О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории московской области. Какие предельные размеры земельных участков

Главная / Земля
  1. добрый день, подскажите пожалуйстка, участок в Москве по ИЖС в собственности. есть ли для ИЖС по Москве предельные мин и макс размеры? заранее спасибо
  2. Предельные размеры участка (по требованиям к образуемым или измененным) - в градостроительном регламенте, цель предоставления (вид пользования) роли не играет. Главное - зона. Ну, еще могут быть разного рода исключения (например, линейные объекты - площадь под опорами ЛЭП не ограничивается). Ищите правила землепользования и застройки г. Москвы.

    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Судя по этому - http://mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/PZZRus - ничего нет пока.

    Если же имеется в виду минимальный размер предоставления, то это надо копать решения органов местного самоуправления.

    Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

  3. Подскажите, у нас по городу требуют в межевом плане указывать площадь не min, max для земель определенной категории, а размер земельных участков отдаваемых в собственность граждан ведь это не верно. На пример, у нас установлен минимум для ЛПХ 150 кв.м а максимума нет, а выкупить в собственность можно только 1500, нас заставляют писать в графе мин 1500 и больше ни-ни. Если больше сразу отказ. А как у Вас?
  4. Все смешалось в королевстве Датском.
    Приказ 412:

    59. Предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и реквизите "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются в соответствии с градостроительным регламентом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель. При отсутствии указанных актов в соответствующих реквизитах проставляется прочерк.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Так что трактовать можно как угодно. У нас трактуют как я написал выше - это требования к образуемым/измененным, по град. регламенту.
    К тому же, для разных прав устанавливаются разные предельные размеры. Что имелось в виду в 59 пункте, когда упоминались нормы отвода земель - непонятно.
    Земельный кодекс:

    3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Очень показательный абзац для понимания качества наших законов. Угадайте, откуда брать предельные размеры, если есть в наличии и документация, и правила, и нормы отвода.

  5. "площадь под опорами ЛЭП не ограничивается" Institor, а чем это обосновывается? Где это прописано, что это исключение?
  6. Это обычно пишут в правилах землепользования и застройки.
    Также действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования (градостроительный кодекс). Там еще есть исключения.
  7. подскажите плиииз.... Участок по док-там 600 кв. м., по факту - 750. В правилах землепользов. и застройки, для данной зоны мин размер - 600, макс - не установлен. Наша КП говорит, что если макс. размер не установлен, то к площади по док-там можно прибавить тока 10%, т.е. 660 кв. м. Вопрос такой - неужели никаких других способов оформить ЗУ через уточнение нет? и лишнюю площадь оформлять через предоставление, схему и выкуп?
  8. подскажите плиииз.... Участок по док-там 600 кв. м., по факту - 750. В правилах землепользов. и застройки, для данной зоны мин размер - 600, макс - не установлен. Наша КП говорит, что если макс. размер не установлен, то к площади по док-там можно прибавить тока 10%, т.е. 660 кв. м. Вопрос такой - неужели никаких других способов оформить ЗУ через уточнение нет? и лишнюю площадь оформлять через предоставление, схему и выкуп?

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    в 221 фз указано, что если участок увеличился не более чем на минимальный размер, то учет должен пройти. Про максимум нигде не сказано!. так что жалуйтесь на вашу кадастровую в вышестоящую кадастровую, так как они нарушают федеральный закон своими умозаключениями.

  9. в 221 фз указано, что если участок увеличился не более чем на минимальный размер, то учет должен пройти. Про максимум нигде не сказано!. так что жалуйтесь на вашу кадастровую в вышестоящую кадастровую, так как они нарушают федеральный закон своими умозаключениями.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    спасибо. Это мы всё умом понимаем, но к сожалению ничего поделать не можем с этим..... повальные отказы. Обращаясь в минэконом, они всё равно наше обращение "спускают" до местного уровня. Может подскажете какое нибудь письмицо или пунктик в каком нибудь законе про это дело.... Потому что сама нашла про это только в ст. 27 ФЗ-221 п. 5

  10. спасибо. Это мы всё умом понимаем, но к сожалению ничего поделать не можем с этим..... повальные отказы. Обращаясь в минэконом, они всё равно наше обращение "спускают" до местного уровня. Может подскажете какое нибудь письмицо или пунктик в каком нибудь законе про это дело.... Потому что сама нашла про это только в ст. 27 ФЗ-221 п. 5

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПИСЬМО
    от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23
    О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) ИЗМЕНЕНИЕМ ОПИСАНИЯ MЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЕГО ГРАНИЦ

    В связи с отсутствием в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Минэкономразвития России сообщает следующее.
    1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
    Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
    При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
    1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
    2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
    3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков). В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
    Дополнительно отмечаем, что, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года.
    2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
    Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
    Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
    Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
    При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
    Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
    - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
    - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
    По мнению Минэкономразвития России, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи полагаем, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
    При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
    В этой связи полагаем, что в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2011 г. N 375, далее - картографическая основа государственного кадастра недвижимости).
    Полагаем, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
    Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.
    При этом по решению органа кадастрового учета сведения о самовольном занятии соответствующих земельных участков могут быть переданы для осуществления государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля.
    Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    И.Е.МАНЫЛОВ

    #10
  11. На это еще есть уточняющее письмо:
    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО
    от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23
    В связи с многочисленными обращениями граждан в дополнение к письму Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 Минэкономразвития России сообщает следующее.
    1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
    Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
    При этом пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.
    Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года, Минэкономразвития России полагает возможным до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки применять при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса.
    2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
    Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
    - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
    - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
    При этом, по мнению Минэкономразвития России, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.
    Также сообщаем, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка. Таким образом, если прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений сохранились, конфигурация земельного участка не считается измененной.
    Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Как к этому относиться - решает каждый сам для себя...
    Они "считают возможным". Офонареть...

    #11
  12. Здравствуйте! В нашем регионе пошли отказы, требуют чтобы прописывали минимальные и максимальные размеры участков и реквизиты документов устанавливающие их. Вопрос вот в чем: Вид использования участка по постановлению администрации "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки", в правилах землепользования и застройки утвержденных у нас в городе в этом году: см. вложение. Какую строку из этой таблицы можно отнести к нашему виду использования? Как на это посмотрит кадастровая? Мне кажется для кадастровой необходимо. чтобы вид использования был в правилах и в постановлении слово в слово. Незнаю что писать в межевой план.

    Шкипер, может скажем им, что у нас топливо закончилось?
    - Улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем.

    #12
  13. Впервые столкнулся с такой проблемой. Позвонил клиент, говорит, что его предупредили, если при объединении двух участков (у обоих ИЖС) площадь получается больше максимально допустимой- будет отказ. Почитал местный закон- там говорится только о лимитах размеров предоставляемой площади из муниципальных земель. В кадастровой разногласия. Начальник отдела ссылается на пп.2, п.3, ст.27 ФЗ 221(о кадастре)- там якобы нет упоминания каким образом происходит образование. Значит любое образование. Поэтому-отказ. Сталкивался ли кто с такой проблемой?
    #13
  14. Ну опять та же история, путают лимиты предоставления и лимиты по градостроительному регламенту.

    отказ в случае, если:
    2) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Обратите внимание, федеральным законом. Как обычно, каким именно - не уточняется (чтоб был простор для коррупции) , но можно предположить, что речь идет о земельном кодексе, градостроительном, законе о крестьянском хозяйстве, законе об обороте.

    Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами .
    2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами .

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
    1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
    2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
    3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

По преимуществу, участок, находящийся в долевой собственности нескольких владельцев, допускается к разделу. Так как при оформлении в общую собственность предусматриваются параметры надела, допускающие его возможную реорганизацию путём выдела каждой доли в автономное пользование. Например, если участок потенциально соответствует критериям, предъявляемым к делимым ЗУ, разрешается:

  1. Оформить совместную собственность при наследовании несколькими участниками с выделением долей или без выделения.
  2. Оформить супругам при разделе совместной собственности и т.д.

Например , если двое наследников претендуют на участок общей площадью 12 соток, они получат наследственную массу в виде участка, которую впоследствии допустимо разделить. Если двое наследников спорят за надел в 7 соток, то совместная собственность не предусматривается в силу признания участка неделимым. Надел отойдёт тому из них, кто имеет преимущественное право при наследовании (ст.1170 , 1182 ГК РФ).

Та же ситуация возникнет , если супруг попытается претендовать на совместное владение наделом после развода. В данном случае придётся договариваться о предоставлении компенсации претендентам, не получившим долю в праве собственности на ЗУ. Исходя из данного положения, государство гарантирует определённую упорядоченность в проведении процедуры реорганизации, основанной на соблюдении санитарных норм.

Минимальный размер земельного участка при разделе

Делимыми признаются участки , общая площадь которых составляет в сумме два минимальных размера или более. Такие участки допускают раздела на 2 части.
Т.е. земельный участок является делимым в случае, если при делении на двух собственников у каждого будет участок, не меньше минимального размера.

Обозначенные нормативы определены в соответствии с положениями Федерального Закона, принятого 25.10.01 г, под № 136-ФЗ . Правительство учредило определять минимальный размер ЗУ в качестве санитарной нормы, которую недопустимо нарушать. Нормы устанавливаются в Субъектах Федерации РФ по усмотрению местных властей, исходя из возможностей и специфических условий региона. Соответственно, утверждаются таковые локальными и муниципальными актами и положениями.

Минимальный размер надела в основном составляет 6 соток. Некоторые регионы допускают норму в 4 сотки . Как правило, участки меньшего размера не делятся. Если до принятия решения об установлении минимального норматива, земля под частным домом, находящимся в собственности двух домовладельцев, составляла 7 соток, то власти стремятся препятствовать приватизации такого участка, предлагая её оформление в .

Если же по тем или иным причинам, граждане смогли её или выкупить, разделить такой участок не удастся. Так как ЗУ нестандартного размера в сторону уменьшения, не может быть правоспособным. или будут затруднены. Единственный выход – продать его соседям, осуществив слияние, что восстановит его статус.

Вот такие не трудные правила минимальных площадей земельного участка при разделе на две доли. А что если потребуется делить на троих и т.д.?

Дополнительные требования при разделе одного ЗУ на три и более

Если участок делится на три части, его площадь должна быть не менее трёх минимальных размеров . При делении на четыре – не менее четырёх. Для таких земель предусмотрены дополнительные требования. Они предъявляются на начальном этапе, в момент согласования процедуры раздела с кадастровым инженером.

Рассматривая план земли, подлежащей разделу (даже ранее учтенного), он визуально планирует восстановление границ в натуре таким образом, чтобы между потенциальными соседями не возникало споров. Отдельный участок должен обладать всеми характеристиками полноценного автономного надела. То есть:

  1. получить отдельный выход к дороге;
  2. иметь удобный подъезд для транспортных средств;
  3. иметь ровные границы;
  4. исключить наложения межевых границ.

Нередко обширные территории затрудняют раздел из-за сложной конфигурации межевых границ , которые не позволяют сформировать реализацию всех положенных требований, соответствующих ст. 261 ГК РФ . Тот же результат предвидится, если часть надела занята водоёмом, болотом или имеет иные нюансы, не допускающие надлежащего надела.

Если невозможно обеспечить перечисленные требования, раздел ЗУ будет запрещён. В этом случае допустимо переиграть первоначальные планы, разделив его на меньшее число участников, выплатив одному из них положенную компенсацию для приобретения отдельного надела.

Пошаговая инструкция разделения земельного участка на два и более

Наконец мы подошли к теме статьи.

Как же разделить земельный участок на два самостоятельных участка ? Порядок раздела не самый простой, но мы справимся.

Принятие решения собственников о разделе земельного участка

Решение принимается собственниками совместно , что констатирует составленное добровольно соглашение о разделе земельного участка между собственниками (образец доступен для скачивания ЗДЕСЬ и в конце статьи). Если владелец участка единственное заинтересованное лицо, то его решение будет единоличным.

Если среди совладельцев отсутствует единое мнение, то есть некоторые из них отказываются от выделения надела, они предоставляют нотариально удостоверенное согласие. В этом случае заинтересованное в выделении лицо, беспрепятственно оформляет свои земли.

Если выделиться желает только один из владельцев , остальным требуется предоставить согласие на выдел. В таком случае собственникам следует составить соглашение о выделении долей стандартным способом. После того, как доли в праве пройдут регистрацию в Росреестре, совладельцы дают нотариально удостоверенное согласие на выделение части участка заинтересованного лица.

Если выделяется член садового товарищества или кооператива , согласие на выдел предоставляется на основании решения общего собрания. Оно принимается путём простого голосования, при получении большинства голосов. На основании протокола, с указанием результатов голосования, председатель сообщества выдаёт согласие его членов.

Заинтересованному в разделе лицу следует подойти в геодезическую компанию лично. Если обращаются совладельцы, они могут:

  1. подойти совместно;
  2. оформить на одного из участников доверенности;
  3. передать доверительное управление специалисту.

Документация и составление заявления

В компании предъявляется пакет документации, который удостоверяет право лиц на раздел земельного участка. В их числе должны быть:

  • (акт, договор, свидетельство о наследовании ЗУ и т.п.).
  • Свидетельство о праве собственности на ЗУ.
  • Кадастровый паспорт участка и паспорта собственников.

Если совладельцев несколько – прилагается составленное, удостоверенное и прошедшее регистрацию соглашение. А так же – согласие других владельцев, если выделяется один из них. Представители, действующие в интересах собственников, прилагают нотариально удостоверенную доверенность. Если один из собственников оказался несовершеннолетним, прилагается разрешение от органов опеки и попечительства.

Заявление пишется кадастровому инженеру, принимающему в работу участок. В заявлении указывают:

  1. характеристики участка;
  2. кадастровый номер;
  3. адрес расположения, населённый пункт или наименование СНТ;
  4. его целевое назначение;

    Стоит знать, если надел используется не по назначению, может быть .

  5. наличие или отсутствие строений на участке.

Земля под частным домом может быть разделена только после гражданско-правовых операций по разделу дома.

В основной части заявители составляют запрос на раздел участка, указывая параметры вновь возникающих участков в соответствии с данными, на основании которых составлялось соглашение. Заявления пишутся каждым из участников раздела и подписываются собственноручно.

Стоимость работ

Кроме копий документов к заявлению прилагают квитанции об оплате кадастровых работ. Оплате подлежит каждый вновь возникающий надел. Стоимость работ равна цене межевания одного участка. В каждом регионе устанавливаются собственные варианты цен.

В средней полосе РФ они укладываются в 7-8 тысяч рублей за участок. В Московской и Ленинградской области разница в работах ощутима и в основном исчисляется в процентах от , а так же – от статуса геодезической компании.

Межевание и постановка на кадастровый учет — как проходит? Схема и план

Кадастровый инженер заказывает выписку из кадастровых записей. Выписка готовится в пределах трёх недель, которые выпадают из процедуры раздела. После её получения специалист составляет приблизительную схему-план на электронном и бумажном носителях и проставляет реперные точки, по которым пройдут межевые линии. Он требует соответствия Приказам Минэкономразвития, принятым 31.12.09 г., под № 582 и 17.08.12 г. под № 518, а так же установленным федеральным нормам СНиП.

Схема раздела земельного участка: образец представлен ниже. Полноценная схема, называется межевым планом. Его форму вы можете скачать в конце статьи.

К слову, многие путают межевой план с договором раздела ЗУ. Такого договора не существует в принципе. План — не договор, это важно понимать! Форму плана можно скачать в конце статьи.

По готовности картографических работ, собственники знакомятся с планом . Им объясняются все нюансы, сопутствующие разделению ЗУ и постановке на . В случае готовности, они подписывают составленный план, готовый к топографическим работам на местности. Если первичная схема не удовлетворяет владельцев, допускается поиск компромиссов.

По составленному, выполненному в чистовом варианте плану, производится вынос границ в натуру. Расставляются межевые знаки в местах поворотных точек. Каждый выставленный знак официально регистрируется кадастровым инженером, с указанием его точных координат. После проведённого межевания выполненный проект передаётся:

  1. по одному экземпляру владельцу вновь возникшего ЗУ;
  2. в местное отделение кадастра и картографии.

Ниже представлено два примера из плана :



Регистрация в Росреестре

Подготовленные кадастровые документы передаются для регистрации в Росреестр в соответствии с Федеральным Законом, принятым 27.0797 г., под № 122-ФЗ . Собственникам требуется написать два заявления:

  1. В первом – заявители совместно запрашивают аннулировать старый участок в связи с его реорганизацией путём разделения.
  2. Во втором – заявляют о постановке на учёт вновь возникшего ЗУ.

К заявлениям прилагают из числа требующихся:

  1. полный пакет документации на старый участок;
  2. составленное соглашение о распределении долей;
  3. согласие совладельцев;
  4. паспорта и доверенность для представителей.

Если собственник несовершеннолетний потребуется разрешение из органов опеки и попечительства . Если собственнику исполнилось 14 лет – согласие родителей, при условии, что он вступил в процедуру раздела самостоятельно.

К пакету документов прилагается пошлина, предусмотренная для регистрационных работ. Она составляет 2 тысячи рублей за каждый вновь возникший надел. Документы принимаются под расписку, в которой поставлена дата получения документов на новые участки. Каждый из них обеспечивается отдельным свидетельством о праве собственности.

Далее новым наделам присваиваются кадастровые и почтовые адреса . Если разделяются земли под ИЖС, на которых планируется строительство жилого дома, а линия домов уже получила адресные номера, допускается присвоение номера через дробь или с приписыванием к номеру букв алфавита. Например:

  • улица Железнодорожная д. 3, 3/1, 3/2, 3/3;
  • улица Железнодорожная д. 3, 3 а, 3 б, 3 в.

Иногда, если участок расположен в конце улицы или квартала, допускается присвоение дополнительных порядковых номеров. сельскохозяйственного назначения, где почтовых адресов не предусмотрено, место положения наделов определяется по кадастровым номерам.

Когда нужно обращаться в суд?

Когда совладельцы чинят препятствия или председатель СНТ не выдаёт согласия на выдел , допускается получение решения суда, на основании которого будет проведено межевание и регистрация. Иногда основанием для обращения в суд становится распределение долей, и иные правовые нюансы.

Подробнее о том, как узаконить самозахват ЗУ читайте в другой .

Обращаться следует в районный суд по месту нахождения земельного участка или юридического адреса учредителя, если им является товарищество или кооператив. Истец составляет исковое заявление о разделе земельного участка (образец можно скачать или в конце статьи), в котором указывает мотивы раздела и причины, по которым ответчик препятствует в проведении правовой процедуры.

К заявлению прилагают всю имеющуюся документацию на землю, а также доказательство отказа совладельцев от раздела. Следует уплатить пошлину в размере 300 рублей и приложить квитанцию.

Иск должен строиться на отстаивании имущественного права , предполагающего выдел в автономное пользование участком. После признания иска, выданная выписка из решения суда станет полноправным правоудостоверяющим прецедентом для дальнейших действий.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация