В каком году были основаны олимпийские игры. Какие бывают виды спорта входящие в Олимпийские игры

Главная / Земля

История Олимпийских игр насчитывает более 2 тыс. лет. Они зародились в Древней Греции. Поначалу игры были частью празднеств в честь бога Зевса. Первая олимпиада проходила в древней Греции. Один раз в четыре года атлеты съезжались в город Олимпия на Пелопоннесе, полуострове на юге страны. Проводились только состязания по бегу на расстояние в один стадион (от греч. стадий = 192 м). Постепенно число видов спорта увеличилось, а игры превратились в важное событие для всего греческого мира. Это был религиозный и спортивный праздник, на время которого объявлялся обязательный «священный мир» и запрещались любые военные действия.

История первой олимпиады

Период перемирия продолжался месяц и назывался экехейрия. Считается, что первая Олимпиада состоялась в 776 г. до н. э. Но в 393 г. н. э. римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. К тому времени Греция жила под властью Рима, а римляне, обратившись в христианство, считали, что Олимпийские игры с их поклонением языческим богам и культом красоты несовместимы с христианской верой.

Об Олимпийских играх вспомнили в конце XIX в., после того как начали проводить раскопки в древней Олимпии и обнаружили руины спортивных и храмовых сооружений. В 1894 г. на Международном спортивном конгрессе в Париже французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) предложил организовать Олимпийские игры по образцу античных. Он придумал и девиз олимпийцев: «Главное не победа, а участие». Де Кубертен хотел, чтобы в этих состязаниях, как и в Древней Греции, соревновались только спортсмены-мужчины, но уже во вторых Играх участвовали и женщины. Эмблемой Игр стали пять разноцветных колец; были выбраны такие цвета, которые чаще всего встречаются на флагах различных стран мира.

Первые современные Олимпийские игры состоялись в 1896 г. в Афинах. В XX в. число стран и спортсменов, участвующих в этих состязаниях, неуклонно росло, увеличивалось и количество олимпийских видов спорта. Сегодня уже трудно найти страну, которая не посылала бы на Игры хотя бы одного или двух спортсменов. С1924 г. кроме Олимпийских игр, которые проходят летом, стали устраиваться и зимние Игры, чтобы могли состязаться и лыжники, конькобежцы и другие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта. А с 1994 г. Зимние Олимпийские игры проводят не в тот же год, на который приходятся летние, а два года спустя.

Иногда Олимпийские игры называют Олимпиадами, что неправильно: Олимпиада - это четырехлетний период между следовавшими друг за другом Олимпийскими играми. Когда, например, говорят, что Игры 2008 г. — это 29-я Олимпиада, имеется в виду, что с 1896 по 2008 г. прошло 29 периодов по четыре года в каждом. А вот Игр было всего 26: в 1916,1940 и 1944 гг. Олимпийских игр не было — мешали мировые войны.

Греческий город Олимпия сегодня привлекает толпы туристов, которые хотят посмотреть на раскопанные археологами руины античного города с остатками храмов Зевса, Геры и посетить Археологический музей Олимпии.

“Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла. Так
и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры.”

Пиндар

Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.
Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Ветры ионического моря беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года нарушало олимпийское торжество.
Такова Олимпия, колыбель игр. О ее былом величии напоминают ныне отнюдь не безмолвные руины. Свидетельство античных авторов, статуи и изображенния на вазах и монетах воссоздают картину Олимпийских зрелищ.
Возле священной Олимпии вырос впоследствии одноименный городок в окружении апельсиновых и оливковых рощ.
Ныне Олимпия – типичный провинциальный городок, живущий туристами, что стекаются к олимпийским развалинам со всего света. В нем решительно все олимпийское: от названия улиц и отелей до блюд в тавернах и сувениров в бесчисленных лавченках. Достопримечателен же он своими музеями – археологическим и олимпийским.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, расположенный неподалеку, в котловине у холма Кроноса. Зарастали травой беговая дорожка стадиона и окаймлявшие арену откосы холма и насыпей, служившие трибуной для зрителей. Не раздавался стук копыт и грохот влекомых конями колесниц на близлежащем ипподроме. Не было тренирующихся атлетов на окруженной стоями просторной площади гимнасия и в монументальном здании палестры. Не слышались голоса в леонидайоне – гостинице для почетных гостей.
Зато во время Олимпийских игр здесь бурлила жизнь. Десятки тысяч прибывающих атлетов и гостей до отказа заполняли грандиозные по тем временам спортивные сооружения. Их ансамбль по своему составу в основе мало отличался от современных спортивных комплексов. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик. Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные достижения атлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого интересовало. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу.
Как известно, древнегреческую историю с некоторой степенью достоверности отображает мифологию. Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Если прислушаться к этой легенде, то его основателем был Геракл из Крита. Примерно в 17 в. до н. э. Он и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.
Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее, который похитил огонь с огонь с Олимпа и принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, он был спасен Гераклом. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.
Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение “прометеев огонь” означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?
Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.
Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда- континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.
Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.
Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.
В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции. Надолго он стал привилегией “избранного” мошенничества, престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами.

Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело. Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть. Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот... его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса... Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!
У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге.

C наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера Де Кубертена: “Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!”, нашел должный отклик во многих странах.
23 июня 1894 г. в Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал Пьер Де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.
По решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в апреле 1896 г. в столице Греции на Панафинийском стадионе. Энергия Кубертена и энтузиазм греков преодолели многие препятствия и позволили выполнить намеченную программу первых игр современности. С восторгом принимали зрители красочные церемонии открытия и закрытия возрожденного фестиваля спорта, награждение победителей соревнований. Интерес к соревнованиям был так велик, что на мраморных трибунах Панафинийского стадиона, рассчитанных на 70 тысяч мест уместилось 80 тысяч зрителей. Успех возрождения олимпийских игр подтвердили общественность и пресса многих стран, с одобрением встретившие начинание.

Легенды, связанные возникновением Олимпийских игр:

* Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий в своих "Метаморфозах" и древнегреческий поэт Пиндар. Пелопс, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, посде того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то бобежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.

Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.
Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку.
Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.
С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гипподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

* Другие легенды утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.
* Но, пожалуй, самой популярной в древности была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотноного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его.
Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиде, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войск и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.
Существует и множество других версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения, остаются версиями.
* По неоспоримым приметам появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. В те времена тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может убречь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту:
"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!"
Ифит без промедления отправляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.
Так в Греции установился обычай, по которому раз в четыре года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.
Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.
* Через некоторое время грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр. Было решено проводить Игры регулярно каждые четыре гола "между жатвой и сбором винограда". Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течние пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца.
Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся каждые четыре года, которые и составляли "олимпиаду" - греческий олимпийский год.

Содержание статьи

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха , Геродота , Пиндара , Лукиана, Павсания , Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы , где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады ).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История ).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры : для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен , Демокрит , Платон , Аристотель , Сократ , Пифагор , Гиппократ . Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

Греция - поистине волшебная страна. Там ветер играет в оливковых рощах, волны нежно ласкают берега, а щедрое солнце позволяет зеленеть и цвести природе даже зимой. Кажется, эта благодатная земля пропитана каким-то необыкновенным эфиром, помогающим людям создавать прекрасное и вечное. Греция, древняя Эллада подарила миру столько великих ученых, зодчих, поэтов, мыслителей! Нет ничего удивительного поэтому в том, что именно там состоялась самая первая Олимпиада в мире.

Олимпийские боги и древние эллины

Древняя Эллада была языческой страной. Народ там поклонялся разным богам, самым могущественным из которых был Зевс. Он и его "коллеги" по небесному пантеону жили на горе Олимп и назывались олимпийцами. Эллины для них строили храмы, устраивали ритуальные обряды и даже жертвоприношения. Особенно почитали Зевса. Во времена, когда была первая Олимпиада, Эллада часто воевала. Приходилось и атаки захватчиков отражать, и самим новые земли захватывать. Да и междоусобные стычки постоянно происходили, ведь Эллада была поделена на десятки областей. Каждая из них считала себя маленьким государством со своими правилами и амбициями. В народе в те годы очень ценились физическая сила, ловкость и выносливость, ведь без них трудно было уцелеть в схватках. Поэтому мужчины чрезвычайно гордились своими мускулистыми телами и носили одежду, не скрывавшую бицепсов. В Элладе даже существовал некий культ сильного и здорового тела. Шел тринадцатый век до нашей эры...

Как родились Олимпийские игры

История первой Олимпиады богата мифами и легендами. Самая популярная из них - про и царя Ифита. Он был храбрым аргонавтом и хорошим царем, желавшим процветания своему народу. Приблизительно в 885-884 годах до нашей эры по Элладе прокатилась чума, унесшая с собой тысячи жизней. А тут еще бесконечные междоусобицы одолевали. Ифит решил идти в Дельфы к оракулу. Он хотел знать, как добиться в Элладе мира хоть на короткое время. Оракул посоветовал занять воинственных эллинов состязаниями, угодными богам. Во время их проведения никто не должен был брать в руки оружия, а сами состязания должны были проходить честно и открыто. Ифит помчался в Спарту к тамошнему царю Ликургу. Спартанцы огромное значение придавали физическим упражнениям, и Ликург, хоть и не жаловал Ифита, померяться силой согласился. Договорившись, два правителя составили соглашение, текст которого отчеканили на железном диске. Это великое событие случилось в 884 году до нашей эры. Жаль, что такого хорошего царя Геракл впоследствии сбросил со скалы.

и Геракл

Существует еще один миф о том, как возникла первая Олимпиада. Год тогда шел 1253-й до нашей эры. Элидой, небольшой областью на Пелопоннесе, правил коварный и лживый Авгий. Он владел огромнейшим стадом, но никогда не убирал у своих животных. Гераклу поручили за один день очистить конюшни от тонн грязи, там скопившейся. Тот потребовал за это часть стада, и Авгий дал согласие. Никто не верил, что Геракл справится, но он смог. Для этого он направил в конюшни реки, изменив их русла. Авгий был доволен, но обещанного не отдал. Герой ушел с пустыми руками и желанием отомстить. Через время он вернулся в Элиду и убил Авгия. На радостях Геракл совершил жертвоприношения богам, посадил оливковую рощу и организовал состязания в честь могущественного Зевса. Это и была первая Олимпиада в Греции. Есть и другие мифы об этом событии, например, о том, что Олимпиада была устроена Гераклом в честь победы его над Кроносом, глотавшим своих сыновей.

Олимпия - родина первой Олимпиады

Местом проведения Олимпиады была назначена Олимпия. Это территория в Элиде, в сотнях километров от горы Олимп. Здесь располагалась легендарная оливковая роща Альтис с алтарем могучего Зевса. Она была окаймлена стеной и считалась священной. Также здесь уже был храм Зевса, где сотни лет проводились ритуалы. Позже, уже к пятьдесят второй Олимпиаде, был основан новый храм. В нем предусматривались тренировочные палестры, гимнасии, дома для проживания гостей и атлетов, прототипы Также там устанавливались статуи победителям. На одной из них была высечена дата - 776 год. Именно так ученые, раскопавшие в XIX веке Олимпию, установили, когда была первая Олимпиада. Стадион для состязаний находился у подножья горы Кронос. На ее склонах устроили трибуны, вмещавшие до 45 тысяч зрителей. Завершили этот грандиозный комплекс через сто с лишним лет, где-то около 460 года до нашей эры. Новый храм благополучно простоял 8 веков, а в 406 году был уничтожен Феодосием II, ненавидевшим все языческое. Природа завершила разгром Олимпии, развалив все то, что еще оставалось, двумя мощными землетрясениями, а затем затопив небывалым разливом рек.

Правила первых Олимпиад, действующие и сейчас

Современные Олимпиады значительно отличаются от тех, что проводились более 3000 лет назад. Однако некоторые правила сохранены до сих пор. Главное из них - честность состязаний. Сейчас спортсмены приносят клятву на верность Олимпийским традициям. Раньше клятв не было, но если атлета уличали в обмане, он с позором изгонялся, а на штрафные деньги, которые он обязан был заплатить, отливались медные Перед началом состязаний их демонстрировали участникам в знак назидания. Второе непреложное правило - проводить Олимпиаду раз в четыре года. Тогда греки ввели особое летоисчисление, называемое Олимпийским годом. Он как раз и равнялся четырем обычным. И еще одно важное правило прошлых и нынешних Олимпиад - на время их проведения прекращать военные действия. К сожалению, и когда была первая Олимпиада, и сейчас его совсем не придерживаются. В остальном первые Олимпиады от нынешних очень отличаются.

Правила первых Олимпиад, уже не существующие

Сейчас соревноваться могут представители всех стран и народов. Когда была первая Олимпиада, правилами запрещалось участвовать в состязаниях не грекам, малоимущим, а также рабам и женщинам. Последние даже присутствовать на состязаниях не имели права. В противном случае их могли сбросить со скалы.

За всю античную историю Олимпиад только одна Ферения смогла туда пробраться. Она была тренером своего сына по кулачному бою. На игры Ферения нарядилась в мужской костюм. Ее сын победил, и женщина в приливе радости себя выдала. Ее не сбросили со скалы только потому, что народ заступился. Но с тех пор все тренеры атлетов, так называемые элланодики, должны были обнажаться до пояса. Атлет, пожелавший участвовать в состязаниях, сообщал об этом за год. Все это время он интенсивно тренировался, сдавал установленные нормативы, и если проходил, еще месяц тренировался уже со специальным тренером. Что интересно, Олимпийского огня на первых Олимпиадах не было, эту «древнюю» традицию придумали в ХХ веке. В Элладе же проводили бег с факелами, но не в Олимпии, а в Афинах - на различных праздниках.

Виды состязаний первых Олимпиад

Первая Олимпиада в Греции проходила всего один день и включала в себя бег на 192,14 метров, так называемый один стадий, равняющийся 600 ступням Зевса. По легенде, дистанцию отмерял сам Геракл. С 14-й Олимпиады ввели забеги на 2 стадия, а с 15-й - на выносливость. Дистанция включала от 7 до 24 стадиев. С 18-й в регламент стали включили борьбу и пентатлон (пятиборье), состоявший из борьбы, бега, метания копья и диска. Атлеты прыгали в длину с места, держа в руках булыжники. Приземляясь, их швыряли назад. Считалось, что так улучшается результат. Копье метали в цель, а диск - со специального возвышения. С 23-й в программе появились кулачные бои, а с 25-й - колесничные гонки. 33-я олимпиада еще больше расширила программу. Теперь спортсмены соревновались в скачках на лошадях, жеребятах и ослах и увечили себя в панкратионе (что-то типа наших боев без правил). Всего состоялось 293 Олимпиады. Благодаря Феодосию II о них забыли, но в 1896 году француз Пьер де Кубертен возродил славную традицию.

Как родилась Зимняя Олимпиада

Первая Зимняя Олимпиада состоялась во Франции в 1924 году. Фигурное катание на коньках хотел включить в программу первой возобновленной олимпиады еще Пьер де Кубертен, но произошло это лишь в 1908 году. Фигурное катание включало 4 дисциплины. В произвольной программе победил наш россиянин Панин-Коломенкин. Так началась история первой Зимней Олимпиады. МОК предложил в программу Олимпийских игр включать неделю зимних видов спорта. Но шведы, которые принимали 5-ю Олимпиаду, отказались, потому что у них и так проходили такие соревнования. Они обосновали отказ тем, что в древней Греции зимних соревнований не было. 6-я Олимпиада пришлась на 1916 год и не состоялась. На 7-й МОК включил в программу фигурное катание и хоккей. Наступил 1924 год. Олимпиаду принимали французы, которые не возражали против зимних видов спорта. Соревнования вызвали сумасшедший интерес, и МОК наконец утвердил закон о Зимней Олимпиаде, а прошедшим соревнованиям был присвоен статус "I Зимние Олимпийские игры".

Дальнейшее развитие олимпийского движения

Первая зимняя Олимпиада имела достаточно широкую программу. В нее входили хоккей, керлинг, фигурное катание, бег на коньках, бобслей, несколько видов лыжных гонок и прыжки с трамплина. Сейчас список дисциплин пополнился фристайлом, саночным и горнолыжным спортом, скелетоном, сноубордом и шорт-треком. Сперва зимние состязания проходили одновременно с летними, но позже были сдвинуты на 2 года. Значительно расширился и список стран-участниц. Сейчас в соревнуются не только северные народы, но и представители африканских стран. Популярность олимпийского движения с каждым годом растет. Теперь проводят и региональные Олимпиады, а в 2015 году в Баку состоятся первые Европейские Олимпийские игры.

Олимпийские игры - самые значительные в мире спортивные соревнования. Проводятся они раз в четыре года. О победе в этих состязаниях мечтает каждый спортсмен. Зарождение Олимпийских игр относится к античным временам. Они проводились еще в седьмом столетии до нашей эры. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? В какой стране они проводились впервые?

Миф о зарождении Олимпийских игр

В древнейшие времена это были величайшие национальные празднества. Кто является основателем античных Олимпийских игр - неизвестно. В общественной и культурной жизни древних греков немалую роль играли мифы и сказания. Эллины верили в то, что зарождение Олимпийских игр относилось ко временам Кроноса - сына первого бога Урана. В состязании между мифическими героями Геракл победил в беге, за что был награжден венком из оливы. Впоследствии победитель настоял на том, чтобы спортивные соревнования проводились каждые пять лет. Такова легенда. О зарождении Олимпийских игр существуют, конечно, и другие сказания.

К историческим источникам, подтверждающим проведение этих празднества в Древней Греции, относится " Илиада " Гомера. В этой книге упоминается гонка колесниц, которую устраивали жители Элиды - области на Пелопоннесе, где располагалась Олимпия.

Священное перемирие

Простым смертным, который сыграл немалую роль в развитии древнегреческих Олимпийских игр, был царь Ифит . Во времена его правления промежуток между проведением соревнований составлял уже четыре года. Возобновив проведение Олимпийских игр, Ифит объявив священное перемирие. То есть во время этих празднеств нельзя было вести войну. Причём не только в Элиде , но и в других частях Эллада.

Элида считалась священным местом. Вести войну с ней нельзя было. Правда, позже элейцы сами вторгались в соседние области неоднократно. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? Во-первых, проведение этих состязаний было связано с именами богов, которых весьма почитали древние греки. Во-вторых, на месяц было объявлено вышеупомянутое перемирие, которое имело особое название - ἱερομηνία.

О видах спорта в Олимпийских играх, проводимых эллинам, ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Существует мнение, что первоначально спортсмены состязались только в беге. Позже к видам спорта в Олимпийских играх добавили борьбу и гонки на колесницах.

Участники

Среди граждан в Древней Греции были те, что подверглись публичному бесчестию и презрению окружающих, то есть атимии . Они не могли стать участникам в соревнованиях. Только уважаемые эллины. В античных Олимпийских играх не принимали участие, конечно, и варвары, которые могли быть лишь зрителями. Исключение было сделано только в пользу римлян. На древнегреческих Олимпийских играх женщина не имела права даже присутствовать, если она не являлась жрицей богини Деметры .

Число и зрителей, и участников была огромно. Если при первых Олимпийских играх в Древней Греции (776 год до нашей эры) проводились соревнования только в беге, то позже появились и другие виды спорта. А со временем состязаться в своем мастерстве получили возможность поэты и художники. Во время проведения празднеств друг с другом соперничали даже депутаты в обилии приношений мифическим божествам.

Из истории возникновения Олимпийских игр известно, что эти мероприятия имели довольно важное общественное и культурное значение. Совершались сделки между купцами, художники и поэты знакомили публику со своими творениями.

Проводились состязания в первое полнолуние после летнего солнцестояния. Продолжались пять дней. Определённая часть времени отводилась обрядам с жертвоприношениями и общественному пиру.

Виды состязаний

История возникновения Олимпийских игр, как уже было сказано, полна сказаний и легенд. Однако относительно видов состязаний существуют достоверные сведения. При первых Олимпийских играх в Древней Греции спортсмены состязались в беге. Этот вид спорта был представлен следующими разновидностями:

  • Бег на дистанцию.
  • Двойной бег.
  • Долгий бег.
  • Бег в полном вооружении .

Первый кулачный бой состоялся на 23-й Олимпиаде. Позже древние греки добавили такие виды единоборства, как панкратион , борьбу. Выше было сказано, что женщины не имели права принимать участие в состязаниях. Однако в 688 году до нашей эры, были созданы особые состязания для самых целеустремленных жительниц в Древней Греции. Единственным видом спорта, в котором они могли соревноваться, были конные бега.

В четвертом столетии до нашей эры в программу Олимпийских игр добавили состязание между трубачами и герольдами - эллины полагали, что эстетическое наслаждение и спорт имеет логическую связь. Художники выставляли на рыночной площади свои произведения. Поэты и писатели, как было сказано выше, читали свои сочинения. Скульпторам иногда после завершения Игр заказывали статуи победителей, лирики в честь самых сильных и ловких слагали хвалебные песни.

Элланодоны

Как назывались судьи, которые наблюдали за ходом соревнований и присуждали награды победителям. Назначались элланодоны при помощи жребия. Судьи не только вручали награду, но и заведовали устройством всего мероприятия. При первых Олимпийских играх их было всего два, затем девять, ещё позднее десять. Начиная с 368 года до нашей эры элланодонов было двенадцать. Правда, позже число судей сократилось. Элланодоны носили особую одежду пурпурного цвета.

С чего начинались состязания? Спортсмены доказывали зрителям и судьям, что предшествующие месяцы посвятили исключительно предварительной подготовке. Они давали клятву перед статуей главного древнегреческого бога - Зевса . Родственники желающих состязаться - отцы и братья - также давали клятву. За месяц до соревнований спортсмены демонстрировали свое мастерство перед судьями в Олимпийской гимназии.

Порядок соревнований устанавливался посредством жребия. Затем герольд во всеуслышание объявлял имя выходящего на состязание. Где проходили Олимпийские игры?

Святилище Древней Греции

Где проходили Олимпийские игры, понятно уже из названия. Олимпия находится в северо-западной части в Пелопоннесского полуострова. Здесь когда-то располагался храмово-культурный комплекс и священная роща Зевса . На территории древнегреческого святилища имелись культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, в которых жили участники и гости. Это место являлось центром греческого искусства вплоть до четвертого столетия до нашей эры. Позже были сожжены по приказу Феодосия II.

Олимпийский стадион строился постепенно. Он стал первым в Древней Греции. В пятом столетии до нашей эры этот стадион принимал около сорока тысяч зрителей. Для тренировок использовался гимнасий - сооружение, беговая дорожка которого равна была по длине той, что находилась на самом стадионе. Ещё одна площадка для предварительной подготовки - палестра . Она представляла собой квадратное сооружение с внутренним двором. Здесь тренировались преимущественно спортсмены, которые состязались в борьбе и кулачном бою.

Леонидойон , выполнявший функции был построен в пятом столетии до нашей эры по проекту известного в Древней Греции архитектора. Огромное здание состояло из двора, окруженного колоннами, и включало множество комнат. Олимпийские игры играли важную роль в религиозной жизни эллинов. А потому здесь местные жители воздвигли несколько храмов и святилищ. Сооружения пришли в упадок после землетрясения, произошедшего в шестом веке. Окончательно ипподром был уничтожен во время наводнения.

Последние Олимпийские игры в Древней Греции состоялись в 394 году. Запрещены императором Феодосием. В христианскую эпоху эти мероприятия расценивались как языческие. Возрождение Олимпийских игр произошло спустя два тысячелетия. Хотя уже в XVII веке состязания, напоминавшие олимпийские, проводились неоднократно в Англии, Франции и Греции.

Возрождение древнегреческих традиций

Предшественниками современных Олимпийских игр стали " Олимпии" , проводившиеся в середине XIX столетия. Но они, конечно, были не столь масштабны и мало общего имели с состязаниями, которые в наше время свершается раз в четыре года. Значительную роль в возрождении Олимпийских игр сыграл французский Пьер де Кубертен. Почему вдруг европейцы вспомнили о традициях древних греков?

В середине XVII столетия в Олимпии были проведены археологические исследования, в результате которых учёные обнаружили остатки храмовых сооружений. Работы продолжались более десяти лет. В это время в Европе пользовалось популярностью всё, что имело отношение к Античности. Желанием возродить олимпийские традиции заразились многие общественные и культурные деятели. При этом наибольший интерес к культуре проведения спортивных состязаний в Древней Греции проявляли французы, хотя археологические открытия и принадлежали немцам. Это можно легко объяснить.

В 1871 году французская армия потерпела поражение, которое существенно подорвало патриотический дух в обществе. Пьер де Кубертен полагал, что причина была в слабой физической подготовке солдат. Он не пытался вдохновить своих соотечественников на борьбу с Германией и другими европейскими державами. Французский общественный деятель много говорил о необходимости улучшения физической культуры, но также ратовал за преодоление национального эгоизма и установление международного взаимопонимания.

Первые Олимпийские игры: новое время

В июне 1894 года в Сорбонне состоялся конгресс, на котором Кубертен представил мировой общественности свои мысли о необходимости возрождения древнегреческих традиций. Его идеи поддержали. В последний день конгресса было решено провести Олимпийские игры через два года. Состояться они должны были в Афинах. Комитет по проведению международных соревнований возглавил Деметриус Викелас . Пьер де Кубертен занял должность генерального секретаря.

Олимпийские игры 1896 года стали крупнейшим спортивным событием. Государственные деятели Греции выдвинули предложение о проведении Олимпийских игр исключительно у них на родине. Однако комитет решил иначе. Место проведения Игр меняется кадые четре года.

В начале XX столетия олимпийское движение не пользовалось широкой популярностью. Отчасти это объясняется тем, что в это время в Париже проводилась Всемирная выставка. Некоторые историки полагают, что олимпийские идеи спасти удалось благодаря промежуточным играм 1906 года, проведённым снова в Афинах.

Отличия современных Игр от древнегреческих

Состязания были возобновлены по образцу античных спортивных соревнований. Современные Олимпийские игры объединяют спортсменов всех государства, по отношению к отдельным лицам не допускается дискриминация по религиозным, расовым, политическим мотивам. В этом, пожалуй, заключается главное отличие современных Игр от древнегреческих.

Что заимствовали современные Олимпийские игры от древнегреческих? Прежде всего, само названия. Заимствовано была и периодичность проведения состязаний. Одно из предназначений современных Олимпийских игр - служение миру, установление взаимопонимания между странами. Это созвучно с идеями древних греков о временном перемирии в дни проведения состязаний. Олимпийский огонь и факел - символы Олимпиады, которые возникли, конечно, в античности. У древних греков заимствованы также некоторые термины и правила проведения состязаний.

Есть, конечно, несколько существенных отличий между современными Играми и античными. Древние греки проводили спортивные состязания исключительно в Олимпии. Сегодня Игры организовываются каждый раз в другом городе. В Древней Греции не существовало такого понятия, как " зимние Олимпийские игры" . Да и состязания были другими. В античности в Олимпийских играх участвовали не только спортсмены, но и поэты.

Символика

О том, как выглядит символ Олимпийских игр, известно всем. Пять скрепленных колец чёрного, голубого, красного, жёлтого и зелёного цвета. Однако немногие знают, что эти элементы не относятся к какому-либо конкретному континенту. звучит на латыни, в переводе на русский означает " быстрее, выше, сильнее" . Флаг представляет собой белое полотнище с изображением колец. Он поднимается на всех Играх с 1920 года.

И открытие, и закрытие Игр сопровождаются грандиозной, красочной церемонией. К разработке сценария привлекаются лучшие организаторы массовых мероприятий. В этом зрелище стремятся поучаствовать знаменитые актеры , певцы. Трансляция этого международного мероприятия привлекает к телевизионным экранам десятки миллионов зрителей по всему миру.

Если древние греки полагали, что в честь Олимпийских игр стоит приостановить любые военные действия, то в двадцатом столетии происходило всё наоборот. Спортивные состязания отменяли по причине вооруженных конфликтов. Игры не проводились в 1916-м, 1940-м, 1944-м . В России Олимпиада проходила дважды. В 1980 году в Москве и в 2014 году в Сочи.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация