Штраф за неправильную парковку: доказывает ли вину фото? Гибдд собралась штрафовать водителей по жалобам из официального мобильного приложения

Главная / Земля

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который упрощает порядок наложения штрафов в случае фиксации нарушений другими водителями.

В настоящее время водитель может записать нарушение на видеорегистратор и отправить запись на рассмотрение в ГИБДД. Данная процедура подробно рассмотрена в статье " ". Однако существующий порядок довольно сложен. Например, сотрудники ГИБДД вызывают для разбирательства и автора видео, и нарушителя. Рассматриваемый сегодня законопроект должен существенно упростить эту процедуру:

Проект Федерального закона "О внесении изменений в КоАП"

07.02.2019 Законопроект №291354-7 принят Государственной Думой в первом чтении.

Список нарушений, фиксируемых через приложение

В первую очередь рассмотрим перечень нарушений, за которые штраф будет накладываться по фотографиям или видео очевидцев. Часть 1 статьи 2.6 1:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

1. К административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации,совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств,
имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или работающих в автоматическом режиме средств фото- и киносъемки,
видеозаписи, а за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, частью 2 статьи 12.13, частями 2 и 3 статьи 12.14, частями 4 и 5 статьи 12.15, частями 1 - 5 статьи 12.16, частями 1 1 и 1 2 статьи 12.17, статьей 12.18, статьей 12.19 настоящего Кодекса, - в случае их фиксации гражданами , зарегистрированными в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи и специализированное программное обеспечение, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Статья КоАП Нарушение
12.10
части 1 и 3
Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде
12.12
части 1 и 3
или запрещающий жест регулировщика
12.13
часть 2
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству на перекрестке
12.14
часть 2
Нарушение или
12.14
часть 3
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения
12.15
части 4 и 5
или встречные трамвайные пути
12.16 части 1 - 5 Нарушение требований дорожных знаков или разметки (кроме знаков, запрещающих движение грузовиков)
12.17
части 1 1 и 1 2
для общественного транспорта
12.18 Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
12.19 Нарушение правил транспортных средств

Обратите внимание, перечень нарушений , которые смогут фиксировать граждане (водители), строго ограничен . Тем не менее, в этот список попали нарушения правил остановки и стоянки (в том числе на местах для инвалидов), а также движение по обочинам. Именно эти нарушения вызывают наибольшую неприязнь у водителей.

Однако некоторые нарушения не попали в приведенный перечень. Например, нарушение правил движения в жилых зонах (статья 12.28 КоАП). Довольно часто жители домов жалуются, что во дворах паркуются грузовые автомобили, хотя это и запрещено правилами. К сожалению, для данного нарушения законопроект не предусматривает упрощенной схемы привлечения водителя к ответственности.

Приложение для фиксации нарушений водителями

В рассмотренной выше части 1 статьи 2.6 1 речь идет о специализированном программном обеспечении, которое должно использоваться для фиксации правонарушений. Данное понятие подробно рассматривается в новом примечании:

Примечание. Под специализированным программным обеспечением в настоящей статье понимается программное обеспечение, являющееся составной частью Единого портала государственных и муниципальных услуг и посредством использования единой системы идентификации и аутентификации обеспечивающее идентификацию лица, имеющего подтвержденную учетную запись в ней, зафиксировавшего административное правонарушение и направившего видеозапись, получение сведений о времени и месте фиксации административного правонарушения, конфиденциальность и целостность видеозаписи и ее передачу с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, включающей Единых портал государственных и муниципальных услуг, в информационную систему обеспечения деятельности органа, должностное лицо которого уполномочено рассматривать дело об административном правонарушении.

Порядок создания и функционирования специализированного программного обеспечения определяется Правительством Российской Федерации.

Итак, нарушение должно быть зафиксировано специальным приложением портала Госуслуг . В настоящее время приложение, о котором идет речь, не существует и его разработка начнется только после того, как данный законопроект будет принят.

Обратите внимание, приложение кроме всего прочего должно будет фиксировать место правонарушения. Т.е. использовать его в любом случае будет возможно только на устройствах, имеющих модуль ГЛОНАСС или GPS.

Кроме того, приложение является дополнительным программным обеспечением, которое нужно будет установить на устройство. Скорее всего варианты приложения будут разработаны для популярных операционных систем Android и iOS, т.е. на смартфонах их использование не вызовет проблем.

А вот установка дополнительного программного обеспечения на обычные видеорегистраторы , размещенные в автомобилях, вызывает серьезные вопросы. Большинство моделей видеорегистраторов вообще не предусматривает возможности установки дополнительного ПО. Так что и приложение на них использовать не удастся. Скорее всего производители различных устройств со временем добавят возможность установки приложения, если эта функция будет востребована.

Ну а поскольку авторегистраторы первое время не будут участвовать в упрощенной схеме, то и запись нарушений на ходу будет практически невозможна. Ведь управлять автомобилем одной рукой, а другой рукой при этом снимать происходящее на камеру смартфона весьма неудобно.

Тем не менее, даже если в первое время упрощенная фиксация штрафов будет возможна только со смартфонов, это очень быстро позволит решить проблемы с хаотичной парковкой на всей территории страны.

Упрощенное наложение штрафов

Ну а теперь перейдем к самой важной части рассматриваемого нововведения. Выше речь шла о том, что зафиксированные гражданами нарушения будут рассматриваться в соответствии со статьей 2.6 1 КоАП. Дополнительно рассмотрим часть 3 статьи 28.6 КоАП:

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6 1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением специальных технических средств, предусмотренных статьями 2.6 1 и 2.6 2 настоящего Кодекса, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6 1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица , в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Суть данного изменения состоит в том, что если нарушение зафиксировано через приложение, то штраф на нарушителя накладывается без его участия . Т.е. порядок рассмотрения становится точно таким же, как и при фиксации нарушений . Нарушитель просто получает по почте письмо с постановлением о наложении штрафа.

В завершение хочу подчеркнуть, что если упрощенный порядок наложения штрафов будет введен, то массовая фиксация правонарушений существенно повлияет на дорожную ситуацию в России. Как только водители почувствуют неотвратимость наказания, они перестанут нарушать требования правил. А это в свою очередь приведет к уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий.

Здравствуйте! Я поставил машину на 10 мин на тротуаре, т.к. других парковочных мест не было. Поставил на 10 минут, не более. Кто-то сфотографировал мою машину и отправил в ГАИ. Мне позвонил некто с мобильного телефона, представился сотрудником ГАИ и сообщил, что мне необходимо явиться в определенный день и час на разбор в ГАИ. Вопросы: 1.Что будет, если я не пойду в ГАИ? 2. Могут ли меня оштрафовать на основании неизвестно каким фотоаппаратом сделанным фото (сертификат и пр.) 3. Имею ли я право знать кто сделал фото и его контактные данные?

На вопрос отвечает эксперт сайта Васильев Олег Борисович

Здравствуйте!
Во-первых, я надеюсь, что ваше оправдание «не было других мест» все же несерьезно — вы таки нарушили закон, нормы материального права.
Во-вторых, в данный момент законодательство подразумевает определенные процедуры фиксации административных правонарушений — надлежащие лица, надлежащее оборудование. надлежащее оформление, в противном случае это уже будет нарушением процессуального права. Поправки к закону о признании любых фото- и видеоматериалов доказательством от любых лиц в данный момент не приняты.
В-третьих, если вас вызвали повесткой, то явка все же необходима, в остальных случаях вы вправе проигнорировать вызов. В повестке же указывается по какому поводу вас вызывают. Последствия неявки зависят от того, по какому поводу вас вызывают, хотя это, конечно же, не вызов следствием.

Олег Борисович имеет опыт ведения частных дел и представительства интересов других граждан в суде, в части трудового, административного, гражданского и уголовного законодательства.

Несколько лет назад Госавтоинспекция Гродно внедрила на своем сайте уникальный для Беларуси сервис. Очевидец может прислать в инспекцию фотофиксацию нарушения и виновнику будет выписан штраф. Подобную реакцию не обеспечивает даже знаменитый "Перехват" минской милиции, ведь пользователь, разместив на нем информацию, так и не узнает решение правоохранителей. Чего не скажешь о сервисе ГАИ Гродно, где публично появляется официальный комментарий. Из-за сложности работы с подобным фотоматериалом, ни одна из ГАИ республики не может похвастаться подобным разделом.

Но почему некоторые фотографии остаются без внимания?

Чтобы привлечь нарушителя к ответственности, о каждом зафиксированном факте пользователь должен сообщить максимум информации: где и во сколько произошел случай, отдельно уточнить регистрационный номер автомобиля нарушителя и сообщить свои контактные данные, - пояснил временно исполняющий обязанности начальника отделения агитации и пропаганды ГАИ Гродно Олег Бузун. - Контактные данные каждого пользователя остаются анонимными, но нам они необходимы для связи. Ведь по сути, должен быть кто-то, кто заявляет о правонарушении. Таким человеком не может быть анонимный фотограф, о котором ничего не известно. Если какой-либо информации недостаточно, то мы не имеем оснований для привлечения того либо иного водителя к ответственности.

Крайне важно, чтобы фотоматериал был высокого качества, на котором вблизи будет виден регистрационный знак автомобиля, - добавляет Олег Бузун. - Если цифры и буквы номера не четкие, сотрудники ГАИ не могут идентифицировать автомобиль и его владельца. В приведенном примере владелец Митсубиси Паджеро был привлечен к ответственности, а ФВ Пассата - нет, так как цифры на номерном знаке последнего трактуются неоднозначно.

- Есть ли "срок годности" фотоматериала?

Конечно, если кадр сделан более 2х месяцев назад, закон не позволяет привлечь нарушителя.

Если внимательно изучить фотоматериалы, которые гродненцы присылают в ГАИ, можно заметить несколько любопытных особенностей.

Отдельные фотографы как будто охотятся за нарушениями конкретных автомобилей:

Другие ревностно "охраняют" конкретные территории. Владелец Рено один из многих оштрафованных, кого сфотографировали на этом месте.

Третьи во время прогулки могут передать в ГАИ целую серию фотографий. Все владельцы указанных ТС были привлечены к административной ответственности.

Четвертые высматривают нарушения правоохранителей. Водитель был привлечен к административной ответственности.

Встречаются, но в меньшей степени, водители, которые перекрывают выезд с территорий.

Другие же останавливаются там, где это не позволяет дорожная разметка.

И достаточно много фотографий, где цифры регистрационного знака абсолютно не читаемые:

Отметим, что все фотографии, где четко видны номера, авторы которых представились и оставили контактные данные, получают реакцию ГАИ. Даже если публичного ответа и не последовало, чаще всего виновник привлечен к административной ответственности. Ведь согласно законодательству, Госавтоинспекция не обязана сообщать о своих решениях анонимам.

Когда вводился данный сервис, читатели высказывались, что он приведет к ненужному ябедничеству, что пешеход еще больше сможет влиять на водителя. Но как вы считаете теперь, приводит ли подобный контроль друг над другом к порядку в обществе?

Перепечатка текста сайт с разрешения редакции: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

По фото- и видеоматериалам, которые бдительные граждане будут присылать в ГИБДД, инспекторы станут выносить постановления о штрафах без всякой волокиты.

Такова суть о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, который одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

Напомним, что сейчас любой, у кого есть камера, может отправить снятое им нарушение в ГИБДД. Однако в соответствии со статьей 28.1 КоАП такие материалы должен рассматривать тот, кто уполномочен составлять протоколы об административных нарушениях.

Получив заявление, инспектор должен провести соответствующую проверку вне рамок производства по делу об административном правонарушении, чтобы удостовериться, что нарушение было. Для этого необходимо вызвать того, кто предоставил информацию о нарушении, установить по банкам данных предполагаемого нарушителя, вызвать его для опроса, найти дополнительных свидетелей... Все это требует времени. При этом сотрудники ограничены двухмесячным сроком привлечения к ответственности.

Чтобы упростить эту систему, решено, что постановления о назначении административных наказаний за отдельные нарушения Правил дорожного движения могут быть вынесены без составления протокола. Но только в том в случае, если нарушение зафиксировали граждане, зарегистрированные в "Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". И только при том условии, что они применяли технические средства, имеющие функции видеозаписи и специализированное программное обеспечение.

Программу для смартфона разработает минкомсвязь, когда правительство установит требования для нее

Проще говоря, человек, который зарегистрирован на портале Госуслуг, должен скачать специальную программу на свой смартфон или планшет. И с помощью этой программы произвести съемку нарушения и отправить через сайт Госуслуг информацию в ГИБДД. В этом случае, получив уже заверенную информацию, сотрудник ГИБДД рассмотрит, есть ли там нарушение, и, если оно есть, выпишет постановление о штрафе. Так же, как сейчас это делается по материалам автоматических камер фотовидеофиксации.

Программу, которую нужно закачать в смартфон, разработает минкомсвязь, когда правительство установит требования для этого продукта. А требования правительство установит после того, как законопроект станет законом.

Впрочем, можно предположить, какие основные требования к программе должны быть. Это необходимость фиксации времени и места съемки. Ведь нарушения имеют срок давности, а рассматривают их подразделения, в зоне ответственности которых находится та или иная территория.

Аналоги такой программы уже используются в России. Например, в Татарстане эта программа называется "Народный инспектор". С ее помощью уже сейчас в этой республике активно привлекают к ответственности нарушителей. Есть такая программа и в Москве - "Помощник Москвы". С ее помощью информацию о нарушителях озеленения сообщают в московскую административную дорожную инспекцию.

Вот что-то аналогичное и должно будет разработать минкомсвязь для всей страны.

Однако, насколько она будет полезна для водителей, пока не ясно. Ведь человек за рулем не едет с телефоном в руках, чтобы снимать нарушителей. У него стоит видеорегистратор.

То есть та программа, которую предлагается разработать, должна уметь еще и подгружать запись видеорегистратора. А видеорегистраторов на рынке много. Поэтому разработчикам программы придется потрудиться, чтобы угодить всем. Иначе вся эта идея попросту не будет работать. А через мобильное приложение в ГИБДД будут отправлять только съемку неправильно припаркованных машин.

Компетентно

Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:

Если водитель будет не согласен с вынесенным постановлением, он всегда может обжаловать решение в суде. При этом видеозаписи являются достаточно объективным свидетельством, поэтому вряд ли стоит опасаться какого-то массового нарушения прав. Наоборот, раньше органы ГИБДД не всегда могли в установленные сроки принять какие-то решения на основе фото- и видеоматериалов, представленных очевидцами, в силу несовершенства процедуры. Думаю, широкое внедрение предлагаемой системы повысит дисциплину на дорогах. Но здесь важно, чтобы и граждане проявляли правовую грамотность: заводили личные кабинеты на сайте Госуслуг и устанавливали соответствующие программы.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация