Фнп разъяснила, могут ли нотариусы не взимать плату за оказание услуг правового и технического характера. Стоимость правовой и технической работы Оспаривание услуг правового и технического характера нотариуса

Главная / Земля

новую обязанность.

Напомним, что нотариус ведет свою деятельность на принципах самофинансирования, то есть не получает каких-либо средств государственного бюджета - при этом самостоятельно оплачивает аренду помещения, зарплату сотрудников, обеспечивает контору техническими средствами и расходными материалами, оплачивает налоги и несет другие расходы, связанные с нотариальной деятельностью. Кроме того, нотариат ведет Единую информационную систему, включающую в себя реестры нотариальных действий, наследственных дел и др.; обеспечивает ее пополнение, защиту содержащихся сведений.

О правомерности взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера

Это позволяет нотариату быть частью Системы межведомственного электронного взаимодействия, обмениваться данными с государственными реестрами с целью исключения мошенничества, и предоставления гражданам и организациям наиболее удобных и быстрых условий обслуживания. А также позволяет обеспечивать работу бесплатных публичных электронных реестров нотариата. Все это также осуществляется без государственных затрат. В таких условиях оплата УПТХ является фактическим инструментом, обеспечивающим самофинансирование нотариальной деятельности.

В то же время, благодаря развитию современных технологий, появлению т.н. «электронного нотариата» становится практически невозможным четко отделить, какие именно действия нотариуса являются частью нотариального действия, а какие - услугами правового и технического характера. В силу подобных факторов назрела потребность более четко определить, что именно входит в состав услуг правового и технического характера, что и решается принятым законом.

Нотариус. Расценки.

Pavel_A 16-02-2012 10:00

Вчера обнаружил дикую вещь, наверное отстал от жизни. Нотариус за действие берёт нотариальный тариф + стоимость правовой и технической работы (СПТР). От СПТР я вчера объелся ухи. Мягко говоря, изменить в шаблоне несколько слов стоит 5000 + законный тариф. А мне надо более 10 таких документов, где меняться будет только несколько слов, и за каждый они хотят получить по 5000+. Отсюда вопрос, кто может проводить эту правовую и техническую работу, кроме сотрудников данной нотариальной конторы? Можноли накатать жалобу в антимонопольную службу за навязывание дополнительной услуги?

ДжонДоу 16-02-2012 11:42

Полимах 16-02-2012 11:48

Не особо зарываясь:
1. Ставки госпошлины за совершение нотариальных действий регулируются НК РФ;
2. Ставки нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оплата дополнительных расходов регулируются "Основами законодательства Российской Федерации о нотариате";
3. С 2012 действуют "Правила нотариального делопроизводства".


Правовая и техническая работа нотариуса является необходимостью для нотариуса, при совершении им нотариальных действий и, на основании этого её стоимость включена в госпошлину/нотариальный тариф.
Требования нотариусом отдельной оплаты правовой и технической работы, неоговорённой в нормативных актах, представляется неправомерной, поскольку правовая и техническая работа оплачивается госпошлиной или нотариальным тарифом.
Аналогия — вся правовая и техническая работа суда оплачивается госпошлиной за подачу искового заявления (заявления, при рассмотрении дела в особом производстве).

Подать жалобу на действия нотариуса в местную нотариальную палату и, в обязательном порядке копию в Федеральную нотариальную палату.
Ну и есть ещё вариант — заплатить, получив квитанции с суммами и чётким указанием за что именно, и после этого обратиться в суд с исковым заявлением.

Надеюсь, что кто-нибудь из участников форума добавит что-то дельное и полезное.

Pavel_A 16-02-2012 12:42quote:Originally posted by ДжонДоу:

Других нотариусов нет, или у всех такой тариф?

Есть определённые действия, которые можно выполнить только у определённого нотариуса. Порылся в интернете, тариф у другого нотариуса такойже. Т.е.

Нотариус не вправе навязывать услуги правового и технического характера

03% от стоимости имущества + 5000р за правовую и техническую работу.Pavel_A 16-02-2012 13:21quote:Originally posted by Полимах:

Т.о. перечисленными нормативными актами установлены ставки госпошлины или нотариальных тарифов и оплата расходов за совершение нотариальных действий (например см. ст.86 Основ законодательства о нотариате).

Порылся и интернетах, нашёл законодательство о нотариате, но там тарифы указаны в 21-й статье. И есто ещё интересная статья — 23-я, которая говорит о возможности взымания платы за оказание услуг правового и технического характера. Только не понятно что это за услуги?
Статья 23. Финансирование нотариальной деятельности
Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке.
Денежные средства, находящиеся на депозитных счетах, не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой.
Часть пятая утратила силу с 1 января 2005 г.

Полимах 16-02-2012 14:36

Ст. 86 приведена как пример, где оговаривается оплата дополнительных расходов.
Размеры нотариального тарифа регулируются ст. 22 и ст. 22.1.
Относительно ст. 23: размеры нотариального тарифа за совершение нотариальных действий определены ст. 22 и ст. 22.1, а вот услуги правового и технического характера — составление проектов сделок, заявлений и других документов, а также разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий (разъяснения в письменном виде), согласно ст. 15, тут да — цена договорная.

Pavel_A 16-02-2012 14:50quote:Originally posted by Полимах:

услуги правового и технического характера — составление проектов сделок, заявлений и других документов, а также разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий (разъяснения в письменном виде), согласно ст. 15, тут да — цена договорная.

Вопрос принятия наследства. Выдача свидейтельства о наследстве на один объект недвижимости — Стоимость нотариального действия 0,3% от стоимости объекта недвижимости + правовые и технические услуги 5000р.
Как я понимаю, за 0,3% от стоимости должны напечатать и выдать свидейтельство, а за что 5000?
И ещё вся проблема в том, что часть недвижимости не стоит денег, сколько берут за оформление.Полимах 16-02-2012 15:12

За что 5000, надо выяснять у нотариуса.
Я не знаю, вот когда я буду требовать с Вас 5000, я Вам объясню за что.
Вот когда я получал свидетельство о праве на наследство на объект недвижимости, примерно два года назад, я оплатил нотариальный тариф и стоимость нотариально заверенной копии данного свидетельства (10 российских рублей). Заверенная копия требовалась для госрегистрации.
И никаких дополнительных 5000.

Может, нотариус составлял Вам заявления о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство?
Так заявления о выдаче свидетельств я приносил готовые (в отпечатанном виде), без подписи. Расписывался в присутствии нотариуса. Пришлось правда в заявлениях от руки повторять дату, фамилию, имя и отчество.

Pavel_A 17-02-2012 07:55

Спасибо за наводку, подумаю над этим. А то я уже думал через суд в наследство вступать.

Pragmatik 21-02-2012 03:04

Таким образом нотариусы зарабатывают себе баблишко…
Сам так попадал, когда надо было тупо заверить копии документов — а нотариус просто тупо вбухивает стоимость неких "услуг" в счет. При этом — НИЧЕГО не делая, кроме собственно нотариального заверения документов. То есть, за заверение странички документа — берется 10 лил 20 рублей, плюс в счет внесены были некие "услиги".

Pavel_A 21-02-2012 09:47quote:Originally posted by Pragmatik:

за заверение странички документа — берется 10 лил 20 рублей, плюс в счет внесены были некие "услиги".

Да, так всегда. Иначе они ничего не заработают.
С одной стороны я понимаю, что госпошлины мало для нотариуса, но когда за почти ничего не делание берут ацкие деньги, тоже не правильно.
У меня знакомые дарили между родственниками дом. Принесли заверять подписи на договоре дарения, нотариус отказывался заверять и сказал что договор должен быть составлен в нотариальной конторе их юристом, т.к. ваш договор может быть неверно составлен а проверять его я не собираюсь. Составление договора стоило в несколько раз дороже чем у юриста из агенства недвижимости. За то что вписали в бланк ФИО и координаты объекта взяли месячную пенсию.
Полимах 21-02-2012 14:29

Заверять у нотариуса подписи на договоре дарения или договоре купли-продажи недвижимости необязательно. Но тогда при подаче документов на госрегистрацию (вроде бы и получении) должны присутствовать и даритель и одаряемый.
Кстати ещё, не надо путать нотариальное заверение подписей и нотариальное заверение договора — это разные нотариальные действия и нотариальный тариф, соответственно разный.

Pavel_A 21-02-2012 14:46quote:Originally posted by Полимах:

В общем, ситуация складывается так — или Вы изучаете договорное право и "закон об основах нотариата", или переплачиваете нотариусу. Иных вариантов нет.

Тут согласен на 100%.

Сегодня Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 285286-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уточняющий полномочия нотариусов.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что принятый закон позволит решить сразу несколько социально значимых задач, повысить стабильность гражданского оборота, уровень защищенности граждан, и сделать нотариальные процедуры более удобными для граждан.

Вносятся изменения в Основы законодательства РФ о нотариате и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», уточняющие требования к удостоверению нотариусом документов, о порядке направления документов в Росреестр; требования к обеспечению функционирования нотариальных контор, информирования граждан и организаций о месте нахождения и режиме работы контор; стандартах оформления сайта нотариуса; формы удостоверения, подтверждающего статус нотариуса и т.д.

Закон закрепляет за нотариусами новую обязанность. Теперь нотариус будет обязан после удостоверения им сделки с недвижимостью, незамедлительно, не позднее окончания рабочего дня, направить в электронном виде заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр. Аналогичная обязанность возникает у нотариусов после выдачи свидетельства о праве на наследство, и о праве пережившего супруга.

В случае невозможности направить заявление в электронной форме по независящим от нотариуса причинам, он обязан предоставить в регистрирующий орган документы на бумажном носителе не позднее 2-х рабочих дней. При этом если стороны удостоверяемого договора захотят подать заявление на госрегистрацию самостоятельно, они могут отказаться от подачи документов нотариусом.

На практике это означает, что гражданам не нужно будет лично обращаться в МФЦ для подачи документов в Росреестр на регистрацию прав на недвижимость, либо пользоваться услугами различных «серых» посредников, которые предлагают «ускорить» регистрацию. В случае если документы были направлены нотариусом в электронном виде, Росреестр в течение одного рабочего дня регистрирует право собственности. Таким образом, повышается скорость совершения сделки и удобство для граждан, т.к. нотариус оказывает эту услугу в режиме «одного окна», — отметил Павел Крашенинников.

Эта новелла повышает уровень защищенности и стабильности гражданского оборота в сфере недвижимости.

Более того, эта услуга - подача документов на регистрацию прав на недвижимость, становится бесплатной для граждан. Согласно законопроекту, она перестает быть самостоятельным нотариальным действием и входит в состав общего нотариального действия по удостоверению сделки.

Кроме того, принятым законом вносятся изменения в статью 22 Основ законодательства РФ о нотариате в части уточнения перечня услуг, которые входят в понятие «услуги правого и технического характера». Уточнение вносится с учетом того, что на сегодняшний день оплата услуг правового и технического характера (УПТХ) стала фактически регулятором реальной стоимости нотариального действия, т.к. установленные законом нотариальные тарифы не менялись и не индексировались почти полтора десятка лет, в отличие от всех других государственных тарифов и пошлин.

Напомним, что нотариус ведет свою деятельность на принципах самофинансирования, то есть не получает каких-либо средств государственного бюджета - при этом самостоятельно оплачивает аренду помещения, зарплату сотрудников, обеспечивает контору техническими средствами и расходными материалами, оплачивает налоги и несет другие расходы, связанные с нотариальной деятельностью. Кроме того, нотариат ведет Единую информационную систему, включающую в себя реестры нотариальных действий, наследственных дел и др.; обеспечивает ее пополнение, защиту содержащихся сведений. Это позволяет нотариату быть частью Системы межведомственного электронного взаимодействия, обмениваться данными с государственными реестрами с целью исключения мошенничества, и предоставления гражданам и организациям наиболее удобных и быстрых условий обслуживания. А также позволяет обеспечивать работу бесплатных публичных электронных реестров нотариата. Все это также осуществляется без государственных затрат. В таких условиях оплата УПТХ является фактическим инструментом, обеспечивающим самофинансирование нотариальной деятельности.

Предельные размеры оплаты УПТХ ежегодно устанавливает Федеральная нотариальная палата для каждого субъекта РФ и по каждому в отдельности нотариальному действию. Эти размеры рассчитываются по целому ряду параметров, исходя из социально-экономического положения региона. В свою очередь, нотариальная палата субъекта РФ устанавливает фактические размеры УПТХ, которые не могут превышать установленные предельные значения. Такие размеры оплаты УПТХ являются обязательными для каждого нотариуса в данном субъекте РФ.

В то же время, благодаря развитию современных технологий, появлению т.н.

Услуги правового и технического характера (УПТХ) у нотариуса

«электронного нотариата» становится практически невозможным четко отделить, какие именно действия нотариуса являются частью нотариального действия, а какие - услугами правового и технического характера. В силу подобных факторов назрела потребность более четко определить, что именно входит в состав услуг правового и технического характера, что и решается принятым законом.

Так, законом устанавливается, что услуги правового и технического характера включают в себя правовой анализ представленных документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий в связи с совершением нотариальных действий, изготовление документов, копий, скан-образов документов, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм и др.

Услуги правового и технического характера подлежат оплате нотариусу в связи с совершением нотариального действия. Размер оплаты нотариального действия определяется как общая сумма нотариального тарифа и стоимости услуг правового и технического характера.

Павел Крашенинников отметил, что указанное уточнение необходимо для полноценного функционирования нотариата, как института правовой системы государства, как гаранта стабильности гражданского оборота. Нотариус в обязательном порядке осуществляет правовую экспертизу удостоверяемых им документов, разъясняет заявителям правовые последствия совершаемого действия, консультирует их, а также несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. Оказание таких услуг обеспечивает надежную защиту прав и законных интересов граждан.

Новое руководство Федеральной нотариальной палаты (ФНП) указало на недопустимость навязывания российскими частнопрактикующими нотариусами дополнительных услуг — так называемых работ правового и технического характера (ПТР). Но вряд ли клиентам нотариусов удастся совершать действия по установленным тарифам.

Новое руководство Федеральной нотариальной палаты (ФНП) указало на недопустимость навязывания российскими частнопрактикующими нотариусами дополнительных услуг — так называемых работ правового и технического характера (ПТР). Но вряд ли клиентам нотариусов удастся совершать действия по установленным тарифам.

Спор о ценах на услуги нотариусов длится уже много лет. Тарифы на почти все действия закреплены законом (Налоговым кодексом РФ и Основами законодательства о нотариате). Например, свидетельствование верности копии стоит 10 рублей за страницу, подписи на документах — 100 рублей, удостоверение доверенности — 200 рублей, завещания — 100 рублей и так далее. Но эти ставки не менялись уже почти десять лет, инфляция за которые превысила 80 процентов.

По просьбе трудящихся

Самих частнопрактикующих служителей юстиции такая ситуация, разумеется, не устраивает. Для восполнения уплывающих доходов нотариусы придумали «сказку о ПТР»: мол, все клиенты помимо самого действия просят оказать им еще и некие дополнительные услуги. В некоторых случаях это соответствует действительности — редкий посетитель нотариусов готов самостоятельно составить договор, подготовить доверенность, завещание и прочее. Далеко не все приносят в контору ксерокопию, которую просят засвидетельствовать.

Цены на допуслуги определяются региональными нотариальными палатами. Но на практике посетители сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, стоимость ПТР порой в разы превышает тарифы на сами действия. Так, выступая на Петербургском международном юридическом форуме, глава аппарата Высшего арбитражного суда РФ Андрей Егоров привел пример, когда при установленном тарифе в 2 тысячи рублей нотариусы берут за «технические работы» еще 14 тысяч. Во-вторых, почти всегда ПТР предоставляют дополнительные услуги, даже если они не требуются, — стоимость допуслуг включается в вывешиваемый в нотариальных конторах «прайс» и не зависит от подготовки самим посетителем каких-либо документов.

О недопустимости навязывания клиентам каких-либо платных услуг еще в марте 2011 года заявил Конституционный суд России. «Лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса — помимо нотариальных действий — дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо», — констатировала высшая судебная инстанция.

Честь имеем?

В течение трех лет нотариальное сообщество де-факто игнорировало выводы Конституционного суда России. Но в августе сама ФНП распространила письмо, полностью поддерживающее позицию о незаконности навязывания ПТР. «Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия», — признал избранный весной этого года новый глава Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Особое внимание он обращает на регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества — такие действия частнопрактикующие служители юстиции выполняют с 1 июля (в первую очередь такие реестры призваны ограничить вторичный рынок автомобилей от продажи заложенных транспортных средств). Плата за ПТР в этом случае, по мнению Константина Корсика, может взиматься, только если по просьбе заявителя нотариус во время личного приема заполняет сам уведомления. Соглашаясь, что установленный за новое действие тариф явно занижен, глава ФНП указывает на недопустимость его завышения или истребование нотариусами дополнительных документов.

«Подобные факты не способствуют повышению авторитета российского нотариата», — констатирует Корсик.

Отвечая на вопросы РАПСИ, он заявил, что его письмо вообще касается исключительно регистрации залога движимого имущества, а по остальным действиям плата за ПТР должна взиматься. Хотя чем они отличаются, президент ФНП согласился объяснить только после 1 сентября.

И вновь продолжается бой

На самом деле для разрешения спора необходимо определить, какие конкретные работы входят в нотариальное действие, а какие — могут считаться ПТР. Нотариальное сообщество составить четкую инструкцию по этому вопросу не желает, возлагая решение этого вопроса на законодателей. Хотя еще в 2008 году ФНП разъяснила, что, например, в действие по свидетельствованию верности копии документа входят сверка, проставление удостоверительной надписи и регистрация действия в реестр. Техническими работами, выполняемыми по просьбе обратившегося, могут считаться изготовление копии или сшивка листов.

Все опрошенные эксперты убеждены, что клиенты частнопрактикующих служителей юстиции вправе отказаться от ПТР. «Если гражданин не хочет платить нотариусу за услуги правового и технического характера, то необходимо сделать всю техническую работу (снять копии и так далее), а также составить проект документа», — убеждена юрисконсульт ЗАО «Объединенная консалтинговая группа» Наталья Брусенцова.

Ее мнение разделяет и старший юрист корпоративной практики компании Rightmark group Мария Смирнова . Она также убеждена, что взаимоотношения нотариуса и гражданина при предоставлении технических работ и консультаций регулируются законодательством о защите прав потребителей. Эту позицию в свое время представило и антимонопольное ведомство.

В то же время выполнить технические работы даже самый юридически грамотный посетитель нотариуса может не всегда. Например, те же завещания и доверенности изготавливаются на специальных защищенных бланках, а потому напечатать сей документ может только нотариус. Наталья Брусенцова предлагает гражданам приносить составленный текст как в бумажном (для ознакомления), так и в электронном виде (для печати, в том числе на бланке). «В этом случае нотариус не сможет сослаться на необходимость набирать текст и тому подобное», — убеждена юрист.

Хотя она указывает на неоднозначную судебную практику по этому вопросу.

Так, в июле 2012 года Санкт-Петербургский городской суд отклонил доводы нотариуса о невозможности удостоверения представленной доверенности без предоставления услуг технического характера — переноса текста на установленный бланк.

УПТХ F.A.Q.

Тогда как месяцем раньше Московский городской суд в идентичной ситуации поддержал право нотариусов взимать за такой «перенос» дополнительную плату.

Не засужу так замучаю

«По закону нежелание обратившегося получать дополнительные услуги не является основанием для отказа в совершении нотариального действия. Поэтому если гражданин выполнил всю техническую работу сам, то он может потребовать письменный обоснованный отказ, а потом обратиться в суд. Но это очень затратно по времени, по силам и по деньгам, а результат не гарантирован», — поясняет Наталья Брусенцова.

«В идеале у нотариуса должны быть размещены правила, в соответствии с которыми граждане предоставляют документы. Но пока их нет, а потому добровольно-обязательные услуги будут и далее оказываться повсеместно, — убежден Николай Вильчур, директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры». — Поэтому я сомневаюсь, что самостоятельное составление гражданами документов для совершения нотариальных действий получит широкое распространение. Даже у разных нотариусов требования к одним и тем же доверенностям различаются. Кроме того, в подготовленный текст документа (даже в электронном виде) нередко нужно внести уточнения — является ли это работой технического характера?» В качестве эксперимента журналист РАПСИ обошел несколько нотариусов в Санкт-Петербурге, настоятельно требуя совершить разные действия (засвидетельствовать копию или подпись на документе) по установленным тарифам (10 и 100 рублей соответственно). В большинстве случаев нотариусы оказались готовыми отказаться от взимания платы за ПТР — это было проще, нежели бороться с активно отстаивающим свои права гражданином и составлять письменный отказ с перспективой получить еще и судебный иск. Но некоторые частнопрактикующие служители юстиции все же идут на принцип и под любым предлогом уклоняются от совершения действия по установленным тарифам.

Для справки

По данным ФНП, в 2013 году в России было совершено 65,8 млн нотариальных действий — почти на 8 процентов меньше, чем в предыдущем. Почти в половине случаев к нотариусам обращались для свидетельства верности копий, еще четверть всего объема работ составили доверенности и свидетельствование подлинности подписи на документах. На сложные действия (удостоверение договоров и прочие) приходятся единицы процентов.

Сведения о доходах нотариусов не публикуются.

Государственная Дума в третьем, финальном чтении приняла законопроект, уточняющий полномочия нотариусов. Помимо прочего, поправки уточняет понятие "услуг правового и технического характера", что меняет правила оплаты нотариальных услуг в целом.

Бесплатные обязанности

Законопроект предусматривает новые обязанности для работников нотариата. После удостоверения сделки с недвижимостью нотариус незамедлительно, не позднее окончания рабочего дня должен направить в электронном виде заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр. В случае невозможности направить заявление в электронной форме по независящим от нотариуса причинам, он обязан предоставить в регистрирующий орган документы на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней. При этом, если стороны удостоверяемого договора захотят подать заявление на госрегистрацию самостоятельно, они могут отказаться от подачи документов нотариусом.

На практике это означает, что граждане смогут не обращаться в МФЦ лично для подачи документов в Росреестр на регистрацию прав на недвижимость — за них это сделает нотариус. В случае если документы были направлены нотариусом в электронном виде, Росреестр в течение одного рабочего дня зарегистрирует право собственности. Это изменение повысит скорость совершение сделки с недвижимостью и избавит граждан от лишних действий, рассказал Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству.

Более того, подача документов на регистрацию прав на недвижимость становится бесплатной для граждан. Такая услуга перестанет быть самостоятельным нотариальным действием и войдет в состав общего нотариального действия по удостоверению сделки.

Платные услуги

Ко второму чтению законопроект дополнили еще одной новеллой, которая уточняет перечень услуг, включенных в "услуги правого и технического характера". Это уточнение, как пояснил Крашенинников, вносится с учетом того, что на сегодняшний день оплата услуг правового и технического характера стала фактически регулятором реальной стоимости нотариального действия — ведь установленные законом нотариальные тарифы не менялись и не индексировались почти полтора десятка лет.

Законопроект устанавливает что услуги правового и технического характера включают в себя:

  • правовой анализ представленных документов и полученной информации;
  • консультирование по вопросам применения норм законодательства;
  • осуществление обязанностей и полномочий в связи с совершением нотариальных действий;
  • изготовление документов, копий, скан-образов документов;
  • техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества.
  • иные услуги правового и технического характера.

Услуги правового и технического характера должны оплачиваться нотариусу в связи с совершением нотариального действия. Размер оплаты при этом определяется как общая сумма нотариального тарифа и стоимости услуг правового и технического характера. Павел Крашенинников отметил: это уточнение необходимо для полноценного функционирования нотариата как института правовой системы государства и как гаранта стабильности гражданского оборота. "Нотариус в обязательном порядке осуществляет правовую экспертизу удостоверяемых им документов, разъясняет заявителям правовые последствия совершаемого действия, консультирует их, а также несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. Оказание таких услуг обеспечивает надежную защиту прав и законных интересов граждан", — подчеркнул он.

В соответствии со ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы нотариата) источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера (далее - услуги ПТХ), другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При этом если размеры нотариального тарифа (государственной пошлины), взимаемого за совершение нотариальных действий, жестко регламентированы ст. 22.1 Основ нотариата и ст. 333.24 Налогового кодекса РФ, то размер платы за оказание нотариусом услуг ПТХ, равно как и порядок определения размера такой платы, длительное время установлены не были. Правовой вакуум в регулировании указанного вопроса предопределил его решение на "местечковом уровне", в том числе путем установления нотариусами размера платы за оказание ими услуг правового и технического характера по своему усмотрению.

Безусловно, отдельные нотариальные палаты субъектов РФ пытались посредством дачи нотариусам соответствующих рекомендаций установить единые правила определения платы за услуги ПТХ.

Так, в силу п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" Московская городская нотариальная палата наделена полномочиями рекомендовать объем и стоимость правовой и технической работы нотариусов по составлению проектов сделок, заявлений и других документов, изготовлению копий документов и выписок из них, а также по разъяснению вопросов совершения нотариальных действий. Подобная практика, которая не имела повсеместного распространения, не привела к положительным результатам.

Согласно ч. 6 ст. 1 Основ нотариата нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Однако в силу ч. 2 ст. 23 Основ нотариата денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Данные обстоятельства обусловливают заинтересованность нотариусов в увеличении объемов финансирования своей деятельности, что могло быть достигнуто как ростом числа осуществляемых нотариальных действий (в связи с невозможностью изменения установленных нотариальных тарифов), так и повышением стоимости услуг ПТХ.

Учитывая, что плата за услуги ПТХ составляет от 2/3 до 4/5 всех финансовых поступлений нотариусов <3> и порядок ее установления нормативно не урегулирован, именно оказание услуг ПТХ явилось основным источником финансирования деятельности нотариусов. Этому способствовало и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 19 января 2012 г. N 03-05-06-03/01, согласно которому за оказание услуг ПТХ взимается плата с учетом себестоимости затрат . Подобное разъяснение позволило нотариусам самостоятельно определять стоимость оказываемых ими услуг ПТХ исходя лишь из неких оценочных показателей.

Наличие проблемы, связанной с отсутствием должного правового регулирования услуг ПТХ и в части установления платы за оказание нотариусами услуг ПТХ, неоднократно признавало и Министерство юстиции РФ: на практике самостийное определение размера платы "с учетом себестоимости затрат" привело к взиманию отдельными нотариусами завышенных тарифов. Попытки нотариальных палат субъектов РФ рекомендовать разумные пределы оценки услуг ПТХ с учетом экономических условий регионов в отдельных субъектах РФ не урегулировали должным образом данный вопрос.

В ряде нотариальных контор стала складываться практика, заключающаяся в использовании предоставленных законодателем возможностей в сугубо личных интересах. Это выражалось прежде всего в том, что отдельные нотариусы отказывались соблюдать рекомендации нотариальных палат по согласованному уровню размеров платы за услуги ПТХ, существенно завышали ее размеры, что приводило к значительному количеству жалоб на действия нотариусов. Также большое распространение получила практика, заключающаяся в "сотрудничестве" с индивидуальными предпринимателями или специализированными фирмами, на которые возлагались осуществление технической и правовой работы и взимание за это платы, причем такая плата могла отличаться в разы даже у нотариусов, работающих на одной улице.

Большие сложности в правоприменительной практике вызывало и отсутствие законодательно закрепленного понятия "услуги правового и технического характера". К таким услугам можно отнести ксерокопирование документов, изготовление выписок из них, подготовку проектов документов (составление, набор текста, печать), сшивание документов. Однако нередко понятие "услуги правового и технического характера" трактуются расширительно, в связи с чем в их содержание включают оказание консультационных услуг, разъяснения законодательства по вопросам совершения нотариальных действий, правовую экспертизу (Апелляционное определение судебной коллегии Нижегородского областного суда от 27 октября 2015 г. по делу N 33-10552/2015, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2015 г. по делу N 33-5296/2015).

Такой подход представляется незаконным. Согласно ч. 1 ст. 16 Основ нотариата нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий (здесь и далее выделено нами. - Д.З.) с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

В силу ст. 54 Основ нотариата нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона . То есть фактически нотариус обязан провести правовую экспертизу проекта сделки.

Тем самым разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, правовая экспертиза проектов документов входят в состав соответствующих нотариальных действий или представляют собой обязанность нотариуса, вытекающую из его правового статуса и осуществляемых им функций, что делает невозможным отнесение таких действий к услугам ПТХ и, соответственно, исключает основания для их оплаты.

Данная проблема была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О: "Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Так, в соответствии со статьями 9, 16, 48 и 50 Основ нотариата нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера.

Между тем лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса - помимо нотариальных действий - дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.

Таким образом, Основы нотариата не предполагают возможность взимания за совершение нотариальных действий нотариальных тарифов в больших размерах, чем это определено законодателем, и допускают финансирование деятельности нотариуса за счет оказания дополнительных услуг правового и технического характера, предоставляемых гражданам и юридическим лицам исключительно при наличии их согласия и вне рамок нотариальных действий".

Кроме того, законодательно не решен вопрос о том, в рамках какой правовой конструкции должны оказываться нотариусом услуги ПТХ. Как представляется, единственным решением рассматриваемой проблемы является договор возмездного оказания услуг. Однако данный вопрос также был оставлен законодателем без разрешения, что вполне отвечает меркантильным интересам нотариусов, поскольку не создает для них дополнительный объем работ по оформлению соответствующих гражданско-правовых отношений, и практически исключает предпосылки для их гражданско-правовой ответственности.

При этом распространилась практика навязывания услуг ПТХ, оказанием которых нотариусы обусловливали совершение нотариальных действий, а в противном случае просто отказывали в их совершении. Например, не принимали представленные гражданами копии документов для свидетельствования их верности, проекты договоров, доверенностей для их удостоверения (Определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 3 августа 2015 г. по делу N 33-6445/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 26 августа 2016 г. N 33-33615/16).

Так, Московский городской суд в Апелляционном определении от 2 августа 2016 г. N 33-29079/16 указал: "В., обратившись к нотариусу с подготовленной им самим доверенностью, напечатанной на бумаге, имел право на удостоверение данной доверенности по существующим тарифам без дополнительной перепечатки на бумаге Гознака. Постановка подписи, печати нотариуса, внесение соответствующих данных в реестр нотариуса не является технической или правовой работой, а собственно и есть само нотариальное действие, за которое законом установлена госпошлина (тариф), составляет существо данного нотариального действия и дополнительной услугой ПТХ считаться не может".

Отнесение переноса текста доверенности на установленный бланк единого образца, предназначенного для совершения нотариальных действий, к услугам ПТХ является неправомерным, поскольку законом или иным нормативным правовым актом данное действие не отнесено к технической услуге. Перенос текста доверенности на бланк единого образца, в том числе и с использованием технических средств нотариуса, является непосредственно документальным оформлением нотариального действия, не может рассматриваться как оказание дополнительной (факультативной) услуги по отношению к нотариальным действиям (Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 июля 2012 г. N 33-9692/2012).

Однако судебная практика по данному вопросу не однозначна. Так, Д. обратился к нотариусу с заявлением о свидетельствовании верности копии доверенности. При этом копию доверенности заявитель изготовил сам и просил нотариуса не взыскивать с него плату за услуги правового и технического характера, а взыскать лишь тариф (10 руб. за страницу), предусмотренный п. 9 ч. 1 ст. 22.1 Основ нотариата. Однако нотариус отказал в совершении нотариального действия.

В обоснование законности данного отказа нотариуса суд указал, что Методическими рекомендациями и решениями нотариальной палаты Свердловской области (далее - Рекомендации) императивно установлено, что за свидетельствование верности копий документов взимаемая нотариусом плата складывается из тарифа, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 22.1 Основ нотариата (10 руб. за страницу копии документов) и размера платы за оказание услуг правового и технического характера (80 руб. за страницу копии документов).

При этом в силу Рекомендаций нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой субъекта РФ размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения.

Граждане и представители юридических лиц, обращающиеся за совершением нотариального действия со своим проектом документа, не могут освобождаться от услуг правового и технического характера , поскольку взимается стоимость за услуги правового и технического характера в целом, а не за проект и техническую работу. Освобождение граждан от уплаты услуг правового и технического характера будет являться неисполнением Рекомендаций, что повлечет применение мер дисциплинарного взыскания к нотариусу согласно Кодексу профессиональной этики нотариусов в РФ (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 сентября 2016 г. по делу N 33-16636/2016).

Подобный подход суда вызывает удивление в силу своей явной необоснованности и незаконности.

В данной ситуации просматривается даже не навязывание нотариусом услуг ПТХ, а определение новых (повышенных) размеров нотариального тарифа: суд в нарушение требований Основ нотариата фактически легитимировал полномочия нотариальной палаты субъекта РФ по установлению размера нотариального тарифа за совершение нотариальных действий. Суд признал, что оказание услуг ПТХ входит в состав нотариального тарифа, увеличивая его размер. При этом сам факт оказания (неоказания) таких услуг никакого значения для определения размера денежных средств, подлежащих уплате нотариусу за совершение нотариального действия, не имеет. Кроме того, признание обязанности граждан оплачивать услуги ПТХ вне зависимости от их фактического оказания как основания, исключающего применение к нотариусу мер дисциплинарного взыскания, не выдерживает никакой критики.

Решить указанные проблемы, обеспечить выработку единых правил оказания нотариусами услуг ПТХ и установление порядка определения их обоснованной стоимости призван Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - Закон N 332-ФЗ).

В соответствии с названным Законом на Федеральную нотариальную палату возложены полномочия:

утверждать порядок определения обязательного для применения нотариусами экономически обоснованного предельного размера платы за оказание услуг ПТХ;

ежегодно устанавливать предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг ПТХ для каждого субъекта Российской Федерации;

размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о предельных размерах платы за оказание нотариусами услуг ПТХ, а также о конкретных размерах такой платы в каждом субъекте Российской Федерации (ст. 30 Основ нотариата).

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Основ нотариата нотариальные палаты субъектов Российской Федерации ежегодно устанавливают обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг ПТХ, не превышающие предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, установленные Федеральной нотариальной палатой; размещают на своем официальном сайте в сети Интернет информацию об установленных размерах платы за оказание нотариусами услуг ПТХ.

К сожалению, Закон N 332-ФЗ не решил такие важнейшие вопросы, как определение содержания понятия "услуги правового и технического характера", введение запрета на навязывание нотариусами услуг ПТХ, регламентация права и оснований отказа граждан и юридических лиц от оказания им нотариусами таких услуг при совершении нотариальных действий, отграничение нотариального тарифа от платы за услуги ПТХ, определение правовой конструкции услуг ПТХ, оказываемых нотариусами.

Вызывает обеспокоенность и то обстоятельство, что законодатель полностью устранился от определения стоимости услуг ПТХ, передав все полномочия по их установлению самим нотариусам (подобными полномочиями целесообразно было бы наделить Правительство РФ), что может повлечь за собой злоупотребление ими в ущерб правам и законным интересам граждан и юридических лиц. Отсутствие в Основах нотариата положений о контроле за обоснованностью предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг ПТХ со стороны государственных органов также не способствует прозрачности деятельности нотариусов и не повышает уровень доверия к ним со стороны общества.

Рассмотренные нововведения реализованы в Методических рекомендациях по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол от 28 марта 2016 г. N 03/16; далее - Методические рекомендации).

Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций предельные размеры платы за оказание услуг ПТХ учитывают социально-экономическую ситуацию в регионе (характеризуемую прожиточным минимумом в регионе) и среднее число нотариальных действий, приходящихся на 1 нотариуса в регионе ("серийность" нотариальных действий). При этом учитывается, что чем больше однотипных действий выполняет нотариус, тем меньше времени требуется на выполнение одного действия и тем меньше должен быть размер платы за оказание услуг ПТХ.

При определении предельного размера платы за оказание услуг ПТХ при совершении конкретных видов нотариальных действий устанавливается коэффициент сложности нотариального действия по их видам, пропорциональный трудозатратам на их совершение.

Так, например, за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из них за страницу копии (выписки) установлен коэффициент 0,008, а за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, не подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, предусматривается коэффициент 1,0, за совершение морского протеста - коэффициент 5,0.

Предельный размер платы за оказание услуг ПТХ рассчитывается по следующей формуле, учитывающей социально-экономическую ситуацию в регионе и количество нотариальных действий, совершаемых нотариусом:

РП = ПМ x К x Ккнд,

где РП - предельный размер платы за оказание услуг ПТХ;

ПМ - величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году взыскания нотариального тарифа;

К - коэффициент сложности нотариального действия;

Ккнд - коэффициент количества нотариальных действий.

участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ на 100%;

инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ на 50%;

несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. Такое освобождение от взимания платы за оказание услуг ПТХ производится пропорционально их участию в договоре.

При этом нотариальным палатам субъектов РФ предоставлено право установить дополнительные льготы для отдельных категорий граждан при оказании услуг ПТХ.

Необходимо отметить, что взимание платы за оказание услуг ПТХ, не указанных в п. 2.4 Методических рекомендаций, не допускается, но при этом данный пункт содержит оговорку - "совершение прочих нотариальных действий", что фактически исключает возможность совершения нотариального действия без взыскания платы за оказание услуг ПТХ.

Кроме того, согласно п. 2.8 Методических рекомендаций при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы плата за оказание услуг ПТХ взыскивается в полуторакратном размере (аналогично с правилом, установленным ч. 2 ст. 22.1 Основ нотариата в отношении нотариального тарифа). Сколько-нибудь обоснованных причин такой позиции, за исключением, конечно, искусственного завышения стоимости услуг ПТХ, из данного правила не усматривается.

Также Методические рекомендации запрещают нотариусу самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг ПТХ в сторону уменьшения либо увеличения. Невозможность увеличения нотариусом указанной платы направлена на недопущение нарушения прав граждан и юридических лиц, а запрет уменьшать размер платы за услуги ПТХ - на исключение конкуренции между нотариусами, что, безусловно, целесообразно для нотариального сообщества, но не отвечает интересам потребителей нотариальных услуг.

На сайте Федеральной нотариальной палаты размещены предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг ПТХ по субъектам Российской Федерации, а также размеры платы (тарифов) за оказание нотариусами услуг ПТХ в субъектах Российской Федерации. Их анализ приводит к интересным выводам.

Во-первых, отсутствует единый порядок определения платы за совершение отдельных нотариальных действий.

Так, например, тарифы за свидетельствование верности копий документов, а также выписок за страницу копии установлены в твердой сумме за 1 страницу (например, в Москве - 50 руб., в Чукотском автономном округе - 175,19 руб.), в пределах двух значений (например, в Мурманской области - от 90 до 140 руб., причем раскрытие информации о порядке определения конкретной стоимости отсутствует), и дифференцированно в зависимости от количества страниц (например, в Архангельской области: за копию 1 страницы - 90 руб., копии 2 и более страниц - 40 руб. за каждую; если копии делает нотариус, то указанные тарифы увеличиваются на 40 и 50 руб. соответственно).

Тарифы за удостоверение доверенности от имени физических лиц установлены в твердой сумме (например, в Московской области - 1 700 руб.), в пределах двух значений (например, в Камчатском крае - от 300 до 3 578 руб., причем раскрытие информации о порядке определения конкретной стоимости отсутствует), в зависимости от назначения доверенности (например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 500 руб. на получение пенсии, заработной платы, 2 000 руб. - на право пользования и (или) распоряжения имуществом, 2 500 руб. - генеральная доверенность).

Во-вторых, установлена плата за "совершение прочих нотариальных действий", содержание которых в большинстве субъектов РФ не раскрывается (например, в Москве - 1 000 руб., в Московской области - до 2 000 руб.), что создает предпосылки для злоупотребления нотариусами правом на определение подлежащего взысканию тарифа на оказание услуг ПТХ.

При этом, например, в Ямало-Ненецком автономном округе содержание "прочих" нотариальных действий частично "разъяснено": "1 500 рублей - согласие на сопровождение детей на территории РФ, согласие на сдачу экзамена в ГИБДД и т.д.; 3 000 рублей - остальные". Как видно, такое "уточнение" не очень помогает разобраться в хитросплетениях источников финансирования нотариата.

В-третьих, установлен такой тариф на оказание услуг ПТХ как "недополученный доход при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы" (при выезде к физическим или юридическим лицам). В большинстве субъектов Российской Федерации не воспринят подход об увеличении стоимости услуг ПТХ при совершении нотариальных действий вне нотариальной конторы в полуторакратном размере (за исключением Алтайского края). В Ивановской области плата за совершение нотариальных действий вне нотариальной конторы установлена в размере 0,5 от суммы услуг ПТХ, но не более 6 000 руб.

Распространенным решением является установление твердой суммы (например, для юридических лиц в Москве - 10 000 руб., в Чукотском автономном округе - 24 148,8 руб.). Встречаются определение предельного размера (например, в Республике Коми - до 5 000 руб.) или минимального размера (например, в Кабардино-Балкарской республике - от 3 000 руб.), либо его установление в пределах двух значений (например, в Ярославской области - от 2 000 руб. до 5 200 руб.), а также градация тарифов в зависимости от различных обстоятельств для физических лиц:

В Республике Крым - 6 000 руб. при выезде в СИЗО, в психоневрологические учреждения;

В Республике Коми - при выезде нотариуса в пределах города - 1 000 руб., за пределы города в удаленные населенные пункты - 2 000 руб. в час, но не менее 2 000 рублей за выезд нотариуса;

В Ханты-Мансийском округе - Югре выезд нотариуса в больницу оценивается в диапазоне от 100 до 1 000 руб.

При этом в отдельных субъектах размер недополученного дохода нотариуса вообще не определен (например, в Республике Тыве, в Ульяновской области).

К сожалению, в рамках статьи невозможно проанализировать множество имеющихся нюансов установленных размеров платы за услуги ПТХ, наличие которых свидетельствует лишь о начале работы по приведению всей системы оказания нотариусами услуг ПТХ к регулированию на основании единых правил и необходимости продолжения соответствующего диалога Федеральной нотариальной палаты с региональными нотариальными палатами.

Полагаем возможным констатировать, что с 1 января 2017 г. в России фактически установлены новые размеры нотариальных тарифов, которые состоят из двух частей:

Непосредственно сам нотариальный тариф, установленный Основами нотариата (Налоговым кодексом РФ);

Плата за оказание нотариусами услуг ПТХ.

Действующее правовое регулирование не позволяет отграничить одну из указанных частей от другой, при этом обе суммы подлежат уплате вне зависимости от действительного оказания услуг ПТХ нотариусом, что никак не согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О. Иными словами, для определения оснований уплаты денежных средств за услуги ПТХ, например, за свидетельствование верности копии документа не будет иметь значения, представлена ли гражданином копия соответствующего документа или эту копию будет делать нотариус - в любом случае установленная плата за услуги ПТХ должна быть взыскана.

Попытка законодательного урегулирования отмеченных проблем оказалась малоэффективной, что обусловлено как просчетами законодателя, фактически исключившего государственное регулирование и контроль за установлением размеров платы за услуги ПТХ, так и самостийностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации, поддерживаемой действиями Федеральной нотариальной палаты РФ и ее нежеланием (неспособностью) жестко регламентировать соответствующие отношения.

Изложенное свидетельствует, что поднятая в настоящей статье проблема еще длительное время останется актуальной и негативно влияющей на состояние, оценку и восприятие российского нотариата, а также на возможности и гарантии защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при совершении нотариусами нотариальных действий.

Утвержден

решением Правления

от 24.10.2016, протокол N 10/16

Изменения,

утверждены решением Правления

Федеральной нотариальной палаты

от 11.09.2017, протокол N 11/17

Изменения,

утверждены решением Правления

Федеральной нотариальной палаты

от 16.10.2017, протокол N 12/17

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ОКАЗАНИЕ

НОТАРИУСАМИ УСЛУГ ПРАВОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

I Общие положения

1.1. Порядок определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (далее - Порядок) разработан во исполнение требований пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".

1.2. Настоящий Порядок разработан с учетом научно-исследовательской работы Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук "Разработка и обоснование методики определения предельных размеров платы за услуги правового и технического характера, взимаемых нотариусами при совершении нотариальных действий".

1.3. При взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется требованиями ст. ст. 15 , , , , Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), настоящим Порядком, решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

1.4. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера ежегодно утверждается уполномоченным органом нотариальной палаты и подлежит применению с 1 января следующего года.

1.5. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера утверждается уполномоченным органом нотариальной палаты в рамках, установленных Федеральной нотариальной палатой предельных размеров, рассчитанных в соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Порядка.

При этом нотариальные палаты вправе увеличить размер платы за оказание услуг правового и технического характера на очередной календарный год, в пределах, установленных Федеральной нотариальной палатой, не более чем на 10% от установленных на 1 января предыдущего года по следующим нотариальным действиям, в связи с их социальной значимостью и возможностью планирования расходов лицами, намеренными обратиться за совершением нотариального действия в следующем году:

А) удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества;

Б) удостоверение договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением;

В) удостоверение соглашений об уплате алиментов;

Г) удостоверение завещаний;

Д) удостоверение согласий законных представителей, опекунов, попечителей на выезд несовершеннолетних детей за границу;

Е) выдача свидетельств о праве на наследство;

Ж) выдача свидетельств о праве собственности пережившему супругу.

1.6. Предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера на следующий год рассчитывается в соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Порядка и утверждается Правлением Федеральной нотариальной палаты до 1 ноября текущего года.

1.7. Взимание платы за оказание услуг правового и технического характера, не указанных в приложении N 1 к настоящему Порядку, не допускается. Нотариальные палаты вправе установить градацию размеров платы за оказание услуг правового и технического характера в зависимости от сложности и объема подготавливаемого документа (количество лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, количество листов изготавливаемого документа, количество объектов в свидетельстве/сделки и др.) в пределах, не превышающих предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.

1.8. Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты обязаны опубликовать утвержденные размеры платы за оказание услуг правового и технического характера на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

II Порядок расчета предельного размера платы за оказание

нотариусами услуг правового и технического характера

2.1. При расчете предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера используется коэффициент количества нотариальных действий (Ккнд), определяемый по следующей формуле:

Nc - среднее количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом в соответствующем субъекте Российской Федерации за предыдущий год;

Np - среднее количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом в России за предыдущий год.

Коэффициент количества нотариальных действий, в случае превышения им значения 1,3, принимается за 1,3.

2.2. Предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера рассчитывается по следующей формуле, учитывающей социально-экономическую ситуацию в регионе и количество нотариальных действий, совершаемых нотариусом:

РП = ПМ x К x Ккнд,

Где РП - предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера;

ПМ - величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации за II квартал текущего года;

К - коэффициент сложности нотариального действия, указанный в пункте 2.3 настоящего Порядка;

Ккнд - коэффициент количества нотариальных действий.

2.3. При определении предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении конкретных видов нотариальных действий устанавливается коэффициент сложности нотариального действия по их видам, пропорциональный трудозатратам на их совершение (Приложение N 1 к настоящему Порядку).

2.4. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 100%.

2.5. Инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 50%.

2.6. Несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. При этом такое освобождение от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера производится пропорционально их участию в договоре.

2.7. Плата за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи не взимается.

2.8. Плата за оказание услуг правового и технического характера при нотариальном удостоверении протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой кандидатом на должность Президента Российской Федерации уполномоченному представителю по финансовым вопросам, при свидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц, не взимается.

2.9. Плата за оказание услуг правового и технического характера при нотариальном удостоверении сделок, совершаемых при переселении граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации государственных, региональных и муниципальных программ взимается в размере 50% от размера платы, взимаемой за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.

2.10. При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы нотариус вправе взыскать недополученный доход в размере, не превышающем размер платы за оказание услуг правового и технического характера рассчитанный из размера коэффициента сложности нотариального действия:

При выезде к физическим лицам - 0,5;

При выезде к юридическим лицам - 1.

При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы по одному адресу для нескольких лиц недополученный доход взыскивается с данных лиц однократно в равных долях.

При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы в рамках регулярного выезда нотариуса в населенные пункты нотариального округа недополученный доход не взыскивается.

При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица в соответствии со статьей 22 Основ возмещают ему фактические транспортные расходы.

2.11. В случае если услуги правового и технического характера были выполнены, а нотариальное действие не было совершено, нотариус вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера. Факт взимания платы за оказание услуг правового и технического характера в отсутствие совершенного нотариального действия подтверждается записью в реестре регистрации нотариальных действий без присвоения реестрового номера.

2.12. Нотариальные палаты вправе установить дополнительные льготы, предоставляемые нотариусами отдельным категориям граждан и юридическим лицам, в том числе органам государственной власти и местного самоуправления, при оказании услуг правового и технического характера.

Льготы при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера устанавливаются вне зависимости от того, на кого возложены расходы сторон.

2.13. Нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения.

2.14. Размер платы, уплаченной за оказание услуг правового и технического характера, указывается в нотариальном акте и реестре регистрации нотариальных действий.

Приложение N 1

к Порядку определения предельного

размера платы за оказание

нотариусами услуг правового

и технического характера

КОЭФФИЦИЕНТЫ СЛОЖНОСТИ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Коэффициент

Вид нотариального действия

Выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества за каждую страницу выписки;

Выдача выписки из реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата за каждую страницу выписки.

Свидетельствование верности копий документов, а также выписок из них за страницу копии (выписки);

Хранение документов за каждый день хранения каждых полных или неполных 250 листов документов, но не менее чем коэффициент сложности нотариального действия 0,2.

Удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу - за каждую страницу документа на бумажном носителе;

Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе - за каждую страницу документа на бумажном носителе;

За каждую страницу приложения к протоколу обеспечения доказательств.

Регистрация уведомления о залоге движимого имущества - за каждую страницу уведомления представленного на бумажном носителе.

Удостоверение распоряжения об отмене завещания;

Свидетельствование подлинности подписи переводчика;

Выдача выписки из реестра регистрации нотариальных действий.

Свидетельствование подлинности подписи физического лица;

Свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой;

Принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке;

Внесение сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата.

Удостоверение распоряжения об отмене доверенности;

Представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Удостоверение доверенности на получение пенсии и социальных выплат, связанных с инвалидностью.

Свидетельствование подлинности подписи представителя юридического лица;

Передача сведения, которые содержатся в заявлениях физических лиц и юридических лиц, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а также в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;

Представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Свидетельствование подлинности подписи на решении единственного участника хозяйственного общества;

Удостоверение согласия законных представителей, опекунов, попечителей на выезд несовершеннолетних детей за границу;

Удостоверение согласия супруга на заключение сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации;

Федеральная нотариальная палата, учитывая актуальность вопроса о правомерности взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении любого нотариального действия, экономической обоснованности действующих размеров платы за их оказание, а также о составе услуг правового и технического характера, полагает необходимым разъяснить следующее.

Важно отметить, что нотариальная деятельность в Российской Федерации является особым видом юридической деятельности - осуществляется от имени государства, носит публично-правовой характер и связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; далее - Основы), нотариально оформленные документы обладают особой доказательственной силой (статья 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), что предопределяет публично-правовой статус нотариуса.

Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, поскольку основная задача нотариуса при совершении нотариальных действий это обеспечение бесспорности соответствующего факта или права. При наличии оснований, предусмотренных статьей 48 Основ, в частности, если сделка не соответствует требованиям законодательства или совершение нотариального действия противоречит закону, нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия или же отложить его совершение в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Согласно статье 1 (абзац шестой) Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопросы оплаты нотариальных действий регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25.3) и Основами (статьи 22 и 22.1).

Нотариусы осуществляют свою деятельность на принципе самофинансирования. Как следует из статьи 23 Основ, источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Следует учитывать, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых является невозможным осуществление нотариальной деятельности, в частности, расходы на аренду (приобретение) помещения под нотариальную контору, заработную плату работникам нотариальной конторы, отчисления во внебюджетные фонды, страхование своей профессиональной деятельности, на приобретение и обслуживание оргтехники, приобретение и обновление лицензионного программного обеспечения, членские взносы, канцелярские принадлежности и прочее.

Основами нотариусам предоставлена возможность взимания помимо нотариального тарифа платы за оказание услуг правового и технического характера, которая является одним из источников, позволяющих финансировать нотариусам свою профессиональную деятельность самостоятельно (статьи 15, 23).

Из содержания статьи 15 Основ можно сделать вывод, что к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. При этом следует отметить, что составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким, интеллектуальным процессом, для достижения положительных результатов которого нотариусу требуется применить свои юридические знания и затратить значительное количество времени.

Помимо подготовки нотариусом проектов документов (договоров) к услугам, составляющим правовую и техническую работу, относятся такие действия нотариуса, как редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, а также другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.

Перечисленные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Данный вывод подтверждается существующей судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 мая 2017 г. по делу № 33-14785/2017; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11 ноября 2016 г. по делу № 33-19702/2016; от 8 ноября 2016 г. по делу № 33-19386/2016; Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 15 августа 2017 г. по делу № 33-2922/2017 и ряд других судебных постановлений).

Представляется, что размер платы за услуги правового и технического характера складывается не из конкретных действий нотариуса по оказанию таких услуг, а из совокупности указанных факторов, оказывающих значительное влияние на формирование системы расчета платы за услуги правовой и технической работы, и в том числе, затрат на осуществление нотариальной деятельности, обусловленных хозяйственной деятельностью нотариальной конторы.

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 26 мая 2011 г. № 03-05-06-03/39 обратило внимание на то, что за выполнение таких действий, как оказание услуг правового и технического характера, должна взиматься плата.с учетом себестоимости затрат на составление данных документов.

Кроме того, при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется не только требованиями статей 15, 22, 23, 25, 30 Основ, но и Порядком определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 24 октября 2016 г., протокол № 10/16; далее - Порядок), решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

Изменениями, внесенными в Основы Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее - Федеральный закон № 332-ФЗ), ежегодное установление обязательных для применения нотариусами размеров платы за оказание услуг правового и технического характера отнесено к полномочиям нотариальных палат.

Однако утверждаемые нотариальными палатами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, согласно Основам, не должны превышать экономически обоснованных размеров платы за оказание таких услуг, установленных Федеральной нотариальной палатой для каждого субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком, который предусматривает взимание платы за оказание услуг правового и технического характера по видам нотариальных действий.

Следует учитывать, что приведенные изменения в Основы приняты в целях урегулирования размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий в зависимости от конкретного субъекта Российской Федерации и имеют своей целью, в частности, установление единообразной практики их взимания.

Принимая это во внимание, нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять размер данной платы (пункт 3.1.11 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, принятого Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16 ноября 2015 г. и утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2016 г. (далее - Кодекс профессиональной этики нотариусов); пункт 2.11 Порядка).

Несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера является дисциплинарным проступком, за виновное совершение которого следует дисциплинарная ответственность нотариуса (пункт 9.2.13 Кодекса профессиональной этики нотариусов).

Следовательно, освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты, по мнению Федеральной нотариальной палаты, может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта Российской Федерации при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что является недопустимым, учитывая правовой статус института нотариата, обязанного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации их доступа к нотариальным услугам на равных условиях.

В отношении позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 1 марта 2011 г. № 272-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» разъясняющей, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством, необходимо отметить следующее.

Следует учитывать, что с момента принятия указанного определения законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, претерпело существенные изменения, в частности, приняты вышеозначенные Федеральный закон № 322-ФЗ, организовывающий плату за оказание услуг правового и технического характера, Кодекс профессиональной этики нотариусов, предопределяющий обязательность исполнения нотариусами решений нотариальных палат по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера. При этом значительно расширены полномочия нотариусов, на которых возложен целый ряд дополнительных важнейших действий правового и технического характера, которые стали неотъемлемым элементом при совершении нотариального действия и могут совершаться непосредственно только нотариусом и его работниками, в числе прочих внесение сведений в единую информационную систему нотариата, запрос сведений, предусмотренных статьей 47.1 Основ и другие.

Таким образом, нотариусы при осуществлении своей профессиональной деятельности должны ориентироваться на положения действующего законодательства Российской Федерации.

Обзор документа

Помимо нотариального тарифа, нотариусы вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера.

Речь идет, в частности, о составлении проектов сделок, заявлений и других документов, об изготовлении копий документов и выписок из них, о разъяснениях по вопросам совершения нотариальных действий; о розыске документов; о формировании запросов.

Данные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без оказания таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Минфин России отмечал, что плата должна складываться с учетом себестоимости затрат на оказание услуг.

Нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять размер данной платы.

Освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация