Как научиться писать стихи: советы начинающим. Как правильно сочинить красивый стих

Главная / Земля

Иногда в жизни наступает тот самый момент, когда хочется проявить себя в творчестве, выразить наболевшие мысли и эмоции. Тут-то и приходит на ум стихотворная форма. И вроде бы чувства переполняют, и есть что сказать, а стихотворение не клеится. В чем же причина? Как научиться писать стихи так, чтобы они звучали хорошо?

Первое, с чем вы должны определиться — это о чем писать.

Определитесь с темой

Темой вашего стихотворения может стать окружающая жизнь, какое-то событие, абстрактное понятие или чувство.

Когда вы только начинаете писать стихи, пишите о том, что знаете и о чем действительно можете рассказать. Вам может не хватить убедительности, если вы решите построить стихотворение на выдумке, и читатель сразу заподозрит вас в неискренности.

Запишите в столбик какие-то ключевые понятия, ряд ассоциаций к вашей теме, они помогут ее раскрыть. Например, к стихотворению о весне: «капель», «подснежники», «новая жизнь», «тепло», «расцвет».

Продумайте структуру будущего стиха, как в обыкновенном сочинении. Главную мысль будет эффективнее всего оставить для концовки стихотворения.

Ознакомьтесь с основами стихосложения

Многие считают, будто поэзия — это свободное от каких-либо рамок искусство, а творить нужно, как сердце подскажет, однако это совсем не так.

Вдохновение — очень важная составляющая создания стихов, тем не менее, существуют определенные правила стихосложения, при несоблюдении которых ваша работа вряд ли удовлетворит вас и возможную аудиторию слушателей.

Какой стихотворный размер выбрать

В стихосложении есть такое важное понятие как стихотворный размер, или метр. Оно означает определенный порядок чередования гласных, ударных и безударных.

В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Ямбом называется двусложная стопа, ударение в которой приходится на каждый четный слог:


Мороз и солнце ; день чудес ный!

Еще ты дрем лешь, друг прелест ный

(А.С.Пушкин)

Стопой называют повторяющиеся группы ударных и безударных слогов одной строки. Схематически стопу ямба можно представить так: (- !).

Хорей — это двусложная стопа с ударением на каждый первый (нечетный) слог:

Бу ря мгло ю не бо кро ет, вих ри снеж ные крутя .
То , как зверь , она заво ет, то запла чет, как дитя .

(А.С. Пушкин)

Дактиль, амфибрахий и анапест являются трехсложными стихотворными размерами.

Ударение в дактиле падает на каждый первый слог, то есть долгими будут первый слог, четвертый, седьмой и т. д.:

Ра нними лет ними ро сами вый дем мы в по ле гулять .
Бу дем звеня щими ко сами со чные тра вы срезать !

(А.А. Блок)

Амфибрахий — трехсложная стопа в которой ударение падает на каждый второй слог: второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и т. д.:

Есть жен щины в рус ских селень ях
С спокой ною важ ностью лиц ,
С краси вою си лой в движень ях,
С поход кой, со взгля дом цариц .

(Н.А. Некрасов)

Анапест — долгим слогом в этой стопе будет каждый третий: третий, шестой, девятый и т. д.:

Ночь холод ная мут но глядит
Под рого жу кибит ки моей ,
Под полозь ями по ле скрипит ,
Под дугой колоколь чик звенит ,
А ямщик погоня ет коней .

(Я.П. Полонский)

Выбрав один из этих размеров, вам следует научиться его придерживаться.

Если сложно соблюдать один размер на протяжении всего стиха, попробуйте, например, одну строчку написать в одном размере, а вторую в другом, самое главное — не нарушать ритмический рисунок стихотворения.

Какую рифмовку выбрать

Говоря о том, как писать стихи, нельзя обойти стороной вопрос: а как же научиться стихи рифмовать?

К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.

Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертое и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как ААВВ:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку - и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня - лавиной,
Тебе - половина, и мне - половина!

(А. Прокофьев)

Кольцевая рифмовка — первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей:

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

(Ф.И. Тютчев)

При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев)

Холостая рифмовка — вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

(А.Н. Плещеев)

Используйте художественно-поэтические средства

Дайте волю своему воображению — то, что в обычной разговорной речи не очень уместно, может быть позволено в поэзии. Насыщайте свое стихотворение интересными поэтичными образами, красочными описаниями.

Обратите внимание на подбор рифмы: избегайте банальностей в духе «любовь — вновь — кровь», «слезы — розы — морозы», и т. д. Глагольные рифмы в духе — «знать — летать» также считаются тривиальными.

Не забывайте про выразительные средства и стилистические приемы: метафоры, гиперболы, эпитеты и многие другие. Но не перестарайтесь и не перегрузите стихотворение.

Важно научиться не оставлять проходные строки, которые создаются, чтобы заполнить место и закончить рифму. Каждая строка должна иметь смысловую нагрузку.

Читайте много поэзии

Часто начинающие поэты не интересуются работами признанных авторов, лишая себя возможности не только найти вдохновение, но и поучиться у мастеров своего дела.

Не повторяйте эту ошибку и читайте как можно больше поэзии: наблюдайте за структурой и ритмикой стихотворений и запоминайте полезные детали.

Развивайте словарный запас

Чтобы научиться писать интересные и красивые стихи, выбирая неизбитые обороты, умело избегая шаблоны, и чтобы подбор рифмы никогда не был препятствием — вам необходимо быть как можно более красноречивыми.

Расширить лексикон поможет активное чтение, при чем не только поэзии, а в обязательном порядке и прозы. Говоря о чтении, имеем в виду художественную литературу , лучше всего XX века — именно она является образцом для нашего времени.

Полезно будет учить наизусть стихотворения и отрывки из прозы, поработать со словарем синонимов, а также следить за своей собственной речью и стараться не употреблять одни и те же фразы в разговоре.

Вы можете научиться писать замечательные стихотворение и по форме, и по содержанию, но допускать досадные ошибки в орфографии или пунктуации и свести на нет приятное впечатление для читателя.

Будьте грамотны в процессе написания и не забудьте окончательно отредактировать законченное произведение.

Чаще практикуйтесь

По началу ваши стихи не будут идеальными, но с практикой придет умение.

Пробуйте писать стихи на случайные темы: придумайте стихотворение о том, как прошел ваш день, напишите про ваш город, родственников, друзей, опишите в стихотворной форме любимую книгу, главное — пишите, пишите и еще раз пишите! Анализируйте написанное, вносите исправления, делайте выводы.

Слушать нелестные отзывы не очень приятно, но именно здоровая критика поможет вам расти над собой.

Вместо того, чтобы складывать свои стихи в стол, обязательно покажите их для начала кому-нибудь из близких.

А если есть возможность, отдайте написанное на суд более опытным критикам — возможно, в вашем окружении есть поэты или писатели, учителя-филологи или просто люди с хорошим литературным чутьем, которые смогут беспристрастно и как можно более объективно оценить ваш труд.

Такой взгляд со стороны поможет вам в дальнейшем провести работу над ошибками и научиться писать еще лучше.

Сочинение стихотворений — увлекательнейшее занятие, которое, однако, требует постоянного самосовершенствования и практики. Посвящайте этому делу побольше времени и прогресс не заставит себя ждать.

Эта статья посвящена тем, кто пишет стихи. Многие уверены в том, что знают, как писать стихи. Что такое поэзия?

Этот вопрос следует задать всем начинающим поэтам. Стихотворение понимают как последовательную речь со стройным порядком и созвучием, как мысль, выраженную в изящной форме, окрашенную чувством… Получается, что поэзия – это специальная форма выражения мысли. Такое представление сущности стихотворения неверное, оно упрощает значимость поэзии.

Люди не осознают поэзию как искусство, и это большая проблема всех, кто к ней обращается.

Никто не будет спорить с тем, что восприятие «серьезной музыки» требует овладения «языком» музыки, определенной подготовки. Есть «легкая поэзия» и «легкая музыка». То и другое воспринимается без особых усилий. Освоение «серьезной поэзии» и «серьезной музыки» (поэзии и музыки классического ряда) – самая трудная работа, которая должна стать духовной потребностью человека.

Сложено спорное мнение о восприятии поэзии. Считается, что для понимания поэзии достаточно научиться читать, следовательно, для написания стихотворения достаточно подобрать нужную рифму.

Сегодняшний книжный рынок заполнен псевдолитературой. Сколько молодых графоманов выставляют свое творчество напоказ, агрессивно, бесцеремонно. Литературный хлам заполонил массовый рынок, СМИ. Что может написать ребенок, воспитанный на графоманской литературе?

Словарь иностранных слов дает такое толкование низкопробному творчеству:

«Графомания – «болезненное пристрастие к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству».

В наше время поэтами называют себя те, кто смог срифмовать несколько строчек. Истинный поэт обладает талантом, но часто его мучают сомнения: имеет ли он право называться поэтом. Непосредственность, напротив, обладает уверенностью и в себе и своем творчестве. Нужны ли обществу посредственные поэты? Учиться писать стихи нужно на истинной поэзии.

В юности многие сочиняют стихи, чтобы выразить свои переживания и эмоции. Пишут стихи на тему событий в стране и мире. Хорошо это или нет? По-моему, никакого вреда от этой попытки не будет. Начинающему поэту требуется определенный опыт, чтобы выработать собственный стиль письма.

Писать стихи сложно, так как нужно знать многие детали и нюансы. Существуют основные правила стихосложения, специфические литературные приемы, без которых невозможно написать стихотворение.

6 секретов написания стихотворения:

Прежде чем писать стихотворения, изучите творчество известных поэтов. Определитесь, какой вид жанра вам ближе? Лирическую поэзию, баллады, стансы (жанр стихотворения, где каждая строфа представляет собой законченную мысль) выбирают люди с тонкой чувствительностью. К публицистическим стихам обращаются те, кого интересует социальная жизнь. Популярными жанрами в читательской среде являются сатирическая, пародийная и юмористическая поэзия. Первое время в ваших стихах может чувствоваться подражание признанным поэтам.

Изучите виды поэтических произведений: белый стих (нерифмованное стихотворение с сохраненным размером и ритмом); акростих (форма стихотворения, при которой первые буквы каждой строки при чтении представляют осмысленное слово, словосочетание: имя, фамилию, понятие…); смешанный стих (произведение, сложенное из разного количества стоп (ритмических групп) в строфах); стихи в прозе (литературный жанр, где присутствуют такие стиховые признаки как небольшой объем, повышенная эмоциональность, но отсутствует рифма и ритм); верлибр (стихотворная форма между стихом и прозой, где нет рифмы, размера, ритмической композиции). Пробуйте себя в разных жанрах! Найдите свой жанр и стиль.

Соблюдайте в стихотворении ритм, размер, рифму! Размер придает звучание и настроение стихотворению. Он определяется по чередованию ударных и безударных слогов в строке стихотворения. Прочитайте ваше любимое произведение и сделайте его анализ на предмет размерности. Бывают двухсложные и трехсложные размеры стихотворений. В двухсложном размере (ямб (ударение падает на второй слог) и хорей (ударение падает на первый слог)) один слог ударный и один слог безударный. В трёхсложном размере (дактиль (ударение падает на первый слог), амфибрахий (ударение падает на второй), анапест (ударение падает на третий слог), один слог ударный и два безударных. Знание стихотворных размеров помогает увидеть и построить поэтический рисунок, заглянуть в «скелет» стихотворения.

Ритм — это цикличное чередование ударных и безударных слогов. Он ощущается при чтении стихотворения. Научитесь чувствовать ритм. Освоение ритмики поможет избежать нескладность стихов. Рифма — это созвучное окончание слов на строчках. К основным видам рифм относятся: мужская (ударение на последнем слоге); женская (ударение на предпоследнем слоге); дактилическая (ударение на третьем слоге от конца стихотворения); гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или далее). Оригинальные рифмы и их органичное вхождение в текст стихотворения передает образ, задуманный поэтом.

Изучите такие поэтические приемы, как аллегория; анафора; метафора; антитеза (противопоставление); гипербола; эпитет; метонимия; восклицание; ирония; градация (усиление); инверсия; каламбур; обращение; олицетворение; рефрен; риторическое обращение; эпифора. Знания приемов помогут вам находить их в творчестве других авторов, применять в собственном произведении.

Читайте и учите наизусть стихи любимых поэтов! Чередуйте чтение классики и современной поэзии. Изучение разных стилей обогатит ваше творчество, лишит его однородности.

Не бойтесь выражать свои эмоции! Только искренние чувства могут затронуть струнки души читателя.

Развивайте свое воображение, образное и ассоциативное мышление!

Изучение поэтических приёмов, размеров, рифм, ритма – процесс сложный и необходимый, он приблизит вас к пониманию своего и чужого творчества.

Воспринять стихотворение часто помогает врожденное чувство поэзии, которое нужно постоянно в себе сохранять и возрождать. Первые впечатления от встречи с природой, искусством, любовью, красотой…, последующие переживания, связанные с этими событиями, глубоко индивидуальны. Каждая личность уникальна по складу ума и души. Ее становление зависит от многих явлений: состояния общества, социального статуса, своеобразия местности, характера среды общения… На формирование личности воздействует конкретная обстановка. Один и тот же факт человек может воспринять по-разному сегодня, завтра, послезавтра (по причине сложившихся обстоятельств, отсутствия настроения…). Разное восприятие, разные выводы, разные характеры… В итоге может получиться обратное: в культурной среде может сформироваться личность, далекая от культуры, а в малограмотной среде – культурная личность.

Поэт – человек самобытный и его формирование идет естественным путем. Это не искусственный процесс.

Многие поэты пишут по общепринятым правилам. Такие «правила игры» лишают стихи естественной речи. Поэт вынужден находить для строк созвучные слова, близкие по значению к теме стихотворения, чтобы сохранить заданный ритм.

Говорят, что поэтом нужно родиться. По мнению Владимира Маяковского

«нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи».

В одной из своих статей В. Маяковский писал, что

«поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».

С ритмической точки зрения стихи А. С. Пушкина отличаются стройностью, организованностью, музыкальностью.

Л. Н. Толстой говорил:

«У Пушкина не чувствуешь стиха; несмотря на то, что у него рифма и размер, чувствуешь, что иначе нельзя сказать».

Каким же должно быть соотношение формы и содержания в поэзии.

Мыслители античности, средневековья, Возрождения в своих трудах о поэзии не разделяли понятия содержания и формы. Строгое разграничение этих понятий было предложено теоретиками начала XIX века. Большое влияние на разделение «содержания» и «формы» оказали труды Гегеля. Содержание включает в себя «внутренние», рожденные в нашем сознании явления от восприятия поэзии (чувства, мысли, образы людей, вещей, событий, природы…)


Форма представляет собой «внешние» элементы — звуки и звуковые повторы, составляющие произведение, ритм, интонация, слова и словосочетания (метафоры, сравнения, эпитеты…), общее строение речи, связь и расположение отдельных частей (композиция).

Почти полтора века четкое разделение содержания и формы является необходимым условием для тех, кто изучает поэзию. Такое разграничение позволяет сделать глубокий анализ произведения.

Однако исследователи поэзии забывают о том, что «содержание» и «форма» – придуманные абстракции и поэтическое произведение существует в единстве понятий.

Что первично в поэзии содержание или форма? Казалось бы, что сначала возникает мысль о том, что писать в стихотворении, и только потом рождается форма. На самом деле это представление считается неверным. Поэт должен вообразить содержание произведения, а затем задать ему нужную форму (подобрать соответствующие рифмы, метафоры, звуки, ритм…).

В стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил…» неразрывно сочетаются и форма и содержание.

Исследователи попробовали изложить это стихотворение в прозе.

«Я вас любил: любовь, быть может, еще не совсем угасла в моей душе; но пусть она больше вас не тревожит, я ничем не хочу вас печалить… В прозе были переставлены слова, которые передают те же чувства. Этот эксперимент разрушил форму, и одновременно исчезло прекрасное содержание, исчезла красота произведения.

Стихи А. С. Пушкина — это гармония из стройного пятистопного ямба, симметричных строк, перекликающихся рифм и звуков, естественного, органического ритмического движения.

В поэзии не может быть формальных деталей, приемов, элементов. Изменение формы (естественного порядка слов) вносит определенный смысл, меняет содержание. Даже небольшой смысловой штрих оказывает влияние на форму.

Строка «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» с момента своего рождения звучала иначе «Все тихо. На Кавказ ночная тень легла…» В черновой рукописи у поэта слова «ночная тень» зачеркнуты, а над ними записаны слова «идет ночная», и слово «легла» осталось без изменений. По мнению С. М. Бонди, слово «легла» было написано беглым почерком, и буква «е» получилась без «петельки» («легла» — «мгла»). В творческом процессе случайное нечеткое написание одного слова привело к появлению нового слова. Две фразы «ночная тень легла» или «идет ночная мгла» имеют совершено разный смысл.

Этот пример говорит о том, что воплотить содержание в форму не просто; содержание не существует до формы и рождается только в ней. Известно, что до формы существует только замысел стихотворения, который нельзя отнести даже к первоначальной стадии написания произведения.

«стих есть необходимая «форма поэтической мысли», которая «одна, прежде и больше всего другого, свидетельствует о действительности и силе таланта поэта».

Есть прекрасный русский поэт Николай Языков (1803-1846), с творчеством которого должен быть знаком каждый читатель и начинающий поэт. Золотой фонд языковской поэзии составляют зрелые стихотворения, созданные в период творческого расцвета: «Рассвет», «Ау», «Весенняя ночь», «К стихам моим», «Весна», «Морское купанье»…

Н. В. Гоголь говорил о поэте:

« Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, да еще хвастается своею властью… Этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света…»

Стихи Николая Языкова воспринимаются в процессе нарастания эмоционального поэтического «захлеба». Поэт выражает свою мысль одним дыханием…

Имя Евгения Баратынского (1800-1844) стоит рядом с самыми высокими поэтическими именами. «Открытию» поэта послужили его зрелые стихи, которые отличаются стройностью, гармонией, свежестью слога.

Каждому, кто пишет стихи, важно понять значение «Пушкинской эпохи», золотого века русской поэзии, достижения современников Пушкина.

В одном ряду с Пушкиным стоят большие поэты, у которых учился сам Пушкин: Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Вяземский, Катенин. Важно постичь смысл поэтического наследства непосредственных соратников Пушкина: Боратынского, Языкова, Дельвига, Веневитинова. Нельзя не знать поэтическое творчество Грибоедова, Кюхельбекера, Александра Одоевского и др.

Самые зрелые стихотворения поэтов Пушкинской эпохи — чистое золото русской поэзии.

Известно, что своим зарождением и становлением поэзия обязана устному народному творчеству. Пословицы, прибаутки, поговорки, дразнилки создавались в рифменном оформлении.

Пришел Богдан
Ерша бог дал…
Пришел Вавила
Повесил ерша на вилы…
Пришел Давыд
Стал ерша давить…
Пришел Лазарь
По ерша слазил…
Пришел Селиван
Воды в котел наливал…
Пришел Обросим
Ерша в котел бросил… (прибаутка из сказки о Ерше Ершовиче)

Смысл стихотворной прибаутки заключается в умении создавать рифму. «Написано пером — не вырубишь топором» (пословица), «Наш Борис — из рода крыс» (детская дразнилка)… Стихотворная ритмическая форма подтверждает значимость утверждения.

Стихотворная форма используется и в произведениях, не имеющих большой художественной ценности: лозунгах, рекламных текстах, правилах, поздравлениях…

Нужно различать стихотворчество (подбор рифмованных фраз) от подлинной поэзии (создание гениальных произведений, в которых собраны воедино сила чувств, богатство мысли, полнота восприятия мира…

Поэзия – это величайшее искусство владения словом.

Из чего слагается лирическое творчество? Это выражение чувств, глубокие размышления, владение словом, ритмом, интонацией, а главное – жизненное поведение поэта, упорный творческий труд, поэтическая судьба.

Вот что писал А. С. Пушкин о рождении поэзии:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо — к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут…

Люди, обладающие поэтическим даром, не всегда становятся поэтами. Причин поэтической несостоятельности несколько: низкий уровень культуры, отсутствие творческого упорства, неблагоприятные условия для становления поэта…

  1. Читайте книги! Обогащайте свой лексический запас.
  2. Пишите грамотно! Не допускайте грамматических и синтаксических ошибок!
  3. Подбирайте точные рифмы! Используйте электронный словарь рифм.
  4. Пишите о своих чувствах, о своем отношении к природе, людям, родине!
  5. Не забывайте о том, что поэзия – это и слово, и дело, это поведение!

И последний совет, шуточный, в этом видеоролике:


Самодеятельные поэты пишут стихи для себя и своих друзей. Их стихи далеки от подлинной поэзии. Часто именно с самодеятельной поэзии начинается путь профессионального поэта.

Уважаемый читатель! Я буду рада, если моя статья поможет кому-то сделать первые шаги в самодеятельной поэзии. Как вы считаете, должны ли люди браться за перо, не изучив творчество великих поэтов? У вас есть возможность подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!

Литература всегда служила способом передачи опыта и знаний. Кроме того, с помощью литературного языка авторы выражают свои эмоции, что является прекрасным примером процесса сублимации, незаменимого в жизни каждого человека. Иными словами, с помощью написания стихотворений нам легче пережить то или иное событие. Сегодня мы поговорим о том, как написать стих.

Пишем стихи

Говоря о природе стиха, следует отметить, что данная форма выражения представляет собой художественную речь, организованную в отдельные ритмические отрезки. Вот что наиболее сильно отличает стих от всех других видов речи. Между собой стихи отличаются смысловой нагрузкой, размером и ритмом стихосложения.

Как написать стих о любви? Прежде всего, нужно определиться с видом стиха. Существует множество вариантов того, как собрать свои мысли в кучу и выразить их в стихотворной форме. Не забывайте о том, что стих – это, прежде всего, рифма. И чем адекватнее рифма, тем лучше написан стих. Многие поэты советуют сосредоточить свое внимание именно на смысле стихотворения, так как нужна большая практика и хороший словарный запас, чтобы подобрать точную смысловую рифму к тому или иному слову. Не забывайте также и о том, что человек, которому вы посвящаете стихотворение, - это обитатель реального мира, который живет, как и все остальные. Постарайтесь подумать о том, что вам нравится в человеке, и отразите это в своем стихе. Например:

Как сладок миг, который вечно длится,
Когда целуешь ты меня.
Звезда стремглав, над головой промчится,
В долину Рая унося.

Как написать красивый стих? Этот вопрос мучает тех, кто стремится создать действительно настоящий шедевр. Помните о том, что красота стиха заключается в его лаконичности. Прочитав его вслух, вы должны ощутить, как одно слово или фраза переливается в другое, словно свежий весенний ручей. Эпитет "красивый" для понятия стих - это весьма широкое обозначение. Красивый стих может быть и о войне, а может быть и о птицах, улетающих в теплые края. Поэтому для создания действительного сильного стихотворения Вам необходимо подумать об идее, которая пройдет красной нитью сквозь все произведение. Постарайтесь для начала выбрать тему. Все та же любовь? Отразите какую-то отдельную мысль в каждой строфе. Подумайте также и о том, что вы хотите сказать с помощью этого стихотворения. Например, вы хотите выразить желание быть вместе с человеком, которому посвящаете стихи. Это можно сделать так:

Прошедший день принес разочарование,
Ведь не было тебя со мной.
Сопроводи меня в изгнании этом.
Я без тебя совсем пустой.

Подобным образом можно выразить любую мысль, даже самую сложную. Постарайтесь также разбить будущее стихотворение на несколько частей таким образом, чтобы каждая из них имела свой определенный смысловой вес. Ну и, конечно же, наберитесь терпения, так как любой действительно хороший стих требует перебирания целой кучи рифм и строф. Не останавливайтесь на достигнутом и совершенствуйтесь. Вот как красиво написать стих.

Стихи для любимой

Как написать любимой стихи? Стихи, посвященные объекту своего обожания, нужно писать от всей души, не утаивая ничего. Все перечисленные выше правила помогут написать вам хороший стих. Ну а для вдохновения прочтите стихотворения автора этой статьи. Наверняка у Вас получится не хуже:

Печаль о нас мне дорога,
Но прожил я ее один.
Восторг и счастье - ерунда.
Писать о них мне нет причин.

В глазах людей
Ищу я образ твой, родная.
Хотя сам я понимаю
Не суждено нам встретиться с тобой.
Быть может в будущем...
Кто знает...
Ведь будущее - только миф пустой.

Красноречивых слов не надо.
Я буду краток, как всегда.
Прими мои слова в награду.
Ты - просто чудо, ты - душа моя.

Наперекор судьбе пошли мы вместе.
Но теперь, когда угас тот шарм,
Нет места злобе, мести.
Лишь благодарность Вам, мадам.

Многие люди, особенно в юности, хотят писать стихи. Большинство из них пытаются что-то сочинить, но привлекательный результат получается не у всех. И в итоге настоящих, признанных поэтов не так уж и много. Может быть, не стоит и пытаться в таком случае? Тем не менее, число самодеятельных стихотворцев велико, и с каждым днём появляется всё больше новичков.

Все ли могут быть поэтами?

Трудно сказать, почему люди пишут стихи. Чаще всего ими движет стремление выразить свои эмоции по поводу окружающего мира: впечатляющий уголок природы, сердечные переживания, размышления об устройстве жизни - всё это становится темой для поэзии. Не менее часто стихи пишутся как своеобразный отклик на события общественной жизни (в современности или в истории), которые взволновали автора. В любом случае причиной написания стихов обычно является эмоциональное побуждение, а ритмические строчки становятся отзывом на события внешней или внутренней жизни.

Многие люди пробуют себя в стихосложении, и вы тоже можете творить, если чувствуете такое желание. Конечно, никто не даст гарантии, что вы станете хорошим поэтом, но и напрасным такой опыт не будет. Главное, вы поймёте, как писать.

Стих и строфа - уточняем значения

Если вы пробуете свои силы в поэзии, то совсем не лишним будет знать некоторые важные понятия, связанные со стихосложением.

Стих... У этого слова есть два значения. Первое: поэтическая речь, организованная в той или иной традиции (например, «пушкинский стих»). Второе: ритмично выстроенная строка стихотворного текста.

Неверно употреблять слово «стих» в значении «стихотворение», поскольку первое является составной частью второго или (в некоторых случаях) гораздо более широким понятием, чем одно произведение.

Объединение двух и более стихотворных строк (стихов) называется строфой.

Среди таких сочетаний различают двустишие, трёхстишие, четверостишие... и так далее, вплоть до десяти стихов.

Далее в статье будет объяснено ещё несколько важных понятий. Мы поняли, почему пишут стихи разные люди и чем это может быть полезно, а также разобрались в значениях слов, которые путают читатели и многие начинающие поэты. Дальше пойдёт речь о секретах написания хорошего стихотворения.

Первый шаг: с чего начать?

Если вы никогда раньше не занимались стихосложением, то разумнее всего начать с чтения поэтических произведений признанных авторов. Не обязательно сразу хвататься за классику, если она не очень вам по душе. Начните с современных авторов, затем переходите на а дальше можно усложнять свой читательский репертуар. Если пока не знаете, как начать писать стихи, то просто найдите и почитайте то, что найдёт отклик в вашей душе. При этом очень возможно, что первые самостоятельные опусы у вас будут похожи на творчество тех поэтов, которые вам больше всего нравятся. Относитесь к этому как к первому этапу обучения и продолжайте сочинять, как получается. Не секрет, что первые стихи многих впоследствии прославленных поэтов были подражательными. Но целеустремлённый человек сумеет развить свой талант и найти собственный Верьте в себя, пробуйте, экспериментируйте.

Жанры стихотворений

Но чтобы знать, в каком направлении двигаться, разберёмся в основных разновидностях поэтических произведений.

Поговорим о том, какой можно попробовать жанр. Для тонко чувствующих натур подойдёт лирическая и философская поэзия, а также баллады и стансы. Тем, кто активно интересуется окружающей социальной жизнью, можно попробовать писать публицистические стихи. Также заслуживает внимания пародийная, сатирическая и юмористическая поэзия - отдельные экземпляры этих жанров любимы читателями не меньше, чем серьёзные стихотворения.

Разновидности стихосложения

Избранный жанр и стиль подскажут, как писать. Стих в значении «способ выражения поэтической речи» слагается по определённым правилам. Перечислим виды поэтических произведений:

  • (отсутствует рифма, но чётко сохраняется размер и ритм);
  • акростих (манера письма, при которой первые буквы каждой строки образуют вместе слово, реже два или три);
  • смешанный стих (способ написания без сохранения одинакового размера на протяжении всего произведения);
  • стихи в прозе (нет рифмы и ритма, но особый выразительный стиль позволяет относить их к поэзии);
  • верлибр (непростой стиль, отличающийся особым построением строк, краткими и насыщенными образами и отсутствием рифмы).

Как складывается рифма?

Итак, вы определились, какие поэтические стили и способы стихосложения хотите попробовать сами. Но мало одного желания заниматься поэзией, нужно знать, как. Писать стих - каждую строку вашего произведения - необходимо по определённым правилам.

Одним из важнейших пунктов является рифма - созвучное окончание двух и более слов. Как известно, в стихотворении такие слова помещаются на конец строчки. При этом рифмоваться могут соседние два стиха либо через один, реже два. У рифмы есть свои разновидности:

  • мужская (с ударением на последнем слоге);
  • женская (ударение падает на предпоследний слог);
  • дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге стиха);
  • гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или ещё дальше).

Существуют и многие другие разновидности, но начинающему поэту можно пока ознакомиться с основными. Важно найти подходящую и оригинальную рифму, не похожую на «любовь - кровь» или «никогда - навсегда». А кроме того, выбранные для рифмы слова должны органично входить в текст стихотворения, создавая тот образ, который задумал передать поэт.

Если вы хотите знать, как правильно писать стихи, то ознакомьтесь также с понятиями поэтического размера и ритма.

Зачем нужны размер и ритм?

Размер стихотворения крайне важен, поскольку определяет звучание, мелодику, настроение произведения. Определить размер можно по сочетанию ударных и безударных слогов в 2-3 строчках поэтического произведения. Если вы думаете о том, как научиться писать стихи, то попробуйте проанализировать любимые произведения на предмет размерности и понять, как автор получил нужный эффект.

Двухсложные размеры:

  • хорей.

Один ударный слог и один безударный. В ямбе ударение падает на второй слог, а в хорее на первый.

Трёхсложные размеры:

  • дактиль;
  • амфибрахий;
  • анапест.

Один слог ударный, а два других - безударные. Различие в том, на какой слог падает ударение: первый - дактиль, второй - амфибрахий, третий - анапест.

Поможет ли знание стихотворных размеров научиться, стихи? Само по себе - едва ли, однако заглянуть «внутрь» того или иного стихотворения всё же полезно. Такой анализ открывает то, что не заметно при обычном чтении, и позволяет научиться строить поэтический рисунок.

Ещё одним немаловажным фактором является ритм - цикличное чередование безударных слогов с ударными. Чтобы лучше почувствовать ритм, нужно прочесть написанное стихотворение вслух.

Поэтические приёмы

Мы многое узнали о поэзии, но ещё не до конца решили вопрос, как писать. Стих - это отдельная строка, из сочетания которых слагается стихотворение. Чтобы оно обладало не только формой, но и содержанием, нужно знать и уметь применять поэтические приёмы. Вот некоторые из них:

  • аллегория;
  • аллитерация (звукопись);
  • анафора;
  • антитеза (противопоставление);
  • восклицание;
  • гипербола;
  • градация (усиление);
  • инверсия;
  • ирония;
  • каламбур;
  • метафора;
  • метонимия;
  • обращение;
  • оксюморон;
  • олицетворение;
  • рефрен;
  • или вопрос;
  • синекдоха;
  • умолчание;
  • эвфемизм;
  • эпитет;
  • эпифора.

Знание этих приёмов само по себе не подскажет, как научиться писать стихи. Но если привыкнуть находить в чужих произведениях, то станет понятно, что можно применять в собственном творчестве.

Поэт или графоман?

Предположим, вы уже написали одно или несколько стихотворений. Как определить, насколько они хороши? Сделать это самостоятельно - непросто, ведь не рассудком, а в порыве вдохновения мы пишем стихи. Сами при этом можем обожать каждую строчку собственного творчества, но вызовет ли оно такой же восторг у других? Способ это проверить один - дать почитать свои стихи другим людям. Если смогли заинтересовать своим творчеством кого-то другого, значит, приблизились к пониманию, как писать хорошие стихи.

Основные признаки удачного стихотворения:

  • читатель ощущает то чувство, которое вложил автор, или видит описанную картину;
  • свежие, оригинальные рифмы, подходящие по смыслу и настроению;
  • соблюдается размер и ритм во всех строках;
  • отсутствуют речевые, стилистические и прочие ошибки (кроме случаев, когда это входит в творческий приём).

«Хочу стихи писать, что делать?». Ответ один - писать. А ещё читать, причём творения не только признанных мастеров, но и начинающих авторов. Практикуясь и анализируя чужие опусы, вы научитесь технике написания стихов и разовьёте способность отличать удачные строки от неудачных. Но будьте готовы к тому, что тренироваться в выработке своего стиля вам предстоит много лет, если не всю жизнь.

Стихи - это результат творческой деятельности, художественная речь, организованная определенным образом, особая эмоционально окрашенная форма выражения мысли. Стихотворение часто понимают как последовательность слов, отличающихся наличием ритма и созвучия.

Теория стихосложения

Чтобы понять, как сочинять стихи, необходимо знать элементарные правила. Важным признаком поэзии является наличие рифмы. Строится она чаще всего на созвучии в окончаниях слов. При написании нужно придерживаться соблюдения стихотворного размера и структуры строф.

Стихотворный размер (ритм)

Это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги. Для людей, знающих, как сочинить стих, совершенно очевидно, что очень важно придерживаться одного ритма, не сбиваться с него. К основным относятся ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.

Важным моментом является наличие воображения, поэтому нужно попытаться абстрагироваться от окружающей реальности или, напротив, погрузиться в нее, если лирика этого требует. Для того чтобы понять, как сочинять стихи, человек должен уметь наблюдать, замечать и выделять все интересное, яркое, впечатляющее, уметь подбирать выразительные слова.

Когда готова основа, можно приступать к созданию стихотворения, трансформации душевного порыва в цельное и логичное произведение.

Спустя некоторое время после написания произведения важно посмотреть на него как бы со стороны, оценить, подкорректировать. Это должны делать авторы сами. Сочиненные стихи должны быть гармоничными, эмоциональными.

В итоге должен получиться качественный продукт поэтического творчества, созданный при помощи эмоционального восприятия и логического осмысления и основанный на научных знаниях о технике стихосложения.

Когда нужно начинать обучение рифмоплетству

Научиться писать стихи может не каждый. Часто можно услышать, что поэтами рождаются и что никакое обучение не может помочь. Известно, что существуют врожденные особенности чувственного восприятия, которые способствуют достижению успехов в поэтической деятельности. Но при этом считается, что подобной одаренностью обладают многие люди. Основным доказательством служит то, что большинство детей и подростков тяготеют к написанию стихотворений. Но с возрастом это влечение ослабевает или исчезает вовсе. В любом случае учить слагать рифмы следует начинать с самого раннего возраста.

Первое знакомство ребенка с поэзией происходит в самом раннем возрасте. С рождения кроха слышит первые стихотворные произведения. Как правило, это народное творчество: колыбельные, пестушки, потешки. Малыш еще не способен понять смысл, но он уже знакомится с красотой родной речи, ее мелодичностью, учится чувствовать рифму и размер. Потом происходит знакомство с детскими стишками, например, Агнии Барто и Самуила Маршака. Для первой встречи с поэзией необходимо выбирать только хорошие, качественные произведения.

Особенности детского поэтического творчества

Юные поэты живее, ярче способны воспринимать поэтическое слово. Связано это с их непосредственностью, способностью видеть окружающий мир в разнообразных красках и замечать то, на что взрослые уже давно внимания не обращают. Все это явственно выражают стихи, сочиненные детьми.

Если б только мы умели

Понимать язык зверей,

То услышали б, наверно,

Что щебечет воробей,

Что лягушки на болоте

Громко выразить хотят,

Почему, когда уснете,

Мыши под полом пищат,

Что в листве поет синица,

И зачем защелкал клест,

Почему сове не спится,

Что мурлычет серый кот,

И зачем в тиши лесной

Громко плачет козодой.

Все дети сочиняют стихи, получая при этом необычайное, огромное удовольствие от собственного рифмоплетства, от радости создания своего произведения. Стихотворения, написанные ребенком, отличаются образностью, красочностью. Корней Чуковский говорил: «В начале жизни мы все - стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Игры и упражнения для детей

Для того чтобы помочь ребенку научиться писать стихи, рекомендуется несколько упражнений. Например, игра в рифму. Мама, читая знакомый стишок, останавливается в конце строчки, давая возможность крохе самому закончить ее, произнести знакомое слово. С возрастом, когда словарный запас малыша становится все шире, игра в рифмы происходит аналогичным образом, с той лишь разницей, что подбираются незнакомые произведения. Важно, чтобы слова были понятны ребенку, а созвучия были простыми, легко угадываемыми. Для этих же целей замечательно подходят загадки в стихотворной форме, где отгадка является зарифмованной. Подобные занятия будут подталкивать юного поэта к собственному творчеству.

Вот, например, стихи, сочиненные детьми.

Барабан

Пойду я с ним в дорогу,

Побью на нем тревогу,

Походный марш пробью на нем

В любое время: ночью, днем.

Посуда

Не бросай тарелку маме,

А помой ее руками,

Руки будут чистые,

Белые, душистые.

Буриме

Для того чтобы получить больше опыта и попрактиковаться в написании стихов, существует литературная игра - буриме. Суть ее состоит в том, что необходимо сочинить стихи на заданные рифмы. Слова стараются подбирать трудно сочетаемые, порой даже неожиданные. В редком случае их позволительно склонять, менять местами. Иногда задание усложняется еще привязкой к определенной тематике. Чаще всего произведения получаются легкими, шуточными. Подходит игра для людей любого возраста.

Развитие поэтического таланта у детей

Ярчайшие первые впечатления (знакомство с природой, техникой, предметами искусства), новые чувственные ощущения у каждого человека индивидуальны. И они во многом влияют на формирование неповторимой человеческой личности, уникального склада ума, души. Дети сочиняют стихи не только для себя, для своего удовольствия. Они любят посвящать их близким людям.

В качестве примера приведем сочиненные стихи про весну.

Еще стоят на улице морозы,

И ярко лед сверкает на катке,

А рядом, на заснеженном лотке,

Пушистые созвездия мимозы.

Она нарочно расцвела сегодня,

Чтоб у тебя повиснуть в волосах,

Веселым отблеском мелькнуть в глазах,

Морозный воздух чтоб вдохнуть свободно.

И пусть тиха капели дребедень,

Пускай еще на улице морозы,

Приветствуя весну и женский день.

Впрочем, если бы критики оценивали последнее стихотворение, сказали бы, что при написании поэзии необходимо избегать банальных рифм. Стихи ценятся не только за умелый подбор созвучий, но и за оригинальность оформления, новизну и непосредственность.

Существует ряд нежелательных рифм, к ним относятся:

Тривиальные рифмы: любовь - кровь, морозы - мимозы;

Глагольные рифмы: пойдет - найдет, быть - забыть;

Приблизительные рифмы, в которых встречается несовпадение гласных или согласных звуков, вызывающие неточность звучания: хвалится - пятится.

При написании стихотворения важно помнить, что в каждом произведении рифма должна быть оригинальной. Если вдруг не получается найти созвучные слова, стоит перефразировать предложение, поменять строки местами. Что же касается стихотворного размера и структуры строф, тут уже автор вправе выбирать то, что соответствует его желаниям, настроению.

Помощники

Для тех, кто не знает, как сочинить стих, но очень хочет научиться, существует огромное множество программ и сайтов-помощников. Воспользовавшись ими, можно подобрать созвучное слово, найти недочеты и ошибки в своих произведениях. Когда мы сочиняем стихи сами, мы обогащаем свой внутренний мир. В самом начале поэтического творчества можно прибегнуть к помощи таких ресурсов и программ, но в дальнейшем злоупотреблять ими все же не стоит. Ведь каждый автор должен иметь собственный неповторимый стиль, а не пользоваться шаблонными заготовками.

Итак, как сочинять стихи? Трудно объяснить это человеку, который никогда подобным не занимался. Поэтому самый лучший совет, который мы можем дать: просто возьмите ручку, листок бумаги и попробуйте создать свое первое поэтическое произведение!



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация