Управление рисками. Оценка рисков в организации. Управление профессиональными рисками в области охраны труда Управление рисками по охране труда на предприятии

Главная / Земля

Приветствую, уважаемые друзья! Всем, кто хочет подружиться с оценкой рисков и управлением их уровней, да и для тех, кто уже в теме, предлагаю ознакомиться с рабочим материалом, которым поделилась наша коллега и подписчица Екатерина Звягина. Так что не забудьте в конце этой заметки поставить рейтинговую звёздочки и в комментариях сказать мерси или конструктивно обозначить замечания и предложения.

Идентифицируем опасности и управляем уровнем риска в организации

Катя не только скинула пример идентификации опасностей и управления уровнем риска, но и снабдила документы пояснительным сообщением. Цитирую:

Здравствуйте, коллеги!

Сразу хочу отметить, что данный стандарт – это внутренний локальный документ нашей организации, но на его основе, Вы сможете разработать что-то свое, где-то упростить (усложнять его уже некуда)), и ввести эту процедуру в действие у себя на предприятии)). Так как Вас очень много, направляю разработанную карту оценки для образца.

Итак, есть два пути проведения данной процедуры – простой и более точный и правильный:

Простой — определяемся с производственными процессами, которые обязан выполнять Ваш работник в течении рабочего времени (из инструкций), берем инструкции по видам работ и профессии (которые входят в программу первичного инструктажа на рабочем месте) и выписываем от туда опасные и вредные факторы, подстерегающие работника на его рабочем месте (кроме факторов, уже обозначенных в СОУТ) — это у нас «Опасность», каждый фактор делим на возможные последствия в случае возникновения «Опасности» — это у нас «Опасное событие», и далее описываем последствия.

На основании данных карт идентификации в последствии разрабатывается план мероприятий по устранению высоких рисков и снижению уровня средних и низких рисков.

Второй путь — нужно определиться с производственными процессами т.е. начиная с того момента, когда нога работника переступила порог Вашего предприятия (ну либо транспорта, на котором Вы доставляете этого работника к месту производства работ) и заканчивая тем же только в обратном направлении)) и разбираете пошагово, где он ходит и чем занимается (передвижение по скользким поверхностям, нахождение вблизи вращающихся и движущихся механизмов) в общем все, что может его подстерегать, где бы он не находился и что бы не делал в процессе рабочего времени. И далее все как описано в первом варианте.

Знакомим работников под роспись и живем спокойно, так как оповестили их обо всех опасностях и рисках и мерах по снижению.))

Я надеюсь данная информация для вас полезна.

Прошу написать мне в комментариях о своих впечатлениях и размышлениях по этому поводу, если не затруднит)

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Комплект рабочих документов по идентификации опасностей и управления уровнем риска

На этом всё. Про звёздочки говорил 😉

Продолжение следует...

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от ____ _____ 2011 года N _____

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2. Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4. Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

2.1. Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б) включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;

в) включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

Источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания.


г)1 регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2. Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3. Устанавливая цели, Работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы должны включать:

а) установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

2.5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п.

2.6. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

3.1. Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик.

Процесс оценивания риска, связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет.

3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и их объективного оценивания для определения степени соответствия "критериям аудита".

3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д)* подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

________________



4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

4.1.1. Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности, так и на повышение осведомленности персонала.

Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

4.1.2. Работодатель должен обеспечить, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3. Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а) представители работодателя;

б) выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в) выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;

Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками.


г) организация и проведение внутренних аудитов;

е)* допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.4. Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность.


а) порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5. Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

4.2. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

4.2.1. Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а) повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;

в)* человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


г) опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)* инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ж) изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2. Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3. Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.

Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья.

4.2.5. Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7. Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.

4.2.8. Работодатель должен документировать выявленные опасности, результаты оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками

4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией :

а) устранение риска;

б) замена одних рисков другими, менее значимыми;

в) применение технических средств снижения уровня риска;

г) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;

д) применение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) персонала.

При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными.

4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля в соответствии со следующей их иерархией:

Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий.


1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование методик, инструкций или утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых допускается использование опасных материалов; безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в) использование оборудования и услуг (регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка состояния зданий, сооружений, помещений и поддержание в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты; проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок, и др. подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г) работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры (поддержание порядка в помещении и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления наркотиками и алкоголем и т.п.; программы охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

4.5.1. Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2. Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а) политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б) документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а) утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;

г) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применимых документов находились в местах их использования;

д) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;

е) обеспечения того, чтобы документы, определенные Работодателем как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы;

ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия

4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:

а) обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;

б) документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.6.2. В рамках информирования работников внешних организаций Работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

4.6.3. Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)

4.6.4. Работодателем в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.

4.6.5. В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать как минимум:

а) требования безопасности, относящиеся к посетителям;

б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;

в) контроль перемещения;

г) контроль доступа и требования по сопровождению;

д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).

4.6.6. Работодатель должен создать условия для:

а) вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

б) привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;

в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;

Это связанное с работой событие(я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.


г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

е) привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда;

Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда.


ж) консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.

4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

4.6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

4.6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

4.6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

4.6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.

4.6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

5.1. Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

в) мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

Невыполнение требования.


г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.

Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита.

5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.

Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Действия для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации.

6. Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

7. Требования к надзору и контролю

7.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

7.2. Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минздравсоцразвития России
www.mzsrrf.ru
по состоянию на 28.11.2011

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК и другими ФЗ (статья 209 ТК РФ).

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков . По сути, это механизм, позволяющий обеспечивать безопасность и улучшение условий труда на предприятии.

Уровень профессионального риска характеризует:

  • вероятность наступления страховых случаев (частота для данной профессиональной группы работающих за определенный период времени);
  • виды и продолжительность повреждения здоровья (утраты трудоспособности);
  • набор компенсационных выплат, медицинских и реабилитационных услуг, требующихся для конкретной профессиональной группы работающих.

Требования к системе управления профессиональными рисками в охране труда

Рассмотрим действующие требованиями к оценке вероятности свершения негативных событий:

1) СОУТ. Класс условий труда есть не что иное, как риск развития у работника профзаболевания . Механизм проведения спецоценки близок к классическому способу оценки рисков. Общим является следующее:

  • Идентификация опасностей;
  • Обоснование, планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда;
  • Информирование работников об условиях труда;
  • Накопление статистических данных об условиях труда;
  • Включение в трудовой договор характеристики условий труда;
  • Коллективная работа (комиссия по СОУТ, оценочная команда при оценке рисков).

Основное отличие СОУТ от оценки рисков – это статичность СОУТ (периодичность её проведения – 1 раз в 5 лет). Однако при оценке рисков обязательно учитываются результаты СОУТ.

2) Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя системы управления охраной труда (СУОТ) . Содержит два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о СУОТ, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области ОТ.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению уровней профессиональных рисков», в данный перечень входит «Проведение СОУТ, оценки уровней профессиональных рисков».

Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о СУОТ – нормативно-правовой акт, обязательные требования которого подлежат безусловной реализации. Согласно данному документу (далее – Положение), процедура управления профессиональными рисками является частью СУОТ организации.

При разработке положения о СУОТ работодатель должен руководствоваться Типовым положением о СУОТ, пункты которого регламентируют процедуру оценки риска:

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (п.33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (п.34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (п.37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (п.39).

СУОТ подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по ОТ в соответствии с выявленными опасностями.

Кроме того, целый ряд национальных стандартов РФ регламентирует принципы и порядок оценки рисков:

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. СУОТ. Определение опасностей и оценка рисков»;
  • ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».

Порядок оценки рисков

Оценка риска – структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  1. какие события могут произойти;
  2. каковы последствия этих событий;
  3. какова вероятность их возникновения;
  4. какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или вероятность опасных ситуаций;
  5. является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка.

Оценку профессиональных рисков можно представить в виде последовательности следующих действий:

  • Выезд эксперта на предприятие;
  • Знакомство с рабочими местами и производственными процессами;
  • Разработка индивидуальных чек-листов для подразделения (рабочего места);
  • Проведение аудита рисков;
  • Оформление карт идентификации рисков;
  • Разработка плана мероприятий по снижению рисков.

Методы оценки рисков

Методы выявления опасностей, в т.ч. в техногенных системах, можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые методы оценки риска основаны на данных статистики . Применимы только там, где такая статистика набрана – к отрасли в целом. Но даже для крупного предприятия метод не работает – из того, что неприятность ещё не произошла, не следует, что риск минимален.
Косвенные методы оценки риска подразумевают: аудит организации рабочих мест, опрос сотрудников, аудит безопасного поведения и прочее.

Применение чек-листа при оценке рисков

Для удобства оценки риска принято применять проверочные листы (чек-листы). При этом перечень опасностей, определенный Положения, не является исчерпывающим – использовать его в качестве готового чек-листа не следует.

Неграмотно составленный чек-лист сведёт на нет всю работу по оценке риска. Зачастую на практике имеет место отправка руководителю подразделения опросника с такими пунктами: «Проведен инструктаж?», «Выданы СИЗ?», «Есть риск травмы?», «Соблюдаются правила?» и т.п. Бригадир утвердительно отвечает на все пункты и возвращает анкету назад. Получивший её специалист удовлетворенно фиксирует низкий уровень риска. Такой подход не имеет ничего общего с настоящей оценкой риска.

Даже если руководитель подразделения осознает свою роль в обеспечении безопасных условий труда и обладает достаточной квалификацией, на практике ему невозможно оценить реальный уровень рисов на своём объекте. Причина этого в целом ряду психологических и профессиональных барьеров.

Механизмы аудита

Для проведения грамотной оценки требуется человек со стороны – штатный сотрудник или специально нанятый для этого эксперт . Его первостепенные задачи:

  • осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест;
  • изучить используемый инструмент;
  • ознакомиться с производственными процессами.

Важно понимать, что работая «под надзором», сотрудники будут демонстрировать идеально безопасное поведение. Здесь следует обращать внимание на детали: резкая смена или остановка работы или оперативный поиск СИЗ при появлении аудитора.

Однако даже эксперт без участия организаторов производственного процесса может упустить отдельные варианты выполнения работы в подразделении. Именно опрос работников и их руководителей способствует точной оценке рисков. Но вопросы следует формулировать правильно – вместо «Вы прошли инструктаж?» спрашивать «Когда был последний инструктаж?», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы». Если ответы о дате инструктажа разошлись с журналом или сотрудники не помнят базовые правила – следует вывод о формальности процесса.

Анализируя совокупность полученных ответов, можно сделать вывод об уровне риска в подразделении.

Процесс визуальной оценки рисков характеризуется следующими примерами:

  • Используемые на рабочем месте инструменты (например, ножи для распаковки коробок) при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности для работника.
  • Свободно болтающиеся провода – одна из главных причин падения в офисе.
  • Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
  • Нарушения правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только допустившего нарушение работника, но и остальных участников рабочего процесса.
  • Отсутствие ограждения места проведения работ увеличивает риск наезда транспорта на работника.
  • Отсутствие регламентированных средств защиты при проведении работ – грубое нарушение требований безопасности труда.

Составление карт идентификации рисков

Форма карты рисков разрабатывается и должна включать в себя следующие основные пункты:

1) Производственный процесс

Процесс, в результате которого возможно увеличение риска – может носить название: «Передвижение в пространстве для осуществления трудовой деятельности».

2) Опасное событие

Может иметь варианты (на примере «риска падения»):

  • образование наледи, гололеда;
  • образование конденсата на кафеле за счет разницы температур;
  • скользкая поверхность полового покрытия;
  • дефекты напольного покрытия;
  • свободно лежащие провода;
  • высокий порог;
  • неприменение спецобуви.

3) Меры управления риском

Перечисляются существующие меры для снижения риска, и оценивается их эффективность.

4) Вероятность и возможная тяжесть травмы в результате наступления анализируемого события.

Для этой оценки приемлем «матричный метод».

Выявленные и описанные риски сводятся в общие карты идентификации риска по подразделениям и в целом по предприятию, представляются в виде таблицы:

Главное после оформления карт риска – разработать меры по снижению рисков. Прежде всего, для рисков высокого и среднего уровней.

Отличие от спецоценки условий труда:

  • процедура оценки риска жестко не регламентирована;
  • нет требований о проведении её специально аккредитованными компаниями, специалисты которых имеют соответствующую подготовку и аккредитацию, несут ответственность за свои экспертные заключения;
  • нагрузка на работодателя в виде оплаты услуг по оценке рисков не компенсируется снижением тарифа страхового взноса и в случае низких рисков, и при принятии работодателем достаточных мер по их снижению.

Перспективы оценки рисков

Оценка риска – один из важных элементов современной системы управления, однако до настоящего времени она не получила должного изложения в законодательстве. По этой причине в настоящее время на практике распространён формальный подход к процедуре оценки профессиональных рисков.

Следует различать оценку профессиональных рисков и риск-ориентированный подход, который применяет Роструд при проведении плановых и внеплановых проверок работодателей с 2018 года в рамках Федерального надзора в сфере труда.

Трудовым кодексом Российской Федерации понятие "профессиональный риск " определено как вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Управление профессиональными рисками является неотъемлемой частью создание и функционирование которой является обязанностью каждого работодателя (статья 212 ТК РФ). Начальным этапом управления профессиональными рисками (ПР ) является проведение их оценки.

Также необходимость оценки профессионального риска может возникнуть при превышении допустимого уровня вредных или опасных факторов, например при превышении уровня шума на рабочем месте выше 80 дБА, работодатель должен провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью работающих (СанПиН 2.2.4.3359-16).

Также отметим, что работодатель обязан ознакомить работника со всеми опасностями на его рабочем месте и результатами оценки профессионального риска, равно как с результатами .

Закажите оценку профессиональных рисков прямо сейчас и
получите Положение о системе управления профессиональными рисками (СУПР)
бесплатно!

ЗВОНИТЕ: +7 812 456-70-17

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

В общем случае оценка (расчет) профессиональных рисков заключается в идентификации опасностей, оценке вероятности их возникновения и возможного ущерба. Полученный количественный показатель риска оценивается на приемлемость по матрице оценки рисков (МОР).

В зависимости от полученных результатов оценки профессиональных рисков работодатель определяет допустимость (приемлемость) существующего уровня риска, исходя из этого определяется необходимость проведения мероприятий по снижению уровня ПР, составляется перечень соответствующих организационно-технических мероприятий, направленных на контроль и снижение уровня риска до минимально возможного.

Результаты оценки профрисков являются основанием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работников.

Отметим, что по данной методике возможно провести оценку экологических рисков, имущественных, репутационных и прочих рисков, связанных с деятельностью организации.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

На сегодняшний день не существует единой методики оценки профессиональных рисков, обязательной для применения . Однако о тметим, что для отдельных категорий работников стандарты все-таки есть, так, например, для работников воздушного транспорта действует ГОСТ Р 57908-2017 "Авиационные риски по реализации системы оценки безопасности полетов при обеспечении воздушного движения", для работников ж/д транспорта утвержден ГОСТ Р 12.0.011-2017 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Методы оценки и расчета профессиональных рисков работников железнодорожного транспорта.

Без наличия четкой методики, обязательной для применения в той или иной отрасли, метод оценки уровня профессиональных рисков определяется работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.

НО! Безусловно, необходимо опираться на действующие в данной сфере нормативно-правовые акты, такие как:

ГОСТ Р 12.0.010-2009 - Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.;
Руководством по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Гигиена труда (Р 2.2.1766-03 );
- ГОСТ Р 54934-2012 / OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования",
- СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" и другие НПА РФ.

При расчете рисков рекомендуется учитывать класс условий труда на рабочем месте, полученный по результатам проведения

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Риск бывает групповой - для группы работников одного отдела, цеха и т.д., индивидуальный риск - для конкретного работника с учетом его возраста, стажа работы со вредными и (или) опасными условиями труда, показателей его здоровья и результатов специальной оценки условий труда. Также существует профессиональный риск работодателя (предприятия) , который определяется как среднее арифметическое значение индивидуальных рисков работников организации.

КАТЕГОРИЯ РИСКА РАБОТОДАТЕЛЯ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ГИТ

С 1 марта 2017 года в новой редакции действует Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. Теперь государственный надзор в сфере труда должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода .

Риск-ориентированный подход - метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий, а также мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется с учетом отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.


6 КАТЕГОРИЙ (КЛАССОВ) РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

    Тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований, зависящей от: потенциального вреда, который может быть причинен ценностям в сфере труда и масштаба распространения потенциальных негативных последствий, который определяется с учетом среднесписочной численности работников предприятия

    Добросовестности поведения работодателей:

Числа случаев травматизма;

- Задолженности по зарплате за предшествующий год;
-
Назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании статистической и ведомственной отчетности.

Периодичность плановых проверок в сфере труда

  • Категория высокого риска (2 класс опасности) - 1 раз в 2 года
  • Категория значительного риска (3 класс опасности) - 1 раз в 3 года
  • Категория среднего риска (4 класс опасности) - не более 1 раза в 5 лет
  • Категория умеренного риска (5 класс опасности) - не более 1 раза в 6 лет
  • Категория низкого риска (6 класс опасности) - плановые проверки не проводятся.

Следует учитывать, что в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Категорию риска присваивают государственные инспекторы труда (ГИТ). Работодатель вправе запросить сведения о присвоенной его деятельности категории риска (ответ получают в течение 15 рабочих дней), в случае несогласия с присвоенной категорией риска, работодатель вправе её оспорить, предоставив соответствующее заявление и собственные материалы, подтверждающие иной класс риска.

Важным элементом системы управления охраной труда на предприятии или в организации является управление рисками.
При отсутствии или недостатке статистических данных о рисках в организации и, в частности, на рабочем месте, при решении задачи управления рисками следует:
1. Выявить (идентифицировать) опасности.
2. Определить возможные проявления опасности и выбрать показатель ущерба.
3. Определить возможные последствия проявления опасности – возникновение того или иного ущерба здоровью и жизни работника.
4. Определить вероятность (частоту) наступления ущерба.
5. Количественно или качественно оценить (рассчитать) риск.
Рассмотрим подробнее названные пункты.

1. Выявление (идентификация) опасностей

Источники информации для выявления опасностей являются:
- нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
- результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- результаты аттестации рабочих мест;
- результаты санитарно-эпидемиологической оценки выпускаемой продукции;
- результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами (дорогами, организацией питания, климатическими условиями и т.д.);
- результаты анализа анкет, бланков, опросных листов и т.д.;
- результаты аудита (опроса) сотрудников;
- опыт практической деятельности.
Здесь под результатами понимаются протоколы, акты, справки и др. локальные документы.
Для облегчения процесса выявления опасностей их можно разделить на группы, связанные с источником их возникновения.

1. Опасности, связанные с профессиональной деятельностью работника.
1.1. Наличие движущихся физических объектов (средств и предметов труда), процессов и явлений (ударной волны, разлёта брызг, осколков и т.д.), имеющих опасную конструкцию и (или) форму и энергию, выше безопасного уровня.
1.2. Наличие неустойчивых (нестабильных) физических объектов (горных пластов, пород, средств и предметов труда и т.д.), имеющих достаточную потенциальную энергию и приходящих в движение под действием природных факторов.
1.3. Наличие средств производства и предметы труда, имеющих недостаточную, по различным причинам, механическую прочность.
1.4. Наличие орудий труда, имеющих опасную форму - острые кромки, колющие части, заусенцы, шероховатости и т.д.
1.5. Наличие скоростных потоков (струй) газовых, жидкостных, абразивных смесей и т.д.
1.6. Наличие высоко- и низкотемпературных потоков (струй) и емкостей газовых, жидкостных и т.д.
1.7. Наличие емкостей под давлением с вредными, опасными, агрессивными и др. веществами.
1.8. Наличие электрических цепей с опасным напряжением; взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ и т.д.
1.9. Повышенные (пониженные) значения нормируемых производственных факторов на отдельном рабочем месте.
1.10. Нарушение нормативных требований к рабочему месту.
1.11. Работы на высоте.
1.12. Работы в учебных, исправительных и др. учреждениях, где возможно проявление насилия, агрессии и т.п.
1.13. Работы в военизированной охране, службе спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение.
1.14. Работы в газоспасательной службе, добровольных газоспасательных дружинах, военизированных частях и отрядах по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированных горных, горноспасательных службах, пожарной охране.
1.15. Работы в аварийно-спасательных службах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другие.

2. Опасности, связанные с производственной деятельностью организации.
2.1. Наличие (деятельность) поставщиков, подрядчиков, посетителей и т.п.
2.2. Повышенные (пониженные) значения нормируемых производственных факторов, связанные с особенностями производства и применяемых технологий.
2.4. Возможность разрушения (возгорания, затопления, взрыва и т.п.) конструкций зданий, сооружений, кораблей или судов, морских буровых установок, оборудования и т.д.
2.3. Наличие скользких полов, лестниц и т.д.
2.4. Движение транспорта в цехе, на территории организации и другие.

3. Опасности, не связанные с профессиональной деятельностью работника и производственной деятельностью организации.
3.1. Тяжелые физико-географические и климатические условия: полярные, высокогорные, пустынные, необжитые районы и т.д.
3.2. Размещение вблизи техногенных источников опасности - плотин, АЭС, магистральных трубопроводов и т.д.
3.3. Размещение в пространстве (в космосе, над землёй, на воде, под водой и т.д.).

4. Опасности, связанные с работником, выполняющим данную работу.
4.1. Недостаточные образование, профессиональная подготовка, квалификация, стаж, опыт и т.д.
4.2. Недостаточный уровень внимания, самодисциплины, неадекватность поведения: игнорирование требований нормативных правовых, технических и локальных актов, касающихся охраны труда, в т.ч. требований пожарной, электрической, химической, биологической, радиационной, термической и др. безопасностей,
4.3. Несоответствующие антропометрические характеристики (рост, вес), состояние здоровья (телесного, духовного, социального), пол работника, возраст, образ жизни. Наличие вредных привычек и т.д.
При прочих равных условиях более вероятно причинение ущерба здоровью несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, работников с ограниченными возможностями.
На основе анализа источников информации формируется исходная база возможных опасностей. После её корректировки на рабочем месте в конкретной организации составляется реестр идентифицированных опасностей. Реестр поддерживается в актуальном состоянии.

2. Определение возможных проявлений опасности и выбор показателей ущерба

Вредные и (или) опасные производственные факторы, регламентируемые нормативными техническими актами, проявляются в том или ином уровне (шума, ультразвука, электромагнитного поля и т.д.), в той или иной концентрации (пыли, аэрозолей и т.д.), дозе излучения и т.д.
Конкретные значения фактора определяются путём его измерения по официально принятым методикам (правилам). В этом случае для оценки риска можно применить принятым методикам (правилам). В этом случае для оценки риска можно применить косвенные показатели ущерба здоровью – классы условий труда.
Другие опасности - ситуации, операции, действия и т.д., проявляются в виде событий, являющихся причинами возникновения несчастных случаев. В оценки их последствий можно применять прямые показатели ущерба здоровью, характеризующие непосредственно ухудшение здоровья работника.

3. Определение вероятностей (частоты) наступления ущерба здоровью

Для определения вероятностей (частоты) наступления возможных последствий проявления опасности можно использовать:
- статистические данные;
- логический метод анализа дерева событий;
- метод вербальных функций;
- экспертные оценки специалистов в данной области.

4. Косвенный метод оценки рисков на основе определения класса условий труда

Все условия труда в зависимости от величины возможного ущерба здоровью и жизни работника делят на классы. Например, к первому классу относят такие условия, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных. Ко второму – условия, при которых нет превышения установленных гигиенических нормативов, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работника. К третьему классу – условия, при которых возможен ущерб, присущий первой группе и т.д.
Отнесение условий труда к тому или иному классу в зависимости от уровней (значений) показателей, характеризующих вредные и (или) опасные производственные факторы, тяжесть и напряжённость труда, выполнение требований безопасности труда проводят по действующим правилам, методикам, руководствам (в частности, в соответствие с P 2.2.2006 – 05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда). Для этого сначала измеряют (рассчитывают) значение показателя, а затем его сравнивают с нормативными предельно допустимыми значениями (концентрациями, уровнями и т.д.). Степень (кратность) превышения является критерием отнесения конкретных условий к классу.
Каждому классу условий труда соответствует определённый риск, характеризуемый индексом профессиональной заболеваемости (в соответствие с Руководство 2.2.1766-03. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки, таблица 1).
Косвенный метод оценки рисков производится на основе ранжирования уровня требований. Здесь в основе метода лежит предположение, что выполнение в полном объёме нормативных требований, например, по охране труда, не вызывает ущерба здоровью и жизни работника. В этом случае риски минимальны. Чем больше доля невыполненных требований, тем выше риски.
Поскольку требования, как правило, влияют на риски по-разному, их делят на группы. Например, государственные нормативные требования охраны труда относят к группе обязательных требований.
Требования, не входящие с правовой точки зрения в группу государственных, но фактически признаваемые в качестве обязательных в силу их объективной важности, относят к группе важных.
Рекомендации, не являющиеся обязательными, но применение которых желательно для улучшения условий труда, - к группе рекомендуемых.
Каждой группе присваивают определённый весовой коэффициент.
Выполнение требования в полном объёме оценивают 1 баллом, не выполнение - 0. Количество групп и весовые коэффициенты выбираются по усмотрению эксперта, определяющего риски в организации.
В случае, если требования не делятся на группы и им не присваиваются весовые коэффициенты, то формула трансформируется в простую дробь, в числителе которой находится количество выполненных требований, а в знаменателе – общее количество требований.
Этот метод используют для сравнительной оценки рисков на рабочих местах.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация