение окружающей природной среды, - это:

а) радиационно-опасный объект; б) объект экономики особой опасности;

в) экологически опасный объект; г) объект повышенной опасности.

17. К поражающим факторам волны прорыва относятся:

а) ударная волна, пониженная концентрация кислорода в воздухе и повышенная температура

окружающей среды.

б) электромагнитное и акустическое излучение, гидродинамическое давление и смыв плодородных

в) поражающее действие различных предметов, вовлекаемых в движение, непосредственное

динамическое воздействие на тело человека и травмирующее действие обломков сооружений;

18. Опасность фреонов для окружающей среды заключается в том, что:

а) они отравляют атмосферу;

б) некоторые из них разрушают озоновый слой Земли и приводят к образованию озоновых дыр в

атмосфере

в) они отражают солнечный свет, что ведет к понижению температуры в нижних слоях

тропосферы.

19. Главным нормативом качества окружающей природной среды является:

а) предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

б) количество поступающей солнечной энергии;

в) количество экологически безопасных производств.

п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Алгоритмы действий при угрозе (возникновении)
чрезвычайных ситуаций

Действия при обнаружении и тушении пожара

Немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
Назвать:
- адрес объекта,
- место возникновения пожара,
- сообщить свою фамилию, номер телефона.
Принять по возможности меры: по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.
При тушении необходимо соблюдать следующие правила:
- если есть возможность затушить пламя, лучше двигаться против огня, стараясь ограничить его распространение и «толкая» огонь к выходу или туда, где нет горючих материалов;
- всегда страхуйтесь веревкой, когда надо идти вдоль коридоров, на крыши, в подвалы и другие опасные места, так как в сильном дыму трудно отыскать обратную дорогу;
-наиболее эффективное тушение пламени осуществляется с высоты на уровне огня;
- если на человеке загорелась одежда, не позволяйте ему бежать повалите его на землю, закутайте в покрывало и обильно полейте. Ни в коем случае не раздевайте обожженного, если одежда уже прогорела, накройте пострадавшие части тела стерильной ватой;
- тушите пожар водой, учитывая возможные разрушения предметов или несущих опор здания. Важно не количество используемой воды, а правильное её применение;
- запрещается тушить водой электроприборы, включенные в сеть. загоревший прибор необходимо отключить от сети (вынуть вилку из розетки, отключить предохранитель электросчетчика);
- потушив источник загорания, необходимо проверить существование других возможных очагов, которые могут перечеркнуть все предыдущие усилия.
При эвакуации :
- эвакуацию производить только по лестничным маршам, в том числе между балконами, наружным стационарным, приставным и выдвижным лестницам.
Спускаться по водосточным трубам и стоякам, с помощь, связанных простыней крайне опасно!
Недопустимо прыгать из окон здания, начиная с третьего этажа, так как неизбежны травмы, несовместимые с жизнью!
- запрещается пользоваться лифтами;
- при сильном задымлении необходимо передвигаться пригнувшись к полу, плотно прикрыть нос и рот мокрым носовым платком или полотенцем и придерживаться рукой за стену, чтобы не потерять направление движения к выходу.
Оказание первой медицинской помощи:
К пострадавшему немедленно вызвать скорую помощь по телефону 03 . До ее прибытия нужно вынести пострадавшего на свежий воздух, освободив от стесняющей одежды, сделать искусственное дыхание и растирание тела, давать обильное питье.
При этом:
1. При ожогах тела - приложить холодную влажную ткань (лучше стерильную) или постоянно смачивать место ожога холодной водой (приложить чистый снег). Глубина ожога уменьшается с увеличением времени охлаждения. Не смазывайте ожоги различными мазями или маслами. Не трогайте ничего, что прилипло к ожогам.
2. При загорании одежды пострадавшего необходимо облить водой или обернуть плотной тканью, пальто или одеялом для устранения притока воздуха к месту горения.

Пламя можно сбить, катаясь по земле, защитив прежде голову. Нельзя позволять пострадавшим бежать, пытаться срывать одежду. Необходимо предотвратить движение человека, вплоть до применения силы.
3. При отравлении продуктами горения - искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
4. При переломах - наложение шин для обеспечения неподвижности сломанных частей тела.

Действия при опасности отравления АХОВ

Признаки отравления хлором - наблюдается резкая боль в груди, резь в глазах, слезотечение, одышка, сухой кашель, рвота, нарушение координации движений и появление пузырей на коже.
Признаки отравления аммиаком - учащение сердцебиения и пульса, возбуждение, возможны судороги, удушье, резь в глазах, слезотечение, насморк, кашель, покраснение и зуд кожи. В определенных условиях при отравлении возможен смертельный исход.
При опасности отравления необходимо:
1. Быстро выйти из района заражения, укрыться в защищенном сооружении (аммиак).
2. Подняться на верхние этажи зданий (хлор).
3. Герметизировать помещения.
4 Использовать противогазы всех типов, при отсутствии - ватно-марлевые повязки, смоченные водой или лучше 2-5% растворами питьевой соды (хлор), уксусной или лимонной кислоты (аммиак).
5. При опасности отравления на улице необходимо быстро выйти из района заражения, используя смоченные водой материалы, а при возможности - укрыться в защитных сооружениях.
6. Если Вы находитесь дома, то нужно плотно закрыть окна и двери, выключить нагревательные приборы, газ.
7. Кусками материи, смоченными содовым раствором, провести герметизацию окон и дверей, отойти и ждать сообщений о дальнейших действиях.
8. Если сообщение об аварии застало Вас в общественном месте, то необходимо выслушать указания администрации о порядке поведения. Если таких указаний не последовало - смочить водой любой материал (платок, шарф и т.д.), защитить органы дыхания, выйти на улицу, определить направление ветра и идти перпендикулярно направлению ветра.
Оказание первой медицинской помощи при отравлении хлором:
- пострадавшего необходимо немедленно вывести на свежий воздух, плотнее укрыть и дать подышать парами воды или аэрозолем 0,5% раствора питьевой соды в течение 15 минут;
- не позволяйте пострадавшему передвигаться самостоятельно. Транспортировать можно только в лежачем положении. При возникновении необходимости - сделать искусственное дыхание способом «рот в рот»;
- Основным средством для борьбы с хлором является вод.
Оказание первой медицинской помощи при отравлении аммиаком:
- пострадавшего необходимо немедленно вынести на свежий воздух;
- транспортировать необходимо в лежачем положении. Обеспечит тепло и покой, дать увлажненный кислород.
- при отеке легких искусственное дыхание делать нельзя.

Действия при приеме по телефону сообщений, содержащих угрозы
террористического характера

1. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
2. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:
- голос: громкий (тихий), низкий (высокий)
- темп речи: быстрая (медленная)
- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шипилявое, с акцентом или диалектом
- манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями
3. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- радиоаппаратуры, голоса, другое).
4. Отметьте характер звонка - городской или междугородный.
5. Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора или его продолжительность.
6. В любом случае, постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
- какие конкретные требования он (она) выдвигает?
- выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
- как и когда с ним (с ней) можно связаться?
- кому Вы можете или должны сообщить об этом звонке?
7. Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия Вами и руководством организации (дежурным администратором) решений или совершения каких-либо действий.
8. Если возможно, еще в процессе разговора, сообщите о нем руководству организации (руководителю своего структурного подразделения, дежурному администратору), если нет - немедленно по его окончанию.
9. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

Действия при получении угрозы в письменном виде

1. При получении такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет, и поместите в отдельную жесткую папку.
2. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
3. Если документ поступил в конверте - его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
4. Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте.
5. Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.
6. О получении такого документа и его содержании немедленно сообщите руководству по телефону, а затем лично передайте его с соблюдением названных выше мер предосторожности.
7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, также запрещается их мять и сгибать.

Действия при захвате в заложники

1. По возможности сообщите руководству организации или любому другому сотруднику.
2. Инициативно не вступайте в переговоры с террористами (преступниками).
3. При необходимости выполняйте требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей.
4. Не противоречьте преступникам, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной.
5. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов

1. При получении сообщения о заложенном взрывном устройстве или обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение:
- зафиксируйте время обнаружения (сообщения);
- немедленно сообщите об этом руководителю организации или лицу, исполняющему его обязанности (руководителю структурным подразделением, дежурному администратору);
- не подходите близко к этому предмету;
- оставаясь на безопасном расстоянии, не позволяйте другим сотрудникам прикасаться к подозрительному предмету или пытаться его обезвредить.
2. При обнаружении взрывного устройства категорически запрещается:
- самостоятельно предпринимать действия, нарушающее состояние подозрительного предмета, трогать его или перемещать его на другое место;
- заливать жидкостями или накрывать предмет тканевыми и другими материалами;
- пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами вблизи обнаруженного предмета;
- оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет;
- прикасаться к взрывоопасному предмету, находясь в одежде с синтетическими волокнами.

Демаскирующие признаки взрывного устройства

1. Наличие у предметов характерного вида штатных боеприпасов, сигнальных, осветительных, пиротехнических изделий.
2. Наличие у обнаруженных предметов самостоятельных доработок и элементов, не соответствующих их прямому предназначению или конструкции (антенн, проводов и т.д.)
3. Наличие звука работающего часового механизма или электронного таймера.
4. Наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек.
5. Резкий запах горюче-смазочных материалов или растворителей, исходящего дыма (что может быть связано с разложением химических элементов).
6. Необычно большая масса предмета (например, коробки из-под конфет, банки из-под кофе, книги, блокноты).

7. Наличие наклеек с надписями на поверхности крышек коробок (например, «Бомба», «Тротил», «Взрыв» и т.п.)

Действия при взрыве

1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
2. Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции и оголившиеся провода.
3. В разрушенном или поврежденном здании (помещении) из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалкой, свечами, факелами и т.п.)
4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).
5. Если возможно, включите теле-, радиоаппаратуру.
6. При невозможности эвакуации подавайте сигналы о том, что Вы находитесь в данном помещении (здании).
7. Если Вы при взрыве не пострадали - помогите пострадавшим в освобождении из-под развалов, окажите им первую медицинскую помощь.

Действия при нахождении под обломками стен

1. Постарайтесь взять себя в руки, не падайте духом.
2. Дышите глубоко, ровно, не торопитесь.
3. Приготовьтесь терпеть голод и жажду.
4. Голосом и стуком привлекайте внимание людей.
5. Если Вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения Вас металлолокатором.
6. Если пространство около Вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, зажигалки, берегите кислород.
7. Продвигайтесь осторожно, старайтесь не вызвать нового обвала.
8. Ориентируйтесь по движению воздуха, поступающему снаружи.
9. По возможности укрепите обвисающие балки и потолок.
10. При сильной жажде положите в рот лоскут ткани и сосите его, дыша носом.
11. При наличии мобильного телефона постарайтесь установить связь с родственниками (знакомыми).

Приложения:

  1. Рекомендации гражданам по действиям в чрезвычайных ситуациях:

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

ТЕСТ «Действия в чрезвычайных ситуациях».

Необходимо выбрать правильный, по вашему мнению, ответ.

1. Купаясь в открытых водоёмах, вы:

А) воздерживаетесь от купания в незнакомых местах;

Б) можете нырять и резвиться в местах с неизвестным рельефом дна;

В) можете заплыть за буйки, так как считаете себя хорошим пловцом.

2. При появлении озноба нужно:

А) очень быстро проплыть какое-нибудь расстояние;

Б) выйти из воды, отдохнуть и согреться.

3. При появлении в воде судороги, вы:

А) работая сведённой ногой, будете плыть к берегу;

Б) перестанете работать этой ногой, разотрёте мышцу и будете плыть, работая только руками.

4. Заплыв далеко, почувствовали усталость. В этом случае вы:

А) зовёте на помощь, размахивая руками;

Б) повернувшись на спину, лежите спокойно, а затем, избегая энергичных и порывистых движений, плывёте к берегу.

5. Человек начинает тонуть, а у вас нет подручных спасательных средств. Ваши действия:

А) вы подплывёте к тонущему спереди и, взяв за руки, транспортируете его к берегу;

Б) берёте утопающего сзади за затылок или подмышки и, поддерживая лицо над водой, плывёте на спине к берегу.

6. Пострадавший извлечён из воды без сознания. Ваши действия:

А) пошлёте за врачом;

Б) будете делать искусственное дыхание непрямой массаж

Сердца;

В) пошлёте за врачом, удалите воду из лёгких и приступите к

Реанимации.

Б) 20 – 25 мин;

В) 25 – 40 мин.

А) утро;

Б) день;

В) вечер.

9. При перегревании вам следует:

А) искупаться в прохладной воде;

Б) прилечь в тени, смочить голову и лицо холодной водой и

Обмахиваться полотенцем.

10. Признаки солнечного удара:

А) слабость, головокружение, «мушки» перед глазами;

Б) бледность, головная боль, шум в ушах, дыхание еле

Заметное.

11. При солнечном ударе пострадавшего нужно:

А) отвести в мед.пункт;

Б) положить в тень;

В) положить в тень, чтобы голова была выше туловища,

Спрыснуть лицо холодной водой, напоить.

12. При обмороке вы:

А) выполняете те же действия, что и в пункте 11в;

Б) те же действия, только голова должна быть ниже

Туловища.

13. При сильном порезе вы:

А) постараетесь добраться до мед.учреждения;

Б) наложите жгут ниже раны на 2 – 5 см;

В) наложите жгут выше раны на 10 – 15 см и

Постараетесь добраться до мед.учреждения.



Итоговый аттестационный тест по ОБЖ ЧАСТЬ 1 Чрезвычайные ситуации природного характера

9 класс


Тест содержит 30 вопросов. К каждому вопросу предложено несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать только ОДИН ответ – тот, который наиболее полно отражает содержание вопроса.


Какого характера возникает опасная ситуация из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушениям правил поведения в природе?

а) техногенного характера;

б) природного характера;

в) социального характера.


Чем могут быть вызваны чрезвычайные ситуации социального характера?

а) промышленной аварией, взрывом, пожаром;

б) землетрясением, наводнением, ураганом;

в) ведением военных действий, террористическими актами, эпидемиями.


Что не относится к стихийным бедствиям?

а) гололед;

б) сильный дождь;

в) ураган.


Когда было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?

а) в 1991 году;

б) в 1994 году;

в) в 1999 году.


Что такое шквал?

а) редкое кратковременное усиление ветра до 20-30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления;

б) движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью 14 м/с;

в) длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше.


Как вы охарактеризуете ситуацию, возникающую при захвате морскими пиратами мирного судна?

а) опасная ситуация социального характера;

б) чрезвычайная ситуация социального характера;

в) чрезвычайная ситуация техногенного характера.


В какой ситуации оказываются каждую весну рыбаки, занимающиеся подледным ловом?

а) в чрезвычайной ситуации природного характера;

б) в опасной ситуации социального характера;

в) в опасной ситуации природного характера.


Какое стихийное бедствие на территории России наблюдается чаще других?

а) наводнение;

б) землетрясение;

в) лавины.


Назовите ветер по описанным признакам: «Ветер, имеющий скорость 70 км/ч, во время которого на деревьях ломаются ветви».

а) бриз;

б) буря;

в) шторм.


В какой природной зоне могут возникать пыльные бури?

а) в тайге;

б) в лесостепи;

в) в степи.


Какое время обычно живет ураган?

а) 3-4 дня;

б) 9-12 дней;

в) 18-20 дней.


Где нельзя находиться во время смерча и урагана?

а) на чердаке;

б) в подвале;

в) под мостом.


Какой ветер, несущийся по земле, по форме напоминает воронку?

а) ураган;

б) бриз;

в) смерч.


Сколько баллов по шкале Бофорта присвоено шторму?

а) 10 баллов;

б) 11 баллов;

в) 12 баллов.


Над поверхностью какого водоема обычно образуются ураганы?

а) реки;

б) моря;

в) океана.


Какое землетрясение описано: «Люди выбегают из помещений от испуга. Стены каменных зданий разрушаются На дорогах появляются трещины»?

а) умеренное;

б) очень сильное;

в) опустошительное.


Какие ученые изучают колебания земной коры?

а) геологи;

б) гидрологи;

в) сейсмологи.


За какое время надо покинуть помещение после первых толчков землетрясения?

а) 15-20 минут;

б) 25-30 минут;

в) 30-35 минут.


Сколько баллов по шкале MSK -64 обозначает опустошительное землетрясение?

а) 5 баллов;

б) 9 баллов;

в) 12 баллов.


Как называется место в земных недрах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие волны?

а) очаг землетрясения;

б) эпицентр землетрясения;

в) сейсмическая область.


Страна, в которой произошло самое крупное землетрясение ХХ века?

а) Япония;

б) Россия;

в) Армения.


Какое домашнее животное помогает жителям Японии предсказывать землетрясения?

а) аквариумные рыбки;

б) кошки;

в) попугаи.


В каком месте в комнате во время землетрясения безопаснее находиться?

а) около шкафа;

б) у окна;

в) в углу у несущей стены.


Кто определяет безопасность помещений после землетрясения?

а) сами жильцы;

б) спасатели;

в) сотрудники коммунально-технических служб.


Участвуют ли дети в разборе завалов после землетрясения?

а) нет;

б) да;

в) если разрешат родители.


О каком природном явлении обычно известно заранее?

а) о наводнениях из-за цунами;

б) о паводках;

в) о половодье.


Что не относится к активной защите от наводнений?

а) сооружение дамб;

б) эвакуация людей;

в) строительство водохранилищ.


Какое место в одноэтажном доме наиболее опасно во время наводнения?

а) подвал (погреб);

б) комната;

в) крыша.


Когда после наводнения можно пользоваться водопроводом?

а) после того, как сошла вода;

б) после проверки труб;

в) после разрешения специалистов.


Как надо погружаться в лодку спасателей во время наводнения?

а) как можно быстрее;

б) по одному, без паники;

в) по специальному настилу.



Ключ к тестам: Часть 1

1 – б

11 – б

2 – в

21 – в

12 – а

3 – а

22 – а

13 – в

4 – б

23 – в

14 – б

5 – а

6 – б

24 – в

15 – в

25 – а

16 – б

7 – в

17 – в

8 – а

26 – в

27 – б

9 – б

18 – а

28 – а

19 – б



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация