Предоставление служебного жилья гражданскому персоналу мо рф. Право на получения жилья гражданским персоналом мо рф. Приложение. Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилы

Главная / Земля
04 Февраля 2015 года заместитель министра обороны РФ Р. Цаликов в ходе подведения итогов работы органов жилищного обеспечения военного ведомства сказал: «По плану 23,9 тысячи человек должны быть обеспечены служебными квартирами. Нам надо сделать новые акценты и решить проблемы со служебным жильем. Эта задача выполнима, и 2015 год станет в этом отношении переломным».

Что подразумевалась под «новыми акцентами», многие жители бывшего закрытого военного городка «Красные сосенки» узнали в конце этого самого 2015 года, когда получили извещения, подписанные начальником отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ «Западрегионжилье» с просьбой освободить занимаемые квартиры или предоставить в срок документы, подтверждающие право проживания в них.

(Для справки: Красные Сосенки - район города Тейково Ивановской области, так называемый «военный городок», в 1992 году получивший статус «закрытого», в 2013 году успешно этот статус утративший. В нем проживают, в основном, военнослужащие 54-й дивизии РВСН, дислоцирующейся в Тейковском районе. Название своё микрорайон получил из-за красивого соснового бора, находящегося на его окраине).

Хочу отметить, что в последние годы военный городок периодически сотрясали разные масштабные события. Как например, снятие с городка статуса «закрытого» в апреле 2012 года и в связи с этим массовый исход жителей городка в Тейковский районный суд с заявлениями на приватизацию квартир в феврале 2013 года.

У кабинетов сотрудников аппарата суда стояли толпы граждан, готовых драться друг с другом за место в очередях, страждущих подать заявление на приватизацию, так как она (приватизация) должна была завершиться 1 марта 2013 года. Никто не знал, будет ли продлен срок. Никакие просьбы на направление заявлений почтой не действовали. Но потом срок приватизации продлили на год и все успокоились.

Второе событие, по масштабам значительно меньшее – это как я уже упомянул, массовая рассылка в декабре 2015 года «счастливым» обладателям служебных квартир «писем счастья» - извещений с требованием освободить занимаемые квартиры (образец письма имеется в приложенных документах).

26 апреля 2016 года заместитель руководителя департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ А. Гринев сообщил Интерфаксу, что «Минобороны РФ планирует выселить из ведомственных квартир в военном городке «Красные сосенки» в городе Тейково Ивановской области незаконно проживающих в них граждан.

По его словам, часть служебных квартир в Тейковском гарнизоне занимают бывшие военнослужащие, которые уже реализовали свое право на постоянное жилье, или граждане, утратившие всякую связь с армией, а также люди, не имеющие никакого отношения к Вооруженным Силам РФ". К этому времени в Тейковском районном суде уже находилось около 50 исков о выселении без предоставления другого жилого помещения.

Не могу утверждать, верил ли заместитель министра в то, что говорил, или его неправильно информировали о составе ответчиков, но, вопреки его утверждению, иски в подавляющем большинстве были предъявлены не к бывшим военнослужащим, а обычным гражданским людям, многие из которых уже достигли пенсионного возраста, проработавшим большую часть своей жизни на гражданских должностях в воинских частях соединения.

Моя доверительница обратилась ко мне после получения из суда искового заявления МО РФ с требованиями о выселении без предоставления другого помещения. Перед этим она, получила «письмо счастья», добросовестно собрала и направила в территориальное отделение документы, подтверждающие её право проживания в служебной квартире, и надеялась, что этим все и ограничится. Но это никакого результата не возымело. Иск о её выселении все равно был подан. Министерство обороны в очередной раз посмеялось над людьми, которые честно и добросовестно трудились во благо этого самого министерства.

Позиция истца

Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения», что несомненно свидетельствует о профессиональном составе авторов, сочинявших иск, мотивировало свои требования о выселении следующим.
«Ответчик незаконно удерживает жилое помещение. Спорное жилое помещение является собственностью РФ и состоит на балансе ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны РФ. Ответчик в трудовых либо служебных отношениях с МО РФ не состоит. Неоднократные (?) обращения и требования о необходимости добровольно освободить жилое помещение не принесли результата. Кроме того, по мнению истца, моя доверительница поступила недобросовестно, а именно скрыла (?) от него обстоятельства, влекущие основания для освобождения помещения. Поэтому
«ответчики злоупотребили своими правами, нарушили права собственника жилого помещения, вследствие чего в защите жилищных прав ответчиков необходимо отказать и обеспечить защиту интересов добросовестной стороны (истца) а их выселить». Подобный документ комментировать воздержусь, данный шедевр имеется в приложенных документах.

Наши возражения

Исходя из судебной практики выселения из служебного жилья, в настоящее время суды разрешают такие иски без проблем в пользу собственника жилого помещения. Единственно, на что может рассчитывать в этом случае выселяемый – отсрочка исполнения решения суда, у нас в области, как правило, это шесть месяцев.

Но в случае с доверительницей были другие обстоятельства, позволяющие надеяться на благоприятный для неё результат рассмотрения иска.

Доверительница проработала в домоуправлении войсковой части с апреля 1986 по апрель 2011 года и была уволена по сокращению штатов. В 2002 году ей и дочери на основании ордера предоставили в порядке улучшения жилищных условий , а не в связи с трудовой деятельностью, однокомнатную служебную квартиру, чему она была несказанно рада, так как прежняя квартира в другом доме пришла в аварийное состояние и проживание в ней стало невозможным. Также ей было обещано в скором времени нормальное жилье. Но это обещание так и осталось только обещанием.

Поэтому, так как квартира была предоставлена в 2002 году, то применению подлежали нормы ЖК РСФСР. В силу редакции п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР, действовавшей в период предоставления доверительницы служебного жилья, «без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены «лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет». Также мы опирались на п. «а» п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», в котором разъяснялось, что ст.13 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ.
указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Кроме того, мы заявили о пропуске срока исковой давности истцом для обращения в суд с данным иском.
К спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (). (п. 9 вышеуказанного пленума ВС РФ). Единственное условнее, которое должно быть соблюдено ответчиком – это законность вселения в квартиру, т.е. наличие ордера. У доверительницы он не сохранился, и я заявил ходатайство о его истребовании из территориального отделения, после чего он появился в деле.
Еще одно обстоятельство, которое необходимо было учитывать – это отсутствие у доверителя иного жилого помещения на праве пользования или владения. Но у неё иного жилья, кроме служебного, не имелось, что подтверждалось информацией из Росреестра.
(Все подробно изложено в отзыве на иск, который также прилагается).

Решение суда.

Представитель МО РФ просил удовлетворить иск, Представители третьих лиц - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и ФГКУ «ЦТУИО» в своих отзывах также дружно поддержали истца и просили иск удовлетворить.
Прокурор встал на сторону доверительницы и в своем заключении просил в иске отказать. Мы со своей стороны также просили в удовлетворении иска отказать.

Итог: в удовлетворении иска МО РФ отказано, доверительница с дочерью остается проживать в квартире, из которой её уже никто выселить не сможет.
Кроме того, суд не согласился с утверждением истца о недобросовестном поведении ответчиков, возложив ответственность за несвоевременное освобождение служебного жилого помещения на собственника жилого помещения:
То, что ответчики в 2011 году после прекращения трудовых отношений с МО РФ не освободили спорное служебное жилое помещение, не свидетельствует об их недобросовестности, поскольку своевременное обращение к гражданам, прекратившим трудовые отношения с МО РФ, являлось обязанностью наймодателя и собственника жилищного фонда. В данном случае невыполнение этой обязанности и бездействие должностных лиц МО РФ, ненадлежащим образом контролировавших распределение жилья, не может повлечь утраты права граждан на жилище.

Эпилог

МО РФ не устроил подобный финал. Его представитель обжаловал вынесенное решение. Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу, проявляя последовательность и оставшись на стороне ответчика, просил оставить в силе решение районного суда.
Результат рассмотрения в апелляции – решение оставлено в силе (апелляционное определение для информации также прилагаю).
На очереди – взыскание судебных расходов.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию жилищного обеспечения.

Министр обороны Российской Федерации генерал армии С. Шойгу Приложение Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации 1. Настоящая Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. I), ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 13, 14, 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2251; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 39, ст. 4542; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 19, ст. 2278; N 31, ст. 4206, N 49, ст. 6424; 2011, N 23, ст. 3263, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 49 (ч. I), ст. 7027; N 49 (ч. V), ст. 7061; N 50, ст. 7337, 7343, 7359; 2012, N 10, ст. 1163; N 14, ст. 1552; N 24, ст. 3072; N 26, ст. 3446; N 27, ст. 3587; N 31, ст. 4322; N 53 (ч. I), ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1646; N 27, ст. 3477; N 52 (ч. I), ст. 6982; 2014, N 23, .ст. 2937; N 26, (ч. I), ст. 3388, 3406), Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 38, ст. 3799; 2006, N 17 (ч. II), ст. 1819; 2007, N 20, ст. 2391; N 27, ст. 3255; N 46, ст. 5565; 2008, N 31, ст. 3705; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5430, 5431; 2009, N 21, ст. 2550; N 36, ст. 4311; 2010, N 20, ст. 2435; N 28, ст. 3656;N 35, ст. 4530; 2011, N 1, ст. 191; N 2, ст. 267; N 15, ст. 2082; N 17, ст. 2356; N 24, ст. 3405; N 28, ст. 4170; N 31, ст. 4708; N 33, ст. 4924; N 48, ст. 6877; 2012, N 10, ст. 1194; N 29, ст. 4074; N 53 (ч. II), ст. 7857; 2013, N 26, ст. 3314; N 30 (ч. II), ст. 4085; N 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, N 5, ст. 481; N 7, ст. 671; N 24, ст. 3077), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 13, ст. 1511) и определяет порядок организации в Министерстве обороны Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии гражданам, проходящим гражданскую службу, работающим по трудовому договору в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - лица гражданского персонала).

2. Предоставление и использование служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 697).

3. Служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются, лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. Служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях Министерства обороны Российской Федерации не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи по договорам найма специализированных жилых помещений*.

5. Вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа).

6. Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) (Приложение N 1 к настоящей Инструкции).

7. Для рассмотрения вопроса о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии лицо гражданского персонала представляет в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) заявление по рекомендуемому образцу (Приложение N 2 к настоящей Инструкции), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность лица гражданского персонала и совместно проживающих с ним членов его семьи (паспорта гражданина Российской Федерации и всех членов его семьи с отметками о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста);

б) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту регистрации лица гражданского персонала и членов его семьи;

в) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений (Приложение N 3 к настоящей Инструкции):

занимаемых по договорам социального найма лицом гражданского персонала и членами его семьи;

занимаемых по договорам найма служебного жилого помещения членами семьи лица гражданского персонала;

занимаемых по договорам найма жилого помещения в общежитии членами семьи лица гражданского персонала;

принадлежащих на праве собственности лицу гражданского персонала и членам его семьи по месту прохождения службы (работы).

В случае изменения ранее представленных сведений лицо гражданского персонала в течение пяти дней направляет в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) измененные сведения согласно указанному образцу.

8. Договор найма служебного жилого помещения либо договор найма жилого помещения в общежитии заключается с лицом гражданского персонала в соответствии с типовыми договорами найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

9. Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала.

При освобождении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии лицо гражданского персонала обязано сдать его в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и акту технического состояния служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

В случае отказа освободить жилое помещение специализированного жилищного фонда лицо гражданского персонала и проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации**.

* Часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации. ** Часть 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации. Приказ МО РФ

ВКПИ08-39 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июня 2008 года город Москва Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре лейтенанте юстиции Казаке ВА., с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., представителя Министра обороны Российской Федерации лейтенанта юстиции Чебурашкина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Егоровой Татьяны Анатольевны о признании незаконным абзаца 2 пункта 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, в части установления нормы о том, что гражданский персонал, проживающий в домах, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, данное министерство обеспечивает жилыми помещениями только в случае, если эти дома подлежат сносу, УСТАНОВИЛА: Егорова ТА. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, в котором просила признать незаконным вышеприведенное положение нормативного правового акта как противоречащее части 5 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушающее ее право, гарантированное частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации. В обоснование она указала, что на протяжении около 15 лет работает в войсковой части 68538 и относится к числу гражданского персонала. В 2007 году она обратилась к командиру и председателю жилищной комиссии указанной войсковой части с заявлением о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что проживает в общежитии, закрепленном за Министерством обороны Российской Федерации. В удовлетворении заявления Егоровой Т.А. было отказано, что явилось для нее поводом обратился с исковым заявлением в суд. Вступившим в законную силу решением Козельского районного суда Калужской области от 15 октября 2007 года в удовлетворении ее исковых требований отказано. В решении, среди прочего, суд указал, что согласно пункту 43 Инструкции предоставление жилых помещений гражданскому персоналу осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Граждане, имеющие трудовые отношения с Министерством обороны Российской Федерации, но проживающих в жилых помещениях, закрепленных за этим министерством, в домах, подлежащих сносу, обеспечиваются жилыми помещениями этим министерством. При этом суд констатировал, что документов, подтверждающих, что здание общежития, в котором проживает Егорова Т.А., подлежит сносу, истцом не представлено. В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от места жительства и других обстоятельств. Согласно части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Между тем, по мнению Егоровой ТА., оспариваемая норма Инструкции нарушает ее права, гарантированные названным положением Конституции Российской Федерации, так как нарушает равенство прав лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, ставя в зависимость от места жительства. Кроме того, вопреки приведенному требованию ЖК РФ, отметила она, Министерство обороны Российской Федерации в абзаце 2 пункта 43 Инструкции установило дополнительные условий к порядку предоставления жилых помещений гражданскому персоналу. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания Егорова Т.А. и ее представитель Борисов В.Г. в суд не явились и просили рассмотреть заявление без их участия. Представитель Министра обороны Российской Федерации Чебурашкин А.Н. возражал против требований Егоровой ТА., полагая, что оспариваемое положение Инструкции ее прав не нарушает и действующему законодательству не противоречит. Выслушав объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Багатели и В.И., считавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия находит требования Егоровой Т.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции. Таким образом, Министр обороны Российской Федерации вправе издавать правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти. Положением пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, предусмотрено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти, в частности, в виде приказов. 15 февраля 2000 года Министр обороны Российской Федерации издал приказ № 80, которым утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этот приказ опубликован в Российской газете от 19 октября 2000 года № 202. Следовательно, указанный нормативный правовой акт издан руководителем федерального органа исполнительной власти в пределах его полномочий, в установленной для такого акта форме и официально опубликован для всеобщего сведения. В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В то же время дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Исходя из части 1 статьи 37 и статьи 59 Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи с частью 4 статьи 32, пунктом «м» статьи 71, пунктом «б» части 1 статьи 72 и пунктами «д»,«е» статьи 114, военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения службы, обуславливается правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильем на основе специального законодательства и по специальным правилам. К числу указанных специальных законов относится Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в том числе реализации ими права на жилище (в частности, статья 15). Из преамбулы приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 усматривается, что утвержденная пунктом 1 этого приказа Инструкция издана в целях реализации установленных законодательством Российской Федерации социальных прав и гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Таким образом, оспариваемая Инструкция, исходя из целей ее издания, вопреки утверждению Егоровой Т.А., не являющейся военнослужащей, о нарушении ее прав не свидетельствует, а доводы об обратном в силу вышеизложенного представляются беспредметными. Положением абзаца 2 пункта 43 указанной Инструкции определено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, не имеющих трудовых отношений с Минобороны России, но проживающих в жилых помещениях, закрепленных за Минобороны России, в домах, подлежащих сносу, производится в установленном порядке. Другие граждане, проживающие в указанных домах, обеспечиваются жилыми помещениями Минобороны России. Из абзаца 1 этого же пункта Инструкции в то же время усматривается, что предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Из этого следует, что жилые помещения такому гражданскому персоналу предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, принятых в соответствии с этим кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). Оспариваемое положение Инструкции - в части, гарантирующей предоставление другим гражданам, и в частности гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, жилые помещения от Минобороны России в том случае, если занимаемые ими помещения, закрепленные за этим министерством, находятся в домах, подлежащих сносу, - является дополнительной гарантией реализации жилищных прав таких граждан, в том числе и предусмотренного частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишении жилища. Из представленных же с заявлением материалов видно, что Егорова Т.А. проживает в общежитии и данных о том, что таковое подлежит сносу, не имеется. Учитывая изложенное, Военная коллегия приходит к выводу о том, что абзац 2 пункта 43 Инструкции прав Егоровой Т.А. не нарушает, поскольку каких-либо ограничений по вопросам предоставления жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации не содержит. Руководствуясь статьями 194-199, частью 2 статьи 252 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации РЕШИЛА: В удовлетворении заявления Егоровой Татьяны Анатольевны о признании незаконным абзаца 2 пункта 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, в части установления нормы о том, что гражданский персонал, проживающий в домах, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, данное министерство обеспечивает жилыми помещениями только в случае, если эти дома подлежат сносу, отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия.

Уважаемый Алексей!
Поставленный Вами вопрос не из самых простых.
Для Вас конкретно в новом отраслевом соглашении (на 2011-2013 гг) важен только пункт 65: Лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.
Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Именно МО и его органы (ДЖО и РУЖО) обязаны это принять к сведению и, естественно, исполнить. Иное бы означало одностороннее нарушение подписанного соглашения со стороны МО РФ.
Согласно приказа МО РФ №1280 в компетенцию Минобороны входит обеспечение жилыми помещениями военнослужащих.
Предоставление жилых помещений другим категориям граждан находится в ведении органов местного самоуправления.
Еще есть П Р И К А З МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 454 4 апреля 2011г. г. Москва Об Отраслевом соглашении между профсоюзами
гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011-2013 годы. П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам:
Вот новый Порядок, утв. пр. 2050
1. Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок) разработан в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила).
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

Порядка 29 тыс. российских военнослужащих в 2016 году были обеспечены служебными квартирами, рапортует департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ. Это результат заявления замминистра обороны РФ Руслана Цаликова о том, что военнослужащие «должны быть обеспечены служебными квартирами. Нам надо сделать новые акценты и решить проблемы со служебным жильем».

Что подразумевалась под «новыми акцентами», многие жители российских военных городков узнали, когда последовала массовая рассылка в декабре 2015 года извещений с просьбой освободить занимаемые служебные квартиры. С указанием: без предоставления другого жилья.

Выселение происходит в связи с нехваткой в военном ведомстве квартир для семей военнослужащих, которые имеют законное право на получение служебного жилья, но вынуждены снимать квартиры. Вроде, все верно, проблему ведомства можно понять..

В Минобороны отмечают, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ, служебное жилье в военном гарнизоне предоставляется гражданам на период трудовых отношений. Глобальное увольнения «по сокращению штата», потрясавшее в последнее время «гражданский контингент» военных городков, логично вписывается в этот тезис.

Общественный резонанс выселение обитателей служебного жилья получило после митинга, состоявшегося в конце января в военном гарнизоне Еланский (Камышловский район Свердловской области). Под угрозой выселения оказались порядка 300 семей. Большинство - пенсионеры и бывшие сотрудники организаций, ранее входивших в состав Минобороны РФ, к примеру, ведомственных детсадов, столовых, прачечных, домоуправлений и т.д., а теперь отнесенных к частным предприятиям. Люди зачастую десятилетиями работали на гражданских должностях в воинской части.

К тем, кто «незаконно удерживает жилое помещение», потому что выезжать некуда, Минобороны предъявляет судебные иски. Сегодня суды разрешают их без проблем в пользу собственника жилого помещения.

Кстати, до 2005 года, пока действовал Жилищный кодекс РСФСР, человек, проработавший 10 лет на одном предприятии, получал право проживать в служебной квартире бессрочно, получив ее в собственность. Именно с учетом этой нормы граждане шли на работу в предприятия Минобороны. Однако кодекс изменился, и теперь право жить в служебной квартире бессрочно имеет лишь тот, кто, например, заработал 10 лет трудового стажа до 28 февраля 2005 года.

В жилом фонде министерства обороны проживает большое количество людей, которые давно «утратили всякую связь с военным ведомством». В соответствии с действующим законодательством они должны освободить квартиры. С одной стороны, есть решение суда. С другой, человеку негде жить, а у него семья. Но эту правовую коллизию судам удобнее не замечать.

Руководство воинских частей в регионах играет по разным правилам. Так, «выселенческий» скандал на Курилах разрешился, когда людей заверили, что «на улицу не выгонят». Скажем, предоставят время, чтобы построить, например, ипотечную квартиру. Также военные пообещали, что не будут выселять врачей и педагогов. В то же время в Москве суд отправляет на «бомжевание» «сокращенного» врача, отдавшего воинской медсанчасти 29 лет жизни, и его маму – ветерана войны, имеющую льготы, предусмотренные законодательством. Подобных прецедентов в судебной практике еще не было.

Как защитить гражданский персонал от выселения из служебных квартир в военных городках без предоставления жилплощади?

Мнения экспертов

,
председатель Ассоциации адвокатов России за права человека:

В 2017 году Европейский суд по нашей жалобе готовит пилотное решение, то есть прецедент для того, чтобы РФ изменила законодательство и гарантировало право военнослужащего на жилище, чтобы он смог защитить это свое право. Соответственно будут рекомендации Европейского суда, и Россия будет обязана принять соответствующие законы.

Все дело в том, что еще 10 лет назад многие военнослужащие пытались через суд отсудить у Министерства обороны положенное им жилище. Соответственно судебные решения были вынесены, решения суда должны были быть исполнены, а их Министерство обороны игнорировало, судебные приставы не могли исполнить. После жалобы о неисполнении решения суда один из военнослужащих обратился к нам. Он действующий военнослужащий, живет в ведомственном жилье в Подмосковье. Он столкнулся с тем, что его выселяют,. Он получил повестку о выселении из жилья, в котором он прожил больше 30 лет. Военнослужащий обратился в суд, выиграл суд, решение суда не исполнялось, и он был вынужден обратиться в Европейский суд. Европейский суд вынес решение, будет дан пилотный прецедентный характер этому решению, которое обяжет Россию ввести соответствующие поправки в законодательство РФ.

Я очень надеюсь, что военнослужащих в отставке перестанут выселять. Ситуация немного абсурдная. Мы вынуждены защищать права действующего военнослужащего в Европейском суде. Я надеюсь, что уже в этом году решение будет. Ждем.

,
член комитета ГД по обороне, полковник запаса:

К сожалению, жалоб от бывших военнослужащих и членов их семей на то, что их выселяют из служебного жилья поступает действительно очень много и в адрес нашей организации, и в адрес Общественной палаты, и в адрес Госдумы и Комитета по обороне и в Совет Федерации. Просто в виду тех обстоятельств, которые пережила наша страна, пережили вооруженные силы, это, конечно, очень серьезная проблема. В первую очередь, что мы можем сделать? Мы естественно обращаемся в органы исполнительной власти, в те силовые структуры, в которых военные пенсионеры стоят на учете. Это Министерство обороны, в меньшей степени МВД. Бывает, и в другие силовые структуры. Как-то пытаемся оказать помощь в данном вопросе. Обращений много, и пытаемся, чтобы дела остронуждающихся рассмотрели в первоочередном порядке, чтобы рукводители, которые принимают решения, пошли навстречу людям.

Я хочу привести пример отдельной девизии оперативного назначения Дзержинска, национальная гвардия. Наша организация курирует данное соединение, я хорошо знаю ситуацию. Раньше там строили жилье непосредственно рядом с расположением воинской части. Прямо за забором строился военный городок. Военнослужащие получали там жилье, затем уходили на пенсию и там же оставались проживать. И за те 90 лет, что существует дивизия, сложилась такая ситуация, что наш городок полностью переполнен военными пенсионерами, и для действующих военнослужащих просто уже негде строить жилье. Поэтому последние 7-8 лет вопрос решается так. На месте бывших подсобных второстепенных помещений сейчас строят служебное жилье, действующие военнослужащие вселяются в это служебное жилье, в период прохождения службы там живут, а тем, кто увольняется на пенсию, жилье редоставляется по их выбору в Московской области. Вот это один из способоврешения вопроса, чтобы военнослужащие не попали в такую ситуацию, когда тебя выселяют из служебного жилья без предоставления жилой площади. Это один из положительных примеров, который можно привести и на который можно равняться.

,
заместитель председателя комитета ГД по обороне, член комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ:

Во-первых, люди, потерявшие связь с воинской частью и занимающие служебное жилье, вне всякого сомнения, должны это жилье освободить, потому что туда должна быть поселена семья военнослужащего, который сегодня служит и защищает страну.

Второе. В ситуации, когда человек, который получил служебное жилье и уже много лет в нем живет, получает повестку о выселении и ему не предоставили другое жилье, как раз и наступает этот правовой аспект, когда нужно разбиратья. Потому что если он отказался по каким-то причинам от того, что ему было предоставлено, государство как-то не смогло удовлетворить его хотелки, иногда бывает такое, хотелки бывают завышены и они не соответствуют действительности, действующему законодательству, это одна позиция. А если просто дана команда сверху и требуют семью бывшего офицера выселить в никуда, не предоставив жилья, безусловно, это незаконно и это требует, прежде всего, индивидуального пересмотра и анализа. Я думаю, что в каждом таком случае надо индивидуально разбираться.

Я прошу военнослужащих, если у кого-то возникла такая ситуация, что военнослужащего, по его мнению, выселяют абсолютно незаконно, писать на меня официальное письмо. На первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Оставляйте свой адрес, телефон, описывайте ситуацию и отправляйте по адресу Большая Дмитровка, 26, Совет Федерации. Это письмо придет ко мне, и мы по каждому отдельному случаю будем индивидуально разбираться, выясняя на каком основании, как и почему человека выселяют. Это надо делать в срочном порядке. Я не исключаю, что отдельные командиры, получив распоряжение освободить служебное жилье, не до конца решили все необходимые вопросы, не согласовали их и совершают нарушения. Существует норма, военнослужащим должно быть предоставлено жилье и служебное жилье они должны освободить. Служебное жилье только для тех военнослужащих, которые служат в данный момент. Когда он переводится, то освобождает жилье и туда приходит другой военнослужащий, который получил новое назначение. Каждый такой случай требует индивидуального подхода.

Законодательно все определено, надо просто, чтобы должностные лица выполняли его.

Мнения слушателей

Якунина Анна Александровна:

Я, Якунина Анна Александровна, ветеран войны, ветеран труда СССР, 85 лет, 50 лет отработала в школе, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ, инвалид 2-й группы пожизненно, награждена медалями за ВОВ. Мой сын Владимир Иванович, 53 года, отработал врачом в воинской части 61608 почти 30 лет, проживал в квартире по договору социального найма по адресу: Москва, ул. 3-я Радиальная более 21 года. Я, его мать, была вселена в эту квартиру как член семьи старшего сына. В ноябре 2008 г. на основании решения руководства воинской части приказали освободить жилое помещение по договору социального найма, только почему то оно было представлено как служебное на период работы сына в воинской части. Мой сын отработал врачом в этой воинской части почти 30 лет, имеет 19 благодарностей, поощрения от командования. В декабре 2014 г. сын перенес тяжелую операцию на сердце, стал инвалидом 3-й группы. Как же можно выбросить его из профессии, из квартиры, завставить бомжевать. Притом, что член его семьи, мать 88 лет, ветеран ВОВ, также будет выселена без предоставления жилой площади. Это ли не произвол, это ли не беспредел со стороны воинской части? Мы считаем, что командование воинской части прекрасно понимает, что с их стороны была допущена грубейшая ошибка, ущемляющая наши жилищные права, в связи с чем в феврале 2015 г. еще в период работы сына в воинской части нам был предоставлен смотровой талон на квартиру за подписью председателя Жилищной комиссии с целью нашего отселения из военного городка. Мы дали согласие на эту квартиру, ждем ее уже более 2-х лет. Просто ждут смерти матери. Дом давно построен. Первый суд решил в нашу пользу, не выселять и дать квартиру по соцнайму, а второй суд отменил. Командование в октябре 2016 г. выселило нас бомжевать, у нас нет жилья, что подтверждается выписками из Росреестра.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация