К горизонтальному делению власти относят. Разделение властей. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено

Главная / Земля

План:
1. Определение понятия государственной власти.
2. Теоретические подходы к принципу разделения властей.
3. Характеристика исполнительной, судебной и законодательной власти.
4. Разделение государственной власти в РФ
5. Особенности разделения государственной власти на Юге России

1. Разделение ветвей государственной власти - принцип и механизм реализации государственной власти, при котором
законодательная, исполнительная и судебные власти предоставляются различным органам соглас-но конституции; и характеризуется следующими признаками:
власти все равны и автономны
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
судебная власть действует независимо от политического влияния.

2. Основные теории разделения властей (по Монтескье):
Существуют 3 рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами.
должна действовать система сдержек и противовесов (дабы власти контролировать действия друг друга).Определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной груп-пы.
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, стоит упомянуть труды Ж.. Руссо, который считал, что «законодательная, исполни-тельная и судебная власти - особые проявления единой власти народа»
В связи с информатизацией общества в 20 веке в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти – «четвертую власть» - средства массовой информации. Теория разделения властей явилась одним из основных гарантом прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли широкое применение.

3. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
По вертикали: представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государ-ственного управления различного уровня (центральные, региональные и местные органы власти).
По горизонтали: реализуется на практике как разделение власти между 3 властными органами (ветвями) – законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть – это делегированная народом, своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой среде.
Функции:
законодательная
финансовая (утверждает госбюджет).
распределительная (связанная с формированием высших исполнительных и судебных ор-ганов)
функция контроля (за деятельностью исполнительной власти).
Исполнительная власть – один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реа-лизацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Особенностью исполнительной власти является то, сто она не только органи-зует выполнение решений законодательной, но и сама может издавать нормативные акты или вы-ступать с законодательной инициативой.
Судебная власть – это один из видов власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляющаяся путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебная ветвь власти реализуется специальными государственными органами – судами.

4. Высшим органом законодательной власти РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы, верхней – Совета Федерации. Для осущест-вления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания обра-зуют Счетную палату.
Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 год и не более двух сроков подряд.
Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные орга-ны исполнительной власти. Высший из них – Правительство РФ и его институты.
Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбит-ражный Суд, Верховный Суд.

5. В настоящее время система органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пре-делах ЮФО функционирует с учетом единых принципов, устанавливаемых федеральным законо-дательством. В то же время обеспечивается возможность учета местных исторических, этнополи-тических и лингвистических особенностей, что позволяет выстраивать взаимоотношения между органами различных ветвей государственной власти наиболее эффективным образом. Существен-ное влияние на конструирование региональной властной системы оказывает сложный внутрипо-литический процесс, борьба местных элит за возможность принимать общественно важные реше-ния, доступ к властным ресурсам.

Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом.

Механизм горизонтального разделения властей в Российской Федерации достаточно оригинален и во многих отношениях не вписывается в рамки более или менее типичных моделей, существующих в других странах. При этом в России явно прослеживаются политико-правовые механизмы, свойственные смешанной форме правления.

Нормативно-правовую основу разделения властей в федеративном государстве составляют: федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации, регламентирующие основные принципы формирования органов государственной власти на региональном уровне, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, конституции (основные законы) субъектов федерации, а также региональные законы.

Наибольшую роль во взаимодействии федеральных органов государственной власти играет Президент Российской Федерации, наделенный полномочиями в отношении каждой из ветвей власти и участвующий либо в их функционировании, либо в формировании кадрового состава соответствующих органов. Президент РФ является главой государства; гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (части 1 и 2 статьи 80 Конституции РФ). Именно Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. Таким образом, Президент Российской Федерации является по существу системообразующим центром федеральной государственной власти и рассмотрение вопросов конституционно-правового регулирования взаимодействия органов ее основных ветвей невозможно.

Носителем законодательной власти и представительным органом в России является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. Это - Государственная дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих выборов, и Совет Федерации, который формируется путем косвенных выборов. Основным средством руководящего и формирующего воздействия законодательной власти на деятельность органов исполнительной власти является принятие законов, обязательных для всех граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов самоуправления. Контрольные функции законодательной власти исчерпываются контролем за исполнением бюджета и образованием специального органа такого контроля, правом Государственной думы решать вопрос о доверии Правительству.

Исполнительной властью наделено Правительство Российской Федерации (ч. 1 ст. 110), которое несет ответственность за свою деятельность, как перед Президентом страны, так и перед Государственной думой. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу (ст. 113).

Судебная власть, согласно Конституции РФ 1993 года, представлена Верховным Судом РФ, Высшим арбитражным Судом РФ и Конституционным Судом РФ.

Нормативной основой разделения властей в Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации, являются конституции (уставы) субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты.

Конституция Российской Федерации регулирует основы взаимодействия Федерального Собрания РФ, его палат с Правительством РФ, которые конкретизированы Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и регламентами Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, а также другими правовыми актами. Деятельность Правительства активно отслеживается и контролируется Государственной Думой. Само Правительство как субъект права законодательной инициативы активно участвует в законодательной деятельности.

Разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Поддержанию стабильности разделения властей на федеральном уровне способствует развитая система сдержек и противовесов, уравновешивающая, прежде всего, взаимоотношения законодательной и исполнительной власти.

Конституцией России предусмотрено участие Конституционного Суда РФ в решении важнейших вопросов взаимодействия федеральных органов государственной власти. Конституционный Суд РФ представляет заключение (по запросу Совета Федерации) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Государственной Думой против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Палаты Федерального Собрания могут обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности не вступившего в законную силу международного договора.

Важно также подчеркнуть, что в силу полномочий, которыми обладают федеральные органы власти по вопросам совместного ведения, к решению соответствующих вопросов привлекаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, установленное Конституцией Российской Федерации разделение властей по вертикали политико-государственного устройства страны представлено во всей системе взаимодействий федеральных органов государственной власти, связанных с решением вопросов, затрагивающих интересы регионов.

Разделе́ние власте́й - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной,исполнительной и судебной.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации - Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

вертикаль - это подчинение всех управленческих структур и ветвей власти - одному высшему органу или лицу - так устроены сильные президентские республики (Россия, Франция) , абсолютные монархии - эмираты, Сауд. Аравия, или диктатуры- КНДР, Иран, И др.

горизонталь это демократическое управление государством тремя независимыми ветвями власти- Законодательной - парламент, исполнительной- президент, премьер-министр, судебной- суды всех инстанций.

Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации:

во-первых, Конституцией Российской Федерации предусмотрено четкое распределение функций и компетенции между государственными, органами в соответствии с требованиями разделения труда по управлению делами государства;

во-вторых, Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;

в-третьих, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации. При этом никакой другой государственный орган Федерации не вправе осуществлять первичное нормативное правовое регулирования по вопросам, отнесенным к ведению Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции, и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции) в той части, которые отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации;

в-четвертых, исполнительная власть в Российской Федерации должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности, быть подотчетной либо главе государства, либо федеральному законодательному (представительному) органу государственной власти;

в-пятых, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них;

в-шестых, судебные органы в Российской Федерации независимы и пределах своих полномочий действуют самостоятельно;

в-седьмых, ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

в-восьмых, споры о компетенции в Российской Федерации решаются только в порядке конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным Судом Российской Федерации;

в-девятых, конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями, т. е. содержит взаимные "противовесы" для других властей.

Институты представительной и непосредственной демократии. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Опрос. Публичные слушания. Обращения граждан. Народная правотворческая инициатива. Собрания, сходы и конференции граждан.

Институты представительной и непосредственной демократии.

Среди органов государственной власти и местного самоуправления выделяются представительные органы – коллегии лиц, избранных непосредственно гражданами (в местном самоуправлении также негражданами, постоянно проживающими в данном муниципальном образовании и уплачивающими налоги). Характеризуя систему и деятельность таких органов, говорят о представительной демократии. Представительная демократия – это реализация власти народа через избранных им представителей, коллегиальные представительные органы (парламенты, законодательные собрания в субъектах федерации, иногда – в политических автономиях), через коллегиальные представительные органы местного самоуправления. Власть народа (в стране, в субъекте федерации, автономном образовании, в административно-территориальной единице, муниципальном образовании) реализуют и другие избранные населением органы и должностные лица (президент, губернаторы в субъектах некоторых федераций, старосты, мэры и др. в территориальном коллективе), но к системе представительной демократии по традиции относят только коллегиальные представительные органы.

Непосредственная (прямая) демократия – осуществление власти народом, решение народом вопроса, кто и на каких условиях будет осуществлять управление страной от имени народа (территориального коллектива в масштабах муниципального образования). Она находит свое выражение в выборах народом (избирателями) главы государства, парламента, а иногда и непосредственно премьер-министра (в Израиле по закону 1994 г.), органов местного самоуправления, в досрочном отзыве (прекращении мандата) избранных депутатов, некоторых других избранных должностных лиц (например, Президента в Австрии) по воле избирателей путем голосования, в принятии законов (местных решений) путем референдума, причем во многих странах законы, принятые референдумом, имеют преимущества по сравнению с парламентскими, в народной законодательной (правотворческой) инициативе, в различных формах участия народа в управлении государством. Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование, во время которых выдвигаются требования (в том числе политические) к государству, его органам, органам местного самоуправления, участие народа в осуществлении различных хозяйственных инициатив на бесплатной основе – это тоже формы непосредственной демократии.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления - это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный Закон 2003 г. закрепляет и такие формы непосредственной демократии как публичные слушания (ст. 28) и опросы граждан (ст.31). Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Несомненным достоинством Федерального Закона 2003 г. является закрепление перечня документов и вопросов, которые обязательно должны выноситься на публичные слушания. К ним относятся проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, проекты планов и программ о развитии муниципального образования.

Так, в Федеральном Законе 2003 года формам осуществления власти народа на местах посвящена Глава 5, которая называется «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». Она устанавливает такие формы, как: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, сходы, собрания и конференции граждан, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан, опрос граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству РФ, законам субъектов РФ (митинги, уличные шествия, пикеты, марши и другие).

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной , исполнительной и судебной власти .

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

Вертикаль Власти

Путин поставил перед собой цель - сохранить российское государство целым и неделимым, покончить с федеральной раздробленностью, «царьками на местах». С этой целью он кардинально реформировал структуру и формы регионального подчинения. Прежде всего, президент добился отмены выборов губернаторов - их теперь назначало главное лицо в государстве, т.е. он сам совместно с Законодательным Собранием субъекта Федерации.

Была проведена реформа и Верхней Палаты: заседания губернаторов там были отменены. Их сменили представители каждого отдельно взятого региона. Это понизило значимость как самого Совета Федерации, так и губернаторов. Для усиления президентского контроля на местах, Россия была разделена на 7 федеральных округов. Во главе каждого стал назначенный Путиным полномочный представитель президента РФ.

Таким образом, главе государства удалось выстроить жёсткую вертикаль власти - исполнительной, находящейся под его личным контролем, от налаженной работы которой очень многое зависит в государстве. Благодаря этому, без одобрения Путина теперь не решается ни один серьёзный вопрос жизнедеятельности того или иного региона страны.


Таким образом, строптивые губернаторы были постепенно оттеснены со своих постов, их заменили верные Кремлю люди, над которыми дополнительно надзирал полпред президента в каждом округе. Хорошо понимая, что вертикаль власти - это ряд мер и действий, которые должны максимально повысить подотчётность и зависимость всех органов власти от руководящего центра, т.е. президента, Путин распространяет сферу своего влияния и на Госдуму.

Горизонталь

Исполнительная власть Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов.
Законодательная власть Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Судебная власть Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Лемак Надежда. Авраам Линкольн

Разделение властей - концепция , утверждающая, что для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые др.от друга ветви власти : законодательная (парламент ), исполнительная (правительство) и судебная . Разделение властей - это также разделение власти м.различными уровнями управления в обществе . Принцип разделения властей означает:

msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist>
а) распределение функций государственной власти м.различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали
б) определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции др. власти
в) равенство законодательной, исполнительной и судебной властей, ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой
г) создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.
msimagelist>

Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы , регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Монтескье Ш. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787 , а затем получили своё воплощение в конституционных актах др.демократических государств. Разделение властей осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти м.различными уровнями управления в обществе. Обычно выделяют три уровня власти:

msimagelist>

Основные итоги XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988)

В Российской Федерации принцип разделения властей закреплён в Конституции. Статья 10 определяет принцип горизонтального разделения властей: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального разделения властей: "Разграничение предметов ведения и полномочий м.органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий" (статья 11). "Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (статья 12).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация