Уездный воинский начальник. Воинский уездный начальник Уездный воинский начальник

Главная / Земля

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2 томах

Документы и материалы

Том 1

Проект

заключения об изменении и дополнении действующих узаконений об уездных установлениях в губерниях, управляемых по Общему учреждению губернскому

(за исключением губерний Курляндской, Лифляндской и Эстляндской)

I. Уездные съезды, уездные съезды мировых посредников, съезды по крестьянским делам, уездные по чиншевым делам присутствия, уездные по воинской повинности присутствия и уездные распорядительные комитеты – упразднить.
II. Учредить в каждом уезде должность начальника уездного управления, постановив в отношении этой должности нижеследующие правила:
1. Начальник уездного управления является представителем общей правительственной власти в пределах уезда.
2. Начальник уездного управления назначается Высочайшей властью по представлению министра внутренних дел.
3. Должности начальников уездного управления замещаются, с соблюдением общих правил Устава о службе по определению от правительства, преимущественно из числа лиц, занимавших должности вице-губернатора, предводителя дворянства, непременного члена губернского или губернского по крестьянским делам присутствия, председателя уездного съезда, председателя губернской или уездной земской управы, советника губернского правления, непременного члена уездного совета, правительственного комиссара, либо иные соответственные должности по губернским или уездным учреждениям.
4. Должность начальника уездного управления не может быть совмещаема ни с какими иными должностями по государственной или общественной службе, кроме безвозмездных почетных должностей, как то: должности уездного предводителя дворянства, почетного мирового судьи, попечителей в благотворительных, учебных и лечебных учреждениях и т. п.
5. Начальнику уездного управления подчиняются, в порядке руководства, надзора и ревизии, все уездные правительственные учреждения и должностные лица ведомства Министерства внутренних дел, а также участковые правительственные комиссары.
Примечание. Права и обязанности начальника уездного управления по отношению к уездной и городской полиции определяются в Полицейском уставе и в Учреждении полиции.
6. По отношению к уездным правительственным учреждениям и должностным лицам всех остальных ведомств, за исключением судебного, начальнику уездного управления предоставляется:
1) требовать от них сведения и справки по производящимся у них делам и
2) руководить действиями означенных учреждений и должностных лиц в тех случаях, когда какая-либо общая мера, касающаяся их деятельности, предложена к исполнению начальника уездного управления.
7. По отношению к уездным земским учреждениям, а также к городским учреждениям уездного города и безуездных городов, находящихся в пределах уезда, начальнику уездного управления предоставляется:
1) требовать от земской управы и от городских управлений сведения и справки по предметам их ведомства;
2) производить, по поручению губернатора, ревизии всех земских и городских учреждений, представляя о результатах ревизии губернатору;
3) присутствовать, когда признает необходимым, в заседаниях уездного земского собрания и городской думы, или в собрании городских уполномоченных, и давать объяснения по обсуждаемым делам и вопросам, не участвуя, однако, в разрешении дел, и
4) получать копии всех постановлений уездного земского собрания, городских дум и собраний городских уполномоченных в те же сроки, когда копии сих постановлений представляются подлежащими земскими и городскими учреждениями губернатору.
8. Начальник уездного управления состоит председателем уездного совета во всех его присутствиях и руководит занятиями и делопроизводством совета.
9. Начальник уездного управления исполняет поручения губернатора и губернских учреждений по делам, относящимся к их ведомству.
10. В порядке своей деятельности, начальник уездного управления подчиняется руководству и надзору губернатора.
11. По истечении каждого года, начальник уездного управления представляет губернатору отчет о состоянии уезда и о деятельности правительственных и общественных учреждений уезда.
12. В случаях отсутствия, увольнения в отпуск, болезни, смерти, увольнения или устранения от должности начальника уездного управления, исполнение его должности возлагается на непременного члена уездного совета, либо на одного из правительственных комиссаров в губернии, по указанию губернатора.
III. Учредить в каждом уезде уездный совет, постановив в отношении сего учреждения нижеследующие правила:
1. Уездный совет состоит, под председательством начальника уездного управления, из уездного предводителя дворянства, непременного члена уездного совета и членов, участвующих, согласно статьям 4, 7 и 11 сего III отдела, в заседаниях совета по отдельным разрядам подведомственных совету дел.
2. Подведомственные уездному совету дела, в отношении их существа и порядка производства, разделяются на три разряда:
1) дела распорядительные,
2) дела административно-судные и
3) дела дисциплинарные.
3. К числу подведомственных уездному совету распорядительных дел относятся:
1) Дела и предметы, отнесенные по действующим узаконениям к ведению административного присутствия уездного съезда, уездного съезда мировых посредников, уездного по воинской повинности присутствия и уездного распорядительного комитета, за исключением из их числа тех дел и предметов, которые либо совершенно устраняются Положениями о крестьянском землевладении, а также о поселковом, волостном и участковом управлениях, либо передаются в ведение земских учреждений, согласно правилам об обеспечении продовольственных потребностей сельского населения (по проекту), либо относятся к разряду административно-судных или дисциплинарных дел уездного совета, согласно статьям 6 и 10 сего III отдела.
2) Распоряжения, указанные в Положениях о крестьянском землевладении, а также о поселковом и волостном управлениях.
3) Рассмотрение и разрешение пререканий, возникающих между правительственными учреждениями и должностными лицами уезда по соприкасающимся предметам их ведения.
4) Установление способов согласования деятельности правительственных учреждений и должностных лиц уезда с уездными земскими и городскими учреждениями по соприкасающимся предметам их ведения.
5) Обсуждение распорядительных мер по уездному управлению, предложенных на заключение уездного совета начальником уездного управления, и
6) Рассмотрение и разрешение распорядительных дел, порученных уездному совету губернатором или губернским советом.
4. Подведомственные уездному совету распорядительные дела разрешаются уездным советом в распорядительном его присутствии, в состав которого, сверх лиц, указанных в статье 1 сего III отдела, входят:
1) по всем делам, кроме дел, означенных в пункте 3 предыдущей (3) статьи, – председатель уездной земской управы;
2) по делам, переданным из ведения уездного по воинской повинности присутствия, – уездный исправник и уездный воинский начальник, а также, в случаях, указанных в Уставе о воинской повинности, городской голова или городской староста и члены от населения;
3) по делам, переданным из ведения уездного распорядительного комитета, – уездный исправник и городской голова или городской староста уездного города;
4) по делам, связанным с взысканием окладных денежных сбо-ров и с отбыванием натуральных повинностей, – податной инспектор уезда;
5) по делам о земельном, поселковом и волостном управлениях – один из членов уездной земской управы и городской голова или городской староста уездного города;
6) по делам о пререканиях между правительственными учреждениями и должностными лицами – находящиеся в уездном городе представители подлежащих ведомств, и
7) по делам о согласовании действий правительственных учреждений с земскими и городскими – весь состав уездной земской или городской управы, по принадлежности, и находящиеся в уездном городе представители подлежащих ведомств.
5. Распорядительные дела уездного совета производятся применительно к общему порядку, установленному для производства дел в административных учреждениях, с теми изменениями и дополнениями, которые указаны в подлежащих уставах и узаконениях, по принадлежности, а также в сем III отделе.
6. К числу подведомственных уездному совету административно-судных дел относятся:
1) дела по просьбам (жалобам) об отмене неправильных постановлений или распоряжений участковых правительственных комиссаров, либо об обязании их совершить необходимые действия, в коих ими было просителям отказано (в том числе дела по жалобам на постановления и распоряжения комиссаров, вытекающие из поземельного устройства сельских обывателей);
2) дела по представлениям участковых правительственных комиссаров об отмене, в порядке надзора или по жалобам, приговоров земельных, поселковых и волостных сходов или собраний, либо постановлений сельских советов, состоявшихся с нарушением закона, а также об обязании означенных учреждений совершить необходимые распоряжения;
3) дела по представлениям участковых правительственных комиссаров об отмене, в порядке надзора или по жалобам, неправильных выборов по земельному, поселковому и волостному управлениям, а также о неутверждении в должностях тех выборных должностных лиц означенных управлений, для которых установлено утверждение в должности, и
4) дела, возложенные на уездные по чиншевым делам присутствия Положением о поземельном устройстве сельских вечных чиншевиков.
7. Подведомственные уездному совету административно-судные дела разрешаются уездным советом в административно-судном его присутствии, в состав которого, сверх лиц, указанных в статье 1 сего III отдела, входят: уездный член окружного суда, два члена по выбору от уездного земского собрания и один член от городской думы или от собрания городских уполномоченных уездного города, а также местный товарищ прокурора, который, однако, не участвует в разрешении дел, но только предъявляет совету свое заключение по рассматриваемым делам.
8. Члены административно-судного присутствия по выбору земских и городских учреждений избираются на трехлетний срок из числа земских или городских гласных, по принадлежности (ли-бо в городах с упрощенным городским устройством – из числа городских уполномоченных), а также из числа лиц, имеющих непосредственное право участия в избирательных собраниях, причем от избрания не устраняются председатели и члены управ, а, равным образом, городские головы и городские старосты.
9. Административно-судные дела уездного совета производятся порядком, указанным в статье 5 сего III отдела, с соблюдением нижеследующих особых правил:
1) дела разбираются публично, кроме тех случаев, когда председатель совета признает необходимым, для охранения общественного порядка или для обеспечения правильного хода разбирательства, установить негласное разбирательство дела;
2) разбор дела происходит словесно, с занесением всех существенных актов разбирательства в протокол;
3) по делам, возникшим по жалобам, жалобщики имеют право представлять свои объяснения при разбирательстве дела, для чего им посылаются заблаговременно извещения о дне слушания дела;
4) теми же правами, как и жалобщики, пользуются уполномоченные от подлежащих земельных, поселковых и волостных общественных учреждений по делам об отмене приговоров их сходов или собраний, возникшим как по жалобам, так и в порядке надзора;
5) постановленное по делу решение объявляется председателем в том же заседании, когда состоялось решение;
6) по делам о поземельном устройстве сельских вечных чиншевиков соблюдаются, сверх того, правила, установленные для разбирательства такого рода дел в уездных по чиншевым делам присутствиях.
10. К числу подведомственных уездному совету дисциплинарных дел относятся:
1) дела о наложении взысканий за служебные проступки (Уст. служ. прост., ст. 1) на должностных лиц, служащих по выбору в учреждениях поселкового и волостного управлений, а равно ус-транение, удаление и увольнение их без прошения от занимаемых ими должностей;
2) дела об удалении и увольнении, без прошения, от должностей: а) служащих в званиях канцелярских чиновников во всех правительственных учреждениях уезда, и б) полицейских урядников.
3) удаление и увольнение, без прошения, от должностей низших канцелярских служителей и низших полицейских чинов, а равно служащих по вольному найму в правительственных и общественных учреждениях уезда, в тех случаях, когда начальство, от которого зависит такое удаление или увольнение, не приняло этих мер при наличности законных к тому оснований;
4) постановление заключений по делам об уголовной ответственности должностных лиц, означенных в пунктах 1 и 2 сей (10) статьи, в случаях, предусмотренных статьями 1091 и 1095 Устава уголовного судопроизводства*
11. Подведомственные уездному совету дисциплинарные дела разрешаются в дисциплинарно-судном его присутствии, в состав которого, сверх лиц, означенных в статье 1 сего III отдела, входят:
а) по делам об ответственности должностных лиц поселкового и волостного управлений – председатель уездной земской управы и городской голова, либо городской староста уездного города, и
б) по делам об ответственности остальных служащих – лица, от которых зависит определение этих служащих к должности, либо непосредственные их начальники, если к приглашению их в заседание присутствия не встречается особых препятствий.
12. Дисциплинарные дела уездного совета производятся порядком, указанном в статье 5 сего III отдела, с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного судопроизводства и в Уставе о служебных проступках.
13. Постановления и решения уездного совета по всем разрядам подведомственных ему дел, за исключением тех случаев, когда решение состояло в составлении заключения по делу, могут быть обжалованы участвующими в делах лицами губернскому совету, посредством подачи жалоб через уездный совет, в тридцатидневный срок со дня объявления решений (кроме дел чиншевых, для которых сохраняется двухмесячный срок).
14. В случаях народных волнений, опустошительных пожаров и наводнений, повальных болезней и при тому подобных чрезвычайных обстоятельствах начальнику уездного управления предоставляется, для выработки в таких случаях необходимых мер и для согласования деятельности всех учреждений уезда, созывать общее присутствие уездного совета из всех находящихся в уездном городе начальников и представителей отдельных ведомств.
15. По распоряжению начальника уездного управления в уездный совет, во всех его присутствиях, могут быть приглашаемы, с правом совещательного голоса или в качестве экспертов, должностные и частные лица, от коих можно ожидать полезных по делу сведений или разъяснений.
16. При невозможности для начальника уездного управления прибыть, по каким-либо причинам, в заседание совета, председательство во всех присутствиях совета, кроме административно-судного, переходит к непременному члену уездного совета, а в административно-судном присутствии – к уездному члену окружного суда.
17. Непременный член уездного совета назначается министром внутренних дел, с соблюдением правил, установленных для назначения на должности участковых правительственных комиссаров.
18. В случаях отсутствия, увольнения в отпуск, болезни, смерти, устранения или увольнения от должности непременного члена уездного совета, исполнение его должности возлагается на одного из участковых правительственных комиссаров уезда по указанию губернатора.
19. Министру внутренних дел предоставляется, не замещая совсем должности непременного члена уездного совета в тех уездах, в которых это возможно по количеству поступающих на разрешение уездного совета дел, – возлагать постоянное исполнение обязанностей непременного члена в таких уездах на одного из правительственных участковых комиссаров и увеличивать, за счет свободных вакансий, число непременных членов в тех уездах, где это окажется необходимым.
20. Независимо от участия в заседаниях уездного совета, на непременного его члена (или на непременных членов, если их более одного) возлагаются нижеследующие обязанности:
1) подготовление к докладу и самый доклад дела в заседаниях совета;
2) доклад начальнику уездного управления, по его поручению, всех дел по уездному управлению, и
3) ближайшее заведование канцелярией уездного совета.
21. При уездном совете состоит, под управлением секретаря, канцелярия, состоящая из делопроизводителей, канцелярских чиновников и вольнонаемных служащих.
IV. Прилагаемое при сем росписание должностей в уездных советах утвердить.
V. Предоставить Совету министров, с соблюдением статьи 11 Основных государственных законов, ввести в действие постановления, изложенные в отделах I-III, в той постепенности, которая определяется утвержденными в установленном порядке сметами, и применить эти постановления с соответственными дополнениями и изменениями к тем губерниям и областям, которые управляются по особенным учреждениям, а также издать наказ, определяющий внутреннее устройство и порядок действий всех учреждений уездного управления.

Министр внутренних дел
П. Столыпин.

РГИА. Ф. 1284. Оп. 185. Д. 5а. Ч. I. Л. 28-32.

Примечания:

* По проекту министра юстиции об изменении порядка производства дел о преступных деяниях по службе.

12 июля 1889 года было подписано "Положение о земских начальниках". Оно стало действовать в 40 губерниях нашей страны, в большинстве из которых земельными угодьями владели помещики. В них были созданы земские участки. В этой статье будут освещены аспекты трудовой деятельности их начальников, наделенных в те времена большими полномочиями.

Предыстория появления данной должности

Предшественниками земских начальников принято считать основной задачей которых являлось приведение в действие положения о крестьянстве, принятого в 1861 году. Эти люди также разрешали ситуации, вытекающие из установленного порядка поземельных отношений между помещиками и крестьянами. С течением времени количество мировых посредников подверглось сокращению, их институт стал нуждаться в немедленном преобразовании.

В 1874 году данная должность была упразднена и введена новая: уездные по крестьянским делам присутствия. Неудобные стороны работы этой организации выявились очень быстро. Члены уездного присутствия не справлялись со своими обязанностями, в волостях вспыхивали беспорядки, подати собирались халатно и не в срок, наблюдались случаи хищения денежных сумм. Данные предпосылки привели к появлению земских начальников (1889 год является точкой отсчета их трудовой деятельности).

Особые требования к должности

Необходимость введения новой должности объяснялась тем, что в России отсутствовала власть, близкая к народу. В институт земских начальников могли входить только лица, принадлежащие к местному дворянскому сословию. К соискателям предъявлялись особые требования. Они должны были владеть определенным имуществом (земельными угодьями или иной недвижимостью). Начальником земского участка можно было стать, только имея высшее образование.

Если кандидатов, отвечающих вышеперечисленным требованиям, не хватало, на данную должность назначались дворяне, не имеющие нужного образования, у которых за плечами было прохождение военной или гражданской службы. Но в таких случаях они должны были иметь гораздо больший имущественный ценз. Министр внутренних дел имел полномочия в обход всех условий пополнять ряды начальников земских участков местными представителями дворянского сословия.

Служебные преимущества

Земские начальники имели право на позолоченной цепи носить особый знак. Он представлял собой кружок, на одной стороне которого был изображен герб России, обрамленный названием их должности. На другой стороне знака красовалась надпись, указывающая на день утверждения Положения о земских начальниках.

Люди, осуществляющие власть в земских участках, также обладали особой печатью, служащей подтверждением вверенных им полномочий.

Полномочия административного порядка

Земские начальники были наделены следующими административными правами:

  • Принимать решения по искам и спорам, имеющим отношение к поземельному праву крестьян.
  • Производить контроль за решениями органов крестьянского самоуправления.
  • Осуществлять руководство определенными чинами полиции.
  • Предлагать свои вопросы для обсуждения на сходе, собиравшемся в волости.
  • Утверждать или на время освобождать от занимаемой должности старшин.
  • Осуществлять контроль за опекунством сирот и многое другое.

Данные полномочия были действительны только в сельской местности.

Судебные полномочия

Земские начальники выполняли определенную работу мирового судьи. Они могли рассматривать конкретные дела гражданских лиц:

  • Иски по найму земли, не превышающие сумму в 500 рублей.
  • Личные иски на сумму не выше 300 рублей.
  • Иски о нанесенных оскорблениях.
  • Иски о реконструкции поврежденного имущества.
  • Просьбы обеспечить доказательную базы по рассматриваемым искам и другое.

Представители данной профессии также были наделены правом судить определенные уголовные дела. Этим людям были подсудны нарушения закона, облагающиеся штрафом в пределах 300 рублей; преступные деяния, за которые можно было получить тюремный срок в пределах двенадцати месяцев.

Закон о земских начальниках наделял этих людей особыми привилегиями по отношению к судам, функционирующим в волости. Они имели право контролировать деятельность органов судебной власти. Однако отменить решения представители данной профессии были не вправе.

Практическая работа

Статус земских начальников с годами приобретал все более важное значение. В расчете на них как на основную исполнительную власть на местах планировались важные дела в государстве.

Чтобы осуществлять контроль за переделами земель, полученных крестьянами в собственность в результате реформ 1860-х годов, был издан соответствующий указ. Он был действителен только в губерниях, в которых функционировали земские участки. В данных местностях, согласно определенному положению, в 1899 году был упорядочен процесс взимания окладных налогов с населения.

Немаловажная роль была отведена представителям данной профессии в Аграрной реформе. Правительство в 1906 году облегчило крестьянам выход из общины. Им было дарована возможность закрепить за собой обрабатываемые собственноручно участки земли. Контроль за исполнением данного указа на местах вели земские начальники. Деятельность этих людей привела к успеху Аграрной реформы.

Начальники земских участков в свою бытность являлись судьями и администраторами в одном лице. До настоящего времени значимость их профессии продолжает получать неоднозначные оценки и представлять интерес для различных исследований.

в губерниях Царства Польского и прибалтийских, в Области Войска Донского, в губерниях и областях кавказских и закавказских, в Туркестанском крае, Закаспийской области - должность, соответствующая исправнику (см.). Наибольшие отклонения от общей организации уездного управления имеют место в губерниях Царства Польского: при У. начальнике состоят здесь два помощника, из которых один ведает дела административные, другой - полицейские и военно-полицейские (он же начальник земской стражи) и присутствие полицейского управления. Присутствие состоит, под председательством У. начальника, из двух его помощников и, кроме того, по делам, относящимся к их ведению, из У. врача, У. архитектора, У. ветеринара или страхового советника. Некоторые дела, перечисленные законом, присутствие решает коллегиально.

  • - Соотв. титул обозначал главного управляющего цар. дворцом, к-рый занимал должность царедворца-распорядителя. Ученые не знают точно, какие обязанности выполнял Н.Д. Предположит...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - судебный орган, учреждён по судебным уставам, принятым в ходе судебной реформы 1864. Судебный округ включал 2-3 уезда. Рассматривал уголовные и гражданские дела, неподсудные мировым судьям...

    Русская энциклопедия

  • - в России в 1864.1917гг. - одно из основных звеньев системы общих судов. Образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - подчиняется начальнику местной бригады и вместе с состоящим при нем управлением образует низшую инстанцию местного воинского управления, главная задача которого заключается в том, чтобы в мирное время заведовать...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Воинский У. начальник...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в губерниях Царства Польского и прибалтийских, в Области Войска Донского, в губерниях и областях кавказских и закавказских, в Туркестанском крае, Закаспийской области - должность, соответствующая исправнику...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ОКРУЖНО́Й, -ая, -ое. 1. см. округ. 2. Расположенный по окружности, идущий вокруг чего-н. Окружная дорога...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОКРУЖНО́Й, окружная, окружное. 1. прил. к округ. Окружной суд. Окружной комитет партии. 2. Расположенный, действующий по окружности, по кругу, окружающий. Окружная железная дорога...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - окружно́й I прил. 1. соотн. с сущ. округ I, связанный с ним 2. Свойственный округу, характерный для него. 3. Принадлежащий округу. II прил. Расположенный, действующий по окружности или по кругу...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - окружн"...

    Русский орфографический словарь

  • - 1. окружно́й; окружно́йсуд; окружна́я коми́ссия 2. окружно́й...

    Русское словесное ударение

  • - ...

    Формы слова

  • - обходной, кружный, обходный, кольцевой, объездной, окольный,...

    Словарь синонимов

"Уездный (окружной) начальник" в книгах

Уездный город Глазов

Из книги Короленко автора Миронов Георгий Михайлович

Уездный город Глазов Вечно шумящий угрюмый сосновый лес обступил со всех сторон этот город-селение. Жалкие серые домики стремятся уйти поглубже в землю, словно стыдясь своего жалкого существования. Только одно здание дерзнуло подняться над кромкой леса. Это

Уездный город N

Из книги Майк: Время рок-н-ролла автора Рыбин Алексей Викторович

РЕЦЕНЗИЯ НА АЛЬБОМ «ЗООПАРК», «УЕЗДНЫЙ ГОРОД N». «Рокси» N6, К.Кич.

Из книги Право на рок автора Рыбин Алексей Викторович

Уездный воинский начальник

Из книги Мне доставшееся: Семейные хроники Надежды Лухмановой автора Колмогоров Александр Григорьевич

Уездный воинский начальник В середине сентября 1874 года 35-летний капитан В. М. Адамович наконец-то получил самостоятельную должность - Подольского уездного воинского начальника. В начале октября с многочисленной семьёй он отбывает из Москвы к месту новой службы и на

3. Рейд в уездный центр Дуннин

Из книги В водовороте века. Мемуары. Том 3 автора Сен Ким Ир

3. Рейд в уездный центр Дуннин После переговоров в Лоцзыгоу объединенная канцелярия антияпонских отрядов вовсю развернула работу с Армией спасения отечества. Сотрудники канцелярии установили связи и с соседними лесными отрядами, приступив к активной работе по

Путепровод Окружной (Путиловской) железной дороги

Из книги Московский проспект. Очерки истории автора Векслер Аркадий Файвишевич

Путепровод Окружной (Путиловской) железной дороги В том месте, где Международный проспект переходил в Московское шоссе, проходила соединительная железнодорожная ветка Балтийской, Витебской, Варшавской ж. д., образующих так называемое северное полукольцо. Здесь нахо

«Уездный предводитель команчей»

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

«Уездный предводитель команчей» В 1884 г. Столыпин женился на Ольге Нейдгардт, которая была на три года его старше. Девушка собиралась выйти замуж за старшего брата Петра Аркадьевича, однако тот внезапно погиб на дуэли с князем Шаховским. Столыпин-младший предложил Ольге

Глава 29. ОКРУЖНОЙ ЧЕМПИОН

Из книги Всадники равнин автора Брэнд Макс

Глава 29. ОКРУЖНОЙ ЧЕМПИОН При выполнении данных ему поручений Обмылок никогда не отличался огромным усердием. Так как считал, что если хозяин и так получит с этого какую-никакую выгоду, то с его стороны не будет большим преступлением, если он немного подумает и о себе.

IX. Администрация СЛОНа Низшая администрация. Надзиратели. Начальник пункта. Начальник ИСО. Начальник лагерей. Пособники

Из книги Нацистская пропаганда против СССР. Материалы и комментарии. 1939-1945 автора Хмельницкий Дмитрий Сергеевич

IX. Администрация СЛОНа Низшая администрация. Надзиратели. Начальник пункта. Начальник ИСО. Начальник лагерей. Пособники СЛОН построен на начале самообслуживания и в смысле хозяйственном, и в смысле административном. Хозяйственно СЛОН – огромное торгово-промышленное

Отрывок из стенограммы II Кубанской окружной партийной конференции

Из книги Украинское национальное движение и украинизация на Кубани в 1917–1932 гг. автора Васильев Игорь Юрьевич

Отрывок из стенограммы II Кубанской окружной партийной конференции Утро 19 ноября 1925 г.Председатель: Слово для ответа на записки имеет товарищ Эйсмонт.Эйсмонт: «Скажите, как смотрит Крайком на обязательное проведение украинизации, известно ли Крайкому, что население не

Зоопарк Уездный город N (1983)

Из книги 100 магнитоальбомов советского рока автора Кушнир Александр

3. Непосредственная подготовка военно-окружной реформы

Из книги История военно-окружной системы в России. 1862–1918 автора Ковалевский Николай Федорович

3. Непосредственная подготовка военно-окружной реформы Летом 1859 г. кавказский наместник А.И. Барятинский, будучи в Петербурге, предложил Александру II сменить Н.О. Сухозанета на посту военного министра Д.А. Милютиным, руководствуясь при этом не только интересами своей

8. В Сергачский уездный суд. Около (не позднее) 11 сентября 1830 г. Болдино.

Из книги Деловые бумаги автора Пушкин Александр Сергеевич

8. В Сергачский уездный суд. Около (не позднее) 11 сентября 1830 г. Болдино. Всепресветлейший, державнейший великий государь, император Николай Павлович, самодержец всероссийский, государь всемилостивейший просит дворянин коллежский секретарь Александр Сергеев сын Пушкин,

Уездный чудотворец

Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав Алексеевич

Уездный чудотворец

Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич

Уездный чудотворец Иван Фомич родился в кромешной глуши. Детство и юность его скрылись за непроглядною мглою времен, и никто никогда уже не расскажет ни о его отце, ни о матери, ни о той школе, где он изучал «аз, буки, веди, глаголь, добро», - памяти об этом на земле не

Положение о земских начальников являлось одной из важнейших контрреформ Александра III. Оно было подготовлено под руководством министра внутренних дел гр. Д.А. Толстого (б. министра народного просвещения) правителем его канцелярии и консервативным публицистом А.Д. Пазухиным. Он осуждал Великие реформы за подрыв сословного строя, вне которого, по его мнению, русский народ существовать не может, и был решительным сторонником руководящей роли дворянства в обществе. Поэтому Положение о земских начальниках, одобренное Государственным советом и утвержденное императором 12.7.1889 г., преследовало 2 цели – создать на местах "твердую" и близкую народу власть, способную контролировать крестьянское население, а также обеспечить помещикам руководящее положение в сельской местности.

Оно предусматривало упразднение должностей участковых мировых судей, избранных всесословными земствами и осуществляющих исключительно судебные функции, и создание вместо них земских начальников. Они назначались министром внутренних дел по возможности из местных помещиков и соединяли судебные и административные (только в отношении крестьян) полномочия и получили право без суда наказывать крестьян кратковременными арестами и небольшими штрафами. Земские начальники, как помещики при крепостном праве, должны были всесторонне опекать крестьян.

На практике реформа не вполне достигла цели. Земский участок включал в среднем несколько десятков деревень, поэтому земские начальники не могли реально руководить вверенными им крестьянами. Их введение подчеркнуло и усилило неполноправие крестьян: другие сословия земским начальникам в административном отношении не подчинялись, в то время как крестьяне признавались кем-то вроде детей, нуждающихся в отеческой опеке помещиков.

Положение действовало до 1917 г. С 1907 земские начальники играли важную роль в проведении столыпинской крестьянской реформы. Принятая в 1912 г. реформа местного суда предусматривало лишение начальников судебных полномочий, вверяемых восстановленным мировым судам. Однако это преобразование с 1914 действовало лишь в 10 губерниях. Положение приводится в извлечениях.

I. Образование земских участков.

1. Каждый уезд разделяется на земские участки.

2. В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также те заштатные (безуездные) города, посады и местечки, которые поименованы в особом расписании <...>

3. Число земских участков в каждом уезде определяется законодательным порядком, на основании представлений Министра Внутренних Дел, вносимых по соглашению с Министрами Юстиции и Финансов <…>

5. В каждом земском участке состоит земский участковый начальник.

II. Порядок назначения и увольнении земских участковых начальников.

6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:

1) лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства;

2) местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи, или выдержали соответственное испытание, или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника , мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание , или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.

7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:

1) местные потомственные дворяне в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже пятнадцати тысяч рублей;

2) местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.

9. Лица, упомянутые в статьях 6 и 7, могут быть назначаемы на должности земских начальников, хотя бы состояли в чинах, не соответствующих классу этой должности. Сверх того, для лиц, означенных в статьях 6 и 7, неимение вовсе чина не может служить препятствием к занятию названной должности. < ... >

13. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в сей список лиц - производит набор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных на этом основании кандидатах губернатор представляет министру внутренних дел с приложением мнения предводителей дворянства в тех случаях, когда представляемое губернатором лицо избрано им вопреки заявлениям одного или обоих предводителей.

14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.

15. Когда за недостатком местных потомственных дворян имеющих право быть назначенными на должности земских начальников, за отказом избранных на оные кандидатов от назначения или по другим причинам, оказывается невозможным заместить все положенные в тех губерниях должности земских начальников порядком, установленным в статьях 13 и 14,- министру внутренних дел предоставляется назначить на остающиеся при этом незамещенными должности земских начальников - лиц, хотя и не принадлежащих к числу упомянутых дворян, но окончивших курс в одном из высших или средних учебных заведений империи или выдержавших соответственное испытание. <...>

19. Должность земского начальника не может быть соединяема с другою должностью...

Примечание. Земские начальники не могут быть избираемы в гласные на избирательных съездах выборных от сельских обществ, состоящих в пределах подведомственных им участков. <...>

IV. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам административным.

22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями.

23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия .

24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытии означенных полицейских чинов земскому начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.

25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

26. Жалобы неправильно избранных в должности крестьян, имеющих право отказаться от общественной службы, подаются земскому начальнику, который и разрешает сии жалобы своими постановлениями. <...>

28. Жалобы на должностных лиц волостного и сельского управлений разрешаются Земским Начальником собственною властью. <…>

29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.

30. Земский начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.

31. Если земский начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных сто членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его вместе с заключением на рассмотрение уездного съезда . <...>

35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под страху, в городской тюрьме, крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.

36. На земского начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов, утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ...

37. Земскому начальнику принадлежит надзор за ссудо-сберегательными кассами, сельскими банками бывших удельных крестьян и всякого рода вообще сельскими кредитными установлениями.

39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов. <...>

44. Земский начальник открывает избирательные сельские съезды для избрания гласных уездного земского собрания от крестьянского сословия.

V. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам судебным.

47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.

48. Ведомству Земских Начальников в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:

1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму Земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.

2) Дела о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев.

3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов и иных угодий...

4) Все прочие иски на сумму не свыше трехсот рублей...

49. Ведомству Земских Начальников в порядке уголовного судопроизводства, подлежат:

1) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями.

2) беспатентная продажа питей и табачных изделий...

VI. Порядок действий и пределы власти земских участковых начальников.

61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению , он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей.

62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлением в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании по суду.

66. Земские начальники подчиняются надзору и руководительству местных губернатора и губернского присутствия...

83. По делам административным уездные съезды исполняют все обязанности, лежащие, по силе действующих узаконений, на съезде мировых посредников. <…>

88. На уездный съезд возлагаются обязанности съезда мировых судей. <…>

105. Губернское присутствие состоит, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора находящегося в губернском городе окружного суда или его товарища… и двух непременных членов. Сверх того в состав губернского присутствия приглашаются на правах членов для участия в рассмотрении судебных дел, переносимых в него из уездных съездов, председатель или член местного окружного суда... а по делам административным – управляющий казенной палатой и государственными имуществами, а также председатель губернской земской управы.

107. <…>Непременные члены губернских присутствий избираются губернатором по совещании с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян… причём отдаётся предпочтение прослужившим… не менее трёх лет в должностях предводителя дворянства, непременного члена губернского или уездного по крестьянским делам присутствия, мирового посредника, мирового судьи или земского начальника, и утверждаются в должностях высочайшими приказами по министерству внутренних дел. <…>

113. В Губернском присутствии сосредоточиваются надзор за успешным исполнением земскими начальниками губернии и уездными съездами возложенных на них обязанностей, а также право назначения ревизий делопроизводства означенных должностных лиц и учреждений.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. СПб., 1892. № 6196. С. 510-524.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация