Разработка урока по внеклассному чтению. Конспект урока по внеклассному чтению в начальных классах «Русские народные сказки

Главная / Земля

Конспект урока по внеклассному чтению. 3 класс

Тема: война в наших сердцах (рассказы о Великой Отечественной войне)

Цель: формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение»; учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

развивать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, рассуждать; обогащать словарный запас детей, наблюдать за выразительными средствами языка; воспитание интереса к миру детской художественной литературы,формирование у школьников патриотической позиции.

Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово:

Чтобы солнце улыбалось.

Пусть навек исчезнут войны,

Чтобы дети всей земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось,

В окнах светлых отражалось

И сияло над землёй

Людям всем

И нам с тобой!

(М. Пляцковский)

2.Объявление темы урока.

Работа с выставкой книг. (Выставка книг помогает учащимся определить тему урока)

3.Проверка домашнего задания.

Дети пересказывают,подготовленные рассказы о войне.

3.Работа по теме урока.

Учитель: - «Ребята, что вы думаете о войне?»

Ученики отвечают: - «Война-это страшно!» «Мы не хотим войны!»

Небольшое сообщение о ВОВ.

22 июня 1941 года немецкие войска нарушили соглашение о ненападении и вторглись на территорию СССР. Так началась Великая Отечественная Война. Первыми удар приняли на себя пограничники. Приграничные сражения длились с 22 - 29 июня 1941 года. 22 июня в 3 часа 15 минут, начался артиллерийский и воздушный обстрел Брестской крепости. К 9 часам утра крепость была окружена, осада крепости продолжалась 29 суток. Были скованы крупные силы немецкой авиации и артиллерии. Оборона Брестской Крепости - это пример мужества и стойкости! Победа под Сталинградом это переломный момент в истории этой войны. Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. Победа Красной Армии в Сталинградской битве имело огромное значение. Советские Войска вырвали у противника инициативу и удерживали ее до конца войны. С 16 апреля по 8 мая 1945 года Советские Войска провели Берлинскую наступательную операцию, уничтожение немецких войск в Берлине продолжалось до 29 апреля, а 30 апреля над Рейхстагом водружено Знамя Победы. 8 мая 1945 года Германское Верховное Командование подписало акт о капитуляции. 9 мая 1945 года Сталин объявил о Победе советского народа над фашизмом. В этот день 9 мая принято возлагать цветы к могиле неизвестного солдата. В честь Победы каждый год на протяжении всех этих лет в небе разрываются Красивые шары салюта!

Учитель: - «Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито не рождёнными. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Отобранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.»

Знакомство с рассказом о защитниках Сталинграда

Владимира Богомолова. Рейс «Ласточки»

Рассказ о защитниках Сталинграда

Владимир Богомолов. Рейс «Ласточки»

Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.

Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.

Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.

Однажды был такой случай...

Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.

Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.

Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.

Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».

Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».

Но командир баржи постарался успокоить бойцов:

Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну перевез. Команда у «Ласточки» боевая.

Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.

Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:

Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!

Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.

Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.

Стало вокруг светло как днем.

За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.

Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё. Попали?!» Смотрят — баржа двигается к берегу.

Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.

Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.

Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.

Одна мина попала на баржу.

Начался пожар. Пламя побежало по палубе.

Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и... «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.

Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.

Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.

Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.

Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.

* * *

Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.

Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.

Работа над текстом.

Беседа за прочитанным.

Итог.

Домашнее задание.

Конспект урока внеклассного чтения

Тема: «Книга – источник знаний».

Цели : - расширить знания детей об истории создания книги;

Расширить кругозор учеников в области художественной литературы;

Развивать познавательный интерес к чтению;

Воспитывать чувство уважения к создателям книг, бережное отношение к книге.

Оборудование : выставка детских книг, портреты писателей и поэтов.

Ход урока:

    Организационный момент .

Сообщение учителем темы и целей урока.

(Урок состоит из двух частей: информационной и конкурсной.)

Чтение стихов о книге (читают четыре ученика, подготовленные заранее).

Приходит книга в дом любой.

Коснись ее страниц –

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот.

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.

Ей злая вьюга не страшна,

И не страшна распутица,

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а когда взгрустнётся вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший, верный друг,

Развеет скуку книжка.

    Из истории создания книги .

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа.

Сейчас я вам кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.

В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И, глядишь, уже дряхлый старик.

С появлением книгопечатного станка (изобрёл его Иоганн Гуттенберг в Германии) книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем. На Руси первым книгопечатником был Иван Фёдоров.

И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Машина умнела, умнела, а ныне

Доверили книгу великой машине,

Чтоб мы получили книгу, над ней

Поработало очень много людей.

Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу не сможет. Люди каких профессий прикладывают немало сил для создания книги? (ответы учеников).

Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики (ведь бумагу для книг делают из древесины). Писатели, поэты, учёные пишут тексты, художники рисуют иллюстрации. Наборщики, переплётчики и ещё многие другие люди создают книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё таки остается труд человека.

Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Нельзя обращаться с ней небрежно.

Если каждый из ребят Тебе бы надо уважать

Порвёт листы, обложку, Труды их и заботы –

Во что же книгу превратят Беречь и книгу, и тетрадь,

Ребята понемножку? Не мять, не пачкать, не трепать

Чтоб книги были у детей Страницы, переплёты.

В библиотеке, в школе, Нам книги – лучшие друзья,

Трудились множество людей Они дают нам счастье.

На фабрике и в поле. А эта книга – и моя,

Трудились твой отец и мать. Да и твоя отчасти!

    Правила обращения с книгой .

А теперь послушайте правила обращения с книгой (все ученики получают памятки):

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась – подклей ее.

Книга – ваш друг и помощник. Тому, кто умеет общаться с книгой, она становится добрым собеседником.

Правила обращения с книгой можно продолжать, но сейчас послушаем обращение книги к нам, читателям.

Я книга, я – товарищ твой,

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня заляпал!

Что здесь за звери? Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Не бережёшь меня, друг, ты.

Мой переплёт не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг!

Но только не для грязных рук!

Давайте всегда выполнять просьбу книги и соблюдать правила обращения с нашими друзьями.

А сейчас проведем несколько конкурсов, которые покажут нам знатоков художественных произведений.

    Конкурс «Загадка». Угадать героев сказок, назвать произведение и автора. За правильный ответ – жетон.

    Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор… (Айболит, К.Чуковский)

    На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился … (Колобок, р.н.с.)

    Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовётся … (Чипполино, Д.Родари)

    Возле леса на опушке

трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки? (Три медведя, р.н.с.)

    Человечек деревянный,

На воде и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?... (Буратино, А.Толстой)

    Конкурс «Кто это?»

По портрету назвать фамилию писателя или поэта. За каждый правильный ответ – жетон. Портреты: С.Маршака, Н.Носова, С.Михалкова, А.Барто, К.Чуковского, А.С.Пушкина, И.Крылова, Г.Х.Андерсена.

    Конкурс «Собери пословицу» .

Много есть пословиц о пользе книг и чтения.

Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
С книгой жить – век не тужить.

Испокон века книга растит человека.

Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
Хорошая книга – лучший друг.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

За каждый правильный ответ – жетон.

    Конкурс-кроссворд «Что ты знаешь обо мне?»

Прежде чем книга придёт к вам в дом, её должен кто-то сделать. О том, как далается книга, и будет наша игра.

    Как называется текст какого-нибудь произведения, написанный от руки? (Рукопись.)

    Человек, который пишет литературные произведения. (Писатель.)

    Человек, который редактирует рукопись писателя. (Редактор.)

    Как называется учреждение, где работает редактор? (Издательство.)

    Где печатают книгу? (Типография.)

    Кто делает рисунки для книги? (Художник.)

    Как называется прочная одежда для книг? (Переплёт.)

    Подведение итогов .

Подсчитываются жетоны, полученные учениками при ответах, определяется знаток художественной литературы. Победитель конкурсов получает приз – книгу.

У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Книга – друг твой и товарищ,

Мы берём ее везде,

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде.

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Вот и подошёл к концу наш урок.

Читайте книги и претворяйте в жизнь всё хорошее, что найдёте в них. Делайте жизнь лучше. Успехов вам!

Цели урока:

  1. Развивать стремление к чтению на основе увлекательной игровой деятельности.
  2. Воспитывать любовь к детской книге.
  3. Расширять кругозор.

Оборудование: названия станций “Узнавайкино”, “Угадайкино”, “Загадайкино”, “Развлекайкино”, “Умейкино”, магнитофон, записи детских песен.

1. Вступительная беседа.

Этот учебный год объявлен Годом Чтения. Сегодня на нашем уроке мы поговорим с вами о книгах.

С первого дня человек, появившись на свет, начинает учиться. Он учиться ходить, понимать мир, говорить, читать. В основном через чтение человек получает знания.

В те времена, когда люди не умели ещё ни читать, ни писать, знания передавались устно. Письменность сделала человеческую мысль бессмертной. Книги стали источниками знаний.

Они рассказывают нам о многом: о природе, людях, об истории…

Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книгу, чтобы лучше управлять своим станком; сельский труженик узнает о том, как вырастить хороший урожай; врач – о том, как помочь людям стать здоровыми; а учитель – о том, как лучше учить и воспитывать детей.

Книга прошла целый путь, пока стала такой, какой мы привыкли её видеть. Первые книги состояли из глиняных плиток, деревянных досок, папируса (растение), кожи (пергамент). В России первые книги писали на бересте. Наконец, их стали делать из бумаги.

А вы знаете, где изобрели бумагу? (В Китае).

С появлением книгопечатного станка (изобрёл его Иоганн Гуттенберг в Германии) книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем. У нас на Руси первым книгопечатником был Иван Фёдоров.

Когда вы читаете книгу, то в своём воображении представляете то, о чём говорится в ней. Так у вас развивается фантазия. Если при чтении книги вы что-то не поняли, вы можете вернуться назад и перечитать строки. Книга вас не обидит, не будет на вас раздражаться, перед ней вы не стеснитесь того, что вы чего-то не знаете.

Много есть пословиц о пользе книг и чтения. Например:

Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Прочёл новую книгу – встретился с другом.
Хорошая книга – лучший друг.

2. Игра-путешествие.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Чтения вот на этом паровозике. А чтобы нам было интересно, мы будем выходить на разных станциях и выполнять задания. Итак, в путь!

1 станция “Узнавайкино”.

Вопросы о сказочных героях:

  1. Кто больше всего любил варенье? (Карлсон).
  2. Как фамилия почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).
  3. Кто подарил говорящее полено папе Карло? (Джузеппе).
  4. Как звали друга Винни-Пуха? (Пятачок).
  5. Кто из героев Р.Киплинга говорил: “Мы с тобой одной крови”. (Маугли).

2 станция “Угадайкино”.

О ком идёт речь?

  1. “Неправильная” пчела по мнению Винни-Пуха? (Оса).
  2. В самолёт меня не сажают, говорят: “Лети рядом, раз мотор есть”. (Карлсон).
  3. Как называется любимое лекарство доктора Пилюлькина от всех болезней? (Касторка).
  4. Как звали молодого крокодила пятидесяти лет? (Гена).
  5. Зверёк, путешествовавший в ящике с апельсинами и поселившийся в телефонной будке? (Чебурашка).
  6. Какого мальчика звали дядя? (Дядя Фёдор).
  7. Хоть ничего не знает, а стал героем известной книги? (Незнайка).

3 станция “Развлекайкино”.

Шагаю в сад и школу я,
Встречаю у двора.
Забавная, весёлая
И шумная игра.
Со мной вы забываете
Печали все свои.
А сейчас вы повторяйте
Голоса разогревайте.
Крикнет кто в конце дружней,
Тот и будет веселей.
А слова совсем простые,
И движения такие:
Раз цветок, два цветок.
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте.
Зайчики, зайчики.
Ну-ка дружно,
Ну-ка вместе
Девочки…
Мальчики…

Для начала ничего,
Но попробуем ещё…

Мы сейчас чуть не оглохли,
Но признаюсь от души:
И девчонки, и мальчишки –
Все вы были хороши!
Веселитесь и шумите
Вы, пожалуйста, всегда.
Не болейте никогда.
А когда вам станет скучно,
Только крикните: “Игра!”

4 станция “Загадайкино”.

Отгадайте загадки:

  1. Новый дом несу в руке,
  2. Двери дома на замке.
    Тут жильцы бумажные
    Все ужасно важные. (Портфель).

  3. То я в клетку, то в линейку,
  4. Написать на мне сумей-ка.
    Можешь и нарисовать.
    Кто такая я? (Тетрадь).

  5. Я всех знаю и учу.
  6. Но сама всегда молчу.
    Чтоб со мною подружиться,
    Надо грамоте учиться. (Книга).

  7. Я люблю прямоту,
  8. И сама прямая.
    Сделать ровную черту
    Всем я помогаю. (Линейка).

  9. У карандаша простого
    Есть помощница одна:
    Если сделает ошибку,
    Вмиг сотрёт её она. (Резинка).

5 станция “Умейкино”.

Нарисовать и раскрасить любимых сказочных героев.

3. Заключение.

Вот и подошёл к концу наш урок.

Читайте книги и претворяйте в жизнь всё хорошее, что найдёте в них. Делайте жизнь лучше. Успехов вам!

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Книга играет в жизни человека особую роль. Интерес к книге — это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей литературе аккумулированы добро, красота, правда. Больно видеть, что это богатство нередко идёт мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо.

В наш век телевидения, видеофильмов, компьютеров и т. д. книга как средство духовного и интеллектуального развития человека часто отходит на задний план, теряет своё первостепенное значение. Ведь в наше сравнительно сытое время трудно противостоять «массовой культуре», «идолу» денежного мешка, эгоизму, нежеланию самокритично взглянуть на себя со стороны.

В юные годы, когда мозг человека, как губка, впитывает впечатления окружающего мира, знакомство с прекрасным особенно благодатно.

Нравственная роль литературы ни с чем не сравнима. Лучшие художественные произведения выражают бесконечно богатые и разнообразные оттенки наших чувств. Литература теснейшим образом переплетена с сокровенной человеческой природой — с биением пульса человеческой жизни, вобравшей мысль и культуру многих веков, колоссальный эмоциональный опыт жизни, которая уходит в будущее. Писатели и поэты видят назначение своих произведений в том, чтобы «побуждать общество, каждого человека пристальнее, строже взглянуть на самого себя». Читая такие произведения, ученики должны задумываться о своём месте в жизни, о необходимости правильного нравственного выбора, о своей гражданской позиции, об ответственности человека за всё, что происходит в мире.

Многочисленные свидетельства методистов, библиотекарей, учителей убеждают, что популярность книги в самостоятельном чтении школьников чрезвычайно низка. Многократно констатировалась нетребовательность в чтении, когда в числе любимых и читаемых оказываются книги весьма невысокого уровня. В настоящее время нет дефицита в хороших книгах, как было ранее, но в безбрежном море появившихся ныне на прилавках книжных магазинов изданий масса так называемой коммерческой литературы (триллеров, детективов, «ужастиков», любовных романов и т. п.) всё же преобладает над литературой настоящей.

Всех нас волнует вопрос, с какою книгою вошёл в жизнь человек третьего тысячелетия. Волнует потому, что воспитание читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы, всё больше осознаётся как одно из слагаемых воспитания Гражданина, Человека.

Есть разные пути приобщения к великому искусству слова. Сделать из ученика читателя, человека, любящего и уважающего книгу, — благородная и важная задача.

Один из путей приобщения ученика к книге — уроки внеклассного чтения как часть литературного образования школьника. Организация такого чтения стала серьёзной методической задачей.

2

Воспитание читателя начинается с детства. С первых книжек-малышек, с бабушкиных сказок, с первого сложенного из кубиков и самостоятельно прочитанного слова. В школе - с уроков чтения и знакомства с библиотекой, с уроков литературы, на которых ученики знакомятся с лучшими произведениями русской и зарубежной классики, постигают законы литературного творчества, впитывают мудрость великого из искусств — искусства слова. Но хрестоматия по литературе (для 5-8 классов) - всего лишь один из школьных учебников. Подойти к новому уровню изучения литературы (в 9-11 классах), на котором главным на уроке становится не учебник, а произведение писателя, воспитывать настоящего читателя помогают уроки внеклассного чтения. Существует множество форм и методов проведения таких уроков.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности я провожу уроки внеклассного чтения в 5-8 классах по системе, предложенной вашему вниманию в данной работе.

3

Несмотря на то, что внеклассным чтением ученик занимается самостоятельно, оно должно быть педагогически управляемым, проходить на основе продуманного взаимодействия ученика и педагога, органической связи классного и внеклассного чтения, учитывающего ведущую роль классного изучения литературы по программе. Урок по программе вооружает ученика определённым методом деятельности, но важно закрепить этот метод, осуществить его перенос в сферу самостоятельной деятельности. Внеклассное чтение не дублирует, а дополняет чтение по программе.

Уроки внеклассного чтения — это настоящие уроки литературы со всеми их задачами (и познавательными, и воспитательными, и эстетическими). Но они имеют и свои особенности. Учитель может, не ограничиваясь рамками программы, глубже раскрыть тему, взяв несколько произведений, связанных одной проблемой. Свободные высказывания ребят по самостоятельно прочитанным произведениям стимулируют интерес к чтению. Уроки внеклассного чтения помогают вырабатывать навыки анализа художественного произведения, воспитывают сознательного читателя. Эти уроки требуют от учителя особой целеустремлённости и методического мастерства. Искусство учителя состоит в том, чтобы исподволь направлять интерес учащихся к художественным произведениям, стимулировать чтение — размышление о прочитанном, через которое происходит нравственное и духовное становление учащихся, расширяется круг их чтения.

Уроки внеклассного чтения остаются по-прежнему одним из самых трудных участков в работе словесника: во-первых, нелегко определить тему и отобрать книги для беседы; во-вторых, не всегда просто организовать чтение нужных книг всеми учениками класса к определённому сроку; наконец, труднее всего построить урок методически правильно и интересно.

Проблема первая — отбор материала. Книг для детей выпускается и переиздаётся множество. Поэтому необходимо продуманная программа выбора литературы.

Цель уроков внеклассного чтения.
  1. Помочь ориентироваться в выборе значимых, подлинно художественных произведений; научить находить в безбрежном книжном море книги интересные, познавательные, передающие духовный опыт человечества.
  2. Воспитывать на примере художественной литературы нравственную личность; ребятам всё-таки нужно в жизни и что-то такое, что материальным аршином не измерить. Молодость — пора естественного идеализма. Нехватка идеалов мстит за себя сильнее, чем нехватка вещей. Иначе идеалами становятся сила, деньги, жестокость, равнодушие.
  3. Воспитывать читателя, человека, любящего книгу, посвящающего свободное время чтению.
  4. Научить умению отбирать книгу в библиотеке, пользоваться каталогом, приобретать любимые книги для домашней библиотеки.

На основе учёта читательских интересов и актуальных воспитательных задач осуществляются отбор и рекомендация литературы для внеклассного чтения.

Примерная тематика книг по внеклассному чтению такова:
  1. Русская литература XIX века. Богатство и разнообразие русской классической литературы не ограничивается рамками учебной программы. Количество часов по литературе не позволяет охватить всего многообразия великого наследия русских писателей, поэтому внеклассное чтение дополняет знания учащихся о русской классике.
  2. Зарубежная литература. «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Дон Кихот» Сервантеса, «Маугли» Киплинга, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна и другие произведения отображают философию целых эпох, воспринимаются детьми как книги о приключениях и чудесах. В этом поразительная жизнь знаменитых книг.
  3. Родная природа в изображении русских писателей. В 1977 году даже ЮНЕСКО провозгласило специальное «Заявление», которое называлось «Какие книги нужны детям?». В нём есть и такие слова: «Детям нужны книги, которые вызывали бы озабоченность за землю, нашу маленькую планету, на которой мы все живём». И сегодня, спустя десятилетия, эти слова не потеряли своей актуальности. Книги о родной природе воспитывают бережное отношение к окружающему миру, умение «всмотреться» и «вслушаться» во «всю прелесть застенчивой русской природы», почувствовать себя частицей окружающего мира.
  4. Тема Великой Отечественной войны. Она связана с современностью своей направленностью против новых военных угроз. Война смотрит на нас с экранов телевизоров и со страниц газет, с чёрных рамок с фотографиями безусых мальчишек. Пройдет время, и напишут новые книги о новых войнах, справедливых и несправедливых, но книги о Великой Отечественной войне играли и играют свою роль в патриотическом воспитании всех послевоенных поколений. Они учат мужеству, ненависти к боли и страданиям человеческим, учат понимать, что война и человек несовместимы.
    «Я никогда не думал о прошедшем, о минувшем, как об утраченном времени, — писал Юрий Бондарев. - То, что было с нами в прошлом, происходит с кем-то из нас в настоящем и будет происходить в будущем… Стало быть, время никогда не утрачивается».
  5. Книги о подростках и юношестве. Исследование нравственного опыта своего поколения, характера и поведения сегодняшней молодёжи с её поисками, свершениями, удачами и неудачами, стремление жить по совести, способствует духовному самоопределению личности молодого человека.
  6. Приключения и фантастика. Острый сюжет, динамика повествования, живой и увлекательный мир необычных обстоятельств, в который попадают люди настоящего и далёкого будущего, увлекают юного читателя, будят его воображение и фантазию, заставляют размышлять о прошлом, настоящем и будущем человечества.

4

Как же конкретно реализуется программа внеклассного чтения на уроках? В конце учебного года учащимся даётся список художественной литературы, рассчитанный на прочтение данных книг в течение летних каникул и последующего учебного года. В зависимости от уровня читательской подготовки, времени, интереса, желания учащиеся подбирают и прочитывают часть книг по данному списку. В начале учебного года им даётся учителем список художественной литературы по одной из вышеназванных тем и определяется срок подготовки к уроку внеклассного чтения — один-полтора месяца. Задача учащихся — найти нужную литературу, прочитать.

Форма отчёта о прочитанном — урок внеклассного чтения и дневники читателей. Формы проведения уроков внеклассного чтения разнообразны.

Формы проведения уроков внеклассного чтения:
  1. Урок — игра «Что? Где? Когда?» по одному или нескольким произведениям.
  2. Урок — беседа по прочитанному.
  3. Урок — конференция по определённой теме с использованием заранее подготовленных сообщений.
  4. Урок — беседа об одном из писателей и его творчестве.
  5. Урок — иллюстрация с использованием рисунков и инсценировок.
  6. Урок — сочинение-размышление о прочитанном произведении.
  7. Урок – компьютерная презентация прочитанных произведений.
  8. Урок – просмотр кинофильма, экранизации прочитанной книги.
  9. Внеклассное мероприятие. Например, открытие Недели русского языка и литературы, конкурс творческих работ, игра-соревнование на лучшее знание произведения и др.

Другая форма отчета дневник читателя — представляет собой тетрадь, в которой по определённому плану записываются отзывы о прочитанных художественных произведениях. Страницы тетради учащиеся по своему желанию могут украсить минирисунками — иллюстрациями. Отзыв не должен представлять собой сочинение, должен быть небольшим по объёму (обычно занимает 1-1.5 страницы); записывается отзыв по следующему плану:

План отзыва:
  1. Какова тема произведения?
  2. Где и когда происходят изображённые в нём события?
  3. Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  4. Кто из героев наиболее понравился и почему?
  5. Над какими вопросами заставила задуматься книга?

План отзыва записан на последней странице тетради. Дневники читателей проверяются и оцениваются учителем сразу после урока внеклассного чтения, после чего учащимся даётся следующий список литературы.

Требования к дневнику читателя:
  1. аккуратность оформления работы;
  2. краткость и глубина содержания написанного;
  3. количество прочитанного (но главное внимание уделяется не количеству, а качеству).

Конечно, уровень развития детей даже в одном классе различный. Есть дети, с детства привыкшие к книге как необходимому спутнику жизни, много и легко читающие (таких немного), есть — читающие «из-под палки», есть (и большинство) такие, для которых книга (кроме необходимых в школе) просто не существует.

Поэтому данная программа рассчитана всё же на «среднего» читателя.

5

Уроки внеклассного чтения, кроме всего вышесказанного, готовят ученика к восприятию литературы по программе 9-11 класса, где для получения наиболее полного литературного образования нельзя обойтись только учебником, хрестоматией, а необходимо использовать все знания, умения и навыки, приобретённые во время работы над самостоятельным (внеклассным) чтением.

Исходя из опыта работы по данной системе уроков внеклассного чтения, можно утверждать, что для многих учащихся книга становится добрым спутником в жизни, а это значит, что уроки внеклассного чтения сыграли свою роль, следовательно, должны занимать важное место в школьном литературном образовании, ибо «книга делает человека духовно богаче, добрее, мудрее».

6

Далее предлагается список книг по внеклассному чтению для учащихся 5-8 классов, который можно по необходимости дополнить или частично заменить другими художественными произведениями. Также представляю варианты проведения уроков внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения "Литературные сказки" в 4 классе с презентацией.

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Описание: Предлагаемый мной материал разработан для урока внеклассного чтения в 4 классе по теме «Литературные сказки». В настоящее время ребенок с книгой в руках- большая редкость. Очень сложно доказать преимущества литературы перед компьютером, планшетом…Но, используя разнообразные формы работы, мне удается проводить уроки внеклассного чтения, развлекательные мероприятия, требующие прочтения определенной литературы. Данное мероприятие разработано на основе сказки моей ученицы Новоковской Светланы и представляет собой тоже своеобразную сказку, в которой дети разгадывают кроссворд, составленный на основе литературных сказок, и тем самым помогают снеговичку. Занимательный материал переплетается с проверкой уровня читательской активности. Думаю, что данный материал поможет коллегам в организации не только уроков внеклассного чтения, но и досуговой деятельности ребят.
Назначение: материал рассчитан на учащихся 4 классов.
Цель: привитие любви и интереса к литературной сказке, к книге.
Задачи:
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
-Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки литературных героев и сравнивать их со своими поступками.

Оборудование:
выставка книг по теме урока; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация «Помоги снеговичку»
Предварительная подготовка:
Детям заранее доводится список книг, которые они должны прочитать к уроку или уже прочитали и принести их в класс.

Дети:
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и приданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни-
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне.
И как правду от лжи
Все должны отличать.
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.

Учитель:
Прекрасные стихи прозвучали. Они ещё раз нам напомнили нам о том, как велико значение книги в нашей жизни. На сегодняшнем уроке мы с вами вновь окунёмся в мир прекрасной детской литературы, вспомним сказки любимых детски писателей.
Учитель:
Я давно раздарила,
Дорогие ребята,
Те волшебные сказки,
Что слыхала когда-то
От зверей и от птиц,
От березок и елей,
От костров и созвездий,
Дождей и метелей,
От рассказчиков многих,
Заморских и наших,
Сказок просит ведь каждый -
Ну как не раздашь их!
И когда вы за сказкой
Пришли ко мне снова,
Я не знала, где взять её,
Честное слово.
На замерзшие стекла
Растерянным взглядом
Посмотрела - а сказка-то
Вот она, рядом!


А что же увидела я через замёрзшее стекло? Что привлекло мой взгляд? А увидела я наших старых знакомых- снеговичков, которые счастье нашли. Помните их, ребята?
С ними нас познакомила Новоковская Света, ваша одноклассница?


Вспомнили, молодцы! А напомните мне, пожалуйста, как на лесной полянке появились снеговички?
Дети:
-Их сделали ребята, чтобы снеговички охраняли елочку.
Учитель:
-Куда отправились они зимней холодной ночью?
Дети:

-Они пошли будить солнышко.
Учитель:
-Кому они хотели помочь?
Дети:
-Снеговички хотели помочь ребятам, которые их сделали. Ребята очень сожалели, что день быстро закончился.
Учитель:
-С кем встретились снеговички в ночном лесу?
Дети:
-Они встретились с лисичкой, зайчиком, белочками и другими зверятами.
Учитель:
-А чем снеговички угостили голодного зайчика?
Дети:
-Морковкой!
Учитель:
-Молодцы. Вы хорошо помните содержание сказки. Но все дело в том, что одного снеговичка обидели.. .


Спят под снегом карусели,
Все песочницы, качели,
Горки и резные кони -
Всё в снегу глубоком тонет


Снеговик один не весел,
Нос- морковку потерял,
Ждет когда мороз трескучий
Да холодный ветер жгучий
Подбодрит, развеселит!

Для него зима, как лето,
Грустно он стоит раздетый,
«Эх, побольше бы снежочку
Да мороз покрепче в ночку!»-
Я стояла, смотрела в моё сказочное окно на печального снеговичка и думала, что ему надо помочь. Но меня опередили…
Грустные вздохи друга услышал второй снеговик и поспешил на помощь.


Снеговик Снеговика
Увидал издалека.
Он печален, кривобок,
И ужасно одинок!

"Эй, братишка,не скучай,
Приходи ко мне, на чай!
Не растаешь, что с тобой,
Чай хороший, ледяной."

Почему грустишь? - "Да Вовка
Оторвал мой нос-морковку!"

-"Ты не огорчайся слишком,
Чем не нос - от елки шишка!"
Хвойный запах от сосны...
Недалек приход Весны!
Солнце днем печет не очень,
Но приятней все же ночью."
Снеговик Снеговика
Даже насмешил слегка.
Но смеялся наш снежный друг недолго, он даже нос не мог повесить, просто грустно смотрел на друга печальными глазами-угольками. И меня осенила мысль: а что, если мы все вместе поможем снеговику найти его нос? Вы согласны помочь снеговичку-добрячку, который счастье своё нашел лишь тогда, когда помог ребятам?
Дети:
-Да, согласны. Мы очень хотим ему помочь, чтобы он Новый год встретил веселым и счастливым!
Ребята, но чтобы помочь снеговичку, нам надо совершить небольшое путешествие по сказочным дорожкам.
Презентация « Помоги снеговичку»


Вспомним хорошо известных вам героев литературных сказок, которые вы читали к этому уроку, и разгадаем кроссворд. И так, в путь!



Учитель:
Что такое? – Где же нос!
Снеговик простужен?...
Может быть ему компресс
Или доктор нужен?
Но смеётся детвора
весело и звонко:
- Мы сейчас решим кроссворд
и будет нос- морковка!


1. Имя самой сильной девочки на свете, которая плавала на «Попрыгунье» в Веселию. (Пеппи)


2. Капитан, побывавший в Лилипутии. (Гулливер)


3. Деревянный человечек, которого заманили в Страну дураков. (Буратино)


4. Обладатель очень громкого голоса, который посетил Страну Лжецов. (Джельсомино)


5. Девочка, путешествовавшая по Стране чудес и Зазеркалью. (Алиса)


6. Мальчик, который вместе с Митиль навестил бабушку и дедушку в Стране воспоминаний.(Тильтиль)


7. Мальчик, который с лошадью Лушей пошёл в Синий лес и очутился в стране «Нигде и никогда». (Ивушкин)


8. Человечек, которого сшили в кукольном царстве царя Формалая Большого. (Петрушка)


9. Смельчак, который одолел рыцаря Като и поселился в Стране Дальней. (Мио)


10. Мальчик-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон. (Чиполлино).


11. Если кроссворд разгадан правильно, то в выделенных клетках можно прочитать фамилию мальчика, который в поисках трудностей и опасностей попал в Страну невыученных уроков. (Перестукин)

Кроссворд наш разгадан. Молодцы, ребята. Вы славно потрудились. Дружно все помогли снеговичку. Послушайте, как они беседуют:


Дети:
- Что стоишь и ждёшь, дружок:
Ком, комочек и комок?
Угли - глазки, нос - морковка,
И метёлку держишь ловко.
- Мне прекрасно здесь стоится,
В двери Новый год стучится,
А ребята, снег и вьюга
Лепят для меня подругу.


Учитель:
-Замечательные снеговички! И очень счастливые! Они готовы к встрече Нового года.
А как вы встречаете Новый год, ребята?
Дети:
-Новый год-праздник семейный. Надо, чтобы его праздновали все вместе: и мамы, и папы, и дети!
Учитель:
-Молодцы. Это прекрасная традиция. Тогда давайте наших снеговичков сделаем счастливыми очень-очень! – создадим семью!


Ученик:
Одному быть не годится,
Лепим бабу-снеговицу,
Даже лучше - «снеговуху»,
Чтоб приятнее для уха…
Жаль, у мамы шали нет,
Может, подойдёт берет?
А теперь бы им - детишек,
Двух весёлых снеговишек!
Или всё ж, «снеговичков»,
Да с руками из сучков,
В новых шарфиках цветных…
Вот готов и стих про них!
Дети исполняют песню «Это мы, снеговики!» Слова и музыкаИ.А. Якушиной

Нас лепят дети дружные
За комом катят ком.
Мы любим зиму снежную,
От снега мы растем.

Припев:
Нос – морковка,
Глаза – угольки.
На голове ведерко –
Это мы, Снеговики!

Не любим дождь и солнышко,
Снежинки нам милей.
Пускай они летают здесь
Еще хоть двести дней!

Припев:
Нос – морковка,
Глаза – угольки.
На голове ведерко –
Это мы, Снеговики!

Рисуйте нам пошире рот –
Смеяться будем мы.
И вам, ребята, песни петь
В теченье всей зимы!
Припев:
Нос – морковка,
Глаза – угольки.
На голове ведерко –
Это мы, Снеговики!
Учитель:
Спасибо большое вам, ребята, за сегодняшний урок внеклассного чтения. Мы не только вспомнили литературные сказки, но и сами с вами создали свою, добрую, волшебную зимнюю сказку.
Мне только осталось уточнить:
-Какие же сказки называются литературными?
Дети:
-Сказки, которые написаны писателем или поэтом называются литературными, или авторскими.
Учитель:
-Можно назвать литературной нашу сказку, которую мы сочинили в течение урока?
Дети:
-Да, можно.
Учитель:
-У литературной сказки есть автор. Кто же автор нашей скзки?
Дети:
-Автор сказки – 4 класс.
Учитель:
-Мне приятно было с вами сегодня работать. Вы показали хорошее знание литературных сказок и проявили себя как авторы, сказочники. Кроме того,
ваша отзывчивость помогла снеговичку не только найти утраченный нос, но и обрести семью, встретить Новый год веселым и счастливым!



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация