Федеральное агентство понятие признаки виды и состав. Федеральное агентство: понятие, признаки, элементы административно-правового статуса. Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой

Главная / Земля
  • 10. Критерии классификации и виды апп:
  • 11. Понятие и элементы адм.-правового статуса гражданина. Ап статус личности, ап статус гражданина рф, социальные и специальные статусы граждан
  • 12. Роль органов ив в формировании и реализации правового статуса гражданина рф:
  • 14. Административный порядок защиты прав и свобод граждан от незаконных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц:
  • 15. Виды обращений граждан, их сроки и порядок рассмотрения:
  • 16. Судебный порядок защиты прав и свобод граждан от незаконных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц:
  • 17. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Принцип национального режима:
  • 18. Понятие и виды организаций. Ап статус организаций:
  • 19. Предприятия как субъекты ап., их права и обязанности во взаимоотношениях с органами ив:
  • 20. Учреждения и организации как субъекты ап, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами ив:
  • 21. Виды учреждений и организаций. Правовые основы их ап статуса
  • 22. Общественные объединения как субъекты ап, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами ив:
  • 23. Виды общественных объединений (оо), правовые основы их ап статуса:
  • 24. Принципы деятельности оо:
  • 25. Религиозные объединения как субъекты ап, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами ив:
  • 26. Формы религиозных объединений: религиозная группа и религиозная организация. Местные и централизованные религиозные организации. Особенности ап статуса ро:
  • 27. Понятие и характерные черты органа ив:
  • 28. Понятие и элементы органов ив как субъектов ап.: цели, задачи, функции, порядок формирования, структура, штат госслужащих, ответственность и компетенция:
  • 29. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:
  • 30. Классификация органов ив по территориальному масштабу деятельности, компетенции, порядку принятия решений:
  • 31. Система органов ив рф, система и структура федеральных органов ив, их правовые основы
  • 32. Правительство рф как высший орган ив, порядок образования и состав правительства:
  • 33. Взаимодействие Правительства с Президентом рф, Федеральным собранием, с судебными органами. Основные сферы деятельности, полномочия, акты и организация работы Правительства рф:
  • 34. Федеральные министерства, порядок образования, функции и подведомственность. Полномочия федерального министра:
  • 35. Федеральные службы: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федеральной службы:
  • 36. Федеральные агентства: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федерального агентства:
  • 37. Организация работы федеральных органов ив. Административные регламенты федеральных органов ив, их виды, значение, регулятивные свойства:
  • 38. Территориальные органы федеральных органов ив: правовые основы из деятельности, виды, порядок образования и основы их деятельности.
  • 39. Система органов ив субъектов рф:
  • 40. Система, состав, структура и порядок формирования органов ив гос.Власти рк:
  • 41. Глава рк. Требования к кандидату. Порядок вступления в должность. Основания и порядок прекращения полномочий.
  • 42. Понятие госслужбы. Особенности правового регулирования гос.Служебных отношений. Принципы построения и функционирования гс:
  • 43. Система гс рф. Виды гс:
  • 44. Понятие, особенности, правовое регулирование гос.Гражданской, военной, правоохранительной служб, федеральной гс и гс субъекта рф:
  • 45. Поступление на гс, требования, предъявляемые к претенденту на замещение:
  • 47. Понятие, стороны, содержание и форма служебного контракта госслужащего. Виды служебных контрактов. Должностной регламент. Испытание при приеме на госслужбу:
  • 48. Правовой статус госслужащего. Ограничения и запреты, связанные с госслужбой. Права и обязанности госслужащего:
  • 50. Ответственность.
  • 51. Прекращения государственно-служебных отношений. Основания и последствия.
  • 52. Споры.
  • 53. Правовые основы подбора кадров гос.Служащих. Формирование кадрового резерва.
  • 54. Правовой статус участников производства по делам об админ.Правонарушениях.
  • 55. Возбуждение дел об админ.Правонарушениях
  • 56. Субъекты админ. Юрисдикции, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Рассмотрение дел об админ. Правонарушениях.
  • 57. Основания освобождения от админ. Ответственности. Отягчающие и смягчающие обстоятельства.
  • 58. Давность привлечения к адм. Отв.-ти. Общие и специальные сроки. Основания приостановления срока.
  • 59. Пересмотр постановлений и решений.
  • 60. Исполнение постановлений.
  • 36. Федеральные агентства: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федерального агентства:

    Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

    федеральное агентство:

    а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

    б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

    в) ведет реестры, регистры и кадастры;

    г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.

    Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

    Структура (пример):

      Руководитель.

      Помощник руководителя. Заместитель.

      Управление экономики, финансов и бюджетного учета.

      Управление делами, госслужбы и кадров

      Управление имущества, информатики и науки

      Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности

    37. Организация работы федеральных органов ив. Административные регламенты федеральных органов ив, их виды, значение, регулятивные свойства:

    Деятельность государства, его исполнительного аппарата так или иначе имеет своим конечным адресатом невластных субъектов права - граждан и организации. Взаимодействие органов исполнительной власти (должностных лиц) с населением не только один из важнейших аспектов государственного управления. Характер этого взаимодействия определяет дальнейшую оценку населением всего государственного аппарата. Следовательно, надлежащая регламентация реализации властными субъектами управления своей компетенции - одна из основ легитимации государственной власти.

    1. По юридическим свойствам (по юридическому содержанию) : нормативные и индивидуальные (правоприменительные) акты.

    2. Нормативные административные регламенты по степени обобщенности можно классифицировать на типовые и конкретные. В настоящее время действуют лишь два типовых регламента: утвержденные Правительством РФ Типовой регламент взаимодействия и Типовой регламент внутренней организации; оба указанных акта посвящены в первую очередь вопросам внутриорганизационных административных регламентов.

    3. Важным направлением классификации административных регламентов является их упорядочение по видам закрепленных административных процедур, в частности, по направленности последних (внешние и внутренние), по функциям права (регулятивные и охранительные) и по степени формализуемости таких процедур.

    3.1. По направленности административных процедур: внутренние (внутриорганизационные) и внешние (внешнеуправленческиех) административные регламенты.

    3.2. По функциям права административные процедуры (а значит, и закрепляющие их административные регламенты) могут быть разделены на регулятивные и охранительные.

    3.2.1. Регулятивными административными регламентами следует считать, во-первых, все регламенты внутренней организации, а во-вторых, подавляющее большинство внешних административных регламентов.

    3.2.2. Охранительные административные процедуры специально закрепляются некоторыми видами внешних регламентов, в частности регламентами досудебного рассмотрения споров, жалоб.

    3.3. По степени формализуемости закрепляемых административных процедур можно выделить «традиционные», «классические» административные регламенты и административные регламенты, чье содержание составляют организационно-ситуационные процедуры.

    3.3.1. Большинство административных регламентов регулируют отношения, в которых сравнительно ярко выражена юридическая компонента: во-первых, возможно внутреннее «дробление» процедур на отдельные административные действия, во-вторых, допустима формализация промежуточных и итоговых правовых результатов (прием документов, регистрация документов, принятие и оформление решения и т.д.), в-третьих, для совершения таких действий целесообразно установление требований (в том числе - максимальных сроков).

    3.3.2. Однако в ряде случаев федеральные исполнительные органы пытаются распространить административные регламенты на отношения, в которых главную роль играют организационные (внеправовые) элементы.

    4. В зависимости от уполномоченного нормотворческого органа можно выделить:

    4.1) административные регламенты, утвержденные федеральным органом исполнительной власти общей компетенции - Правительством РФ (к таковым из числа «конкретных» регламентов в настоящее время относится лишь Регламент Правительства);

    4.2) административные регламенты иных федеральных органов исполнительной власти.

    5. По количеству участвующих в утверждении наделенных нормотворческими функциями государственных органов можно выделить «единоличные» и «совместные» административные регламенты.

    6. По характеру закрепляемых и регулируемых полномочий: регламенты исполнения собственных полномочий и административные регламенты реализации переданных полномочий.

    7. По роли в механизме правового регулирования: первоначальные и производные от первоначальных административные регламенты.

    8. По области (сфере) применения: правовые акты управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической сферах.

    9. По исполнителям административных процедур: административные регламенты деятельности федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и должностных лиц), также административные регламенты, в исполнении административных процедур которых участвуют иные субъекты права - региональные органы исполнительной власти (их должностные лица), государственные (муниципальные) организации, их работники и т.д.

    10. Электронный административный регламент.

    14.Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения. Обращения - 1 из юр значимых способов реализации прав субъектов АП, не входящих в сис ОИВ. Виды: заяв, предлож, ходатайства и петиции. Они адрес ОИВ и содержат просьбу соверш опред юр знач действия. Предлож –обр, напр на улучш порядка организации и деяти гос органов, омс, предприятия, учр и др. Заяв - обр по поводу реализ прав и свобод, закрепленных в Конст РФ или текущем законод-ве. (просьба или сообщ о наруш) Жалоба - обр в гос или иные офиц органы по поводу наруш прав, свобод и законных интересов гражд-на. Жалобы делятся на общие и специальные Ходатайство – офиц просьба о признании за ним опред статуса, прав, льгот и гарантий, изложенных в письм форме, в случаях, кот прямо уст законом. Оно адрес-ся гос органам или вышестоящей общест организации, предполаг предост с их стороны док-ов, подтверждающих статус, льготы, права и т.д. Сущ.право на подачу коллектив-х обращ -- это обращение 2-х или более граждан, а также обращение, принятое на митинге и собрании. Сущ обяз соответств органов принимать и рассм обращ. Решение, принятое по обращ, м б обжаловано по инстанции в вышестоящий орган либо оспорено в суде. Письм обращ подлежит обяз рег в теч 3-х дней с мом пост. Если оно не по алресу то д.б. перенапр в теч 7 дн с уведомл гражд-на Д.б. обеспеч объектив, всестор и своеврем рассм обращ Органы вправе запраш необх докум и матер в др органах Письм обращ рассм в теч 30 дн со дня его рег. М.б. и устное обр, для этого предусм личный прием гражд, кот произв-ся руководителем Инфо о днях, часах и о месте приема доводится до сведения граждан. При лич приеме гражд д предъяв док, удост личность. Содерж уст обращ заносится в карточку личного приема гражданина. В нек случ ответ на обр м.б. дан устно В ходе лич приема гражд м б отказано в рассм обр только если ему ранее дан ответ по существу.

    15. Институт регистрации граждан по месту жительства и пребывания . Закон дает разграничение понятий- местожительство(жилой дом, квартира, иное – в котором граж постоянно или преемущественно проживает в качестве собственника, по договору найма и др законным основаниям) и место пребывания (жилое помещение, в котором грж проживает временно). Граждане должны становиться на регистрационный учет по месту пребывания, если срок будет более 10 дней.Главное отличие регистрации по месту пребывания состоит в том, что она производится без снятия с регист учета по месту жительства, и покидая место пребывания, граждане не снимаются с учета.Выдается свидетельство о регистрации, в паспорте никакие отметки об этом не делают. Правительством утверждены 93г «Правила регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания». Регистрация отличается от прописки тем, что ее наличие или отсутствие не являются основанием для ограничения права граждан, регистрация – это только учет граждан. Необходмые документы: 1 - заявление, 2 -паспорт (или иной документ- загранпаспорт, свид о рожд),3 – документ, подтверждающий законность вселения в жилое помещение (ордер, судебное решение и т.д.), 4 – квитанция об уплате гос пошлины. Основания для отказа в регистрации признаны не соответствующими конституции. Только могут указать на необходимость предъявления документов. Закон четко определяет основания для снятия гра-на с рег учета – при подаче заявления на учет по новому месту жительства.

    16.Понятие, признаки и виды органа исполнительной власти. Орган исп власти (ОИВ ) - это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу гос администрации, посредством кот реализ-ся управленческие функции ИВ и совершаются юр значимые действия от имени гос. Осн задача ОИВ- осущ управленческих полномочий в отношении иных субъектов АП. Признаки ОИВ: представ собой автономные части гос аппарата; это организ-ый коллектив людей; коллектив имеет юр оформление (устав, структура, система); осущ гос функции от имени и по поруч гос; выполняя эти функции, действуют еще и от своего имени; облад собств-ой компетенцией, гос-но-властными полномоч; несут ответ-ть перед гос за свою деят; их полож, струк и деят регламент-на правом; учрежд-ся гос-ом Т.О. ОИВ - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть гос аппарата, наделенный компетенцией, выполняющий публичную функцию, структура и деят кот регламентируется нормами права. Виды ОИВ : По характеру компетенции: (1-О общ комп - несут ответ-ть за положение дел в соответствующем гос, обл, крае, округе, и тд., Это правительство, адм-ция субъектов РФ. 2-О отраслевой комп - осущ рук-во подведомственными отраслями. 3-О межотр спец комп (это обычно гос комитет и др.) - органы оказывающие руководящее значение на группу специализированных отраслей выполняющих функции, напр., министерство труда, федеральная миграционная служба. 4-Оы внутриотраслевой комп.) По террит масштабу деят-ти: (1- Федер ОВИ, распр свою деят на всю РФ. 2- ОИВ субъектов 3-Местные ОИВ) По порядку решения вопросов: (Коллегиальные органы. Они обсужд и разреш вопросы, - коллегиально. Обычно это комитеты. Единоначальные органы. Правительство, министерства и гос комитеты. В этих органах реш прин лично) В завис от организ-правового полож: (1- Координационные. 2- Консультативные - статус таких органов регулируется указом президента) По организ правовым формам: (1-Правительство РФ; прав-во в субъектах, городах федер знач; советы министров, имеющие статус правительств; министерства, гос комитеты, инспекции, службы, тд. 2- Фед министерства 3-Гос комитеты. 4-Фед комиссии 5- Фед службы 6- Агентства и иные органы)

    18.Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Правительство РФ: 1.разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; 2.обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; 3.обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 4.осуществляет управление федеральной собственностью; 5.осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 6.осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 7.осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

    17. Президент РФ и исполнительная власть. Статус Президента определяется КРФ (Президент иногда выступает не только как глава государства, но и как глава исполнительной власти - когда он председательствует на заседаниях Правительства), все его полномочия вытекают из нее. Президент: представляет РФ внутри страны и в международных отношениях; определяет основные направления внутренней и внешней политики; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Взаимоотношения Президента с исполнительной властью : а) назначает с согласия ГД председателя Правительства; б) имеет право председательствовать на заседаниях правительства; в) принимает решения об отставке правительства; г) по предложению председателя Правительства назначает и снимает с должности заместителей председателя и федеральных министров. Взаимоотношения с законодательной властью : а) вносит законопроекты в ГД; б) имеет полномочия подписывать и обнародовать федеральные законы, обращаться к федеральному собранию с ежегодным сообщением о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики. Сфера обороны и безопасности (непосредственное руководство Президентом): а) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; б) утверждает военную доктрину РФ; в) является Верховным Главнокомандующим ВС РФ; г) в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом в СФ и ГД; д) вводит на территории РФ или в местностях чрезвычайное положение с сообщением СФ и ГД; е) назначает и освобождает высшее командование ВС РФ; ж) присваивает высшие воинские звания. Сфера внешних сношений (подведомственна непосредственно президенту): а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; д) назначает и отзывает после консультации с комиссиями палат ФС дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Полномочия по формированию аппарата : а) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; б) формирует Администрацию Президента РФ. Иные полномочия : а) представляет ГД кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ РФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности председателя ЦБ; б) решает вопросы гражданства, награждает государственными наградами, осуществляет помилование; в) назначение выборов, роспуск ГД; г) проведение референдума; д) представление кандидатуры Генерального прокурора. Президент издает указы и распоряжения , обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

    19.Система и структура федеральных органов исполнительной власти: понятие, состояние, тенденции развития. Орган исполнительной власти- это организационный коллектив, осущ. исполнительно-распорядительную деятельность, структурное подразделение государственно-властного механизма, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей. Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами. В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев: - федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации; - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Система федер органов исп власти: 1) правительство РФ, 2) министерства 3) гос комитеты, 4) федер комиссии и службы 5)российские агентства 6) федеральные надзоры 7) иные федер органы исп власти Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации, а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти Правительство РФ –коллегиальный орган, возглавляющий систму исполнительной власти гос-ва и издающий правовые акты от его имени. Министерство РФ- федер орган исп власти, проводящий гос политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законом деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Гос комитет, федеральная комиссия – фед органы исп власти, осущ-щие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание фед органов исп власти, их реорганизация и ликвидация осущ Президентом по предложению председателя Правительства. Статусу каждого органа исп власти соответствует порядок назначения его руководителей

    20.Федеральное министерство: понятие, признаки, виды и состав. Федеральное министерство - а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр); б) на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией, и иными нпа осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федер законами, актами Президента и Правительства Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: Министерство внутренних дел, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство юстиции. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта, Министерство финансов, Министерство культуры И др

    21.Федеральная служба: понятие, признаки, виды и состав. Федеральная служба России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации. Руководители указанных органов назначаются Президентом, а их заместители - Правительством Российской Федерации. Федеральные службы, руководствуются в своей деятельности Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, положениями о них. которые утверждаются Президентом или Правительством России. Руководители рассматриваемых органов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на органы задач и функций, утверждают структуру и штатное расписание аппарата и положения о подразделениях и службах соответствующих органов, издают приказы, дают указания, организуют контроль их исполнения. В федеральной службе и других органах образуются коллегии, утверждаемые Правительством России. Коллегия является совещательным органом. Ее решения оформляются приказами руководителя органа. Рассматриваемые органы являются юридическими лицами, имеют расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. К указанным органам, например, относятся: - Федеральная миграционная служба России; - Федеральная служба безопасности Российской Федерации; - Федеральная пограничная служба Российской Федерации;

    22.Федеральное агентство: понятие, признаки, виды и состав. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа; б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации; в) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности. Основные функции - правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Большинство федеральных агентств находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство связи, Федеральное архивное агентство, Федеральное дорожное агентство, Федеральное космическое агентство России (Роскосмос).

    23.Территориальные органы органов исполнительной власти: понятие, виды. _В систему органов исполнительной власти входят также и территориальные органы исполнительной власти, к которым относятся создаваемы федеральными органами исполнительной власти их территориальные подразделения и должностные лица. Территориальные органы осуществляют свою деятельность под руководством соответствующий федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов. Виды территориальных органов федеральной исполнительной власти классифицируются по следующим критериям - уровню подчинения, статусу и территории действия. По уровню подчинения различают территориальные органы, которые подотчетны центральным федеральным органам исполнительной власти, находящимся в ведении Президента РA, и территориальные органы, которые подотчетны центральным федеральным органам исполнительной власти, находящимся в ведении Правительства РФ. По статусу различают территориальные органы, образованные федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. В зависимости от территории действия различают территориальные органы, деятельность которых осуществляется на территории одного субъекта РФ; на части территории субъекта РФ; на территории нескольких субъектов РФ в границах одного федерального округа либо на территории субъектов РФ, входящих в разные федеральные округа. Территориальные органы исполнительной власти действуют на совокупности определённых принципов. К таковым относятся: 1. соблюдение законности; 2. разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; 3. разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; 4. персональная ответственность. Территориальные органы исполнительной власти представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в регионах и на территории субъектов Федерации и муниципальных образований. Поэтому их задачи, функции и полномочия определяются соответствующими органами федерального уровня, исходя из их функциональных задач.

    24.Система органов исполнительной власти субъектов РФ (на примере Алтайского края). Систему органов исполнительной власти Алтайского края составляют Администрация АК и иные органы исполнительной власти (главные управления Алт края, управления Алт края и инспекции Алт края). Высший постоянно действующий орган исполнительной власти Алт края- Администрацией Алт края. В структуру Администрации Алт края входят Губернатор Алт края, его первый заместитель (первые заместители), заместители, руководители органов исполнительной власти Алт края в сферах экономики, финансов, сельского хозяйства, социального обеспечения, управления государственным имуществом Алт края. Администрацией Алт края руководит Губернатор Администрации Алт края как высшее должностное лицо в системе органов исполнительной власти Алтайского края, который наделяется полномочиями Алт краевым Законодательным Собранием по представлению Президента РФ. Администрация Алт края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Алт края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии. Органы исполнительной власти Алт края осуществляют полномочия исполнительно-распорядительного и контрольно-надзорного характера в сферах экономики, финансов, региональных налогов, инвестиций, регулирования тарифов, сельского хозяйства, обеспечения продовольствием, социального обеспечения, управления государственным имуществом Алт края, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, природных ресурсов, охраны окружающей среды, промышленности, энергетики, предпринимательства, транспорта, дорожного строительства, здравоохранения, фармацевтической деятельности, культуры, туризма, образования, науки, печати, массовых коммуникаций, труда, занятости населения, работы с молодежью, физической культуры, спорта, записи актов гражданского состояния, ветеринарии, международных и внешнеэкономических связей, связи, информатизации, лицензирования, архивного дела, надзора за техническим состоянием самоходных машин, государственного строительного надзора, обеспечения прав граждан в жилищной сфере, обеспечения деятельности высшего исполнительного органа государственной власти, иных сферах в соответствии с законодательством РФ и Алт края. Структура исполнительных органов государственной власти Алт края определяется главой администрации Алт края.

    25. Административная реформа в РФ: понятие, состояние, перспективы, проблемы. Адм реформа - в широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления. Причины : Административная реформа необходима для решения следующих комплексных задач: совершенствование способности государства реализовывать политику, предписанную законом; повышение эффективности системы государственных органов; превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание; повышение доверия к государству со стороны населения и частного сектора. Этапы административной реформы . Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода: - административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации; - первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, преследующий политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов; - второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы. Первый этап (2003–2005): 23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы, о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Первый этап, разработанный группой Дмитрия Козака заключался в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети. Второй этап (2006-2008): 25 октября 2005 г. правительство Российской Федерации одобрило концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. Показатели достижения целей административной реформы. 1. Оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг. Предполагается в результате проведения административной реформы повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 процентов и к 2010 году - не менее чем до 70 процентов. 2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров. Целевым показателем реализации мероприятий административной реформы является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5 процентов, к 2010 году - до 3 процентов. 3. Место России в международных рейтингах показателей качества государственного управления. 1) эффективность государственного управления - показатель отражает качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к политике, проводимой правительством, и др.; 2) качество государственного регулирования - значение данного индекса связано с оценкой политики, проводимой в сфере государственного регулирования в экономике. С его помощью измеряются такие факторы, как государственное регулирование цен на товары и услуги, неадекватный контроль в финансовой сфере, избыточное регулирование бизнеса и др. Общая характеристика направлений административной реформы. Ключевыми областями административных реформ являются: роль государства в обществе; структура и функции органов государственного управления; повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата; управление государственной службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность государственного аппарата. Несмотря на то, что в основе программ административных реформ лежат потребности правительств в решении самых разнообразных проблем, представляется правомерным обобщение, что конечная цель современных административных реформ состоит в совершенствовании способности государства реализовывать политику, предписанную законом. Такие реформы имеют своей целью устранить препятствия, с которыми сталкиваются правительства при попытке изменить направления социальной и отраслевой политики.

    Федеральное агентство

    "...а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

    б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

    в) утратил силу. - Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649;

    г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации..."

    Источник:

    Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"


    Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

    Смотреть что такое "Федеральное агентство" в других словарях:

      Федеральное агентство - разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Статус федеральных агентств упорядочен в 2004 в результате административной… … Википедия

      Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

      Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом России

      Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) федеральное агентство, осуществляющее функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг … Википедия

      Федеральное агентство России по делам молодёжи - Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) федеральный орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной… … Википедия

      Федеральное агентство по поставкам вооружения - Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) федеральный орган… … Википедия

      Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование, бывший Госстандарт) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в… … Википедия

      Федеральное агентство специального строительства России - Федеральное агентство специального строительства Эмблема Федеральной агентства специального строительства (Спецстроя России) Год формирования Страна … Википедия

      Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям России - Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) федеральное агентство в структуре правительства России, подчиненное Министерству культуры и массовых коммуникаций. Образовано в ходе административной реформы 2004 года на базе… … Википедия

      Федеральное агентство по информационным технологиям России - Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии) федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций. Осуществляет функции по управлению государственным имуществом и… … Википедия

    Книги

    • Москва Санкт Петербург. Фотографии XIX-XX веков из частных московских коллекций , . На выставке Москва - Санкт-Петербург впервые представлены фотографии из частных московских собраний, связанные (иногда самым неожиданным образом) с северной столицей. Московские коллекционеры…

    – федеральные органы ИВ, осуществляющие в установленной сфере деятельность по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и иные правоприменительные функции, за исключением контроля и надзора.

    Правоприменительные функции – введение реестров, регистров и кадастров.

    Функции по управлению государственным имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении государственного имущества, в том числе переданного федеральным, унитарным и казённым предприятиям, подведомственным соответствующим агентствам, а также управлениями акциями ОАО, находящимися в федеральной собственности.

    Функции оказания государственных услуг: оказание наиболее социально значимых услуг на условиях, установленных Федеральным законодательством, неограниченному кругу лиц.

    49.Конституционный Суд РФ: порядок формирования, конституционно-правовой статус, функции.

    Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

    Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ».

    Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Его полномочия не ограничены сроком.

    Полномочия самого КС законом не ограничены и заключаются в следующем:

    1. Абстрактный конституционный контроль : разрешение дел о соответствии Конституции РФ:

    a) ФЗ, нормативных актов Президента, Палат ФС, Пр-ва РФ;

    b) Конституции республик, Уставов др. субъектов РФ, законов и др. нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению;

    c) договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

    d) невступивших в силу международных договоров РФ.

    Это полномочие носит предварительный характер , если речь идёт о заключённых, но не вступивших в силу договорах и последующий характер , когда речь идёт о принятых законах и подзаконных актах.

    2. Разрешение споров о компетенции

    a) м/д федеральными органами гос. власти;

    b) м/д органами гос. власти РФ и органами исп. Власти;

    c) м/д высшими гос. органами субъектов РФ.

    3. Конкретный конституционный контроль : проверка конституционности законов, применённых или подлежащих применению в конкретных делах – по жалобам на нарушение конст. Прав и свобод граждан и по запросам судов

    4. Толкование Конституции, являющееся официальным. Такое толкование заключается в разъяснении содержания конституционной нормы или порядка её применения безотносительно к его применению в конкретном деле.

    5. Выдача заключения о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения против Президента при процедуре его отрешения от должности по запросу СФ.

    6. Право законодательной инициативы по запросам своего ведения.

    7. Спящее полномочие КС – право обращаться с посланиями к Палатам ФС.

    Судьёй КС может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста не менее 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

    КС действует в составе 2 палат, включающих в себя 10 и 9 судей. Персональный состав палат меняется не реже, чем раз в 3 года.

    50. Конституционные и уставные суды субъектов РФ: порядок формирования, правовой статус, функции.

    Конституция Российской Федерации определила право субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти (ст.77 ч.1) и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения (ст.76 ч.4). Конституционные принципы федерализма нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», принятый 31 декабря 1996 г., закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование статуса конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов Российской Федерации и входят в состав судебной системы Российской Федерации (ч.2 ст.4). Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст.5);

    общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч.1 ст.27);

    распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст.12);

    обязательность судебных постановлений конституционных (уставных) судов (ст.6);

    участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст.29).

    Законодательными актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом, регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной власти регионов:

    порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст.17);

    порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст.13);

    процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции конституционных (уставных) судов (ч.3 ст.27);

    финансирование конституционных (уставных) судов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.27).

    В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч.1 ст.27), т.е. их формирование не является обязательным для субъектов Российской Федерации. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и, наконец, решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.

    Численный состав конституционных (уставных) судов, как правило, небольшой и варьируется в пределах 5-9 судей.

    Внутренняя организация конституционного (уставного) суда определяется соответствующим законом субъекта Федерации. Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря и судей.

    51. Система судов общей юрисдикции в РФ: общая характеристика, подчиненность, суды общей юрисдикции.

    Систему судов общей юрисдикции в Р.Ф образуют:

    Мировые судьи

    Районный суд

    Суды субъектов РФ

    Верховный Суд РФ

    Военные суды

    Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

    Порядок назначения на должность мировых судей. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

    Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

    рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

    рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

    рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

    рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

    Кроме того, районный суд решает вопросы:

    о продлении срока содержания под стражей; помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; производстве обыска и (или) выемки в жилище; производстве личного обыска; производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях.

    Районный суд состоит из: председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда (секретарей судебного заседания, заведующего канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариуса, делопроизводителя, консультанта суда, администратора суда).

    Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

    Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

    рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

    Состав и структура суда субъекта РФ. Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеют следующие структурные подразделения: 1) президиум суда; 2) судебную коллегию по гражданским делам; 3) судебную коллегию по уголовным делам.

    Верховный Суд РФ

    Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

    рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение; осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

    При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

    Структуру Верховного Суда РФ образуют:

    Пленум Верховного Суда РФ;

    Президиум Верховного Суда РФ;

    Кассационная коллегия;

    Судебная коллегия по гражданским делам;

    Судебная коллегия по уголовным делам;

    Военная коллегия.

    Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ.

    Военные суды

    Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

    Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

    нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

    нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

    нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

    Военным судам подсудны:

    гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

    52. Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.

    Высшим должностным лицом (главой) может стать гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более 5 лет и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.

    Высшее должностное лицо:

    1) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлении и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

    2) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях;

    3) формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ;

    4) имеет право участвовать в работе законодательного органа справом совещательного голоса; 5) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей полномочия высшего должностного лица могут бытьпрекращены досрочно . Решение об этом принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ. В случае вынесения законодательным органом недоверия высшему должностному лицу решение об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности.

    Решение об отрешении от должности либо о временномотстранении от исполнения обязанностей высшего должностно-го лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента в течение10 дней со дня его официального опубликования.

    53. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ – порядок формирования, правой статус функции и роль в государственном управлении.

    Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции.

    Законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

    Федеральным законом установлено, что не менее 50 % депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

    Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет.

    Законодательный орган принимает конституцию (устав) и поправки к ней, законы субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ. По представлению Президента РФ он принимает решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.

    При отклонении кандидатур Президент проводит консультации с законодательным органом власти, но при третьем отклонении он вправе распустить данный орган. В этом случае не позднее чем через 120 дней назначаются внеочередные выборы.

    Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) или законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.

    Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания, судьей, занимать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

    54. Органы исполнительной власти субъектов РФ: правовой статус, структура, функции.

    Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть.

    Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, федеральным законом, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев и областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

    В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный орган и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они взаимодействуют в целях28б эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения.

    Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

    1) органы, составляющие аппарат главы администрации;

    2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

    3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность. Кроме того, в субъектах РФ действуют различные коммерческие предприятия, созданные на базе бывших подразделений краевых, областных органов и подведомственные администрации, а также различные общественные советы при соответствующих администрациях и их главах.

    Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого губернатором, а в Москве – мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур.

    Следует отметить, что в ряде областей (Ленинградской, Курганской), в краях (Ставропольском), городе федерального значения Москве термин «администрация» заменен на термин «правительство», что отражает стремление этих субъектов РФ к уравнению своих государственно-правовых форм с республиканскими.

    55. Государственная служба в РФ: понятие, статус и виды.

    Государственная служба - в РФ - институт административного права; профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ. Государственная служба осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    Реестр государственной службы РФ - реестр, куда включены должности категорий «Б» и «В». Эти должности разделены на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Им присваиваются квалификационные разряды (звание , класс , чин , ранг ): действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса (лица, занимающие высшие государственные должности по 5-й группе), советник РФ 1, 2, 3-го класса (3-я группа), референт государственной службы (1-я группа) и др. Существуют классификационные требования к различным должностям. Лица, занимающие их, должны иметь соответствующее профессиональное образование, определённый стаж и опыт работы, знать Конституцию РФ и основы права (в субъектах Федерации - их конституции и уставы, важнейшие правовые акты).

    Система государственной службы:

    1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

    2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

    3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

    Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

    4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

    Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

    1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

    федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

    законность;

    приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

    равный доступ граждан к государственной службе;

    единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

    взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

    открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

    Согласно указу Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции , за исключением функций по контролю и надзору.

    Функции по оказанию государственных услуг – это предоставление непосредственно федеральным агентствам или через подведомственные ему учреждения безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и других областях.

    Функции по управлению государственным имуществом – это осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного подведомственным учреждениям и организациям.

    Правоприминительные функции: Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

    Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту.

    В организационном отношении ряд федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение.

    Вопрос 22:

    Орган исполнительной власти – это государственный орган, учрежденный в установленном порядке и наделенный компетенцией и государственно-властными полномочиями для исполнения и обеспечения исполнения законов и осуществления государственного управления общественной жизнью.

    После проведения административной реформы 2003/2004 годах, основанной на разделение функций органов исполнительной власти, были учреждены министерства, агентства и службы.

    Система федеральных органов исполнительной власти – взаимосвязь федеральных органов исполнительной власти, как единого механизма исполнительной власти.

    Элементы системы:

    1. Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти в РФ, на коллегиальной основе осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий единую систему органов исполнительной власти РФ.

    2. Федеральные министерства – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

    Федеральные службы -федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты, и охраны государственной границы и т.д.

    4. Федеральные агентства – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в установленной сфере деятельности по оказанию государственных услуг, управления государственным имуществом + правоприменительные функции кроме контроля и надзора.

    Статус федерального министерства:

    Возглавляется министром, который входит в состав Правительства РФ;

    Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

    Координационные полномочия обуславливают наделение их руководителей следующими функциями:

    1) утверждение ежегодных планов деятельности федеральных служб и агентств + принимает отчет об их исполнении;

    2) вносить в Правительство по представлению руководителя федеральной службы и федерального агентства положения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда их работников;

    3) вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию служб и агентств;

    4) вносит в Правительство РФ проекты нормативно-правовых актов;

    5) дает поручения службам и агентствам, во исполнение поручений Правительства РФ;

    6) назначает и освобождает от должности руководителей агентств и служб, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ;

    7) вносит в Правительство РФ предложения о назначении или освобождении от должности руководителя государственного внебюджетного фонда + вопросы нормативно-правового регулирования + вносит проекты ФЗ-ов о бюджете государственного внебюджетного фонда + назначение проверки деятельности внебюджетных фондов.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация